Домой / Для зеленых глаз / Законы воспитания. Понятие воспитания

Законы воспитания. Понятие воспитания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция 10.

ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

Расположить педагогические законы можно не в логической, а в любой последовательности, потому что все они действуют одновременно.

Закон золотой середины

Любая крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны или даже губительны.

Закон золотой середины согласуется с идеей амбивалентности человеческой природы.

Поскольку и индивид, и группы людей амбивалентны решительно во всех своих свойствах и проявлениях, закон золотой середины действует во всех педагогических ситуациях, при решении любых педагогических проблем.

Закон золотой середины требует воспитания к душевному гомеостазу, равновесию. Так, необходимо воспитание и воли, и гибкости. Принципиальности, но и снисходительности. Послушания и одновременно самостоятельности, и действий по алгоритму, и творчества.

Уравновешения, гармонизации требует поощрение и упражнение интереса и усилия.

Никакого положения педагогики нельзя абсолютизировать, кроме запрета абсолютизации.

Так, забота о ребенке, бесспорно, обязательна, но "излишне болезненно заботясь о детях, можно подорвать им нервы и надоесть, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство меры " (Ф.М. Достоевский).

Соблюдение меры надобно и при ограничении свободы детей.

Слишком много любви -- мы избаловываем, изнеживаем людей. Слишком много строгости -- мы ожесточаем наших подопечных.

Дефицит строгости -- мы получаем капризный, вздорный характер. Слишком много неукоснительной требовательности -- мы обретаем раба, или бунтующего, или подчиняющегося, но все равно раба.

Делая слишком большой акцент на самостоятельности мысли и не заботясь при этом о ее правильности, мы воспитываем самодовольство, самоуверенность, самовлюбленность.

Если мы акцентируем работу памяти, получаем зубрил. Если мы совершенно не обращаем внимание на содержимое памяти, то мы получаем верхоглядов, решительно не способных принимать решения.

Гиперопека, бесспорно, опасна. А нехватка опеки -- это беспризорность, брошенность, одиночество.

Правило воспитания по закону золотой середины сформулировал И. Кант: "Одна из величайших трудностей в деле воспитания заключается в том, чтобы совместить само подчинение необходимости со способностью пользоваться свободой, ибо без внутреннего самопринуждения нет нравственности.

Как должен я развивать чувство свободы, несмотря на неизбежное ограничение свободы? Я обязан сделать способность моих воспитанников ограничивать свою свободу их привычкой и вместе с тем должен так руководить ими, чтобы они научились пользоваться свободой. Без этого нет целенаправленного воспитания и, как результат, нет способности свободно выбирать правильную линию поведения.

Ребенок с раннего возраста должен столкнуться с ограничивающим его импульсы противодействием, которое проистекает из природы и условий человеческого общежития. Постепенно он сможет научиться переносить лишения, самому содержать себя, чтобы стать независимым.

Для достижения этого необходимо: во-первых, чтобы ребенку, начиная с самых ранних пор, всегда и во всем предоставлялась свобода (исключая такие случаи, когда он может повредить себя, например, если он хватается за острый нож), если только проявления последней не вступают в противоречие со свободой других (например, когда он кричит или чрезмерно шумно веселится и мешает другим).

Во-вторых, давать ему возможность убеждаться, что он способен достигнуть своих целей, только позволяя и другим достигать своих (например, не оказывать ему желательных для него услуг, если он не выполняет своих обязанностей: не делает уроков и т.п.).

В-третьих, дать ему убедиться, что только ограничение его свободы и позволяет пользоваться ею; что, развивая в себе эту способность к самоограничению, он сможет стать свободным, т.е. независящим от посторонних услуг и опеки. Но это последнее условие, благодаря которому разрешается самая трудная из педагогических задач, применимо лишь к более продвинутому уровню развития, ибо дети сравнительно поздно приходят к мысли, что впоследствии им самим придется заботиться о себе, например о своем пропитании. Им кажется, что они всегда будут жить под крылышком родителей и что их всегда будут кормить-поить, не требуя за то никаких от них забот и усилий. Если же совсем игнорировать это третье условие, то дети навсегда останутся детьми.

Многие родители запрещают своим детям все, пытаясь выдрессировать у них терпение, и требуют поэтому от своих детей большего терпения, чем от самих себя. Но это просто зверство. Ребенку должно дать необходимую ему свободу и затем уже сказать ему: " Ты получил достаточно ". И это последнее решение должно быть абсолютно неколебимым.

Здесь, конечно, нет никаких "рецептов", советов, рекомендаций, которые могли бы помочь воспитателю найти золотую середину.

Только раздумья, только опыт, только чуткость, только знания о природе ребенка, знания о ее амбивалентности и спасительный страх однобоко развить какую-либо одну из крайностей, одну из составляющих амбивалентности.

Закон единства и целостности воспитания

закон педагогический воспитание ребенок

Он отражает в себе единство и системность личности, а также ее амбивалентность.

В законе единства и целостности воспитания речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной и волевой сторон личности.

Невозможно человеку развиваться по частям. Просвещение рассудка не дает еще нравственности. О добром глупце очень точно сказано И.А. Крыловым: "Услужливый дурак опаснее врага". Сила воли может проявиться в движении человека к самым дурным целям. Прекраснодушием часто вымощена дорога к пропасти. Физическое совершенство -- не красота души.

"Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума" (И. Кант).

Это -- закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе.

Закон единства и целостности воспитания включает в себя идею единства мысли и действия.

Магистраль воспитательного процесса -- от мысли к действию и от действия к мысли. Нарушение этого закона воспитания имеет своим следствием недостаточное развитие сущностных человеческих сил.

И.В. Гёте: "Думать и действовать, действовать и думать -- вот тайна бытия. Мысль и дело, как вздох и выдох, должны следовать друг за другом".

В чем здесь дело? Во-первых, предпосылать поступкам раздумье необходимо для уменьшения числа ошибочных действий.

Во-вторых, воспитание призвано выработать у подопечных привычку и склонность к осознанию своих собственных действий. К переводу постепенно уточняющихся образов и представлений из подсознания в сознание и к формированию ясных, четких, адекватных понятий.

Показатель образованности -- способность к сознательному регулированию "потоком" ощущений, смутных представлений и неясных идей.

Путь от смутных к ясным понятиям лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Знания, умения и навыки являются важнейшими средствами достижения главной образовательной цели -- полноценного личностного развития.

Действительные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых по объему и классу сложности задач. (А.А. Ляпунов). Стало быть, понятие знания включает в свое содержание и умения, и навыки.

Наиболее продуктивная потребность в знаниях проистекает из деятельности, из потребовавшихся в ходе деятельности способов ее осуществления.

Прочное знание и овладение той или иной наукой достигается только с приобретением способности охватить начала и основные законы этой науки, судить о ее задачах и уметь связать единичные явления с общими правилами.

Пока не приобретена такая способность, не достигнуто и прочное знание в данной отрасли.

Между тем многие учащиеся и преподаватели больше, чем нужно, заботятся о заучивании наизусть. В результате учащиеся не в состоянии свободно пользоваться своими знаниями.

Эти пробелы в их способностях проистекают только от способа, по которому их обучали, от недостатков этого обучения.

Иначе трудно это объяснить, ведь память у них лучше, чем у кого бы то ни было, поскольку они особенно беспокоятся о заучивании наизусть, а их помыслы направлены на то, чтобы овладеть наукой.

Закон апперцептивной последовательности воспитания

Он гласит: все самое лучшее -- как можно раньше (но не все -- с самого начала!), ибо последующее зависит от предшествующего в жизни человека.

"Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые" (Гораций).

По мере созревания человека как можно раньше важно предоставлять ему образцы хорошего вкуса. И вообще образцы всего качественного -- чувство, мысль, дело, слово, поступок, образ и стиль жизни.

Если в том или ином возрасте обязательно понадобится человеку то или иное качество, то предусмотреть становление и укрепление этого качества с помощью воспитания надо как можно раньше по ходу человеческой жизни.

Например, в старости от человека потребуется очень много мужества. Но откуда его взять, если оно не было заложено в него ранним воспитанием?

В проблеме отбора культуры для правильного воспитания самое трудное даже не определение ее конкретного содержания (оно вычленимо хотя бы из биографий замечательных людей, представителей дела, мысли, слова), а расположение ее пластов в оптимальной последовательности.

Такое расположение, которое бы давало индивидуально подобранную и элективную культуру.

Закон соответствия требований воспитателя к воспитуемым требованиям воспитателя к самому себе

Он соотносится с процессами научения, подражания, неосознаваемого влияния среды.

Тайна успеха воспитания заключается в том, чтобы воспитателю самому практиковать требуемое им от воспитанников. Нарушение этого закона влечет за собой потерю авторитета воспитателя, развитие у детей лицемерия, приспособительства, лживости.

"Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам" (Оскар Уайльд).

Требовать от детей можно только то, что воспитатель требует от себя.

Ф.М. Достоевский напоминал о великом значении личного примера добра: "Будьте добры, и пусть ребенок ваш поймет, что вы добры (сам, без подсказывания), и пусть запомнит, что вы были добры. Этим вы исполните перед ребенком вашу обязанность на всю его жизнь, потому что вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо... Знайте тоже, что более вы для него ничего и не можете сделать. Да и этого с лишком довольно. Воспоминания о хорошем у родителей, то есть о добре, о правде, честности, сострадании, об отсутствия ложного стыда и по возможности лжи -- все это и из него сделает другого человека, рано ли, поздно ли, будьте уверены".

Закон золотого совпадения

Согласуется с законом апперцепции и природой неосознаваемых воздействий среды, прежде всего -- научения.

Суть закона золотого совпадения вот в чем.

Воспитание есть вмешательство в поток жизнедеятельности воспитанников. Вмешательство в форме организации жизни и наполнения ее неким содержанием.

Но принудительное управление развитием ребенка без включения в него самоуправления воспитуемых или бесполезно, или вредно.

Поэтому существует закон соответствия воспитательного вмешательства характеру стихийного процесса становления развитая личности. Это -- закон оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого.

Правильно развивающийся человек должен понимать и принимать требования, рекомендации, запреты воспитания.

Соблюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми. Без принятия учащимся активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно. Педагог помогает питомцам присвоить культуру, но он не в состоянии делать этого за них, вместо них. Растущий человек задыхается и хиреет, когда ему не дают простора для саморазвития, самосовершенствования.

Этот закон обязывает воспитателя привязывать содержание усваиваемой культуры к наличному знанию питомцев о себе и об окружающем их мире. Вредно принуждение учащихся к усвоению информации, смысл и личностное значение которой ускользает от их чувств и сознания.

Совершенно бесполезно человеку, не знающему азов алгебры, втолковывать математический анализ. Есть необходимость учебной последовательности, предполагающей апперцептивное накопление опыта.

Закон требует начинать любое обучение с того, что близко, интересно и важно человеку. Иногда полезно, наоборот, столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым. Мы не можем объяснить, что такое вигвам, если не опираемся на уже имеющееся понятие шалаша как попыткой укрыться от непогоды.

Все, что есть в обучении, должно опереться на предшествующий опыт. И лучше всего, если в этом опыте будет то, что близко, важно и нужно данному человеку.

Закон золотого совпадения требует привязать весь учебный материал, все содержание образования и воспитания к наличной системе взглядов человека на мир, к пониманию им своего личного интереса. И, конечно, вовлечь эмоциональную сферу человека.

Еще раз обнаруживается всеопределяющая роль чувств в образовании. Без них невозможно познание добра. Без них нет правильной мысли.

Благотворно движение участников воспитательного процесса к принятым, разделенным воспитуемыми целям. Да и способы вмешательства в экзистенциальный поток должны одобряться и поддерживаться теми, жизни которых "докучает" педагог.

Люди приходят в школу не откуда-нибудь, а из совершенно определенного дома, в котором есть совершенно определенные жизненные установки, и из совершенно определенного двора, где свои нравы. И приходят с весьма различными взглядами, оценками, отношениями, ценностями.

Между учебно-воспитательным процессом и окружающей средой происходят сложные взаимодействия, которые и схватывает закон золотого совпадения.

Нарушение этого закона -- отказ от опоры на среду -- означает отрыв воспитания от предшествующего опыта человека и игнорирование закона апперцепции.

Если вы будете учить в точности тому же, что есть в этой среде, то вы как минимум будете бесполезны.

Если вы будете учить тому, что не имеет никакого отношения к каждодневной действительности окружающей среды, то вы не принесете пользы, а часто -- вред.

Воспитание обязано способствовать приращению человеческих совершенств. Воспитанию надлежит оказывать более могущественное, неотразимое влияние на растущего человека, чем его непосредственная, несконденсированная школой культурная атмосфера.

Хорошая школа призвана не только оберегать от разрушения, забвения, искажения культурные достижения предыдущих поколений.

Ее долг -- обеспечивать то самое приращение культуры, которое продвигает человечество к достойной жизни.

Но для достижения этой цели образование не может не учитывать природы общества и ближайшей среды, в которые вписан ребенок. Только тогда оно способно стать и оставаться сильнее, выше, совершеннее среды.

Воспитание полезно только тогда, когда в споре с жизнью оно оказывается сильнее жизни. Только тогда оно помогает жизни, но оно не может не считаться с жизнью, не может отрываться от нее.

Воспитание обязано создавать зону ближайшего развития среды, вести среду за собой.

Это означает, что воспитатель принимает во внимание верования и нравы своих подопечных, групповые детские "законы". Уметь глядеть на мир глазами ребенка -- это и наука, и искусство.

Закон золотого совпадения предполагает синхронность и изоморфность содержания образования социальному бытию и среде, в которой оно осуществляется.

Склад мысли отдельного человека в огромной степени и при всех неизбежных индивидуальных вариациях определяется особенностями данной цивилизации, выработанной ею системой эмоций, верований, интуиций, производства и т.д.

Следовательно, в огромном разнообразии этносов и несомых ими культур, верований, обычаев, установлений и прочего заключено богатство воспитательного материала, усвоение которого личностью способствует совершенствованию ее собственно человеческих свойств и качеств.

Так называемое межкультурное обучение, знакомящее в современной школе со спецификой культур разных народов и племен мира, не только вносит ценный вклад в воспитание для всеобщего мира и сотрудничества, но и многократно умножает умственный потенциал новых поколений.

Воспитание должно быть действующей моделью жизни. Вот почему в наибольшей степени действенно законосообразное обучение и воспитание с помощью, так называемой воспитывающей и обучающей среды.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Метод воспитания как модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка. Формирование у ребенка ценностного отношения к миру и себе в процессе воспитания. Основные методы воспитания, их психологическая основа и средства реализации.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Освещение методов и приемов воспитания, необходимых для использования в педагогической практике на современном этапе ее развития в теории воспитания. Осознание фактов педагогического воздействия учителя на ученика, когда учащийся - это объект воспитания.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2011

    Роль воспитателя в формировании у детей навыков нравственного поведения. Использование механизма нравственного воспитания. Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах. Влияние нравственных представлений на поведение детей.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2007

    Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении. Обзор методик здоровьесберегающей системы.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Роль в теории и практике отечественного воспитания православной культурной традиции. Инновационные процессы в области духовно-нравственного воспитания. Сохранение целостности человека - важная задача современного воспитания. Нравственное самоопределение.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Структура профессиональной компетентности воспитателя. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. Уровень системно-моделирующего творчества. Влияние личности воспитателя на его воспитанников.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Сущность методов воспитания как механизмов взаимодействия воспитателя и учащихся, их классификация и сравнительная характеристика основных видов. Понятие, сущность, задачи, содержание, формы и классификация воспитательного (педагогического) процесса.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2010

    Теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания как общественного явления. Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды. Технологии воспитания личности ребенка в школе и личности студента в колледже.

Человека - это процессы, крайне важные для формирования полноценного общества. Наука о законах воспитания и образования человека называется педагогикой. Из данной статьи вы узнаете подробности об истории, категориях и функциях этой науки.

История педагогики: элементарные сведения

Понятие "педагогика" - результат слияния двух древнегреческих слов: "пайдос" ("ребенок") и "ага" ("вести"). В результате мы получили "детоводитель", то есть педагог. Любопытно, что в Древней Греции слово "педагог" понимали буквально: так называли раба, в обязанности которого входило провожать ребенка в школу и забирать его оттуда.

Впервые о педагогике как самостоятельной науке, а не части философии, в первой четверти XVII века заговорил англичанин Френсис Бэкон - философ, автор труда "О достоинстве и приумножении наук".

Именно там он называет педагогику наряду с другими уже известными обществу науками.

Примерно до середины прошлого столетия на педагогику смотрели как на науку, которая имеет отношение в основном к детям. Но в XX веке высшее образование перестает быть привилегией, доступной только богатым, и получает массовое распространение. В связи с этим в 50-х гг. XX века стало понятно, что находки педагогики применимы не только к детям, но и к взрослым (студентам, например). Это открытие расширило область научной деятельности, но для начала подкорректировало саму формулировку. Отныне педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека вообще, а не только ребенка.

Что изучает педагогика?

Педагогика рассматривает закономерности воспитания подрастающего человека. Иначе говоря, в центре этой науки лежит процесс передачи старшим поколением накопленных знаний младшему, а со стороны младшего поколения - процесс активного восприятия получаемых знаний. Педагогика близка к психологии. Так как рассматриваемая нами наука неразрывно связана с человеческим фактором, следовательно, педагогу едва ли не в первую очередь следует научиться решать проблемы, связанные с человеческой и, в частности, детской психикой, ведь он работает с живым человеческим материалом. Грамотный педагог способен использовать особенности психологии ребенка в свою пользу.

Категории педагогики

  1. Развитие. Это общий процесс формирования подрастающей человеческой личности. Люди имеют свойство меняться на протяжении всей своей жизни. Правильнее будет сказать, что они постоянно, непрерывно меняются. К детям это относится в большей степени, чем к взрослым. Более того, средний и старший школьный возраст приходятся на то же время, что и переходный. А переходный возраст - это один из важнейших очагов развития в жизни человека.
  2. Воспитание. Несмотря на то, что развитие - это в первую очередь процесс, который осуществляется внутри личности, развитие ребенка нуждается в грамотном руководстве и направлении извне. Вот это руководство и направление и называется воспитанием. Это каждодневный, трудоемкий, процесс. Целью его является развитие всех сторон личности, которые педагог считает обязательными для успешного существования человека в обществе.
  3. Образование. На самом деле это часть и развития, и воспитания, но настолько обширная и трудоемкая часть, что ее выделили в отдельную категорию. Образование подразумевает под собой знакомство с важнейшим опытом предшествующих поколений, обобщенным в виде конкретных знаний.
  4. Обучение. Непосредственно вытекает из предыдущего пункта и представляет собой его реализацию. Процесс обучения, как, собственно, и весь педагогический процесс, - это двусторонняя деятельность. В данном случае - ученика и учителя. Ученик занимается учением, учитель - преподаванием.
  5. Общая педагогика. Это теоретическая часть науки. Она изучает все вышеизложенные категории и занимается формированием форм, средств и методов успешного воспитания и обучения. Общая педагогика вырабатывает фундаментальные законы, то есть законы, общие для всех возрастных категорий.

Выделяют также педагогическую психологию, педагогику высшей школы (она изучает вопросы педагогической деятельности в средних и высших учебных заведениях, исправительно-трудовую педагогику (ее главная цель - перевоспитание).

Функции педагогики

Выделяют две основные функции педагогики как науки:

  1. Теоретическая. Ее суть - отслеживание, систематизация и описание новаторского опыта, возникающего на практике; диагностика существующих педагогических систем; проведение опытов и экспериментов. Эта функция имеет более непосредственное отношение к науке.
  2. Технологическая. К ней относятся: разработка планов, программ обучения, проектов и пособий для обучения, то есть материалов, упорядочивающих педагогическую работу; внедрение инноваций в практическую педагогическую деятельность; анализ результатов деятельности. Эта функция более связана с практическим трудом.

Заключение

Педагогика - единственная наука, предметом изучения которой является воспитание человека. Она востребована во всех обществах, перешагнувших первобытную стадию развития. Именно поэтому педагогику, наверное, можно назвать наукой о законах, наиболее важных для общества.

Процесс воспитания, как специфический вид социальной деятельности, подчиняется определенным правилам, имеет свои законы и закономерности. Они определяют порядок достижения целей и задач воспитания, способствующих эффективному управлению воспитательной деятельностью, дают возможность предсказать результаты воспитательной работы и научно обосновать, гуманизировать и оптимизировать цель, идеал, содержание, методы и формы воспитания украинских граждан на современном этапе развития нашего государства.

Законы воспитания дают возможность выяснить сущность воспитательного процесса, отражают его объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи. В педагогических трудах А. М. Алексюка, Ю. К. Бабанского, А. М. Бойко, С. В. Гончаренко, С. Г. Карпенчук, И. П. Пидласого, М. М. Фицули, И. Ф. Харламова, Н. Д. Ярмаченка и других ученых сформулированы много педагогических законов. Проанализируем содержание тех законов, которые проявляются в большинстве образовательно-воспитательных систем.

Закон социальной обусловленности целей, содержания, принципов и методов воспитания выявляет объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование основных компонентов процесса воспитания.

Сегодня актуальной является проблема национального или гражданского воспитания или национальной направленности воспитания. Теория воспитания на основе общепедагогических концепций воспитания граждан должно проработать цель, идеал, задачи, принципы, содержание, формы и критерии оценки национального воспитания - в том числе и определиться с национальной направленностью содержания всего воспитания. Этот процесс неизбежен, он необходим, потому что связан с украинским созданием государства, формированием национальной системы образования и воспитания, формированием менталитета гражданина.

Отсюда вытекает такая закономерность воспитания: воспитания наиболее успешно проходит в естественной для него национальном среде с учетом национального менталитета воспитанника. «Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно снова распускается, цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке воплощен весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который громко звучит в любви человека к его иногда суровой родине, который отчетливо отражается в родной песне, в родных мелодиях, в устах народных поэтов». На основе языка у воспитанников эффективнее формируется национальная психология, характер, мировоззрение, сознание, самосознание и другие компоненты духовности народа.

Закон обусловленности воспитания характером деятельности и общения воспитанников выясняет соотношение между педагогическим управлением и развитием активности воспитанников как субъектов самовоспитания, между способами организации воспитательного процесса и его результатами, то есть характер воспитательной и иной деятельности воспитанников должно формировать гармонично развитых граждан, способных эффективно реализовать собственные жизненные установки. В этом процессе деятельность и общение - важные факторы формирования сознания и самосознания, ведущих черт личности воспитанника.

Российский психолог А. Г. Асмолов основой формирования личности считает совместную деятельность, в которой происходит социализация личности, то есть овладение ею социальным опытом. Обретение социального опыта - основное содержание воспитания.

Закон целостности и единства процесса воспитания выявляет соотношение части и целого в воспитательном процессе, необходимость гармонического единства всех его компонентов. Характер будущей профессиональной деятельности воспитанников предусматривает наличие в них комплексных духовных и профессиональных качеств. Через это, процесс воспитания, должен организовываться в комплексе, составлять как в теоретическом, так и прикладном аспекте сплошное единство и служить основному назначению - формированию духовно богатой, национально сознательной, профессионально развитой личности воспитанника - гражданина государства, с активным положительным отношением к планете Земля, к человечеству, к другому человеку и к самой себе, к труду, к семье.
Закон единства и взаимосвязи теории и практики воспитания раскрывает соотношение между содержанием и методами воспитания и будущей деятельностью воспитанников, зависимостью теории воспитания от современной социальной практики. Содержание деятельности воспитанников в современных условиях имеет сложный характер, накладывает на их сознание и психику чрезвычайно большие нагрузки. Поэтому большинство воспитательных мероприятий должна иметь профессиональную и национальную направленность и основываться на общечеловеческих, национальных и профессиональных ценностях, которые должны своевременно отражаться в содержании воспитания, как и последние достижения педагогической и психологической науки, в частности - педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики и личностно ориентированной педагогики.

Следовательно, законы воспитания - это объективные, внутренние, существенные и относительно устойчивые связи, которые проявляются во время организации и проведения воспитательного процесса. В этих законах - сущность процесса воспитания. Поэтому их знание помогает воспитателям научно обосновать содержание воспитания, правильно определить приемы и средства воспитательной работы, избегать шаблонного подхода к педагогической деятельности, инновационно и творчески организовывать и проводить воспитательные мероприятия, эффективно решать воспитательные задачи и в целом оптимизировать и гуманизировать этот сложный социально значимый процесс.

История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и...
(Педагогика. Теоретическая педагогика)
  • Закон 2 (адаптации воспитательных средств). Индивидуальные, возрастные и культурные различия между воспитанниками требуют приспособления форм, методов, содержания воспитания
    Во-первых, закон утверждает, что содержание деятельности детей в воспитании и характер складывающихся отношений должны соответствовать актуальным потребностям возраста воспитанников. Все, что способствует их удовлетворению, вызывает у ребенка положительный отклик, обеспечивает воспитательный эффект....
  • Законы и закономерности педагогического процесса
    Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса. С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические...
    (Психология и педагогика)
  • Законы и закономерности управления инновационной деятельностью
    Требования законов организации к управлению инновационной деятельностью Законы и закономерности образуют теоретический фундамент и способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному. Законы организации характеризуют всеобщие связи и отношения в социальной среде, выступают в роли...
    (Управление инновациями)
  • Законы и закономерности менеджмента
    Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления: на макроуровне (национальная экономика в целом); на региональном уровне (например, хозяйство субъекта РФ); на микроуровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных...
    (Менеджмент)
  • Федерального закона "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности"
    1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят но два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной...
    (Правоведение)
  • Закон 4 (внимания к внутреннему состоянию воспитанника). Внутреннее состояние ребенка определяет эффективность воспитательного влияния
    Данный закон основан на потребности ребенка в любви и уважении, которую знает и удовлетворяет по мере возможности грамотный воспитатель. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, пожалуй, решающим условием воспитания является демонстрация любви в их адрес. Когда ребенок уверен, что его любят,...
    (Теория и методика воспитания младших школьников)
  • Закономерность — это упорядоченность педагогических явлений, относительная устойчивость устойчивых, влияющих факторов, систематических связей между объектами.

    Закономерности воспитания — это устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи между элементами воспитательного процесса, реализация которых способствует обеспечению эффективности развития личности школьника. Закономерности педагогического процесса описывают внутренние его существенные противоречия, связи и взаимосвязи.

    Существенное место в организации и управлении учебно-воспитательным процессом играют принципы воспитания, которые рассматриваются в единстве с принципами образования и принципами обучения и труда.

    Принцип — руководящая идея, требование к деятельности и поведения, исходное положение, вытекающее из установленных закономерностей процесса, и которое предполагает учет внутренних и внешних связей между компонентам.

    Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выявлены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы имеют объективную основу — закономерные связи в воспитательном процессе, а также определенную методологическую направленность и базируется на диалектико-материалистической концепции человека, отвечают потребностям ее самореализации и актуальной задачей возрождения национальной культуры, становления украинской государственности. В таблице 1.1. приведена взаимосвязь общих закономерностей и общих принципов воспитания.

    Основными принципами процесса воспитания в национальной системе образования Украины признаются следующие:

    1. Принцип единства общечеловеческого и национального — формирование национального сознания, любви к родной земле и своему народу; овладения украинским языком, привитие уважительного отношения к культуре, наследию, традициям, овладения достижениями мировой культуры.

    2. Принцип природовидповидности воспитания — учет многогранной целостной природы человека, возрастных и индивидуальных особенностей детей. анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.

    3. Принцип культуросообразности воспитания — органическая связь с историей народа, его языком, культурными традициями, обеспечение духовного единства поколений.

    Принцип культуросообразности, за П.Флоренский, определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растит и питает личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это означает, что культурное ядро ​​содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношения к ребенку строиться исходя из восприятия ее как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

    Педагогика все больше обращается к культурологического подхода при изучении процесса воспитания и образования человека. Культурологический подход требует рассматривать педагогику как часть духовной культуры общества, предполагает адаптацию воспитания и образования к конкретному культурной среды, а это значит, что очень существенным является осмысление культурного достояния родного края, страны, всего мира. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

    Функции культуровидповидного воспитания:

    — Создание различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение опыта культуровидповиднои поведения;

    — Оказание помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

    4. Принцип активности, самодеятельности и творческой инициативы учащейся молодежи — сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, утверждение жизненного оптимизма;

    5. Принцип гуманизации воспитания — создание условий для формирования лучших свойств и способностей ребенка, источников ее жизненных сил; гуманизация отношений воспитателя и воспитанников.

    6. Принцип демократизации воспитания — избегание авторитарного стиля воспитания, восприятия личности как высшей социальной ценности, признание его права на свободу, на развитие способностей и проявление индивидуальности.

    7. Принцип непрерывности и преемственности воспитания — достижение целостности и преемственности в воспитании.

    8. Принцип единства обучения и воспитания — развитие и формирование личности, приобщение ее к национальной и мировой культуры. Приобретения знаний, выработки отношений и ценностей, которые в конечном счете обусловливают мировоззрение и идеалы человека.

    9. Принцип етнизации воспитательного процесса — наполнение воспитания национальным содержанием, что предполагает формирование самосознания гражданина.

    10. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса.

    11. Принцип последовательности, систематичности и вариативности форм и методов воспитания.

    12. Принцип интегративности — единство педагогических требований школы, семьи и общественности.

    13. Принцип воспитания в деятельности и общении.

    14. Принцип стимулирования ребенка к самовоспитанию.

    15. Принцип целостного подхода к воспитанию.

    2.5. Закономерности и принципы воспитания

    Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Кроме того, на одном и том же историческом отрезке различные ученые могут трактовать их по-разному. Поэтому при анализе данной категории будем исходить из выделения внешних и внутренних закономерностей воспитательного процесса.

    Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

    Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:

    Воспитание всегда связано с обучением;

    Эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;

    Чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;

    Воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.

    Объективный характер закономерностей как методологических основ воспитания выражается в том, что они присутствуют в воспитательном процессе всегда, независимо от того, известно ли о них педагогу, ориентируется ли он на них в ходе своей деятельности или нет. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах (правилах) воспитания – положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Эти требования таковы:

    – обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;

    – комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;

    – равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.

    В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.

    Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Для педагога, реализующего принцип персонификации, приоритетными направлениями воспитательной деятельности должны быть: определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление каждому ребенку возможностей для оптимальной самореализации и самораскрытия.

    Чтобы реализовать принцип персонификации, педагогу следует ориентироваться на следующие правила: 1) работа, проводимая с группой учеников, должна быть направлена на развитие каждого ребенка; 2) успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других; 3) при выборе воспитательного средства необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка; 4) поиск способов коррекции поведения ученика следует осуществлять во взаимодействии с ним; 5) постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

    Принцип природосообразности обосновывался разными учеными различных исторических эпох, начиная со времен Античности. Он занимал значительное место в педагогических взглядах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского, которые призывали воспитывать личность в соответствии (сообразно) с ее природными способностями и возрастными особенностями. Современная трактовка этого принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У формирующейся личности следует культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

    С позиций принципа природосообразности необходимо, чтобы в ходе воспитания формирующаяся личность: а) осознавала себя гражданином Вселенной; б) отчетливо понимала происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; в) ощущала сопричастность природе и социуму; г) осознавала себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее.

    Кулътуросообразностъ – принцип воспитания, который впервые был обоснован в трудах Д. Локка, утверждавшего, что душа ребенка – это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций и И. Г. Песталоцци, основываясь на идеях Д. Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип кулыуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип кулыуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип кулыуросообразности в воспитании – значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.

    Принцип гуманизации (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) был заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Значительный вклад в его развитие внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Гербарг, А. Дистервег.

    На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4) уважения права воспитанника быть самим собой; 5) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного формирования требуемых качеств; 7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии в определении воспитательных задач; 10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 11) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

    Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка (что практически нереально в условиях большой наполняемости класса и загруженности учителя), а для определенной «категории» учащихся, выделяемых по различным основаниям: а) возрастному признаку (младшие школьники, подростки, старшеклассники); б) учебной успеваемости («сильные», «слабые», одаренные учащиеся); в) тендерному признаку (мальчики и девочки); г) уровню общественной активности (активные, пассивные, негативно настроенные); д) характеру взаимоотношений с педагогом (благополучные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); д) характеру межличностного общения (коммуникабельные, инертные, закрытые для общения) и др.

    По характеру воспитательного воздействия принцип дифференциации базируется на том, что педагог изучает, анализирует и классифицирует качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по ее включению в совместную деятельность и общение. Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного, а на группу в целом.

    Основными условиями применения принципа дифференциации в воспитательном процессе выступают: 1) изучение межличностных отношений, позволяющее выявить наличие в коллективе отдельных групп учащихся; 2) насыщение жизни коллектива разнообразными видами общественно полезной деятельности, что предоставляет возможность различным группам учащихся максимально реализовать себя; 3) создание в коллективе атмосферы сотрудничества, доброжелательности, творчества, толерантности, способствующей тому, чтобы «проблемные» учащиеся не испытывали психологического дискомфорта; 4) ориентация общественного мнения класса на гуманистические ценности, стимулирующие для каждого члена коллектива потребность в самореализации и самораскрытии.

    Таким образом, применение принципа дифференциации в воспитательном процессе корректирует отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми, коллективом и окружающей средой.

    Закономерность воспитания — это. Общие закономерности воспитания

    Закономерность воспитания — это повторяющиеся, устойчивые, существующие объективно связи в воспитании. Реализация их обеспечивает эффективное развитие личности ребенка.

    Закономерности воспитательного процесса

    Существенными закономерностями современного воспитательного процесса считают:

  • Связь воспитания с общественными потребностями. Те изменения, которые происходят в обществе, обусловливают серьезные изменения в воспитательном процессе. К примеру, в РФ особое внимание уделяют формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважения к традициям, культуре и истории страны.
  • Воспитание происходит под воздействием разных факторов. Особая роль в данном процессе принадлежит педагогу и родителям. Успешным школьник может стать в той среде, в которой присутствует национальная культура, традиции, обычаи, природа.
  • Сущность закономерности воспитания зависит от воздействия на духовность школьника, его внутренний мир. Речь идет о формировании его убеждений, взглядов, мыслей, эмоциональной сферы, ценностных ориентаций. Процесс воспитания должен систематически трансформировать внешние воздействия на внутренние духовные процессы: установки, мотивы, отношение.
  • Основные закономерности воспитания в педагогике — в объединении поведения и сознания ребенка при участии его в спортивной, игровой, трудовой, учебной деятельности.
  • От чего зависит эффективность воспитания

    В первую очередь результативность воспитания связана с отношением личности к окружающей реальности. Те взгляды и убеждения, которые будут сформированы у школьника в воспитательном процессе, определяют его жизненные ценности.

    Закономерности воспитания в педагогике учитывают при моделировании воспитательной ситуации. Педагог создает некую схему действий, которые направлены на достижение поставленной цели.

    Основные принципы воспитания

    Организация воспитательной работы осуществляется на базе единых принципов; следовать им должны и воспитатели, и школа.

    Закономерность воспитания — это определенные положения, которые определяют основные закономерности, содержат требования к содержанию методов и форм работы. Воспитательный процесс базируется на следующих принципах:

    1. Целенаправленность процесса. Педагогом выбираются определённые направления воспитательной работы, соответствующие основной цели - формированию всесторонне развитой личности, готовой к активной и осознанной трудовой деятельности. Закономерности обучения и воспитания хорошо изучены психологами и педагогами, подразумевают структурированность работы, не допускают стихийности, хаоса.
    2. Взаимосвязь между жизнью и воспитанием. Основные закономерности процесса воспитания в подготовке детей к жизни в обществе, посильном участии в трудовой деятельности. Для этого в воспитательных программах выделяется отдельный блок на изучение краеведческой информации, знакомство ребят с политическими и общественными событиями, происходящими в стране. Талантливый педагог, знающий основные закономерности процесса воспитания, привлекает ребят к общественной жизни, вовлекает их в экологические, патриотические акции. Встречи со старшим поколением (ветеранами, участниками Второй мировой войны) способствуют формирования моральных, нравственных качеств у подрастающего поколения.
    3. Гармония между поведением и сознанием в воспитании. Поведение представляет собой сознание в реальном действии. Воспитание такой взаимосвязи - сложный и противоречивый процесс, ведь намного труднее сформировать правильные навыки, чем воспитать сознание. Чтобы справиться с подобной сложностью, были проанализированы основные закономерности воспитания личности, выявлены важнейшие направления развития. Учитель вырабатывает у своих воспитанников невосприимчивость к негативным воздействиям, готовность и способность бороться с ними.
    4. Воспитание в труде. Основная закономерность физического воспитания построена на взаимосвязи с гармоническим развитием личности. Труд является единственным источником удовлетворения духовных и материальных потребностей, возможностью для гармонического развития.

    Комплексный подход к воспитательному процессу

    Основные закономерности процесса обучения, воспитания одинаковы во всех образовательных учреждениях. Отличия есть только в направлениях, выбранных в качестве приоритетных в конкретной школе, лицее, гимназии. Комплексный воспитательный подход основывается на диалектической взаимосвязи социальных процессов и педагогических явлений. Претворение в жизнь данного подхода подразумевает единство цели, содержания, задач, методов, форм, приемов воспитания. Особое место в развитии личности ребенка занимает взаимосвязь школы, семьи, общества, средств массовой информации.

    Как составляется воспитательная программа

    Существуют определенные требования к содержанию программы воспитания, они указаны в нормативных актах образовательного учреждения (уставе школы, должностной инструкции классного руководителя).

    Прежде чем приступать к написанию воспитательной программы, классный руководитель вместе с психологом изучает индивидуальные особенности школьников. Для этого ребятам предлагаются разнообразные тестовые задачи, им предлагают найти ответ на жизненные ситуации. Одновременно с выявлением уровня развития каждого ребенка, проводится анализ сформированности классного коллектива. После анализа полученных результатов, выявляются проблемы, существующие в классе. Создаваемая педагогом воспитательная программа направлена на устранение выявленных проблем, развитие творческого потенциала каждого ребенка, становление коллектива класса, учитывая основные закономерности обучения воспитания. Изучает классный руководитель и семьи своих подопечных, чтобы составить полную картину о каждом ребенке, той социальной среде, в которой он находится вне школьных стен.

    Далее формулируется основная цель воспитательной программы, задачи, направления деятельности. В программе должны быть указаны и общие закономерности воспитания, которые будут использоваться педагогом в работе. В тематическом планировании педагог указывает основные разделы работы, их содержательный аспект, а также способы достижения поставленной задачи. К программе прилагается список методической литературы, тесты, разработки мероприятий. Затем программа рассматривается на методическом заседании классных руководителей или педагогическом совете. Простым большинством голосов принимается решение о ее пригодности (непригодности) к внедрению в ОУ. Комплексный подход к воспитательному процессу учитывает основные закономерности воспитания детей, индивидуальные и возрастные особенности школьников. В случае необходимости педагог вносит определенные корректировки в программу, делает дополнения. Взаимосвязь нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового воспитания помогает педагогу сформировать полноценных граждан страны.

    Патриотическое воспитание

    Особое место в любой воспитательной программе отводится формированию у школьников чувства патриотизма. Во многих образовательных учреждениях появились кадетские классы, группы. Кадеты являются образцом честности, воспитанности, мужества, любви к Родине для своих сверстников.

    Патриотизм формируют путем общения со старшим поколением, изучением традиций, обычаев, истории своего края, страны. Во многих школах в рамках патриотического воспитания созданы школьные краеведческие музеи. Ребята вместе со своими наставниками собирают материал о выпускниках школы, ставших участниками различных боевых действий. Собранная информация обрабатывается, на ее основе делают экспозиции, проводят экскурсии для педагогов, гостей школы. Закономерность воспитания это умение на основе определенных алгоритмов и действий получить желаемый результат - гармонически развитию личность. Сухомлинский отмечал, что нельзя из системы воспитания убирать какой-то аспект. В противном случае она теряет свой смысл, не справится с целью, поставленной перед нею.

    Экологическое воспитание школьников

    Среди приоритетных направлений - экологическое воспитание школьников. Данный интерес не случаен, ведь при общении с природой у школьников формируются следующие качества: любовь к природе, бережное отношение к живым существам. Цель программы в формировании толерантности к живой природе. Среди задач: составление «экологических троп», изучение флоры и фауны определенного края, региона, области. Педагог привлекает к работе сотрудников отдела экологии местных органов власти, преподавателей биологии, специалистов национальных парков.

    Формирование личности

    Основная закономерность воспитания — это развитие индивидуальности каждого ребенка. При общении со сверстниками, ребенок получает навыки работы в коллективе, получает возможность реализовать свои потребности, совершенствоваться как личность. Учащиеся получают возможность участвовать в самоуправлении, проявлять свою инициативу. Педагог исполняет роль наставника, советчика, наблюдает за тем, как развиваются отношениями между членами классного коллектива. На сочетании разумной требовательности и уважения к личности ученика основывается гуманистическая педагогика. Учитель не позволяет себе негативных высказываний, которые могли бы унизить достоинство воспитанника, уважает его достоинство. Индивидуальный подход является важным условием качественного воспитания.

    Концепция национального воспитания

    В нее включены следующие принципы:

    • единство национального и общечеловеческого: овладение родным языком, формирование любви к родному краю, народу, уважительное отношение к наследию, культуре, национальных традициям, обычаям народов, населяющих РФ;
    • учет индивидуальных, физиологических, анатомических, психологических, национальных особенностей школьников;
    • связь воспитания с народными промыслами и ремеслами, формирование единства поколений;
    • создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала школьников;
    • демократизация: упраздняется авторитарный стиль воспитания, личность ребенка воспринимается как высшая социальная ценность, признается право на свободу, проявление индивидуальности.
    • Совокупность данных принципов гарантирует успешное определение целей, задач, отбор средств, методов, форм воспитания.

      От чего зависит продуктивность воспитания

      На нее оказывает влияние несколько факторов. В первую очередь нужно отметить сложившиеся в коллективе отношения. Между классным руководителем и его подопечными формируются отношения, влияющие на продуктивность процесса. По мере общения у ребят формируются взгляды, жизненная позиция. Если педагог не является авторитетом, воспитательные отношения приобретают негативный характер. Учитель должен четко ставить перед ребятами реальную цель, вместе с ними составлять алгоритм предполагаемых действий, и анализировать полученный результат. Воспитание должно соответствовать реалиям современной жизни. При отрыве от практики сложно получить желаемый результат, воспитание будет несостоятельным. Ребята испытывают глубокое разочарование, убедившись в несоответствии дела и слова, жизни и теоретических знаний.

      Научная картина воспитательного процесса предполагает детальное описание всех закономерностей, управляющим процессом воспитания школьников. Педагогические закономерности данного явления - адекватное отражение объективной, независящей от субъекта, реальности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми параметрами при определенных обстоятельствах. Если учитель сумеет определить такую закономерность, он составит идеальный план своей педагогической деятельности, получит желаемый результат. В случае пренебрежения закономерностями вся деятельность учителя по воспитанию подрастающего поколения будет иметь низкую продуктивность. Первая закономерность заключается в воспитании ребенка только при условии его активного участия. Воспитательный процесс является с точки зрения психологии непрекращающимся движением вверх, предполагающим новые и большие усилия. Любая воспитательная задача предполагает инициирование определенной активности. При физическом развитии используются комплексы упражнений, для нравственного становления личности нужна ориентация на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности. Для создания закономерности педагог должен наблюдать за состоянием ребенка, предупреждать перегрузки и переутомления. Дозирование разных видов деятельности является подлинным педагогическим искусством, оно под силу только настоящим профессионалам.

      Использование игровых ситуаций, элементов состязательности, индивидуального подхода, прочих методических приемов, гарантируют создание щадящего режима активности школьника, помогает формировать у него патриотизм, толерантность, целеустремленность. Хорошим педагогом можно считать учителя, умеющего организовать активную познавательную деятельность воспитанников, направленную на полноценное развитие их творческих и интеллектуальных способностей.

      Законы и закономерности воспитания в педагогике

      1.3. Педагогический закон, закономерность

      Педагогические правила и принципы

      Любая наука достигает зрелости и совершенства лишь тогда, когда она раскрывает сущности исследуемых ею явлений и может предвидеть их будущие изменения в сфере не только явлений, но и сущности.

      Явления – это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. Сущность – это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Выделяют следующие виды связей:

      1) структурные (универсальные закономерные – взаимодействие всех вещей и явлений; причинно-следственные – предельный случай универсальной связи, когда из нее выделяют два явления, связанные между собой закономерно; функциональные, при которых изменение одних явлений вызывает вполне определенные изменения других; эта связь не тождественна причинной, например функция связи между некоторыми математическими величинами может и не являться причинной);

      2) по порядковому принципу (иерархические, связи управления, функционирования, развития, генетические);

      3) в зависимости от силы, степени, длительности действия (внутренние – внешние; общие – частные; устойчивые – неустойчивые; повторяющиеся – неповторяющиеся, глубинные – поверхностные; непосредственные – косвенные; постоянные – временные; существенные – несущественные, случайные – необходимые; доминирующие – недоминирующие).

      Сущность считается раскрытой, если: а) дана точная формулировка законов движения и развития объектов и подтверж-даемость прогнозов, выводимых в качестве следствия из данных законов и условий их действия; б) известны принципы возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель, свойства которой соответствуют свойствам оригинала.

      Сущность не раскрывается непосредственно, она обнаруживается путем изучения явления. Задача любого педагогического исследования в том, чтобы проникнуть более глубоко в сущность изучаемого явления, вскрыть присущие ему законы и закономерности.

      Исследование закономерностей, принципов и правил педагогики – это то общее, без теоретического анализа которого невозможно эффективно заниматься педагогической практикой. Проблема педагогических закономерностей, принципов и правил в последние годы исследовалась в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, В.В. Краевского и др. До настоящего времени нет четких критериев для однозначного ответа на вопрос, является ли, например, предлагаемый педагогический принцип именно принципом или же не является таковым.

      Прежде чем акцентировать внимание на особенностях педагогических принципов или закономерностей, уточним их как общественные, философские категории.

      Закон отражает педагогическое явление на максимально конкретном уровне, а закономерность – на более абстрактном и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования.

      Закономерность – это не до конца познанный закон или закон, пределы и форма которого еще не установлены. В закономерности выражены многие связи и отношения, тогда как закон однозначно выражает определенную связь, определенное отношение. Закономерность есть результат совокупного действия множества законов, поэтому понятие закономерности по объему шире понятия закона.

      У закона всегда есть две функции: объяснительная и прогностическая. Его задача – способствовать научному управлению учебно-воспитательной деятельностью, предвидеть ее результаты, оптимизировать содержание, формы, методы и средства.

      По критерию общности выделяют следующие типы законов: а) конкретные, специфические (сфера действия узка); б) общие (сфера действия широка), всеобщие.

      Педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самоорганизации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

      Под закономерностью в общественных явлениях (в данном случае в учебном процессе) понимается объективно существующая, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывают определенные изменения других явлений, характеризующие их поступательное развитие.

      В педагогике действуют динамические и статистические законы. На основе динамических законов, зная исходное состояние педагогической системы и внешних условий, в которых протекает педагогический процесс, можно предсказать ее последующие изменения. Статистические законы отражают определенные тенденции изменения педагогической системы, которые выявляются на основе применения статистических методов научно-педагогического исследования.

      Всякий закон облекается в форму взаимоотношения категорий. В.И. Андреев считает, что для того чтобы сформулировать педагогический закон или закономерность, необходимо: 1) вскрыть существенные, объективные, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; 2) установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявляются; 3) установить границы распространения закона; 4) выразить, сформулировать педагогический закон через взаимоотношения педагогических категорий в словесной или аналитической форме.

      Открытию педагогических законов предшествовали длительные поиски на протяжении веков. По крупицам собирался и обобщался драгоценный опыт обучения. Видимо, уже в первобытном обществе существовали практические правила обучения (например, через практику жизни). Античные ученые Платон, Аристотель, Квинтилиан также формулировали свои рекомендации и правила, но специально вопросами обучения не занимались, поскольку понимали обучение не как науку, а как ремесло, искусство обучать другим наукам. Искусство же законам не подчиняется. Многие из этих правил действуют и поныне, например: «Назначение учителя – помочь родиться мысли в голове его ученика» (Сократ); «Дать образование может не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами, а также с психическими условиями жизни обучающегося» (Квинтилиан).

      В ХVIII в. педагогика достигла уровня системы правил и практических руководств. Так, Я.А. Коменский представляет дидактику в виде системы правил: «Основные правила естественного учения и обучения: обучай наглядно, природосообразно ит.д.». А Дистервег довел количество правил до 33. У Коменского и Ди-стервега было много последователей, пытавшихся изложить дидактику в виде памяток, которые состояли из ряда правил, сгруппированных вокруг очень узких тем: как готовиться к урокам, как ставить вопросы, как закреплять материал и т. д.

      Одним из первых, кто объявил об открытии закона, был И.Г. Песталлоци. Он сформулировал закон умственного развития ребенка «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям». К.Д. Ушинский почти не употреблял слов «закон» и «закономерность», но делал гениальные обобщения, например: «Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитее и сильнее».

      В настоящее время в педагогике признаны следующие законы:

      целостности и единства педагогического процесса (раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего, поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов);

      единства и взаимосвязи теории и практики обучения;

      воспитывающего и развивающего обучения (раскрывает соотношения овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности);

      социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения (раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения).

      С основными законами тесно связаны законы специфические, проявляющиеся как педагогические закономерности.

      Закономерности бывают общими и частными. Общие закономерности охватывают своим действием всю систему, частные – ее отдельный компонент.

      Приведем примеры конкретных психологических закономерностей, открытых в дидактике.

      1. Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности, количеству тренировочных упражнений, уровню познавательной активности обучаемых и зависит от уровня развития памяти (широта, глубина, прочность).

      2. Закономерность Йоста. При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.

      Педагогические принципы и правила. Педагогика стремится открыть объективные законы, которые дают понимание общей картины развития дидактических и воспитательных процессов. Однако эти законы не содержат конкретных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки правил и принципов. В результате этого практические указания закрепляются в педагогических принципах и правилах.

      Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, поведению, вытекающее из установленных наукой законов. Педагогический принцип, по мнению В.И. Андреева, – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования практики в целях повышения ее эффективности. П.И. Пидкасистый понимает под педагогическим принципом общее руководящее положение, требующее последовательности действий, но не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах (никогда не кричать на детей, никогда не бить детей, быть пунктуальным и т. д.)

      Педагогический принцип выражает суть закона в его нормативной форме, т. е. указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих педагогических условиях. Таковы, например, принципы дидактики. Так, принцип наглядности основан на следующей закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью, пропускная способность в секунду канала зрения в 5 раз больше канала слуха и в 13 раз больше канала ощущений.

      Принцип сознательности и активности личности в обучении основывается на понимании того, что обучение эффективно, если ученики являются активными субъектами познавательной деятельности, т. е. осознают цели урока, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение.

      Принцип систематичности обучения предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной системе, структурирующей весь изучаемый материал на основе родовидовых, причинно-следственных связей, с позиции выделения общего и частного, отдельных фактов и обобщающих выводов.

      Принцип последовательности обучения требует логического построения содержания изучаемого материала и методики его подачи, при котором осуществляется динамика продвижения мыслительных и практических действий учащихся: от простого к сложному, от известного к неизвестному.

      Принцип доступности обучения предполагает, что отбор дидактического материала надо проводить на основе оптимального соотношения сложности и занимательности, а при выборе методов его освоения учитывать возраст учащихся и уровень их реальных мыслительных и практических действий.

      Принцип научности требует, чтобы содержание изучаемого материала знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражало современное состояние наук.

      Педагогическое правило – это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения. По В.И. Андрееву, правило педагогики – это правило воспитания, обучения или саморазвития, представляющее собой лаконично сформулированное на основе педагогического принципа предписание, нормативное требование к деятельности педагога или ученика, выполнение которого формирует наиболее рациональные тактики их действий и способствует повышению эффективности решения определенного класса педагогических задач.

      Отличия педагогического принципа от педагогического правила представлены в табл. 1.

      Каждое педагогическое правило имеет ценность только тогда, когда оно применяется в оптимальном сочетании с другими правилами, подчиненными некоторому педагогическому принципу или системе педагогических принципов. Например, для реализации принципа сознательности и активности учитель должен следовать таким правилам:

      1) разъяснять цели и задачи предстоящей работы (важность, значение, перспективы);

      2) опираться на интересы учащихся и формировать мотивы учения;

      3) обращаться к жизненному опыту, интуиции обучающихся;

      4) иллюстрировать новые понятия на наглядных моделях;

      5) обеспечивать понимание каждого слова, понятия;

      6) включать обучающихся в процесс поиска решения научных и практических проблем и т. д

      www.e-reading.club

      4. Закономерности и принципы воспитания

      Закономерности как основа построения воспитательного процесса. Система принципов воспитания, их диалектика.

      Для воспитательного процесса, как и для любого другого, характерны свои закономерности. Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов. Выявление закономерностей является одной из постоянных задач педагогики. Необходимо отметить, что в педагогической науке проблема закономерностей воспитания является сложной и не до конца разрешенной. В свое время на важность знания закономерностей указывал К. Д. Ушинский, подчеркивая, что именно на них строятся основные правила педагогической деятельности. Можно выделить следующие закономерности.

      Воспитание зависит от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.

      Воспитание и обучение органично взаимосвязаны и определяют процесс развития личности. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. С другой стороны, само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, в формировании различных отношений, в частности, таких как прилежание, упорство и т.д.

      В воспитательном процессе органично связаны взаимодействие семьи, школы и общества. Положительный результат воспитания возможен лишь в том случае, если действия общественных структур, семьи и школы будут согласованы, основываться на единстве позиций и требований к ребенку.

      Эффективность воспитательного процесса обусловлена единством целей, содержания и методов воспитания. Единство этих компонентов обеспечивает логику и эффективность воспитательного процесса. Определяющим компонентом является цель, в зависимости от нее педагог выбирает специфическое содержание и методы, позволяющие раскрыть содержание и достичь поставленную цель.

      В воспитательном процессе закономерно связаны воспитательное воздействие, взаимодействие и активная деятельность самих воспитуемых и др. Субъектами воспитательного процесса являются педагоги и воспитанники, но ведущая роль принадлежит педагогу. Он организует деятельность, создает благоприятные условия для развития личности, оказывает определенное воздействие на ребенка своей личностью, имеющимися знаниями, опытом. Цель воспитательных воздействий можно достичь только при добровольном, сознательном включении детей в совместный процесс воспитания, в котором сами дети оказывают определенное влияние на педагога. Их собственная активность определяет успешность личностного развития.

      В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов. Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Принципами воспитания называют систему основных требований к организации процесса воспитания. Эти требования всегда зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не является статичной, она постоянно изменяется, корректируется в соответствии с той или иной концепцией воспитания и педагогической позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова и др. К принципам воспитания относят:

      связь воспитания с жизнью;

      гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к ней;

      опора на положительные качества воспитанника; восприятие и принятие его таковым, каков он есть;

      учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;

      необходимость открытия перед учащимися перспективы их роста, помощь в достижении радости успеха;

      воспитание в коллективе;

      единство, целостность и преемственность в воспитании.

      В настоящее время эта система принципов дополнена принципами гуманизации, природосообразности, персонификации, дифференциации.

      Принцип гуманизации предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, построение субъект-субъектных отношений в процессе воспитания.

      Принцип природосообразности, разработанный Я. А. Коменским, требует организовывать воспитание на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека, воспитывать сообразно природным, врожденным, особенностям ребенка.

      В основе принципа культуросообразности, предложенным Ф. Дистервегом, лежит идея о том, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфики региона.

      Сущность принципа персонификации (от лат. persona – личность, facere – делать) заключается в оказании помощи детям в становлении, в создании условий для развития личностного потенциала, определении индивидуальной траектории социального развития каждого ученика. Саморазвитие личности происходит под влиянием множества социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психологических переживаниях) и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

      Реализация принципа дифференциации направлена на учет типичных социально-психологических особенностей групп детей, деловых, межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.

      Все принципы действуют в системе, взаимодополняя и взаиморазвивая друг друга. Они, как регуляторы, задают «русло» протекания воспитательного процесса, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности.

      Вопросы и задания:

      Какова роль закономерностей и принципов в регулировании профессионально-педагогической деятельности?

      Предложите пути реализации принципов воспитания в конкретных условиях образовательного учреждения.

      25. Педагогические законы и закономерности

      Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

      Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о такой категории, как педагогический закон.

      В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

      Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса – «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т. д.

      Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

      Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т. д.

      Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения (закон – на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне) и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

      26. Педагогические принципы и правила

      На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.

      Педагогические принципы базируются на основе педагогических законов и закономерностей (то есть на уже познанной педагогической действительности). Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос о том, как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

      Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

      Педагогический принцип – это педагогическая категория, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач.

      В педагогической науке сформулированы принципы системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и др.

      Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств.

      Педагогические правила , в отличие от принципов, определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач. Они отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь.