Домой / Для зеленых глаз / Рекомендации по закаливанию грудного ребенка. Как начинать закаливание новорожденного ребенка

Рекомендации по закаливанию грудного ребенка. Как начинать закаливание новорожденного ребенка

Закаливание – повышение сопротивляемости организма к воздействию внешних факторов окружающей среды (холоду и жаре, изменениям влажности, ветру).
К сожалению, большинство родителей решают прибегнуть к закаливанию детей, после того, как понимают, что их любимое чадо начало часто болеть, и болезни все чаще затягиваются надолго. И возникает вопрос: как правильно закалять ребенка.

Ребенок рождается с уникальной способностью к адаптации к условиям окружающей среды. Он уже закаленный, и родителям нужно лишь укрепить его навыки. Но большинство из нас сразу же начинают оберегать младенца: открытые форточки закрыть, чтобы не замерз; укутать теплее; на улицу только когда тепло и так далее.

А если правильно организовать режим дня и окружающие условия, то и к закаливанию прибегать не придется.

Методы правильного закаливания ребенка

  1. Воздушные ванны . Лучше сочетать их проведение с массажем (у детей раннего возраста), гимнастикой, активными играми. Старшие дети могут принимать воздушные ванны в трусах, майках и легкой обуви. В последующем можно снять и майку.Для закаливания рекомендуется также ходьба босиком. Что так же благотворно влияет на формирование и укрепление свода стопы. Очень полезно ходить босиком по песку, траве, гравию.
  2. Солнечные ванны . Начинают закаливание с пребывания в тени деревьев, затем ребенку оголяют ноги и руки (местные солнечные ванны). В последующем чередуют игры в светотени с пребыванием под прямыми солнечными лучами в течение 5 минут. После того как появился загар, ребенка можно раздеть до трусов. Время пребывания под лучами увеличивают до 10 минут (общее время пребывания на солнце составляет 50 минут). При пребывании детей под лучами солнца, прямыми или рассеянными, на голове обязательно должен быть головной убор. Для предупреждения перегревания ребенка необходимо предлагать кипяченую воду во время прогулки. Проводить солнечные ванны лучше от 10 до 11 часов утра, когда активность солнце не выражена.Симптомы перегревания – потливость, покраснение лица. При их появлении ребенка нужно немедленно увести в тень, напоить водой, умыть.
  3. Водные процедуры (умывание, общая ванна, обтирание, обливание). Являются самым эффективным методом закаливания.Обтирание проводят с 2-х месяцев. Начинают с сухих обтираний (махровой варежкой растирают кожу да красноты) – 7 дней, после чего переходят к влажным обтираниям (температура воды 35 о С с последующим снижением ее на 1 о каждые 5 дней).Обливание проводят сначала при температуре воды 36 о С, затем постепенно снижают ее до 28 о С. При проведении процедуры большая часть поверхности тела окатывается водой одномоментно. Средний расход воды около 2-х литров.При обливании ног используют воду контрастных температур: теплая – холодная – теплая. Температуру горячей воды постепенно доводят до 40 о С, а холодной — до 18 о С.

Наиболее сильным методом закаливания среди водных процедур является купание в открытых водоемах, так как при этом происходит воздействие на организм и воды, и воздуха, и солнца. Перед купанием ребенка нужно разогреть подвижной игрой. Купание начинают при температуре воды не ниже 23 о С в течение 5-10 минут. В воде ребенок должен двигаться, старшие дети могут плавать. После купания ребенка необходимо вытереть досуха. Пребывание на солнце после этого недопустимо.

Симптомы переохлаждения – «гусиная» кожа, дрожание, учащение пульса. Если они появились, значит, температура воды слишком низкая или время пребывания в воде слишком длительное.

Закаливание детей не проводится во время острых заболеваний. Воздушные ванны и водные процедуры показаны всем детям, особенно ослабленным или выздоравливающим. Следует только учитывать состояние ребенка при выборе интенсивности закаливающих процедур. Под влиянием закаливания улучшается не только общее состояние ребенка, но и его аппетит, настроение, сон.

Принципы закаливания.

  • Сила воздействия увеличивается постепенно. Особенно необходимо выполнять это правило у детей раннего возраста. Скорость увеличения силы воздействия зависит от физического и эмоционального состояния ребенка. Так, например, нельзя резко снижать температуру воды.
  • Закаливающие процедуры необходимо применять последовательно. После привыкания ребенка к воздушным ваннам, менее сильно влияющим на организм, переходят к водным процедурам и солнечным ваннам. Последовательность водных процедур следующая: обтирание – обливание – купание в открытых водоемах.
  • Закаливающие процедуры необходимо проводить систематически. Это помогает закрепить действие закаливания. Лучше всего если эти процедуры будут составляющими режима дня. При легких заболеваниях без значимого ухудшения общего состояния применяют процедуры слабого действия. В холодное время года общее обливание можно заменить обливанием ног, общие воздушные ванны – частичным обнажением тела.
  • Сочетание закаливания с другими оздоравливающими мероприятиями. С этой целью можно использовать подвижные игры.
  • Реакция ребенка на закаливание должна быть положительной. Настроение ребенка при проведении закаливающих мероприятий должны быть хорошим. Немаловажна реакция ребенка и его настроение при проведении первой процедуры. Если ребенок спокоен, то впоследствии закаливание будет у него ассоциироваться с хорошим настроением. Если ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру или отказаться от нее на некоторое время.

Закаливание детей раннего возраста — как начать

Начать закалять ребенка необходимо с рождения. Для этого необходимо выполнять следующие мероприятия:

  • Проветривание помещения и температурный режим в комнате .
  • Ежедневный сон на свежем воздухе . Если ребенок родился в теплое время года, то выходить с ним гулять можно сразу после выписки из роддома. В холодное время года новорожденного можно выносить на улицу с двух недель при температуре воздуха выше -5 о С, и при температуре выше -10 о С — с трех месяцев. Начинать прогулку можно с 15-20 минут, постепенно увеличивая ее длительность до 1.5-2 часов с частотой 2-3 раза в день. Таким образом спать ребенок на свежем воздухе может при температуре от -15 о С до +30 о С.
  • Рациональная одежда . Не старайтесь надеть на ребенка много одежды. Дети, особенно новорожденные, чувствительны к окружающей температуре. И, излишне укутав ребенка, вы можете спровоцировать подъем температуры его тела и расценить это как болезнь. Проверить комфортно ли малышу можно по состоянию его шеи: если она мокрая, то ребенку жарко; если там тепло и сухо, значит все хорошо. Холодные ручки и ножки не всегда говорят о том, что ребенок замерз. У новорожденных и детей раннего возраста еще несовершенная нервная регуляция, и ножки и ручки могут быть прохладными именно поэтому, а не от того, что холодно.
  • Ежедневный массаж и физические упражнения . С рождения малыша нужно обязательно выкладывать на живот, изменять его положение во время сна в кроватке, не туго пеленать (во время бодрствования лучше вообще не пеленать).

Массаж начинают с месячного возраста, постепенно увеличивая объем массирующих движений. Проводить массаж лучше через 40 минут после еды. Ребенок при этом должен быть спокоен. Начинают массаж с ног, затем – руки, живот, грудь, спина, задняя поверхность ног. С 6-ти месяцев массаж заменяется гимнастикой.

Возраст Температура в помещении Воздушные ванны Водные процедуры (температура воды) Солнечные ванны
1-3 мес. 22 о С 5-6 минут вовремя пеленания и массажа Умывание — 28 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут)
3-6 мес. 20-22 о С 6-8 минут вовремя пеленания и массажа Умывание – 25-26 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С 5-6 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день
6-12 мес. 20-22 о С 10-12 минут во время бодрствования, гимнастики Умывание – 20-24 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С До 10 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день
1-3 года 19-20 о С При смене белья, гимнастике, умывании Умывание – 20 о С с постепенным снижением до 16-18 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34 о С дважды в неделю перед ночным сном 5-6 минут с постепенным увеличением времени до 10 минут под солнечными лучами летом 2-3 раза в день
Купать ребенка нужно сразу после выписки из роддома. До 6 месяцев купать ребенка необходимо каждый день, после 6 месяцев – через день. С года можно сократить частоту купания до 2 раз в неделю.

Таким образом, решение вопроса как закалять ребенка в каждом случае индивидуальное и зависит от возраста, физического и эмоционального состояния ребенка, времени года и энтузиазма родителей. В любом случае важно помнить, что в процессе закаливания ребенка нет места экстриму: все закаливающие процедуры нужно вводить постепенно и проводить постоянно.

Закаливание новорожденныхэто повышение сопротивляемости организма к вредному воздействию окружающей среды. Закаленный ребенок лучше переносит колебания температуры, у него здоровый, цветущий вид, спокойный сон, веселое настроение и хороший аппетит. Такие дети редко заболевают простудой, гриппом, воспалением легких. Редко заражаются инфекционными болезнями, а если болеют, то без осложнений.

Систематическое закаливание новорожденных ведет к образованию условных рефлексов, которые помогают организму приспосабливаться к воздействию внешней среды. При этом перестраивается работа всех систем организма. Например, когда вы раздеваете ребенка, у него изменяется кровообращение, повышается обмен веществ, усиливается выработка тепла. Так его организм защищает себя от переохлаждения.

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ:

Основное правило закаливания – постепенность и регулярность (систематичность). Если вы прерываете закаливание, то выработанный рефлекс на изменение температуры не закрепляется. Дети по-разному переносят колебания температуры, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Закаливание ослабленных и часто болеющих новорожденных проводить с большой осторожностью.

1. Индивидуальный подход к ребенку. Начинать закаливание, когда ребенок совершенно здоров, учитывать его поведение, реакцию на окружающие условия, его эмоциональное состояние. Создайте положительную обстановку, ласково разговаривайте с малышом, подбадривайте его, чтобы он получал удовольствие от закаливания, ведь настроение мамы передается ребенку. Следите, чтобы у него не появилось чувство страха. Если ребенок беспокойный, капризничает, то процедуры закаливания нужно временно отменить.

2. Постепенность закаливания. Организм ребенка постепенно приспосабливается к изменениям условий и температуры, поэтому не нужно сразу обливать ребенка холодной водой или выносить на палящее солнце. Только постепенное изменение температуры даст хорошие результаты.

3. Регулярность закаливания. Только ежедневное закаливание, независимо от сезона, будет эффективным, т.к. вырабатывается условный рефлекс, и организм быстро адаптируется при резких перепадах температуры. Если закаливание новорожденного ребенка прерывается на срок больше 5 дней, то условный рефлекс снижается, затем исчезает совсем.

Желательно завести дневник и в нем отмечать каждый день: какую процедуру проводили, её длительность, как реагировал ребенок, какой был сон и аппетит.

МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ:

Методы закаливания новорожденных — прогулки , сон на открытом воздухе , комнатные воздушные ванны, воздушные ванны на открытом воздухе, влажные обтирания, обливание, солнечные ванны.

Закаливание ВОЗДУХОМ:

Прогулки с новорожденным:

Первые прогулки на свежем воздухе со здоровыми новорожденными детьми начинают с 2 недель при температуре воздуха 10-12 градусов. Гулять при более низкой температуре воздуха или ветре можно только после того, как приучите ребенка к холодному воздуху в комнате. Первые прогулки с новорожденным зимой нужно начинать в ясные, тихие дни, а через некоторое время можно будет гулять при любой погоде. Продолжительность первых прогулок с новорожденным – 15-20 минут, затем постепенно увеличивать время.

Сон на свежем воздухе:

Сон новорожденного ребенка на свежем воздухе очень полезен: ребенок быстро засыпает и крепче спит. Место для сна нужно выбирать в зависимости от погоды и температуры воздуха. При ветреной погоде лучше укладывать ребенка на веранде или балконе, при дожде и снеге – под крышей.

До 6-месячного возраста сон на улице зимой возможен при температуре минус 10 градусов, а после полугода при температуре минус 15 градусов. После полугода рекомендуется, как можно больше времени проводить на воздухе при бодрствовании.

Как одеть новорожденного на прогулку:

Одевать малыша на прогулку нужно соответственно погоде, чтобы его тело не охлаждалось и не перегревалось. Укрывая ребенка очень тепло, боясь его простудить, происходит перегревание, ребенок потеет, его температура поднимается иногда до 38-39 градусов, что очень ослабляет организм. Летом при перегревании может возникнуть у ребенка понос. Поэтому, летом нужно укрывать ребенка тканевым одеялом, осенью и весной – байковым одеялом, а зимой лучше укладывать ребенка в специальный стеганый конверт, который заменяет ватное одеяло. Лицо ребенка должно быть открытым. Зимой выносить матрас из теплого помещения нужно перед самым укладыванием малыша. Правильно одетый ребенок может находиться на воздухе в любую погоду, даже в морозную, но не ниже 20-22 градусов. Летом коляска с ребенком должна обязательно находиться в тени.

Воздушные ванны для новорожденных:

Комнатные воздушные ванны для новорожденных рекомендуется начинать с 2-3 недель. Когда меняете пелёнки, не спешите сразу заворачивать ребенка — пусть он 2-3 раза в день полежит раздетым в течение 1-2 мин. Согласно исследованиям, нормальная температура воздуха в комнате для здорового новорождённого должна быть не выше 20-22 градусов. Постепенно увеличивайте продолжительность таких ванн на 1-2 минуты, доводя их до 10-15 минут 4 раза в день. Во время воздушной ванны нужно несколько раз переворачивать ребенка со спины на живот и обратно, чтобы не допустить переохлаждения.

Для роста и развития ребёнка необходим свежий воздух, поэтому, летом держите открытой форточку целый день. В холодное время нужно чаще открывать форточку (4-5 раз в день) на 10-15 минут. Ребёнка на это время можно не выносить из комнаты, а теплее укрыть. Но если кроватка стоит на сквозняке, то малыша нужно вынести из этой комнаты.

Проветривание более необходимо тогда, когда ребёнок болеет респираторной инфекцией — свежий воздух и закаливает и лечит.

Вечером, перед сном делайте сквозное проветривание, чтобы температура в комнате опустилась до 15 град. Через 20-30 минут можно заносить ребенка и укладывать спать.

Воздушные ванны для новорожденных на свежем воздухе лучше начинать при температуре не ниже 22 градусов. Но в дальнейшем, ребёнка можно закаливать и при температуре 18 град, но не ниже.

Обязательные условия закаливания:

—ребенок находится в тени;
—хорошая защита от ветра.

Закаливание воздушными ваннами на свежем воздухе рекомендуется начинать с 2-3-месяцев. Первая ванна — 3 минуты, затем каждые 3-5 дней увеличивают на 2-3 минуты и доводят длительность процедуры до 20-30 минут.

Закаливание детей ВОДОЙ:

Преимущество закаливания детей водой в том, что этот вид оздоровления можно применять в любое время года, постепенно изменяя температуру воды. Под воздействием холодной воды вначале кожные сосуды сжимаются, кожа бледнеет, появляется чувство озноба, а кровь отливает к внутренним органам. Затем, внутренние органы начинают усиленно вырабатывать тепло – при этом расширяются кожные сосуды, кожа краснеет и появляется приятное ощущение тепла. Закаливающие водные процедуры нужно проводить осторожно, не допускать переохлаждения, когда кожа вновь бледнеет, а губы синеют. В этом случае организм ребенка теряет тепла больше, чем вырабатывает.

Закаливание новорожденных детей водой можно начинать со 2 месяца. При умывании и подмывании малыша нужно снижать температуру воды на 1 градус каждые 2 дня и таким образом довести её постепенно с 28 до 20 градусов.

Когда ребенку исполнится 2-3 месяца, можно приступать к обтираниям водой. Сначала, смоченной и слегка отжатой махровой рукавичкой обтирать в течение 1-2 минут только ручки до плеча. Затем, не растирая, промокнуть их насухо полотенцем (энергичное растирание быстро повышает температуру тела, снижая закаливающий эффект). Если эту процедуру ребенок хорошо переносит, то через 3 дня можно ещё и грудь обтирать. И так через каждые 3 дня увеличивать обтираемую поверхность тела: спину, ноги, ягодицы.

Зимой для обтирания, начальная температура воды должна быть 35 градусов, а летом – 32 градуса. Снижать её можно только после того, как ребенок привыкнет к обтиранию всего тела. Воду делать прохладнее на 1 градус: зимой – через каждые 5-6 дней, летом – каждые 2-3 дня и постепенно довести до 27 градусов. К концу года, постепенно снижают температуру воды и доводят до комнатной – 22 градуса. Для обтираний можно использовать соленую воду: 1 чайная ложка соли на 1 стакан кипяченой воды.

Обтирания проводят утром, а вечером – гигиеническую ванну.

Через полмесяца обтираний начинают обливание ног: ступней и голеней. Температура воды вначале 28 градусов, затем её снижать по 1 градусу в неделю и довести до 20 градусов. Процедура проводится в течение 20-30 секунд и сразу сухим полотенцем растереть ноги до небольшого покраснения.

Закаливание детей водой с 9 месяцев:

Если ребенок уже привык к обтираниям, можно делать по утрам общие обливания. Начальная температура воды: зимой – 37 градусов, а летом – 35 градусов. Постепенно её снижают на 1 градус: зимой через 5-6 дней, летом – через 2-3 дня, доводя зимой до 30 градусов, летом – до 28. Начинают обливание со спины, потом грудь, живот, плечи и руки по очереди. Процедура длится от 30 секунд до 1,5 минуты.

Если Вы уже закаливали ребенка и воздухом и водой, то можно совмещать эти процедуры.

Купание новорожденного ребенка:

До 6 месяцев ребенка купают ежедневно в положении лежа, а затем через день в положении сидя. Температура воды для купания 36-37 градусов, продолжительность купания от 3 до 10 минут.

Во время купания не спешите, разговаривайте с малышом, пусть он поплескается с игрушками. Главное, чтобы все водные процедуры вызывали у ребенка положительные эмоции. Если при купании ребенок заплачет или заметите у него дрожь и посинение, то немедленно прекратите купание. Выясните причину такой реакции и устраните её.

После купания обливать ребенка нужно очень осторожно – ни в коем случае не лейте воду на голову ребенка, а только на плечи и тело. Вытирать ребенка нужно мягкой простыней, тщательно осушать все кожные складки.

Нельзя держать под душем ребенка грудного возраста.

Закаливание детей СОЛНЦЕМ:

Солнечные ванны очень благотворно действуют на организм ребенка при правильном пользовании ими. Под влиянием солнечных лучей погибают болезнетворные микробы. Ультрафиолетовые лучи улучшают обмен веществ и усвоение питательных веществ организмом, улучшают качественный состав крови. В результате закаливания солнцем, организм ребенка способен противостоять различным заболеваниям, особенно рахиту. Но следует помнить, что неумелое применение солнечных ванн может нанести ребенку большой вред.

Закаливание детей солнцем можно начинать с 6 месяцев, но лучше, когда ребёнку исполнится 1 год. Как и когда нужно это делать? Закаливание лучше проводить в утренние часы или после 16 часов дня, через 30 минут после кормления. В средней полосе страны лучшее время для приема солнечных ванн – с 9 до 11 часов утра. В это время ещё невелико тепловое действие солнца, но максимальное количество ультрафиолетовых лучей.

Начинать закаливание солнцем при температуре в тени не ниже 13-20 градусов, с 1-2 минут и каждые 2 дня прибавлять по 1 минуте. Длительность солнечной ванны для детей не должна превышать 5-10 минут. После солнечной ванны можно сделать обливание тела ребенка водой 32-28 градусов.

Нужно обязательно защищать глаза от солнца, поэтому, на голову ребенку надевайте панаму с широкими полями.

Следует помнить, что белобрысые и рыженькие дети особенно чувствительны к солнечным лучам: хотя они плохо загорают, но быстрее перегреваются на солнце.

Солнечные ванны для детей будут полезны в том случае, если Вы будете внимательны и осторожны.

Закаливание часто болеющих детей.

Закаливать часто болеющих детей необходимо, но делать это с большой осторожностью.

Способы закаливания такие же, как и для здоровых детей, но есть некоторые отличия.

— При умывании и обмывании часто болеющего ребенка, снижать температуру воды на 1 градус нужно не через 2 дня, а через каждые 4-6 дней.

— При массаже не нужно полностью раздевать ребенка. Когда массируете ручки – должна быть прикрыта нижняя половина тела, а при массаже ног – наденьте распашонку.

— При влажном обтирании также нужно соблюдать осторожность. Приступать к влажным обтираниям часто болеющих детей нужно с 4-5 месяцев. Медленнее снижать температуру воды и доводить её до 28-29 градусов и проводить частичное обтирание или обливание.

— При воздушной ванне сначала обнажать только ручки и ножки, потом животик, грудь и т.д.

— Сочетание воздушных и водных процедур не рекомендуется.

По мере того, как состояние ослабленного ребенка будет улучшаться, можно постепенно переходить к закаливанию, которое рекомендуется здоровым детям.

Для более легкого ориентирования в разных видах закаливания новорожденных приводятся следующие рекомендации:

  • Температура воздуха в комнате для грудного ребенка – 22-20 градусов.
  • Воздушные ванны с гимнастикой и массажем в первые месяцы начинают с 4 минут и постепенно увеличивают их продолжительность к концу первого года жизни до 10-12 минут.
  • Умывание новорожденного в первые недели водой 28 градусов, постепенно снижают температуру воды до 20 градусов к концу первого года жизни.
  • Дневной сон на открытом воздухе при температуре воздуха от -10 градусов до +30 градусов 2-3 раза в день.
  • Общая ванна с температурой воды 37-36 градусов в течение 5-6 минут, с последующим обливанием водой температуры 35-34 градуса.
  • Пребывание летом под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день, начиная с 3-4 минут и постепенно довести до 10 минут.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать », искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

      Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
      Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
      Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Кому-то может показаться, что закаливание новорожденных детей – это противоестественные мероприятия, ведь грудничок ещё так слаб! Да и бабушки, активно принимающие участие в воспитании, в один голос твердят, что закаливание грудных детей обязательно приведет к простуде, и пока малыш адаптируется к обливаниям, обтираниям и пр., он не единожды раз переболеет. Так нужно ли закаливать детей, и когда это начинать делать?

Педиатры в своем мнении едины: чтобы не пришлось ходить по врачам и горстями пить лекарства, закаливанием новорожденного ребенка и укреплением его иммунитета следует заниматься с первых дней жизни, пока его организм не потерял врожденную способность адаптироваться к условиям окружающей среды. Мы часто говорим о хрупкости и незащищенности младенцев, забывая о том, что человеческий организм, в том числе и детский, наделен огромной выносливостью и высокими адаптационными возможностями.

Правильное закаливание ребенка - это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, с использованием естественных природных факторов: воды, солнца и воздуха.

Существует несовершенство терморегуляции у младенцев, в которой теплопродукция отстает от теплоотдачи, в результате чего организм ребенка склонен к понижению температуры. Но адаптационные способности новорожденного очень высоки, и он хорошо справляется с перепадами температуры. Этой особенностью организма младенца надлежит воспользоваться немедленно, пока он ее не утратил, и начинать закалять его практически с первых дней жизни. Но подавляющее большинство молодых родителей панически боится простудить кроху и создает для него тепличные условия: температуру воздуха в комнате не ниже 23-25 °С, укутывание в десяток одежек плюс укрывание теплым одеялом во время сна. Своими действиями, продиктованными неумеренной заботой о здоровье малыша, мама наносит непоправимый урон его защитным силам и способствует исчезновению врожденных механизмов адаптации за ненадобностью.

Организм любого человека, неважно - младенца или взрослого, на воздействие пониженной температуры реагирует расширением периферических кровеносных сосудов, чтобы согреться. Но эта реакция усиливает теплоотдачу, и организм охлаждается еще сильнее. Закаливание приводит к тому, что в ответ на охлаждение организм увеличивает образование тепла, а сосуды кожи после кратковременного расширения сокращаются, не позволяя теплу улетучиваться. Поэтому закаленному ребенку не страшны резкие перепады температур, сидение на сквозняке, промоченные на прогулке ноги и лишняя порция мороженого. Его механизмы терморегуляции работают в полном соответствии с температурой окружающего воздуха: в жару снижается теплопродукция и усиливается теплоотдача, в холод те же процессы идут с обратным знаком. А достигается такое совершенство путем тренировки организма с помощью физических факторов природы. Велико значение закаливания детей и для стимуляции формирования и активизации иммунной системы. Закаливание организма ребенка оказывает влияние не только на физическое, но и на психическое развитие малыша. Именно поэтому нужно заниматься им с рождения.

Как правильно начать закаливать грудного ребенка с рождения

Прежде всего, чтобы правильно начать закаливать ребенка, создайте здоровую обстановку в детской комнате: температура воздуха не выше 20 °С, доступ свежего воздуха и солнечного света. Чаще проветривайте помещение, в котором находится младенец, не бойтесь сквозняков и открытых форточек.

Как начинать закаливать ребенка с первых дней жизни? Помните, что каждая смена мокрых пеленок и подгузников - это воздушная ванна, каждое подмывание и купание - это водная процедура, а каждая прогулка - это эффективное закаливающее средство.

Зная, как закаливать ребенка с рождения, переодевая малыша, не спешите. Пусть побарахтается несколько минут голеньким, почувствует свободу движений, а его кожа подышит. Такая воздушная ванна при температуре воздуха 20 °С должна продолжаться от 4-5 минут в первые месяцы до 10-12 минут, если ребенок приближается к своему первому дню рождения. В течение дня можно провести 3-4 таких сеанса.

Чтобы закаливать новорожденного ребенка, купайте его при температуре воды 36-37 °С, а обливая после ванны, постепенно снижайте температуру до 32 °С и даже до 25 °С.

Умывая ребенка по утрам или после кормления, переходите от теплой воды (28 °С) к прохладной (20 °С), а при мытье рук используйте и более холодную воду. Доставьте малышу удовольствие, дайте поплескаться ручками в тазике с прохладной водой. Не беда, что он намочит одежду и забрызгает пол, зато его кожа и тело привыкнут переносить низкую температуру.

При домашнем закаливании ребенка воздушные ванны полезно сочетать с «сухими» обтираниями. Сшейте рукавичку из махровой ткани (подойдет старое полотенце) и растирайте тельце ребенка до легкого покраснения, начиная с конечностей, затем спинку, грудь и живот. Недели через две переходите к влажному обтиранию, смачивая рукавичку водой 35-36 °С, постепенно понижая до 20 °С. Затем разотрите тело сухим полотенцем.

Как ещё закаливать новорожденного дома? Вашему подросшему малышу понравится шлепать ножками в тазике или ванне с водой. Проводите эту процедуру ежедневно, начиная с температуры воды 35 °С и доведя ее до 23-25 °С.

Правила закаливания грудных детей водой в домашних условиях

Одной из эффективных закаливающих процедур для ребенка является обливание тела. Начинать предпочтительно с местного обливания, которому подвергаются ручки и ножки. Начальная температура воды 30 °С снижается до 18-20°С. Конечности обливать из кувшина или лейки, затем растирать до покраснения.

Общее обливание лучше всего проводить из лейки или душа. Согласно правилам закаливания организма ребенка, начальная температура воды должна составлять 36 °С. Ежедневно снижайте температуру на один градус и доведите ее до 25 °С. Длительность процедуры не должна превышать 1 минуты.

Это традиционные рекомендации, как закаливать грудного ребенка, используемые на протяжении многих лет. Но в настоящее время многие специалисты придерживаются кажущейся некоторым родителям экстремальной методики обливания холодной водой без предшествующего постепенного снижения температуры. Сторонники такого закаливания детей водой в домашних условиях объясняют свои действия так: при рождении малыш из теплой среды (37 °С) попадает в холодную (20 °С), что является сигналом к выработке стрессовых гормонов и повышению защитных сил организма. Обливание холодной водой как метод закаливания детей водой действует наподобие такого же «физиологического стресса», повышая тонус организма и усиливая иммунитет. Дети, с младых ногтей подвергаемые холодным обливаниям, спокойно бегают босиком по снегу и плавают в проруби, ввергая в шок закутанных в шубы зрителей.

На практике правила такого закаливания детей водой выглядят так. Приступая к первому купанию ребенка (обычно это происходит в возрасте 6-8 дней после полного заживления пупочной ранки), заранее приготовьте воду для обливания с температурой 26 °С (в кувшине или кастрюле).

Чтобы закаливать детей в домашних условиях, вынув младенца из теплой ванны (37 °С), облейте его водой из кувшина в направлении снизу вверх (от пяточек к шейке). Затем, не вытирая, заверните в 2 пеленки и приложите к груди. Через 15-20 минут высохшего и успокоившегося ребенка одевайте и укладывайте спать. После такой процедуры ребенок обычно хорошо сосет и спокойно спит. Каждые 3 дня температуру воды для обливания снижайте на 1 градус до тех пор, пока она не снизится до температуры текущей из-под крана воды. Температуру воды в ванне не меняйте (37 °С).

Другой вариант закаливания грудных детей водой: подмывая ребенка теплой струйкой, заканчивайте процедуру кратковременным помещением ягодиц и ножек под струю холодной воды из-под крана.

Как закаливать детей в домашних условиях (с фото и видео)

Если вы упустили самый благоприятный период для закаливания (период новорожденности), но все-таки решили приступить к водным процедурам, пока ребенку не исполнилось еще года, принцип обливания остается тот же.

Непросто решиться на такую процедуру и окатить малютку после теплой ванны холодной водой. Да и он, не привыкший к экстремизму, не сразу поймет, почему нежная и ласковая мама стала способна на такие ужасные действия. Вы должны верить в необходимость и правильность своего решения, принимая холодное обливание вместе с малышом и разделяя с ним весь спектр эмоций: от внезапного ужаса до блаженного состояния, наступающего при согревании в пушистом полотенце. Чаще всего роль напарника по закаливанию берут на себя папы, подбадривая и малыша, и себя радостными возгласами.

Если процедуры повторяются регулярно, малыш привыкает к ним и настраивается положительно. С возрастом он сам добровольно проводит холодные обливания, испытывая в них настоящую потребность.

А как правильно закаливать ребенка, уже крепко стоящего на ногах? Прекрасный способ - это контрастный душ. Ребенок стоит под теплым «дождиком», затем вода становится холодной. Потом опять теплый дождик сменяется холодным, и так 5-7 раз.

Как видно на фото, при закаливании ребенка вместо душа можно использовать контрастные ванночки для ног:

Поставьте 2 тазика: с теплой и холодной водой, и пусть малыш потопает ножками сначала в теплой водичке, затем в холодной. Начинать процедуры надо всегда с согревания, а заканчивать охлаждением.

После такого закаливания организм ребенка не будет реагировать на поток свежего воздуха из форточки и глоток молока из холодильника. А родители не узнают, что такое бесконечные ОРЗ и ангины.

Здесь вы можете посмотреть видео закаливания детей в домашних условиях:

Закаливание организма ребенка: правила купания в открытых водоемах

Самое мощное закаливающее мероприятие детей - купание в открытых водоемах. При этом на ребенка действуют все природные факторы - солнце, воздух и вода. Температура воздуха при первом купании не должна быть ниже 25 °С, воды - не ниже 22-23 °С, а длительность процедуры - не больше трех минут.

Как закаливать ребенка, приучая к купанию в открытых водоемах? Не принуждайте малыша заходить в воду. Он сам захочет поплескаться, наблюдая радость купающихся детей. А сначала пусть побегает по краю воды, присядет на корточки и пошлепает ручками по водной поверхности, постряпает куличики из мокрого прибрежного песка.

После выхода на берег оботрите малыша полотенцем и переоденьте в сухие трусики. Капельки воды на коже и кристаллики соли могут играть роль линзочек и привести к солнечному ожогу.

Не позволяйте ребенку находиться на пляже без трусиков. Достаточно нескольких песчинок, попавших на слизистую половых органов девочки или под крайнюю плоть мальчика, чтобы развился воспалительный процесс. Мальчик, бегающий без трусиков по бережку, беззащитен перед любой веткой, нацеленной на половые органы, перед камнем, на который он может упасть и повредить мошонку.

Чтобы купание в открытом водоеме не испугало ребенка, можно провести подготовку к этому событию, используя надувной бассейн или детскую ванночку, наполненные водой и установленные на дачном участке.

Какой малыш откажется поплескаться и устроить шторм в собственном «море», где плавают игрушечные рыбки, лягушки и кораблики! После этого можно отправляться в большое плавание. В воде ребенок должен активно двигаться, чтобы не переохладиться, и испытывать радость от купания.

Летнее солнышко - еще один природный фактор, обладающий оздоравливающим действием. Но и здесь надо соблюдать меру. Не оставляйте малютку загорать под прямыми солнечными лучами. Для него лучшее место - в кружевной тени деревьев и кустарников. Голову защитите панамкой или косынкой, чтобы малыш не перегрелся на солнце. Ребенка постарше невозможно удержать в тенистом укрытии. Да это и не нужно. Активно двигаясь, он постоянно перемещается из тени на солнце и наоборот, плещется в воде, прячется в густой траве или в кустах, что уберегает его от перегревания.

Проведение закаливающих процедур с детьми: босиком по снегу

Довольно действенное средство для детей, привыкших к контрастным процедурам, - хождение босиком по снегу. Выберите на улице участок с чистым снежным покровом - и вперед, за здоровьем! Когда ребенок собирается на прогулку, лучше всего надеть ему на ноги носки и валенки. После того, как он активно двигался на улице и согрелся (щечки разрумянились, ручки теплые), разуйте его, и пусть побегает босиком по чистому снежку. Потом наденьте носочки и спрячьте ножки в валенки.

Такая процедура ведет к сужению сосудов стоп, и рефлекторно суживаются сосуды носоглотки. Через короткое время сосуды расширяются, кровоток улучшается, и носоглотка освобождается от гнездящихся там микробов. Физиологическое значение таких контрастных процедур заключается именно в этом - улучшить кровоток в носоглотке, а, следовательно, оздоровить ее. Рекомендуется проведение таких закаливающих процедур даже детям с аденоидами и хроническим тонзиллитом, то есть часто болеющим простудными заболеваниями. Конечно, от родителей требуется немалое мужество и решительность, чтобы обречь свое «хлипкое» чадо на хождение босиком по снегу.

Главное условие: ножки, ступающие на снег, должны быть изначально теплыми! Только тогда закаливание будет эффективным и не обернется очередным заболеванием, после которого мама станет бояться одного только слова «закаливание».

Правильное закаливание ребенка: хождение босиком

Хождение босиком по снегу, к сожалению, имеет не так уж много последователей. Но гораздо большего сожаления заслуживает панический страх мам, а тем более бабушек, перед хождением босиком в хорошо отапливаемых квартирах. «Опять ты босиком бегаешь? Ну-ка быстро надень тапочки!» - постоянно напоминаем мы своим непослушным малышам, забывая о том, что хождение босиком не только одна из мощных закаливающих процедур, но и весьма эффективное средство профилактики и лечения многих заболеваний.

Босохождение как средство для укрепления здоровья использовалось еще в стародавние времена, например, в Древней Греции и в Древнем Риме. А известный философ Сократ утверждал, что хождение босиком улучшает мыслительную деятельность.

Уже слышу ваши возражения: «Так то в Греции, там тепло!» А как же наши предки? Они с младенчества и до старости ходили босиком, отличались отменным здоровьем и не боялись ни стужи, ни зноя.

Современные родители категорически не желают спустить на пол свое босоногое чадо: простудится, заболеет. Даже в жаркий летний день на берегу моря или озера они заставляют малыша ходить в резиновых шлепанцах-вьетнамках, «чтобы не наколол ножку».

На подошвах стоп находится множество нервных окончаний и рефлексогенных зон, связанных со всеми органами тела, массаж которых во время хождения босиком способствует укреплению иммунитета и оздоровлению организма.

Особенно полезно ходить по разным видам почвы, чередуя горячий песочный пляж с прохладной лесной тропинкой, пружинящей при ходьбе, асфальтовую дорожку и пыльную деревенскую улицу, в которой утопает стопа. Кроме того, ученые доказали, что в человеческом организме накапливается положительный электрический заряд, наносящий вред здоровью. А постоянное ношение обуви изолирует человека от отрицательно заряженной поверхности земли, способной снять излишнюю заряженность.

Ходьба босиком является прекрасным средством профилактики и лечения плоскостопия, особенно по неровной поверхности, по камешкам, по скошенной травке. Ребенок невольно усиливает нагрузку на внешний край стопы, укрепляя мышцы свода.

Ваш малыш уже уверенно стоит на ножках? Дайте ему возможность потоптаться босиком сначала по ковру, а затем и по полу.

В летнее время не лишайте ребенка удовольствия побегать босиком по травке, по песочку, по лесной тропинке, усеянной хвойными шишками и иголками. И не мешайте ему форсировать лужу, появившуюся после дождя, даже если это грозит вам дополнительной стиркой. Зато для ребенка это источник подлинного удовольствия.

Для массажа подошвенных поверхностей стоп приобретите специальный резиновый коврик с шипами. Пусть малыш после сна походит босиком по нему, разомнет ножки и получит заряд бодрости на целый день.


Известно многим, что здоровье ребенка, работа его иммунитета определяется наследственным фактором, но не многие знают, что на 70% оно зависит от образа жизни, который может улучшить состояние малыша либо, напротив – ухудшить его. Именно поэтому закаливание детей раннего возраста (до 1 года) – актуальный и важный вопрос.

Закаливание – действенная альтернатива медикаментам

Специалистами было установлено, что результативность процедур закаливания водой во много раз превышает результат от «укрепления» иммунитета с помощью специальных препаратов. Уже после первого года с закаливанием, ребенок 2 лет в 3,5 раза меньше подвергается заражению ОРВИ даже в условиях холодной зимы. Кроме того, часто к процедуре закаливания нет противопоказаний (кроме острой лихорадки) и нет негативных эффектов, рисков для здоровья. Чего не скажешь об иммуностимуляторах. Ведь они, по сути, – результат деятельности химической промышленности, и неизвестно как может отдельно взятый ребенок отреагировать на их применение.

Практикой было доказано, что часто для гиперактивных, склонных к перевозбуждениям детей является нежелательным применение подобных препаратов, так как они усугубляют психо-эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, можно укреплять иммунитет новорожденного с помощью закаливания и не бояться последствий. Главное – знать меру, иметь терпение и внимательно наблюдать, как реагирует организм малыша на такой «тренинг».


Когда лучше начинать процедуру закаливания?

Каждый родитель знает, что закаливание водой полезно, но не каждый знает, когда его можно начать, в каком возрасте и какое время года лучше подойдет для этого? Не поздно ли начинать процедуру после 2 лет? Да, принципы эти важны, но тут все предельно просто, собственно в этом и заключается преимущество закаливания – начать никогда не рано и никогда не поздно. Всегда можно дать начало здоровому образу жизни – как до 1 года, так и намного позже. Единственно, что более комфортно это будет в теплое время года, особенно если речь идет о детях грудного возраста.

При этом помните основные принципы – закаливание должно ассоциироваться с позитивными эмоциями и впечатлениями, поэтому нужно взять во внимание физическое и психологическое состояние малыша. Ошибочным является суждение о том, что закаливание не рекомендовано для детей, состояние здоровья которых не совсем хорошее. Просто в подобной ситуации следует обратиться за консультацией к специалисту и подобрать правильные, подходящие методики.


Основные правила при закаливании детей

  1. Закаливающие процедуры должны быть системными, без длительных перерывов, не зависимо от времени года;
  2. Степень раздражающего воздействия должна увеличиваться равномерно, постепенно (особенно, если речь идет о детях до 1 года);
  3. Нельзя резко переходить к холодной воде;
  4. При выборе методики нужно брать во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  5. Проведение всех процедур должно осуществляться на позитивном эмоциональном фоне и не желательно для сильно болеющих детей.

Закаливание детей раннего возраста должно проводится в гармоничном сочетании общих и специальных мероприятий, где общие:

  • Соблюдение правильного режима дня;
  • Сбалансированное и правильное питание;
  • Занятия физкультурой.

Специальные:

  • Закаливание воздухом;
  • Закаливание водой;
  • Солнечные ванны.

Эти основные правила помогут добиться максимального эффекта от закаливания. Закаливающие процедуры имеют различные методы и способы закаливания детей.


Закаливание воздухом

Данный вид закаливания является первой процедурой для грудного ребенка. Для правильной ее организации важно знать, что: новорожденный ребенок должен находиться в комнате, где температура достигает 23 С, в период от 1 до 3 месяцев – 21 С, от 3 месяцев до 1 года – 20 С, от 1 года – 18 С.

Главным правилом здесь является частое проветривание, летом форточка должна быть открыта практически постоянно, а зимой до 5 раз в день по 15 минут. Это должно быть в присутствии ребенка, избегайте сквозняков. Эффекта закаливания можно добиться и с помощью современной техники, которая в автоматическом режиме регулирует температуру и влажность воздуха.

В летний период для детей грудного возраста можно часто устраивать прогулки уже в первые дни жизни. Изначально это 20-40 минут, которые нужно довести до 7-8 часов в день. Здесь, конечно же, все зависит и от климатических условий конкретного региона.

Начиная от 1 месяца, прогулки организовываются и при отрицательных температурных показателях. Главным условием является отсутствие сильного ветра.

Закаливание воздухом начинают проводить еще в роддоме, оставляя новорожденного некоторое время без одежды. Изначальная температура для данной процедуры – 21-22 С, которая постепенно уменьшается и к возрасту 2 лет (при нормальной переносимости организма) доводится до 18-19 С, а старше 2 лет — до 13 С. Если говорить о времени, то изначально – это 1-3 минуты, которые с каждыми 5 днями увеличивается на 2 минуты. Малыши возрастом до 6 месяцев «гуляют» таким образом 15 мин, а после полугода – 30 минут. В 3 года воздушное закаливание детей может длиться до 40 минут. Процедура воздушного закаливания должна сопровождаться физическими упражнениями.


Закаливание водой

Данный тип закаливания является наиболее эффективным ввиду того, что именно вода имеет высокий уровень теплопроводности и теплоемкости. Все виды водных процедур, которые становятся составляющей закаливания, подразделяют на нетрадиционные (интенсивные) и традиционные.

Традиционные процедуры

Они не подразумевают обливание холодной водой. Любая методика разрабатывается с учетом возраста ребенка. Рекомендовано с первых дней его жизни вносить в ежедневные процедуры (подмывание, умывание, купание) и закаливание.

I. С рождения и до 3 месяцев

  1. Ванны, где температура воды не превышает 37 С длительностью в 5 минут. После чего ребенка обливают водой, температура которой на пару градусов меньше.
  2. Умывание, подмывание детей на протяжении 2-х минут водой, температура которой изначально 28 С, а каждые последующие 2 дня снижается и доводится до 21 С.
  3. Обтирание рукавичкой, смоченной в воде температурой 32-36 С. Процедура длится в течении двух минут. Сначала обтирают руки в направлении от кисти к плечу, затем ноги – от ступни к колену. За 5 дней температура снижается на 1 градус и доводится до 28 С.

Важно после данной процедуры вытереть насухо (до появления розового цвета) все участки тела, которые подвергались обтиранию.

II. От 3 до 10 месяцев

  1. Аналогично пункту 1 в предыдущем разделе.
  2. Аналогично пункту 2 в предыдущем разделе.
  3. Влажное обтирание всего тела. Отличием является то, что после рук и ног обтираются грудь и спина. Температура воды соблюдается, как и при местном обтирании. Для достижения лечебного эффекта можно добавить в воду морскую соль (концентрация 2 ст.л. соли на 1 литр воды). Также важно вытереть насухо тело после процедуры обтирания.

III. От 10 месяцев до 1 года

Пункты 1 и 2 аналогичны предыдущим разделам.

3. Обливание. В ходе этой процедуры ребенок может сидеть либо стоять. Струя воды должна направляться с расстояния в 30 см. Очередность следующая: обливается спина, грудь, живот, затем уже pуки. Также тело вытирается до незначительного покраснения. Первая процедура проводится при температуре воды 35-37 С, после каждые пять дней она понижается на 1 градус и сводится к 28 С.

IV. От 1 года до 2 лет (допустимо и до 3-х)

  1. Общее обтирание, при котором температура воды доводится до 24 С.
  2. Общее обливание водой, температура которой составляет 24-28 С. После полутора лет для детей рекомендовано использовать душ длительностью 1,5 минут.

Для болеющих экссудативно-катаральным , как метод закаливания рекомендована травяная ванна, где применяются следующие виды трав: череда, душица, мать-и-мачеха, фиалка, календула в равных пропорциях (40 гр.). Эту смесь необходимо заварить 3-4 литрами кипяченой воды и настоять в течение 3 часов. Профильтрованный настой вливают в ванну, где температура воды достигает 36 С.

Продолжительность первой процедуры не должна превышать 2-х минут, с каждой последующей она увеличивается и составляет 10 мин. Вместе с этим снижается и температура до 24 С. Такие ванны принимают каждые 2 дня.


К нетрадиционным методам закаливания относятся все процедуры, которые подразумевают контакт обнаженного тела со снегом, холодной, ледяной водой и воздухом отрицательных температурных показателей. Данный метод приводит организм в определенный стресс, что обусловлено физиологией детей. А исследования специалистов дают возможность утверждать, что данный вид закаливания является противопоказанным не только для детей грудного возраста, 1 года, 2 лет, но и для малышей постарше.

Это не беда – ведь существует эффективная альтернатива: контрастные ванны для ног, обтирание, сауна, контрастный душ, русская баня и прочие. Выход из ситуации есть всегда, главное, что у родителей малыша существует желание помочь ему в нормальном, правильном развитии, что станет мощным подспорьем в будущем.

Помните, что, даже собирая ребенка на прогулку, можно организовать закаливание детей до года путем не сильного укутывания и уменьшения слоев одежды. Их должно быть столько, сколько у человека, гуляющего с ним. Когда же малыш начнет ходить и проявлять большую активность (как правило, после 1 года), слой можно уменьшить на один, даже при холодной погоде.

Вот и все основные правила, которые помогут расти вашему малышу здоровым и счастливым!

Будьте здоровы, будьте закалены!