Домой / Для зеленых глаз / Нравственное воспитание в семье презентация. Нравственное воспитание детей в семье

Нравственное воспитание в семье презентация. Нравственное воспитание детей в семье

Cлайд 1

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе Общешкольное родительское собрание МБОУ СОШ № 106 9 февраля 2012г *

Cлайд 2

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский *

Cлайд 3

Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. *

Cлайд 4

Воспитание нравственной личности - это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине,окружающим людям и самому себе. *

Cлайд 5

Цель духовно- нравственного развития и воспитания Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *

Cлайд 6

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *

Cлайд 7

Базовые национальные ценности: Патриотизм; Социальная солидарность; Гражданственность; Семья; Труд и творчество; Наука; Религия; Искусство и литература; Природа; Человечество. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *

Cлайд 8

В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе? Нарушены устои семьи: иерархия семейных взаимоотношений; традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей; родовые и семейные связи между поколениями. *

Cлайд 9

Данные независимого исследования «Семья и общество» (НИИ Семьи и воспитания 2010г) Проблемы, типичные для семьи в воспитании детей % Ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей 80,2% Значительные различия во взглядах на жизнь членов семьи 55,4% Недостаточное знание членами семьи друг друга 53% Отсутствие возможностей контролировать поведение детей 53,3% Отсутствие взаимопонимания с детьми 45,7% *

Cлайд 10

Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей. *

Cлайд 11

Результаты анкетирования учащихся 5б класс № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 26 0 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 25 1 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 22 4 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 22 4 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 25 1 *

Cлайд 12

Результаты анкетирования учащихся 6а класса(21) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 19 2 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 10 11 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 17 4 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 10 11 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 20 1 *

Cлайд 13

Результаты анкетирования учащихся 6в класса(21) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 21 - 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 17 4 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 19 2 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 12 9 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 21 - *

Cлайд 14

Результаты анкетирования учащихся 7-х классов(51) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 49 2 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 38 13 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 31 20 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 28 23 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 50 1 *

Cлайд 15

Результаты анкетирования учащихся 8-х классов(60) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 59 1 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 47 13 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 45 15 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 43 17 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 41 19 *

Cлайд 16

Я люблю своих родителей: Они всегда помогут, всегда рядом; За всё хорошее; За всё, что они делают для меня; Они всегда поддерживают меня, на бросят в трудную минуту; За то, что они лучшие; За заботу и понимание, за любовь которую они дают; Потому, что они подарили мне жизнь; Они меня понимают; Не знаю; Странный вопрос! Все их любят! *

Cлайд 17

Социальные институты, формирующие духовно-нравственную личность СЕМЬЯ ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ *

Cлайд 18

Цель: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

Оборудование: Мультимедиа, презентация

Форма проведения: круглый стол.

Участники круглого стола: учащиеся, родители, классный руководитель, психолог.

Предварительная подготовка:

1. Проведение анкеты среди учащихся и родителей, с целью определения взаимоотношений родители-дети.

Вопросы для учащихся Вопросы для родителей
1. Уровень развития умений общаться со сверстниками:

а) высокий

б) средний

в) низкий

1. Какие отношения преобладают между учителями и родителями

а) доброжелательные

б) нейтральные

в) напряженные

2. Уровень развития умений общаться с учителями

а) высокий

б) средний

в) низкий

2. Какие особенности в характере и поведении ребенка больше всего волнуют родителей?
3. Для самоутверждения в обществе необходимо:

а) навыки самоуправления;

б) умение строить деловые взаимо-отношения со сверстниками и старшими;

в) умение найти выход из проблемной ситуации;

г) правовые знания

д) экономическая независимость

е) не делать ничего

3. К чему должна подготовить школа выпускников?
  • к продолжению образования;
  • к трудовой жизни;
  • к самостоятельной деловой жизни;
  • к семейной жизни;
  • к профессиональной карьере;
  • к общественно-политической деятельности;
  • к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности;
  • к бережному отношению к своему здоровью;
  • к сотрудничеству с другими людьми;
  • другое___________________
4. Основные качества необходимы деловому человеку:

а) предприимчивость;

б) умение устанавливать необходимые связи;

в) собственная организованность;

г) знание экономики, рынка и права.

4. Какое жизненное правило, должен усвоить выпускник, входя во взрослую жизнь
  • быть самостоятельным;
  • быть всегда порядочным;
  • уметь брать ответственность на себя;
  • быть справедливым;
  • надеяться только на себя;
  • быть уверенным в себе;
  • образование можно купить;
  • быть внимательным к людям;
  • за все надо платить;
  • трудности впереди;
  • были бы связи, остальное купишь;
  • выход всегда есть;
  • честность - вершина добродетели;
  • ничего не дается даром;
  • другое__________________

2. Подбор литературы для проведения родительского собрания.

Ход собрания

I. Организационный момент.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества
.
Теодор Рузвельт

Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фромм

II. Вступление.

Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного климата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.

В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.

К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л.Н.Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

III. Вопросы для обсуждения.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье?

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представить себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие "нравственность".

Вопрос 1 . Значение семьи в нравственном воспитании:

По мнению В.А.Сухомлинского, "воспитание - это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с приятными в обществе моральными устоями".

Будет нравственное воспитание - ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей: Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания".

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Вопрос 2 . Нравственные ценности -...

(Обсуждение вопроса за круглым столом).

Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признается как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.

Ее нужно формировать в сознании ребенка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребенок всегда будет стремиться к добру.

Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости).

Вопрос 3. "Совесть" в Вашем понимании:

(Обсуждение вопроса за круглым столом).

"Совесть - способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п.".

Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надежное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

IV. Анализ проведенного анкетирования среди учащихся и родителей.

В презентации показаны результаты анкетирования родителей и учащихся (цифровой вариант).

С учащимися и родителями проведена анкета с целью определения взаимоотношений родители-дети-учителя. В анкетировании приняли участие учащиеся 11 класса и их родители.

(Обсуждение результатов анкеты за круглым столом).

Вывод: По результатам анкеты, сделан вывод такой, что учащиеся обладают тем набором нравственных ценностей, которые в будущем для них станут нравственными правилами, которые они впитали в семье, ведь ребенок воспитывается в семье и все, что есть в детях это заложено в семье. Но, к сожалению, по результатам анкетирования просмотрелось то что большинство родителей уже отстранились от воспитания. Дети предоставлены сами себе. А их поведение корректирует школа, улица, та среда, в которой они общаются.

V. Подведение итогов.

Дом для ребенка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Психологические факторы, которые имеют воспитательное значение

со стороны родителей со стороны детей
Принимать ребенка таким, какой он есть;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения;

Иметь представления о различных этапах в жизни ребенка;

Уважать права ребенка.

Не балуйте меня, вы меня портите;

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить;

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я вас ненавижу". Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали;

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

(В заключение проанализировать слова Росса Кэмпбэлла)

Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает любовь, но не начинает первым.
Если детей одаривают любовью, они возвращают её.
Если им ничего не дается, им нечего возвращать.
Росс Кэмпбэлл

Родителям предлагается определить по 5-ти балльной шкале результат встречи:

  • Полезность встречи;
  • Актуальность проблемы;
  • Атмосферу встречи.

Используемая литература.

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2005. - 304 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 9-11 классы / Л.И. Саляхова. - М.: Глобус, 2008. - 384 с. - (Классное руководство).

Семья – главный институт воспитания.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В семье закладываются основы личности ребенка.

К поступлению в школу ребенок уже более чем наполовину сформирован как личность.



В.А.Сухомлинский писал:


Что же представляет собой нравственное воспитание?

  • Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
  • Это развитие ума.
  • Формирование отношения к добру и злу.
  • Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Основные пути и условия формирования нравственности ребенка в семье:

  • Атмосфера любви.

Сердечная привязанность, любовь, чуткость, заботливость членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувст ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.


2. Атмосфера искренности.

Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.


3. Разъяснение. Воздействие словом.

Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает без нас.

Надо задумываться над тоном и манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».

Надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.


Ошибки в семейном воспитании:

  • Упреки

Основное зло в том, что упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.


2) Наказание

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям.

Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.


3 ) Порицание

Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты.

Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.


Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям.

«...искусство повеления и запрета... дается нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветет всегда».


Необходимо:

  • Воспитывать чувства.
  • Регулярный труд в присутствии ребенка.
  • Исключение прибавочных раздражителей из жизни ребенка.
  • Оградить ребенка от контакта с безнравственными людьми.

Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь.

Родители составляют первую общественную среду ребенка.

Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого ребенка.


Цель и мотив воспитания ребенка -

это счастливая, полноценная, творческая , полезная людям, а значит, нравственно богатая, жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.







КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Родительское собрание

«Нравственное воспитание детей в семье»

Доклад

«Методы и условия нравственного воспитания ребёнка

в семье»

Составитель: воспитатель

Филимонова

Ольга Ивановна


Цели:

Рассмотреть методы и условия нравственного воспитания детей в семье;

Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьёй и в семье.


Методы и условия

нравственного воспитания

ребёнка в семье:


Атмосфера любви.

Семья – любви великой царство.

В ней вера, преданность и сила.


Атмосфера искренности.

Родители… не должны лгать детям.


Разъяснение.

Воздействие словом .


Большой ошибкой в семейном

воспитании являются упреки.

Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.


Крайней мерой воздействия

В.А. Сухомлинский считал

наказание .

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, если оно заставляет задуматься над своим поведением, над отношением к людям.


Порицание.

Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.


Запрещение.

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».



Регулярный труд в присутствии ребёнка .

Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре.


Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка:

роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.


Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми .


Родителям необходимо обращать внимание

на целомудрие семейных отношений.


Семья - это:

  • и трудовой коллектив,
  • и моральная опора,
  • и высшие человеческие привязанности,
  • и пространство для отдыха,
  • и школа доброты,
  • и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
  • мораль и вкусы,
  • манеры и привычки,
  • мировоззрение и убеждения.
  • характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.