Домой / Для зеленых глаз / Скачать презентацию на тему фобии. Презентация на тему "как преодолеть страхи"

Скачать презентацию на тему фобии. Презентация на тему "как преодолеть страхи"

Что беспокоит нас? Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного этапа свойственны свои страхи. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного этапа свойственны свои страхи.


Такие разные страхи Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов. Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов. В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет. В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет. В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.). В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.). 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты. 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.


Страхи старше трех В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания). В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания). От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны. От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.


Страхи старше шести В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется на прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии. В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется на прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии. Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье. Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье. В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным. В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным. В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности. В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.


Главное – поддержка! Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.


Другие страхи Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания. Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания.


Играем в страх Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «Рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «Рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.


Если ребенок чего-то боится, то… У него беспокойный сон с кошмарами, криками. У него беспокойный сон с кошмарами, криками. Трудности при засыпании. Трудности при засыпании. Боязнь темноты. Боязнь темноты. Пониженная самооценка. Пониженная самооценка. Постоянная тревожность. Постоянная тревожность. Частая смена настроения. Частая смена настроения.


Как избежать возникновения и закрепления страхов Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении. Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении. Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.). Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.). Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…) Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…) Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.) Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.) Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу. Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу. Повышайте самооценку малыша. Повышайте самооценку малыша. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.). «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.). Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение. Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.


Как помочь ребенку, испытывающему страхи Выясните причину страха. Выясните причину страха. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый. Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку. Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку. Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»). Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»). Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.). Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.). Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает. Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает. Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить. Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить. Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны. Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны. Не запугивайте ребенка (часто неосознанно). Не запугивайте ребенка (часто неосознанно). Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше). Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).




ГУО «Академия последипломного образования» ГУО «Академия последипломного образования» Отдел прикладной педагогической психологии Отдел прикладной педагогической психологии Ведущий психолог Ведущий психолог Сакович Наталья Александровна Каб.109,










Три самых мощных антагониста страха – вера, любовь и знание. Вера в саму способность избавления от страха – уже предвесник его рассеивания, а вера в собственное могущество и способность управлять любыми эмоциональными и ментальными поползновениями ведёт к избавлению от его доминирования. Любовь в своей сути бесстрашна и целебна. Её прививки избавляют не только от разрушающих вирусов сомнения, тревоги, опасений, а и губительно действуют на самую главную причину страха – сам страх с его неопределённостью и безобъектностью, неуверенностью и неверием. Узнав природу страха и корни его происхождения, возможно, найти механизмы его контроля, управления, изживания. 8


Специалисты предлагают следующие способы борьбы с тревогой: 1. Спросите себя: "О чем я тревожусь?" Составьте список того, что вас тревожит. Затем по каждому пункту отдельно вновь задавайте себе вопрос: "Есть ли у меня основания для беспокойства?" Если ответ "нет", скажите себе: "Мне больше нет необходимости тревожиться, я успокаиваюсь". Если ответ "да", начинайте изменять ситуацию, порождающую тревогу. 2. Если вы волнуетесь не за себя, а за близких людей, спросите себя: "Нужна ли ему (ей, им) моя тревога, помогает ли она близкому человеку?" Скорее всего, вы ответите на этот вопрос отрицательно. В таком случае: "Что я могу сделать для него вместо того, чтобы тревожиться?« 3. Если нет возможности изменить ситуацию, то тогда остается возможность изменить свое отношение к ней. Положитесь на судьбу и скажите себе: "Будь что будет. Все к лучшему". 4. Раздуйте свою тревогу, как воздушный шарик, до невообразимо больших размеров, преувеличьте ее, как только сможете, постарайтесь хорошенько себя запугать. Неплохо при этом также трястись всем телом. В определенный момент вам станет смешно, шарик лопнет - и тревога улетучится. 9


5. Попробуйте воспринять свою тревогу как приятное возбуждение, физиологически эти состояния во многом сходны. 6. Можно также переделать тревогу в энтузиазм, сказав себе: "Я собран, голова ясная, готов к действию". После чего начинайте действовать. Может быть, это будет решение профессиональных задач, или выработка новых идей, или просто уборка квартиры. 7. Разряжайте тревогу физическими упражнениями. Особенно уместны бег трусцой, длительные пешие прогулки, восточные практики и плавание. Серьезного переутомления следует избегать. 8. Если тревога носит хронический характер, ведите дневник, подробно описывая свое состояние и те способы, которые помогли вам почувствовать себя лучше. Перечитывайте дневник, убеждаясь, что тревога подобна волне: за приливом всегда следует отлив. 9. Обсуждайте тревогу с близкими людьми. Они окажут вам моральную поддержку и помогут понять, насколько обоснованны ваши опасения. Попробуйте один или несколько способов. В большинстве случаев состояние человека после их применения улучшается. 10


























ЛЕЧЕНИЕ ФОБИЙ Можно ли вылечить фобию? Выяснить причину фобии Завести ритуалы


ПОЛЕЗЕН ЛИ СТРАХ? Отсутствие вообще всяких тревог и страхов - признак психиатрического расстройства. Фобия - не самое приятное явление, однако лучше испытать страх на пустом месте, чем лишиться жизни в результате бесшабашной удали или глупого лихачества... Отсутствие вообще всяких тревог и страхов - признак психиатрического расстройства. Фобия - не самое приятное явление, однако лучше испытать страх на пустом месте, чем лишиться жизни в результате бесшабашной удали или глупого лихачества...


ПРИЗНАКИ ФОБИЙ(1) Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха, и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам: Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха, и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам: чувство удушья, спазмы в горле; чувство удушья, спазмы в горле; учащенное сердцебиение (сердце выскакивает из груди); учащенное сердцебиение (сердце выскакивает из груди); чувство слабости, оцепенение тела; чувство слабости, оцепенение тела; ощущение, что вот-вот наступит обморок; ощущение, что вот-вот наступит обморок;


ПРИЗНАКИ ФОБИЙ(2) обильный холодный пот; обильный холодный пот; ощущение сильного страха, ужаса; ощущение сильного страха, ужаса; дрожь во всем теле; дрожь во всем теле; рвота или расстройство желудка; рвота или расстройство желудка; тело кажется не своим, перестает слушаться; тело кажется не своим, перестает слушаться; ощущение того, что сходишь с ума. ощущение того, что сходишь с ума. Если есть хотя бы четыре из этих признаков, можно предположить наличие фобии. Если есть хотя бы четыре из этих признаков, можно предположить наличие фобии.

Cлайд 1

Школьные фобии как актуальная проблема современности Выполнила: ученица 11 «А» класса Саломасова Екатерина

Cлайд 2

Термин «фобия» происходит от греческого «phobos» - страх, ужас. «Фобия есть навязчивый страх, случайно пережитые больным жизненные опасения, непропорционально разросшиеся до степени тяжелого патологического симптома» «Очень мучительное переживание страха, вызываемого различными предметами и явлениями»

Cлайд 3

Диагностические критерии фобий 1. Необоснованный (нелогичный), навязчивый характер страха 2. Четкость фабулы 3. Интенсивность и упорность течения 4. Сохранение критического отношения больного к своему состоянию

Cлайд 4

Причины возникновения фобий биологическая предрасположенность внутренний или внешний конфликт завышенные требования к ребенку со стороны родителей догматическая система воспитания

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Классификация фобий социофобии страх покраснеть в присутствии людей; страх публичных выступлений; страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних

Cлайд 8

Cлайд 9

Классификация фобий нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием нанести вред себе или близким сексуальные страхи «контрастные» фобии фобофобии - страхи бояться чего-либо

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Признаки школьной фобии перед контрольной по данному предмету у ребенка поднимается температура, болит живот, голова; за выученный дома материал ребенок, отвечая у доски, получает плохую оценку; дома под диктовку мамы пишет лучше, чем диктант такой же сложности на уроке; наблюдаются кожно-гальванические реакции (сухость во рту, потеют ладони, ребенок грызет ногти).

Cлайд 13

У 13-летнего подростка систематически возникали боли перед выходом в школу. Порой они были настолько сильными, что приходилось вызывать скорую помощь, однако врачи ничего не находили и уезжали. Приступы происходили все чаще и чаще. Мама обратилась к психологу, только тогда, когда заметила, что сын не жалуется на боли в животе по субботам и воскресеньям. Выяснилось, что подросток страдал от боязни учительницы английского языка, которая славилась своей строгостью и требовательностью. Боязнь учителя

Cлайд 14

Боязнь насмешек одноклассников Сергей во время летних каникул много занимался математикой и настолько преуспел в этом, что осенью дети начали дразнить не в меру умного одноклассника. В то же время учительница, стремясь поддержать Сергея, начала постоянно ставить его в пример другим и, сама того не желая, сделала мальчика настоящим изгоем. Сережа отказался ходить в школу, а борьба его родителей за дисциплину привела к нарушению у него речи и мимики.

Cлайд 15

Cлайд 16

Фобии у педагогов Фобия ошибок и неудач Фобия критики - мания судить Фобия превосходства учащихся Фобия юмора - мания строгости Фобия воспитания - учебомания Фобия преследования Фобии индивидуальной работы с учащимися Фобия обратной связи

Cлайд 17

Cлайд 18

Рекомендации Когда чувствуете приближение приступа страха, не бегите от него. Возьмите себя в руки. Если приступ случился, не пытайтесь отвлечься от него любым способом – лучше сделайте его предметом пристального рассмотрения. Если вы знаете, какие ситуации вызывают у вас острое беспокойство, старайтесь заранее проигрывать их в уме до мельчайших подробностей. Постарайтесь компенсировать страхи активной насыщенной жизнью. Если что-нибудь страшно, иди ему навстречу - и страх бежит от тебя. При частых приступах страха необходимо обратиться к врачу.

Cлайд 19

Игровые упражнения для устранения страха, снятия напряжения и приобретения уверенности РАСТОПЫР Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук - желательно также и ног. Можно в виде последовательных сжатий - разжатий. Повторить, 5-10 раз. ДИКОПЛЯС Танец, совершенно импровизированный, свободный, с любой музыкой или без музыки - прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха во вся ком месте мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает и не мешает. ПЕРЕВЕСТИ ДУХ Свобода дыхания - главный вход в Уверенность. На счет раз - потянуться, на счет два - расправить и плечи, и грудь, на счет три - улыбнуться... Повторить 5-10 раз.

Cлайд 20

Игровые упражнения для устранения страха, снятия напряжения и приобретения уверенности ГАРМОШКА Представь: страх твой - гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела - гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа... Теперь снова сжимай, в любом темпе, с любым звуком, чем громче, тем лучше... До отказа сжать-выдохнуть, подождать чуть-чуть... снова разжать... Раз 7-12, с полным сосредоточением. САМ СЕБЕ ГУСЬ Сильно-сильно себя щипай в любом месте, а лучше в не скольких. Подварианты: сам себе еж, сама себе кошка (силь но себя царапай, коли), сам себе тренажер (все виды статиче ских упражнений с самоупорами), сам себе аплодисмент (что есть силы похлопай в ладоши), сам себе вытрезвитель (очень сильно, до боли разотри уши) и т.п. ПОКАЖИ СТРАХУ ЯЗЫК Вот так!

Cлайд 21

Слайд 2

Давайте посмотрим, какие психические состояния испытывает неподготовленный человек в экстремальных ситуациях, таящих для него опасность.

Страх – главный психологический враг. Чаще всего его порождает сильнейшее напряжение всех сил человека, когда тот попадает в опасную ситуацию и начинает представлять себе картины того, что с ним может произойти, и какая угроза его жизни и здоровью кроется впереди. Такое напряжение называют стрессом, а страх – одно из его проявлений. Значит, страх – одно из проявлений стресса.

Слайд 3

«Неизвестная беда всегда внушает больше страха», - замечали древние мудрецы.

Переживание страха может начаться с простого опасения, испуга, а закончиться ужасом. Человек начинает метаться, теряет контроль над своим поведением и в результате вместо спасения может навлечь на себя ещё больше бед.

Слайд 4

Например, оказавшись один в лесу, позволив страху овладеть собой, он перестаёт правильно оценивать, как далеко находится от знакомых мест, насколько на самом деле велика опасность. Нарушаются его наблюдательность, нормальное восприятие предметов вокруг.

Слайд 5

У человека, оказавшегося в автономной ситуации, нарушаются наблюдательность, нормальное восприятие предметов вокруг.

Пень с сучком может показаться страшным животным, дерево – злодеем с топором. Могут начаться плач, крик, беспорядочная беготня, нередко кругами по одному и тому же месту.

Слайд 6

От всей этой суеты человек пугается ещё больше и совершает ещё более необдуманные поступки.

Это явление называют паникой, а подобное поведение паническим. Если в этот момент решительно не скомандовать себе: «Прекратить!», то паника будет нарастать. Затем появляется чувство сильной усталости, оцепенения или, наоборот, состояние очень сильной тревоги, возбуждения, желание всё крушить на своём пути.

Слайд 7

И в этом и другом случае человек может даже сам себя поранить или не заметить настоящую опасность. В таком состоянии ему вряд ли удастся вспомнить, что надо делать, как оказать себе доврачебную помощь в случае ранения или укуса животного. Не может он заметить и спасательные источники воды или признаки человеческого жилья поблизости.

Слайд 8

ЗАПОМНИТЕ:

страх, тревога, паника, растерянность рождаются только тогда, когда вы воображаете, что опасность больше, чем она есть на самом деле, и начинаете заранее представлять жуткие картины того, что может с вами случиться. Но ведь может и не случиться, и это во многом зависит от вас.