Домой / Праздничный / Гельвеций об уме. «ОБ УМЕ

Гельвеций об уме. «ОБ УМЕ

Гельвеций К.А.

Сочинения. В двух томах

Составление и общая редакция X.Н. Момджяна
М.: «Мысль», 1973/1974. - 647/687 с.
Серия Философское наследие (т. 57, 58)
Формат: DjVu

Размер: 16,4 / 17,2 Мб

Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление

Язык: русский

Гельвеций К.А. - известный мыслитель французского Просвещения XVIII в. В первый том "Собрания сочинений" включены «Записные книжки» Гельвеция (впервые опубликованные на русском языке) и один из его основных трудов - «Об уме». Второй том включает работу философа «О человеке» и «Мысли и размышления», а также письма. Издание снабжено примечаниями, именным и предметным указателями.

СОДЕРЖАНИЕ

ТОМ 1

Момджян. Клод Адриан Гельвеций (5)

Записные книжки (73)

Об уме (143)
Предисловие (145)
Рассуждение I. Об уме самом по себе (148)
Рассуждение II. Об уме но отношению к обществу (180)
Рассуждение III. Об уме (326)
Рассуждение IV. О различных наименованиях ума (482)

Примечания (607)
Указaтeль имeн (633)
Предметный указатель (640)

ТОМ 2

О ЧЕЛОВЕКЕ (5)
Предисловие (7)
Раздел I. Воспитание различных людей по необходимости различно: оно, быть может, является причиной того умственного неравенства, которое до сих пор приписывалось неодинаковому совершенству органов (19)
Раздел II. Все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями (67)
Раздел III. Об общих причинах неравенства умов (172)
Раздел IV. Люди с обычной, нормальной организацией все доступны одной и той же степени страсти; неравная сила страстей у них - всегда результат различия положений, в которые ставит их случай. Своеобразие характера каждого человека есть (как замечает Паскаль) продукт его первых привычек (181)
Раздел V. Об ошибках и противоречиях тех, принципы которых, отличные от моих, сводятся к утверждению о неодинаковом совершенстве чувств, о неодинаковом умственном уровне (257)
Раздел VI. О бедствиях, порождаемых невежеством; о том, что невежество вовсе не уничтожает изнеженности; что оно повое не обеспечивает преданности подданных; что опо судит о самых важных вопросах, не зная их. О бедствиях, в которые эти суждения могут иногда ввергнуть нацию. О том, что следует презирать и ненавидеть покровителей невежества (301)
Раздел VII. Добродетели и счастье народа - следствие не святости его религии, но мудрости его законов (345)
Раздел VIII. О том, что составляет счастье индивидов; об основе, на которой следует воздвигнуть здание национального счастья, состоящего необходимым образом из счастья всех частных лиц (378)
Раздел IX. О возможности указать правильный план законодательства; о препятствиях, которые невежество ставит его опубликованию; о том, как невежество осмеивает всякую новую идею и всякое углубленное исследование морали и политики; о том, как оно приписывает человеческому духу непостоянство, несовместимое с длительным существованием хороших законов; о воображаемой опасности, которой (если верить невежеству) должны подвергнуться государства с открытием новой идеи и в особенности истинных принципов законодательства; о слишком губительном равнодушии людей к исследованию нравственных или политических истин; о том, что одни и те же взгляды называют истинными или ложными в зависимости от временного интереса (426)
Раздел X. О могуществе воспитания; о способах усовершенствовать его; о препятствиях и путях прогресса этой науки. О легкости, с какой можно будет по устранении этих препятствий наметить план идеального воспитания (504)

МЫСЛИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ (569)
ПИСЬМА (603)

Примечания (651)
Именной указатель (667)
Предметный указатель (673)

Французский философ. Родился 31 января 1715 г. в Париже. В 1751 г. познакомился с Вольтером и Монтескье, и с того момента наука стала главным делом его жизни. В 1758 г. издал свое главное сочинение – «Об уме». Жизнь этого произведения оказалась короткой – по решению парижского суда его сожгли. Но этот труд принес автору огромную популярность и общенациональную славу.

В социальной сфере Гельвеций признавал главной силой общественного развития сознание и страсти человека. Он считал, что нужно ликвидировать помещичью собственность и порожденные ею государственные и общественные институты, и возлагал надежды на просвещенного государя-философа. Деятельность Гельвеция сыграла важную роль в идеологической подготовке Французской революции. Умер 26 декабря 1771 г. в Париже.

Великие умы доходят равным образом и до великих пороков, и до великих добродетелей.

Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей.

В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе.

Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.

Задача искусства – волновать сердца.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги.

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели.

Любовь в соответствии с различными характерами по-разному пылает. У льва жгучее и кровожадное пламя выражается в рычании, у высокомерных душ – в пренебрежении, у нежных душ – в слезах и унынии.

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.

Наука о человеке – это наука мудрецов.

Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти.

Нет ничего более опасного, чем страсти, которыми разум управляет в запальчивости.

Общество признает и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле. Кто хочет знать, чего он стоит, может узнать это только от народа и, следовательно, должен отдать себя на его суд.

Одинаковое счастье – быть победителем или побежденным в битвах любви.

Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения.

Основа нравов людей заключается отнюдь не в их умозрительных принципах, а в их вкусах и чувствах.

Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества.

Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй – следствием отсутствия их.

Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.

Скажи мне, с кем ты близок, и я скажу, кто ты.

Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.

Справедливость наших суждений и наших поступков не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.

Страсти – это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.

Сущность любви заключается в том, чтобы никогда не быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.

Только рука друга может вырвать шипы из сердца.

Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает.

Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.

Человек, не знакомый с искусством верховой езды, не возьмется давать советы, как объезжать лошадей. Но в морали мы бываем менее скромны. Здесь мы всегда считаем себя знающими и способными давать советы всем людям.

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний.

Книга Гельвеция "Об уме" была опубликована в Париже в 1758 году и в том же году осужденна парижским парламентом на сожжение. В ней Гельвеций попытался резюмировать и развить взгляды французских просветителей на человека. В связи с этим в книге дается критика абсолютизма и теологического подхода к человеку, а также разрабатывается концепция утилитаризма. Книга состоит из предисловия и четырех «Рассуждений». В 1-м рассуждении «Об уме самом по себе» природа трактуется как совокупность объективно существующих во времени и пространстве материальных тел, человеческая природа сводится к физической чувствительности, и главным желанием человека объявляется стремление к физическим удовольствиям, а главным чувством – себялюбие. На этом строится система утилитаристских выводов, обоснованию которых посвящено 2-е рассуждение «Об уме по отношению к обществу», где корыстный интерес признается основным побудительным мотивом человеческого общества. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса». Хотя Гельвеций и говорит часто об общественном интересе и даже подчеркивает его приоритет, главным для него тем не менее остается личный интерес – «единственный критерий достоинства вещей и личностей». Отправляясь от него, Гельвеций объясняет все чувства человека, его поведение и даже сам факт возникновения общества. Так, в любви каждый ищет прежде всего физического удовольствия, в дружбе – хочет найти человека, который помогал бы ему материально и т.п. «Честность с точки зрения отдельного лица есть лишь привычка поступать так, как выгодно данному лицу», а стремление заключить общественный договор возникает из желания удовлетворить свои потребности, ибо в одиночку это сделать невозможно. Высокие государственные должности манят возможностью получить наибольшую материальную выгоду, к этому же подталкивает потребность стать уважаемыми людьми. Проповеди моралистов, по мнению Гельвеция, не могут этого изменить, ибо «люди не злы, а только следуют своим интересам».

На свете очень мало людей, «которые считают полезными для себя те поступки, которые справедливы и согласны с общим благом». Следовательно, надо так организовать общество, чтобы каждому было выгодно стать добродетельным, т.е. чтобы личный интерес сочетался с интересом общественным. Такова тема 3-го рассуждения Гельвеция. Мудрый законодатель и должен издать такие законы, которые побуждали бы человека к нравственным поступкам ради собственной выгоды. Предпосылкой этого, по Гельвецию, является установление политически-правового равенства, превращение всех граждан в членов третьего сословия, уничтожение слишком больших различий в имущественном владении. Деспотизм опасен для общества прежде всего тем, что способствует развитию пороков, т.к. именно они становятся здесь выгодными. Эти идеи развиваются в 3-м разделе «Об уме», где речь идет также о воспитании людей, включая монархов, и о роли случая в этом процессе. Идеал Гельвеция – федеративный союз нескольких демократических республик. В 4-м рассуждении «О различных наименованиях ума» анализируются феномены гениальности, талантливости, тонкости ума.

Москва, 1938 год, Государственное социально-экономическое издательство. Издательский ледериновый переплет. Сохранность хорошая. Важнейшее произведение выдающегосяфранцузского материалиста и атеиста К. А. Гельвеция (1715-1771) "Об уме" посвящено критике феодального общественного строя, идеализма и религии. В книге "Об уме" Гельвеций излагает свою сенсуалистическую теорию познания и пытается на ее основе построить социально-политическое и этическое учение, отражающее интересы и требования революционной французской буржуазии XVIII века. Книга Гельвеция - яркий образец талантливой и остроумной атеистической литературы XVIII века.

Издательство: "Географгиз, Государственное социально-экономическое издательство" (1938)

Формат: 60x92/16, 396 стр.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Гельвеций Москва, 1938 год, Государственное социально-экономическое издательство. Издательский ледериновый переплет. Сохранность хорошая. Важнейшее произведение выдающегосяфранцузского материалиста и атеиста… - Географгиз, Государственное социально-экономическое издательство, (формат: 60x92/16, 396 стр.) 1938
    588 бумажная книга
    Гельвеций Гельвеций. Сочинения в двух томах. Том 1 К. А. Гельвеций - выдающийся французский материалист XVIII века. В данном томе содержатся впервые публикуемые на русском языке его "Записные книжки", а также заново сверенный перевод одного из… - Мысль, (формат: 84x108/32, 648 стр.) Философское наследие 1974
    294 бумажная книга
    Клод Адриан Гельвеций Счастье В сборник атеистических произведений крупного французского философа-просветителя XVIII века включены поэма "Счастье", фрагменты из основных философских произведений "Об уме" и "О человеке", "Записные… - Советская Россия, (формат: 70x90/32, 480 стр.) Художественная и публицистическая библиотека атеиста 1987
    260 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      - (Helvetius) Клод Адриан (1715 1771) фр. философ материалист, литератор. Испытал значительное влияние труда Дж. Локка «Опыты о человеческом разумении», идеи Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Ж.Л.Л. Бюффона. Считал мир материальным, бесконечным во времени … Философская энциклопедия

      Гельвеций, Клод Адриан Клод Адриан Гельвеций Claude Adrien Helvétius Дата рождения: 31 января 1715 … Википедия

      Гельвеций Клод Адриан - Гельвеций: ощущение как начало умственных способностей, а интерес начало морали Если сенсуализм Кондильяка был спиритуалистским, то сенсуализм Клода Адриана Гельвеция (1715 1771) решительно материалистическим. Он родился в Париже в семье… … Западная философия от истоков до наших дней

      Гельвеций (Helvétius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, ≈ 26.12.1771, там же), французский философ материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным… … Большая советская энциклопедия

      - (Helvetius) Гельвеций Клод Адриан (Helvetius, Claude) (1715 1771) Французский философ материалист. Один из главных составителей Энциклопедии. Его книга Об уме была запрещена как атеистическая и публично сожжена по распоряжению парламента.… … Сводная энциклопедия афоризмов

      - (Helvetius) Клод Адриан (1715 71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве. Считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды … Современная энциклопедия

      - (1715 71) французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник… … Большой Энциклопедический словарь - (Helvtius, Claude Adrien) КЛОД АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715 1771), философ просветитель, один из идеологов Французской революции. Родился в Париже 26 января 1715 в семье главного врача королевы. В двенадцать лет поступил в иезуитский коллеж Луи ле Гран … Энциклопедия Кольера

      - (Helvétius) (1715 1771), французский философ. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности; страсти человека считал главной движущей силой общественного развития («О человеке, его умственных способностях и его воспитании», изд.… … Энциклопедический словарь

    К. А. ГЕЛЬВЕЦИЙ

    Постоянно спорят о том, что следует называть умом; каждый дает гное определение; с этим словом связывают различный смысл, и все говорят, не понимая друг друга.

    Чтобы иметь возможность дать верное и точное определение слову ум и различным значениям, придаваемым этому слову, необходимо сперва рассмотреть ум сам по себе.

    Ум или рассматривается как результат способности мыслить (и в этом смысле ум есть лишь совокупность мыслей человека), или понимается как самая способность мыслить.

    Чтобы понять, что такое ум в этом последнем значении, надо выяснить причины образования наших идей.

    В нас есть две способности, или, если осмелюсь так выразиться, две пассивные силы, существование которых всеми отчетливо осознается.

    Одна - способность получать различные впечатления, производимые на нас внешними предметами; она называется физической чувствительностью.

    Другая - способность сохранять впечатление, произведенное на нас внешними предметами. Она называется памятью, которая есть не что иное, как длящееся, но ослабленное ощущение.

    Эти способности, в которых я вижу причину образования наших мыслей и которые свойственны не только нам, но и животным, возбуждали бы в нас, однако, лишь ничтожное число идей, если бы они не были в нас связаны с известной внешней организацией.

    Если бы природа создала на конце нашей руки не кисть с гибкими пальцами, а лошадиное копыто, тогда, без сомнения, люди не знали бы ни ремесел, ни жилищ, не умели бы защищаться от животных и, озабоченные исключительно добыванием пищи и стремлением избежать диких зверей, все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами...

    Рассмотрим природу. Она нам являет предметы; эти предметы находятся в определенных отношениях с нами и между собой; знание этих отношений и составляет то, что называется умом; наш ум более или менее обширен в зависимости от большей или меньшей широты наших познаний в этой области.

    Ум человеческий поднимается до познания этих отношений; но здесь положен предел, которого он никогда не переступает. Поэтому все слова, которые составляют всевозможные языки и которые можно рассматривать как собрание знаков всех человеческих мыслей, либо воспроизводят образы (как дуб, океан, солнце), либо обозначают идеи, то есть различные отношения предметов между собой...

    Из всего мной сказанного вытекает следующее: если все слова различных языков не обозначают ничего, кроме предметов и отношений этих предметов к нам и между собой, то весь ум, следовательно, состоит в том, чтобы сравнивать наши ощущения и наши идеи, то есть замечать сходство и различия, соответствия и несоответствия, имеющиеся между ними.

    Все наши ложные суждения и наши заблуждения происходят от двух причин, предполагающих в нас лишь способность ощущения; что было бы, следовательно, бесполезно и даже бессмысленно допускать в нас способность суждения, не объясняющую ничего такого, чего нельзя было бы объяснить без нас. Приступая к изложению этого вопроса, я заявляю, что нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.