Последние статьи
Домой / Праздничный / Аккуратный почерк признак. Сам себе графолог, или что по почерку можно узнать о человеке

Аккуратный почерк признак. Сам себе графолог, или что по почерку можно узнать о человеке

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись - это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них - его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая - для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью - признак упрямства, иногда - повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина

В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

Почерк - это, пожалуй, один из самых достоверных показателей психологического портрета личности. Человек может обмануть словами, взглядом, жестами, но его почерк не обманет никогда. В науке существует целое направление, посвященное расшифровке написания букв и символов, называемое графология. Она объясняет связь письма с личными качествами человека тем, что любое мышечное движение (и письмо, в том числе) исходит от мозговых центров. Почерк является бессознательным внешним проявлением внутренних процессов мозговых импульсов. Поэтому в нем находят отражение все заложенные с рождения и приобретенные в процессе развития характеристики человека. Как по почерку определить характер человека? Это мы и постараемся выяснить.

О чем говорит почерк?

Изучение графологии - очень кропотливое, но вместе с тем увлекательнейшее занятие. Освоив методы графологического анализа, можно узнать об эмоциональном состоянии человека, его ценностях, образе мыслей, степени адаптации к жизненным условиям. Почерк даже может рассказать о таких психологических особенностях, как скрытые таланты, уровень искренности, слабые стороны личности. Причем в зависимости от жизненной ситуации, почерк видоизменяется, что дает возможность проводить графологическое исследование неограниченное количество раз. Таким образом можно проследить изменения, происходящие в психологическом состоянии человека.

С чего начинается анализ почерка?

Как в любой науке есть постулаты, которые не нуждаются в доказательстве, так и в графологии существуют проверенные временем истины:

  1. Почерк не определяет пол.
  2. По нему невозможно определить возраст и физические данные.
  3. По рукописному тексту невозможно предсказать будущее. Он определяет только состояние «здесь и сейчас».
  4. Почерк не дает информации о профессии человека. По написанию можно определить только наличие качеств и талантов, присущих человеку, но не сферу их применения.

Таким образом, чтобы не сбиться с пути истины, графологу необходимо выяснить по крайней мере четыре параметра о человеке: пол, возраст, внешние данные и род профессиональной деятельности. Также для проведения теста "Характер по почерку" (с примерами можно ознакомиться далее) автору предлагается написать несколько листов. Это связано с тем, что вначале человек старается, выводит буквы, и это делает его почерк неестественным. Поэтому последние листы представляют для графологов наибольшую ценность. Именно на них человек раскрепощается, написание текста происходит автоматически.

Детали почерка

Как узнать характер по почерку? Как в пазле картинка складывается из кусочков, так и в графологии есть отдельные детали, которые в сумме дают целостный психологический портрет личности. Действует также и другое правило: тайное всегда становится явным. Таким образом, каким бы ни было внутреннее содержимое человека, оно обязательно проявится внешне. Качества человека, положительные и отрицательные, находят соответствующие проявления в почерке. Хорошие черты рождают красивые элементы письма, отрицательные - делают почерк неаккуратным, сбивчивым, неравномерным. Итак, как определить характер человека по почерку? Фото с примерами представлены вашему вниманию в статье. Рассмотрим самые информативные детали почерка.

Поля

Если внимательно изучить примеры, по почерку определить характер будет совсем несложно. Например, наличие полей слева страницы подскажет, каков человек при обращении с деньгами. Если поля широкие, то это признак щедрой натуры человека, который готов отдать последнюю рубашку. Неразумно большие поля указывают на человека, стремящегося к роскоши. Маленькие поля или их отсутствие, наоборот, указывают на экономность, жадность или даже мелочность.

Наклон

Работая только с примерами, характер по почерку определить будет довольно сложно. Нужны еще и хорошие теоретические знания. Ученые говорят, что большое значение имеет наклон. Он говорит об эмоциональной наполненности человека и об отношении его к другим людям. Правильный наклон вправо указывает лишь на то, что индивидуум был прилежным первоклассником. Слишком выраженный наклон вправо говорит о человеке, склонном к стрессу, находящемуся в постоянном напряжении. Наклон влево: если едва заметный - признак мужественности и осторожности; если значительный - обладатель почерка славится дурным характером с проявлением постоянного недовольства. Если же почерк вообще лишён наклона, то перед вами человек спокойный, самодовольный, такого непросто выбить из колеи.

Организованность почерка

Организованность почерка внешне проявляется в ровности написании букв и является определяющей характеристикой в графологии. Хорошо организованный почерк характеризуется единством наклона, нажима, размера букв, ширины полей, междустрочного интервала. Подобный почерк присущ уверенному в себе человеку с гармоничным сочетанием мыслей и чувств, человеку с красивой душой и целостностью натуры. Неорганизованный почерк - полная противоположность организованному. Его характеристиками являются неровные строки, неравномерность нажима, наклона, разные размеры букв, неодинаковые поля, «скачущие» интервалы между буквами и строчками. Написанный таким почерком текст сложно читается и выглядит не эстетично. Плохо организованный почерк говорит о том, что человек в себе не уверен, мысли и чувства у него разбалансированы, ему сложно сконцентрироваться на чем-либо, а поведение его безответственно и импульсивно.

Организованность почерка - самая информативная деталь для графолога. Профессионалу достаточно даже просто взглянуть на рукописный текст, чтобы определить этот параметр.

Размер букв

А мы продолжаем определять характер по почерку (с примерами). Размер букв показывает уровень социальной адаптации человека. Выделяют крупный, средний и мелкий почерк. Высота его средних размеров составляет 3 мм.

Крупные буквы пишет человек-лидер. Он самоуверен, энергичен и общителен. С таким человеком никогда не скучно. Обладатели крупного почерка хотят охватить все сразу, не вдаваясь в подробности. Главное для них - произвести впечатление на окружающих, причем неважно, какими методами достигается эта цель.

Мелкий почерк, наоборот, указывает на скромность, скрытность, низкую самооценку своего хозяина. Этот человек не любит быть на виду. Он достаточно умен, но привык мыслить в очень узких рамках, не выходя за пределы стандартного мышления.

Буквы средних размеров характеризуют человека, который умеет согласовывать слова и действия. У него адекватная самооценка.

Если же высота букв у одного и того же человека меняется в пределах одного предложения, то о нем можно сказать, что он умеет приспосабливаться к различным жизненным ситуациям, но самооценка испытывает то взлёты, то падения. Отличительным качеством этого индивидуума является нерешительность и чрезмерная осторожность.

Линии

Как еще сопоставленны почерк и характер человека? С примерами почерков и их расшифровкой, конечно, гораздо проще узнать нрав личности. При написании текста каждый человек придерживается линии. Даже используя разлинованный лист, пишущий все равно ведет свою индивидуальную линию. По этому параметру можно судить, как в действительности человек относится к той или иной ситуации.

Если линия почерка прямая, это говорит о том, что поведение человека полностью и постоянно контролируется им. Но если линия ровная до педантизма, то это говорит о черствости, неискренности и предсказуемом поведении. Поэтому если в воображаемой линии есть изгибы, то это вполне естественно. Наличие их говорит о гибкости характера индивидуума, такого человека трудно застать врасплох.
Слишком изогнутая линия говорит о скрытности человека, его повышенной сентиментальности, недостаточном контроле эмоций. Поведение обладателя такого почерка непредсказуемо.

Направленность линии

Воображаемая линия письма может подниматься вверх или склоняться вниз. И ее направление показывает отношение человека к жизни.

Направленность линии вверх указывает на оптимизм, лёгкость в общении, энтузиазм.

Если в тексте линия уходит вниз, то автору присуще негативное отношение к жизни, его частенько посещает меланхолия. С другой стороны, такому написанию может способствовать случайное совпадение: болезнь, горе, плохое настроение. Для уточнения испытание нужно повторить через некоторое время.

Бывает и так, что линии строк идеально прямые. В этом случае человек отличается целеустремленностью, решимостью и спокойным характером.

Интервал между строчками

Интерпретация использования междустрочных расстояний в тексте может рассказать о манере поведения человека и его образе мышления.

Не широкий и не узкий, но достаточный для вмещения текста без наплыва на верхние буквы, интервал между строками говорит о высокоорганизованном человеке, умеющем планировать и распределять рабочее пространство. Если обладатель почерка использует такой интервал постоянно, то это характеризует его как приятного в общении человека.

Слишком узкий междустрочный интервал, не вмещающий буквы без налипания на соседние строки, говорит о неорганизованном мышлении человека, о его склонности заниматься всем сразу, но ничего не доводить до конца.

Использование широкого интервала характерно для скептиков, относящихся к жизни с осторожностью.

Если расстояние между строчками на протяжении текста меняется, то автор текста - человек непредсказуемый, ему присуща частая смена настроения.

Промежутки между словами

Интервалы между словами говорят об отношении человека к другим людям.

Одинаковые интервалы во всем тексте говорят о дружелюбном, непредвзятом отношении к людям любого положения. Отношения с таким человеком основаны на доверии.

Маленькие пробелы между словами присущи людям, для которых важен тесный контакт для комфортного общения. В этих отношениях они проявляют желание стать лидером.

Широкие промежутки между словами оставляют люди, которых привлекает одиночество. Чересчур широкие интервалы характерны для одиночек, у которых присутствует страх от знакомства с другими людьми.

Череда узких и широких промежутков между словами в тексте, принадлежащем одному автору, говорит о его непостоянстве по отношению к людям. Он то сближается с человеком, то держит его на расстоянии.

Ширина букв

С примерами характер по почерку удастся определить, если обратить внимание на ширину букв. Она отвечает за отношение человека к себе как к личности.

Слишком узкие буквы говорят о застенчивости, приводящей к неумению выразить свои мысли и чувства. Это порождает, в свою очередь, самокритику и даже самоедство. Автор почерка с узкими буквами всю жизнь находится в поиске себя как личности.

Широкое начертание букв говорит о человеке, который воспринимает жизнь и себя в ней легко, без лишних критических придирок к себе любимому. Такие люди не стесняются «вывернуть душу наизнанку» перед участливым слушателем.

Расстояние между буквами

И, наконец, расстояние между буквами говорит о степени искренности с другими людьми.

Узкие промежутки между буквами характеризуют человека с замкнутым характером. Это типичные интроверты, отличающиеся боязнью людей.

Широкие промежутки оставляют люди, которым присущи такие качества, как дружелюбие и великодушие. Они получают удовольствие от общения, но иногда не могут контролировать свои эмоции.

Как видите, характер и почерк человека (с примерами вы имели возможность ознакомиться) сильно связаны. Но описанные выше параметры - это далеко не все применяемые в графологии способы определения нрава. Эти, самые явные и простые, лишь приоткрыли дверь в увлекательный мир познания личности.

Что может сказать почерк о характере человека

Согласно исследованию израильских ученых, графология – наука по анализу почерка, гораздо точнее, чем общеизвестный детектор лжи, определяет честность и нечестность автора почерка. Кроме этого, графология позволяет четко определить характер и настроение человека.

На сегодняшний день, благодаря анализу почерка, возможно выяснить умственный потенциал человека, его активность, способность обучаться, самостоятельность, работоспособность, коммуникабельностью, стрессоустойчивость, самоконтроль, амбициозность, надежность, законопослушность и многое, многое другое.

Графология: анализ почерка

Итак, какие особенности почерка, могут приоткрыть нам индивидуальные особенности личности:

    Общая организованность почерка.

Имеется ввиду ровность почерка. От данной характеристики в анализе почерка отталкиваются, когда исследуют другие его особенности (решают, в каком ключе их рассматривать: положительном или отрицательном). Крупный, ровный и хорошо организованный почерк присущ активным, энергичным и уверенным в себе людям. Если почерк крупный, но не организованный, то его владелец заносчив и импульсивен. Почерк, который хорошо организован, но мелкий, показывает на то, что его обладатель разумно использует свои силы, прилагает их продуманно, в нужном направлении. При мелком и плохо организованном почерке можно говорить о робости и нерешительности, а также о тяге к сосредоточению на внутреннем мире. Если к хорошо организованному почерку прилагается комплект других положительных характеристик почерка, то можно говорить о целостности, ясности ума и богатстве внутреннего мира человека. Плохо организованный почерк в графологии характеризует личность, как неуверенную в себе, со слабым самоконтролем.

    Размер почерка.

Величина букв при анализе почерка может рассказать об отношении человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления. Также размер букв достаточно четко определяет степень эгоцентризма человека. Буквами среднего размера являются знаки около 3 мм в высоту, соответственно, все, что меньше относят к мелкому почерку, все, что больше –к крупному. Владельцы крупного почерка всегда активны и общительны, они зачастую даже экспрессивны. Таким людям присущи смелость и самоуверенность, на мир они смотрят в общем, не выделяя отдельные детали. Обладатели крупного почерка готовы выслушать любую точку зрения и принять её, если собеседник будет достаточно аргументирован. Но желание быть в центре внимания не дает таким личностям сосредоточиться на одной проблеме и довести начатое до конца. Часто такие люди действуют, забыв или не желая подумать.

Слишком мелкие буквы указывают на скромность автора. Такие люди часто очень скрытны, они не любят привлекать к себе внимание. Обладатели мелкого почерка умны, но в жизни им мешает постоянный анализ своих проблем. Именно это мешает им взглянуть на ситуацию в целом, избавиться от ненужных зависимостей. Они больше любят размышлять, чем делать.

Соответственно, люди со средним почерком умеют находить компромиссы в жизни, они более дипломатичны. Они не переоценивают собственных возможностей, но и не забиваются в угол. Если у человека почерк неустойчив, то это показывает его способность приспосабливаться. Но при неустойчивом почерке в рамках одного предложения можно говорить о неустойчивой самооценке, которая мешает автору обрести почву под ногами и занять определенную жизненную позицию.

    Линии и строчки.

В графологии большое значение придается положению строчек - линиям письма. Они характеризуют отношение личности к окружающим событиям. Это основной показатель состояния подсознания автора. На воображаемой линии человек расставляет знаки не только физически: многими процессами в этом случае управляет психика человека. Выбор бумаги также может достаточно хорошо характеризовать человека. Если автор изначально выбирает линованную бумагу, значит он придерживается четкого жизненного плана. Люди, использующие чистую бумагу, независимы и имеют меньше условностей.

Если при письме наблюдаются ровные строчки, то это говорит о надежности автора, постоянстве эмоций и привязанностей. Такие люди заслуживают доверия. Но если линии вычурно ровные, то это указывает на перебор в вопросах контроля собственных эмоций. Если при этом буквы написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие люди и в жизни способны принимать гибкие, возможно, порой и спонтанные, решения.

При анализе почерка специалисты особое внимание уделяют неровным строчкам. Неровная линия показывает слабую внутреннюю стабильность. Если линия слишком пляшет, то можно говорить даже о психических нарушениях.

Отдельное направление в графологии – направленность линий. Если строчка уходит вверх, то человек полон оптимизма и радуется жизни. Автор позитивно относится к окружающим. Но слишком задранные вверх строчки характеризуют личность, как обладателя чрезмерного оптимизма, доходящего до эйфории. Пропадает здравое восприятие жизни, наблюдается её идеализация.< p>

Если строчки при письме уползают вниз, то автор по натуре – пессимист или находится в депрессивном, подавленном состоянии. Если строчка идет ровно, а загибается вниз только в самом конце, то человек может долго находится в спокойном состоянии, но периодически его что-то выбивает из спокойствия, и он падает духом.

В зависимость от состояния человека в течение определенного отрезка жизни его строчки могут вести себя по-разному: то уходить вверх, то уползать вниз.

Бывают случаи, когда в рамках одного листа при анализе почерка обнаруживают, что строчки то опускаются, то поднимаются (образуя арку). В этом случае у автора есть хорошие шансы стать обладателем энергичной манеры поведения и здравого оптимизма.

    Интервалы.

В графологии интервалы характеризуют стиль поведения и мышление личности. При анализе почерка исследуются интервалы между строчками и словам.

Достаточно большие интервалы между строчками говорят о внимательности и полном осознании своих действий автором. При очень крупных интервалах у личности наблюдается скепсис и социальная отстраненность. При среднем, умеренном размере между строчками уместно говорить о ясности мышления и хорошей организованности. Если строки путаются и заезжают друг на друга, то человек неорганизован в мышлении или находится в замешательстве. Если при этом наблюдаются крупные буквы, то автор не может остановиться на каком-то одном увлечении и довести его до конца. Чем больше путаница в строчках, тем больше интересов у личности.

Иногда наблюдается чуть ли не полное совпадение строк. Это говорит о том, что их автор в полном замешательстве. Но не нужно этот случай путать с ситуацией, когда при среднем интервале некоторые элементы букв заезжают на другую строку. В этой ситуации можно говорить об очень сильно развитом интеллектуальном типе, такие люди бывают успешны сразу в нескольких сферах деятельности.

Следующий блок исследований в графологии – интервалы между словами. Они характеризуют объем физического и психического пространства, который может обеспечить комфортное существование. А также отношение автора к окружающим.

Если пробелы между словами одной ширины, то человек адекватно воспринимает социальное неравенство и ко всем относится с уважением, а также он стабилен в межличностных отношениях. Если промежутки неодинаковые, то человек непостоянен в контактах с другими людьми: с одними он слишком плотно общается, других – игнорирует.

Очень узкие промежутки между словами характеризуют автора, как обладателя узкой личной зоны. Ему не нужно большое жизненное пространство, он предпочитает держаться поближе к другим людям. Если же промежутки между словами, напротив, широкие, то личность нуждается в большом личном пространстве. Такой человек любит одиночество и размышления наедине с самим собой. Независимость необходима такой личности, как воздух. Если промежутки слишком велики, то можно говорить о страхе автора перед контактами с другими людьми, им тяжело завязывать знакомства.

    Нажим.

Нажиму при анализе почерка уделяют особое внимание. Нажим – это характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию, обладает ветреными эмоциями, непостоянством чувств. Такие люди часто находят себя в духовной или интеллектуальной сферах деятельности. Но при том, что они восприимчивы к другим людям, наблюдается отсутствие глубоких чувств. Тогда как обладатели сильного нажима способны на глубокие и стабильные чувства, они испытывают потребность в остроте ощущений. Но при этом часто бывают равнодушны к переживаниям других.

    Наклон букв.

Эта характеристика в графологии рассказывает об уровне эмоциональных реакций человека, степени его понимания окружающих.

Если буквы расположены строго вертикально, то человек тщательно скрывает свои эмоции, он всегда невозмутим и спокоен, при этом зачастую даже равнодушен и безразличен к окружающим. Но если такой наклон сочетается с крупным почерком и хорошим нажимом, то холодность является скорее внешним проявлением желания все тщательно взвешивать перед принятием решения.

Наклон вправо характеризует человека, как обладателя хорошей скорости внутренних реакций, такие люди хорошо находят общий язык с окружающими. Небольшой наклон вправо говорит о мягкой реакции на события и людей. Нельзя сказать, что человек эмоционально сдержан, но эмоции он не проявляет сразу, сначала оценивает ситуацию. Такие люди часто колеблются между эмоциями и логикой. Но, в общем, являются дружелюбными людьми. Сильный наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона очень импульсивны.

Авторы почерка с наклоном влево эмоционально холодны. Они проявляют эмоции, но последние направлены внутрь самих людей. Такие личности стараются оградить себя от любых раздражителей и обладают выраженным эгоцентризмом. Часто именно повышенный эгоизм приводит к иррациональным поступкам, при этом человеку абсолютно все равно, что чувствуют при этом другие. При ярко выраженном наклоне влево можно говорить об эмоциональной отрешенности автора.

Анализ почерка при подборе сотрудников.

Учитывая возможности графологии, вполне логично, что этот инструмент широко применяется при подборе кандидатов на должности. В Европе и США графологическую экспертизу проходят практически все кандидаты на финансовые должности. И если графолог выносит вердикт, что человек имеет ярко выраженную склонность к обману, то кандидату, скорее всего, откажут.

В качестве примера рассмотрим несколько должностей и анализ почерка претендентов:

    Директор компании. Человек, претендующий на данную должность, обязан обладать инициативностью, творчеством, способностью к синтезу и анализу, ответственностью, авторитетом и т.д. Данным характеристикам соответствует следующий тип почерка: текст должен хорошо читаться, широкие буквы (зачастую высота меньше, чем ширина), разный размер у написанных букв, правильное соотношение между углами и закруглениями, строка прямая или чуть поднимается вверх.

    Топ менеджер. Данная личность должна быть выдержанной, коммуникабельной, с высоким самоконтролем, дипломатичностью. Соответственно анализ почерка следующий: аккуратное написание с декоративными элементами, буквы наклонены вправо, буквы среднего размера и немного округлены.

    Руководитель по связям с общественностью. Человек должен обладать хладнокровием, креативностью, смелостью, высоким интеллектом. Соответственно, графологический анализ почерка соответствует следующему описанию: темп письма быстрый, линии строк прямые или приподняты вверх, нет украшающих элементов, буквы между собой четко связаны, почерк широкий. Подпись такого человека обычно заканчивается горизонтальным штрихом.

    Финансист. Финансовый работник должен иметь способность быстро концентрироваться, иметь живой ум и устойчивость к психическим и физическим нагрузкам, отличную память. Анализ почерка: буквы крупные, сам почерк плавный и округлый, расстояние между отдельными словами большое, почерк хорошо читается, нажим выше среднего.

    Инженер. Кандидат на данную должность обязан обладать живым умом и хорошими навыками, быстрой реакцией и предприимчивостью. Почерк инженера имеет округлые буквы неодинакового размера с элементами угловатости, расстояние между словами большое, буквы широко поставлены.

    Хозяйственный работник. Человек должен иметь сообразительность, здравый смысл, уметь наводить порядок в делах. Соответственно почерк у такого кандидата аккуратный, темп письма быстрый, наличие дополнительный элементов в виде петель.

ПОЛЯ

Маленькие поля слева говорят о бережливости, мелочности, склонности к семейной жизни, широкие поля — о деятельности и отсутствии мелочности в характере. Слишком широкие поля — свидетельство щедрости, расточительности, хвастовства, стремления к оригинальности, а так­ же к роскоши и блеску. Кроме того, это говорит о фамильной гордости, светских привычках и манерах.

Если левый край поля постепенно расширяется, то это также свидетельствует о щедрости и расточительности, стремлении к бережливости, только с обратным результатом.

Левое поле сужается — эгоизм, бережливость, доходящая до скупости; самообладание.

Широкий, размашистый почерк, с правой стороны «сжатый» и «свешивающийся», говорит об отсутствии логики, о ложном взгляде на вещи.

«Растрепанный» почерк — это беззаботность, беспечность, деятельность и расточитель­ ность.

НАПРАВЛЕНИЕ СТРОК

Прямые, ровные строчки говорят о спокойствии, об уверенности человека в себе, о наличии у него силы воли, о сильно, развитом чувстве долга, а также о рассудительности и доверчи­ вости. Строчки, имеющие тенденцию подниматься, восходящие строчки — свидетельство чес­ толюбия, тщеславия, храбрости и решительности, сознания собственной силы, а также дея­ тельности, самоуверенности и стремлении к успеху.

Строчки, идущие книзу, — наоборот, говорят о том, что перед нами безынициативный чело­век, апатичный, пессимист, он с недоверием относится к себе, скорее всего, он сентиментален и неудачлив.

Волнообразные строчки — свидетельство хитрости, изворотливости, стремления ко лжи, но и коммерческих наклонностей.

Если строчки сначала восходят, потом опускаются, то это говорит о непостоянстве ха­ рактера, нетерпеливости — перед нами человек, который берется сразу за несколько дел и не оканчивает ни одного, он часто испытывает разочарование; успех не сопутствует ему.

Строчки, которые сначала опускаются, а потом поднимаются, характерны для человека самоуверенного, который неохотно берется за дело, но, начав, доводит его до конца, а потому добивается успеха.

Каждое следующее слово начинается выше окончания предыдущего — деятельность, но неуверенность в себе, сильно развитое чувство долга.

Большие пробелы на концах строк как способ избежать переноса слов — осторожность,


2 доходящая до трусости.

Заполнение строк до конца, сжимая буквы, — свидетельство того, что у человека есть по­ требность высказываться, делиться чувством, и в то же время он испытывает бессознатель­ный страх быть непонятым и не получить сочувствия.

НАКЛОН БУКВ

Сильный наклон, почти лежащие буквы — свидетельство несдержанности, вспыльчиво­ сти, сентиментальности, это увлекающаяся и обидчивая натура.

Наклон в разные стороны говорит о капризном нраве, о неуверенности и нерешительно­ сти, о разладе с самим собой, о борьбе чувств и разума. Но человек с таким почерком, скорее всего, обладает чувством юмора.

Почерк беспокойный, с постоянно изменяющимися по величине и наклону буквами, на­ правлениями строк имеют обычно люди деятельные, нервные, постоянно испытывающие бес­покойство.

Типы почерка:

Мелким почерком обычно обладают люди наблюдательные, спокойные, даже хладнокров­ ные, скрытные, при этом остроумные, склонные заботиться о других.

Круглый почерк, как правило, принадлежит людям гордым, самолюбивым, предприимчи­ вым, решительным, стремящимся к господству.

Узкий почерк — это сдержанность, скрытность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности. Люди с таким почерком часто боятся потерять состояние, утратить благополучие.

Широкий почерк — ум, энергия, общительность и беззаботность, даже беспечность; щед­рость и расточительность.

Если человек пользуется перьевой ручкой, то по нажиму пера тоже можно сделать некоторые выводы. Сильный нажим говорит о строгом взгляде на жизнь, написание без нажима — о бесха­ рактерности, излишней чувствительности, уступчивости. Такой человек осознает, что не понят окружающими.

Беглым и размашистым почерком обладают люди предприимчивые, деятельные, при этом любознательные и веселые, часто фантазеры.

Дрожащий, угловатый почерк говорит о нервности, трусости, неуверенности и нереши­ тельности. Так пишут обычно обидчивые люди, склонные к беспричинной печали.

Сильно угловатый — резкость характера, эгоизм, упрямство.

Беглый и «сухой» почерк бывает у людей умных и сдержанных; излишне витиеватый — у тщеславных, любящих внешний блеск, но которым свойственно чувство неудовлетворенности .

Простой, разборчивый почерк говорит о предусмотрительности, уме, благоразумии, само­ стоятельности, о решительности и уверенности в делах. Человеку с таким почерком обычно со­ путствует успех.

Неразборчивый, очень неправильный почерк характерен для людей нервных, беззаботных, склонных к сумасбродству.

Очень неразборчивый почерк говорит о непроницаемости, загадочности, о невозможности харак­ тера. Человек с таким почерком редко выходит из себя.

Красивый, каллиграфический почерк характерен для людей бесхарактерных, несамостоя­ тельных, всегда находящихся под чужим влиянием.

ПОДПИСЬ И РОСЧЕРК

Если человек, подписываясь, ставит только одну свою фамилию, то это говорит о его скромности, учтивости, но часто и о бесхарактерности. Если к фамилии прибавляются росчер­ ки, то это свидетельство тщеславия, гордости, самолюбия, сознания собственного достоинст­ ва.

Фамилия, только подчеркнутая, — ложное самолюбие, преувеличенное самомнение, бога­тое воображение.

Подпись, оканчивающаяся острым штрихом и точкой, говорит о недоверии и осторож­ ности.

Крючок впереди и после подписи — свидетельство большого недоверия, подозрительно­ сти.

Многократный росчерк означает решительность, склонность к сумасбродным поступкам, иногда безумие.

Сжатый и «скрученный»росчерк — правдивость, любовь к ясности.

Волнообразная черта в подписи может означать чувственность, иногда талантливость, скорее всего, перед нами увлекающаяся натура.

Подпись с зигзагами с острыми углами говорит о непреодолимой энергии.

Росчерк, оборачивающийся вокруг фамилии, — свидетельство скрытности и эгоизма.

Хвостообразныйросчерк говорит о подлости, страсти к сплетням и интригам.


Углы и дуги . Одни и те же буквы, например "п", "т", "ш", можно писать или округло, или угловато. Если восходящие и нисходящие штрихи будут соединяться кривыми округлыми ли­ ниями, то почерк можно назвать круглым; напротив, если эти штрихи везде пересекаются под углом, то почерк называется угловатым.

Замечено, что у людей, склонных смягчать противоречия, идти на компромиссы, отсутствуют угловатости в рисунках букв. Это свидетельствует о мягкости и миролюбии. Закругленное пись­ мо у мужчин говорит о том, что обладатель может приспосабливаться к любым условиям, любит посплетничать, стремится к многолюдному веселью, теряет чувство меры, когда успех способст­ вует ему.

Угловатый почерк позволяет предположить в пишущем упрямство, неуступчивость, требова­ тельность, резкость. Умение энергично и напряженно работать, удивительное самообладание, выносливость этих людей по отношению к физическим и моральным страданиям доходит до крайнего предела. Показателен остроугольный почерк Бисмарка, угловатый — Распутина. За­остренное написание у женщин — их повышенная активность.

Аркадический (т.е. правоокружный) и гирляндический (т.е. левоокружный) характер письма. Если буква "ш" начертана, как "т", дуги обращены своей выпуклостью к верхнему краю страни­ цы, буквы соединены наверху — это аркадическое письмо, которым обладают лица, склонные к фантазии, романтичные натуры.

Если буква "и" начертана как "п", дуги обращены своей выпуклостью к нижнему (пишуще­ му) краю страницы, буквы соединены внизу, напоминая гирлянду, — это гирляндический харак­ тер письма. Его обладатели неразговорчивы, склонны к заострению отношений.

Если буквы выполняются как левоокружными, так и правоокружными движениями, то пи­ шущий человек настойчив в достижении цели, но не "дальнозоркий". Он идет к цели не самым простым путем, а выбирает его без особых раздумий.

Анализу графолога подлежат отдельные буквы: бывают открытые сверху гласные (добро­душие, доверчивость, деликатность; развитая способность сочувствовать; неумение обрывать отношения), открытые снизу гласные (лицемерие, лживость), закрытые гласные (замкнутость).

Преувеличенный размер прописных букв означает настойчивое стремление к самостоятель­ ности, независимости в области мысли, стремление к выявлению своей личности.

Если в письме присутствует написание одновременно двух букв в результате своеобразных связей, то это человек логического мышления, предприимчивый.

Также почерк можно охарактеризовать по длине петель у таких букв, как "у", "р", "д". Раз­ личают длинные (неумение логически мыслить) и короткие (нелюбовь к лишним разговорам, лаконизм в деле, умение не высказывать своих мыслей) петли.


Стилизованный почерк (буквы отличаются фигурностью рисунка, в начертании видна гар­моничность) говорит о богатой образной памяти.

Почерки различают по конфигурации слов: увеличивающиеся к концу слова (доверчивость, ис­ кренность, сентиментальность), клинообразное окончание слов (хитрость, скрытность), укра- шенность слов (мелочность, болтливость, воображение, самодовольство, щеголеватость).

Присутствие петель, завитков, различных крючков в письме и рисунке почерка говорит об из­ воротливости в области мысли, предприимчивости.

Знаки препинания . Если знаки препинания поставлены аккуратно, точно, то это человек аккуратный, точный, осмотрительный. Густые, жирные знаки указывают на чувственную воз­ будимость. Злоупотребление знаками препинания наблюдается у подозрительных, страдающих навязчивыми идеями людей.

Подпись . Подпись без росчерка говорит о высоком уровне культуры, вкусе. Прямой росчерк указывает на энергичность, решительность, смелость; росчерк падающий, волни­ стый — на дипломатичность; росчерк в виде зигзагов — на энергию, деятельность.

Подчеркивание подписи — развитое чувство собственного достоинства.

Центробежное направление подписи — честолюбие.

Подпись, кончающаяся точкой, — склонность к самоанализу.

Темперамент и почерк . Интересна связь между темпераментом и почерком, которую иссле­ довал графолог Моргенштейн.

1. Личность сангвинического темперамента обладает разорванным, наклонным почерком с рез­
кими штрихами. Он подвижен, красив (Лермонтов).

2. У флегматической личности буквы жирные, местами утолщаются, а иногда делаются тон­
кими, неодинаково расстояние между буквами, они могут быть вытянутые, украшенные, калли­
графические (Крылов).

3. Для меланхолика характерны буквы танцующие, бледные со штрихами. Перенос слов с
большими расстояниями (Достоевский).

4. Для холерика характерны завернутые, запутанные штрихи и неравное расстояние между сло­
вами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий
вправо наклон (Пушкин).

Подводя итоги, представим таблицу, в которой показана связь между графологическими при­знаками почерка и индивидуальными особенностями пишущего человека.


Связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными

особенностями человека

Графологический признак

Индивидуальные особенности

Строки: прямые

Уравновешенность,сдержанность,последователь­ность

волнистые

Гибкость, пластичность, демократичность

параболические

Импульсивность, нетерпеливость, горячность

поднимающиеся вверх

Энергичность, честолюбие

Наклон: нормальный (вправо)

Дисциплинированность, исполнительность

вертикальный

Сдержанность, самообладание, выносливость

опрокинутый влево

Своенравность, упрямство, скрытность

разнотипный (разные наклоны)

Капризность, аффективность

Буквы: преувеличенный размер пропис­ ных букв

Честолюбие, самоуверенность, самостоятельность

то же в соединении с украшенностью

Тщеславие

сжатые, низкие, короткие

Упрямство

поправка букв и слов

Мнительность, недовольство собой

круглые

Миролюбие, общительность

Угловатые

Упрямство, требовательность

Подпись: без росчерка

Простота, скромность

росчерк, падающий, волнистый, в виде зигзагов

Энергичность, активность, целеустремленность

подчеркивание подписи

Чувство собственного достоинства

снизу вверх

Честолюбие

заканчивается точкой

Склонностьксамоанализу,повышеннаятребова­ тельность к себе


Тест для графологической экспертизы почерка Для него можно использовать почерк любого человека (не менее 20 строк).

1. Размер букв: очень маленькие — 3 балла; маленькие — 7; средние — 17; большие —
20.

2. Наклон букв: левый — 2 балла; легкий влево — 5; правый — 14; резкий вправо — 6.

3. Направление почерка: строчки ползут вверх— 16 баллов; строчки прямые— 12; строч­
ки ползут вниз — 1.

4. Сила нажима: легкая — 8 баллов; средняя—15; сильная — 21.

5. Характер написания слов: склонность к соединению — 11 баллов; склонность к отде­
лению — 18; смешанный стиль — 15.

6. Общая оценка: почерк старательный, аккуратный — 13 баллов; почерк неровный, не­
которые слова трудно прочесть — 9; почерк небрежный — 4.

7. Форма букв: округлая — 9 баллов; бесформенная — 10; угловатая — 19.

Оценка результатов:

38—50 баллов. Чаще всего это пожилой человек; 51—63 балла. Робкие, пассивные, флегматичные люди; 64—75 баллов. Люди нерешительные, мягкие; 76—87 баллов. Прямые, открытые и откровенные люди; 88—98 баллов. Люди инициативные, решительные, практичные;

99—109 баллов. Люди вспыльчивые, обидчивые, но одаренные и склонные к творчеству; 110—121 балла. Чаще всего это люди недисциплинированные, расхлябанные.

1 Графологическая экспертиза

Почерк оценивают по трем графологическим категориям: геометрической выдержанности; гармоничности; графологичности письма.

1 .Степень геометрической выдержанности письма (ровность линий строк и полей, равно­мерность интервалов между строками и словами, равносильность нажима и общая выдержан­ность письма) определяют степень волевого развития человека и запаса нервно-психической энергии, трудоспособности. Ровность линий строки, равномерность нажима указывают на вы­ держанность и равномерность прилива энергии, известную уравновешенность натуры. И на­ оборот, неровность строк, импульсивность нажима указывают на условную работоспособ­ность, проявляющуюся отдельными вспышками.

2.Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетании составных элемен­ тов письма, указывает на степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культуры человека.

3.Степень графологичности письма, т.е. отклонения от безукоризненного каллиграфическо­ го почерка, определяет степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообра­ зия (или однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче выражены эти отклонения, чем больше пишущий вносит в почерк своего, оригинального, тем больше мы имеем права ду­ мать, что человек в любой области своего проявления — материальной или духовной — не до­вольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, а стремится вне­ сти в жизнь что-то свое, новое и оригинальное. Каллиграфический почерк безличен.

Мы не заботимся о рисунке букв сознательно, но подсознательно мы его выбираем. Стре­ мясь к одним формам и избегая других, мы выдаем тем самым себя — свои вкусы, предпочте­ ния, свой стиль.

Тут и работает закон обратной связи. С одной стороны, наши индивидуальные особенности как бы диктуют подсознательный выбор рисунка букв, с другой — некоторые геометрические понятия превратились в символ, к которому мы можем как-то относиться, принимая или отвер­ гая его. "Острые углы" надежно ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью. Если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов.

Нажим . У человека устойчивого в проявлении своих чувств, уравновешенного, с равно­ мерным приливом энергии подобная равномерность будет присутствовать во всех движениях (походке, жестикуляции) — неторопливых, спокойных. Противоположными качествами обла­ дает человек, у которого порывистый почерк, мазки не равны по силе. Его деятельность и ха­рактеризуется отдельными различными по силе вспышками энергии.


Строки . Прямые строки указывают на уравновешенность, сдержанность, самообладание, волнистые — на дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях.

Импульсивность, нетерпеливость, горячность характеризуются параболическими строками. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться к немедленному их осуществлению. Эти люди горячо берутся за дело, часто не до­ водя его до конца.

Пробелы на концах строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, часто до­ ходящую до трусости.

Поднимающиеся строки встречаются чаще всего у энергичных, деятельных, честолюбивых людей.

Наклон . Хотя в школе нас учили писать косо, т.е. под определенным углом наклона, мы ви­ дим, что каждый выбирает способ письма, который для него удобен. Для большинства почер­ ков характерен наклон в 40—45° (косой почерк), но существуют и прямые, вертикальные почер­ ки (90°), наклонные, иногда опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм.

Можно отметить, что у людей, пишущих прямым почерком, большая сдержанность, само­ обладание, выносливость, чем у людей с наклонным почерком.

Замечено, что слишком наклонный почерк (почти лежащий) — у предприимчивых, деятель­ ных людей, которые способны легко ориентироваться в незнакомой обстановке.

Опрокинутый влево почерк возникает чаще всего в результате несоответствия личных есте­ ственных склонностей и влечений человека внешним условиям воспитания и жизни. Он ука­зывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.

Разнотипность наклона встречается у капризных, несдержанных, порывистых людей, кото­ рым свойственны обостренная нервная чувствительность, разбросанность в целеустремлениях.

Связь . Буква сама по себе не имеет никакого смысла. Только слово, состоящее из соеди­ ненных между собой букв, что-то означает.

Беглость почерка за счет рациональных комбинаций связок характеризует предприимчиво­го, сообразительного, энергичного человека. 3 Штрихообразование в почерке . Если слова заканчиваются горизонтальным штрихом (особенно последние в строке), то человек недоверчив, осторожен (как бы бессознательно бо­ ится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте доставить точку или какой- нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).

Загибающийся влево вниз (против направления движения) штрих указывает на эгоистич­ ность.

Различают также загибающиеся вверх штрихи (фантазия, впечатлительность), штрихи, предшествующие словам (привычка действовать по внутреннему убеждению), преувеличен­но длинные, резкие, прямые штрихи, предшествующие словам (упрямство, деспотичность), завертывающиеся в себя предшествующие штрихи (упрямство, настойчивость, неуступчи­ вость).

Отсутствие штрихов говорит о стремлении основываться лишь на том, что доступно фак­ тической проверке.

Примерная класс ификация почерков . В зависимости от высоты и ширины почерка раз­ личают почерки "мелкий", "крупный", "беглый" и некоторые другие.

Крупный и размашистый почерк указывает на склонность пишущего к выявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденными условиями жизни.

Если письмо крупное, то у человека развито чувство собственного

достоинства, он — непрактичен.

Мелкое письмо (менее 3 мм) говорит о сдержанности, расчетливости, хладнокровности, наблюдательности.

Сжатый почерк (высота меньше ширины) характеризует расчетливого, бережливого, ос­мотрительного человека, привыкшего к экономии. Эти черты он непроизвольно проявляет в письме, стараясь на предоставленном пространстве уместить как можно больше (поля письма будут почти отсутствовать, промежутки между словами будут крайне незначительными, по­ следние буквы будут уменьшены и стеснены).

Нормальное письмо, которое мало чем отличается от каллиграфического, указывает на ров­ ность поведения, общую уравновешенность, постоянство в привязанностях, взглядах. Пишу­ щий разборчивым почерком уже тем самым проявляет внимание к окружающим.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.
По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.
Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.
Для того, чтобы читать человека, словно книгу, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых соответствует определенному свойству характера испытуемого.
Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.
Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека...
Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.
Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.
Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.


Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.
У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.
Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.
У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.
У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.
Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.


Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.
В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.
Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.


Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.
Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.
Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.
Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево - о негативизме, склонности к сопротивлению.


Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?
Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.
Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.
Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.
Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.
Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.


Сочетание нажима с другими характеристиками почерка
Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.
Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.
Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.


Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.
Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.
Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.
Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.


Округлость букв


Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.
В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.
Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.


Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.
Величина оставляемых полей
Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.
Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.
Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.
Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.
Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.
Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут "скачущими буквами" разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.


Величина букв

Мелкие буквы . Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.
Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.
«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.
Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.
Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.
Буквы среднего размера . Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.
Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.
Использование печатных букв вместо письменных
Это означает движение к новым взглядам. Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.


Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».
Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.
Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.
Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.
Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.


Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.
Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.


Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.
Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.
«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.


Подпись человека

Подпись - это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?
Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.
Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них - его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая - для визирования деловых бумаг.
В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.
Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.
Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции. Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.
Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.
При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремится создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.
Наличие точки за подписью - признак упрямства, иногда - повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.
Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.
Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.
Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.
Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.
Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.
"Зажатая", малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.
Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.
Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.
Уважаемые коллеги!
Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.
Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.
Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно "дал сбой" и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.
Удачи Вам!