Последние статьи
Домой / Праздничный / Исследовательская работа "Я-патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников"

Исследовательская работа "Я-патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников"

Полищук Ирина Александровна соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 894 г. Москвы

Аннотация: В данной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе и обуславливающие создание в школе музеев гражданско-патриотической направленности.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, диагностика, гражданственность, обучающиеся, молодежь.

В качестве экспериментальной базы исследования нами был выбран музейнообразовательный комплекс ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы гражданско-патриотической направленности: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», музей «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».

В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, проективное сочинение, ранжирование, социометрия.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень - 17 %, средний уровень - 24 %, низкий уровень - 59 %; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %, средний уровень - 46 %, низкий уровень - 38 %; отношение к себе как гражданину: высокий уровень - 69 %, средний уровень - 18 %, низкий уровень - 13 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % - «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, верить в будущее России − 13,2 %, защищать интересы страны − 12,1 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %, гордиться славным прошлым - 11,2 %, знать и ценить культуру народов России - 9,8 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %, такого понятия сейчас нет - 1,2 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше - 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 38,8 % обучающихся; «скорее да, чем нет» - 45,6 %; «скорее нет, чем да» - 8,8 %; «нет» - 3,2 %; «затрудняюсь ответить» - 3,6 %

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания (см. теги , - прим. сайт), определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать - 66,4 %; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность - 21,6 %; служение народу, конкретные дела - 15,3 %; готовность жертвовать своими интересами - 10,4 %, честный и бескорыстный труд - 8,2 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданскопатриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.

Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % -создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % - проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» - 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» - 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию - 15,6 % обучающихся. Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение пилотной площадки и уголка боевой славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: - снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, - проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость создания и открытия музеев гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.


Анкета для родителей

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________

Считаете ли вы возможным для себя и своего ребёнка участие в проекте?

В. Не знаю_______________________________________________________

К каким источникам вы обратитесь за информацией?

А. В библиотеку__________________________________________________

Б. В интернет_____________________________________________________

В. К старшему поколению.__________________________________________

Знакома ли вам история вашего дома?

А. Да___________________________________________________________

Б. Нет___________________________________________________________

Если вы идёте по улице, то обсуждаете ли красоту нашего города, порядок на улицах и кто его поддерживает?

А. Да___________________________________________________________

Б. Нет___________________________________________________________

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего края? Если нет, то почему?

____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

«Особенности патриотического воспитания дошкольников

в современных условиях»
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей.

Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями…

Объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур; газеты, журналы, пестрящие материалами похожего содержания; безработица, пьянство, наркомания; бездомные и нищие; компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

Однако все эти трудности не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться…

В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Виссарион Григорьевич Белинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Николай Александрович Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств : доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не связаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

«История моей семьи»

На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.

Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь воспитателям и семье психолог дошкольного учреждения разработал вопросы по проведению бесед с детьми , с целью составления истории своей семьи.

Что ты можешь рассказать о себе?

Кто входит в твою семью?

Что ты знаешь о своём брате, сестре?

Назови имена своих родственников?

Какие праздники проводятся в твоей семье?

В результате, ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой, познакомиться с играми, которые они играли и самому поиграть в них, нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи и внимательно послушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде самодельных книжек, которые, по отзывам родителей, стали семейными реликвиями.

«Наш семейный альбом»

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

«Дом и комнаты родителей»

Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

«Семейные реликвии»

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

«История нашего рода»

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

«История нашей семьи»

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.

«Интересные истории из жизни»

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.

Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель - ребёнок - семья»


Консультация для воспитателей

«Сказка как средство патриотического воспитания»
Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

Мужские, где главный герой - персонаж мужского пола;

Женские, где главная героиня - персонаж женского пола;

Смешанные, где два главных героя, персонажи женского и мужского пола.

Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих замысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - хитрость, с четвертым - надежная команда.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, адекватное восприятие реальности, во-вторых, представление о враге и безопасности, в-третьих, желание победить врага.

Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника - вот слагаемые успеха. Всё, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни "упаковываются" в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера - "Маша и медведь", "Хаврошечка", «Морозко". Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения : либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, т.е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек - достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится. Символизм второго урока - способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершается воссоединением героя и героини - свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.

Транскрипт

1 Анкета «Патриот» Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (педагог-психолог, социальный работник). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут. Цели анкетирования: определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму; определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников; определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот». Ф. И. _ Возраст Пол Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания. I. Считаете ли вы себя патриотом? 1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю. II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств? 1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое. III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу; 2. Непримиримость к представителям других наций и народов; 3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины России; 4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения; 5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни; 6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире; 1

2 7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи; 8. Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка; 9. Другое. IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? 1. Нет желания; 2. Нет возможности; 3. Считаю это не актуальным. V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека. 1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас. активная деятельная жизнь жизненная мудрость здоровье (физическое и психическое) интересная работа красота природы и искусства любовь (духовная и физическая) материальное обеспечение жизни наличие хороших и верных друзей общественное признание познание (образование, кругозор) продуктивная жизнь развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) развлечения свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) счастливая семейная жизнь счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) творчество (возможность творческой деятельности) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) аккуратность (чистоплотность) воспитанность (хорошие манеры) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) жизнерадостность исполнительность независимость непримиримость к недостаткам в себе и других образованность ответственность (чувство долга, умение держать слово) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) 2

3 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) честность (правдивость, искренность) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) чуткость (заботливость). VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 1. Умение ценить настоящую дружбу; 2. Готовность помочь другу в трудную минуту; 3. Взаимопонимание; 4. Честность, порядочность, принципиальность; 5. Приятная внешность; 6. Хорошие манеры; 7. Умение модно одеваться; 8. Сила воли; 9. Смелость; 10. Решительность; 11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка; 12. Интерес к политике; 13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.; 14. Наличие денег на всякие расходы; 15. Способности. VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения: 1. Я люблю, когда другие люди меня ценят. 2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 3. Я люблю приятно проводить время с друзьями. VIII. Закончите предложения. 1. Каждый из нас верит 2. Каждый из нас имеет 3. Каждый из нас готов 4. Подвиги героев заставили нас задуматься 5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и 6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то 7. Быть достойным гражданином своей страны значит быть Примерная форма анализа и интерпретации результатов анкеты «Патриот» Всего приняли участие человек. Из них девушек, юношей. Дата проведения анкетирования. Анкетирование проводил(и) _. Анализ анкет провел(а) педагог-психолог. I. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены следующие ответы: 1. Да 7 (53,8 %). 2. Нет 1 (7,6 %). 3. Частично 3 (23,2 %). 4. Не знаю 2 (15,4 %). Таким образом, больше половины относят себя к патриотам. Сомневаются или частично относят 23 %. Три человека не смогли определиться или не относят себя к патриотам. II. На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств» были получены следующие результаты: 3

4 Школа 8. Родители 7. Окружающие люди 5. СМИ 6. Органы власти 0. Другое молодежная организация РСМ. Не ответил 1. Подводя итоги, можно сказать, что наибольшее влияние оказывают школа и родители, меньшее влияние СМИ, окружаюшие люди. Особое положение занимают молодежные организации, так как необходимо процентное соотношение между представителями организаций и молодежью, не посещающей их. Параметр «органы власти» не прозвучал в ответах детей, что также может быть значимым при оценке влияния представителей власти на формирование мировоззрения молодежи. III. На вопрос «Как вы для себя определяете понятие патриотизма» дети при ответе выделили следующие категории: Любить и дорожить своей Родиной, страной 10. Любить народ 2, природу 2, город 2 (итого 6). Чувство долга перед Родиной, самопожертвование ради нее, должны любить и ценить 4. Вера и преданность 2. Рассматривая вопрос в совокупности с вопросами самоопределения понятия «патриотизм» и «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя патриотизм», можно увидеть, что те, кто определили патриотизм через долженствование, самопожертвование, понятие веры, на первый вопрос отвечали, как правило, «не знаю», «частично». Не смог определиться с ответом человек, отрицающий свое патриотическое чувство. PS: На следующий вопрос патриотизм им будет определен как неактуальное, несовременное для молодежи чувство. Поэтому можно отметить, что учителю необходимо достаточно осторожно оперировать понятиями, больше опираться на естественные проявления чувств, на близкие учащимся компоненты проявления патриотизма, чаще опираться на жизненный материал самих учеников. IV. На вопрос «По каким признакам определяется понятие патриотизма» мы получили следующее распределение: 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу Непримиримость к представителям других наций и народов Интернационализм, готовность к сотрудничеству Бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения Любовь к родному дому, городу Стремление трудиться для процветания Родины Не актуально для современной молодежи Патриотизм как романтический бред, литературная выдумка 0. Таким образом, наибольшее значение придается таким составляющим, как: любовь к родному дому, национальное самосознание, бескорыстная любовь и самопожертвование. И если первое и второе составляющие достаточно адекватны, то последнее с психологической точки зрения можно отнести к возрастной инфантильности, демонстративности, юношескому максимализму. Стремление трудиться на благо своей Родины можно расценивать и как адекватное понимание повседневного патриотизма, и как инфантилизм, в зависимости от того, что вкладывалось в данную фразу респондентом. V. На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого респондента, были получены следующие результаты: 4

5 1. Наибольшую значимость респонденты придают уверенности в себе 11 человек. Уровень развития качества в среднем 8,2; медиана проходит по 9 баллам (то есть половина респондентов дала более высокую оценку 10, половина оценила его развитие менее 9). 2. Вторую по значимости строчку заняли воля и честность, отмеченные 10 респондентами в каждом случае. Развитие воли в среднем определяют на 8,4, медиана 9.; честность 8,5, медиана Третью строчку занимают активная жизненная позиция, умение осуществлять самоконтроль (составляющая воли), смелость (также составляющая воли), чуткость. Волевые качества, как и ранее, получили высокую оценку; активная жизненная позиция 9 респондентов, ее развитие было в среднем оценено в 7,8, медиана проходит по 8 баллам. Можно предположить некоторую неудовлетворенность своей активностью на фоне ранее описанных факторов, по которым достаточно высокая самооценка. Чуткость 9 респондентов, средняя 8,3; медиана 10 (очень высокие показатели). 4. Больше половины респондентов также отмечали такие качества, как здоровье, любовь, наличие друзей (эмоциональная поддержка, опора, совесть), стремление к познанию (образованность), свободу, счастливую семейную жизнь, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость (так исполнительность или независимость?), ответственность, терпимость. Некоторая противоречивость полученных данных может служить хорошей основой для глубоких бесед о патриотизме с учащимися и представляет, пожалуй, наиболее интересный результат данной анкеты. 5. В характеристику патриотизма не вошли или получили единичную оценку: материальная обеспеченность, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечение, аккуратность, высокие жизненные запросы, непримиримость к другим. Анализ этого материала также может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств. 5

6 ШКОЛА КЛ. Классный руководитель Ф. И. _ Возраст Пол Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания. I. Считаете ли вы себя патриотом? 1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю. II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств? 1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое. III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу; 2. Непримиримость к представителям других наций и народов; 3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины России; 4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения; 5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни; 6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире; 7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи; 8. Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка; 9. Другое. IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? 1. Нет желания; 2. Нет возможности; 3. Считаю это не актуальным. V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека. 1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас. активная деятельная жизнь жизненная мудрость здоровье (физическое и психическое) интересная работа красота природы и искусства любовь (духовная и физическая) материальное обеспечение жизни наличие хороших и верных друзей общественное признание познание (образование, кругозор) продуктивная жизнь развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) развлечения свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) счастливая семейная жизнь счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) творчество (возможность творческой деятельности) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) 6

7 аккуратность (чистоплотность) воспитанность (хорошие манеры) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) жизнерадостность исполнительность независимость непримиримость к недостаткам в себе и других образованность ответственность (чувство долга, умение держать слово) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) честность (правдивость, искренность) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) чуткость (заботливость). VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 1. Умение ценить настоящую дружбу; 2. Готовность помочь другу в трудную минуту; 3. Взаимопонимание; 4. Честность, порядочность, принципиальность; 5. Приятная внешность; 6. Хорошие манеры; 7. Умение модно одеваться; 8. Сила воли; 9. Смелость; 10. Решительность; 11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка; 12. Интерес к политике; 13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.; 14. Наличие денег на всякие расходы; 15. Способности. VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения: 1. Я люблю, когда другие люди меня ценят. 2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 3. Я люблю приятно проводить время с друзьями. VIII. Закончите предложения. 1. Каждый из нас верит 2. Каждый из нас имеет 3. Каждый из нас готов 4. Подвиги героев заставили нас задуматься 5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и 6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то 7. Быть достойным гражданином своей страны значит быть 7


Патриотизм и гражданская позиция глазами волгоградской молодежи В конце февраля члены Сталинградского отделения Партии Великое Отечество провели анкетирование среди студентов областных вузов. 150 молодым

Форма А Порядковый номер интервью: Возраст респондента (количество лет): Пол респондента: Образование респондента: Какими из перечисленных ниже положений Вы руководствуетесь в своей жизни как основополагающими

Для проектируемого конфликта. Для этого педагогу необходимо ответить на следующие вопросы: - каков должен быть характер действий в процессе разворачивания конфликта; - какие позиции должны быть вовлечены

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ В АРМИИ Выполнен ученицей 10 класса «Г» Журавлёвой Елизаветой Научный руководитель проекта: педагог-психолог Детковская О.В. Москва 2013 Не смей считать себя мужчиной,

Диагностика социума Изменения ценностных ориентаций взрослых женщин 1 В работе рассматриваются особенности изменения ценностных ориентаций взрослых женщин в процессе возрастной адаптации. Оценка ценностных

72 Проблемы педагогической психологии и психологии образования педагогикой, социологией. В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую

Малакаева Э.А. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» в г. Норильске Эта работа

Ярославский педагогический вестник 1 Ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника В статье рассматриваются ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИСТЕМЫ НПО (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА 35) ВАЛЕНТИНА ЮРЬЕВНА КУКЛИНА, ГБОУ НПО ПУ 35 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Ценностные ориентиры молодежи как динамически развивающейся

Результаты анкетирования потребителей образовательных услуг в Елизаветинской гимназии в 2013-2014г. В 2013-2014 учебном году проведены методики, исследующие степень удовлетворенности учащихся и их родителей

Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения Е.Н. Степанов, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель, А.А. Андреев, доцент,

Исследование профессионально значимых ценностных ориентаций у будущих педагогов 383 УДК 37.015.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 2011 г. Центр лицензирования

УДК 316.66-053.5 (575.2) (04) Особенности жизненных стратегий старшеклассников сельских и городских школ А.А. Белецкая Рассматриваются жизненные стратегии учащихся старших классов городских и сельских

Школа источник ценностных ориентаций подростка Г.А. Данюшевская Для развития страны всегда актуально воспитание гражданина, патриота, готового отдать все свои знания, силы и умения во имя процветания государства.

Воспитательная система школы. Реализация программы духовно-нравственного развития личности школьника «Ступени к успеху» 1.Концепция воспитательной работы. Пожалуй, ни одно учебное заведение на сегодняшний

Мониторинг работы школы с семьей, общественностью в микрорайоне 1. Характеристика социума Показатели п / п 1. Учреждения: образования культуры оздоровительные 2. Производственные предприятия 3. Предприятия

УДК 1599 М Г Рябова, Е А Уваров Тамбовский государственный университет им Г Р Державина ул Советская, 6, Тамбов, 392000, Россия E-mail: ryabina_mariya@mailru СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Аналитическая справка удовлетворенности родителей качеством образования в МБДОУ ДС 8 В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под качеством образования понимается характеристика системы

МЕСТО ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОСТРУКТУРЕ СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Максимова У.К., Масленникова С.Ф. Уральский государственный лесотехнический университет Екатеринбург, Россия PLACE

Вестник Военного университета. 2011. 2 (26). С. 38-43. Приступа И.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП Ценностные ориентации являются индикаторами противоречий, возникающих

Ценностные ориентации современных подростков Скляревская Е.А., Адзхед М.Т. ученицы 7 «А» класса лицея 1535 науч.рук. Одинцова В.В. Цели работы: Выявление ценностных ориентаций современного подростка. Задачи:

Приложение Содержательного раздела ООП ООО 2.2.2.17 ОДНКНР ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ОДНКНР Основы духовно-нравственной культуры Народов России 5 класс Планируемые результаты

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 31 35. МОТИВАЦИЯ И ЭРЗАЦ-МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рассматриваются вопросы, касающиеся

Модель выпускника школы Модель выпускника разработана с учетом особенностей содержания, заложенного в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения. Выстраивая

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное учреждение «Ивановский региональный центр оценки качества образования» Социологические исследования «Проблемы социализации

«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» 2 УДК 316.624:316.346.32-053.6 ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК* 2008 А.А.Ощепков Ульяновский государственный

СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ В ЖЕНСКОЙ АУДИТОРИИ Н.Г. Воскресенская В настоящее время телевидение оказывает серьезное влияние на общество, воздействуя на ценностные ориентации

УДК 316.75:061.23-053.6 (571.63-25) М. М. Соколова, cтудентка 4 курса, бакалавр, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО

SWorld 18-30 March 2014 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2014 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ МЕЖСЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Тарануха Д.Ю. МОАУ «Лицей 1», г. Оренбург В настоящее время проблема формирования гражданской идентичности подростков

Ценности российских подростков в российско-монгольском приграничье в современных условиях 1 Беспалов А. М., канд. филос. наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «АГАО»

Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи «Городской Совет отцов» «Городской Совет родителей» Информационный вестник

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка МБОУ «СОШ 41» Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно нравственной культуры народов России» 5 класс Составитель программы: учитель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «СОЗДАНИЕ ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Ефремова О.В., учитель начальных классов МБОУ Школа 36 г.о. Самара ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Трансформации, которые произошли

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОУ СОШ 3 Г.ПОХВИСТНЕВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную

ББК 78.480.0+74.48 Н. Д. НИКИТИНА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧГУ им. И.Н. УЛЬЯНОВА Сегодня проблемы становления духовного мира студенческой молодежи имеют большое значение не

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России Данилюк А.Я. Социальные и моральные проблемы, решению которые

ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Выполнила: студентка группы 41-ДК Бондырева А.А. Руководитель: Макарова Н.Н., преподаватель истории Актуальность - От предпочтений нынешней молодежи

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - Ориентация

УДК 378.14 М.Ю.Шошина, О.В.Петунин ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кемеровский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников

Г. Д. Гриценко Динамика ценностей молодежи как проявление цивилизационного развития современной России Электронный ресурс URL: http://www.civisbook.ru/files/file/grizenko.pdf Перепечатка с сайта Социологического

Социология. Психология. Философия Особенности Вестник Нижегородского формированияуниверситета системы ценностных им. Н.И. Лобачевского, ориентаций2010, у девиантных 4 (1), с. подростков 371 379 371 УДК

Проблема по самообразованию. «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня» Подготовила: воспитатель ГПД МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» Юдина

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Технология предупреждения противоправного поведения представляет собой систему взаимосвязанных между собой и последовательных педагогических

Приложение 1 Программа оценки личностных результатов обучающихся 5-6 классов по АООП ООО для детей с ЗПР. 1. Пояснительная записка Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной

Амелина О. В. Старший преподаватель, Рудненский индустриальный институт, г. Рудный, Казахстан ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА Духовно-нравственное развитие

Мотивационно-потребностная сфера как фактор развития профессиональной идентичности у женщин-военнослужащих Н.А. Правдивец Статья посвящена изучению проблемы ценностей как фактора развития профессиональной

3 Заместитель директора по ВР Авдошина Н. И. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ «САМСОН» Тема педсовета «Гражданско-патриотический аспект воспитания и обучения в

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: особенности подхода Полтава Ирина Ивановна, заместитель директора МОУ «СОШ 21» по УВР 1 разработан ведущими специалистами

«Согласовано» Глава управы муниципалитета района Черёмушки «Утверждаю» Руководитель ВМО Черёмушки М.Б.Селезнёв А.В.Давыдова «Программа патриотического воспитания молодежи» внутригородского муниципального

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» города Когалыма «Школа успеха» (Подпрограмма развития воспитательной компоненты в рамках программы воспитательной

Анкета для родителей 1 "Изучение характера отношений между педагогами и родителями" Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания

Э. В. Витушкина учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Г. Магнитогорск ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) второго

Кобец Ольга Владимировна учитель географии Муниципальное образовательное учреждение Гимназия 64 г. Липецк ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ -

УДК 378.4 (476.6) ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ГрГУ им. Я. КУПАЛЫ) С.С. Балюк ГрГУ им. Я. Купалы (Гродно) Система ценностных ориентаций является психологической характеристикой

УТВЕРЖДАЮ Директор школы Л.И.Беловол 2011 г. Школьная целевая комплексная воспитательная программа «Спорт. Духовность. Творчество.» Пояснительная записка Долгое время процесс воспитания рассматривался

Программа патриотического воспитания обучающихся Фирсова Марина Михайловна, доктор педагогических наук Директор Гимназии 1518, г. Москва Представленная программа интересна тем, что в ней описано содержание

МАКЕТ «ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ» Данный макет представляет собой шаблон для разработки и написания «Программы воспитания и социализации обучающихся

Чемерилова Ирина Альбертовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары, Чувашская Республика ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА

План реализации внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии 77 городского округа Тольятти на 2014-2015 учебный год Пояснительная

Утверждаю Директор МБОУ «СОШ 53» г. Чебоксары А.К. Смирнов Приказ от «30» августа 2014 г. 135-О Воспитательная программа кадетского образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 53 с углубленным

Особенности реализации Программы воспитания и социализации «7-Я» в МБОУ СОШ 1 Цель: Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного компетентного гражданина, осознающего ответственность

Программа гражданско-патриотического воспитания студентов Тюменского государственного нефтегазового университета на 2015 год I. Введение Программа Гражданско-патриотического воспитания студентов ФГБОУ

Муниципальное казенное учреждение Управление образования администрации Калтанского городского округа Методический сектор Муниципальная служба психолого-педагогического сопровождения У меня тоже будет семья

О.А. Тарасова Воспитание патриотизма у учащихся стратегическая задача современной школы Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма,

Ю. Е. Смирнова ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Статья представляет собой анализ теоретического и исследовательского материала, посвященного

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Старший преподаватель кафедры ТиИГиП Монголова Анна Геннадьевна [email protected] сайт: www. miu.by Информационно- методическое

Результаты анкетирования учащихся 4 классов и их родителей общеобразовательных организаций Ивановской области Результаты анкетирования учащихся 4 классов по выявлению уровня самооценки, направленности

Анкета для родителей

Уважаемые родители!
У нас с вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином страны, в которой живем. В преддверии работы по нравственно-патриотическому воспитанию ваших детей просим вас ответить на ряд вопросов.
1. Как вы думаете, важно ли ребенку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? _____________________________________

2. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для вас и ребенка? _________________________________
__________________________________________________________________
3. Рассказываете ли вы своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью? _______________________
__________________________________________________________________
4. Знакомите ли вы своего ребенка с памятными и историческими местами свой Родины, малой Родины? ________________________________________
__________________________________________________________________
5. Посещаете ли вы с ребенком музеи, выставки патриотической направленности? ___________________________________________________
6. Поддерживаете ли вы у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны? __________________________________________________________
7. Смотрите ли вы с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оцениваете их вклад в жизнь общества? Какие? _____________________________________
__________________________________________________________________
8. Счиатете ли вы себя Патриотом? Почему? __________________________
9. Помогаете ли вы своему ребенку проявлять позитивные эмоции? Согласны ли вы с утверждением, что они станут вашей надеждой в старости?
__________________________________________________________________
10. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ______
__________________________________________________________________
11. Как вы считаете, возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Почему? _____________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей: педагогов или родителей? ___________________________
__________________________________________________________________
13. Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? _______________
14. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? _________________________________________________________

15. Рассказываете ли вы своему ребенку о Благовещенске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях? __________________________
__________________________________________________________________
16. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___________________________________________________________
17. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе? ___
__________________________________________________________________
18. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? __________
__________________________________________________________________
19. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Почему? ____________________________________________
__________________________________________________________________
20. Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? _________
21.Смотрите ли фильмы на военную тему? ____________________________
22.Слушаете ли песни военных лет? __________________________________
23. Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? __________ 24. Есть ли у вас возможность презентовать (или временно предоставить) фотографии, пилотки, значки, медали и другие предметы? ________________
20. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке? _______________________________________
__________________________________________________________________

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию

1. Какие слова выражают любовь к Родине?_______________________________________
2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?
3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___________________________
_____________________________________________________________________________
4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? _________________________________________________________________
5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? __________________________
_____________________________________________________________________________
6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? _________________________________________________________________________________________________
Как на это реагирует ребенок? __________________________________________________
7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье? ________________________
_____________________________________________________________________________
8. Читаете ли Вы ребенку русские народные сказки? _______ Как часто? ______________
9. Кто чаще всего читает?________________ В какое время суток? ___________________
10. Исполняете ли Вы в моменты общения с ребенком народные потешки? ____________
11. Есть ли в Вашей родительской практике игры, которые знакомят с национальными обрядами и традициями? ______ Если есть, то какие? _______________________________
12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка? _____________________________________________________________________
13. Знаете ли Вы пословицы о Родине?_____ Назовите их ___________________________
_____________________________________________________________________________
14. Назовите Российскую символику? ____________________________________________
15. Достаточно ли у Вас информации? ____________________________________________
16. Знаете ли Вы как рассказать детям о символах России? __________________________
17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей? _____________________________________
_____________________________________________________________________________
18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? _______________________________
19. Какие произведения из русского народного творчества, Вы читали детям? _____________________________________________________________________________
20. Какие народные праздники Вы знаете? ________________________________________
_____________________________________________________________________________
21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? _____________________________________________________________________________
22. Хотите ли Вы участвовать в кружке народного промысла? _______________________
23. Хотели ли Вы участвовать в досуговых вечерах?_____ Почему?___________________
24. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? _______ Почему? ____________
_____________________________________________________________________________25. Что такое русская семья? ____________________________________________________
26. Какая она? ________________________________________________________________
27. Посещаете ли Вы с ребенком музеи? ______ Если да, то какие? ___________________
_____________________________________________________________________________
28. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе? __________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовывать воспитательную работу в детском саду.
Анкета выявления уровня готовности и затруднений педагогов в организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста


п/п
Показатели готовности
Знаю, владею
Владею, знаю, но не всегда
Не знаю, не владею

1
Понимание термина «патриотическое воспитание»

2
Понимание задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста

3
Умение планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми конкретной возрастной группы

4
Владение методами патриотического воспитания детей дошкольного возраста

5
Умение подбирать виды совместной деятельности с детьми

6
Разнообразие форм совместной работы с родителями детей- дошкольников

7
Методы пропаганды знаний по патриотическому воспитанию дошкольников среди родителей

Игра для педагогов «Вставь нужное слово, словосочение»

При воспитании у дошкольников любви к родному краю
важно учитывать:

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне ___________________________________.
Ведение краеведческого материала в работе с детьми с учетом принципа __________________________ от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому _________________________.
Формирование личного отношения к фактам, событиям и явлениям _______________________, создание условий для активного приобщения, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает __________________ вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности.
Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием ______________________________.
Осуществление _____________________________ в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы сами отразить свои чувства, __________________________________.
Привлечение детей к участию в _____________________________ с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и весельях.
Осознанный отбор ________________ ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и _____________________________.
Создание такой _____________________________ в группе, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе _________________ с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразования его по законам красоты и добра»
Организация работы с родителями под девизом; их знания и любовь к городу должны ______________________________.

Ответы: методов, в жизни города, деятельностного подхода, передаваться детям, предпосылки развития способности ребенка, краеведческого материала, развивающей среды, эмоциональную активность, представления об увиденном и услышанном, постепенного перехода, прошлого и настоящего, городских праздниках, народной культуры, культурно-историческим фактам.
Анкета для детей на тему «Я и мой город»

Фамилия и имя ребенка ___возраст___

1. Как называется город, в котором ты живешь? ________________________
2. Тебе нравится жить в своем городе? ________________________________
3. Как ты думаешь, ты любишь свой город? ____________________________
4. Ты считаешь свой город красивым? ____В чем его красота? ____________
__________________________________________________________________
5. Что ты мог бы сделать (вместе с друзьями, родителями, чтобы твой город стало лучше? ______________________________________________________
6. Если бы к тебе в гости приехали друзья, что бы ты рассказал им о своем городе? ___________________________________________________________

Анкета для детей на тему «Я и моя страна»

1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь? ___________________________________________________________
2. Как ты думаешь, Россия – большая страна? __________________________
3. О каких городах нашей страны ты слышал? __________________________
В каких городах бывал? _____________________________________________
4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал?____________ Почему? _________________________________
5. Люди каких национальностей живут в России?________________________ Назови их. _________________________________________________________
6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать? ___________________________________________
7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? __________
Почему? __________________________________________________________
8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? _________
__________________________________________________________________
9. Ты любишь свою страну? Почему? _________________________________
10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или своего села, какие бы три желания ты загадал? __________________________________________________________________

Опрос-анкета с детьми на тему: «Что такое Родина»
(Метод незаконченных предложений)

Фамилия, имя ребёнка
Что такое Родина? Родина - это
Малая Родина – это
2. Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется
3. Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется...............................................................
4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я
5. Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит
6. Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит.
7. Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть
8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу

Опрос-анкета с детьми на тему: «Государственные праздники России.
Государственная символика России»

Фамилия, имя ребёнка
1. Какие государственные праздники ты знаешь?
Я знаю:
2. Какого числа наша страна празднует свой День рождения?
Свой День рождения Россия празднует
3. Кто управляет нашей страной?
Нашей страной управляет
4. Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.
Президенты России:
5. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.
Государственные символы: .
6. Какие символы есть у нашего города?
У нашего города есть
7. Какие символы есть у нашей (Амурской области)?
У Амурской области есть.

Опрос-анкета с детьми на тему: «Достопримечательности нашей Родины (города)»
(Метод «Незаконченное предложение»)
Фамилия, имя ребёнка
1. Какие города России ты знаешь?
Я знаю 2. Какие реки России ты знаешь?
Я знаю
3. Что такое достопримечательность?
Достопримечательность – это.
4. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?
Я бы хотел (а) увидеть.
Я бы хотел(а) узнать о.
5. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?
Я буду: .
6. Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с Благовещенском и ее окрестностями?
Я бы повел своих гостей
7. Что есть в Благовещенске, чем ты гордишься?
Я горжусь.
8. Чем знаменит Благовещенск?
Наш город знаменит.

АНКЕТА «Я и моя семья»

1. Какая связь существует между понятиями: «семья» - «род» - «Отечество»? 2. Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кем были твои предки? Чем они занимались? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Расскажи о самом известном тебе родственнике. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города? Если не, то почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей «Приоритетные ценности семьи»

1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
Семья
Нравственность
Родина
Здоровье
Образование
Дружба
Творчество
Карьера
Другое (допишите).

2. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент детский сад?
на обучение
на воспитание
на сочетание обучения и воспитания

3. Как Вы считаете, что должен давать ребенку детский сад, а что – семья и родители?
Детский сад должен:
обучать
воспитывать
обучать и воспитывать
другое (допишите).
Семья должна:
обучать
воспитывать
обучать и воспитывать
другое (допишите)

4. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
Да
Нет
Иногда

5. Рассказываете ли вы своему ребенку о Благовещенске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
Да
Нет
Иногда

6. Влияет ли природа родного края на развитие патриотизма?
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание". В последнее время это одно из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе. В каждом варианте ответов выберите подходящий.

1.Что Вы понимаете под понятием "патриотическое воспитание"?

Любовь к Родине
любовь к природе
любовь к родному краю, городу
чувство гордости за русский народ, его достижения, традиции
все вместе взятое
другое

2. Какие из указанных качеств Вы стараетесь первоначально воспитать в Вашем ребенке?

уважение к старшим
любовь к близким
интерес к историческому прошлому России
уважение русских традиций
любовь к своему городу

3. С какой из тем можете познакомить ребенка Вы?

с историей город
с историей края
с жизнью и бытом наших предков
русскими обычаями, традициями
русской народной культурой
с выдающимися людьми России
4. С какими из перечисленных разделов, по Вашему мнению, должен ребенок познакомиться в детском саду?

моя семья
мой город
мой край
моя страна

5. В каких формах работы по патриотическому воспитанию Вы могли бы оказать помощь детскому саду?

доступ к архивам
экскурсии на предприятия
целевые прогулки в библиотеки и т.п.
изготовление фотогазет
встречи с интересными людьми

Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание»

1. Я считаю, что патриотизм - это.................................................................................................................................................2. Считаете ли Вы себя патриотом? .
3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
4. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у детей? Подчеркните: семья, школа, детский сад, общество, никто.
5. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?

6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?

7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: 8. Что бы вы посоветовали педагогам для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность детей?
9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности детей?
10. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности детей?

Спасибо за Ваши ответы. Надеюсь, что они помогут правильного организовать воспитательную работу в группе.

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое – ...
затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;
нет;
затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? .

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

да;
нет;
затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции.

Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа.
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
- Праздником Великой Победы.
- Днем памяти погибших на войне.
- Дополнительным выходным.

3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?
.
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
- Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.
- Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.
- Затрудняюсь ответить.

5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?
- Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.
- Нет. Затрудняюсь ответить.

6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?
Если да, напишите, кто именно.
.
7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
8. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?
- Конкурс рисунков.
- Оформление мини-музея, фотовыставки.
- Создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны.
Другое

Спасибо за Ваши ответы. Надеюсь, что они помогут правильного организовать воспитательную работу в группе.

Опрос-анкета для воспитателей.


Вопрос
Да
Нет

1
Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2
Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3
Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4
Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5
Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6
Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7
Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8
Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9
Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10
Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11
Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12
Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?