Домой / Для зеленых глаз / Рекомендации для родителей агрессивных детей. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков Рекомендации родителям по преодолению агрессивного поведения подростка

Рекомендации для родителей агрессивных детей. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков Рекомендации родителям по преодолению агрессивного поведения подростка

Всем известно, что дети в дошкольном возрасте редко способны понять, что хорошо, а что плохо, без помощи взрослых. Если же ваш ребенок, раскапризничавшись, начал швырять в разные стороны книжки и игрушки, показывая свою злость и агрессию, стоит провести с ним беседу и правильно разъяснить, что так делать категорически нельзя.

Не стоит ругать и пускать в ход рукоприкладство, достаточно спокойно поговорить и разъяснить грани. Обнимите вашего малыша, поцелуйте, будьте строги и последовательны в своих требованиях, не спрашивайте с ребенка больше, чем он способен сделать, только так вы сможете добиться положительных результатов в поведении своего чада.

Есть так же вероятность, что ребенок перенял подобное поведение от своих сверстников. По возможности следите за этим. Нет, не стоит запрещать малышу общаться с тем мальчиком со двора, и не пытайтесь настроить его против той девочки, которая чуть что, сразу лезет в драку. Постарайтесь объяснить, что такое поведение неприемлемо, что так делать некрасиво и неправильно. Будьте убедительны, не кричите и не бейте малыша, тогда есть вероятность, что вас не только услышат, но и поймут.

Как предотвратить развитие агрессивности?

Стоит напомнить, что дети часто копируют поведение своих родителей. Подавайте правильный пример, относясь к вещам и окружающим бережно, тогда и ребенок будет относиться ко всему также. Если вы со злости ударите кулаком по столу, есть вероятность, что малыш, при случае, запомнит и будет повторять подобное раз за разом.

Следует объяснить ребенку, что неприемлемое поведение – неправильно, некрасиво и неприятно не только для нападающего, но и для жертвы, дайте ему понять, что чувствует тот, кого ударили или укусили, тогда, может, малыш пересмотрит свое поведение и перестанет кидаться на других, когда ему что-то не нравится.

Решение проблемы

  1. Альтернатива. Если вы заметили, что ваш ребенок на пределе, не ждите, когда он сорвется на ком-нибудь, начнет кидаться игрушками или лезть с кулаками. Объясните малышу, что можно поступить иначе, чем драка. Например, можно сказать: «я больше не играю!», или просто отойти в сторонку.
  2. Похвала. Не забывайте об этом пункте. Хвалите ребенка только за конкретные хорошие поступки, но не переусердствуйте. Например, вы можете похвалить малыша за то, что он поделился с кем-то игрушками, или за то, что спокойно дождался своей очереди на горку, не устраивая истерик. Хвалите, и тогда малыш будет стараться вести себя хорошо.
  3. Замечания. Запомните, замечание должно состоять из трех частей: приказ прекратить подобное поведение, причина, по которой малыш обязан это сделать и альтернативный вариант поведения. Если же ребенок отказывается реагировать, повторите замечание снова и устройте ему перерыв на время.
  4. Не применяйте силу. Подобным поведением вы не отучите ребенка от агрессии, наоборот, таким образом только покажете наглядный пример, тем самым негласно разрешая применять насилие по отношению к другим.

Внешние причины агрессивности

Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев . Дети смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, ребенку необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.

Внутренние причины агрессивности

Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.

Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.

Высокая тревожность, ощущение отверженности.

Неадекватная самооценка (чаще заниженная).

Стремление привлечь внимание взрослых.

Примерные критерии агрессивности

Младшие школьники:

Средний школьный возраст и подростки:

    угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
    выступают инициаторами драк;

    не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;

    не считаются с мнением родителей, их запретами;

    прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.

Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности , причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно , то ребенок действительно агрессивен , ему (и семье) необходима помощь специалиста.

Вы заметили, что ребенок агрессивен, часто играет в агрессивные игры.

Что делать?

Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)

Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно , без вреда для окружающих (и себя).

Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.

Повышайте самооценку ребенка.

Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.

Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.

Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)

Помогите ребенку , если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

Под агрессией в психологии понимается целенаправленное разрушительное поведение, имеющее своей целью причинение вреда другому живому существу. Это особое состояние психики, в то время как под агрессивностью понимается черта характера, склонность на все реагировать с раздражением и злостью.

Влияние злости и раздражения

Агрессивным ребенком можно назвать того малыша, который внутренне неблагополучен. Он наполнен негативными переживаниями, а его раздражительность и злость являются всего лишь неадекватными способами психологической защиты.

Агрессия оказывает отрицательное воздействие на жизнь малыша, его развитие. Он начинает конфликтовать с другими детьми и взрослыми, часто раздражается, расстраивается. При этом физические и устные проявления злости - это всего лишь «верхушка айсберга». Колоссальное влияние оказывает на ребенка деструктивная установка, заключающаяся в том, что проблемы можно решать путем проявления агрессии, и что все вокруг него - враги. Малыш, не знающий других способов поведения, попадает в замкнутый круг. Его агрессия вызывает ответную реакцию злости, и наоборот.

У детей подобные проявления имеют различные причины. Во многих случаях они совершенно закономерны. Прежде чем бить тревогу, запрещать малышу проявлять свои переживания, родителям необходимо разобраться в тех факторах, которые послужили возникновению подобных реакций.

Нужна ли агрессия?

Агрессивность является неотъемлемой частью человеческого существования. Не стоит клеймить и ругать ребенка только за то, что он проявляет обуревающие его чувства, требовать от него ангельского поведения. Ведь разрушение пронизывает все сферы человеческого бытия - и дети этому не исключение. Любое действие так или иначе начинается с разрушения старого. Например, чтобы слепить фигурку из пластилина, малыш отрывает кусочек массы, разминает его в руках. Философы, прежде чем выдать на-гора новые идеи, сначала перерабатывают в уме старые. А также по-настоящему агрессивным актом является употребление пищи.

Проявления

Когда малыш еще не овладел основными средствами коммуникации, злость может расцениваться как вполне нормальная реакция. Маленькие дети могут кричать и толкать тех, с кем они не могут договориться. Однако когда малыш овладевает речью, то такая схема поведения становится неоправданной. Зачем бить того, с кем можно договориться на словах?

Нередко агрессивное поведение может встречаться даже среди тех детей, которые кажутся внешне совершенно спокойными, не отличающимися от других сверстников. Детский психиатр Елисей Осин выделяет следующие признаки патологической агрессии:

  • Постоянство. Ребенок демонстрирует агрессивную реакцию в ряде различных ситуаций на протяжении длительного времени.
  • Опасные формы. Удары ногами, порча имущества, поджоги, аутоагрессия.
  • Социальная дезадаптация. Ребенок теряет друзей, доверие родителей и учителей.

Как живется ребенку в состоянии агрессии?

Однако дети, у которых наблюдается повышенный уровень раздражительности, серьезно от этого страдают. Злость нужна только в тех случаях, когда она оправдана. К примеру, если нужно прогнать хулигана, защитить братишку или сестренку. Агрессивный ребенок - это тот, кого постоянно сторонятся и недолюбливают, отвергают и боятся. Учителя и воспитатели не любят таких детей за то, что они портят им занятия. Самая частая их реакция - это усаживание за заднюю парту, наклеивание ярлыка двоечника, задиры. Но подобные меры приводят к еще большей дезадаптации, усиливают ощущение одиночества. С годами ситуация лишь ухудшается.

Родители одноклассников не любят таких малышей, ведь они учат их собственных детей плохому, подают негативный пример, мешают им учиться, играть или отдыхать. Их реакция тоже не несет ничего хорошего - это коллективные письма с просьбами перевести агрессивного ребенка в другой класс, разбирательства с родителями малыша. Таким образом ребенок может годами скитаться из одного класса в другой, не находя себе окончательного пристанища. А когда родителей вызывают «на ковер», это нередко заканчивается применением силы по отношению к самому ребенку. Негативное поведение у малыша только закрепляется, доказывает «правильность» избранной им стратегии.

Сверстники не любят агрессивных детей за то, что они нередко их оскорбляют, пинают, кричат. И чаще всего реакция сверстников заключается в игнорировании, отвержении. Малыш остается в одиночестве и изоляции.

Поскитавшись несколько лет, такие дети постепенно сбиваются в группы себе подобных «плохишей». В подобных обществах они могут найти понимание, однако все больше отдаляются от нормального общения, правил поведения в социуме.

При этом многие малыши сами мучаются от своего гнева. Они пытаются избавиться от раздражения, прилагают усилия. Жизнь каждого из таких «плохишей» - это не обязательно поиск потенциальной жертвы для оскорблений. Как и все другие, они ищут тепла и любви, понимания и заботы. Просто в силу некоторых особенностей своего характера они по-другому воспринимают социальные ситуации и не могут совладать со своими эмоциональными реакциями.

Немало детей страдают от такой жизни. «Не понимаю, каким образом это происходит, ведь я совершенно не хотел расстраивать маму…», «Меня не берут играть в компанию, ну и пусть», «Меня обзывают нехорошими словами, и внутри прямо сердце сжимается», «Стоит только чему-то произойти - сразу виноват я, никто даже меня не слушает», «Не хочу в детский сад, хочу быть дома, здесь мой любимый пес…», «Я пытался считать до 10 и ровно дышать, но не всегда это мне помогает успокоиться». Примерно такими словами малыши описывают свое состояние.

Агрессивный ребенок: причины деструктивного поведения

Как правило, причины злости и раздражения у детей относятся к одной из четырех плоскостей.

  • Семья. Если родители или другие родственники позволяют себе вести себя агрессивно, то и у ребенка закрепляется понимание допустимости подобного поведения. Агрессивный ребенок нередко растет в неблагополучной семье, где отец бьет мать или сама мать и пр.
  • Воспитательные учреждения. В процессе игр с другими детьми ребенок может перенимать определенные модели поведения: «Я здесь лучше всех, и поэтому мне все можно».
  • СМИ. Еще одна из основных детей, которая нередко игнорируется взрослыми. Нередко ребенок вместе с родителями или старшими братьями и сестрами смотрит телевизор, где демонстрируются сцены насилия, убийств и т. д. Впоследствии дети переносят увиденное уже в реальную жизнь. Родители нередко не осознают, какой вред это приносит малышу. Многие взрослые задаются вопросом о том, почему дети стали агрессивными? Во многих случаях ответ на этот вопрос кроется в тех телепередачах, которые смотрит ребенок. Нередко опасность в себе таит и интернет.
  • Эндогенные факторы - травмы головного мозга, инфекции, заболевания ЦНС. В этом случае не обойтись без консультации с врачом.

Другие факторы

Агрессивное поведение детей может быть вызвано рядом условий:

  • Когда малыша часто бьют, прилюдно унижают, ставят в травмирующие ситуации.
  • Ребенок начинает злиться, если он по каким-то причинам плохо себя чувствует, а взрослые пристают к нему с различными заданиями.
  • Родители не обращают внимания.
  • Малыш копирует поведение матери или отца (швыряет вещи, хлопает дверью, ругается).
  • Травмирующее событие (развод мамы и папы, смерть близкого родственника, сильный испуг, рождение брата или сестры).
  • Когда взрослым удалось внушить малышу, что он «плохой». У агрессивного ребенка любая критика будет вызывать раздражение.

Формы

Малыш может проявлять раздражение и злость следующим образом:

  • Вербально - крики, оскорбления, угрозы.
  • Физически - строить страшные гримасы, драться, толкаться, кусаться, ломать чужие игрушки.
  • Действуя исподтишка: игнорировать взрослых или других детей, ябедничать, провоцировать ровесников, пока никто не видит.

Виды детской агрессии

Если ребенок стал агрессивным, родителям необходимо обратить внимание на особенности проявлений его злости. Ведь в разных случаях необходимо предпринимать совершенно разные меры. Иногда не обойтись без психотерапии, а иногда требуется применение медикаментозных препаратов. Огромная ошибка - объединять все проявления раздражительности и злости у детей в одну проблему. Детский психиатр Елисей Осин выделяет следующие основные типы детской агрессии.

  • Инструментальная. В этом случае ребенок может угрожать своим сверстникам, и даже избивать их. Мотивы подобной агрессии заключаются отнюдь не в причинении вреда как такового. Ребенок просто использует запугивание для того, чтобы отнять ценные вещи или деньги. Чаще всего подобный тип агрессии встречается среди тех детей, которые живут в неблагополучных семьях. Для избавления от данного типа агрессии не помогут лекарства, лучшее средство здесь - это психотерапия всей семьи.
  • Импульсивная агрессия. Даже на самый незначительный сигнал, показавшийся ребенку чем-то неприятным, малыш реагирует с раздражением. Связано это с тем, что ребенок не может контролировать свои эмоциональные импульсы. Нередко данный тип раздражительности встречается у детей с СДВГ. Гиперактивный агрессивный ребенок страдает от неправильной работы некоторых отделов головного мозга - в первую очередь от лобных долей. Наказания ему не помогут. Наиболее оптимальным будет обращение к неврологу, медикаментозная терапия. Также полезно организовать для ребенка более удобные условия для обучения с меньшим количеством поступающих извне раздражающих стимулов. Например, перемены малыш может проводить в библиотеке. Чаще всего страдают от подобных расстройств агрессивные дети дошкольного возраста, а также младшие школьники. Со временем психика малыша стабилизируется. Хотя он может быть и более раздражительным, чем его сверстники, с возрастом ему будет легче контролировать импульсы агрессии.
  • Агрессия как аффект. Чаще всего возникает при психических расстройствах - например БАР (биполярном аффективном расстройстве). Отличительная черта агрессии данного типа - ее внезапность. Миролюбивое настроение может длиться несколько дней, но затем ребенка словно кто-то подменяет. Он начинает крушить и ломать все вокруг, ругаться, кричать, не слушаться. Таким малышам необходимо как медикаментозное лечение, так и работа с психологом.
  • Агрессия, выражающая страх. Во многих случаях родители предпочитают закрывать глаза на этот тип агрессии. Например, ребенка отдают в детский лагерь, и с первой же минуты пребывания там он начинает кричать, колотить ручками, вести себя агрессивно. Связано это с тем, что малыш чувствует себя брошенным. Ему кажется, что мать оставила его навсегда. Нередко агрессия, связанная со страхом, возникает у детей через некоторое время после психотравмирующих событий. В таком случае речь идет о ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве) у ребенка. Страх и тревога по своей сути являются адаптивными реакциями, однако когда они начинают превышать все допустимые пределы, ребенок перестает себя контролировать. Нередко такая агрессия накладывается на предрасположенность ребенка к тревоге и депрессии. Помогает в этом случае работа с психологом.

Почему таким детям нужна помощь?

Многие психологические исследования показывают, что если проблемы агрессивных детей остаются незамеченными, со временем ситуация только обостряется. Дистанция между ними и нормальным существованием увеличивается. Оказавшись в изоляции, им сложно обучиться общению. Ребенок лишается дружеских игр, в которых он мог бы отточить навыки социального общения.

Если есть возможность, необходимо выяснить на приеме у психолога, что вызывает раздражение у малыша. Такой подход будет наиболее здравым и оптимальным. Но так как не у всех родителей есть возможность посетить специалиста очно, рассмотрим некоторые полезные советы психолога. Агрессивный ребенок нуждается в пристальном внимании и поддержке взрослых, поэтому к этим рекомендациям необходимо отнестись со всей серьезностью.

  • Взрослым необходимо прислушиваться к малышу, постараться его понимать.
  • Также стоит помнить: жестокое подавление агрессивного поведения приводит только к усилению злости.
  • Необходимо быть последовательными в своей реакции на негативное поведение малыша, однако самим не проявлять раздражения.
  • Недопустимо наказывать ребенка слишком часто, приказывать ему подавлять свои переживания. Это приведет только к тому, что он будет подавлять эмоции, а они, в свою очередь, будут усиливаться и перейдут в самоагрессию.
  • Малыш должен осознавать, что мама и папа его любят, они недовольны лишь его поведением. Это одна из наиболее важных рекомендаций родителям агрессивного ребенка. Необходимо пояснить малышу, чем именно вызвано это недовольство, сделать акцент на том, что сам он любим.
  • Когда малыш проявляет гнев по каким-то причинам, нужно постараться на это не реагировать. Ведь у него тоже есть право на злость. Однако стоит пояснить ребенку, что он может вести себя и по-другому, выбирать свою реакцию.
  • Необходимо контролировать свои переживания в присутствии ребенка, ведь он впитывает их подобно губке.
  • Также родители должны адекватно осознавать, что и когда они могут запретить ребенку, а в каких случаях ему можно и уступить.
  • Обращать внимание малыша на то, каким образом люди ведут себя в различной обстановке, при разных обстоятельствах.
  • Избегать просмотра телепередач и убийств и пр.
  • Учить малыша добру, сопереживанию.

Направления психокоррекции

Детские психологи также выделяют несколько направлений коррекционной работы с теми малышами, которые демонстрируют агрессивное поведение.

  • Формирование адекватной самооценки. Малыш должен понять, что он вполне может быть «хорошим», что он нужен и важен для взрослых и сверстников. Таким образом позитивные качества ребенка подкрепляются, он получает мотивацию проявлять свои лучшие качества.
  • Проработка страхов малыша. Ведь агрессия представляет собой способ защиты, а, избавив ребенка от тревог, мы избавляем его от необходимости защищаться.
  • Одно из важнейших направлений коррекции агрессивного поведения детей - обучение малыша способам выразить злость в приемлемой форме, отработка новых моделей поведения.
  • Формирование доверия к окружающим, умения демонстрировать любовь и сочувствие. Малыш должен быть обучен состраданию посредством примера взрослых.

Агрессивный ребенок: что делать родителям?

Также родителям и другим взрослым будет полезно воспользоваться следующими советами психологов.

  • Любить и принимать чадо таким, какое оно есть. Ведь агрессия - это временная трудность, с которой вы обязательно справитесь.
  • Как можно больше общаться с малышом, обнимать его. Малыш должен знать, что его любят и в него верят.
  • Работа с агрессивными детьми предполагает повышение самооценки малышей. Поэтому необходимо сконцентрировать внимание на положительных сторонах характера ребенка. Как можно чаще хвалить его за успехи. Если же необходимо поругать - необходимо порицать сам поступок, но никак не малыша.
  • Пристально следить за собственным поведением, не позволять себе поддаваться злости и раздражению.
  • В тот момент, когда мать или отец сами расстроены, они могут сообщить об этом малышу и на собственном примере показать, как можно справляться с раздражением.
  • Детские психологи рекомендуют общаться с малышом спокойно и тихо.
  • В минуты злости и раздражения не стоит прикасаться к ребенку.
  • Когда малыш проявляет злость по отношению к родителю, тот может отвести его в свою комнату и сказать, что он может вернуться, когда успокоится.
  • После того как эмоции ребенка улеглись, нужно спокойно с ним поговорить. Сохранять спокойствие взрослому можно, если помнить, что перед ним - любимое чадо, а не агрессивный ребенок. Что делать, если эмоции матери или отца бьют через край? В этот момент лучше не демонстрировать своего гнева. Сначала желательно справиться со своими переживаниями (например, при помощи навыков саморегуляции с помощью дыхания), и только затем общаться с малышом.
  • Объяснять малышу ограничительные моменты, обращаясь к нему от 1-го лица. Например: «Я сейчас не могу дать тебе мороженого», «Я не могу дать тебе куклу, ей нужен отдых» и пр.
  • Также важно помогать малышу озвучивать его желания. Время от времени задавать ему вопрос: «Чего ты хочешь?». Смотря по ситуации, или разрешать, или же пояснять, почему сейчас это недоступно. Посредством разрешений и договоренностей ребенок должен понять, что взрослый играет главную роль, именно он дает ориентиры.
  • Позволять малышу говорить о том, чего он не хочет, выражая понимание и поддержку.
  • В процессе общения с агрессивными детьми полезно придумать сказку о злой зверушке, которая поняла, что агрессивной быть вредно и плохо.
  • После школы или детсада дать малышу возможность побыть непослушным в течение 10-15 минут, выплеснуть раздражение и гнев. Например, поколотить руками подушку.
  • О чем-то просить ребенка, и учить его просить у других. Требования не должны быть частыми, однако необходимо, чтобы они были весомыми и емкими.
  • За час до сна можно попробовать выпивать полстакана молока или травяного настоя, если у ребенка нет на эти продукты аллергии. Также полезно обсудить события прошедшего дня в положительном ключе.

Агрессия представляет собой силу, которая присущая всему живому на земле. Она необходима для осуществления насущных потребностей организма и представляет собой возбуждение, направленное на удовлетворение тех или иных желаний. Когда рядом с малышом находятся добрые и понимающие взрослые, избавление от агрессии не составит трудности. Только в таком случае ребенок не будет восприниматься в качестве злого преступника.

Случается, так, что ваш ребенок часто себя ведет агрессивно, и при этом нет явных причин данным проявлениям. Многие родители приходят в ужас и совершенно не знают, как себя вести и что с этим делать.

Агрессивные дети стремятся разозлить окружающих

Для начала надо выяснить причины, понять, чем может быть вызванная агрессия и далее искать решения. Но, ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессию и влиять с позиции силы. Потребуется детально изучить все варианты и возможности для восстановления полноценного функционирования системы общения со своим ребёнком — это стает прекрасным основанием для дальнейшего развития отношений.


Что такое агрессия

Причины и возможные симптомы агрессивности

Сегодня мир не стоит на одном месте и воспитание ребенка проходит с учетом большого количества факторов, на которые родители не имеют особого влияния, но они качественно влияют на его становление как личности. К тому же, часто ребенок не осознает свои поступки в полной мере – чаще всего по причине упущений в воспитании и образовании. А помощь со стороны взрослого поколения, независимо – это родители, бабушки/дедушки, учителя или наставники/тренеры, позволит более детально разобраться в сложившейся ситуации. Важно найти взаимопонимание и пути обмена информацией ребенка со своими родителями и другими взрослыми.

Основными причинами, когда ребёнок становится чувствительным и очень агрессивно отвечает на обращения к нему, могут быть:

  • недопонимания между самыми родными — в таком ракурсе родителям стоит начинать менять ситуацию с себя;
  • манера воспитания и отдельные ограничения ваш ребенок может воспринимать как запрет в развитии;
  • недопонимание детей взрослыми;
  • отсутствие друзей и тех, с кем можно будет обсудить проблемы — тогда ребёнок погружается в свой собственный мир;
  • именно самим родителям стоит больше уделять времени для неформального общения, с возможностью становится советчиком, но не переводить все к настоятельным рекомендациям.

Определение агрессивности у детей

Перечисленные причины могут вызывать у детей поведение агрессивного характера, не давать создать собственное понимание сложившейся ситуации и сердиться на всех, кто его окружает. При этом, очень много конфликтных ситуаций возникает на этапе подросткового возраста, когда у детей развивается максимализм в решениях и рассуждениях.


Ссоры родителей часто приводят к агрессивности детей

Используя также агрессивный тон в ответ, родители не смогут ничего добиться, а только усугубят неприятное положение дел.

Хорошим решением будет провести простую и отвлеченную беседу, но не стоит настаивать на собственных, принятых ранее, постулатах и основаниях. Советы должны быть в виде рекомендации. В таком случае ваш ребенок сможет, для начала, снизить агрессию, убрать первые эмоциональные порывы и сфокусироваться на беседе, отвлечённом разговоре.


Первые признаки агрессивности проявляются уже в раннем возрасте

Важно всегда выслушать детей, независимо от их возраста и уровня понимания окружающего мира. Ведь, мы все были детьми. В таком случае ваш ребёнок, сможет вынести для себя урок и сделать минимальные начальные выводы.

Так как максимализм, которым руководствуется в подростковом возрасте ребёнок, порой непонятен родителям, то стоит более с четкой позицией подойти к обсуждению проблемы. Ведь, от нее зависит, как максимально быстро можно будет решить появившуюся проблему. Следует просто объяснить, что взрослых не устраивает в поведении подростка и чем нагнетание ситуации может для него закончиться.


Детская агрессия направлена не только на взрослых, но и на детей

Понимание агрессивного ребенка даст повод убрать существующие причины и возможности понять его позицию. Так часто бывает, что нехватка общения и простого совета может вызывать неадекватную реакцию, а агрессивный ответ или резкие противоречия только усилят причины и приведут к еще большему недопониманию. Это всего стоит избегать. Важно давать решительные и только конструктивные рекомендации, но с учетом понимания последствий в каждом отдельно взятом случае.


Подростковая агрессия может проявляться непослушанием

Пути решение сложных ситуаций для предотвращения агрессии

Принципиальные позиции ребенка могут привести к агрессии по отношению к взрослым, но при этом нельзя обвинять только его нельзя. Стоит помочь понять суть проблемы и начать работать поэтапно — над каждой отдельно. Для детей очень важно получать советы и рекомендации от своих родителей, закрепляя каждый совет на практике. Ведь, каждый ребёнок желает на подсознательном уровне получить ответы и не быть отторгнутым своими родными.


Иногда агрессия у детей может быть направлена на себя

В первую очередь, от родителей зависит, останется агрессия у ребенка и дальше, или будет искоренена из их отношений.

Пути искоренения агрессивности психологи предлагают следующие:

  • развитие у ребенка способности к сопереживанию, сочувствию;
  • научить его доверять родителям;
  • обучение контролировать свой гнев и негативные эмоции.

Доверительная беседа может поменять ситуацию

Для родителей можно посоветовать такие методы:

  • переключение на другую тему;
  • увлечь ребенка занятиями спортом – это очень полезно для агрессивных детей;
  • использовать специальную дыхательную гимнастику для расслабления;
  • попросить нарисовать свой гнев, а потом порвать рисунок или сжечь;
  • во время гнева бить подушку ровно 10 раз – доказано, что это снимает приступ;

Как остановить приступ агрессии — советы

И еще, врачи утверждают, что к агрессии склонны дети, которые имеют однообразное питание, с недостатком некоторых витамином и минералов. В частности, дефицит магния провоцирует неконтролируемые вспышки гнева. Поэтому, надо изменить рацион малыша.

Причины детской агрессивности. Памятки для родителей

«Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви. »

Г. Эберлейн

Причины возникновения агрессивности:

1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.

2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.

3. Гиперопека (сверх заботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели) .

Что же делать?

Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.

Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.

Некоторые принципы общения.

1. Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.

3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.

6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку) .

7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

Памятка для родителей по профилактике агрессии у детей

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.

Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!

Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и устраивают дебоши;

родители воспитывают ребенка двойной моралью;

родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;

родители не умеют любить одинаково своих детей;

родители ребенку не доверяют;

родители настраивают детей друг против друга;

родители не общаются со своим ребенком;

вход в дом закрыт для друзей ребенка;

родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку, живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

сказкотерапия;

психотехнические освобождающие игры;

режиссерские игры.

Содержание предложенных методических приемов.

Сказкотерапия - это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.

После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребенок учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») -это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.

В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлимыми, неразрушительными способами.

Игры для снятия агрессии:

Игра «Цыплята»

Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

Игра «Молчанка»

Эта игра проводится с командами «Стоп! » или «Замри! » Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

Игра-упражнение «Где прячется злость? »

Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость? »

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром, в воде. В холодное время года Это можно заменить купанием в ванне. Дети любят переливать воду из одной емкости в другую.

Снимает напряжение лепка из воска, пластилина, теста. Лепите фигурки, придумывайте истории с ними.

Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон – рисование красками.

"Высказаться", выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего ребенка. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.

В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж, эта игра решает еще педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами - «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», - то он невольно встает на место каждого персонажа. Иными словами, помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.