Домой / Для зеленых глаз / Воспитание девочек и мальчиков в америке. Основные принципы воспитания детей в США

Воспитание девочек и мальчиков в америке. Основные принципы воспитания детей в США

Визитной карточкой каждого американца можно назвать широкую и приветливую улыбку. Откуда же в США столько милых позитивных людей? Чтобы ответить на этот вопрос, можно просто занять наблюдательный пост вблизи любой детской площадки и посмотреть на американских детей. Возможно, получится перенять манеру воспитания американских мам и узнать пару полезных педагогических советов.

Наталья Емченко поделилась некоторыми негласными правила воспитания детей, которые знакомы американкам с самого детства.

Младенцы. «Самый лучший ребенок в мире!»

В Штатах существует просто какой-то культ младенцев. Мать с ребенком на руках в 90% случаях вызывает неподдельное умиление. Каждый второй прохожий непременно сообщит родителям, что их новорожденный малыш просто очарователен. Каждый третий попросит подержать ребенка на руках. А некоторые даже позовут друга, чтобы и он полюбовался таким чудесным ребенком. Не стоит подозрительно относиться к подобным восторженным проявлениям внимания. Это типичная черта американской нации – видеть во всем самое лучшее и не преминуть этим восхититься.

Дошкольники. «Ты просто молодец!»

В Штатах не увидишь прототипов советского детского сада — с переполненными группами, поломанными игрушками и манной кашей с комочками каждое утро. Длительный декрет тоже не приветствуется (в первую очередь самими молодыми мамами, которые стремятся успеть построить карьеру). И культ бабушек тоже не настолько развит, как в странах СНГ. Вопрос: куда же деваются в таком случае дети, когда родители вынуждены идти на работу? Детские сады в США, конечно же, существуют, однако группы там с минимальным количеством детей. А роль советских бабушек выполняют няньки. Но в свободное от работы время родители всюду берут малыша с собой – будь то хоть званый ужин у родственников или же бейсбольный матч в шумной компании друзей. Присутствие разновозрастных детей на взрослых мероприятиях никого не удивляет, более того окружающие всегда найдут время пообщаться и чем-то занять ребенка.

Русская иммигрантка в США рассказывает о том, как шестилетний сын ее друзей изнывал от скуки в кафе, пока родители были заняты общением с друзьями. Официант решил немного взбодрить малыша и попросил помочь ему обслуживать столики. Мальчик с огромным энтузиазмом нес счет, подавал меню и выполнял прочие мелкие поручения. Когда родители собрались идти домой, официант торжественно вручил парню доллар в качестве заработной платы за вечер. Трудно представить себе более счастливые глаза, чем были в тот вечер у шестилетнего мальчишки.

Американские родители с самого детства подбадривают своих детей – ты молодец, у тебя получится, не сдавайся! Благодаря такой методике воспитания, ребенок растет, не страдая от заниженной самооценки, и чувствуя любовь и поддержку окружающих.

Фразы, которые постоянно разносятся на российских площадках, в стиле «не трожь!», «не балуйся!», «что за ребенок!», никто никогда не услышит от американской мамы. И уж тем более последней не придет в голову пугать малыша тем, что его заберет полицейский.

Малыши в США получают полную свободу действий, у родителей не принято ходить за ними по пятам и контролировать каждый шаг. Именно такая модель воспитания помогает вырастить свободных людей, которые не испытывают чувства страха, не боятся начинать что-то новое, которых любопытство толкает на покорение новых вершин.

Школьники. «Вы имеете право»

Младшая школа отличается тем, что все обучение происходит исключительно в игровой форме. Многие дети в начале обучения не знают букв, но по истечении недолгого срока уже вовсю распевают песни об алфавите (петь в американских школах очень любят, в нулевом классе дети разучивают множество песен практически на каждую изучаемую тематику). Но помимо изучения грамматики и фонетики, дети получают азы в области бизнеса и законодательства, практически каждый малыш школьного возраста знает свои права.

Семья киевлян, проживающая в США, столкнулась с определенными сложностями, когда их дочери пришлось самостоятельно составлять список изучаемых предметов. Девочка делала выбор, исходя из своего расположения к учителям. Понятно, что такой подход оказался не вполне разумным, ведь интересный и хороший учитель может преподавать вовсе бесполезный для конкретного ребенка предмет. Похожая ситуация и с контролем обучения. Никто не будет заставлять школьника получать знания, если он сам того не хочет. Поэтому с самого детства малышам ненавязчиво внушается мысль о необходимости хорошего образования.

Однако, такой образовательный метод учит ребенка самостоятельности, ответственности за свои решения.

Итог. «Безопасность превыше всего». Американские родители очень заботятся о безопасности и защите прав своих детей. Физические наказания, даже в виде невинных шлепков, в Штатах полностью исключены. Да, детей наказывают, но другими методами.

Конечно, модель воспитания в США не идеальна и тоже имеет свои недостатки. Но, глядя на позитивных успешных американцев, невольно задумываешься о том, что у них все-таки можно кое-чему поучиться. А начать можно с изменений самого себя – ведь дети это зеркальное отражение своих родителей.

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно - чтобы дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Бабушки в США, как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети - это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы - очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком "щадящем режиме", им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США - женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.


Американское образование и воспитание глазами русского учителя. Что меня поражает в Америке? То, что по сравнению с Россией здесь «все наоборот». В семье родился ребенок. Папа присутствовал при родах, помогал, участвовал. «Мы рожали». Дитя сразу же приезжает в свою, заранее приготовленную для него, комнату, чтобы своим присутствием не мешать родителям вести привычный (по возможности) образ жизни. Соску лучше не давать. Надо вместо этого научить сосать пальцы, если еще не умеет. Зачем пальцы? Как зачем? Чтобы был независим от взрослых, вдруг соска выпадет, а подать-то и некому.

Независимость превыше всего. Начинается она от рождения. Будет свято взращиваться всю жизнь и заботливо оберегаться до самой смерти. А сейчас пусть дитя приучается себя успокаивать сам. У меня в школе 6 -- 7-летние дети сосут пальцы. Как замечтаются или расстроятся, так сразу большой пальчик в рот.

В кроватку к ребенку кладется плюшевый мишка или еще какая-нибудь мягкая игрушка. Дитя будет спать с ней иногда до... совершеннолетия. Друг моего старшего сына не забывал захватить своего сильно истасканного мишку, когда приходил к нам с ночевкой, лет так до 13 как минимум. Часто эту роль выполняет детское одеяльце или пеленка: у меня в школе семилетняя девочка не расстается со своей детской пеленкой. Взрослые говорят, что это успокаивает ребенка, вселяет в него уверенность, так ему не очень одиноко в этом мире.

Здесь очень много говорят о синдроме внезапной детской смерти, еще его называют колыбельной смертью. Ребенок умирает от удушья. Случается это без какой-либо видимой причины в возрасте до года, во время сна и, что главное, в кроватке. Это никогда не происходит на руках. Если находиться рядом и при сбое дыхания ребенка взять на руки, дыхание восстанавливается и ничего не происходит.

Предлагаются разные решения этой проблемы, много обсуждается поза, в которой лучше укладывать малыша, на животик, на спинку или на бочок. При этом ребенок оставляется на ночь в другой комнате. Взять его к родителям нельзя, ведь им надо заниматься сексом, а при ребенке, даже новорожденном, это по местным понятиям совершенно недопустимо.

Американский пуританизм в его современном виде в совмещении с ранним посвящением (лет так с 12 -- 13) в секс, практикуемый как вид спорта, -- нечто совершенно особенное и интересное само по себе. Вернемся пока к воспитанию детей.

Дитя растет, его заваливают игрушками в невиданных по российским понятиям количествах. Сколько подарков приносит Дед Мороз на Новый год? Здесь на Рождество Санта принесет маленькому американцу штук 5 или 6, столько же будет от мамы с папой, есть еще родственники, бабушки и дедушки. Если судить о любви по количеству того, что приобретается за деньги, то американские родители, наверное, самые любвеобильные на свете.

Интересно наблюдать за детьми, разрывающими красивые обертки с подарков под елкой и недовольно отбрасывающими их после этого в сторону. Столько ожиданий и столько разочарований! Угодить очень трудно. Поэтому заранее составляется список всего, что хочет в данный момент левая нога. Такой же список составлялся и родителями малыша, когда те женились. Они шли в магазины и вносили там в компьютер все, что хотели бы получить в подарок на свадьбу, потом приглашенным давали список магазинов, и они могли выбрать там подарок, заранее выбранный молодоженами. Если же упрямые гости проявляют своеволие, то их непрошенные дары часто просто сдаются обратно в магазин. После Рождества такие возвраты тоже очень распространенное явление.

Обычно в каждом «школьном районе» есть несколько начальных школ, одна «средняя» и одна «высшая» школа. Чаще всего все они разбросаны по всему району. Обучение начинается с полных пяти лет. Нулевой класс называется «детским садом», за ним следуют еще четыре или, в некоторых районах, пять. Следующий этап -- 6 -- 8-е классы. Эта школа называется «средней», располагаться она будет в другом здании. С 9-го по 12-й класс -- «высшая школа», здание опять же другое.

В школе, которую окончил мой старший сын, с 9-го по 12-й класс обучалось полторы тысячи человек. В его классе было человек 300. Не то чтобы они все вместе присутствовали на каком-либо уроке, просто класса как такового у них вообще нет: начиная со средней школы, они идут на каждый урок в разном составе. Собственно, тасовать их начинают с детского сада.

Каждый год всех заново перемешивают и дают нового учителя. Учителя, как правило, преподают только на одном уровне, например только в первом или во втором классе, и так далее. Бывают и исключения, но редко. На мой вопрос директору школы, где обучался в то время мой старший сын, зачем их перетасовывают, мне ответили, что делается это для того, чтобы дети знали как можно большее количество детей и не привязывались к кому-то конкретно. «Ничего, что они в этом году оказались с другом в разных классах. У вашего сына будет много новых друзей! Это еще лучше!»

Привязанность здесь -- скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и ДЛЯ СЕБЯ -- самое главное. А вот агрессивность -- положительное, означает силу, напористость, умение добиваться СВОЕГО -- это качества лидера. А зачем меняют учителей? А это чтобы, если тебе плохой учитель достался, так на следующий год его уже не будет. А в одном только классе они преподают, потому как это легче делать. Узкая специализация. Представьте себе учителя математики, разбирающегося в основном только в алгебре для 6-го класса.

При системе, где дети на каждый урок идут в разном составе, и перемены только 3 минуты, чаще всего глубоких дружеских отношений не образуется, хотя бывают опять же и исключения.

Сама дружба в Штатах совершенно другое понятие, нежели у нас. «Вот, мама, это мой друг», -- говорит ребенок после того, как он познакомился с кем-нибудь на площадке и поиграл с ним полчаса. Он может больше никогда не встретить своего «друга» и даже не вспомнить о нем. Практически все, с кем знаком, обозначаются словом «друг». Встречаются «друзья» для того, чтобы что-то делать вместе.

Например, поиграть в баскетбол или на компьютере, съездить в магазин. Если погода плохая, пойти некуда, новых компьютерных игр нет, то и встречаться незачем. На мой вопрос старшему сыну, имевшему в «друзьях» полрайона семиклассников, почему он сегодня, в субботу, сидит дома и не позвонить ли ему Джордану или Стиву и не позвать ли их к нам, я могла услышать что-то типа «да на улице же дождь и в баскетбол не поиграешь» или «мы уже побили все игры, которые у нас есть, и теперь у нас делать нечего». Короче, просто для общения не встречаются, встречаются для конкретного, определенного занятия. Ситуация несколько изменится, когда одним из таких занятий станет секс.

Дело это все же не такое простое, как игра на игровых приставках, тут хочешь не хочешь, а общаться приходится, поэтому начинают встречаться и собираться почти что «просто так». От друга многого не ждут, претензий не имеют, особой верности не хранят. Друзья часто меняются без особых трагедий.

Еще одна интересная деталь, которая не перестает поражать меня в школе, где я работаю. Дети рассаживаются в классе сами, группами, с теми, с кем дружат. Начинаются болтовня и игры, списывание, что и понятно, делаешь кому-то замечание, и тут все сразу же начинают сваливать на «друга», причем так горячо обвиняют его во всех возможных грехах, что кажется, больше уже никакой дружбы между ними и быть не может, ан нет, все остается без изменений. «Друг» поступит в подобных обстоятельствах так же. Всем, безусловно, понятно, что своя шкура ближе к телу. Обижаться тут не на что.

Индивидуализм проповедуется и воспитывается яростно, хотя результат чаще всего бывает обратный. Мне понравились фотографии, сделанные старшеклассниками моей школы во время поездки в Питер. На девяти из каждых десяти фотографий были... сами дети, не дети на фоне, скажем, Невского или на Дворцовой площади, нет. Дети в аэропорту, дети в комнате, дети где-то там еще, трудно сказать где. Главный объект фиксируемой в данный момент истории не новая, чужая страна, не они сами в этой стране, ТОЛЬКО ОНИ. На стенде в школе, где учился мой сын, висит стенная газета с фотографиями поездки во Францию. И что же? Кроме Эйфелевой башни, одни американские мальчики и девочки то в столовой, то в аэропорту, то в комнате в отеле, где они жили... И при всем при этом, что касается индивидуальности, то именно ее-то чаще всего и не хватает американцам.

Сравнивая русских, ливанских и американских детей, я могу сказать, что у первых и вторых гораздо больше индивидуальности как в одежде, интересах, манере себя держать, так и во взглядах. В 1991 -- 1992 годах я преподавала в университете курс по русской культуре. При обсуждении на уроке любой темы в классе самое большее было два мнения. Отличались они друг от друга так же, как отличаются позиции демократов и республиканцев. Молодое население оставалось строго в партийных рамках. Поражала при этом пассивность аудитории. Расшевелить их, вызвать интерес к чему-то, не имеющему непосредственного отношения к их быту, было очень трудно. Больше всего это напоминало недавно оставленный мною Советский Союз. Разница была только в том, что там свое мнение публично высказывать просто боялись, но все же его имели, здесь же идеология не спускается сверху, ею пропитаны сами массы.

В полном смысле «народ и партии едины». Мне даже один раз угрожали на уроке. На мое замечание, что неплохо было знать немного о тех странах, куда Америка без конца сует нос, студенты спросили меня, не боюсь ли я, иностранка, делать такие замечания, ведь это звучит как-то «против их страны». Я выразила удивление и поинтересовалась, что случилось со «свободой слова».

Знаете, как у нас относятся к ябедам? В Штатах же ябедничать старательно приучают с детства. При возникновении любого конфликта надо сразу же прибегнуть к помощи взрослых. Если ты ответил ударившему или оскорбившему тебя, то неважно, кто прав или виноват, а наказаны будут оба и при этом одинаково, разбираться в этом никто не будет, каждый ответит за свои личные действия, чем бы они ни были вызваны. И это не только у детей. Ябедничать вменяется в обязанность каждого гражданина. Увидел, что где-то кто-то от правил отступил, -- сообщи, выполни свой гражданский долг. Неважно, кто это сделал, друг или родители, сообщи, чтобы вовремя были приняты меры.

В возрасте семи лет старший сын, придя как-то из школы, заметил, что, мол, «будете кричать на меня, уроки заставлять делать, позвоню в полицию, нам сегодня учительница сказала, что, если нас дома обижают, надо набрать 911, придет полиция и разберется». Через десять лет, когда 7 лет исполнилось младшему сыну, он, наблюдая наши попытки заставить старшего брата заниматься, просто взял и набрал эти самые 911, потом, правда, испугался, повесил трубку, но нам сразу же «оттуда» перезвонили. На вопрос, зачем он это сделал, ребенок сказал, что это потому, что мы на брата кричали, а в школе им сказали, что надо делать в этом случае.

Сын моей местной русской подруги тоже угрожал своим родителям привлечением полиции к разрешению конфликта поколений и тоже примерно в 7 лет. А уж о том, что происходит в школе, и говорить не приходится. Исключение составляет только такая вещь, как наркотики. Тут будут хранить молчание. Дело это серьезное, за это могут убить.

О своей новой американской жизни, об особенностях менталитета местных жителях о школах и детских садах, медицине и многом другом в США семья Тарановых поделилась с читателями 4mama.

О своем переезде в США

В Америку мы приехали 2 марта 2015 года. Скоро два года, срок совсем небольшой. Мы хотели дать детям лучшее, и Америка - это номер один была для нас. И когда случился резкий скачок доллара - наш бизнес рухнул, в тот момент мы и начали планировать переезд в другие страны (Чехия, Израиль). Нас уже пригласили на собеседование в консульство Израиля, когда мы узнали о выигрыше гринкард-лотереи. В этом плане нам повезло.

Насколько вы верили в выигрыш гринкарты?

Если честно, то мы не сильно верили, что можем выиграть. Но мы хотели увезти детей и дать им больше свободы и спокойствия. Играть в гринкард-лотерею США мы начали после рождения детей, именно они заставили нас взглянуть на вещи под другим углом. Играли 4 раза, но выиграли тогда, когда сомнений о переезде не осталось совсем.

С какими сложностями столкнулись в момент переезда и уже на месте?

Самой главной сложностью был языковой барьер. Английский язык здесь очень отличается от того, что мы учили школе. И если можно было в магазине справиться с нашим уровнем, то в поликлинике это было очень тяжело.

Получить хорошую работу тоже является большой трудностью для людей, которые не являются специалистами высокого класса в чем-то. У нас был свой бизнес, по сути мы торговцы. А в Америке востребованы профессии в других направлениях, таких как IT, бухгалтерия, медицина. Нужно получать американское высшее образование.

Об автомобилях в США

Машина нужна сразу по приезду. Без машины здесь очень тяжело, так как общественный транспорт ходит 1 раз в час, и в некоторых местах маршрут не проложен в принципе. Первое время в магазин ходили с чемоданом на колесиках.

Как дети восприняли переезд?

Дети, конечно же, скучают по своим друзьям в Санкт-Петербурге. Иногда общаются по скайпу, но уже редко. В маленьком возрасте адаптация и привыкание к новой жизни проходят быстро. Наши дети очень коммуникабельные и дружные. В школе их сразу полюбили и окружили вниманием и улыбками.

Сложнее всего было нашей дочке Алисе. В России она еще не закончила программу садика, а в Америке ее сразу взяли в первый класс. В России она всегда была позитивным лидером и пойдя в школу в США столкнулась с проблемами общения. Для нее это стало сильным стрессом. Но мы ей помогли справиться. Мы все: семья и школьные сотрудники.

Какие особенности образования в США

К сожалению, мы не посещали дошкольные учреждения в Америке. Детские сады здесь очень дорогие от 600$ в месяц за одного ребенка. Мы решили подождать полгода до начала обучения в обычной школе. Дети начинают ходить в школу с 5 лет в подготовительный класс. Большую часть времени они играют друг с другом, учатся общению и совместным играм с другими детьми. Начинают проходить цифры и буквы. И все настолько в непринужденной форме, что дети не ощущают дискомфорта или давления.

В американский школах объем знаний внедряют постепенно. Это не выглядит как снежный ком на голову ребенка. Из года в год ребенок начинает получать больший объем знаний. Постепенно подходя к высоким нагрузкам в университетах.

У маленьких детей здесь есть детство, до средней школы так точно. Они свободны. Мои дети могут полдня посвятить себе и играм. Это очень важно в их возрасте. В американской начальной школе нет перемен, их график построен так, что после одного урока у них перерыв на легкий завтрак, затем еще перерыв на прогулку и обед. Иногда математика просто сменяется музыкой, где дети могут немного подвигаться и потанцевать. Ведь в маленьком возрасте им нужно много двигаться, так уж устроен их организм. И мы рады, что в американских школах детям не нужно сидеть полдня за партой.

Раз в полгода детей возят на экскурсии. А также в школе с 3-го класса можно бесплатно научиться играть на музыкальных инструментах. Моя дочь занимается игрой на скрипке.

Плюсы жизни в Америке

Отношение к детям, инвалидам, пожилым людям на высоком уровне. А также работа государственных служб, таких как полиция, скорая, пожарная. Полицейский не имеет права остановить машину, если водитель не нарушил. Не придумывают правила, за которые можно взять деньги. Водители всегда пропускают машины с мигалками, отъезжая с дороги в сторону.

В Америке принято улыбаться всем, если вы встретились глазами. Несколько улыбок в день и настроение повышается, даже если они не совсем настоящие в нашем понимании. Но это намного приятней, чем тебя встречают хмурью.

В больших и маленьких городах одинаково развита инфраструктура. Можно жить в маленьком городе и иметь такие же магазины, продукты, банковские системы, уровень образования, как и в крупном городе. Очень хорошая социальная защищенность. Если кто-то потеряет работу и не сможет найти быстро новую, государство может помочь с питанием и медицинской страховкой. Действует очень много программ для многодетных семей.

Минусы жизни в Америке

Медицинское обслуживание очень дорогое, и не всегда хорошее. Американцы хоть и любят пообщаться, но общение далеко не заходит. Тяжело выстроить глубокие дружественные отношение с кем-то. Они не подпустят слишком близко.

Нет отпуска по уходу за ребенком, допустим, когда дети начинают болеть. В многодетных семьях болезнь может затянуться надолго, переходя от одного члена семьи к другому. Работодатели не будут ждать, пока ваш ребенок поправится и сможет пойти в школу.

Дорого стоят и разного рода страховки, услуги, связь, интернет, по сравнению с Россией. Хотя и заработки здесь выше.

О медицине

О медицине приходят двоякие мысли. С одной стороны она, конечно, качественная и с новейшим оборудованием, и вылечат тебя однозначно быстро, но при этом весьма дорого. Страховая система требует кардинальных реформ и, даже уже все Американцы сильно негодуют по поводу страховок и того, как это все устроено. Хотя если честно, мы особого дискомфорта пока не почувствовали, так как пока, к счастью, серьезно не болели.

Пару раз с дочкой обращались в травм пункт, и проходили регулярные обязательные обследования по аллергии и общему состоянию. Также разнится и качество услуг стоматологов. В том числе и качество обслуживания, а также цена, и общий уровень поликлиник.

В общем, что нам нравится в США, что у здесь есть всегда большой выбор сервиса. А не нравится то, что идешь к одному, потом к другому, к третьему и так далее. Перед тем как страховаться советую ознакомиться с местными терминами уровней-пакетов страховки, у американцев они очень специфические. Многие лекарства не купить без рецепта врача, а каждый прием у врача стоит денег.

О людях и отношении американцев друг к другу и к приезжим

Тема многогранная. Это зависит от того, в каком вы слое общества общаетесь. Но, как правило, все приезжие начинают с нуля, скажем 90 %, поэтому будем говорить об этих людях. Общаться вам придется с рабочим и простым классом в первое время, а возможно и всю оставшуюся жизнь, что поверьте не страшно и даже где-то интересно. Так как эти люди откровенны, просты и свои чувства они показывают сразу, не скрывают от тебя своего отношения. Если тебя человек сторонится, он тебе явно даст это понять, своим видом, взглядом и молчаливостью.

Но если же Американец к тебе проявляет интерес, то готовься быть изученным с ног до головы в хорошем смысле этого слова! Общения тебе предстоит по самое не хочу. Даже будешь прятаться от него по углам - все равно тебя найдет и будет обнимать и шутить, и расспрашивать, и рассказывать далеко не всегда смешные шутки. Одна из особенностей американцев, они любят шутить и подкалывать друг друга. Шутки везде и над всеми.

Сложилось впечатление, что Американцы не относятся серьезно к каким либо отношениям. Вчера с соседом мило беседуешь, а завтра он и не поздоровается. И наступает паника. Чем обидел его, что сделал не так. А по сути, они просто легко относятся к этому.

Чужаком ты в любом с лучшее будешь себя чувствовать в глубинках Америке, где уже на 100 % сформированы традиции и образы, и ты конечно никак не можешь соответствовать этим всем устоям. Ты - Чужак, но и с этим можно жить, если ты относишься к этому легко.

Отношение к детям в Америке

Отношение к детям на высоком уровне. В магазинах мамы не чувствуют дискомфорта приходя с 2-3 детьми, есть специальные тележки. Все двери открываются автоматически, нет бордюров и можно спокойно довезти все товары до машины. Поликлиники, банки, библиотеки оборудованы небольшими детскими зонами. Поэтому можно без труда отвлечь детей и решить важный вопрос со счетами в банке или занять ребенка в ожидании на прием к врачу.

Пешеходных зон в нашем городе мало, так как все передвигаются на машинах. Мамы с детьми обычно едут в парки, где дети могут покататься на горках, а мамы насладиться природой и озером. В нашем городе есть 5 музеев для детей, а также научный центр, где они могут не только весело проводить время, но и полезно в плане познаний чего-то нового.

Очень часто можно увидеть семьи, катающиеся вместе на велосипедах. Специальная дорога для велосипедистов проходит по городу и не пересекается с проезжей частью. Можно выехать в одном парке и добраться до другого. Бассейны и спортивные занятия, тематические мероприятия под праздники не дают скучать в нашем маленьком городе.

Совет тем, кто хочет, но боится (играть в лотерею, решиться на переезд)

Переезд это сложно, а переезд в другую страну сложнее в двойне. Но это приключение, приключение вашей жизни. Вернуться можно всегда, но попробовать стоит. Почувствовать себя в другом мире и изменить свой взгляд на мир.

Сейчас мы работаем с коучем в Америке, и нам очень понравилась тема ее работы «Лягушка в кипятке», суть которой заключается в следующем: «Если лягушку положить в прохладную воду и медленно ее нагревать, лягушка не будет воспринимать опасность и медленно погибнет. Но если лягушку опустить в кипяток, она выпрыгнет». Так же и с людьми: переезд это тот “кипяток”, который заставит вас выпрыгнуть из замкнутого круга, бремени, трясины.

Фото из личного архива семьи Тарановых

В США принято приветствовать новую жизнь. Громко, шумно, весело, а главное - самой широкой из всех улыбок

Чтобы понять, откуда берутся взрослые американцы, как они есть, нужно пройтись по улицам с младенцем и пару часов провести на городской детской площадке. А затем заглянуть в ближайшую школу. Поскольку здесь тот же принцип: США, как и другие страны, начинаются в условной песочнице.

Каждый день я с ней (в коляске или в слинге) иду к океану, на детскую площадку, в парк или в ресторан. Благодаря чему получила бесценный опыт, и обросла миллионом подсмотренных и подслушанных историй. Об отношениях между родителями и детьми. Об отношениях между детьми и детьми. И вообще - о воспитании в США.

1. Младенцы, или "Самый прекрасный малыш в мире". Младенцы здесь - предмет культа, восторга и интереса вообще всех. Завидев маму с младенцем, практически любой прохожий набирает больше воздуха, приближается и обязательно заглядывает в коляску, чтобы с неподдельным восторгом сообщить, что младенец прекрасен, что он - самое красивое дитя на свете. Спросит, сколько младенцу отроду и, реже, но все же, попросит подержать.

В кафе недалёко от меня официантка, заметив Оливу, натурально смахнула слезу. Затем убежала внутрь (мы были на террасе) и вернулась с коллегой. «А можно и она посмотрит, - спросила меня официантка, подталкивая коллегу вперёд. - Она страшно сентиментальна». Я, безусловно, разрешаю. И ещё разрешаю подержать ребенка на руках. Обе находятся в состоянии практически аффекта. Улыбаются от уха до уха. Не только мне, но и младенцу.

И тут дело не в Оливе (хотя, как нормальная мама, я её считаю самым прелестным ребёнком в мире), дело в культуре. Точнее в культе. Здесь принято приветствовать новую жизнь. Громко, шумно, весело, а главное - самой широкой из всех улыбок.

Вот именно из этого восторженного отношения к новой жизни вырастает, мне кажется, американская невыносимая лёгкость бытия и умение праздновать жизнь.

2. Дошкольник, или "Какой ты молодец". В США нет детских садов в нашем понимании. То есть места, куда бы детвору сдавали в промышленных масштабах. И институт бабушек тут тоже не очень развит (кроме недавно переехавших "наших"). И неработающих мам тут тоже немного. Так что детей сдают в небольшие детские сады или нанимают бебиситтеров. А вне работы их повсюду таскают с собой: на футбольные матчи, в рестораны, в музеи и в гости. Вы никого не удивите годовалым ребёнком в слинге на светском рауте. И не просто не удивите - ребёнку там будут рады: ему станут улыбаться, с ним будут здороваться и разговаривать, и нахваливать даже за самые банальные штуки. Поощрять попытки маленького человека сделать что-то правильно.

Вы никого не удивите годовалым ребёнком в слинге на светском рауте. И не просто не удивите - ребёнку там будут рады: с ним будут здороваться и разговаривать

Во время обеда сын моих приятелей шести лет отроду от скуки заполз на высоченный барный стул. Он начал болтать с барменами, а затем принялся помогать симпатичному официанту, который его всячески подбадривал. Помощь - проще не придумаешь: отнести счёт, забрать меню, подать салфетки. Мы собрались уходить, и официант выдал мальчишке в качестве платы за помощь доллар: "It is your tips". Нужно было видеть сияющие от счастья и гордости глаза мальчишки. Этот официант сделал совершено незнакомому ребенку прививку нужности, самостоятельности и предпринимательства.

Детям всячески дают понять: ты важный, твоя помощь нужна, твои попытки что-то сделать - ценятся, ты не лишний, главное - действуй. Причём не только родители, но и окружающие. Своего рода "инклюзивная система воспитания детей", когда во взрослом мире их ценят в любом возрасте и не вытесняют в "специально отведённые места".

Я ни разу не видела, чтоб мамы одёргивали своих чад, требовали от них "вести себя прилично", пугали их "злыми дядями" или ругали за опрокинутую еду "что ты наделал, выпачкал новую футболку, весь в отца". Я ни разу не видела, чтобы посторонние люди одёргивали чужих детей или встревали в разборки пятилеток на детских площадках.

Более того - я ни разу не видела, чтобы американские мамаши вползали за своими чадами на все горки. И контролировали каждый шаг. Напротив - они обычно сидят где-то рядом, наблюдают за происходящим и в какие-то моменты громко хвалят своих детей (как по мне - по поводу и без).

Именно так, мне кажется, самоуважением воспитывается и свобода у американских детей. Когда человек не боится пробовать, не боится показаться лишним, не боится оказаться наказанным. И отсюда же - вот это предпринимательство как национальная черта. Хотя иногда эта абсолютная детская свобода кажется мне чрезмерной, и руки чешутся, хоть немного уместить её в рамки.

3. Школьники, или "Вы имеете право". В школах США, точнее в младшей школе, обучение - это эдьютеймент. Практически вся учеба проходит в игровой форме. Здесь по любому поводу поют песни, и тексты для них есть на все темы - от алфавита до правил безопасности. Я была поражена тому, как много детей приходит в нулевой класс, не зная алфавита, не умея читать и писать. Больше! Многие на Юге не говорят по-английски (только по-испански). Но никто не делает из этого трагедию и к концу подготовительного класса ситуация выравнивается. Зато именно в школе детей учат их правам и обязанностям. Знакомят с законом, учат азам бизнеса.

Ещё одни мои знакомые (в прошлом - киевляне) в Штатах живут второй год. Их дочь сейчас в выпускном классе и в первый учебный день я стала свидетелем семейного совета. Девочка выбрала довольно сложные предметы из-за преподавателей (то есть, выбирала педагогов, а не предметы) и по двум предметам получила других тьюторов. Но сам факт выбора предметов вызывал у нее восторг, ее потрясло, как много появилось возможностей и как много ее прав. А вот необходимость самой "разруливать" результаты своего не совсем удачного выбора оказались для неё большой и неприятной неожиданностью. Как и то, что в школе особо никто её не контролировал: учиться или не учиться - тоже было её право и её выбор. Педагоги - тема для отдельного поста. Скажу одно: в любой муниципальной школе немало учителей, которых дети любят, дружат с ними и в определённой степени ими восхищаются. И это, на мой взгляд, дорогого стоит.

Кстати, девочка в такой системе очень быстро научится принимать ответственность за свои решения. И исправлять свои ошибки тоже. И это - отличная прививка от патернализма, я считаю.

4. И последнее - безопасность. Американцы помешаны на безопасности детей и на защите их прав и интересов. Знакомые как-то рассказали, что наказывают своего сына. Но мера наказания всегда согласовывается с ним. Как это работает, понятия не имею, но факт остаётся фактом, как и то, что социальные службы в США действительно могут забрать из семьи ребёнка за то, что у нас считается нормой. Возможно, это одна из причин, почему детей в США не наказывают физически. Даже по попе не шлепают. Чревато.

Я не идеализирую отношение американцев к их детям. Я просто хочу сказать вот что: все успехи и проблемы Америки рождаются из их отношения к детям. Как все успехи и проблемы Украины - родом из украинского детства. И нет никакой конкретной науки в том, чтобы воспитывать наших детей как-то правильно. Всего-то и нужно помнить, что воспитывать их бесполезно - они все равно вырастут похожими на нас.