Домой / Праздничный / Гипноз и магия. Магия и гипноз

Гипноз и магия. Магия и гипноз

Состоит из нейронов – нервных клеток, которые могут находиться как в состоянии возбуждения, так и в состоянии торможения. В случае преобладания возбуждения, человек бодрствует, при торможении – он спит. Гипноз является очагом возбуждения заторможенной коры и отключенного сознания. Именно поэтому загипнотизированные люди не могут критически оценивать инструкции или команды, даваемые им гипнотизером. Они не могут логически их осмыслить, однако очаг возбуждения позволяет им выполнить полученные указания.

По сути, гипноз является промежуточным состоянием между бодрствованием и сном, которое «охраняется» так называемой зоной раппорта.

Зона раппорта представляет собой зону контакта, с помощью которой гипнотизер обеспечивает связь с гипнотизируемым человеком через вербальные словесные команды. Данная зона располагается в слуховой зоне коры и позволяет гипнотизируемому воспринимать команды гипнотизера. В результате гипноза люди впадают в измененное состояние сознания, сопровождающегося глубоким . Таким образом, ничего магического в гипнозе нет.

Особенности гипноза

Человек ежедневно впадает в гипноз, представляющий собой сон, который необходим мозгу для обработки и структурирования внешней информации - эта уникальная возможность заложена в самой природой. Сами по себе фазы сна являются довольно скоротечными, тогда как состояние гипноза искусственно растягивает процесс с помощью специальных техник и приемов, используемых гипнотизером. После создания зоны раппорта и установления словесного контакта с гипнотизируемым субъектом, гипнотизер производит нужные коррекции в его подсознании и получает над ним контроль.

Гипнозу не поддаются только олигофрены, а также люди с умственной отсталостью и разными психическими заболеваниями.

Гипноз назвать самогипнозом, поскольку гипнотизер является всего лишь катализатором процесса, который создает все необходимые условия для вхождения в транс и контроля над человеком. Поэтому гипноз называют взаимодействием двух , а не поединком разумов. В состоянии гипноза мозг отключает критический контроль над сознанием, и любая информация попадает прямо в подсознание человека, минуя логическое и критическое осмысление. С помощью гипноза гипнотерапевты могут кодировать, зомбировать, открывать новые психические и физические возможности, задействуя участки мозга, которые можно включить только в состоянии гипнотического транса.

Что общего между гипнозом и магией? Цыганский гипноз - это магия? А цыганская магия - это гипноз?

Среди широкой публики существует мнение, будто магия и гипноз - это, так сказать, составляющие из одного супового набора. Между тем интересующемуся человеку достаточно прочитать лишь одну популярную книжку о гипнозе и одно толковое издание по оккультизму, чтобы ему открылась пропасть, лежащая между такими разнородными вещами, как гипноз и магия.

А что общего между этими двумя явлениями? Всего лишь пара факторов.

Первый: и при помощи колдовства, и при помощи гипноза можно, так или иначе, оказывать влияние на человека. Кстати, повлиять на кого-либо можно и с помощью чайника, запущенного в лоб.

Второй: средний обыватель почти ничего не смыслит ни в сути магии, ни в сути гипноза.

Кашпировский, с его демоническим взглядом исподлобья, похож на колдуна? Наверное, да. Публике этого достаточно, чтобы замешать колдовство и гипноз в одном коктейле. А ведь тот же Кашпировский откровенно презрительно отзывается о колдовстве, порче, сглазе и, цитирую, "прочем средневековом мракобесии". Тем не менее, вот какие фразы встречаются в периодической печати: "Слава Богу, что были услышаны просьбы москвичей и колдун Кашпировский больше не выступает...", "Как-то в пещеры к мощам пришел колдун Кашпировский...", "На телеэкраны выпустили колдунов-гипнотизеров Кашпировского с Чумаком, чтобы опробовать массовое введение людей в транс...", "Непоправимый вред здоровью сотен людей нанёс колдун Кашпировский...", "Родители возили дочку к колдунам: Кашпировскому, Тарасову, Джуне...", "...пикетировали здание ДК, в котором известный колдун А.Кашпировский проводил сеансы массового гипноза...", "Достаточно вспомнить о признаниях наших местных колдунов типа Кашпировского..." и т.д. и т.п. Это - лишь малая часть цитат, которые я обнаружил в статьях, касающихся Кашпировского. Таким образом, с подачи недобросовестных либо "недалёких" журналистов, Кашпировского в народе стали считать... колдуном, а колдовство и гипноз стали воспринимать, как нечто однообразное. Между тем, это вопиющая бессмыслица, а "колдун" из Кашпировского такой же, как балерина из Шварценеггера.

Религиозные деятели тоже подливают масла в огонь. Вот цитата из проповеди одного священника: "Чем же страшны оккультные методы целительства? Гипноз, экстрасенсорика, колдовство, кодирование используют методы насильственного воздействия на психику человека..." Как видите, и в сознании многих служителей церкви гипноз, экстрасенсорика, колдовство и кодирование расположены в одном пыльном ящичке.

В начале это статьи я обещал пояснить суть цыганской магии и цыганского гипноза. Дело в том, что существует и то, и другое, но это совсем разные вещи. Среди цыганок имеются сильные знающие ведьмы, которые, между прочим, по улицам не шляются. Они занимаются магией, по большей части, черной. А те мошенницы, которые пристают к вам на улице, не имеют никакого отношения к магии, они не умеют ни гадать, ни предсказывать, ни порчи снимать. Их задача - "развести на деньги" тех наивных и внушаемых барышень, которых им удастся остановить каким-то вопросом. А далее идут в ход фокусы, одурачивание, психологическое давление, внушение и гипноз. Цыганки не ходят на курсы и семинары по НЛП, но дадут фору любому гуру НЛП и эриксоновского гипноза.

В своё время я занимался изучением гипнотических методов воздействия и даже применял эти методы при лечении заикания у детей (последний раз - лет восемнадцать назад), однако старые добрые заговоры, сопровождающие процедуру выкатывания яичком, оказались более эффективными. Из этого можно заключить, что знахарь из меня получается лучший, чем гипнотизёр. К тому же известно, что различные люди имеют разную степень гипнабельности. В переводе с научного русского на понятный русский это значит, что 30% людей вообще не поддаются гипнотическому воздействию, ещё 30% с трудом отключаются под вкрадчивое бормотание гипнотизёра. Лишь к остальным 40% всего населения можно эффективно применять гипнотическое лечение, а легко впадает в гипнотический транс и вовсе лишь каждый десятый из нас. Эти данные взяты не с потолка моего кабинета, а из серьёзной научной литературы, относящейся к гипнозу. Таким образом, профессиональный гипнотизёр может эффективно работать лишь с 4-мя людьми из 10-ти, а вот маг, по меньшей мере, с 9-тью из 10-ти.

А вот вам такой простейший пример, иллюстрирующий грандиозную разницу между гипнотическим и магическим воздействием. Приходит ко мне на приём очередная несчастная женщина, у которой пьёт муж, сын, брат, отец или сожитель. Но алкоголик, как это часто бывает, считает себя нормальнее всех нормальных и, соответственно, и слушать не желает о визите к "каким-то там бабкам и колдунам". Алкоголик, ненадолго отрываясь от жадного поглощения помидорного рассола, изрекает: "Да вы сами все больные, вот и идите к этим вашим шарлатанам, лечитесь. И вот ещё что... Я оставлял за диваном бутылочку, так, где она?!" Приходится мне работать с фотографией, наговаривать воду и, даст Бог, алкоголик превратится в человека, как всем нам известная лягушка в царевну. Вот только царевич на болоте нежно целовал лягушку в зелёную мордочку, а я зелёное личико алкоголика ни разу лично не видел в данном случае. Подчёркиваю, личного общения с больным не было, он и вовсе не знал, что его лечат. В то же время гипноз (даже посредством телеящика) подразумевает обязательное присутствие гипнотизёра в поле зрения пациента.

Другой пример: приносят ко мне полугодовалого ребёнка, который кричит столь же часто, громко и невыносимо, как "радио-шансон" у всех наших таксистов. После ряда несложных, большей частью заговорных, процедур ребёнок успокаивается, хотя он никак уж не мог понять, что и с какой целью над ним шептали. Гипноз к маленьким детям вообще не применяется, это невозможно в принципе.

В свое время я изучил немало литературы, посвящённой гипнозу. Наверное, сам бы мог написать книжку по этому вопросу. Поэтому о природе гипнотического воздействия на человека я имею вполне чёткие представления. На чём основан гипноз? Прежде всего, на внушении! Внушение - это альфа и омега гипнотической практики. В колдовской же науке внушение не играет большой роли. А, чаще всего, внушение в магии не имеет вообще никакой роли.

К примеру, живут по соседству женщина по имени Таня, и злая бабка по имени Оля. Баба Оля немножко разбирается в колдовстве, знает, как сделать порчу 2-3 способами. А вечно радостная и беззаботная Таня ужасно раздражает нашу бабу Олю. Но баба Оля неким хитрым способом раздобыла фотографию Тани и с нетерпением ожидала "удачного момента". Но вот улыбнулось бабе Оле долгожданное счастье в лице соседа с первого этажа, который взял, да и скончался. Баба Оля подходит к гробу, наклоняется к покойному, чтобы попрощаться с соседом, и незаметно для прочих прячет в гроб фотографию ненавистной соседки. При этом баба Оля шепчет короткое заклинание и, вполне довольная жизнью, идёт в свою квартиру стирать оконные занавески и читать замечательную газету "Пенсионный курьер". Её соседка Таня в это время была на пикнике, или в кинотеатре, или покупала итальянские сапожки на рынке, а может, выясняла отношения с любовником. О действиях бабы Оли она даже не подозревала, но вскоре Таня начинает болеть, "сохнуть", её одолевает глухая депрессия, а врачи, повинуясь своей любимой привычке, разводят руками. Итак, где же тут имело место внушение? Таня понятия не имела о происках бабы Оли, но серьёзно заболела. Вот оно - проявление колдовства, о котором его жертва даже не догадывается! Если бы баба Оля хотела загипнотизировать (а не заколдовать!) Таню, она бы не фотографию её в гроб подкладывала, а усадила бы Таню в удобное кресло и стала бы говорить монотонным занудным голосом: "Расслабься... Закрой глаза... Я буду считать до двадцати, и ты уснёшь... Тело наливается тяжестью..." и т.д. Таня, возможно, уснула бы, и тогда получила бы от бабы Оли тяжёлой вазой по голове. Чувствуете разницу между колдовским и гипнотическим воздействиями?

Подведу итог. Я в своей практике гипнозом не пользуюсь, как и мои коллеги. В то же время гипнотизёры не читают молитв и заклинаний. Вот цыганки могут подвергнуть вас гипнотическому воздействию, но тогда это - чистый гипноз, а не колдовство. Можно владеть и тем, и другим, но смешивать такие вещи нецелесообразно. Когда речь идёт о колдовской порче, гипноз и вовсе "отдыхает", вместе с антибиотиками и транквилизаторами. Гипноз и магия имеют разную природу и различные сферы применения.

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Разница между подобными состояниями и самогипнозом заключается в том, что последний подразумевает определенную мотивацию и формулировку внушений, преследующих конкретную цель. Как правило, люди не верят, что они поддались гипнозу, когда это с ними происходит в первый, да и во второй раз.

Гипнотический транс не воспринимается как абсолютно уникальное состояние. В чувстве сосредоточенности нет ничего необычного.

В конце сентября 2002 года, в центре Рима, близ площади Ангелов, в католическом университете Фомы Аквинского прошел девятый Европейский Конгресс гипноза, собравший более 400 врачей и психологов, практиков и исследователей, представлявших 26 стран Европы, обеих Америк, Азии, Австралии.

В дни конгресса интернациональное сообщество гипнологов, заполнившее аскетические, освященные крестом учебные залы и уютные, с зеленью и фонтаном внутренние дворики, гармонично соседствовали с монахами и...

Два столетия прошло с тех пор. как комиссия Французской Академии наук (с участием Бенджамина Франклина) подвергла речкой критике доклад Франца Месмера о гипнозе, иронично назвав его метод "игрой воображения". С тех пор наше понимание гипноза прошло долгий путь.

Сегодня считается, что гипноз - это состояние интенсивного сосредоточения на чем-то одном со сниженным восприятием остального. В основе гипноза, таким образом, лежит усиление внимания. Другие признаки гипноза: погруженность в ощущении...

Поговорим о гипнозе и других измененных состояниях сознания. Для чего психолог должен владеть техниками гипнотизации пациента?

Состояние гипноза или, как сейчас модно говорить, транса имеет ряд преимуществ и для клиента, и для психолога.

Если в "обычном" интервью пациент нередко спорит с психотерапевтом, может даже его обругать, то в трансе он пассивен, а значит, более восприимчив к получаемым внушениям.

Вы употребили термины "гипноз" и "транс". В чем их различие?

Слово "гипноз...

Человек – это мыслящий центр, и только он как человек разумный является источником мысли.Мысль о форме, “внушенная” в бесформенной материи, обязательно вызывает создание этой формы.Каждая мысль о форме, содержащаяся в мыслящей материи, вызывает создание формы.

Мысль о доме определенной конструкции, если она была “внушена” бесформенной материи, возможно, не вызовет мгновенного появления дома; но она могла бы направить созидательные энергии, уже работающие в коммерции и торговле, в такие каналы...

Это был религиозно-мистический этап развития науки о гипнозе, охвативший древние и средние века. Однако, в средние века знание древних народов о гипнозе и внушении были забыты, а способы и приемы гипнотизирования утрачены.

Второй период развития гипнотизма начался начался в 17 веке и заканчивается в начале в 19 веке. Это был метафизический период становления науки о гипнозе.

Первая научная попытка объяснить гипнотические явления принадлежит «отцу гипноза» Дж. Бреду. Он определил гипноз как...

Снились ли Вам сны, которые никак не соответствуют Вашим принципам, не попадали ли Вы во сне в ситуации, которые в бодрствующем состоянии для Вас недопустимы, а может быть Вам порой даже было стыдно за то, что происходило с Вами во сне?

Но это - Ваши сны.

У каждого человека есть совесть, она порождает принципы, которые руководят нашим поведением в реальной жизни.

Но что никак недопустимо в реальной жизни может произойти во сне.

Почему это возможно?

Прежде всего, потому что сон...


В советское время особый интерес вызывали впечатляющие опыты врача-гипнолога В.Л. Райкова, цель которых – стимуляция творческой активности в гипнозе и внушении в гипнозе регрессии возраста. Начну с последнего.

В.Л. Райков внушал взрослым здоровым...

Жерар Энкосс Палюс

Гипноз и магия

Предисловие

Роль оккультизма более философская, чем экспериментальная. Опыты служат для подтверждения действительности теории эзотерического знания и не имеют другой цели. Вот почему до сих пор мы не хотели опубликовывать собрание фактов, предоставляя этот труд ученым, выбравшим экспериментальную часть оккультизма.

И вот все, кто проследил оккультные явления шаг за шагом, констатируют истину оккультных приложений, касающихся астрального тела, остальных образов экстериоризации нервной силы, и скоро действие элементеров и элементалов будет так же ясно, как действие других принципов, изучаемых оккультизмом.

Оккультизм действительно прежде всего научен и доводит до настоящего значения часть сентиментализма, который заставляет делать такие грубые ошибки, если дело касается чистой науки.

Не нужно также удивляться, видя традиционные оккультные термины: астральное тело, астральный план, астральный образ, принятые всеми добросовестными исследователями, которые интересуются этими феноменами.

Наши читатели уже давно стремились к изданию, содержащему очень большое количество фактов и мало теории, наряду с другими нашими трудами, заключавшими много теории и _ мало фактов. Отсюда настоящая работа, в которой наш личный труд очень невелик, но которая будет, мы в этом убеждены, очень полезна всем, кто желает отдать себе отчет, каким образом гипноз и телепатия связаны с оккультизмом и магией.


Март 1896 г.

Папюс

Введение

Полные веры в свою миссию, современные ученые хотели низвергнуть все античные памятники философии и преданий, говоря: «Довольно метафизических теорий, только критика и факты».

Кропотливо, с непрерывным трудом, из рода в род, они вопрошали природу во всех ее областях. Материя им открывала секреты жизни, которую она поддерживает, как пружина в часах указывает на эластичность, составляющую их душу. В свою очередь, жизнь открывала им свой секрет двигателя, свои принципы и конец: Бога вечно живого и вечно любящего в природе и Бессмертного духа, пребывающего в воплощенном человеке.

Тогда между учеными академии возник большой разлад.

Одни, очень редкие, имели смелость изучать действия Духа, как изучали явления природы.

Другие, ослепленные гордостью и тщеславием, хотели провести границу возможного в природе, подразделять действия на достойные их наблюдения – серьезные и недостойные наблюдения, которыми можно пренебречь. Как будто в истине есть что-нибудь достойное пренебрежения.

И вот предполагали, что эти старинные идеи, касающиеся Магии, духовных Существ, невидимых психических атмосфер, действия на расстоянии, идеи, изученные в течение более тридцати веков в святилищах Египта, никто никогда их не услышит, и надеялись, что они навсегда исчезли вместе с оккультными науками.

Открытие гипнотизма, казалось, должно было навсегда привести в уныние защитников невидимого мира, относя все необъяснимые факты к auto, altero, pseudo внушениям, которые объясняют скептикам всех поколений одновременно и чудеса, и героев, и даже святых.

Но увы, гипнотизм и внушение открывают во всю ширину двери для опытов экстериоризации чувствительности, а отсюда Магии, во всех ее отраслях: стоило ли прилагать столько труда, чтобы научно обосновать отрицание Бессмертного духа и Бога. Их снова найдут на повороте дороги, и хотя их оскорбляют и отрицают еще ради рисовки, но не пройдет и двадцати лет, как они отвоюют свои права гражданства. Тогда увидят, что Предвечный имел своих лучших жрецов среди ученых, которые Его вопрошали, полагая обойтись без Него, и отнимали у Него заслугу в Его творениях, надеясь изобрести непреложные законы бесконечности. Если эти исследования закончатся примирением Науки сердца с Наукой ума, то этот век займет не последнее место в истории. Когда духовенство сбросит свой сектантский клерикализм, чтобы стать столь же ученым, как и религиозным, когда академики прозреют, сохраняя все, что касается мира Духов и души, и станут столь же религиозными центрами, как учеными, когда человек, достойный этого имени, откроет, через страдание и смирение, этот прямой путь в середину Китайской философии, так удаленной от Вольтера и Лоелы, но завоевывающей и никого не оскорбляющей, тогда брак Спасителя и Духа станет близким, человечество выйдет торжествующим со своей страдной дороги и мудрецы в молчании будут раздавать наиболее желаемое из всех богатств, единственное, которое переживет все недуги: душевный покой.

Магия и гипноз. Общее введение

Астральный человек

§ 1. Невидимее тело человека

Почти невозможно понять связь Магии и Гипноза, если не знаешь по крайней мере общего вида, теорий оккультизма относительно строения человека. Наши постоянные читатели знают уже традиционные наставления по этому вопросу, но необходимо напомнить известные, важные пункты, чтобы позволить каждому читателю понять характер опытов, которые мы сейчас изложим.

Есть непосредственно заметное различие между трупом и живым человеком, такое же ощутительное различие между кретином из Адыт и человеком в полном владении всех интеллектуальных способностей. Актуальность учит из века в век, что человеческое существо создано из трех принципов: 1) физическое тело или труп, 2) жизнь или пластический посредник – (астральное тело), который оживляет каждую клетку тела физического, и, наконец, 3) бессмертный разум, проявляющийся в уме и воле.

Философы и метафизики в главе «Пластический посредник» их толкования важно возвещают, что признавать существование промежуточного принципа между душой и телом – значит усложнить вопрос, но не разрешить его.

В этом только небольшое счастье. Существуют «определенные физические органы» для поддержания жизни. Этой поддержкой сознание занимается меньше всего в мире, и самые утонченные отголоски философии никогда не достигнут разрушения функций большого симпатического нерва. Когда я сплю, «моя душа» не властвует надо мной и не проявляется в моем сознании, и, однако же, это не мешает моему сердцу биться и желудку варить. Нужно ли соглашаться с известными философами, что мой бессмертный разум сам предается сладости производства органических испражнений? Если бы какой-нибудь болтун захотел поддержать такой абсурд, анатомии и физике пришлось бы обратиться клотике, показать ему, что, во-первых, существуют мускулы с гладкими жилками и, во-вторых, что функция вегетальной жизни почти совсем не зависит от сознания.

Как дать себе отчет в гипнотических феноменах, если не владеешь никакими данными элементарной психологии? И вот эти данные, которые мы по мере сил развивали в нашем «Элементарном трактате практической магии», мы сейчас прорезюмируем, по возможности, кратко на нескольких страницах.

Оставим в стороне функции отправления физического тела, над которым властвует это бессознательное, астральное тело, этот пластический посредник, называйте как хотите; мы сейчас займемся единовременно психологическими функциями.

Впечатления, которые мы получаем из внешнего мира, сопровождаются желаниями, побуждениями и страстями, исходящими из нас самих. Мы можем предоставить себя этим побуждениям или воспрепятствовать им согласно нашей свободе.

В нас находится страстное импульсивное существо, которое, если иметь желание и т. п., возбуждает весь организм к удовлетворению его, и есть существо разумное, свободное, которое может остановить эти побуждения или предоставить их самим себе.

Фабр Д"Оливе, которого мы рассматриваем как самого выедающегося из современных психологов, представляет эти побуждения в виде звеньев, зацепленных одно за другое.

Последуем по этой дороге и предоставим себе это животное, это бессознательное существо как звено, зацепленное за другие маленькие звенья, которые увлекают руки и ноги. Мы имеем, таким образом, поразительную картину действительных фактов. Центральное колесо, приведенное раз в движение благодаря желанию, увлечет члены к удовлетворению этого желания.

Как мы представляем в таком случае свободную волю человека? В виде уздечки, действующей на это колесо, могущей остановить его или предоставить вращаться.

Две руки, держащие колесо на одном и том же месте, совершенно представляют эту уздечку.

Этот образ, чрезвычайно простой, укажет ясно, что мы хотим сказать. Теперь своевременно возвратиться к научным рассуждениям. Поящем некоторые подробности относительно возможного действия безмерного разума на физическое тело посредством этого посредника, о котором мы сейчас говорили.

Физическое тело – орудие, над которым может производить опыты ум. Но он не прямо действует на клеточки организма, которые хочет привести в движение, он пользуется для этого специальной силой – нервной. Остановимся, прежде чем идти дальше, и укажем на несколько примеров, чтобы помочь понять наши утверждения.

Когда я хочу тронуть клавишу пианино, мой мозг – хозяин этого желания, и, однако, не он исполняет назначенное действие. Рука, послушная импульсу мозга, поднимется и тронет нужную клавишу. В этом случае мозг изображает ум, и пианино – изображение тела физического. Между мозгом и пианино находится рука, так же как между умом и телом физическим – нервная сила. В обоих случаях рука и нервная сила суть орудия действия.

Если моя рука парализована, иначе, если нервная сила не соединяет больше руку с мозгом, разве это указывает, что воля, действующая на пианино, разрушена? Нет, это не то.

Итак, если по какой-нибудь причине ум не имеет больше в своем распоряжении нервной силы, не может действовать больше на физическое тело, указывает ли это, что разум не существует? Никто это не предполагает, и, однако, это один из главных аргументов, вызванных материалистами, чтобы отвергнуть существование бессмертного Разума. Смешивают оператора и его орудие и приписывают оператору происшедшие случаи единственно из-за его инструментов.

Хотите другую картину другого рода? Телеграфист, посылающий депешу, представляет ум, аппарат, получающий ее, – тело физическое и электрическая сила, соединяющая приемник с телеграфистом, представляет пластический посредник или астральное тело.

В постоянном смешивании телеграфиста с электричеством материалисты ищут доказательство. Мы полагаем, что бесполезно более настаивать. Наши читатели поймут важность и действие этой нервной силы – психологического посредника между умом и телом. Известные авторы именуют эту силу «душой», говоря, что человек составлен из Ума, Души и Тела (Spiritus, anima et corpus – св. Павла).

Эта нервная сипа имеет значительную важность, так как она заставляет двигаться весь организм, и, действуя на нее, разум останавливает порывы Импульсивного Существа, животного, находящегося в каждом из нас.

Но для этого необходимы упражнения, нужна привычка изучить свои страсти, сопротивляться им, и много людей, совершенно потеряв эту привычку, разорвали свою связь ума с импульсивным существом и пассивно подчинились импульсам, которые они усвоили и которым никогда не будут уже сопротивляться. Это только не больше как наполовину люди, и часто только по имени.

Но не нужно думать, что действия Разума ограничиваются единственно остановкой увлечений импульсивного существа. Наравне с этой функцией, чисто пассивной, разум имеет массу других, более важных. Это способность приводить в исполнение идеи организма или, скорее, принуждать организм исполнить мысль, твердо решенную. Это проводится, как всегда, нервной силой.

Например, мой ум создал образ треугольника и хочет реализовать это изображение в физическом плане, иначе, передать материи идеал, каков он есть.

Тотчас же мой ум передаст этот образ астральному телу, нервные силы приходят в движение и заставляют сейчас же ручные клеточки посредством карандаша воспроизвести образ, который находится в мозгу.

В этом случае ум сам по себе привел в движение члены, чтобы реализовать одну из своих идей. Организм, будучи голодным, «протягивает» руку к выставке хлебопекарни. Но ум, зная, что сейчас должна произойти кража, «останавливает» движение руки. Эти два примера, нам кажется, достаточно ясно освещают оба случая. Мы не будем далее входить в анализ этого феномена, который возбуждает важные вспомогательные; вопросы (мораль, ответственность и т. д.).

Идея имеет совершенно специальное действие на импульсивное существо и может его приводить в движение так же хорошо, как ощущение: ум не всегда вмешивается в реализацию идей: импульсивное существо, «выдрессированное привычкой, как дрессируют животное», имеет возможность механически, приводить в движение члены для реализации какой-либо идеи. Нужен ли пример между сотнями?

Хозяйка, которая вяжет, поддерживая болтовню со своими соседками, отвечает данному случаю. Что управляет пальцами? Кто заставляет их повиноваться фигурному узору через вязальные петли? Ум ли это? Меньше всего в мире, так как он занят болтовней с соседками. Что же это такое тогда? Это то, что современные философы называют «бессознательным», то, что мы называем «существом импульсивным» или «астральным телом», и то, что в медицине называется «рефлексивными движениями». Этому можно дать тьму названий, но тем не менее безусловно это существует и существует положительно, и это – ум, не труп. После этого называйте его как угодно, если только достаточно ясно поняли его действия.

Так, импульсивное существо заставляет двигаться пальцы хозяйки, чтобы дать ей собрать шерсть по рисунку, когда-то указанному и внушенному духом; импульсивное существо это также исправляет организм с типичной формой, установленной раньше без участия духа.

Я себе оцарапал конец пальца и разрушил множество характерных строений сустава. И разве мой дух сейчас займется восстановлением их? Хорошо известно, что нет. Мое импульсивное существо, мое астральное тело сейчас молчаливо примется за восстановление одной за другой этих маленьких строений по «их первоначальному типу». Оно восстанавливает также каждую часть меня самого с типичной модели, которую природа предоставила ему однажды. Этим объясняется, каким образом мы сохраняем почти ту же внешность, когда меньше чем в шесть лет наши клеточки были разрушены и восстановлены несколько раз.

«Астральное тело» – это то, что исполняет без шума свою терпеливую работу и моделирует физическое тело с типа, определенного природой. Мы уже посвятили несколько глав нашего «Элементарного трактата практической магии» этому вопросу и не вернемся к нему более. Пусть помнят только, что астральное тело пассивно исполняет «идею». Таким образом, видно двойное изображение, под которым представляется нам астральное тело.

1) Здесь, в своих отношениях к телу физическому, оно становится его маленькой кухней, преобразовывает пищу и вносит желудочный сок в кровь, присутствует при окислении кровяных шариков в воздухе, при их электризации через солнечный флюид, затем заботливо обратно уносит в кровь, утаивает материю и силу Для клеточек, которые нуждаются в них. Сохраняет в них лимфатические узелки неиспользованной материи, симпатические узелки неиспользованной силы, чтобы предоставить эту драгоценную нервную силу в распоряжение духа. Если организм подвергается нападению, опять оно защищает его изо всех сил, приводя на место разрушения резервы эмбриональных клеточек взамен уничтоженных микробами. Наконец, внутренняя работа женщины, в которой дух не принимает участия, астральное же тело облегчает ее по мере сил. Вот для начала.

2) Но это же астральное тело имеет связь с членами и органами из струнчатых фибр, которые – прямое достояние духа. Там астральное тело было хозяином, здесь же оно сделалось служителем. Если оно нуждается в пище и заставляет руки и ноги идти и искать ее и если ум решает, что время еще не настало, все побуждение останавливается посредством сухого удара, принесенного нервной силой, благодаря воле ума, совершенно свободного, даже в известном случае, когда он сам себя убивает, заставляя умереть от голода. Астральное тело настойчиво требует пищи, ум не дает ее, потому что имеет возможность сопротивляться всем побуждениям импульсивного существа, когда этого хочет.

С другой стороны, ум только формулирует приказания через фиксирование идеи, которую он хочет реализовать, и тотчас же астральное тело приходит в движение, посвящая свои усилия, по мере своих средств, послушанию могущественного хозяина. Но еще раз, чтобы все это произошло, необходимо, чтобы дух имел в полном своем распоряжении нервную силу, иначе говоря, чтобы все происходило «физиологически».

Посмотрим, что произойдет в тех случаях, когда будет недостаточно одного из факторов гармонии в случае «патологического» хода.

Я вынес длинную болезнь, я на пути выздоровления. Что делает мое астральное тело? Оно заготовляет двойные приемы, употребляет всю материю и всю силу, находящуюся в его распоряжении, на приготовление новых клеточек для замены тех, которые болезнь унесла или испортила. В этом случае оно превращается в нервную силу, чтобы позволить уму активно действовать, так как мои интеллектуальные способности слабы не потому, что душа не существует (аргумент материалистов), но лишь потому, что мой ум не имеет в своем распоряжении нервной силы, необходимой, чтобы передать свои идеи физическому телу. Это электрический ток, это не бессильный телеграфист.

Другой пример. Я много работал весь день. Я подвергал мозг и всю мою нервную систему значительному труду. Что произойдет? В конце дня мой ум не будет иметь достаточной нервной силы. Он прерывает понемногу свои сношения с моим телом, и я чувствую усталость и засыпаю, иначе говоря, мой ум предоставляет свободное место для астрального тела. Это последнее пользуется сном, быстро восстанавливает расслабленную нервную силу, восстанавливает разрушенные нервные клеточки, и когда нервная сила будет в достаточном количестве, мой ум снова входит в соединение с моим телом, «я снова вступаю в свои права», пробуждаюсь свежим и расположенным к новой издержке этой силы. Поймите это хорошо, и вы увидите, какими смешными и бедными покажутся вам физиологические аргументы материалистов.

§ 2. Гипноз. Внушение

Наиболее замечательно то, что астральное тело будет всегда повиноваться идее, какое бы ни было реальное происхождение этой идеи. Вот то, что древние знали хорошо, и то, что изучает часть Магии, то, что современники только что открыли благодаря гипнотическим феноменам. Рассмотрим эти феномены.

Я беру «чувствительного» человека, у которого нервная сила одарена большой способностью перемещения через какой бы то ни было процесс (гипнотический), я внезапно прерываю связь между нервной силой и умом. Тотчас же глаза закрываются и взгляд делается пристальным. Ум не имеет больше сношений с физическим телом, и я заявляю, что мой субъект загипнотизирован.

Если, через особый процесс, я заставляю его говорить со мной или слышать меня, это только импульсивное существо, способность астрального тела, которое передо мной лишь колесо импульсов, без уздечки рассудка. Это машина, а не человек, тогда-то я делаюсь умом этого субъекта, а его астральное тело реализует мои идеи и исполняет мои приказания так же пассивно, как оно реализовывало мысли и исполняло приказания ума, которое управляет его собственным телом. Вот ключ, который называют внушением.

Не будем на этом слишком настаивать, мне кажутся необходимыми примеры. Я уподобляю указанное человеческое существо экипажу, кучер которого представляет ум, лошадь – астральное тело и повозка – тело физическое. Лошадь будет повиноваться тому, кто держит вожжи, и если свяжут руки кучера и кто-нибудь Другой возьмется управлять, этот другой будет направлять повозку, как ему покажется лучше, без всякой ответственности кучера. Вот образ изменений, производимых внушением.

Идея, полученная снаружи, действует тем сильнее, чем разум меньше влияет на импульсивное существо и меньше сдерживает его горячность. Так же все те, которые хотят увеличить могущество чувствительности ощущений или идей, напученных снаружи, прерывают понемногу между разумом и телом физическим, развивая свою нервную силу. Алкоголь, опиум и его разновидности, гашиш ломают так же, как гипноз, психическую гармонию и предрасполагают к этому развеиванию нервные силы или для добра, или для зла. Магическое увлечение, напротив, имеет целью увеличение до максимума могущества контроля духа над импульсивным существом.

Внушение, произведенное во время сна, может проявиться после пробуждения субъекта, но тогда это внушение побуждает движению импульсивное существо, – движению, происхождение которого неизвестно разуму, но которое он может остановить, если имеет к этому привычку. Лица, привыкшие пассивно следовать их импульсам, не будут искать опоры для сопротивления гипнотическому импульсу какого-нибудь желания в состоянии бодрствования. Но лица с волей, привыкшие доминировать над своими крайностями, будут совершенно сопротивляться импульсу гипноза и потеряют сознание раньше, чем исполнят внушение, которое не нравится их совести. Мы имеем несколько удивительных примеров в нашей медицинской практике.

Хотя вообще загипнотизированный субъект есть очень ценный предмет для исследования, однако мы возьмемся за исследование области Магии или только некоторых частей ее. не имеем другой цели, кроме постановки вопросов для решения и формулировки гипотез. Затем мы обождем с доверием суждений времени, чтобы оправдать если не наши опыты, то, крайней мере, непреложные теории преданий, которые они имеют притязания осветить.

§ 3. Как производят гипноз?

(Состояния внимания)

Всякое анормальное возбуждение одного из импульсных центров производит нарушение связей, которые соединяют импульсивное существо с волей человека.

Отсюда существование известных психических состояний, которые проявляются в человеке, а также в животных, – состояний, известных под общим именем Гипнотизма и Магнетизма.

Магнетизм, который пользуется флюидическими силами, выходящими из человека, есть одна из отраслей экспериментальной Магии, как это хорошо видел барон дю-Пле; но это не вся Магия, как изучение слишком поверхностное, могло бы утверждать, потому что напрасно будут искать в этой «открытой Магии» серьезного описания небесных светил и практического определения их влияния.

Гипнотизм производит, как это было хорошо разобрано г-ном де Роша, ряд переходов между состояниями бодрствования и состояниями магнетическими, определенными вышеупомянутым экспериментатором под именем «Глубокие состояния гипноза».

2) Притяжение маленького пальца.

3) Внушение в состоянии бодрствования.

4) Влияние блестящего шарика или точки.

5) Влияние вращающегося зеркала.

6) Влияние магического зеркала.

Мы сейчас коротко опишем каждый из этих процессов.

Притяжение сзади. Поместите субъекта стоя, обе ноги вместе. Положите затем, находясь сзади него, обе руки плашмя к нему на плечи и отводите руки осторожно до конца на некоторое расстояние. Если вы имеете дело с лицом чрезвычайно чувствительным, его плечи будут следовать движению ваших рук и он, вопроси ему самому, отклонится назад. Г. Мутен описывает этот процесс в своей книге «Новый гипнотизм».

Притяжение маленького пальца. Возьмите у субъекта, доверяющего вам, правую руку без перчатки. Поместите затем руку ладонью вниз и жмите осторожно вашей левой рукой пальцы, оставляя свободным мизинец. Этим вы привлечете к себе через маленькие горизонтальные медленные пассы мизинец и повторяйте эти пассы до тех пор, пока он (субъект) не последует притяжению. Тогда вы сможете словесно внушить субъекту, что его маленький палец остается отдельным от других вопреки всему, пока вам не будет угодно прекратить феномен. После процесса необходимо хорошо освободить маленький палец, кисть и руку посредством холодного дуновения.

Внушение во время бодрствования, Внушение во время бодрствования получается при сильной фиксации субъекта в глаза, повелевая ему уверенным голосом с авторитетным видом сделать ту или другую вещь (закрыть глаза и не мочь более;! открыть их, не мочь более открыть рта и т. д.). Чувствительные субъекты наиболее отзывчивы на этот процесс.

Влияние блестящего шарика, вращающегося зеркала. Если заставить субъекта фиксировать блестящий шарик, неподвижный или находящийся в движении, то субъект почувствует в конце некоторого промежутка тяжесть в веках, непреодолимое желание уснуть; с таким субъектом можно безбоязненно идти вплоть до гипнотических фазисов.

Влияние магического зеркала. Лица, поддающиеся гипнозу или нет, помещенные перед магическим зеркалом, видящие цвета или формы, суть одинаково способны сделаться превосходно «чувствительными».

Блестящий шарик. Этот процесс наиболее известен. Необходимо заставить субъекта фиксировать шарик (как, например, никелевая пуговичка, лезвие ланцета, маленькое зеркало и т. д.), помещенное на уровень лба между глазами. Такое положение заставляет субъекта сосредоточивать свой взгляд вверху и посредине и оканчивает гипнотизацию очень быстро.

Тем не менее, взглянув на страницы истории, можно без особого труда убедиться в том, что и в изучении гипноза не всё так уж гладко. Прежде всего, стоит вспомнить, что наука признала существование гипноза относительно недавно, да и трактовки этого явления весьма противоречивы. Мало того французская школа гипноза и вовсе, как это ни парадоксально, отвергает гипноз как явление.

С точки зрения учёных данной школы, гипноза как самостоятельного явления нет в природе, есть лишь желание некоторых людей быть подчинёнными другими, вследствие чего возникает иллюзия этого подчинения, проще говоря, самообман.

Данная точка зрения далеко не является основной при попытке официально объяснить, что же такое гипноз, но само её существование ставит жирную кляксу на утверждении, что гипноз отличается от магии своей обоснованностью с научной точки зрения.

Разные теологические и эзотерические школы также не находят согласия при объяснении гипноза. Одной из самых распространённых точек зрения можно считать мнение о том, что гипноз есть подчинение человека посредством концентрации воли и внутренней силы. У некоторых теологических течений имеется представление о гипнозе, как о влиянии на человека неких внешних сил, например, духов, при помощи другого человека. Так некоторые христианские течения считают гипноз проявлением нечистой силы.

Но любое из подобных объяснений можно свести к элементарному определению: гипноз есть подчинение воли одного человека другому.

Но чем же, в таком случае, гипноз отличается от магии? На самом деле, ответ лежит на поверхности.
Гипноз - воздействие явное, хоть и работает с подсознанием, а вот магия предполагает скрытое воздействие на человека. Говоря проще, чтобы загипнотизировать человека, необходимо, чтобы он видел действия гипнотизёра, слышал его голос, воспринимал его команды.

В то время, как магия всегда была исключительно тайным учением, во всех смыслах этого слова. Более девяноста процентов заговоров и заклинаний требуют соблюдать строгую тайну их сотворения. Ни одна ведьма, делающая приворот или порчу, не будет говорить или намекать жертве, что на неё было оказано воздействие.

При гипнозе же напротив, чтобы оказать воздействие, необходимо сообщить о воздействии тому, на кого оно оказывается.

Есть и второе немаловажное отличие, прямо вытекающее из первого.

Гипноз в той или иной степени требует от гипнотизируемого веры в силу гипнотизёра или хотя бы доверия к нему.

Магическое воздействие может быть оказано без учёта того, верит человек в само существование магии или нет, ибо при хорошо проведённом обряде, заколдованный чаще всего даже не подозревает что его заколдовали.

Цыганский гипноз

В обществе уже давно сложилось мнение, что у цыган нет магии, а существует лишь навык вводить людей в гипнотическое состояние. Сказать, что эта точка зрения ложна равносильно не сказать совсем ничего. Подобное мнение не просто спорно, но даже не поддаётся никакому, даже самому поверхностному, критическому анализу. Задумаемся на минуту…

Каждый народ, обладающий хоть какой-то культурой и традициями, имеет при себе целый набор поверий, обрядов и магических ритуалов. Эта такая же неотъемлемая часть человеческого бытия как сказки, былины, поговорки и пословицы. Они есть у каждого народа.

У Ромал (цыган) же своя культура не просто существует, но и является закрытой, что обеспечивает её самобытность. Недаром цыганское слово "Гаджо" так созвучно японскому "Гаджин". И то и другое в переводе обозначает "чужак", "чужеродный", "иноверец". Закрытые культуры обладают той интересной особенностью, что никогда и ни при каких обстоятельствах не раскрывают всем своих секретов. Например, если в открытом, с точки зрения культуры, обществе есть некий древний рецепт, передаваемый от отца сыну, то при желании этот рецепт может быть передан и представителю другой расы и религии, если владельцу рецепта симпатичен последний.

В закрытой же культуре подобное деяние считается тяжким преступлением. Вы можете даже заключить брак с японцем или цыганом. Вам будут оказаны почёт и уважение. Вы не будете ущемлены в правах. Вас даже будут называть своим, родным и дорогим человеком и всячески показывать это, но вот семейные и родовые тайны вам не выдадут никогда. По сути, вы так и останетесь чужаком. Именно закрытость позволила этому народу до сих пор сохранять свою самобытность, несмотря на кочевой образ жизни. Мало того, цыгане весьма трепетно относятся к магии и сами порой боятся её.

Был случай, когда цыганка после неоднократного, но тщетного предложения погадать мужчине, вырвала у него волос с головы и перешла от предложений к угрозам. К ней тут же присоединились её соплеменники, окружив мужчину с громким улюлюканьем. Тот в свою очередь быстрым движение вырвал у цыганки клок волос, произнеся после этого следующее: "Я это сыну отвезу. Он колдун и знает, что с этим делать! Посмотрим, как ты потом запоёшь…". Цыганка поспешно отдала ему волос, обменяв его на свой, после чего она и её собраться поспешно растворились среди прохожих. Этот простой пример явно говорит о наличии магии в цыганской культуре, ведь не будут же люди бояться того, во что сами не верят.

Да и может ли не быть магии в обществе, где введение человека в транс, пусть даже и лёгкий, является распространённым навыком?

Разумеется, цыганская магия существует. Правда это не значит, что все цыганки ведьмы, а их мужья - колдуны. Искусство чародейства у этого народа, так же как и у многих других, далеко не всеобъемлющее и доступно далеко не всякому, как собственно и умение вводить в транс. Но последнему учатся фактически с детства, ибо есть много наглядных примеров. Как следствие, многим удаётся овладеть этим навыком.

Кстати, цыганский гипноз, как таковой гипнозом не является, ибо не производится чётких установок, например: "отдай мне деньги". Человек просто вводится в лёгкий транс и становится более податливым - доверчивым. Зачастую мошенничество происходит по принципу предложения: "позолоти ручку - погадаю" или "сниму порчу". То есть предлагается оказать некую платную услугу. А при гипнозе в чистом виде такие приёмы ни к чему, достаточно повеления "отдай деньги!".

НЛП - нейролингвистическое программирование

В последнее время цыганский гипноз часто путают с одной из новых психотехник - НЛП. Причиной такой путаницы служит прежде всего само название, точнее, последнее слово в названии, ведь когда речь заходит о программировании первое что приходит на ум - управление. Но что же такое НЛП?

По легендам, распространяемым в том числе и центральными средствами массовой информации, это способ управлять поведением человека. Сами же сторонники техники позиционируют нейролингвистическое программирование как науку общения. Но, во-первых, общаться человек учится с детства, и вряд ли этот достаточно простой навык стоило превращать в целую науку. Во-вторых, если эта техника не имеет ничего общего с управлением, при чём же тут вообще программирование?
На самом деле то, что сейчас названо НЛП, человечеству известно уже многие века как ораторское искусство - умение убеждать. Азы этого навыка преподаются даже в обычной школе и могут быть освоены, скажем на уроках литературы или геометрии. Как пример, можно привести знаменитые правила Сократа.

Более искусно владеют техникой убеждения юристы и политики, проповедники и некоторые маркетологи. Сказать, что НЛП не способно управлять поведением людей, значит солгать. Именно вдохновенные речи проповедников порождали крестовые походы, убеждая восстать брата против брата, в корне меняя мировоззрение людей, а пламенные речи политиков могли развязать или остановить войну.

Но, тем не менее, нейролингвистическое программирование вовсе не даёт власти над личностью. Оно помогает убедить кого-то в правильности той или иной идеи, суждения либо мнения, может подтолкнуть вас к принятию какого-то решения, но не более того.

Опасен ли гипноз?

По поводу этого вопроса существует два абсолютно противоположных мнения. Психологи частенько утверждают о том, что человек находящийся под гипнозом не находится под абсолютной властью гипнотизёра. То есть в состоянии гипноза человек не сделает ничего, на что он хотя бы подсознательно не способен и чего сам не хотел бы сделать.

Собственно, такое мнение небезосновательно. Дело в том, что полностью отключить сознание человека чрезвычайно сложно, если не сказать большего. Именно сознание позволяет нам воспринимать окружающий мир: его образы, запахи и звуки. Тут стоит вспомнить, что гипноз - это не некое магическое воздействие, подающее команды напрямую в мозг человека. Воздействие гипнотизёра всегда идёт через органы чувств, в основном это слух и зрение. И если сознание заглушалось бы полностью, гипнотизёр просто не смог бы отдавать команды.

Как показали многочисленные эксперименты, если человек под гипнозом получал приказ, остро конфликтующий с его внутренними убеждениями, он тут же выходил из состояния транса. Конфликтные установки действовали на человека как ведро холодной воды, опрокинутое на голову.

Это даже привело к мифу о совести, заложенной в каждом из нас генетически. Правда, эйфория религиоведов и проповедников, возникшая при появлении этой легенды, длилась недолго. Всё дело в том, что проявления совести у людей не абсолютны. Скажем, для кого-то из племени каннибалов, ни о каком стыде из-за съеденного соседа не может идти и речи, по крайней мере, до тех пор, пока в его подсознании не укоренится мысль о том, что убийство это плохо, а поместить такую мысль в подсознание способно только общество.

Подобным образом дело обстоит и с гипнозом. Скажем так, если девушка считает измену величайшим злом во вселенной, то совратить её нельзя даже в состоянии транса или алкогольного опьянения. Также если вы являетесь абсолютным пацифистом, приказ гипнотизёра убить кого-то, выведет вас из состояния гипноза. Но тут есть небольшая загвоздка.

Известно, что в средние века церковная инквизиция нередко применяла такой вид пыток, как холодный ожог. Суть пытки такова. Человеку внушали, что сейчас его будут пытать калёным железом. Железный прут намеренно накаливался докрасна у него на глазах. Затем глаза завязывали, а к телу несчастного притрагивались таким же металлическим прутом, имевшим комнатную температуру. При этом бедняга получал вполне реальный ожог и испытывал резкую боль. Маловероятно, что жертвы подобных пыток хотели, хотя бы подсознательно, испытывать на себе силу калёного железа. Но факт остаётся фактом. Чтобы добиться подобного эффекта использовалось уже упомянутое выше НЛП.

Именно умение убеждать в сочетании с гипнозом способно заставить альтруиста причинить кому-то вред, веря, что совершает он это именно во имя альтруизма. Подобным образом, людей, не признающих убийство, превращали в покорных солдат всевозможных "крестовых походов".

Особенно действенно это при владении техниками быстрого введения в неглубокий транс - рассеивания сознания, окрещённое в народе "цыганским гипнозом".
Таким образом, если так называемый "цыганский гипноз", НЛП и обычный гипноз, сами по себе являются безопасными, то вместе они превращаются в грозное оружие.

Гипноз, как путь к чуду

Нередко гипноз и самогипноз объявляют дверцей к сверхъестественному.

Так, христиане не раз называли гипноз одним из проявлений нечистой силы, а некоторые эзотерики утверждали, что при помощи гипноза можно освоить техники ясновидения и открыть в себе необычные способности.

С одной стороны, то же явление стигматизма показывает, что гипноз и самовнушение действительно способны творить чудеса. Происходит это благодаря изменению состояния сознания. Но путь гипноза и самовнушения может принести больше вреда, чем пользы.

Во-первых, маг обязан иметь твёрдую волю, а это как раз говорит о сильной сопротивляемости гипнозу. То есть, чем проще вас загипнотизировать, тем менее вы способны влиять на окружающий мир.

Во-вторых, так называемая аутогенная тренировка, попросту говоря самовнушение, должна тоже иметь чёткие границы. В противном случае, вы рискуете попасть в ловушку собственного разума, то есть постоянно выдавать желаемое за действительное, не говоря уже о том, что, скажем, заглушив боль при помощи самовнушения, вы вовсе не лечите себя, а выключаете сигнал тревоги, подаваемый вашим организмом. Последнее же может привести к крайне печальным последствиям.

Самовнушение хорошо лишь на начальных стадиях осваивания эзотерики, как способ научиться изменять состояние своего сознания. А гипноз пригоден лишь для того, чтобы научиться сопротивляться ему.

Так что же сильнее - гипноз или магия?

Прежде всего, это два разных инструмента, применяемых с разными целями и имеющие разные методы воздействия.

Интересно то, что, как профессиональный психотерапевт может не верить в само существование магии, так и маг может ни в коей мере не обладать навыками гипноза. Хотя внушение и колдовство в совокупности прекрасно дополняют друг друга. Прежде всего, потому, что, и магия и гипноз - средства управления. Но магия предназначена для скрытого, долгосрочного контроля, гипноз же, для прямого и мгновенного.

Какой из инструментов окажется эффективнее полностью зависит от цели применения.

Магией очень тяжело добиться эффекта мгновенного подчинения, хотя и она располагает средствами, дурманящими разум.

Так, например, существуют чары - заговоры и заклинания, накладываемые колдуном на самого себя и, впоследствии, туманящие разум окружающих.

Классическим примером подобного воздействия является ситуация, когда ведьма на похоронах кидает в гроб какой-либо предмет, а окружающие не в силах её остановить или помешать обряду. Люди, испытавшие это на себе говорят, что были как в тумане, всё понимали, но ничего не могли ни поделать, ни даже произнести. Разумеется, ни о каком гипнозе в подобной ситуации не может идти и речи.

Второй пример магического воздействия, схожего с гипнозом, - оморачивание или наведение мороки. Это заклинания, предназначенные для воздействия на конкретного человека. Но, так же как и чары, делаются они скрытно - в тайне от людей, а особенно от того, на кого направлены. Скрытность - основное отличие магии от гипноза.

И, казалось бы, что ж тут думать, если в магии есть и гипнотические техники, значит магия сильнее. Тем не менее у магии есть свои слабые стороны:

1. Заклинаниям почти всегда необходимо некоторое время для срабатывания. Гипноз же действует мгновенно.

2. Для оказания магического воздействия необходим некий запас жизненной энергии, которая теряется при обряде. Гипноз требует только психологических навыков и знания психологии.

3. Мало того магия может негативно повлиять на здоровье самого мага. Гипноз же не влияет на гипнотизирующего.

4. Магическое воздействие не передаётся по интернету или телефону, а внушение при помощи технических средств коммуникации вполне возможно.

С другой стороны…

1. Если вы были когда-то загипнотизированы, это может обнаружить любой психотерапевт, а вот наложенное заклинание не всякая ведьма распознает, ибо магия воистину тайное искусство.

2. Длительные гипнотические "программы" создать весьма трудно, и нередко они дают сбой, так как мозгу свойственно сопротивляться любому явному воздействию.

3. Хотя воздействие магией зачастую и ограничено расстоянием, оно не требует прямого присутствия, а уж подавно внимания того на кого оказывается влияние.

Таким образом, эффективность воздействия зависит от инструмента и поставленной задачи.