Cлайд 1
Духовно-нравственное воспитание в семье и школе Общешкольное родительское собрание МБОУ СОШ № 106 9 февраля 2012г *Cлайд 2
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский *Cлайд 3
Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. *Cлайд 4
Воспитание нравственной личности - это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине,окружающим людям и самому себе. *Cлайд 5
Цель духовно- нравственного развития и воспитания Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *Cлайд 6
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *Cлайд 7
Базовые национальные ценности: Патриотизм; Социальная солидарность; Гражданственность; Семья; Труд и творчество; Наука; Религия; Искусство и литература; Природа; Человечество. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *Cлайд 8
В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе? Нарушены устои семьи: иерархия семейных взаимоотношений; традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей; родовые и семейные связи между поколениями. *Cлайд 9
Данные независимого исследования «Семья и общество» (НИИ Семьи и воспитания 2010г) Проблемы, типичные для семьи в воспитании детей % Ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей 80,2% Значительные различия во взглядах на жизнь членов семьи 55,4% Недостаточное знание членами семьи друг друга 53% Отсутствие возможностей контролировать поведение детей 53,3% Отсутствие взаимопонимания с детьми 45,7% *Cлайд 10
Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей. *Cлайд 11
Результаты анкетирования учащихся 5б класс № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 26 0 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 25 1 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 22 4 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 22 4 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 25 1 *Cлайд 12
Результаты анкетирования учащихся 6а класса(21) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 19 2 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 10 11 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 17 4 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 10 11 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 20 1 *Cлайд 13
Результаты анкетирования учащихся 6в класса(21) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 21 - 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 17 4 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 19 2 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 12 9 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 21 - *Cлайд 14
Результаты анкетирования учащихся 7-х классов(51) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 49 2 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 38 13 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 31 20 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 28 23 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 50 1 *Cлайд 15
Результаты анкетирования учащихся 8-х классов(60) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 59 1 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 47 13 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 45 15 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 43 17 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 41 19 *Cлайд 16
Я люблю своих родителей: Они всегда помогут, всегда рядом; За всё хорошее; За всё, что они делают для меня; Они всегда поддерживают меня, на бросят в трудную минуту; За то, что они лучшие; За заботу и понимание, за любовь которую они дают; Потому, что они подарили мне жизнь; Они меня понимают; Не знаю; Странный вопрос! Все их любят! *Cлайд 17
Социальные институты, формирующие духовно-нравственную личность СЕМЬЯ ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ *Cлайд 18
Цель: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.
Оборудование: Мультимедиа, презентация
Форма проведения: круглый стол.
Участники круглого стола: учащиеся, родители, классный руководитель, психолог.
Предварительная подготовка:
1. Проведение анкеты среди учащихся и родителей, с целью определения взаимоотношений родители-дети.
Вопросы для учащихся | Вопросы для родителей | ||
1. | Уровень развития умений общаться со
сверстниками: а) высокий б) средний в) низкий |
1. | Какие отношения преобладают между
учителями и родителями а) доброжелательные б) нейтральные в) напряженные |
2. | Уровень развития умений общаться с
учителями а) высокий б) средний в) низкий |
2. | Какие особенности в характере и поведении ребенка больше всего волнуют родителей? |
3. | Для самоутверждения в обществе
необходимо: а) навыки самоуправления; б) умение строить деловые взаимо-отношения со сверстниками и старшими; в) умение найти выход из проблемной ситуации; г) правовые знания д) экономическая независимость е) не делать ничего |
3. | К чему должна подготовить школа
выпускников?
|
4. | Основные качества необходимы деловому
человеку: а) предприимчивость; б) умение устанавливать необходимые связи; в) собственная организованность; г) знание экономики, рынка и права. |
4. | Какое жизненное правило, должен усвоить
выпускник, входя во взрослую жизнь
|
2. Подбор литературы для проведения родительского собрания.
Ход собрания
I. Организационный момент.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества .
Теодор Рузвельт
Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фромм
II. Вступление.
Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного климата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.
В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.
К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л.Н.Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.
III. Вопросы для обсуждения.
Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье?
Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представить себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие "нравственность".
Вопрос 1 . Значение семьи в нравственном воспитании:
По мнению В.А.Сухомлинского, "воспитание - это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с приятными в обществе моральными устоями".
Будет нравственное воспитание - ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей: Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания".
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Вопрос 2 . Нравственные ценности -...
(Обсуждение вопроса за круглым столом).
Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признается как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.
Ее нужно формировать в сознании ребенка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребенок всегда будет стремиться к добру.
Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости).
Вопрос 3. "Совесть" в Вашем понимании:
(Обсуждение вопроса за круглым столом).
"Совесть - способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п.".
Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надежное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
IV. Анализ проведенного анкетирования среди учащихся и родителей.
В презентации показаны результаты анкетирования родителей и учащихся (цифровой вариант).
С учащимися и родителями проведена анкета с целью определения взаимоотношений родители-дети-учителя. В анкетировании приняли участие учащиеся 11 класса и их родители.
(Обсуждение результатов анкеты за круглым столом).
Вывод: По результатам анкеты, сделан вывод такой, что учащиеся обладают тем набором нравственных ценностей, которые в будущем для них станут нравственными правилами, которые они впитали в семье, ведь ребенок воспитывается в семье и все, что есть в детях это заложено в семье. Но, к сожалению, по результатам анкетирования просмотрелось то что большинство родителей уже отстранились от воспитания. Дети предоставлены сами себе. А их поведение корректирует школа, улица, та среда, в которой они общаются.
V. Подведение итогов.
Дом для ребенка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
Психологические факторы, которые имеют воспитательное значение
со стороны родителей | со стороны детей |
Принимать ребенка таким, какой он есть; Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; Предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения; Иметь представления о различных этапах в жизни ребенка; Уважать права ребенка. |
Не балуйте меня, вы меня портите; Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я вас ненавижу". Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали; Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз. |
(В заключение проанализировать слова Росса Кэмпбэлла)
Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает любовь, но не начинает первым.
Если детей одаривают любовью, они возвращают её.
Если им ничего не дается, им нечего возвращать.
Росс Кэмпбэлл
Родителям предлагается определить по 5-ти балльной шкале результат встречи:
- Полезность встречи;
- Актуальность проблемы;
- Атмосферу встречи.
Используемая литература.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2005. - 304 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 9-11 классы / Л.И. Саляхова. - М.: Глобус, 2008. - 384 с. - (Классное руководство).
Семья – главный институт воспитания.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В семье закладываются основы личности ребенка.
К поступлению в школу ребенок уже более чем наполовину сформирован как личность.
В.А.Сухомлинский писал:
Что же представляет собой нравственное воспитание?
- Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
- Это развитие ума.
- Формирование отношения к добру и злу.
- Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Основные пути и условия формирования нравственности ребенка в семье:
- Атмосфера любви.
Сердечная привязанность, любовь, чуткость, заботливость членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувст ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2. Атмосфера искренности.
Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.
3. Разъяснение. Воздействие словом.
Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает без нас.
Надо задумываться над тоном и манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».
Надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
Ошибки в семейном воспитании:
- Упреки
Основное зло в том, что упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
2) Наказание
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям.
Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
3 ) Порицание
Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты.
Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям.
«...искусство повеления и запрета... дается нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветет всегда».
Необходимо:
- Воспитывать чувства.
- Регулярный труд в присутствии ребенка.
- Исключение прибавочных раздражителей из жизни ребенка.
- Оградить ребенка от контакта с безнравственными людьми.
Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь.
Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого ребенка.
Цель и мотив воспитания ребенка -
это счастливая, полноценная, творческая , полезная людям, а значит, нравственно богатая, жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Родительское собрание
«Нравственное воспитание детей в семье»
Доклад
«Методы и условия нравственного воспитания ребёнка
в семье»
Составитель: воспитатель
Филимонова
Ольга Ивановна
Цели:
Рассмотреть методы и условия нравственного воспитания детей в семье;
Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьёй и в семье.
Методы и условия
нравственного воспитания
ребёнка в семье:
Атмосфера любви.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, преданность и сила.
Атмосфера искренности.
Родители… не должны лгать детям.
Разъяснение.
Воздействие словом .
Большой ошибкой в семейном
воспитании являются упреки.
Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
Крайней мерой воздействия
В.А. Сухомлинский считал
наказание .
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, если оно заставляет задуматься над своим поведением, над отношением к людям.
Порицание.
Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
Запрещение.
С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».
Регулярный труд в присутствии ребёнка .
Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре.
Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка:
роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми .
Родителям необходимо обращать внимание
на целомудрие семейных отношений.
Семья - это:
- и трудовой коллектив,
- и моральная опора,
- и высшие человеческие привязанности,
- и пространство для отдыха,
- и школа доброты,
- и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
- мораль и вкусы,
- манеры и привычки,
- мировоззрение и убеждения.
- характер и идеалы…
Основы всего этого закладываются в семье.