Домой / Праздничный / Болезнь когда провалы в памяти. Нарушения памяти в разном возрасте, причины патологии и пути решения проблемы

Болезнь когда провалы в памяти. Нарушения памяти в разном возрасте, причины патологии и пути решения проблемы

Много проблем со здоровьем у пожилого человека - пошаливает сердце, скачет давление, болят суставы, да и память зачастую подводит. Жалобы на нарушение памяти встречаются почти у каждого третьего пожилого пациента, обратившегося в поликлинику, но нередко остаются без должного внимания на фоне других его жалоб на здоровье.

С возрастом некоторое снижение памяти отмечается у многих людей - уменьшается способность к концентрации внимания, скорость всех психомоторных процессов. Подобные изменения памяти в норме не вызывают значительных затруднений в быту или профессиональной деятельности.

Симптомы нарушений памяти в пожилом возрасте

Самыми частыми заболеваниями, вызывающими нарушение памяти и других когнитивных (познавательных) функций у людей пожилого и старческого возраста, являются болезнь Альцгеймера, сосудистые заболевания головного мозга и смешанные формы, представляющие собой сочетание обоих патологических процессов.

Болезнь Альцгеймера приводит к прогрессирующей атрофии головного мозга, иногда это заболевание носит наследственный характер. Достаточно долго ведущим признаком этого заболевания является неуклонно прогрессирующая забывчивость, и только на поздних стадиях присоединяются другие психические и неврологические симптомы.

Если нарушение памяти в пожилом возрасте достигает такой степени, что приводит к неспособности человека к самообслуживанию, нарушению его адаптации в быту и социальной сфере, говорят о наступлении деменции (слабоумия).


Сосудистые когнитивные расстройства встречаются у пациентов пожилого и старческого возраста, страдающих артериальной гипертензией, атеросклерозом мозговых сосудов, сахарным диабетом, у пациентов, перенесших ишемический инсульт. На ранних стадиях преобладают нарушения внимания и скорости мыслительного процесса, в дальнейшем также присоединяются нарушения памяти.

Часто указанным симптомам сопутствуют изменения настроения - эмоциональная лабильность, неустойчивость при ходьбе, повышение тонуса в ногах, нарушения мочеиспускания, изменение сухожильных рефлексов. Сосудистые когнитивные расстройства могут достигать степени деменции.

Психологическое неблагополучие тоже может оказывать влияние на память. Депрессия, повышенная тревожность, плохой сон, длительное переутомление могут вызывать нарушения познавательных функций, очень похожие на органическое заболевание, особенно страдает внимание человека.

У специалистов даже есть термин "псевдодеменция" - когда при выраженной депрессии симптомы очень напоминают тяжелое расстройство памяти. Для лечения такого рода состояний нужны совсем другие лекарственные препараты-антидепрессанты, противотревожные средства, необходима помощь психолога.

Если выявить вовремя эмоциональные расстройства и назначить правильно подобранную терапию, то в этом случае нарушения памяти полностью регрессируют.

Тактика лечения расстройств познавательных функций зависит от степени их тяжести. Если нарушения достигают степени деменции, когда у пациента развиваются выраженные проблемы в социальной, бытовой и профессиональной адаптации, утрачиваются навыки самообслуживания, то показано назначение ингибиторов ацетилхолинэстеразы (галантамин, донепизил, ривастигмин) и (или) блокатора глутаматных рецепторов акатинола мемантина длительно, желательно пожизненно.

Такое лечение позволяет значительно замедлить прогрессирование заболевания, облегчить уход за пациентом, хотя и не дает полного выздоровления.

Если познавательные нарушения не достигают степени деменции, но пациент или его родственники активно предъявляют жалобы на снижение памяти, а результаты нейропсихологических тестов показывают отклонение от возрастной нормы показателей познавательной деятельности, то для улучшения памяти рекомендуют достаточную умственную нагрузку, тренировку памяти.

Для профилактики развития нарушений памяти в пожилом возрасте очень важна активная интеллектуальная деятельность в молодом возрасте и поддержание высокой интеллектуальной активности в среднем и более позднем возрасте.

У лиц умственного труда деменция встречается реже, протекает более мягко и прогрессирует медленнее. В качестве тренировки памяти можно рекомендовать чтение и обсуждение книг, разгадывание кроссвордов, заучивание стихов, обучение иностранным языкам.

Важное значение для профилактики развития и замедления прогрессирования когнитивных расстройств имеет коррекция имеющихся сосудистых факторов риска, прежде всего постоянный, независимый от самочувствия, под врачебным контролем, прием препаратов от артериальной гипертензии, причем преимущество в этом случае имеют блокаторы кальциевых каналов (нитрендипин), ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (периндоприл) и блокаторы рецепторов к ангиотензину-2 (эпросартан).

Результаты клинических исследований показали, что длительное лечение артериальной гипертензии в среднем возрасте значительно уменьшает частоту развития деменции в пожилом возрасте. Необходимы также нормализация уровня сахара в крови у страдающих сахарным диабетом, прием антитромбоцитарных препаратов (ацетилсалициловая кислота, клопидогрел, тиклопидин) после перенесенного ишемического инсульта и статинов (симвастатин, аторвастатин, правастатин) для контроля уровня холестерина в крови, если у пациента повышенный уровень холестерина и атеросклероз сосудов головного мозга и сердца.

Лечение этих заболеваний благоприятно сказывается на профилактике развития и замедлении прогрессирования сосудистых когнитивных расстройств и уменьшает проявления болезни Альцгеймера. Важное значение имеют также отказ от курения, злоупотребления алкоголем, умеренная физическая активность.

Чтобы обеспечить организм необходимым количеством этих микронутриентов, нужно употреблять в пищу больше зелени, овощей и фруктов, оливкового масла и морепродуктов (так называемая "средиземноморская диета").

Для лечения легких и умеренных когнитивных расстройств показано применение курсами или постоянно ноотропных лекарственных препаратов, которых в арсенале современного невролога достаточно много: пирацетам по 1,6-4,8 г/сут, винпоцетин по 15-30 мг/сут, глиатилин по 1200 мг/сут, препараты гинкго билоба по 120-240 мг/сут.

Одним из наиболее исследованных и перспективных препаратов, улучшающих память, является высококонцентрированный экстракт гинкго билоба (Мемоплант).

Экстракт гинкго билоба (Мемоплант) представляет собой стандартизированный экстракт (EGb 761) реликтового растения гинкго билоба, который обладает доказанной способностью активировать метаболизм нейронов и защищать их от повреждения свободными радикалами в условиях недостаточного мозгового кровотока, улучшать реологические свойства крови и микроциркуляцию, что способствует улучшению мозгового кровообращения.

В клинических исследованиях, проведенных на значительном числе пациентов, показано, что назначение EGb 761 (Мемопланта) пожилым людям с легкими или умеренными когнитивными нарушениями способствует улучшению самочувствия и регрессу когнитивных и эмоционально-аффективных расстройств, улучшению выполнения нейропсихологических тестов, нормализации биоэлектрической активности головного мозга.

Положительные эффекты реализуются при достаточно длительном лечении - от 4 недель до 6 месяцев непрерывного применения в зависимости от тяжести нарушений памяти.

Помимо улучшения памяти в исследованиях отмечено улучшение эмоционального состояния пациентов, что связано с мягким психотропным действием гинкго билоба, характеризующимся сочетанием стимулирующего и противотревожного эффектов, способностью улучшать сон и состояние вегетативной нервной системы.

Отмечается хорошая переносимость препаратов гинкго билоба, минимум побочных эффектов, хорошая совместимость с кардиологическими и другими ноотропными препаратами.

В аптеках Мемоплант (EGb 761) представлен в таблетках по 40, 80 и 120 мг, суточная доза, по согласованию с вашим доктором, - 120 или 240 мг. Безопасность Мемопланта при долгосрочном приеме подтверждена специальными исследованиями, которые длились не менее 5 лет.

Таким образом, чтобы избежать развития нарушений памяти в старости, необходимо в среднем возрасте поддерживать высокую интеллектуальную активность, правильно питаться, под врачебным контролем лечить сердечно-сосудистые заболевания, прежде всего артериальную гипертензию, и принимать курсами препараты для улучшения памяти. Соблюдение этих рекомендаций позволит вам на долгие годы сохранить ясный ум и острую память.

Человеческий мозг постоянно накапливает и хранит информацию. Эта функция называется .

Забывание — это тоже естественный процесс мозговой деятельности. Иногда забывчивость переходит в патологическую форму.

Провалы в памяти являются следствием органических изменений в мозге или возникают по психологическим причинам. В зависимости от причины заболевание будет иметь благоприятный или неблагоприятный прогноз.

Что это такое?

Провалы в памяти называются амнезией .

Они связаны с нарушением процессов сохранения и воспроизведения информации.

Человек может забыть недавнюю информацию или утратить способность помнить далекое прошлое.

Частичная забывчивость свойственна почти всем людям. Забыть, куда положили ключ или не вспомнить номер телефона — это нормально .

О патологии начинают говорить, когда пациент не может воспроизвести события вчерашнего дня, не помнит имена, даты. Также о заболевании свидетельствует невозможность запомнить информацию, полученную только что.

В отечественной науке изучением нейропсихологических процессов памяти занимался советский психолог А.Р.Лурия. Он заложил основы нового типа нейропсихологии.

Он разработал теорию мозговой организации высших функций психики. Его нейропсихология, в отличие от западной, берет за основу не медицину, а именно психологические процессы.

Классификация

С точки зрения этиологии, амнезия может иметь психологическую или физиологическую природу.

Физиологические провалы обусловлены органическими заболеваниями мозга и нервной системы. Эти случаи относятся к болезненным нарушениям памяти.

При психологической амнезии органические поражения отсутствуют, а причиной выступают психологические факторы: стресс, усталость, .

По длительности процесса амнезия делится на:

  • кратковременную;
  • долговременную;
  • частичную;
  • полную.

При кратковременной пациент забывает события на короткий срок, затем воспоминания возвращаются. Для долговременного провала характерна забывчивость на продолжительное время.

Больной может утратить память частично, когда в мозге «стираются» некоторые события жизни, или полностью, в этом случае он не помнит ни своего имени, ни близких, ни другие моменты.

В современной психологии принята следующая классификация амнезии :


По способу протекания провалы в памяти делятся на:

  • прогрессирующие . Человек помнит события прошлого, но забывает факты и информацию из настоящего. Такой тип патологии характерен для пожилых людей;
  • регрессирующие . Потеря памяти происходит на определенное время, затем пациент постепенно вспоминает, но многие события так и остаются забытыми;
  • стационарными . Факты навсегда стираются из памяти и больше не восстанавливаются.

По классификации, принятой Лурия , болезненные нарушения памяти делятся на:

  1. Модально-неспецифические. Возникают при локальных глубинных поражениях структуры мозга. При этом существенно утрачиваются зрение, слух, внимание. В эту группу входят синдром Корсакова и алкогольная амнезия.
  2. Модально-специфические . Например, человек может запомнить информацию, полученную при помощи слуха, но у него отсутствует зрительная память.

Причины у взрослых и детей

От чего бывают провалы в памяти? Причины провалов в памяти у молодых и пожилых людей делятся на физиологические и психологические. К физиологическим относятся различные заболевания, поражающие структуры мозга:

Причинами психогенной амнезии становятся:

  1. Сильный стресс.
  2. Длительное отсутствие сна.
  3. Усталость.
  4. Психотравмирующая ситуация.
  5. Чрезмерные умственные нагрузки.

Амнезия у детей обусловлена следующими факторами:


Симптомы и признаки

Клиническая картина заболевания зависит от причины и наличия сопутствующей патологии. При органических поражениях мозга у больного присутствуют следующие симптомы:

  • головокружение, тошнота;
  • боли в голове;
  • слабость;
  • потливость;
  • ухудшение координации движения, зрения, слуха, речи.

Психогенная амнезия сопровождается:

  • мигренью;
  • тахикардией;
  • перепадами настроения;
  • приступами возбуждения, депрессии или агрессии;
  • спутанностью сознания;

Возможные последствия

Сама по себе амнезия неопасна. Однако, если она сопровождается другими заболеваниями, это приводит к плачевным результатам .

Сначала у пациента начинаются проблемы с когнитивными навыками: ухудшается интеллект, восприятие, воображение.

На поздних стадиях болезни пациенты теряют способность принимать пищу, ходить, не могут обойтись без посторонней помощи и постепенно умирают от истощения.

Диагностика

При амнезии важно не только установить сам факт болезни, но и выяснить природу заболевания и его причину . Для этого проводят следующие исследования:

  1. Электроэнцефалография.
  2. МРТ или КТ мозга.
  3. Рентгенография сосудов мозга.
  4. Биохимический анализ крови.

Данные методы позволяют обнаружить изменения в мозге, подтвердить или опровергнуть другие заболевания: опухоли, эпилепсию, атеросклероз, тромбоз сосудов.

В психиатрии дополнительно проводят специальные тесты , например:

  1. Измерение механической памяти. Пациент должен запомнить 8 из 10 слов.
  2. Смысловой тест . Пациент пересказывает прочитанный текст.
  3. Образная методика . Используется у детей и взрослых с нарушениями речи. Больной изучает картинки с изображениями предметов, животных и должен удерживать информацию в течение часа.

Лечение

Нормализация памяти — это длительный и трудный процесс.

Он потребует много сил и терпения от самого больного и от его родственников.

Врач в выборе терапии руководствуется причинами болезни, видом амнезии, возрастом пациента. В более молодом возрасте заболевание поддается коррекции намного быстрее и легче, чем у пожилых пациентов.

Существуют ситуации, когда ничего не может изменить даже самый опытный врач . Это происходит в случае неизлечимых заболеваний: диабета, рака мозга, болезни Альцгеймера.

Если причиной потери памяти является опухоль мозга или травма головы, то проводят оперативное лечение.

Лечение психогенной амнезии подразумевает применение следующих методов:

  • лекарственная терапия;
  • психокоррекция;
  • нормализация образа жизни

Медикаменты

Медикаменты, улучшающие память:

  1. Ноотропы (Мексидол, Циннаризин, Церебролизин, Фенибут). Они улучшают прохождение электрического импульса в ЦНС.
  2. Тонизирующие средства. Улучшают обменные процессы в мозге (Глицин, Танакан, Билобил).
  3. Витаминные комплексы (Витрум мемори).

Психокоррекция

В психокорректирующих методиках применяется мнемотехника .

Это комплекс приемов, улучшающих запоминание и сохранение информации.

Пациент может использовать их самостоятельно в домашних условиях или во время психотерапевтических сеансов под контролем специалиста.

К этим приемам относятся: запоминание четверостиший, составление предложений из первых букв, запоминание при помощи рисунков и т. д.

Образ жизни

Пациентам с амнезией важно откорректировать питание, режим дня . Отказ от вредных привычек -важная составляющая терапии, так как никотин и алкоголь негативно действуют на сосуды.

В рационе больного должны преобладать блюда, обогащенные витаминами и минералами: нежирное мясо, молочные продукты, фрукты, овощи. Улучшить мозговое кровообращение помогут регулярные прогулки, физические нагрузки, полноценный сон.

Также большое значение имеет обстановка в семье. При поддержке близких и отсутствии стрессов пациент быстрее пойдет на поправку.

Больным обязательно нужно заниматься интеллектуальной деятельностью. Это чтение книг, решение кроссвордов, просмотр познавательных программ. Можно использовать интеллектуальные компьютерные игры, тесты.

Прогноз и профилактика

Если у больного отсутствует прогрессирующее заболевание мозга (эпилепсия, опухоль, болезнь Альцгеймера, деменция), то шансы избавиться от амнезии очень высоки .

Самые благоприятные прогнозы имеют психогенные расстройства.

Методы профилактики провалов в памяти заключаются в:

  1. Ведении здорового образа жизни.
  2. Избегании черепно-мозговых травм.
  3. Предупреждения заболеваний нервной системы.
  4. Создания благоприятной психологической обстановки.
  5. Соблюдении режима труда и отдыха.
  6. Правильного питания.
  7. Поддержания иммунитета.
  8. Занятий интеллектуальной деятельностью.
  9. Своевременного лечения различных заболеваний.

Потеря памяти — серьезная проблема для больного и его родственников. К сожалению, от этого не застрахован никто . Частично предотвратить заболевание можно с помощью мер профилактики.

Нарушение памяти (забывчивость) — причины и лечение:

На проблемы с памятью сегодня жалуются едва ли не все. Но одно дело, если вы, например, частенько не можете припомнить, где оставили перчатки или куда положили мобильник. И совсем другое - если не в состоянии восстановить в памяти события прошлого вторника, а то и вчерашнего дня.

Еще один опасный симптом, свидетельствующий о наличии серьезных сопутствующих заболеваний, - это большие затруднения при попытке удержать в голове информацию, полученную только что. Ну прямо как в анекдоте:

- Доктор, у меня провалы в памяти.
- И как часты они у вас?
- Что часто?
- Провалы, больной, провалы.
- Какие провалы?

Увы, в жизни похожие ситуации выглядят скорее печально. Чаще всего ухудшение памяти происходит на фоне следующих недугов:

1. Травмы головы . Чем тяжелее травма - тем хуже память. А для серьезных черепно-мозговых травм характерны не только ухудшение памяти, но и ее потеря (амнезия). На этом фоне появляются даже конфабуляции (ложные воспоминания) и галлюцинации.

Детали . Начало процесса ухудшения памяти, а также появления галлюцинаций по времени совпадают с травмой головы.

Что делать? Обратиться к неврологу, сделать МРТ головного мозга.

2. Психические нарушения . Например, синдром Корсакова, при котором нарушается возможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при относительно сохранной памяти на прошлое.

Детали . Возникает нарушение ориентировки во времени, месте и обстановке. Могут появляться ложные воспоминания.

Что делать? Обратиться к психиатру, пройти обследование.

3. Атеросклероз сосудов мозга . При нарушении кровообращения головного мозга уменьшается приток крови ко всем отделам этого органа. Соответственно, страдает и память.

Детали . Помимо снижения памяти - плохая концентрация внимания, головные боли, раздражительность и усталость.

Что делать? Посетить невролога, сдать анализ крови на холестерин, пройти исследование сосудов мозга.

4. Сахарный диабет . При этом заболевании страдают кровеносные сосуды: у крупных сосудов утолщаются стенки, а мелкие вовсе перекрываются. В результате кровь к мозгу поступает в недостаточном объеме.

Детали . Симптомов может и не быть, но иногда возникают повышенная жажда, учащенное мочеиспускание, сухость слизистых оболочек (прежде всего во рту и половых органах), повышенная усталость.

Что делать? Посетить эндокринолога, сдать кровь на сахар.

5. Болезнь Альцгеймера . Это дегенеративное неизлечимое заболевание головного мозга характеризуется постепенным и неуклонным снижением памяти и интеллекта вплоть до слабоумия.

Детали . Чаще всего возникает после 60 лет. Провалы в памяти касаются текущих ситуаций, тогда как события далекого прошлого человек воспроизводит легко и в подробностях. Иногда настоящее и прошлое у больного меняется местами. Человек становится неуживчивым, эгоистичным.

Что делать? При первом подозрении обращаться к неврологу. При раннем начале лечения можно добиться более легкого течения болезни.

6. Заболевания щитовидной железы . Связаны с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз), которые на 65% состоят из йода.

Детали . Помимо снижения памяти, которое обычно появляется первым, у больного повышается вес (даже на фоне плохого аппетита), появляются упадок сил, депрессия, апатия, раздражительность. Возникают отеки и мышечная слабость.

Что делать? Обратиться к эндокринологу, сдать кровь на гормоны щитовидной железы, при необходимости сделать УЗИ. Для профилактики йододефицита - добавить в рацион йодированную соль и молочные продукты, морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.

7. Остеохондроз . Если в шейном отделе позвоночника - грыжа, страдает и кровоснабжение мозга.

Нарушение памяти - еще самое меньшее из возможных зол. Со временем шейный остеохондроз способен привести даже к инсульту.

Детали . Периодические головные боли, онемение в пальцах рук.

Что делать? Посетить вертебролога, сделать МРТ шейного отдела. Заняться плаванием, ЛФК.

8. Депрессия . Постоянная тревога очень сильно ухудшает память.

Детали . Подавленность, апатия, нежелание общаться.

Что делать? Обратиться к психотерапевту.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


Потеря памяти у пожилых людей имеет много потенциальных причин. Это и возрастные изменения в головном мозге и накопившиеся за прожитые годы заболевания, оказывающие влияние на центральную нервную деятельность, и характерные для старости болезни.

В отличие от молодого возраста, потеря памяти у пожилых людей, как бы ее ни лечить, все равно будет иметь место. Не стоит ожидать полного . Но комплексное лечение может её улучшить, остановить прогрессирование ухудшения, а также сохранить пожилому человеку возможность относительно комфортного качества жизни.

Лечебные мероприятия направлены на причины нарушения памяти и улучшение условий для функционирования структур мозга, отвечающих за высшую нервную деятельность.

Лечение причин

В пожилом возрасте накапливаются патологии, которые потенциально могут приводить к нарушениям функции высшей нервной деятельности, в том числе, к нарушениям памяти. Это заболевания, которые, так или иначе, способствуют временным или постоянным нарушениям кровообращения в головном мозге, гипоксии его структур, отвечающих за процессы памяти.

К основным, вызывающим потерю памяти у пожилых людей причинам относятся:

  • инсульт мозга;

Если очаги ишемического или геморрагического инсульта поражают лобные, височные доли, таламус, гипокамп, то риск нарушения памяти особенно высок.

Ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность часто сопровождают пожилой возраст. При этих патологиях страдает сократительная способность сердца, снижается величина сердечного выброса. Тогда организм перераспределяет кровоток и головной мозг продолжает получать нормальное количество крови за счёт того, что его недополучают ткани на периферии (кожа, кишечник, конечности). Но однажды и этот механизм истощается. И начинает страдать кровоток в головном мозге.

Гипертоническая болезнь - частый спутник старости. Она не только приводит к сердечной недостаточности. Головной мозг автономно от всего организма регулирует величину просвета сосудов. Однако длительно существующая гипертония приводит к нарушению этой регуляции.

Важно! Для улучшения памяти необходимо достигнуть компенсации этих патологий. Для этого проводится мониторинг артериального давления и коррекция его медикаментами, препараты, оптимизирующие работу сердца.

Дыхательная недостаточность, которая может сопровождать сердечную или быть самостоятельной, приводит к тому, что состав крови, притекающей к головному мозгу, содержит меньше кислорода. Устранение причин патологического состояния лёгких часто происходит при компенсации деятельности сердца.

В просвете сосудов приводят к уменьшению просвета и к ограничению кровотока головного мозга. Рекомендуется проведение противоатеросклеротической терапии, нормализация уровня холестерина в крови, липидов.

Варикозная болезнь нижних конечностей является источником мелких тромбов, которые могут попадать в головной мозг и закупоривать капилляры и более крупные сосуды. Выключение из кровотока мелких сосудов приводит к микроинфарктам мозга, крупных и средних – к угрожающему жизни состоянию. Рекомендуется лечение варикозной болезни, применение препаратов, уменьшающих вязкость крови.

Кроме того, потеря памяти в пожилом возрасте обусловлена уменьшением количества нейронов, а также ослаблением синаптических связей между ними, проводящих импульсы памяти.

Считается, что нарушение работы ЦНС в целом и потеря памяти в старости, в частности, являются физиологической закономерностью. Поэтому к комплексному лечению должны быть добавлены церебропретктивные препараты. Они направлены на оптимизацию потребления кислорода и метаболизма в нейронах. Это:

  • ноотропы и нейропротекторы (Пирацетам, Церебролизин).
  • лекарства, оказывающие действие непосредственно на функцию памяти (Алзепил, Глицин, препараты Гинко билоба).
  • вазоактивные(сосудистые) препараты, улучшающие состояние сосудистой стенки и ее тонус (Пентоксифиллин, Трентал).

Риск заболевания более высок у людей, родственники которых имели такую патологию. К сожалению, лечения от этого фактора не существует.

Сахарный диабет 2 типа также способствует формированию нарушения памяти. Необходимо проводить контроль уровня сахара крови, его коррекцию.

Абдоминальное ожирение, гиперлипидемия способствует формированию нарушения памяти. Обязательна нормализация веса и лечение ожирения.

Риск нарушения памяти, как и других нарушений высшей нервной деятельности, вырастает значительно, при сочетании гипертонической болезни, сердечной недостаточности, ожирения, сахарного диабета 2 типа.

Часто нарушения памяти у пожилых приводят к стрессам, непониманию, конфликтам с окружающими. В таких случаях поможет терпение и тепло родственников, возможно консультация психолога.

Тренировка памяти и тела

Считается, что люди, занимающиеся умственным трудом меньше подвержены нарушениям памяти. Даже когда она ухудшаются, то они гораздо легче приспосабливаются к этому. Поэтому в преклонном возрасте рекомендуется разные в виде решения разговоров, прослушивания радио, решения кроссвордов, головоломок, чтения, обратный счет.

Умеренная физическая нагрузка приводит к активизации кровотока в головном мозге, улучшению насыщения крови кислородом. При потере памяти у пожилых людей лечение должно быть комплексным. Оно направлено на уменьшение проявлений нарушения памяти, обеспечение относительно комфортной жизни пожилого человека внутри общества.