Домой / Для зеленых глаз / Как возникают и складываются межличностные отношения. Классификация, виды и характеристики межличностных отношений

Как возникают и складываются межличностные отношения. Классификация, виды и характеристики межличностных отношений

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.


Метки: , , , ,
  • 1.6. Виды общения
    Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими
  • 14.3. Привязанность и дружба
    Привязанность - это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь, взаимное влечение друг к другу. Вследствие этого такие люди предпочитают об- щение между собой контактам с другими людьми
  • 17.5. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися
    К таким особенностям относятся вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство, самоуверенность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, простодушие, медлительность, сухость, неорганизованность. Вспыльчивость и самоуверенность более характерны для учителей старшего
  • 1.2. С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить об общении?
    При рассмотрении сущности общения наблюдаются две ошибочные, на мой взгляд, позиции: в одних случаях не причисляют к категории общения одни акты взаимодействия людей, а в других случаях считают общением
  • 8.5. Вина
    Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть, и в имплицитном сознании обозначается как «угрызение совести». Западные психологи выделяют винусостояние и винучерту. В
  • Заповеди педагогического общения (по В. А. Кан-Калику, 1987)
    Педагогический процесс основывается на отношениях учителя с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей

Comments are closed at this time.

Русский язык имеет слово «отношение», которое произошло от глагола «относить». Этот глагол подразумевает, что один человек что-то относит другому человеку.

Но специфично то, что мы говорим не о вещи, которая относится другому человеку, а о чем-то идеальном, о том, что может существовать лишь в сознании человека (в его мыслях, эмоциях, в его оценках и представлениях).

Поэтому если говорить об отношениях, то нужно подразумевать некую субъективную связь, которая возникает у индивида с любым внешним объектом, будь то вещью или другим индивидуумом.

Это проявляется в том, как индивидуум эмоционально реагирует на предмет своего отношения, как его категоризирует и какие шаблоны поведения, касаемо к объекту вырабатывает.

А.В. Киричук считает, что это целостная система, состоящая из избирательных связей индивидуума с окружающей действительностью. Под данным понятием следует понимать те смыслы, которые несут для человека определенные явления, объекты или люди. Опыт взаимодействия с объектом формирует отношение человека к этому объекту и к самому себе.

Межличностные же взаимодействия – это те субъективные связи, которые возникают и развиваются между индивидуумами и которые влияют на способы оказания взаимных влияний во время взаимодействий.

В.Н. Куницина считает, что отношения – это связи, формирующиеся между предметами, величинами и действиями, а также взаимосвязь различных элементов единой системы, а также взаимодействие различных систем друг с другом.

Под личностными взаимоотношениями она понимает субъективные связи, существующие между индивидуумами.

В.А. Соснин под личностными взаимоотношениями понимает не только субъективные взаимные взгляды людей, которые проявляются в методах их взаимных влияний, которые оказываются объектами отношений в процессе общей деятельности.

Это также и целая система ожиданий, установок и стереотипов, возникающая у людей друг ко другу. От деловых отношений, а также от общественных, межличностыне отношения часто становятся психологическими или экспрессивными, так как они глубоко затрагивают эмоциональную сферу сознания.

Е.О. Смирнова считает, что межличностные отношения не обязательно являются лишь диадными, но они также возникают между людьми, объединенные узами одной группы – например, между членами семьи, членами команды или коллектива на работе.

В таких обстоятельствах эти отношения выражаются в оказываемых друг на друга воздействия во время различных видов совместной .

Таким образом, межличностные отношения – это взаимные связи, которые образуются между индивидуумами и которые проявляются в том, каким образом они влияют друг на друга.

Люди, относящиеся к разным социальным, экономическим, этническим и другим группам по разному формируют взаимодействия, которые оказывают воздействие на самореализацию индивидуума и помогают ему раскрыть свои индивидуальные возможности.

Основные принципы

Отношения, которые возникают между разными людьми во время взаимодействия, базируются на таких принципах:

  • применение общепринятых нравственных норм;
  • осознание своей индивидуальной личности;
  • познание личности другого человека на уровне эмпатии;
  • принятие личности этого человека.

Межличностные контакты – это связи, формирующиеся между людьми, и связи эти могут либо осознаваться, либо не осознаваться. Основой возникающих контактов являются эмоции, возникающие к своему партнеру в процессе совместной деятельности.

Составляющих межличностных взаимодействий

Межличностные отношения состоят из трех составляющих: это информационный (конгнитивный) компонент, аффективный компонент и поведенческий компонент.

Наличие информационного элемента подразумевает то, что человеку нравится или не нравится в возникших контактах.

Аффективный элемент проявляется в том, какие эмоции переживают люди по отношению к возникающим взаимосвязям.

Эмоциональный компонент является главным в межличностных отношениях. Обычно он включает в себя либо положительные эмоции, либо отрицательные эмоции, а также различные конфликты состояний, чувство удовлетворенности собой или партнером, а также эмоциональное восприятие себя и партнера.

Проявления межличностных отношений

Межличностные отношения могут проявляться по-разному.

Конъюнктивные эмоции могут выражаться в самых разных позитивных и если человек их демонстрирует, то это говорит о его готовности к сближению. Нейтральное отношение к другому индивидууму проявляется в индифферентных чувствах. Это может быть заметно по его равнодушию, безучастности и пр.

Если же человек в различных формах выражает свои негативные эмоции, то это говорит о возникших дизъюнктивных чувств к партнеру, что демонстрирует нежелание дальше сближаться и общаться. Часто бывает так, что межличностные отношения носят амбивалентный характер, то есть очень противоречивы.

Люди склонные к тому, чтобы вступать в межличностные отношения с теми, с кем взаимодействуют. При этом они проявляют конвенциональные эмоции и чувства таким образом, что это либо способствует взаимному пониманию партнеров по общению, либо затрудняет их взаимодействие.

Причем люди, которые относятся к разным группам по социальному или профессиональному или этническому признаку, то они используют разные невербальные приемы общения.

Поведенческие составляющие

Что же касается поведенческого составляющего элемента системы межличностных взаимоконтактов, то он проявляется в конкретных действиях человека. Если, к пример, человеку нравится его партнер, то это будет выражаться в доброжелательном поведении, которое будет проявляется в желании оказать помощь и наладить продуктивное взаимодействие. Если же партнер человеку не нравится, то это будет затруднять взаимодействие.

Существует огромное множество интерпретаций, находящихся между этими двумя полюсами поведенческого фактора. Представители разных социокультурных групп по разному проявляют поведенческий фактор.

Главным механизмом, формирующим взаимодействия между индивидуумами, является эмпатия. Эмпатия – это механизм, с помощью которого люди познают друг друга и развивают отношения друг с другом.

Я.А. Коломинский пишет о том, что эмпатия сама по себе также является структурой, состоящей из трех уровней.

Первый уровень (основной) эмпатии – это конгитивная эмпатия, которая провяляется в том, что человек понимает эмоциональное состояние своего партнера, и для этого ему не нужно изменять свое собственное состояние.

Эмпатия второго уровня – это эмоциональная эмпатия. Человек не просто понимает другого, но и сопереживает ему, что свидетельствует об эмпатическом реагировании.

Эмпатия третьего уровня – это конгнитивная эмпатия, которую можно считать высшим уровнем. Она же включает в себя и остальные два уровня. На этом уровне человек не только понимает эмоции другого, и не только сопереживает ему, но и в действиях пытается ему помочь. Так человек совершает практическую помощь для того, чтобы оказать поддержку своему партнеру. Все эти три уровня тесно взаимосвязаны между собой.

Трудно представить современное общество без межличностных отношений. Мы проводим всю свою жизнь в общении: с утреннего пробуждения до отхода ко сну. Интернет, телефон, письма - все это средства коммуникации, без которых человек просто не сможет обойтись. Индивидуум устроен таким образом, что если он не будет с кем-то общаться, то через короткий промежуток времени просто сойдет с ума. Итак, что такое Это наш воздух, это то, без чего мы просто не сможем жить.

Определение понятия

Если разбираться, что обозначает сам термин, то психологи определяют его как некую совокупность взаимодействий, которые возникают между людьми и сопровождаются в большинстве случаев переживаниями эмоционального характера. В некотором роде человек передает другому состояние своего внутреннего мира.

Виды и формы

Когда речь идет о том, что такое межличностные отношения, можно выделить основные виды и Это может быть невербальная связь, жесты и движения тела, внешний вид человека, устная речь и многое другое.

Составляющие компоненты:

  • Он включает в себя такие особенности отношений между людьми, как некоторые формы познания - память, восприятие, воображение, мышление. Каждый отдельный компонент позволяет раскрыть человека, распознать его индивидуальность, особенности психологического плана. Достигнуть взаимопонимания можно будет только в том случае, если вы поймете тот личности, с которой собираетесь вступить в контакт.
  • Эмоциональный компонент. Это не что иное, как переживания, которые мы испытываем во время общения с кем-то. Не стоит забывать о том, что они могут носить не только положительный характер, но и отрицательный. Отличным примером служит диагностика межличностных отношений между мужчиной и женщиной, которые являются парой. Они ссорятся, мирятся, иногда испытывают симпатию друг к другу, а иногда и антипатию. Также эмоциональный компонент подразумевает эмпатию. Это чувство сопереживания кому-то.
  • Поведенческий компонент. Это речь, мимика. Именно данный компонент и является основным регулятором в межличностных отношениях.

Формирование связей между людьми

Развитие межличностных отношений может произойти только в том случае, если определенный индивид может устанавливать с другим человеком контакт. Другими словами, найти Для этого не должно быть корыстных намерений, в общении должны присутствовать легкость и понимание, эмоциональное притяжение.

Межличностные отношения людей всегда стремятся к достижению доверия. После этого связь углубляется, со временем пропадает психологический барьер. Однако есть разница между доверием и доверчивостью. Доверия заслуживают долго, а вот доверчивый человек верит другому на слово, несмотря на возможные подвохи и разочарования.

Методики межличностных отношений

  • Цель. Отношения такого типа формируются тогда, когда людей объединяет определенная цель. Например, первичный тип - это когда связь образовывается сама по себе, а вторичный - когда один человек общается с другим потому, что должен (начальник - подчиненный).
  • Характер. По характеру отношения можно разделить на формальные и неформальные. Формальные - это те, которые основаны на предписанных правилах и законах. Неформальные не ограничены какими-то официальными рамками.
  • деловые взаимосвязи, которые образовываются на работе. На первом плане стоит совместная деятельность, а только потом - личная симпатия и доверие.

Рациональные и эмоциональные отношения

Что такое межличностные отношения рациональные и чем они отличаются от эмоциональных? На самом деле все очень просто.

В первом случае человек руководствуется расчетом, разумом и логикой. Пытается действовать правильно и не портить контакт с другим индивидуумом. Примером в такой ситуации может послужить взаимосвязь начальника и подчиненного. Эффективность совместной деятельности будет зависеть от того, насколько они сработаются, насколько корректно построят отношения друг с другом.

Что касается эмоциональных отношений, то тут человек руководствуется своими чувствами, забывая о том, что есть объективное мнение. Эта форма может приносить как радость и положительные эмоции, так и депрессии, разочарования. Влюбленные пары как нельзя лучше подходят к данной категории. Порой мы делаем необдуманные поступки, руководствуясь своими эмоциями и совершенно забываем о последствиях.

Диагностика отношений

Диагностика межличностных отношений - это целая наука, которая направлена на то, чтобы изучить человека, раскрыть его, основываясь на элементарных психологических знаниях. Более того, при помощи данной методики можно наладить контакт с самим собой. Ведь есть идеальное «я» и «я», которому в себе что-то не нравится. Составив для себя такую таблицу, вы сможете понять, насколько хорошо ладите с самим собой. Ведь если вы не можете достигнуть взаимопонимания со своей личностью, то сделать это с окружающими людьми будет просто невозможно.

Как вы уже поняли, отношения между людьми строятся на доверии, которого не так уж и просто достичь. Ниже представлены несколько полезных советов, которые помогут вам немного раскрыться, а это ускорит процесс налаживания контакта с другими.

  • Если у вас не получилось завязать с кем-то разговор, никогда не ищите проблему в другом человеке, найдите ее сначала в себе. Вы уверены, что хорошо знакомы со своей личностью? Достигните внутренней гармонии с самим собой.
  • Составьте психологический портрет человека, с который хотите иметь дело. Вы должны знать его особенности, чтобы понять, на что обращать особое внимание.
  • Покажите свою заинтересованность в другом человеке. Возможно, у вас найдется несколько точек соприкосновения. А общие интересы всегда облегчают общение.
  • Обратите внимание на межличностные отношения детей: у них определенно есть чему поучиться. Простые, без лишних забот, честные.
  • Запомните главное правило: вы никогда не сможете добиться доверия человека, если имеете корыстные цели. Даже если этот человек не будет знать о ваших намерениях, вы на подсознательном уровне будете себя выдавать. Индивидуум почувствует, что он вам неинтересен, и никогда не станет доверять.

Любовь и дружба

Иногда межличностные отношения возникают сами собой, а иногда нужно потратить много времени для того, чтобы их построить. Возьмем для примера любовь и дружбу. Как возникает любовь? Вы видите человека и начинаете испытывать к нему симпатию, если симпатия взаимна, у вас завязываются отношения. Может, вы и не доверяете до конца друг другу, но все равно делитесь своими эмоциональными переживаниями.

Отношения между мужчиной и женщиной способны подарить безумное счастье или, наоборот, сделать партнеров несчастными. Главной причиной этого является идеализация друг друга. Когда реальность оказывается иной, чем наши представления, мы испытываем горькое разочарование.

Другая распространенная причина проблем в любовных отношениях: женщины обычно очень эмоциональны, а мужчины, наоборот, пытаются дистанцироваться. Они не любят проявлять свои чувства и предпочитают держаться на безопасном расстоянии, так как пытаются избежать зависимости.

В любом случае любые отношения - огромный труд. Когда партнеры прикладывают усилия, возможно преодолеть любые разногласия. Отношения с противоположным полом — лучшая почва для личного развития. Они позволяют раскрыть самые сильные стороны личности.

Теперь немного о дружбе. Отношения между товарищами возникают постепенно. Вы знакомитесь с человеком, начинаете с ним общаться. Доверие тут возникает далеко не сразу. Именно по этой причине настоящая дружба - это большая ценность. Человек, который вас знает и понимает, не будет нуждаться в разъяснениях, он может прочесть в ваших глазах о внутреннем состоянии.

Теперь вы знаете, что такое межличностные отношения и на чем они основаны. Налаживайте контакт с собственным "я", тогда понять окружающих людей станет гораздо проще.

Очень сложно представить себе людей, которые всё время проводят только в одиночестве, да это и практически невозможно, поэтому все мы вступаем в межличностный контакт. А что такое межличностные отношения? Именно это и ещё многое другое мы постараемся объяснить ниже.

Большую часть своей жизни мы проводим именно в общении, постоянно вступая в контакт с различными людьми. Наши друзья, семья, коллеги – все эти люди окружают нас каждый день. Мы вступаем в определённую связь тет-а-тет, через телефонные вызовы, через социальные сети. И всё это можно назвать межличностными отношениями.

Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Ответ очевиден: нет. Каждый человек нуждается в общении. Наверное, если бы мы от этого отказались, то не могли уже в полной мере называть себя людьми.

Определение со стороны науки

Какие отношения называются межличностными с точки зрения науки? Учёные подразумевают под этим термином связь, взаимодействие, возникающее между людьми. Взаимодействие отдельных индивидов, членов общества может быть высокоэмоциональным, что способствует передаче сути внутренних переживаний, выражению душевного состояния.

Особенности межличностных отношений проявляются при выстраивании коммуникации, базировании связи на совершенно разных манерах общения. Это может осуществляться через общение, через различные движения тела, внешний образ, устную речь, мимику и многое другое. Понятие межличностных отношений включает в себя три компонента.

1. Эмоциональный. Этот компонент отвечает за то, какие переживания испытывает человек, вступающий в контакт. Эти эмоции могут влиять на него как в положительную сторону, так и в отрицательную. Симпатия, антипатия, ненависть, удовлетворение своим оппонентом в общении и другие переживания могут появиться в ходе коммуникации. Также мы можем откликаться на переживания людей, которые нас окружают. В своем эмоциональном отклике мы можем проявить сочувствие, поддержку или же принять участие в чём-то, чтобы оказать помощь.

2. Поведенческий. Компонент обусловливает использование мимики, пантомимики, жестикуляции при разговоре. Эти движения могут выступать регулятором всей атмосферы беседы.

3. Когнитивный. Всё, что мы ощущаем, представляем, воображаем, помним, о чём мы думаем, относится к когнитивному компоненту. Это можно считать своеобразной идентификацией своей личности при общении. Психология межличностных отношений заключается именно в этом пункте, так как главное восприятие нашего собеседника складывается из этого.

Как происходит зарождение коммуникативной связи

Основа межличностных отношений заключается в том, насколько индивид умеет устанавливать связь с другими людьми, находить общие темы для разговора. Именно в этом случае начинают появляться признаки межличностных отношений.

Страх перед людьми или же боязнь не понравиться – это то, что мешает межличностным отношениям. Это может послужить причиной замкнутости и, как следствие, потери интереса собеседника. Как это преодолеть? Для того чтобы уметь располагать к себе людей, нужно показывать, что ты открыт для общения, настроен не враждебно, также при общении эмоциональное притяжение и доверие играют немалую роль.

Самые прочные связи основываются на полнейшем доверии друг другу, моральной поддержке, а также уверенности в общении и в том, что никто не сможет воспользоваться той или же иной личной информацией во вред другому. При длительном общении дистанция между людьми становится всё меньше и меньше, поэтому происходит большее углубление связей. Порой это доверие может перерасти в доверчивость, и тогда человека становится очень просто обмануть.

Виды контактирования между людьми

Существует большое количество классификаций межличностных отношений. Они определяются всегда степенью близости людей, целью, средой, где происходит это общение, а также равенством или неравенством коммуникантов.

Если исходить из цели общения, то формы межличностных отношений могут быть как первичными, так и вторичными:

  • Первичные взаимоотношения – это то, что возникает само собой. Люди сближаются не из-за какой-то выгоды, а потому что им просто интересно друг с другом.
  • Вторичные взаимоотношения можно ещё обозначить, как «фиктивный» тип, потому что они завязываются на основе выгоды. Очень часто возникают из-за того, что кому-то нужна помощь.

Кроме того, характеристика межличностных отношений включает в себя разделение на формальные и неформальные. Формальные обусловливаются тем, что они всегда действуют в рамках закона или же каких-либо других правил, чаще всего регулируются правовой нормой. Неформальные возникают исходя из личных предпочтений и не ограничиваются законом.

Если рассматривать межличностные отношения в коллективе, то их можно разделить на деловые и личные. Люди на работе, службе будут выстраивать с вами деловые связи, так как это общение необходимо в рамках совместной деятельности, совместного производства. Личные взаимоотношения не основываются на этом, они направлены на дружбу, интимную близость, семью, душевное доверие.

Проявление межличностного общения может быть рациональным и эмоциональным. Первый случай включает в себя взаимоотношения людей, которые строятся на логике, разуме, расчёте и т.д. Конфликты в межличностных отношениях чаще всего возникают в эмоциональном проявлении отношений, так как люди используют в большей мере эмоции, принятие другого, необъективную оценку.

Взаимосвязи между людьми также зависят и от статуса, который имеет та или иная личность. Существует паритетная связь, предполагающая равенство между людьми, – участники являются самостоятельными и не зависящими друг от друга личностями. А вот субординация говорит о статусном неравенстве. Обычно такая иерархия складывается у начальника с подчинёнными или же у людей, чьи финансовые возможности имеют значительные различия.

Процесс контактирования людей также обусловливается и общественной коммуникацией. Общественные и межличностные отношения – это, конечно же, не одно и то же. Между ними есть значительные различия:

  • Общественные отношения складываются прежде всего в обществе, это очень обширное понятие. Межличностные отношения охватывают только нескольких индивидов.
  • Общественные связи объективны, в отличие от межличностных. Это значит, что они не строятся на эмоциях, а имеют куда более прочную основу.
  • Отношения, связанные с обществом, являются независимыми, а то время как связи между двумя людьми всегда зависят от обоих.

Межличностные отношения могут вызывать у людей самые различные эмоции. Некоторые связи заставляют нас грустить, испытывать злость, впадать в депрессию. Другие же, наоборот, дарят радость, множество положительных эмоций.

Всё развитие межличностного общения зависит только от навыков конкретного человека: насколько он расположен к коммуникации и умеет заводить новые знакомства, быть интересным в разговоре. Зрелость на эмоциональном и психологическом уровне становится самым главным помощником. Автор: Лина Егорова

Межличностные отношения (взаимоотношения ) - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Межличностные отношения возникают, развиваются и проявляются в общении , в свою очередь, общение , способы его организации оказывают влияние на межличностные отношения.

Межличностные отношения и общение являются компонентами структуры межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.



Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Чтобы понять взаимосвязи личности и ее социальной сре­ды, используется понятие «роль» .

Мысль о том, что люди вих жизнедеятельности подобны акте­рам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I-II вв. н.э., часто сравнивал человека с актером. Так, он заявлял: "Не забудь, - ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса - коротка и роль, длинна - длинна и она. Даст он тебе роль нищего - старайся вернее создать его тип, как и тип кале­ки, высшего правительственного лица или частного человека" (Эпиктет, 1888. С. 6). Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В. Шекспир в пьесе "Как вам это понравится" устами одного из своих героев говорил:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определен­ной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им поло­жению .

Более точно понятие роли раскрывается в понятиях «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен вы­полнить человек, занимающий данный статус в социаль­ной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, на­зывается ролевым набором.

Социальная роль - относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), вырабо­танный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенногосо­циального статуса.

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе.

Статус личности задан сложившейся системой общественных отношений, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре.

Статус личности объективен и осознается личностью частично или целостно, адекватно или неадекватно, активно или пассивно, т.е., человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права.

Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положе­нием в определенной социальной системе и иерархии об­щественных отношений.

Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ством, образует содержание социальной роли .

Основой, на которой формируются социальные роли , являются соци­альные нормы.

Необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пас­сажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, стар­шего брата и др.).

Неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шабло­ны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Виды социальных ролей

Стандартизированные (безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет) – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности: - учитель, ученик, студент, продавец.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.

Гендерные роли – роли мужчины и женщины, мальчика и девочки -социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит . Когда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, то возникает так называемый ролевой конфликт .

Т.е., достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликты могут бытьвнутриролевые , межролевые иличностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу . Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности . Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.