Домой / Для зеленых глаз / Проектная деятельность детей как средство патриотического воспитания «Путешествие в историю родного города». Опыт работы

Проектная деятельность детей как средство патриотического воспитания «Путешествие в историю родного города». Опыт работы

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей

«Скажи – и я забуду.

Покажи – и я запомню.

Вовлеки – и я научусь»

(Китайская пословица)

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства.

Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Дополнительное образование создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Говоря о патриотическом воспитании, мы понимаем взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребенка, в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Подчеркивая социально важные качества: доброту, уважение, желание и умение помочь другу, заботу о других. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся. Современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.

Участие в проектной деятельности способствует самореализации учащихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.

Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского - projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое - «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых - это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) , а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектная деятельность учащихся - совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проект или исследование с точки зрения учащегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект или исследование с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у детей, а именно учить:

    проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

    целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

    самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

    представление результатов своей деятельности и хода работы;

    презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

    поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

    практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

    выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

    проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Выделяют проекты следующих типов:

Исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

Творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

Информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

Практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, справочный материал, словарь, дизайн дома, квартиры, пр.).

В чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

    Открывается возможность формирования жизненного опыта.

    Стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

    Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

    Ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.

Этапы работы над проектом

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

    актуальность и важность данной проблемы;

    анализ разнообразной информации;

    программа действий;

    разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

    представляют проект

    оформляют портфолио

    готовят стендовую защиту

    разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Первые проекты могут быть индивидуальными и небольшими по объему.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. А именно: Темы детских работ выбираются интересные и значимые. Например:

    Моя семья;

    Все профессии нужны, все профессии важны;

    Моя родословная;

    Наш семейный альбом;

    Традиции моей семьи;

    Школа будущего;

    Мой родной город;

    Путешествия по России.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития, быть близкой пониманию. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на ярмарках идей, конкурсах детских конференциях.

Такая работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.

Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.

От проекта к проекту возрастает качество представляемого материала, формы его подачи. Наблюдается сплочение коллектива не только учеников, но и родителей, что способствует тесному взаимодействию семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. А когда есть взаимопонимание, когда работа проводится не формально, а от души и от сердца, непременно будет и положительный результат.

Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся.

Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные результаты:

    знания по истории и культуре родного края, истории школы;

    ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края;

    реализация интересов учащихся, их творческих способностей;

    опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

    формирование духовного мира личности учащихся;

    опыт социальных отношений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Список литературы

    «Военно-патриотическое воспитание в школе» М.В. Видякин, Н.А.Касаткина, И.О. Усатова и др. Волгоград: Учитель 2006 г.

    Бузский, М. П.Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев; Волгоград: ВолГУ 2008.

    Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию /Ю. Гладкова// Ребенок в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 11-–14.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк и др. М.: «Просвещение» , 2009г.

    Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

    Опыт патриотического воспитания Т. Тикаева. Волгоград.Учитель 2008г.

    «Патриотическое воспитание» И. Пашкович. Волгоград: Учитель 2006г.

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

    Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (сост., ред. Семенова Г.С.) Издательство: Школьная Пресса 2008 г.

    Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара 2007 г.

    Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ / Л.Л. Тимофеева// Управление ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 22–28.

    Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу/ Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. – 2009. – № 1. – С. 83–85.

    Уроки служения Отечеству. А.Н. Вырщиков. М.: Глобус 2008г.

    «Я – гражданин России!» О. Жиренко, Е. Лапина М.: ВАКО 2008г.

Светлана Фёдоровна Марденская,

Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования . Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.

Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности, призвано военно-патриотическое объединение (далее ВПО) «Родина», созданное на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Абакана, которое объединяет 19 военно-патриотических объединений школ города.

В настоящее время разработаны несколько проектов: «Ралли выживания», «Школа безопасности», «Я – призывник». Все проекты получили грантовую поддержку Администрации города Абакана. Эти проекты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены единой общественно-значимой целью – военно-патриотическим воспитанием молодежи, что позволило выстроить систему в работе с допризывной молодежью школ города.

Была спланирована деятельность подростков через систему творческих дел, конкурсов, соревнований, обучения навыкам и приемам безопасной жизнедеятельности , встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Кроме того, авторы предоставили возможность свободного выбора того или иного вида деятельности каждому участнику, что способствовало переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогло самовыражению личности, дало возможность для осуществления самоподготовки и самореализации.

Важным моментом включения в систему подготовки допризывной молодежи к службе в армии явилась помощь социальных партнёров, родителей, привлечение ветеранов , младших школьников. Между всеми участниками системы военно-патриотического воспитания установлены отношения сотрудничества и диалога.

Система не может быть завершенной без анализа совместной деятельности, поэтому реализация проектов заканчивается представлением аналитических материалов, выпуском рекомендаций, сборников. Система хороша в развитии, поэтому нами определены и перспективы на будущее.

Продолжением проектов станет проведение профилактических мероприятий «День защитников Отечества» и «День безопасности в городе «Безопасный город».

Цель проектов:

· Формирование у учащихся социального и ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности.

· П овышение уровня правовой, физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи.

· Формирование у подростков навыков и привычек здорового образа жизни.

Задачи проектов:

· Повысить эффективность занятий по обучению детей навыкам военной подготовки;

· отработать и закрепить навыки огневой, строевой и физической подготовки;

· познакомить подростков с работой специализированной техники, оборудования;

· организовать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений, руководителям отрядов ВПО, родителям и общественным организациям по вопросам подготовки юношей к службе в армии.

Проект «Ралли выживания» был задуман и реализован как подготовительный этап в подготовке допризывной молодежи к службе в армии.

Он предусматривал отработку навыков физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи, которая позволила бы подготовить их к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же в войсках, формированиях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе, правоохранительных органах и органах безопасности.

Были созданы миниполигоны по отработке перечисленных навыков; организована выставка военной, пожарной, спасательной техники, оборудования, спецодежды; организованы показательные выступления Южно-Сибирского спасательного отряда, ГУ «1 ОФПС по Республике Хакасия » и воинской части; проведены соревнования по прикладным видам спорта, смотр строевой подготовки и конкурс флагоносцев.

Наибольший интерес вызвала выставка техники, оборудования и показательные выступления спасательного отряда. Впервые подростки увидели наяву, как действует отряд, спасая имущество, технику и людей, как работает военная, спасательная, пожарная техника. Подростки тушили пожар, пользуясь огнетушителем , использовали медицинское оборудование для оказания помощи условно пострадавшему.

Проект «Тропа испытания» был реализован с целью выявления уровня ответственности молодежи по вопросам личной и коллективной безопасности, знания правовых основ службы в армии, истории создания Вооруженных Сил РФ, выдающихся людей, умения оказать помощь в чрезвычайных ситуациях. В ходе реализации проекта подростки встретились с представителями военкомата , которые осветили правовые вопросы призыва и службы в армии. Знание правовых норм было продемонстрировано в профилактическом мероприятии «Школа выживания», которое прошло в Центре детского творчества в виде конкурсных программ.

Сотрудники Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, пожарной охраны осветили вопросы безопасности жизнедеятельности, обучили навыкам оказания доврачебной помощи.

Проект «Я - призывник» позволил выявить, насколько допризывная молодежь овладела теми приемами и навыками, знаниями, которые были предложены в вышеперечисленных проектах. Он предусматривает закрепление полученных навыков в ходе проведения соревнований по различным направлениям безопасности жизнедеятельности: военной, пожарной безопасности , безопасности на дорогах города. Для этого был организован и уже проведен единый день безопасности в городе «Когда молчат сирены». В рамках проекта был проведён День безопасности, состоялся конкурс строевой подготовки, прошли соревнования на пожарно-прикладной полосе, по фигурному вождению велосипеда , сборке-разборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки , метанию гранаты, работе в противогазе.

Успешной реализации проектов способствовали следующие факторы:

1. В реализации проектов приняли участие социальные партнёры: сотрудники военкомата, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, Государственного учреждения «1отдел федеральной пожарной службы по Республике Хакасия», Южно-Сибирский поисково-спасательный отряд, руководители профильных отрядов: военно - патриотические объединения, дружины юных пожарных, отряды «Спасателей», с которыми были проведены предварительные совещания по реализации проектов. Из их числа выбирались судьи и члены жюри, их присутствие придало значимость проводимым мероприятиям, обеспечило методическую и профессиональную поддержку в формирования приемов и навыков подготовки к военной службе и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Сотрудники участвовали в обучении подростков навыкам выживания в экстремальных ситуациях, навыкам прохождения военной службы, навыкам оказания первой доврачебной помощи. Партнёры предоставили грамоты, дипломы, поощрительные призы для награждения победителей, что явилось стимулом к дальнейшей деятельности.

2. Использование специализированной военной, спасательной, пожарной техники, оборудования, спецодежды наглядно приблизило участников к реальной обстановке.

3. Важным моментом оказалось привлечение городских средств массовой информации к освещению проектной деятельности . Участники увидели себя на экранах телевизоров, прочли статьи в газетах, что, несомненно, повысило их самооценку и смотивировало на дальнейшее участие в проектах.

4. Мероприятия по проектам проводились вне помещения (на стадионе Центра детского творчества, уличных площадках, прилегающих к Центру детского творчества, в тире ближайшей школы), что создавало удобство для таких масштабных действий.

5. К участию в реализации проекта привлекались ветераны Великой Отечественной войны, младшие школьники, которые помогли оформить выставку рисунков, пожарной техники и оборудования, это обеспечило преемственность поколений.

Все проекты были предназначены не только для детей, но и для педагогов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей профильных отрядов. В ходе реализации проектов для них были проведены семинары, выпущены сборники, разработаны методические рекомендации по безопасности жизнедеятельности и работе с допризывной молодежью.

В результате в проектах приняли участие 23 военно-патриотических объединения школ города, 19 дружин юных пожарных, 23 отряда юных инспекторов дорожного движения, 8 отрядов юных помощников милиции, 1отряд спасателей общей численностью 3560 старших школьников и 1500 ребят среднего и старшего возраста. Проекты получили массу положительных отзывов, как со стороны участников, так и со стороны социума. Проходящие мимо горожане подолгу задерживались у соревнующихся команд. Много посетителей было и на выставке техники, оборудования. Получились большие городские мероприятия с участием школьников, горожан, партнёров, средств массовой информации.

Итогом реализации проектов стала диагностика контрольно-измерительных и нравственно-духовных параметров допризывной молодёжи:

· выполнены нормативы общефизической и специальной физической подготовки;

· выполнены нормативы разборки и сборки оружия и стрельбы из оружия;

· приобретены навыки выживания в сложных жизненных ситуациях;

· приобретен опыт физической и прикладной подготовки допризывной молодежи к службе в армии.

Нравственно-духовные параметры реализации проектов выражены:

· в популяризации деятельности общественных организаций и объединений по физической и прикладной подготовке допризывной молодежи к службе в армии и государственных структурах, связанных с охраной и соблюдением правопорядка;

· в активизации деятельности общественных объединений и организаций;

· в повышении престиж службы в Вооруженных Силах РФ;

· в приобретении навыков и привычек здорового образа жизни.

Участникам проекта предложено было ответить на несколько вопросов анкеты. На вопрос «Нужна ли нашей стране армия?» 93% подростков отвечают утвердительно до реализации проектов и 97% после реализации.

Диаграмма №1 . « Нужна ли нашей стране армия?»

Изменилось отношение подростков к службе в армии. Если в 2009 году хотели служить в армии 63 % подростков, то в 2010 году 72% респондентов не отказывались от службы в армии.

Диаграмма №2. « Хотел бы ты служить в армии?»


Изменилось так же отношение допризывной молодежи к тем, кто служит в армии. Если в 2009 году преобладали ответы неуважительного содержания («глупые», «не поступившие в ВУЗы», «неудачники» и т. д.), то в 2010г не было ни одного неуважительного отзыва о военнослужащих. Увеличился процент ответов: «Настоящие мужчины, патриоты» (42% респондентов), что, несомненно, говорит о росте престижа военной профессии.

Диаграмма №3. «Кто служит в армии?»

Свидетельством повышения престижа службы в армии является участие допризывной молодежи города в мероприятиях военно-патриотической направленности. Так за 2010-2011 учебный год допризывная молодежь участвовала в 24 городских массовых мероприятиях, которые охватили более 5 тысяч подростков. Сборная команда города три года подряд становится призером Спартакиады допризывного возраста Сибирского Федерального округа и России. Команда ВПО «Родина» стала Победителем «Всероссийского Слёта поисковых отрядов, военно-патриотических клубов и кадетских корпусов» 2011года, проходящего во Всероссийском Детском Центре «Океан». Командир штаба ВПО «Родина» Молчанов Роман награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и стал обладателем «Премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ», от 6 апреля 2006г. № 000 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».

В перспективе разрабатывается ещё один проект «Живёт такой парень», который будет включать чествование наиболее отличившихся участников проектов и торжественные проводы юношей в армию.

Основываясь на данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать вывод о том, что:

1. Тема «патриотизма» набирает популярность среди подростков нашего города;

2. Увеличивается количество подростков, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности;

3. Повышается престиж службы в армии в социуме города Абакана и Республики Хакасия;

4. Оценка обучающимися значения военно-патриотического воспитания для успешной подготовки к службе в армии динамична. Больше половины опрошенных подростков считают его высокой и очень высокой.

Таким образом, проектная деятельность является одной из составляющих в системе патриотического воспитания ВПО «Родина» г. Абакана и способствует подготовке допризывной молодежи к службе в армии и воспитанию гражданина - патриота.

Юн Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт Юрья Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство формирования нравственно - патриотических чувств старших дошкольников"
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Проектная деятельность как средство формирования нравственно -

патриотических чувств старших дошкольников

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский.

(Слайд 2.) Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена были

чертой национального характера. Но в силу последних перемен все заметней стала утрата

обществом

традиционного

патриотического

сознания.

подрастающего

поколения

наблюдается отсутствие интереса и уважения к прошлому России.

последние

переосмысление

сущности

патриотического

воспитания.

воспитания патриотизма, приобретая все большее общественное значение, становится задачей

государственной важности. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление

человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм? » в

разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов

определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.

Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований.

Изучив наследие педагогов – классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) и

современные исследования проблем патриотического воспитания детей дошкольного возраста,

я взяла за основу идеи Н. В. Алешиной и А. А. Зеленовой. В своих работах они указывают на

необходимость приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, а через

него к Отечеству.

(Слайд 3.) Проблеме воспитания патриотизма большая значимость придается в Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из основных

задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно –

патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в

(Слайд 4.) Задачи воспитания чувства патриотизма традиционно решаются в нашем ДОУ, но

результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении,

наполнение ее новым содержанием. Явно недостаточной является работа с родителями по

проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому возникла необходимость

изменить

организации

педагогического

процесса

формированию

нравственно

патриотических

дошкольников.

Решением данной

проблемы

разработка

реализация долгосрочного проекта «Маленькие патриоты большой страны», так как проектная

деятельность позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения

проблемы,

познавательный

интересным

мотивационным.

Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает ребенку

почувствовать себя полноправным участником событий, помогает самому педагогу развиваться

как творческой личности.

Цель проекта: создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества

детей и взрослых через проектную деятельность, вовлечение всех субъектов в социально-

значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-

патриотических чувств у старших дошкольников.

В ходе работы были определены следующие задачи:

Формировать систему ценностей ребенка, приобщать к историческому, культурному

наследию

развивать

познавательные,

творческие,

эмоциональные и речевые процессы; воспитывать чувство гордости за свою малую

Родину и Россию, своих земляков, защитников Отечества, чувство уважения к старшему

поколению.

Обогащать

предметно-развивающую

обогащать воспитательно-

образовательное пространство интерактивными формами.

Развивать

сотрудничество

родителями

представителями

пределами

детского сада.

Проект реализовывался в течение двух лет и включал в себя три мини - проекта: «Сторонушка

Юрьянская моя», «Мини – музей «Родина моя – Россия», «Ожившие странички истории».

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от

правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок. Поэтому я посчитала

целесообразным свою работу начать с создания развивающей предметно – пространственной

расширила

стимулировала

разнообразную

творческую

деятельность

способствовала формированию

них нравственно-

патриотических чувств.

(Слайд 5.) Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. В группе для

формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у

дошкольников оформлены уголки для сюжетно – ролевых игр, что позволяет организовать

разнообразные сюжетные игры в индивидуальной и совместной деятельности.

(Слайд 6.) Огромное значение в воспитании патриотизма играет художественная литература,

поэтому в группе оформлен книжный уголок «Страна Почитаек». Здесь с ребятами читаем

русские народные сказки, знакомимся с пословицами и поговорками, на примере литературных

различать

взаимоотношениях

рассматриваем

иллюстрации, энциклопедии. К праздникам и знаменательным датам оформляем тематические

выставки.

Неотъемлемой

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

являются

народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои,

представления

смелости,

мужестве,

обладать

ловкостью,

выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. В спортивном уголке группы

имеется картотека русских народных игр и атрибуты к ним для организации как совместной,

так и самостоятельной деятельности детей.

значение

развивающих

формировании

нравственно-патриотических

дошкольника.

развивающих

развивают

сообразительность,

самостоятельно

поставленную

согласовывать свои

действия

действиями

ведущего и других участников игры.

В уголке творчества дети проявляют активность в разных видах деятельности. Им доступны

материалы

рисования,

аппликации,

художественного

конструирования.

организуются выставки рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и совместно

с родителями.

При создании развивающей предметно – пространственной среды учитывались требования,

изложенные в ФГОС дошкольного образования. Она соответствует возрастным возможностям

видах детской деятельности. Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной

ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для их свободного выбора. Созданная

предметно

пространственная

позволила

интересно

творчески

организовать

дальнейшую работу по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников.

(Слайд7.) Первоначальный

зарождения

зачатков

патриотизма

гражданственности

происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины.

Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов,

поднимаются

до осознанной

Отечеству.

формирования

патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным поселком, в тесном

сотрудничестве педагогов, детей и родителей был реализован мини – проект «Сторонушка

Юрьянская моя». Работа велась в направлениях: «Наш поселок на карте Родины», «Моя улица»,

«Природа нашего края», «Героями не рождаются». Много нового и интересного узнали ребята о

своем родном крае.

(Слайд 8.) Работая в направлении «Наш поселок на карте Родины», ребята рассматривали карту

России и района, познакомились с историей его образования, символикой Юрьянского района,

территорией и географическим положением, с населенными пунктами.

(Слайд

направлении «Моя

знакомились

социокультурными и производственными объектами, составляли рассказы о своих улицах,

проводили мини – исследования, рисовали, делали аппликации. Целевые экскурсии на разные

предприятия помогли

детям понять

принципы

функционирования

различных

учреждений

поселка, формировали у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей. В

интерактивной

экскурсии

познакомились

достопримечательностями, культурными центрами и памятниками главной улицы поселка.

(Слайд 10.) Направление «Природа нашего края» включала следующую работу: просмотр

презентаций, знакомство с разнообразием растительного и животного мира Юрьянского района,

с растениями и животными родного края, занесенными в красную книгу.

(Слайд

11.) Не

оставила

равнодушными

«Героями

рождаются».

познакомились

выдающимися

передовиками

производства,

Советского

юрьянцами,

организована

экскурсия

детского

творчества в музей боевой славы.

результате

проделанной

расширились

повысился их интерес к своей малой Родине, к ее истории, жизни и деятельности односельчан.

(Слайд 12.) Также был собран богатый материал о родном крае, его истории, земляках – героях

и возникла идея о разработке и реализации следующего мини

«Мини – музей

«Родина моя – Россия». Цель: формирование патриотических чувств старших дошкольников

через создание музейного пространства в группе.

Активное

создании

принимали

родители.

Основные

направления работы – краеведение («Мой край родной»), ознакомление с родной страной

(«Родина моя – Россия»), героическое прошлое России («Сороковые, роковые…»).

Мною разработан план совместной деятельности педагога, детей и родителей в мини-музее.

Виртуальные

экскурсии,

интерактивные

путешествия

тематические беседы, чтение и заучивание стихотворений расширили знания детей о малой

Родине и России, о государственной символике и ее истории, о русской народной культуре, о

планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и

народов мира, познакомили с героическим прошлым нашей страны.

Созданный

характер

открытой,

незамкнутой

способной

корректировке

развитию.

развивающий,

развивающийся,

постоянно

пополняется

обновляется

материалом,

стимулируя

познавательную

исследовательскую деятельность детей.

Мини – музей презентован на районной краеведческой конференции «Интеллект будущего»,

посвященной 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

(Слайд 13.) Каждый год страна отмечает праздник Великой Победы. 9 мая – это праздник,

который остается нашей национальной радостью и гордостью. И очень важно, чтобы наши дети

уже с малых лет знали и помнили о подвигах своего народа и гордились своей Родиной. К этой

знакомства детей

старшего

дошкольного

возраста

героическим

русского

реализован мини

«Ожившие

странички

истории». Работа

направлениям:

«Богатыри

русской»,

профессия – Родину защищать» и «Сороковые, роковые…».

(Слайд 14.) Наше знакомство с чудо – богатырями началось с рассматривания картин и чтения

былин о русских богатырях. После чтения ребята делились своими знаниями о ратных подвигах

Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Чтобы приблизиться к быту русского

народа, разучивали пословицы и поговорки о труде, дружбе и смелости. Приятные впечатления

оставили просмотренные нами мультфильмы о богатырях Земли Русской. Полученные знания

ребята закрепляли в разных видах деятельности: играли в дидактические и сюжетно – ролевые

игры, рисовали, лепили, отгадывали загадки.

(Слайд 15.) Для ознакомления детей с профессией «Защитник Отечества» были проведены

разнообразные мероприятия, способствующие расширению представлений детей о Российской

тематические

«Военная

техника»,

дидактические

«Подбери

картинку»,

пограничнику,

летчику», «Чья форма» и др., составление рассказов «Я и мой папа», «Мой папа – защитник

Отечества», игры – соревнования «Преодолей препятствие», «Меткий стрелок», разучивание

стихотворений, песен. На непосредственно образовательной деятельности по художественному

творчеству дети делали подарки папам, дедушкам, рисовали боевые машины, портреты героев,

солдат, конструировали танки, крепости, самолеты, корабли. Итоговое развлечение «Юные

защитники», решало задачи по созданию радостного настроения детей, воспитания у них любви

и уважения к защитникам Отечества, желания им подражать.

(Слайд

16.) Не

оставили

равнодушными

мероприятия

направлении

«Сороковые,

роковые». Были проведены тематические беседы с показом мультимедийных презентаций «Так

началась война», «Война и дети», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Фронтовые

треугольники»,

«Георгиевская

ленточка».

интересом

произведения о войне («Землянка», «Самовар», «Шестой – неполный» и др.), песни военного

времени, проникнутые любовью и теплотой строки фронтовых писем, смотрели кадры фото и

кинохроники. Ребята познакомились с назначением и результатами поисковых экспедиций

отряда «Наследие».

С целью воспитания уважения к ветеранам ВОВ совместно с родителями в нашей группе

ветерану».

адресованных

защитникам

рисовали рисунки, писали стихи, со словами благодарности обращались к ветеранам. В рамках

мини – проекта проводилась исследовательская работа «Война в истории моей семьи». Ребята

вместе с родителями собирали материал о своих родственниках на тему «Участники Великой

Отечественной

результатам

оформлена

презентована

районной

краеведческой

конференции

«Интеллект будущего», посвященной 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

Работа по реализации мини – проекта «Ожившие странички истории» дала положительные

результаты. У детей сформировался устойчивый интерес к героическому прошлому нашей

расширились

богатырях

Российской

Отечественной войне, активизировалась НОД познавательного цикла. В повседневной жизни

проявляется чувство гордости за героев – защитников Родины, земляков, уважение к военной

профессии, чувство сопричастности к важным событиям прошлого России. Мини – музей

пополнился новыми экспонатами.

(Слайд 17.) Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается

тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами

процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. В группе

проводилась планомерная работа с родителями, подчинённая единой цели – созданию единого

образовательного и воспитательного пространства «детский сад – семья».

При этом решались следующие задачи:

повышение педагогической компетентности родителей;

приобщение

родителей

внедрение

наиболее

эффективных форм работы.

Выстраивая

совместную

деятельность

родителями

воспитанников,

удалось достичь следующих результатов:

Установлены партнёрские и доверительные отношения с родителями;

Родители проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребёнка в детском саду;

Принимают активное участие в жизни группы и детского сада;

Являются активными партнёрами в воспитательно-образовательном процессе;

Оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды группы.

(Слайд

18.) При

патриотическому

воспитанию

возрастает

необходимость

взаимодействия

дошкольного

учреждения

социумом.

установлено

сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой и школой.

Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры, викторины сделали учебный процесс

более совершенным и разнообразным.

формированию

нравственно

патриотических

дошкольников я делилась с коллегами на педагогических советах, районном методическом

объединении познавательной направленности, окружном методическом объединении педагогов

дошкольного образования, районной краеведческой конференции «Интеллект будущего».

(Слайды 19, 20.) На начальном и заключительном этапах реализации проекта «Маленький

патриот большой страны» был проведен мониторинг, показывающий уровень развития детей по

патриотическому воспитанию, изучено отношение родителей к необходимости патриотического

воспитания,

проанализировано

взаимодействие

социумом.

Критериями

положительных

результатов стал анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации задач, а также

анализ знаний и умений детей. Положительным результатом явилось и участие в различных

конкурсах.

Результаты

мониторинга

оптимизации

дальнейшей

направлении. Перспективу своей работы я вижу:

Пополнение методической копилки новыми материалами по нравственно – патриотическому

воспитанию

коллекций

мультфильмов,

художественных

научно-познавательных

разработка

интерактивных

дидактических игр);

Обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания по формированию

у дошкольников начал патриотизма;

Объединение усилий всего социума с родителями и педагогами в решении задач нравственно -

патриотического развития дошкольников.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и

уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы,

то и будущая Русь – тоже мы». Я считаю, ч т о наша совместная

помогла детям

почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научила уважать

и ценить прошлое и настоящее. И если это чувство сопричастности к судьбе своей страны,

любви к своей Родине, гордости за ее героическое прошлое и свой народ наши дети пронесут

через всю свою жизнь, то это будет главным результатом нашей работы, и наши дети будут

настоящими патриотами своей страны.

Эксперимент и инновации в школе

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Е.А. Кравец, Я.Ю. Филонова

Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания

Аннотация

В статье автор раскрывает один из возможных приемов патриотического воспитания через участие учащихся в проектной деятельности. Пошагово показывает кропотливую работу учителя и ученика от момента мотивации до получения конечного продукта. Особо автор обращает внимание на личную заинтересованность учащегося в результате, на его самостоятельный и творческий поиск.

метод проектов, патриотическое воспитание, гипотеза, мотивация, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность, интерес, «дизайн-петля».

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно ».

Д.С. Лихачев

Метод проектов, возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия, не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся окружающем мире.

В основе метода лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, найти недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи . Он позволяет формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

В настоящее время идет отход от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переход к идеологии развития на основе личност-но-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности .

Актуальность данной темы обусловлена процессами, происходящими в современном российском обществе. Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне. Так в июле 2014 г принята Концептуальная часть четвертой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», где определена система мер по формированию патриотического мировоззрения молодежи.

Одна из главных целей работы с учащимися в рамках проектной деятельности - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки.

Для творческого учителя проектный метод стал неотъемлемой составляющей процесса обучения.

Так, в нашей школе ежегодно проводятся научно-практические конференции членов научного общества учащихся «Дети - творцы XXI века». Лучшие конкурсные исследовательские проекты получают право участия в муниципальной научно-практической конференции старшеклассников «Будущее науки». Многие работы учеников нашей школы неоднократно были удостоены дипломов победителей и призеров муниципального уровня.

Поэтому, основываясь на многолетнем опыте, можно сказать, что дети способны выполнить достаточно серьезные проекты, при условии личной заинтересованности в работе.

Перед каждым учителем в начале работы возникает вопрос: как создать мотивацию к проектной деятельности. С чего начать - сначала определиться

с темой исследования, а потом мотивировать учащихся или начать с мотивации, а тема родится в процессе общения?

В данном случае имел место третий вариант.

После одной из таких конференций, где много работ старшеклассников было посвящено героическим страницам Первой мировой войны (к 100-летнему юбилею) ко мне подошла учащаяся 8-го класса с предложением о создании собственного проекта, (они недавно изучили тему «Восстание декабристов»).

Работа началась в апреле 2014 года с изучения темы и подбора малоизвестного материала в научных источниках, периодике и мемуарах. В частности, Е.Л. Кудрявцева поднимает проблему использования материала художественного кинематографа на занятиях с целью создания у учащихся верного образа носителя данной национальной картины мира во всей ее амбивалентности . В своих статьях Е.Л. Кудрявцева делится опытом проведения семинаров по страноведению России и русскому языку, где основным компонентом выступает понимание обучающимися специфики русской национальной культуры .

Е.П. Купцова пишет, что особую значимость при работе по методу проектов имеет умение учителя создать ситуацию успеха у учащихся, что способствует повышению мотивации детей, укреплению интереса к предмету и изучаемой теме, росту уверенности в своих силах .

Л.В. Голоднова отмечает, что школьные макропроекты служат наиболее эффективным механизмом реализации миссии школы, что ведет ребенка по пути социального успеха и признания его значимой для учащегося на любом этапе обучения референтной группой.

В работе О.В. Громовой говорится о том, что при условии ориентации на личность ребенка, на его духовные потребности, проектная деятельность помогает сформировать личность с богатым внутренним миром и правильными духовно-нравственными ориентирами, что также способствует достижению личностных результатов в соответствии с ФГОС .

В.Ю. Хотинец утверждает, что проектно-иссле-довательская деятельность учащихся способствует не только повышению учебной и социальной мотивации, но и развивает поликультурную компетентность старшеклассников .

К сентябрю месяцу уже накопилось большое количество фактического материала и малоизвестных сюжетов по данной теме. Наступил момент осознания и систематизации собранного материала.

Работа над систематизацией заняла несколько недель, т.к. занятия проходили только раз в неделю. И здесь произошла первая метаморфоза - проект начал жить «своей жизнью» и диктовать нам свои правила. По мере изучения материала тема самого подвига декабристов стала уходить на второй план. Поводом для этого послужило знакомство уча-

щейся с мемуарами Марии Николаевны Волконской - жены декабриста С.Г. Волконского.

А разве любовь к Родине не начинается с любви к матери, а разве подвиг нельзя совершить во имя любви не только к Родине, но и к человеку? А разве эти два понятия могут для русского человека существовать отдельно друг от друга?

Мы задались этим вопросом и попыткой ответа на него, в результате долгой и творческой работы появился исследовательский проект- «Жена декабриста» - кто она?» .

Итак, из темы о подвиге декабристов проект стал превращаться в сюжет о женах декабристов. Учащаяся прочитала ряд произведений, посвященных именно судьбам жен декабристов: Марич М. «Северное сияние. Исторический роман в двух книгах», Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей», Славкин В. «Все обо всех» и др.

Хочется особо отметить высочайшую степень мотивации Яны. Интерес к работе, безусловно, вызывала сама тема: чем больше в нее погружаешься, тем больше она затрагивает душу и сердце. Следующая особенность заключалась в том, что задано было только направление поиска. Для ученицы это была действительно исследовательская работа. Любая проблема, которую ты «нащупал» сам, уже содержит стимул к ее решению.

Сюжетная линия поменялась, а это требовало изменения и плана работы. После долгих споров были выработаны основные направления поиска, в ходе которого нужно добыть и проанализировать информацию, а так же новые источники:

1) исследование подвига жен декабристов;

2) исследование понятия «жена декабриста» в современном обществе;

3) социологическое исследование о восприятии этого выражения взрослыми людьми и сверстниками.

Таким образом, было предоставлено поле для творческой самостоятельной работы в русле обозначенной проблемы. В ходе работы мысль автора работала конструктивно, анализ добытых материалов высвечивал новые грани исследования.

Как мы уже отмечали, проект жил «своей жизнью». В день празднования Дня защитника Отечества учащаяся очередной раз посмотрела фильм «Офицеры» и слова знаменитой песни: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой...» запали в душу. Так родилась третья сюжетная линия проекта. Теперь это был не просто проект на историческую тему, а мульти предметная исследовательская работа. Сюда вошли сюжетные линии из истории России, истории искусства и литературы, кинематографа и театра. Перед нами проно-

сились картины взаимоотношений не только декабристов и их жен, но и Грибоедова и Чавчавадзе, Мастера и Маргариты, Маши Мироновой и Гринева, Шагала и Розенфельд, Резанова и Кончиты. И всюду прослеживалась мысль о величайшем подвиге во имя любви в прошлом и настоящем России.

Тогда же появилась необходимость в корректировке гипотезы. Теперь она звучала так - если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли с годами отношение к нему у моих современников?

Интересен своими вопросами и социологический опрос, они были тщательно продуманы, а ответы прокомментированы, сделан вывод.

Последний шаг в проектной деятельности-рефлексия, анализ проделанного исследования. Именно поэтому алгоритм проектной деятельности и называют - «дизайн-петля»: соединяя посредством рефлексивного анализа конечный результат с началом работы, мы замыкаем круг нашей деятельности.

В заключении своей работы автор проекта пишет: «Мы - поколение прагматиков, мы вырастаем уже совсем на других идеалах, однако, я считаю, что наш долг сохранить память о примерах Великой любви в прошлом и передать ее будущим поколениям. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования»

Свой вывод Яна подтвердила видеорядом, соединив воедино музыку из рок-оперы «Юнона и Авось» и фильма «Звезда пленительного счастья»

Литература

Голоднова Л.В. Школьные макропроекты как механизм реализации миссии школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5.С. 30-35.

Громова О.В. Как воспитать отзывчивость души. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С. 52-54.

Кудрявцева Е.Л. История и культура России на экранах мира. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 78-80. Купцова Е.П. Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 39-43. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. С. 8. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. С. 4.

Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15-16 февраля 2013 год, г. Москва, Россия / Сост. А.С. Сиденко. Ред.: А.С. Сиденко, Е.А. Сиден-ко. - М.: АПКиППРО, 2013. - 186 с. Филонова Я. «Жена декабриста» - кто она?». г. Домодедово, 2015. С. 5-16

Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-ис-следовательской деятельности. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 43-48.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов

Приложение

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Жена декабриста» - кто она?»

Представление проекта

Филонова Яна Юрьевна 9 класс

Научный руководитель: учитель истории Кравец Елена Анатольевна г. Домодедово 2015 год

Здравствуйте, меня зовут Филонова Яна, я ученица 9-М класса Домодедовской школы № 4.

Моя исследовательская работа посвящена изучению судеб русских женщин - жен, совершивших подвиг служению своим мужьям, а также отражение этого явления в истории и искусстве.

Актуальность темы исследования.

Нередко в нашем обиходе встречается выраже-

ние «жена декабриста». Меня заинтересовало это понятие, поэтому я посвятила ему свой проект.

Работая над проектом, перед собой я поставила цель: узнать смысл и истоки выражения «жена декабриста»

Задача, которую я ставила перед собой в процессе исследовательской работы - на основе собранного и систематизированного материала,

связанного с понятием «жена декабриста», ответить на вопрос, есть ли место подобному подвигу в наше время.

Гипотеза исследования - если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли

с годами отношение к нему у моих современников?

14 (26) декабря 1825 г. в Петербурге произошло восстание, организованное группой дворян-единомышленников с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права.

Многих участников восстания и членов тайных обществ, имевших отношение к его подготовке, отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.

Это событие, этот подвиг горстки героев, вызвавший у современников шок и трепет, как-то затмили собой дальнейшие события, а именно поступок жен декабристов.

11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь.

Во время венчания у алтаря люди клянутся быть вместе в горе и радости, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит их. И жены декабристов были верны этой клятве.

Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования. Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них.

Каждая из них была особенной, но остановимся на судьбе Прасковьи Анненковой.

Урождённая Жанетта Полина Гебль была простой французской модисткой, а её избранник, Иван Анненков был родом из знатной семьи. Как только его арестовали, Полина твердо решила ехать с ним и даже просила разрешения у самого императора.

Они поженились 8 апреля 1828 года, а в 1856 году переехали в Нижний Новгород, где прожили ещё 20 лет, самые счастливые в их непростой жизни

У жен декабристов были предшественники.

Это Маргарита Михайловна Нарышкина и её муж Александр Алексеевич Тучков. Бородинское сражение забрало у неё мужа, а простуда - единственного сына. На поле сражения она не нашла мужа и поэтому приняла решение поселиться навсегда на Бородинском поле, открыв там монастырь.

Также были и последователи. Это 15-летняя Нина Чавчавадзе из грузинской княжеской семьи, связавшая свою жизнь дипломатом, поэтом и композитором А.С. Грибоедовым, преждевременно погибшим при исполнении долга. Всю оставшуюся жизнь она носила траур по мужу и оплакивала его смерть. Она так и не вышла замуж во второй раз.

По её распоряжению высечены слова на памятнике погибшему мужу: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Мало кто знает, что Надежда Константиновна Крупская оказалась в Шушенском по собственному желанию. Получив три года ссылки, она написала прошение, чтобы её выслали поближе к ссыльному Ульянову, который переслал ей в тюрьму предложение стать его женой, на которое она ответила: «Ну что ж, женой, так женой».

То, что Крупская сделала для мужа - подвиг. Он умирал, мучаясь физически и духовно, а она, как могла, отдаляла последний миг, облегчая страдания мужа.

Это примеры реальных исторических персонажей, а ярким литературным примером является роман Пушкина «Капитанская дочка», где второй сюжетной линией является подвиг женщины. В словах жены капитана Миронова заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь.

Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости, спасая любимого Гринева, имеет смелость как равная с равной беседовать с императрицей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы.

Другой литературный пример - Маргарита из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно она и назвала героя «мастером». Она разделяет с ним все горести и радости и готова на все, чтобы вернуть его. Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова - Елены Сергеевны.

В живописи также можно привести массу примеров, один из которых- жена Марка Шагала Белла Розенфельд. Она сама была «от бога» одарённым человеком, но пожертвовала своей карьерой во имя любви к мужу. В присутствии Беллы, Марк испытывал чувство невесомости, парения и покоя. Часто он её так и рисовал - безмятежно парящей в небе, и себя летящим рядом с ней.

В сегодняшней жизни тоже есть место подвигу. Это жены офицеров. Об этом повествует и старый фильм «Офицеры». В нём - война и любовь, такие, какие они есть, и образ Любы Трофимовой, вынужденной фактически в одиночку воспитывать сына, пока муж ездит по гарнизонам, а потом и внука, когда его родители оба уходят на фронт. И как поется в песне: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой.»

Недавно Зураб Церетели представил в своей Галерее искусств очередное творение, под назва-

нием «Жены декабристов. Врата судьбы», где запечатлены образы сразу 11 женщин. Дамы стоят с детьми, Библией и иконами возле тюремной ограды, и ждут мужей, чтоб отправиться с ними в ссылку.

В ходе работы над проектом, я изучила специальную и художественную литературу, провела социальный опрос.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм [диаграмма 1-3]

Вопрос 1: «Оправдан ли поступок жен декабристов?»

Появившийся у подростков ответ «НЕТ» свидетельствует о потере моральных ценностей среди нового поколения.

Вопрос 2: «Способна ли современная женщина повторить поступок жён декабристов, не имея корыстного мотива?»

Как видим, увеличение ответа «НЕТ» у подростков подтверждает мой ранее сделанный вывод. Хочу заметить, что взрослые ни разу не дали подобного ответа.

Вопрос 3: «Усилилась ли боязнь людей выглядеть в глазах общества «белыми воронами», каковыми были жёны декабристов?»

Больше половины представителей нового поколения считают, что люди действительно стали более

зависимы от общества, в то время как взрослые вообще посчитали данный вопрос не корректным.

Исследование позволило выявить и изучить интересные факты из истории, литературы и искусства, в которых по-своему отражено представление о беззаветной преданности и любви. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования.

Докажу на примере использование понятия «жена декабриста» в искусстве. Я смонтировала видео. Кадры взяты из к/ф «Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля, музыка из первой в СССР рок-оперы «Юнона» и «Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского, представленной более 30 лет назад на сцене ЛЕНКОМА. Опера о верной и преданной любви между мореплавателем графом Резановым и пятнадцатилетней дочерью калифорнийского губернатора. Он уехал в Россию, она ждала его 35 лет, а когда узнала о его кончине, приняла обет молчания и ушла в монастырь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Прасковья Аннекова (Жанетта Полина Гебль)

Александр Грибоедов

Нина Чавчавадзе

Петр Гринев и Маша Миронова

Мастер и Маргарита

Марк Шагал и Белла Розенфельд

«Полет над городом» Авт. М. Шагал

Диаграмма 1

(15-18 лет, 70 чел.)

:ДЭ. Нет Инде

Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)

Диаграмма 2

Нет Иное

■ Нет Лнор

(15-18 лет, 70 чел.)

Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)

Диаграмма 3

Дети Взрослые

(15-18 лет, 70 чел.) (25-60 лет, 30 чел.

Посчитали вопрос некорректным

Литература

1. Булгаков М. «Избранное. Мастер и Маргарита». -

М.: Худож. Лит., Издательство «Мастацкая Литература» 1980.

2. Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия

для детей». - М.: Компания «Ключ-С» Филологическое общество «СЛОВО» АСТ, 1995.

3. Марич М. «Северное сияние. Исторический роман

в двух книгах». - М.: Петрозаводск: карельское книжное издательство, 1996.

4. Полонский Я. «Полное собрание стихотворений».

М.: - СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1896.

5. Пушкин А. «Капитанская дочка». - М.: Новосибирск:

Сиб. унив. изд-во, 2010.

6. Сергеев М. «Своей судьбой гордимся мы. Мемуары

княгини Марии Николаевны Волконской, жены декабриста Сергея Григорьевича Волконского». - М.: Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.

7. Славкин В. «Все обо всех». - М.: Филологическое об-

щество «СЛОВО» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.

8. Федоровский В., Г. Сен-Бри. «Романтические возлю-

бленные». - М.: Республика, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.rosimperija.info

Мы живём в эпоху модернизации, инновации, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Наши дети, дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Мы видим, как происходит социальное расслоение общества: ценностную переориентацию среди молодёжи и подростков, их отношения к Родине, у многих из них искажаются их нравственные ценности, где мы видим порой, проявления грубости и неуважения к старшему поколению. И, конечно же — это огромная проблема, которую нужно решать безотлагательно. Поэтому, в новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

Мы знаем, что ещё в советские времена особое внимание в педагогике уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Воспитанию патриотических чувств являлась сама история — подвиги людей во время гражданской и Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков и многое, многое другое. Дети советских времён знали историю своей страны, многие из них, будучи подростками сами прошли через горе, потери, трудности и испытания. Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов (наблюдение, чтение художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, беседы, встречи с интересными людьми, целевые прогулки и т. д.), через все виды детской деятельности (образовательной, проектную, трудовую, игровую). Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его патриотических чувств.

Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад). Работа в нашем детском саду построена так, что ребёнок знакомиться с детским садом, улицей, городом, где он живёт, постепенно, а затем уже со своей страной, её столицей, символикой, общими праздниками, которые отмечает весь народ. С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству.

Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива. Давая ребёнку посильную работу в труде, в подготовке к совместному празднику и отдыху, разделяя заботы взрослого, стремясь сделать что – то для других, родители помогают малышу начать ощущать себя членом семьи. Тем самым мы постоянно пополняем опыт участия детей в общих делах, ежедневно упражняем их в совершении нравственных поступков.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

— формирование представлений о семье и человеке;

— формирование представлений о родном крае и о его природе;

— воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный, и в тоже время интересный педагогический процесс. И для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами был разработан исследовательский проект:

«Почему так названы улицы вокруг детского сада?»

Цель проекта:

  1. Обогащать и расширять знания детей о родном городе.
  2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада), знать название улиц и почему они так названы.
  3. Воспитывать желание больше знать о своём городе, через детскую проектную деятельность.

Задачи проекта:

— формировать у детей знания, о улицах родного города;

— закреплять представления, о районе в котором мы живем;

— познакомить с улицами вокруг детского сада, связанными с именами знаменитых людей страны;

— совершенствовать умение детей находить соответствующую информацию (о человеке или месте в честь кого названа улица), делиться информацией со сверстниками;

— поощрять сотрудничество всех членов семьи и их творчество при оформлении детского проекта.

Предполагаемый результат:

  • Вызвать у детей познавательный интерес к знаниям о родном крае, так как это основа для воспитания бережного отношения к человеку, природе, к миру.
  • Вовлечь детей родителей в совместную деятельность к поиску историко – географических знаний о своей малой родине, в результате тесно организованной связи «ребёнок – родители – воспитатели».
  • Воспитывать чувство любви к родному краю.

Работа над проектом проходила поэтапно:

1 этап: Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

2 этап: Оформление проекта. Родители помогают своему найти информацию, адаптировать её для детского восприятия, оформить проект, но организатором проекта является ребёнок.

3 этап: Защита детского проекта. Ребёнок самостоятельно презентует свой проект перед детьми и родителями группы. Важно присутствие родителей на защите проекта, чтобы помочь ребёнку в тот момент, когда у него возникнут затруднения при рассказе.

4 этап: Закрепление и систематизация знаний.

В ходе проектной деятельности, в холле нашего детского сада была организована выставка детских проектов для детей и родителей детского сада. Детские проекты были доступны для всеобщего обозрения. Дети были горды за то, что они являются участниками данного проекта и за то, что они владеют интересной информацией о родном городе и о героях, в честь которых названы улицы нашего города. Кроме этого совместно с детьми и родителями была организована сюжетно — ролевая игра «Путешествие по улицам вокруг детского сада».

В преддверии «Недели славы», посвященной празднованию дня Победы, дети заинтересовались, «Есть ли в городе улицы, которые носят имена и фамилии героев Великой Отечественной войны?», это послужило основанием для продолжения работы по проектной деятельности с детьми.

Цель проекта:

Расширять и обогащать знания детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы места и памятные объекты города, через детскую проектную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, в котором живут дети.
  2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности, защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
  3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

Работа над проектом также проходила поэтапно. Для закрепления была организована выставка детских творческих работ и проведено открытое мероприятие