Домой / Для зеленых глаз / Психологические особенности развития ребенка в пренатальном периоде. Развитие поведения и психики плода в пренатальный период

Психологические особенности развития ребенка в пренатальном периоде. Развитие поведения и психики плода в пренатальный период

Когда начинать воспитание малыша? У каждого народа на этот счет были свои правила. В древнем Китае, например, существовали дородовые клиники.

Там будущие матери были окружены красотой и покоем, чтобы дети родились такими же красивыми и спокойными.

Периоды пренатального воспитания

Современной женщине приходится организовывать пренатальное в оспитание своего младенца самой. А для этого ей полезно знать следующее.

Считается, что прожив свои первые 40 дней в утробе матери, младенец уже сформировался.

Пренатальный период (период беременности) можно условно разделить на 3 части. Такое деление обусловлено уровнем сформированности детского организма:

  1. первые 3 месяца,
  2. от 3 до 6 месяцев,
  3. после 6 месяцев.

Каждый триместр имеют совершенно иной темп, характер и уровень развития. В соответствии с этим матери следует по-разному обращаться с младенцем. Каким станет будущий человечек зависит не только от её питания, физического здоровья, но и от чувств, эмоций, испытываемых матерью.

Малыш получает через мать много информации. Важно постараться, чтобы информация была качественной. С первых недель внутриутробного состояния к младенчику следует относиться как ко взрослому человеку.

I этап пренатального развития

В первый триместр мать общается с младенцем на уровне чувств. На этом же уровне развивается и дитя. Очень важно в это время уходить от негативных чувств и эмоций, наносящих ребеночку вред. Все, что испытывает мать, испытывает и дитя. Более того, «записывает» на клеточном уровне. А потом зафиксированное реализуется в жизни.

  1. Культивируйте в себе состояние внутренней свободы и счастья, передавая его своему ребенку.
  2. Для этого вспоминайте лучшие события из собственной жизни.
  3. Любуйтесь природой. Природа дает нам покой и свободу. Запоминайте эти ощущения красоты и дарите их своему малышу.
  4. Читайте стихи, но обязательно прислушивайтесь, какие чувства стихотворные строки у вас вызывают. Отбирайте и повторяйте, вызывающие у вас прилив энергии. Мысленно купайте в ней дитя, представляйте, как у младенца добавляется здоровья.
  5. Хотя бы раз в день 10-20 минут слушайте классическую музыку. Дородовое развитие и музыка – это отдельная тема. Главное: сосредоточить свое внимание на чувстве, которое музыкальные произведения у вас вызывают и представлять, что вы переживаете его вдвоем.

Классические мелодии способны вызвать у слушателя ощущение волшебной красоты. Это состояние положительно сказывается на здоровье матери и ребенка, активизирует его рост и интеллект. Стимулирует все пренатальное развитие.

А еще пойте своему малышу колыбельные. Выучите много колыбельных песен !

II этап пренатального развития

В период до 6 месяцев у ребенка развиваются органы чувств и соответствующие им центры мозга. Пренатальное развитие изменяется. Это значит, что будущая мать должна сосредоточиться на ощущениях.

  1. Продолжая выполнять все предыдущие упражнения, представьте себе, что вы вместе с маленьким человеком начинаете заново изучать окружающий мир. Вы друзья, и мать – старший друг .
  2. Трогайте как можно больше предметов, старайтесь ощутить вес, цвет, форму, материал.
  3. Слушайте звуки: звуки природы, звонкие детские голоса, радуйтесь им. Сравните звучание мужского и женского голоса. Нажмите на любую клавишу пианино. Какие ощущения вызывает у вас этот звук. Постарайтесь передать ощущения ребенку.

III этап пренатального развития

После 6 месяцев у малыша начинает функционировать внутреннее ухо. Теперь дитя воспринимает звуки и передает сигнал в мозг. Поэтому к положительным эмоциональным переживаниям, осознанию ощущений можно добавить восприятие речи.

  1. Разговаривайте с малышом обо всем, что вы делаете, видите. Младенец следит за вами, воспринимает 3 потока информации: эмоциональное состояние матери, речь и отношение к нему.
  2. Положив руку на живот, прочитайте ребенку книжку вслух. Если есть картинка, расскажите, что на ней нарисовано.
  3. Слушая музыкальные сказки, старайтесь переживать события с точки зрения младенца. По окончании выскажите свое отношении к героям: какой герой смелый, умный, веселый…
  4. Говорите младенчику, как вы любите его и ждете рождения. Какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный, сильный. Говорите это независимо мальчика или девочку вы ожидаете.

В этот период важно общение с отцом. Если отец разговаривает с малышом регулярно во время беременности, то дитя будет узнавать его голос почти сразу после рождения.

Современная наука пытается разобраться, что именно полезно в дородовый период. Исключительное влияние на него оказывает музыка. Об этом интересно и подробно рассказывается в предлагаемом видеоролике.

Дети, получившие пренатальное развитие, отличаются хорошим умственным развитием, доброжелательностью, эмоциональной уравновешенностью, любознательностью. Сайт Нестандартные дети желает здоровья и благополучия всем деткам.

Пренатальное развитие ребенка — интересно о важно. Не секрет, что связь ребенка с матерью устанавливается задолго до его рождения – еще во время внутриутробного развития малыша. Состояние ребенка, зачастую, зависит от эмоций и настроения мамы.

К развитию ребенка до его появления на свет, все родители относятся по-разному.

Кто-то ограничивается поглаживаниями животика и редкими разговорами, а более чуткие мамы (и папы) уделяют общению с будущим ребенком очень много времени.

Эта статья, наверно, будет больше полезна тем, кто считает, что воспитание малыша следует начинать как можно раньше – через некоторое время после зачатия.

А те родители, которые не воспринимают всерьез дородовое пренатальное воспитание, прочитав эту статью, возможно, задумаются и начнут налаживать более тесный контакт с малышом.

Восприятие мира в утробе матери.

Воспитывать — значит корректировать поведение человека, соответственно требованиям окружающего общества.

Но ведь не родившийся ребенок еще не является полноправным членом общества, ведь пока его мир – это утроба матери.

Многие специалисты, изучающие развитие ребенка до рождения, утверждают, что плод способен реагировать на общение с внешним миром, и воспитание следует начинать как можно раньше.

Малыш в животике мамы требует общения и даже может выражать различные эмоции – радость или возмущение.

Какие основы жизни можно заложить в ребенка, которого вы вынашиваете?

Прежде всего – уверенность в себе и в мире, с которым малышу вскоре предстоит встретиться.

Ребенок должен быть уверен, что его ждет доброе отношение окружающих, любовь и ласка.

На будущее восприятие окружающего мира. В значительной степени влияет эмоциональное состояние будущей мамы.

Если она испытывает положительные эмоции и не подвергается стрессам – то и малыш будет чувствовать себя комфортно.

Стабильное эмоциональное состояние чаще всего достигается благодаря заботе близких людей за беременной женщиной.

Если ребенок не является желанным – он будет очень хорошо чувствовать это, и ни о какой либо уверенности в себе не может быть и речи. Ребенок подсознательно будет считать себя ненужным и чужим среди родных людей.

Специалисты утверждают, что нежеланные дети, стараются вести себя менее активно в утробе матери, тем самым стараясь уменьшить поток негативной энергии по отношению к себе.

Головной мозг плода.

Уже во время внутриутробного развития, у плода начинают формировать нервные клетки. Этот процесс не заканчивается в момент рождения, и нервная система продолжает развиваться в первые годы жизни.

Но, ребенок, находящийся в утробе матери, уже способен воспринимать различную информацию при помощи клеток головного мозга, что и дает толчок к развитию различных способностей еще до появления на свет.

Известный факт, что клетки головного мозга атрофируются, если их не развивать.

Мозг взрослого человека способен воспринимать и запоминать огромное количество информации – главное, постоянно его тренировать и предоставлять пищу для деятельности.

То же самое относится и к головному мозгу плода – от его развития будет во многом зависеть интеллект будущего ребенка.

Ученые утверждают, что основы интеллектуального развития закладываются именно в детском и юношеском возрасте, когда потенциал головного мозга особенно велик.

Вы не замечали, что маленькие дети довольно легко обучаются иностранным языкам, запоминают большое количество стихов и мелодий?

Трехлетний ребенок может очень быстро выучить весь алфавит и освоить навыки счета (при условии, конечно, что занятиям уделяют определенное количество времени).

Истоки дородового воспитания

Общение с ребенком до его рождения уходит своими корнями далеко в прошлое. Различные традиции и суеверия можно считать предпосылками современных тенденций пренатального воспитания ребенка.

Беременные женщины до сих пор придерживаются некоторых правил, которые соблюдали еще наши бабушки: не ходят на кладбище, не бьют животных.

Такие моменты придуманы не просто так – они направлены на то, чтобы беременная женщина вынашивала ребенка более спокойно, и ребенок родился уравновешенным.

Воспитание музыкой

То, что музыка может влиять на развитие психики и характера будущего ребенка – давно изученный и доказанный факт.

Музыка полезна не только малышу, но и будущей матери. Как же музыка влияет на мать и ребенка, в период, когда они составляют единое целое?

— приятные мелодии вызывают у беременной женщины только положительные эмоции, от чего напрямую зависит эмоциональное состояние малыша и его эстетическое восприятие;

— выполнение физических упражнений или танцев под музыку, является отличной тренировкой, которая необходима как матери, так и ребенку (ведь общение с музыкой сводится не только к ее прослушиванию или воспроизведению мамой, когда она поет песенки ребенку);

— музыкальные произведения стимулируют выработку гормонов, которые помогают маме и малышу чувствовать гармонию с окружающим миром и друг с другом.

Достоверные факты

Современные специалисты по пренатальной диагностике проводят множество исследований, чтобы доказать очевидное – обучение до рождения несет в себе множество преимуществ для будущего ребенка.

Вот результаты исследований, которые показывают, что дети, которым уделяли достаточно времени на протяжении девяти месяцев внутриутробной жизни имеют ряд отличий.

  1. Новорожденный довольно быстро приспосабливается к новым условиям обитания., спит более спокойно, меньше плачет.
  2. Ребенок на первом году жизни болеет значительно меньше и имеет меньший риск появления хронических заболеваний.
  3. Быстро приспосабливается к грудному вскармливанию и находится на нем более долгий период времени.
  4. В период дошкольного и раннего школьного возраста отличается от своих сверстников более высокой успеваемостью, хорошей памятью и физической выносливостью.
  5. Легче сверстников адаптируются к новому коллективу (детский сад, школа), любят проявлять себя, как активные и целеустремленные личности.

Такие разные родители

Всех будущих родителей условно можно разделить на две категории. К первой относятся те, которые являются противниками дородового обучения (может и не противниками, но и не поклонниками).

Такие родители уверены, что не родившийся ребенок мало чего может понять, и готовятся применить воспитательные процессы сразу же после его рождения.

Такие родители уверены, что ребенку мало того, что мама и папа лишь иногда поглаживают животик и бросают малышу пару слов – этого недостаточно вашему малышу, поверьте, он хоть и маленький, но уже нуждается в большем.

Поэтому, таких родителей можно ставить остальным в пример – они стараются сделать все, чтобы эти важные первые девять месяцев в жизни малыша были полны радостью и счастьем.

Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Пренатальное развитие - начало жизни человека.

Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Истоки представлений о внутриутробном развитии теряются в веках. Возможно, они появились вместе с Homo sapiens, открывшим у себя функцию деторождения. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, предусматривающих создание наилучших условий для жизни и развития ребенка.

Так, более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности в условиях покоя и целенаправленного культивирования красоты. На первых месяцах беременности жены будущий отец должен был пройти через церемонию знакомства с будущим ребёнком. Мужчина представлялся ожидаемому ребёнку, рассказывал о себе, о своей профессии, о своих взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ребёнок оставался в чреве матери, то древние расценивали это как принятие им отца. Если же беременность прерывалась, это считалось знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском... В некоторых культурах, в частности у народов юго-восточной Азии, начало жизни отсчитывается не с рождения, а именно с зачатия. С некоторых пор европейские народы, а в Новое время и североамериканцы, тоже стали осознавать важность всего, что предшествует рождению ребёнка, для всей последующей человеческой жизни.

По-настоящему же серьезное изучение жизни еще не родившегося человека началось лишь в XYII веке, и в течение нескольких веков знания о внутриутробной жизни были фрагментарными и малочисленными. Даже в первой половине ХХ века развитие человека до его рождения понималось только как разворачивание телесных форм - считалось, что никакого индивидуального существования, а тем более психики, при этом нет. И лишь благодаря успехам современной биологии, генетики, медицины, психологии, благодаря развитию новых методов исследования удалось проникнуть в тайну жизни до рождения ребенка и получить знания об его активном внутриутробном психическом развитии. Парадокс в том, что, несмотря на огромный опыт, за тысячелетия накопленный человечеством, новорожденный ребенок за это время практически не изменился.

Пренатальное развитие начинается со слияния мужского сперматозоида и женской яйцеклетки, образовавшаяся при этом зигота несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма.

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания. Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не «чистый» лист. Существует точка зрения, что личность человека формируется задолго до его появления на свет - мысли, переживания, ощущения матери передаются не родившемуся еще ребенку, и он не только чутко воспринимает их, но и запоминает. Так, страх и беспокойство матери ведут к появлению в ее крови особых химических веществ - катехоламинов. Через пуповину они попадают в плод, он тоже начинает испытывать беспокойство. Но одновременно эти вещества играют и роль стимуляторов, когда каждая волна материнских гормонов резко выводит плод из обычного состояния, пробуждая примитивное самосознание и обостряя восприимчивость. Плод начинает ощущать, что что-то произошло, и даже пытается понять, что именно.

Хотя впечатления пренатального периода в дальнейшем во многом определяют характер, поведение, степень психического здоровья человека, ответить на вопрос о том, с какого момента развивающийся организм действительно является человеком, очень сложно. С одной стороны с момента оплодотворения и до появления на свет в материнском организме находится биологический компонент будущего человека, но с другой стороны уже в это время он живет своей жизнью, реагируя на настроение матери, а также на стимулы извне: громкие звуки, шум, музыку, человеческую речь. Возможно, эти реакции начинаются с момента формирования нервной системы, но возможно и гораздо раньше - ведь его клетки способны улавливать даже изменения в химическом составе материнской крови.

В настоящее время считается, что родившийся человек не только наделен элементарными механизмами для поддержания жизни, но, не обладая почти никакими готовыми формами поведения, уже имеет немалый житейский опыт и знает достаточно много. От него невозможно скрыть, любят его или нет. И даже плод чувствует негатив матери, если она раздражается необходимостью его появления на свет. Образующиеся при этом в ее организме гормоны оказывают непредсказуемое влияние на еще не родившегося ребенка. Сейчас уже хорошо известно, что основные характеристики мозга зависят не только от наследственности. Большое значение имеют сигналы, которые получает мозг на ранних этапах своего развития.

Для того чтобы узнать, какую информацию из внешнего мира усваивает плод, способен ли он обучаться, было поставлено немало экспериментов. Так, группу живущих в Лондоне будущих матерей разделили на тех, кто смотрит популярный ежедневный сериал, и тех, кто нет. Через несколько часов после рождения, младенцам проигрывали мелодии из этого фильма в тот момент, когда они плакали. Дети, чьи матери не смотрели сериал, никак не реагировали на музыку. Дети, чьи матери смотрели сериал, переставали плакать и прислушивались - то, что они чему-то научились, не оставляло никакого сомнения.

Американские исследователи стимулировали развитие мозга плода с помощью различных игр и упражнений. Обучение начиналось на пятом месяце внутриутробного периода. Например, дважды в день будущие родители постукивали по животу матери. Через два месяца появлялась реакция - плод начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Затем таким же сигналом подкреплялось произношение простых слов. Один из будущих отцов периодически четко произносил: " Малыш, я - твой папа". После рождения ребенка, он напомнил ему эту фразу. Судя по реакции, сын ее узнал - он перестал плакать и попытался повернуть головку на голос отца. Вообще же, “обученные новорожденные” более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями.

Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, историческими и семейными условиями.

Первая эпоха - эпоха раннего детства - начинается с кризиса новорожденного и включает два периода - младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.

Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:

* терминальный (от зачатия до 2 недель) - период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;

* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) - период формиро
вания основных структур и органов;

* фетальный (от 3 месяцев - до рождения) - период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.

К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-


156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским . Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей - до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым


Лекция 12. Младенческий возраст «157

психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.

Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).

Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса - начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле - вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса - без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.

Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления . Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности - потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.

Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?


158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.

Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.

Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).

Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.

Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла
биринтное - сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо
коить ребенка - соска-пустышка и люлька.

2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю
щие пищевое поведение - поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.

3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера -
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-


Лекция 12. Младенческий возраст «159

ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.

4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите
ля и установку на его восприятие.

5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:

* «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;

* рефлекс Бабинского - тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;

* позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос
ле 6 месяцев).

Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.

Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции - зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.

Пренатальный период обычно длится в среднем 266 дней. Он делится на три стадии: герминальный период, эмбриональный период и фетальный период. Герминальный период характеризуется ростом зиготы и установлением первичной связи между зиготой и системой поддержки матери. Эмбриональный период длится с конца второй недели до конца восьмой недели. Этот период характеризуется быстрым ростом, установлением плацентарных отношений с матерью, дифференциацией в ранней структурной форме основных органов и появлением узнаваемых очертаний человеческого тела (См Приложение 2, таблица 1 ).

Фетальный период начинается с девятой недели и длится до рождения. Во время этого периода дифференциация основных систем органов продолжается, и органы сами начинают выполнять свои специализированные функции.

Среда оказывает влияние на развитие организма от процесса зачатия и продолжает влиять на всем протяжении пренатального развития.

Рассмотрим некоторые внешние факторы, оказывающие влияние на развитие плода.

Многие лекарства и химические агенты могут проникать через плаценту и поражать системы плода. Если установлено, что данное лекарство безвредно для женщины, оно может наносить вред плоду. Современная медицина считает, что беременные женщины не должны принимать лекарства, если только это не вызвано серьезной угрозой для здоровья и прием лекарств должен осуществляться под контролем лечащего врача.

До недавнего времени считалось, что употребление алкоголя в период беременности в небольших дозах не вредит развитию плода. Однако размеры допустимой дозы и сроки наступления у плода критического периода в отношении влияния алкоголя на развитие не выявлены до сих пор. Установлено, что существует корреляция между количеством потребляемого алкоголя во время беременности и тяжестью врожденных дефектов. В ходе исследований было установлено, что чем больше мать употребляла алкоголя, тем более низкий уровень интеллекта и моторной координации наблюдается у ее ребенка в возрасте 4 лет, а когда такой ребенок достигает 7 лет, проблем с его способностью сосредоточить внимание и обучаться становится все больше.

Вдыхаемые при курении продукты сгорания табака проникают через плаценту, возрастает частота сердечных сокращений у плода. Среди матерей, злоупотребляющих курением, высок риск преждевременных родов, недостаточного веса новорожденного (примерно на 200 грамм меньше, чем у некурящих матерей), выкидышей и детской смертности. Шведскими учеными было установлено, что курение матери увеличивает риск синдрома внезапной младенческой смерти в 2 раза, и чем больше курит мать, тем этот риск выше. Чем больше сигарет в день выкуривает мать, тем меньше размеры ее будущего ребенка. Это отставание в росте может сохраняться на протяжении нескольких лет после рождения. Курение во время беременности также может приводить к врожденным уродствам, неонатальной пневмонии.



Многие химические вещества в составе среды могут быть вредными для плода, однако беременная женщина практически не может контролировать эти условия. Исследования широкого спектра возможных влияний средовых токсинов, включая пищевые консерванты, инсектициды и даже косметические препараты и красители для волос, на развитие плода ведутся непрерывно.

Многие болезни, очевидно, не оказывают влияние на развитие плода. Например, большинство бактерий не проникает сквозь плаценту, так что даже серьезное бактериальное заражение матери может не иметь никаких последствий для развития плода. С другой стороны, многие вирусы, преодолевают плацентарный барьер.

Из многообразия материнских факторов, оказывающих влияние на развитие плода, особого внимания заслуживают три: резус-фактор, стресс и возраст матери.

Если кровь матери резус-отрицательная, а кровь ее ребенка – резус-положительная (приблизительно 1 из каждых 200 беременностей), это грозит опасностями. Часть крови плода проникает в кровеносную систему матери, материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые проникают обратно в организм плода и атакуют клетки его крови. Накапливание антител в организме матери происходит достаточно медленно и такое положение не наносит вред первой беременности, но последующие беременности с резус-положительным плодом может поднять уровень антител до критической точки, приводя к несовместимости. На современном этапе развития медицины такие женщины получают сразу после родов специальные препараты, которые нейтрализуют резус-положительные клетки крови и не возникает постоянная несовместимость.



Если беременная женщина находится в состоянии стресса, она выделяет различные гормоны в кровеносную систему, которые могут проникать сквозь плацентарный барьер и попадать в кровеносную систему плода. Женщины, находящиеся в хроническом стрессе чаще испытывают осложнения во время беременности и родов. Их дети рождаются с меньшим весом, имеют гиперактивность и постнатальные проблемы в адаптации.

Возраст матери может оказывать влияние на пренатальное развитие ребенка. Случаи пренатальных дефектов или аномалий встречаются чаще при первой беременности у женщин старше 35 и моложе 19 лет, чем у женщин от 19 до 35 лет. Однако современная медицина убеждена, что проблемы более зрелых женщин скорее являются результатом не их возраста, а тех присутствующих у них хронических болезней. Поэтому считается, что здоровая 30 или 40-летняя женщина может хорошо выносить беременность и она может родить здорового ребенка.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы.От рождения у ребенка присутствует много поведенческих систем, готовых к их применению, по крайней мере, насчитывают 27 рефлексов.

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением» (См Приложение 2, таблица 2).

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими - они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок
научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.

Также выделяют рефлекс Моро, поисковый рефлекс, сосательный рефлекс, рефлекс Бабинского, рефлекс ходьбы и другие.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в частности, ребенок начинает реагировать на позу.

Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха. В целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

До середины 20 века психологи считали, что новорожденные неспособны к организованному, произвольному поведению. Нередко внутренний мир новорожденного характеризовали как поток неоформленных зрительных и звуковых впечатлений. Сейчас уже известно, что новорожденные способны к организованным, предсказуемым реакциям и более сложной психической деятельности, чем было принято считать ранее. Они уже имеют определенные предпочтения и обладают поразительной способностью к научению. Новорожденные являются активными человеческими существами, которые хотят понять окружающий мир и участвовать в социальном мире.

Ребенок при рождении имеет ¼ часть веса мозга взрослого (300-400 гр), за первый год вес мозга удваивается, к 3 годам – утраивается. Остальная ¼ часть дозревает к 20 годам. На первом году жизни мозг ежедневно увеличивается более, чем на 1 грамм.

Психическая жизнь новорожденного, в основном, связана с подкорковыми центрами. Возникновение слухового и зрительного сосредоточения (2-3неделя) придает бодрствованию активный характер.

Показано, что с момента рождения у новорожденного существует примитивное единство сенсорных модальностей, которое позволяет зрению прогнозировать другие ощущения.

Дети рождаются с полным набором структур зрительного анализатора. Большинство этих структур еще не зрелы, но отдельные функции уже выполняются. С самых первых минут глаза новорожденного чувствительны к свету. Новорожденные в какой-то степени способны управлять движениями глаз и могут следить за объектом, который движется в поле их зрения. Они избирательно наблюдают за происходящим, явно предпочитая смотреть на сложные узоры. Их особенно привлекают края и контуры объектов, и кривые линии. Новорожденные также исключительно восприимчивы к человеческому лицу. Исследования показали, что двухнедельные дети отдают предпочтение материнскому лицу. Новорожденные способны воспринимать яркие, насыщенные цвета, такие как желтый, оранжевый, красный, зеленый и бирюзовый.

Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Уже на первом месяце они особенно чувствительны к звукам речи и среди прочих звуков, отдают предпочтение человеческому голосу. По-видимому, новорожденные способны к локализации источника звука, уже в первые дни они поворачивают голову на звук или голос. От низкочастотных звуков, как в колыбельных, новорожденные успокаиваются, а в ответ на высокочастотные (писк, свист) возбуждаются.

Органы вкуса и обоняния функционируют с самого рождения. Шестидневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запаха другой женщины. Чувство боли также развито у новорожденных.

В настоящее время специалисты склоняются к мнению, что органы чувств ребенка генетически запрограммированы на совместную работу. Уже после рождения дети начинают связывать между собой зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Сразу же после рождения у ребенка присутствует особый вид запоминания – импритинг (запечатление), основанный на повышенном содержании в крови ребенка бета-эндорфинов, что способствует высокой впечатлительности новорожденного. Именно поэтому считается полезным, чтобы первая встреча ребенка с родителями не откладывалась надолго.

Основная активность новорожденных это сон, они проводят от 16 и более часов во сне. Характер сна – полифазный.

Плач новорожденного – это врожденная, вынужденная реакция. Это основной способ коммуникации. Разные виды плача (каждый вид, варьирующийся по ритму, длительности и высоте) имеет разные значении от голода, дискомфорта, скуки и фрустрации до физической боли.

С первых дней жизни новорожденные различаются по своим реакциям на внешние стимулы, а также предъявляют индивидуальные различия в темпераменте.

Симптомы кризиса новорожденности: беспомощность, социальная опосредованность, сохранение биологического единства с матерью.

Полная зависимость от взрослого определяет социальную ситуацию развития новорожденного.

Ведущая деятельность – физиологические отправления.

Новообразования периода: активное бодрствование, перцептивная память.

Центральное новообразование – комплекс оживления (улыбка, вокализация и двигательная активность навстречу взрослому). С улыбки начинается развитие средств общения со взрослым.

Критерием перехода от стадии новорожденности к стадии младенчества является комплекс оживления, который проходит три стадии:

1. Улыбка (В исследованиях М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется.Первые улыбки с растягиванием рта, но без размыкания губ, в развитом комплексе оживления улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой).

2. Улыбка и гуление (ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому).

3. Улыбка, гуление и двигательное оживление (Открывается комплекс оживления поворачиванием головы, скашиванием глаз на взрослого, слабыми движения рук и ног, в развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибания спины («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек).