Домой / Для зеленых глаз / Рождественская атрибутика. Рождественские атрибуты - знакомые и незнакомые

Рождественская атрибутика. Рождественские атрибуты - знакомые и незнакомые

Католический праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. 24 декабря в канун Рождества Христова католиками соблюдается особо строгий пост, получивший название Сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.
По традиции пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды, после чего во всех католических и протестантских храмах по всему миру совершаются торжественные рождественские богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. Во время мессы вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.

После торжественной мессы дома устраивается праздничный ужин. По древнему обычаю, берущему начало еще в обрядах Первой Церкви, в сочельник едят постные блюда. Трапеза носит религиозный характер и очень торжественна. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Св. Луки о Рождестве Христа. Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства.

Важнейшим событием вечери является преломление облатков (рождественских хлебов). Традиционно его начинает отец или старший в семье. Потом все разделяют между собой хлебцы в знак любви и взаимного благорасположения, при этом обмениваясь поздравлениями.
Повсеместно распространен обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Если кто-нибудь придет в дом в Сочельник, то будет принят, как брат. Этот обычай - знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей. Незанятое место символизирует также и покойного члена семьи, либо всех умерших родственников. Для них, для ушедших навсегда, на столе по обычаю ставится особый прибор, на который кладут немного каждого блюда и кусочек облатки.
Сохранился также обычай подкладывать сено под белую скатерть на столе, за которым совершается трапеза Сочельника. Сено призвано напоминать о бедности Вифлеемской пещеры и о Богородице, положившей Новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли.

Главные символы Рождества

Конечно, ни одно Рождество не обходится без подарков, и без Санта-Клауса, который их дарит. Образ полноватого добродушного старичка с седой бородой стал популярным после того, как американский художник Томас Наст в 1863 году использовал этот персонаж для своих политических карикатур. Позднее художник создал множество рисунков, которые предназначались для детей. Постепенно образ Санты дополнялся разными деталями. Так, мешком с подарками герой обзавелся лишь к следующему рождеству. Потом у Санта-Клауса появилась привычка пробираться в дом через дымоход, чтобы оставить детям подарки. Из рисунков также было понятно, например, что Санта живет на Северном полюсе, и ведет специальную книгу, куда записывает поступки хороших и плохих детей.

Прообразом Санта-Клауса является Святой Николас. С этим святым связана еще одна неотъемлемая традиция Рождества - развешивать в доме чулочки для подарков. Поговаривают, что он, проезжая мимо дома обедневшего дворянина, заметил повешенные у камина на просушку чулочкики его дочерей, и бросил в дымоход маленькие мешочки с золотом, которые, упав прямо в чулки, стали приданым девушек.

Традиция наряжать праздничное дерево появилась у германских народов, в обрядности которых ель - вечнозеленое растение - была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, когда по западной традиции отмечается день Адама и Евы, как символ райского древа с изобильными плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса Христа.
В конце XIX века, благодаря немецким переселенцам эта традиция появилась и в Америке. В качестве украшения для праздничного дерева в давние времена использовались цветная бумага, конфеты и яблоки, символизирующие райские сады Эдема. Считается, что использовать свечи для украшения елей предложил основатель протестантской церкви Мартин Лютер, чтобы попытаться таким образом воспроизвести свет звезд сквозь ветви елей, так поразивший его своей красотой однажды зимним вечером.
Еще одним рождественским растением является омела. С омелой связано множество примет. И у каждого народа они отличаются. Например, в Скандинавии омела была символом мира. Представители разных народов верили, что омела способна предохранять дом от грома и молнии, заживлять раны или отпугивать злых духов. С Рождеством связана же самая распространенная традиция - английский обычай целоваться под веткой омелы.

Разные страны - разные традиции

Вместе с католиками Рождество празднуют лютеране, англиканская церковь и часть протестантских конфессий. В каждой стране этот праздник имеет свои традиции.
В Испании Рождество называют Nochebuena. Его отмечают обычно в кругу семьи, но некоторые семьи, следуя давним католическим традициям, приглашают в эту ночь за свой стол одиноких стариков и просто бедняков.

В Германии 24 декабря после обеда жизнь в большинстве городов замирает. Примерно в десять часов вечера воздух наполняется колокольным звоном, возвещающим о начале рождественских служб. На службу в этот день идут даже те, кто в остальные дни года вообще не задумывается о Боге.
В стране существуют традиционные региональные виды рождественской выпечки, такие как нюрнбергские пряники, ахенские фигурные пряники, рождественский кекс из Дрездена, звездочки из корицы и многое другое.

В Польше Сочельник не является выходным, но во второй половине нельзя найти ни одного работающего учреждения, офиса или магазина. Когда восходит первая звезда, вся семья в нарядной одежде собирается на торжественный ужин. Все делятся облатками, поздравляют друг друга. На столе постные блюда: борщ с "ушками", жареный и заливной карп, вареники с капустой и грибами, компот из сухофруктов, сладкие пироги, в некоторых районах Польши - кутья. Как правило, все за столом поют колядки и вспоминают уходящий год.
В Канаде Рождество начинается с вечера 24 декабря, который имеет свое самостоятельное название - Cristmas Eve ("Канун Рождества", или "Сочельник"). В этот вечер взрослые, завершив дневные дела или вернувшись из церкви, усаживаются за празднично накрытый стол. В провинции Ньюфаундленд и Лабрадор существует обычай в канун Рождества продавать в церкви рыбу, которую жители ловят специально для этого в течение всей предрождественской недели: вырученные таким образом деньги целиком идут на нужды прихода.

Бразильцы, в отличие от европейцев, издавна празднующих Рождество в семейном кругу, предпочитают отмечать этот праздник на улицах. Уличные гуляния, песни и танцы - отличительная черта рождественских торжеств в Бразилии.

О Рождестве для детей

Символы Рождества.

Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска.
Назначение: данный материал будет интересен педагогам, воспитателям при подготовке к рождественским праздникам.
Цель: знакомство с главными символами Рождества.
Задачи: изучить символы Рождества, развивать интерес к истории возникновения праздника Рождество, воспитывать уважение к народным традициям.
Рождество - это праздник,который возрождает в душах людей доброту,веру в чудеса. В настоящее время Рождество Христово отмечается в каждой семье, где соблюдаются все устои и обычаи.
Рождественская ель . Главным символом Рождества является традиционное рождественское дерево ель. Чем пышнее и пушистее елочка, тем она краше и востребованнее. Украшение Рождественской елки – это древняя традиция в день перед сочельником, развешивание разноцветных лампочек,игрушек, гирлянд на ель приносит людям радость, атмосферу праздника, напоминает о кануне Рождества и делает лесную красавицу одним из самых главных символов. Впервые рождественскую ель стали использовать в Германии в начале VIII веке.Начало этому положил святой Бонифаций. Читая проповедь о рождестве Христовом, он решил доказать что дуб не является священным деревом. Для этого Бонифаций спилил дерево, которое упав, сломало близлежащие деревья и не затронуло лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника.

Рождественские колокольчики.
Звон колокольчиков в Рождество пришел из языческих гуляний в зимний период.Тогда считалось, что благодаря звону колоколов, можно было оживить солнце и прогнать злого духа, который приносит лютый холод и стужу. А вот в наши дни звон колокольчиков и пение является радостным приветствием рождения Христа.


Рождественский венок и свечи.
Все мы знаем,что Рождественский венок является символом благополучия и света. За 4 недели до рождества, по традиции, на рождественском венке устанавливают четыре свечи, которые зажигают каждое воскресенье.В последнее воскресенье перед святым Рождеством зажигаются все свечи на венке, устанавливают его на алтаре церкви или столе. Символом того, что Вы ждете в гости доброжелателей в лице родственников и знакомых – является зеленый венок, сплетенный из стебельков ели, и украшенный яркой лентой и колокольчиком. Вешается он на входную дверь. При открывании входной двери колокольчик обязательно «звякнет», так хозяин узнает, что у него гости, и с радостью пойдет их встречать.
Свечи в рождественском празднике считаются атрибутом тепла и света, которое так необходимо в зимние холодные дни. Поэтому с далеких времен свечи считались символом значимости Иисуса, который привносит в нашу жизнь веру и надежду в себя. В некоторых странах свечи в Рождество зажигают, как символ победы света над тьмой.


Рождественский носок.
Радость и неожиданные сюрпризы – это неотъемлемая часть светлого праздника Рождество. Жители Европы и Америки с радостью очень ждут это дня, для того чтобы сделать своим близким неповторимые подарки. Существует специальный ритуал Рождественского поздравления - оставлять записки, открытки с поздравлениями, а также небольшие и особенно сладкие подарки для членов своей семьи, в их именных носочках подвешенных на стене,у каминов, или в центре общей комнаты. Главное, чтобы этот символ рождества был красного цвета и не маленького размера. По легенде Санта, входя в дом через камин, оставляет главные подарки под елкой, а пожелания и сладости кладет каждому в его носочек, висящий на стене или над камином.


Снеговик.
«Главному персонажу Рождества» Санта Клаусу всегда нужны помощники. В сказках говорится, что он живет на северном полюсе со своей женой и целый год трудится над созданием подарков для детей. На фабрике у него работают милые эльфы и гномики, создающие игрушки в конвейерном производстве. Однако этих помощников Санте не достаточно, ему всегда нужно найти дорогу к дому, где ждут подарки, а также ему необходима помощь (поднять мешок, расчистить снег). Поэтому одним из главных символов Рождества стал снеговик. Его надо слепить из натурального снега, одеть и оставить перед домом, чтобы он ждал Санта Клауса, а также радовал и оповещал всех своим видом о скором наступлении Рождества.


Рождественский гусь(индейка).
Вечер празднования Рождества знаменуется дружным семейным застольем. Рождественский стол всегда традиционен, выдерживается, согласно многолетнему обычаю, из поколения в поколение. Рождественское застолье не обходится без рыбы, свинины, говядины или баранины, мучной выпечки и салатов, а также фруктов. Но во главе всех блюд должно находиться блюдо из домашней птицы. Это может быть крупная рождественская индейка или жирный рождественский гусь. Птицу запекают в духовке целиком, приправляя картофелем, овощами и фруктами. Разрезают готовое блюдо уже непосредственно на праздничном столе, и данной чести удостаивается глава семьи.

С наступающим Рождеством! Будьте всегда здоровы и счастливы!

С религиозной точки зрения Рождество у католиков ничем, кроме даты не отличается от православного праздника. Но вот традиции у него совсем другие. Из религиозного торжества католическое Рождество уже давно трансформировалось в главный семейный праздник, сопровождающийся особой, ни с чем не сравнимой атмосферой, настоящим волшебством добра, радости, семейных ценностей, ярких эмоций и не менее пестрых декораций.

Рождество, несмотря на свой статус самого пышно отмечаемого праздника года вовсе не является ни главнейшим в списке религиозных дат, ни древнейшим праздником христианского мира. Собственно, Рождество, в отличии от того же Воскресения Господнего, которое и сегодня считают главным католическим праздником, начали отмечать только с 4 века нашей эры, да и то после значительных усилий папы Юлия по продвижению праздника, который мог бы вытеснить языческие традиции. Все дело в том, что в раннем христианстве отождествления Христа со всем земным, в том числе и плотским рождением старались полностью избегать. Более того, даже дата Рождества Христова до этого столетия не была точно определена церковью. До 1917 года Рождество и в нашей стране отмечалось в один день с католическим — в ночь на 25 декабря.

Католическое Рождество Христово - один из главных религиозных праздников в более чем 145 странах мира (в основном для жителей Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, стран Африки и Азии).

Отмечают Рождество сугубо в семейном кругу.

В сущности, у православного и католического Рождества одни корни, поэтому многие рождественские обычаи у католиков почти ничем не отличаются от традиций православных христиан.

Период празднования начинается вечером 24 декабря, когда на небе появляется первая звезда, возвещающая о рождении Иисуса, а заканчивается 1 января. Эти 8 дней посвящены памяти великомучеников и апостолов католической церкви, поэтому именно в эту, последнюю неделю перед наступлением Нового года, католики придерживаются достаточно строгих правил.

Главные традиции празднования Рождества у католиков:

Сочельник. В канун Рождества католики готовят и едят только сочиво - зерна пшеницы или ячменя, отваренные в воде и приправленные медом. Однако с наступлением праздника, строний пост прекращается.

Торжественная месса. Является обязательной традицией для католиков в Рождество. В этот день в церквях зачитывают отрывки из Ветхого Завета и вспоминают библейские события, связанные с рождением младенца Иисуса. Не лишним будет и покаяние. В канун Рождества католические церкви открыты с самого раннего утра: прихожане могут прийти на исповедь и покаяться в своих грехах до наступления праздника.

Украшение дома. Главный символ - ясли с фигурками младенца Иисуса и Девы Марии, а так же солома, которая у католиков является одним из главных символов Рождества. Как известно, именно в ясли устеленные соломой, положила Мария своего новорожденного сына Иисуса. Одни из почетных мест также занимают украшенные елочки и омелы. Одна из интересных традиций у католиков - поручать детям изготовление рождественских игрушек. Такие подделки в форме фонариков, сердечек и разных зверюшек потом тоже вешают на елочку в качестве украшения.

Рождественский ужин. Перед тем, как приступить к трапезе, все члены семьи молятся и по старшинству преломляют облатку (пресный хлеб). Рождественский ужин состоит традиционно только из постных блюд: овощные салаты, яблоки, мед, орехи, изюм, разные овощи, сельдерей - все это символы здоровья, удачи и достатка. Обязательно на столе присутствует и рыба. А как же утки, гуси да индюшки? По правилам, в рождественскую ночь мясных блюд на столе быть не должно. Их можно подавать ко второй рождественской трапезе, 25 декабря. Любопытно, что за рождественским столом всегда есть одно пустое место - кто бы ни пришел в дом - он будет желанным и дорогим гостем.

Колядование. Колядки в католических семьях поют и за рождественским столом, и на следующий день после наступления праздника. Ряженые (не только дети, но и взрослые) ходят по домам, распевая песни с пожеланием добра и счастья. Правда, католическая церковь относится к колядованию не очень хорошо, считая этот обряд отголоском язычества. Поэтому шумные забавы, карнавалы и народные гуляния в католических странах далеко не так популярны, как в странах православных.

А еще у католиков есть очень добрая рождественская традиция оставлять одно место за праздничным столом свободным. Кто бы ни постучался в дом в этот святой вечер, он непременно станет желанным и дорогим гостем.

Атрибуты католического Рождества

Главными атрибутами католического Рождества традиционно считаются вручение подарков, рождественская елка и загадывание желаний. Но это только три маленьких аспекта невообразимого множества рождественских традиций. Ведь не в меньшей степени атрибутом праздника является и семейный рождественский ужин, и чтение рождественских историй вечером накануне праздника, и зажигание иллюминации, поздравление знакомых и близких, украшение домов, которое перерастает в декорирование улиц, традиции праздничных скидок, создание классических блюд, благотворительные обеды. А если добавить сюда еще и персонажей, связанных именно с католическим Рождеством — Санта Клауса, эльфов и т.д. — то перечень становится действительно внушительным.

Рождественские полено и хлеб — отголосок древних традиций католического праздника. Рождественское полено зажигают в домашнем очаге, сопровождая процесс торжественной церемонией, молясь, поливая его вином и медом, обращаясь с ним, как с живым существом. А вот рождественский хлеб — это пресные облатки, с которых начинают праздничную трапезу, дань религиозной составляющей.

Католическое Рождество — семейный праздник, во время которого собираются вместе все члены семьи и близкие друзья, самые родные и дорогие сердцу люди. Традиция собираться за рождественским обедом — одна из самых важных, при этом в каждой стране на столе должны присутствовать традиционные блюда, исторически считающиеся атрибутом рождественской трапезы (к примеру, индейка, гусь или утка). Подарки, вручаемые на Рождество — это дань первым дарам, преподнесенным волхвами младенцу Иисусу, но сегодня они становятся едва ли не главным атрибутом праздника во многих странах.

Одним из самых важных событий в году считается традиция зажигать центральные елки в городах, всегда привлекающая массовые скопления жителей и превращающаяся в грандиозный праздник. Апогеем этого обычая выступает зажжение елки в Нью-Йорке, в торговом центре Блумберга, которое превращается в настоящее арт-шоу. Такое отношение к пушистым красавицам вполне отображает место и роль елки в рождественских традициях. Как и в больших и маленьких городах, именно елка является центром, своеобразным венцом празднования в каждом доме.

Один из главных символов Рождества — праздничный венок из лозы или веток хвойных, а иногда из оригинальных материалов и декора, которым по традиции украшают входную дверь. К счастью, сегодня этот элемент, символизирующий достаток, благополучие и счастье все чаще вводят не только в убранство фасадов, но и в интерьер: развешанные на ручках окон и шкафов, подвешенные в арках и дверных проходах, уложенные на полочки и столы венки — это универсальный гармонизирующий элемент рождественского оформления, который поможет связать воедино многочисленные предметы праздничного декора.

Традиционно отдельное внимание уделяют украшению гирляндами с красочными деталями перил лестниц и каминных полок, к которым обычно подвешивают носки или декоративные сапожки с именами всех членов семьи для раскладывания подарков. Для детей в доме вывешивают «рождественский календарь» — гирлянду или инсталляцию, по которой отсчитывают количество дней до рождественского праздника, а также предусматривают оформление уголка для угощения Санта Клауса.

Существенной особенностью рождественского преображения интерьера является последовательность действий: сначала наряжают елку, а затем уже остальной дом.

Классическими цветами для рождественского декора является яркий алый, насыщенный красный цвет, золото и серебро. Современный подход к декорированию дома к католическому Рождеству несколько изменяет традиционную гамму праздников, предлагая выбрать палитру с оригинальной вариаций цвета — от пурпура до только серебряного или золотого, белого, лилового, голубого декора. В зависимости от настроения, интерьера, моды иногда объединяющей элементом для декорирования выступает материал — дерево, металл, текстиль ручной вязки, бархат, или стекло, к примеру — изделия из которого используются в качестве главных при преображении интерьера.

Начало января. С каждым днём мы становимся всё ближе ко второму по значимости празднику Православной Церкви – Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.

С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти, история его искупления и воссоединения с Богом посредством личности пришедшего в мир Богочеловека.

Именно поэтому Рождество Христово так почитается всеми христианами, что даже само принятое во всём мире летосчисление, сама история, делится этим событием надвое. Есть время “до”, а есть время “после” Рождества Христова.

После грехопадения праотцев их потомки веками испытывали муки от поврежденности собственной природы и оттого, что посредством собственного отрицательного нравственного выбора отдалили себя от Бога, являющегося источником всех благ. Люди жили лишь ожиданием. Ожиданием пришествия в мир Мессии, Искупителя и Примирителя человечества с Богом. И, наконец, Он появился на свет, рождённый непорочной девой Марией.

Вот как об этом великом таинстве начала земного пути Господа повествует апостол и евангелист Матфей: “Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1:18-21).

Особенно важно помнить о значимости пришествия Спасителя в мир сейчас, когда воинствующие секуляристы стараются всячески затенить перед мысленным взором людей роль личности Христа в духовной жизни, истории и культуре человечества. Стараются заменить Рождество Христово просто “Рождеством-непонятно-кого” или, ещё лучше, “праздником” без христианской символики и смыслового наполнения, чтобы разрушить в каждом из нас внутреннюю мировоззренческую систему и спокойно управлять получившемся стадом.

Рождество Спасителя исключительно важно для нас. И об этом, помимо Церкви, свидетельствует сама история мира, сами воспринятые нашим обществом представления о должном и недолжном, даже сама наша культура, насквозь пронизанная христианскими мотивами.

История появления Санта Клауса и Деда Мороза

Пузатый красноносый старик в короткой красной шубе с белой оторочкой, таких же штанах и с чёрным кожаным ремнём поперёк живота, живущий в Лапландии с оленями и эльфами, лазающий в Рождество по печным трубам ради раздачи подарков детям – вот каков современный образ Санта Клауса в западной культуре. (Санта – святой, Клаус – редуцированная форма имени Николай)

Реальный прототип этого фольклорного персонажа святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил.

Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке от Рождества Христова и застал ещё эпоху последних крупных гонений на Церковь от императора Диоклетиана. Однако судьба мучеников за веру миновала Николая и он возглавил местную Церковь, став епископом в городе Миры в Ликии (современная область Анталья).

До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, но перед хиротонией употребил всё своё имущество для помощи бедным, преимущественно детям сиротам.

Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, выделяя на это деньги из собранных христианами средств и тайно по ночам раздавая пожертвования. Христианская добродетель милосердия вообще была свойственна святителю. Однажды, таким образом он спас от бесчестия трёх девиц, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами – чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж.

Позже, на основе этих рассказов, в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли. Появилось даже народное дополнение к житию, согласно которому святитель, забрасывая мешочек с приданым в дом трёх девиц, попал им в сушившийся над камином (в Малой Азии!) носок и отсюда, якобы, пошла традиция готовить для подарков Санты рождественские носки.

Со временем образ святителя в европейской культуре всё более фольклоризировался и вот к XVII веку в Голландии его уже сопровождает негр – “Чёрный Питер”, который прячет в мешок всех непослушных деток и навсегда уносит с собой, а сам Синтер Клаас начинает несолидно спускаться в дом по печной трубе и, неожиданно, переселяется с юга Турции в Лапландию.

Кроме того, до Реформации Санта раздавал подарки 19 декабря – в день памяти святителя Николая, а после, в период католической реакции, начал делать это заметно позже – в ночь Рождества Христова – 7 января.

К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, сначала приобрёл оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.

Русский Дед Мороз появился, вопреки распространённому мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше.

В России вообще было не принято вульгаризировать образ святителя и чудотворца Николая, отождествляя его с Сантой. В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.

Во второй половине XIX века в городах России начинают пытаться заимствовать широко распространённый на западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась ещё одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна – сурового хозяина зимней стужи.

Обновлённый Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной. Непослушных детей он мог назидательно наказать, а послушным дарил подарки и мог покатать в санях на своей тройке.

По-настоящему широкое распространение образ Деда Мороза получил уже в 1910 году, а потом, как раз в 1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесён большевиками на Новый год. Это было сделано чтобы сместить акценты и оставить форму зимнего семейного праздника, выхолостив из него всё глубокое религиозное и мировоззренческое содержание.

В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне сами дарят друг другу подарки, прекрасно обходясь без сказочных посредников.

Почему детей приносят именно аисты, а на стол ставят поросёнка?

Одна из европейских рождественских легенд гласит, что младенцу Христу в яслях служили разнообразные животные и птицы. Телёнок грел его своим дыханием, кошка успокаивала мурлыканьем, собака охраняла вход в вертеп. Аист тоже послужил своему Господу, дополнительно утеплив ясли Богомладенца перьями со своей груди.

В благодарность за это Христос нарёк аиста “благословенной птицей и другом всех детей”, наделив почётной обязанностью доставлять их родителям.

В наиболее популярных вариантах легенды аист приносит ребенка, качающегося в пеленке, концы которой держит в клюве, или в корзине, закрепленной на спине. Доставка может быть прямо в руки мамы, либо в печную трубу. Если будущие родители спят, то пернатый почтальон может легонько ущипнуть маму за ногу.

Аисты почитаются как пример образцовой семьи. Согласно той же легенде – это единственные птицы, которые не только никогда не меняют партнёров, всю жизнь оставаясь верными своему выбору, но и заботятся о своих престарелых родителях, поддерживая их в полёте и подкармливая на земле.

Другая легенда, отсылающая нас к Вифлеемским яслям, касается рождественского поросёнка. Согласно преданию, его едят… в наказание за непочтительность.

В “Лете Господнем” писателя Ивана Шмелёва она описывается так: “Велено их есть в Рождество за наказание! Не давала младенцу спать, всё хрюкала. Потому и называется свинья. Он хотел её погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола”.

Поэтому на Рождество к столу подают именно нежного молочного поросёнка с яблочком в зубах и петрушкой за ушами.

Святые дни и порочность гадания

В ночь с 6 на 7 января (если по светскому календарю) Церковь празднует Рождество Христово. Две недели от Рождества до Крещения Господня называются “Святыми днями” или же “Святками”.

В эти дни принято обмениваться подарками, петь рождественские духовные гимны и особо славить родившегося Христа, посещая друзей и знакомых с колядками. В некоторых местностях устраивают своеобразные рождественские крестные ходы, только со звездой. Когда молодёжная церковная община ходит по домам с хоругвью в виде вифлеемской звезды и совершает небольшие молебны с пением тропаря Рождества Христова.

Многие православные христиане посвящают святки благотворительности, посещая больных или одиноких людей с песнями, подарками и вниманием.

Некоторые люди в святые дни рождественских праздников прибегают к помощи тёмных сил и пытаются выпытать у них, что ждёт их впереди, ведь именно в эти дни гадание считается “более сильным”. Гадание – это распространённое суеверие, оскорбляющее магическими обрядами святые дни, предназначенные для прославления Бога.

Христианину чуждо представление о судьбе – ничто, кроме его ежеминутного волевого выбора, не определяет его будущее. Именно так учит нас Церковь.

Как и почему ель стала рождественским символом?

Ещё в дохристианский период у германских племён ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею германцы украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу.

В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: “Да будет это дерево деревом Христа!”

Позже, уже в средние века, этот символ был ещё более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.

В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Пётр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.

Ошибка Дионисия Малого или как Христос родился позже своего рождения

2015 год. 2016 год. 2017 год от Рождества Христова. Именно так во всём мире мы считаем время сегодня. Эта система летосчисления была предложена римским аббатом скифского происхождения Дионисием Малым в VI веке.

Дионисий был учёным монахом, и оставил после себя множество собственных трудов и переводов древних авторов. В числе прочего он занимался составлением и уточнением Пасхалии, а также вычислением даты рождения Спасителя. Эту работу ему поручил римский папа Иоанн Первый.

В своей работе аббат Дионисий руководствовался Александрийской пасхалией и библейскими сведениями, хронологически ограничивающими дату рождения Христа. Однако он не учёл, что некоторые императоры имели соправителей, царствовали под разными именами и т.п., отчего в его расчёты вкралась ошибка. Они стали противоречить Священному Писанию, где сказано, что Господь родился во времена Ирода Великого, хотя по расчётам Дионисия он умер в 4 году до Рождества Христова.

Византийские и современные исследователи, учитывающие больше количество факторов, относят дату рождения Спасителя к 3, 4 или 5 годам до Рождества Христова по летосчислению Дионисия Малого. Таким образом, будущее Рождество может приходиться не на 2017, а, скажем, на 2020 год от реального рождества Богочеловека.

5 декабря в качестве Дня Рождества впервые появляется в летописи христианского писателя греческого происхождения Секста Юлия Африкана в 221 году. Эта дата совпадала с языческими празднованиями Дня Непобедимого солнца – зимнего солнцестояния.

Саломея, усомнившаяся в девстве Божией Матери

Согласно одному апокрифическому сказанию, Иосиф Обручник привёл к ложу Божией Матери двух повитух. Но они опоздали к рождению младенца и вошли в пещеру, когда мать сама спеленала своего сына в яслях.

Осмотрев Богородицу, одна из повитух, Гелома, заявила, что Она осталась девой, а её подруга Саломея не поверила этому чуду и неблагочестиво высказала своё сомнение. За это, как сообщает Евангелие псевдо-Матфея, она была поражена либо жуткой болью в руке, либо сухорукостью.

Испугавшись, Саломея публично принесла сердечное покаяние, а явившийся после этого ангел сообщил ей о том, что она может быть исцелена: “Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость”.

Как только повитуха прикоснулась к Спасителю, она чудесным образом исцелилась и уверовала в пришествие в мир Мессии.

Рождественский вертеп и вертепный театр

Придите на Рождество в любой храм Русской Православной Церкви. Что вы увидите рядом с храмом? Правильно! Рождественский вертеп, символизирующий пещеру, где родился Спаситель мира.

В этой пещере очень часто будут стоять ясли с символическим младенцем, а также фигуры Божией Матери, Иосифа Обручника, пастухов и животных. Она будет украшена еловыми ветками, гирляндами и рождественской звездой.

Этой традиции пошёл без малого третий век. В XVII столетии в Россию из Европы проник вертепный кукольный театр, устроители которого в форме красочного представления рассказывали детям на ярмарках и площадях о евангельских событиях рождения Спасителя, поклонения волхвов, избиения младенцев Иродом и бегстве Святого семейства в Египет.

Храм Христа Спасителя

Как связан главный храм Русской Православной Церкви с Рождеством Христовым? Очень просто. Этот храм посвящён именно Рождеству Христову и, одновременно с этим, является огромным памятником героям Отечественной войны 1812 года.

После успешного выдворения неприятеля за границы нашей страны, император Александр I повелел в этот день праздновать избавление Отечества “от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык” – т.е. армии Наполеона, включавшей в себя французскую армию и полки 12-ти государств.

Дом хлеба

В притчах Спаситель иногда говорит о хлебе. Два чудесных насыщения народа Господь произвёл ничем иным, как хлебами. Таинство Причащения было установлено Христом через преломление хлебов. Наконец, в данной Им молитве “Отче наш” мы призываем Бога дать нам повседневный хлеб.

В другом месте в Евангелии от Иоанна Господь прямо сообщает евреям о себе: “Я хлеб живой, сшедший с небес (Ин, 6:51)” . И это неспроста, потому что “Вифлеем” переводится с древнееврейского как “Дом хлеба”(Бейт – дом, лехем – хлеб).

Рождественские открытки

В 1843 году сэр Генри Коул отправил из Лондона первую в истории рождественскую открытку. Эскиз для нее нарисовал знакомый Коулу художник Джон Герсли. Всего была отпечатана тысяча экземпляров. Однако целой тысячи адресатов у Коула и Герсли не нашлось, и излишки тиража были пущены в продажу.

Поначалу, новшество было встречено обществом прохладно. Настоящий бум на подобные открытки начался лишь двадцать лет спустя, когда полиграфия подешевела, а почтовая система была усовершенствована. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он организовал в США общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки.

Со временем, рождественские открытки распространились по всему миру и сегодня каждый из нас дарит их друзьям и знакомым.

Сочельник и сочиво

Рождественский сочельник, день перед рождественской ночью, является кульминацией предпраздничного поста и наиболее строгой его частью. В сочельник принято полностью воздерживаться от пищи, вкусить которую можно лишь с появлением первой звезды.

Есть в этот вечер принято сочиво, отчего, собственно, и происходит название “Сочельник”. Сочиво – это особое блюдо из размоченного в воде и меду зерен с орехами, а также изюмом и другими фруктами.

Есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8).

Легенда о четвёртом волхве

Три восточных мудреца пришли поклониться Спасителю, рождённому в маленьком иудейском городке – Вифлееме. Волхвы были наимудрейшими и образованнейшими мужами своего времени. По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Они принесли младенцу Иисусу символические дары: золото – как царю, миро – как человеку и ладан – как Богу и поклонились Ему от лица всех мудрых людей Земли.

Три – библейское число полноты. Однако, существует легенда о том, что волхвов было не трое, а четверо. Последнего из них звали Артабаном. И он не смог поклониться Спасителю словом, потому что всю дорогу к Нему служил его земным чадам делами.

Артабан был очень богатым вельможей и продал всё своё имущество ради того, чтобы поехать в Палестину и подарить Христу три прекрасных драгоценных камня.

Путь его лежал через лес, где мудрец встретил тяжело больного еврея. Рассудив, что Богу нужно служить любовью, Артабан употребил один камень на лечение и содержание в гостинице встреченного путника. Он лично ухаживал за больным, пока тот не выздоровел и опоздал в Вифлеем.

Когда волхв прибыл к месту рождения Мессии, воины Ирода Великого как раз убивали по приказу своего царя вифлеемских младенцев. Ради того, чтобы спасти хоть одного ребёнка – в доме, где он остановился, Артабан отдал начальнику отряда воинов второй из даров, приготовленных Господу.

Позже он много лет следовал за Спасителем, всюду помогая людям, пока наконец не увидел его через 30 лет, уже идущим на Голгофу. Здесь он спас от бесчестья девушку, употребив на уплату долгов её отца последнюю из своих драгоценностей.

Во время землетрясения, после крестной смерти Господа, Артабан был поражён упавшим со стены дома камнем и умер. Но перед смертью ему явился Христос, приветствовавший его евангельскими словами: “Истинно, истинно говорю тебе: все, что ты сделал одному из меньших братий, сделал Мне” и объявил о том, что дары мудреца были приняты Им.

Православие.фм и лично автор поздравляют всех наших читателей с Новым годом и грядущим за ним празднованием Рождества Господа нашего Иисуса Христа! Желаем вам в новом году Божьей помощи, маленьких чудес для ваших душ, здоровья, семейного тепла и счастья!

Вконтакте

Рождество – это время радости, особый период, связанный в первую очередь с уникальной атмосферой семейных встреч, запахом елки, яркими и красочными декорациями. Украшенные лампочками и гирляндами улицы, витрины и дома дают каждому почувствовать магию этого уникального праздника. Давайте и в нашем доме и саду создадим эту уникальную атмосферу. Давайте дадим шанс нашему воображению, вспомним в то же время основные символы Рождества , без которых невозможно полностью испытать магию этого праздника.

Символы Рождества

Рождество – это богослужебный праздник, который отмечается только с 4-го века нашей эры, и на протяжении веков с момента его создания, очень развивался, а много символов и обычаев, связанных с ним, были взяты из языческих верований. Тем не менее, традиции, обычаи, обряды , делают его одним из самых ожидаемых и популярных отмечаемых праздников.

Раньше на Рождество дом украшали снопами пшеницы , под скатерть клали сено, под потолок вешали метелку из веток ели или сосны, а на дверь вешали простой пучок веток из деревьев хвойных пород.

Полазник – давнее украшение, вешаемое под потолок в канун Рождества. Этот языческий обычай, который в некоторых регионах нашей страны был культовым еще в начале XX века. Метелка, называемая божьим деревом, была не чем иным, как срезанной верхушкой или ветвью дерева хвойных пород (пихта, ель, сосна), которая был украшена фруктами, печеньем, лентами и т. д.

Сегодня Рождество ассоциируется, прежде всего, с елкой, пуансеттией, омелой, рождественским венком, разнообразными украшениями и гирляндами, которые подчеркивают неповторимость праздничного периода.

Рождественские украшения для дома

Рождественская елка

Основой Рождества является рождественское дерево – елка. Обычай наряжать елку пришел к нам с Запада, а именно из католических немецких государств.

В настоящее время рождественские елки тонут в потоке цветов, и их внешний вид полностью зависит от нашего воображения. Интересно знать, что елка является символом жизни, продолжительности и возрождения. В зависимости от наших предпочтений, мы можем выбрать наиболее подходящую для нас елку. Она может быть искусственная или живая, в зависимости от наших вкусов. Каждое решение имеет свои преимущества и недостатки.

В России самым популярным деревом для рождественских праздников является ель обыкновенная Picea abies. Другие хвойные деревья, выбираемые на праздники: сосна обыкновенная Pinus sylvestris, пихта белая Abies alba. Все чаще можно встретить в продаже и другие виды ели, например, ель голубая Picea punges, ель сербская Picea omorica и пихты, например пихта благородная Abies procera, пихта Нордмана Abies nordmaniana.

Что делать с елкой, имеющей корневую систему?

Елку в горшке, после праздников нужно оставить перезимовать, а затем посадить, например, в саду. В случае холодной зимы, если пересадить елку прямо из теплого помещения на мороз, это вызовет термический шок у растения, что может привести к ее гибели. Лучше оставить дерево перезимовать в прохладном, но светлом помещении. Если нет такой возможности, то следует вынести растение на балкон или террасу, утеплив горшок, периодически поливая, чтобы не было физиологической засухи.

Наряжая елку, стоит использовать простые решения, которые в эпоху пластиковых рождественских украшений будут выделяться и, конечно же, вызывать восторг и восхищение, подчеркивая уникальность дерева. Пряники, украшения из бумаги, древесины, соленого теста, пряжи, соломы и конфет – вот некоторые из многих предложений, которые можно использовать в качестве украшений праздничной елки. Конечно, классическим решением будет украшение стеклянными шарами, имеющими схожесть с яблоками – основными украшения елки в давние времена.

Рождественская елка будет хорошо выглядеть как в теплых, так и в холодных цветах. Также можно украсить елку разными цветами. Такая красочная елка будет представлять собой очень интересный акцент праздничного декора помещения. Стоит знать, что красный, зеленый и желтый – это цвета Рождества , в частности, символизирующие кровь Христа, надежду и жизнь, поэтому добавьте больше этих цветов в рождественских декорациях.

Омела белая защищает жителей дома от колдовства, а также приносит любовь и счастье. Омела – это также лекарственное растение, помогающее в частности, при проблемах с гипертонией и атеросклерозом.

Пуансеттия

В последнее время в качестве рождественского украшения стала популярна пуансеттия, так же известная как вифлеемская звезда. Пуансеттия или молочай красивейший (Euphorbia pulcherrima) – растение из рода Молочай. Основной ее декоративностью являются ярко-красные прицветники с мелкими желтоватыми цветками, собранными в розетки. Бывают также сорта с желтыми, розовыми и двухцветными прицветниками, но самый популярный цвет пуансеттии – красный.

Растение родом из Мексики, а стала пуансеттия символом Рождества, из-за того, что ее соцветия напоминают вифлеемскую звезду.

Это растение довольно требовательно, поэтому стоит предоставить ему прозрачную подставку и влажный субстрат (не мокрый)!

Это теплолюбивое растение, но не любит сухой воздух, из-за чего листья скручиваются. Чтобы увеличить влажность, стоит поместить его на подставку с галькой и водой. Следует избегать сквозняков и больших колебаний температуры.

Рождественские венки и свечи

Рождественские венки и свечи являются одними из наиболее популярных способов украшения елки и дома. В продаже имеется удивительный выбор этого вида отделки по самым разным ценам. Поскольку создание свечи или венка не слишком сложно, стоит подумать о том, чтобы сделать этот вид украшения самостоятельно. Одна из самых важных вещей при создании праздничной свечи является обеспечение стабильной основы, для которой можно использовать флористическую губку. Кроме этого, для прочной основы свечи можно использовать живые веточки хвойных деревьев, будет более реалистично.

В случае венка каркас лучше всего сделать из жесткой проволоки. Пример простого венка полного символики – это венок с использованием веточек ели, красных шаров, ленточек и красных цветов пуансеттии. Это простое решение станет идеальным украшением дома, вписываясь в атмосферу Рождества.

При создании венка или украшении свечи можно использовать очень разнообразные материалы. Достаточно побродить по саду, лесу или порыться в шкафах и на чердаке. При создании этого типа украшения использует, прежде всего, веточки хвойных деревьев, символизирующих жизнь, надежду и т. д. Чаще всего используются веточки ели и пихты. Дополнением могут быть шишки, орехи, веточки вечнозеленых растений, листья дуба, райские яблочки, сушеные дольки апельсина, веточки морозника (с ягодами) – падуб остролистный , ленты, бантики, сено, мох, цветы пуансеттии, свечи и т. д.

Свет

Важным символом Рождества является также свет, который является ссылкой на Христа как на Свет. Гирлянды на елках – это самый главный символ современных праздников. Города и деревни в период Рождества сверкают миллионами огней, которые, несмотря на зиму, ассоциируются с светом и теплом. При декорировании дома гирляндами не забывайте также о свечах, которые могут стать дополнительным украшением, и фонарях, которые, безусловно, обогатят праздничную атмосферу.

Рождественские украшения в саду, на террасе и балконе

Мы все чаще пытаемся перенести праздничную атмосферу на улицу, и лучший способ ее получить – это позаботиться о соответствующих украшениях, которые должны не только выглядеть красиво, но и относиться к рождественскому символизму.

Никого уже не удивишь рождественской елкой в саду, которая радует не только ночью, огоньками светящихся гирлянд, но и днем, украшенными ленточками, рождественскими шарами и т. При декорировании елки на открытом воздухе, стоит избегать стеклянных украшений, которые при изменении температуры могут потрескаться или разбиться.

Отдельные элементы садовой архитектуры, террасы или балюстрады балкона могут быть украшены связкой из веток хвойных деревьев. Такое декорирование не трудоемко и, безусловно, подчеркнет праздничное настроение.

Пустые террасы и балконы стоит оживить, используя рождественские украшения:

  • Свечи, шишки и веточки ели, безусловно, оживят забытые зимой места.
  • Мы достигнем аналогичного эффекта, украсив хвойные породы в горшках.
  • Если имеется ненужная корзина, например, плетенная, ее стоит использовать для рождественского украшения террасы. Дополнив ее еловыми ветвями и дождиком можно легко получить простое, но очень интересное рождественское украшение.
  • Не стоит забывать о внешних подоконниках, которые также могут быть праздником для глаз в этот период, подобно летнему периоду, когда они покрыты множеством ярких цветов.
  • Входная дверь должна быть украшена ярким венком.
  • Когда вы украшаете террасу и сад, не забывайте о фонарях, которые являются источником света, и, таким образом, одним из основных символов Рождества.
  • В дополнение к украшениям, упомянутым выше, можно украсить дом снаружи множеством светящихся гирлянд, которые, безусловно, сделают его ярким и ослепительным, как будто из сказки.

Рождество – особое время, поэтому следует также позаботиться о правильной ауре, как дома, так и в саду. Конечно, помогут вам в этом упомянутые выше рождественские украшения.