Домой / Праздничный / Как бороться с детской ленью 7 лет. Выполнение пошаговых действий

Как бороться с детской ленью 7 лет. Выполнение пошаговых действий

Постоянно сталкиваюсь с тем, что родители обвиняют подростков в лени: "Он такой ленивый. Ему ничего не надо, сделайте что-нибудь". То есть, расписываются в собственном бессилии и пытаются найти ответственного. Под ленью обычно подразумеваются две вещи: не хочет учиться и ничего не делает по дому; чаще первое все-таки. То есть, чадо совсем не заинтересовано в школьных предметах, кое-как выполняет домашние задания, прогуливает школу. Дома тоже ничего не делает: посуду не моет, собаку не выгуливает, в комнате - бардак. Нужно много раз напоминать сварить картошку - все равно забудет.

Про школу ответ простой. Ему неинтересно. И, в отличие от взрослого человека, делать что-либо из чувства долга подросток, скорее всего, не будет. Да и гиблый это путь - долг должен быть уравновешен с удовольствиями, а это удел сбалансированных взрослых людей.

К учебе нужен интерес, удовлетворение которого дает мгновенное вознаграждение, то есть положительные эмоции. Или же побуждением к учебе может быть отложенный результат и отложенные эмоции. Сейчас школе сложно конкурировать с интернетом и компьютерными играми. Интерес и мотивация должны быть колоссальными. Но чем труднее задача, тем больше пользы нам приносят попытки её решения.

Для того, чтобы подросток получал удовольствие от умственной деятельности для начала можно попробовать сконцентрироваться на нескольких предметах, к которым есть хотя бы минимальный интерес, попробовать показать любопытные моменты этого предмета (гравитацию в физике, например), своими словами объяснить исторические процессы. Можно попробовать заинтересовать чем-то помимо школьной программы - существуют прекрасные документальные фильмы BBC о животных, космосе, истории; на каналах National Geographic и Discovery тоже транслируются познавательные фильмы. Самое главное - разбудить любопытство, которое захочется удовлетворить.

Если говорить об "отложенных коврижках", то встает вопрос, как донести до подростка, что ему надо поступать в ВУЗ, что работники умственного труда зарабатывают больше работников физического труда, а в ВУЗ можно попасть только по результатам экзаменов? И если угрозы "дворником будешь", "в продавщицы пойдешь" не работают? Сказать пару раз об этом можно (только спокойно), привести примеры из своей жизни или жизни знакомых тоже полезно. Никакого эффекта? Ну так предложите подростку пойти поработать в каникулы или даже после школы. По закону это можно сделать с четырнадцати лет. Пусть попробует, рисков здесь никаких нет. Не хочет сдавать ЕГЭ - пусть идет в колледж; в 16-17 лет почти все процессы обратимы - захочет учиться дальше, вернется в школу, можно пойти в экстернат. Вне школы подготовится к ЕГЭ нет никаких проблем - курсы, преподаватели.

Что касается работы по дому, то вполне приемлемо разрешить не убирать в своей комнате, если она отдельная, и если это не приводит к эпидемиям. Это личное пространство, достойное невмешательства! А вот требовать порядка в общественных местах необходимо - не нотациями и криком, а твердо огласить что надо сделать. Далеко не факт, что подросток сразу бросится совершать подвиги во имя уборки кухонного пространства. Однако терпение, юмор, и процесс, возможно, сдвинется. Маловероятно, что ребенок будет все делать идеально - не все люди перфекционисты домашнего хозяйства, да оно и не представляет для подростков большой ценности. Но нет никакого смысла ссориться и обвинять ребенка в паре оставленных крошек. Лучше в отношениях (и чище на кухне) точно не станет.

Возраст 12-14 лет в племенах и древних религиях - это возраст инициации, то есть, перехода из детства во взрослую жизнь. С этого момента родители в не несли ответственности за детей! И именно в этом возрасте начинает работать интеллектуальное мышление - формирование логических связей, выявление общего от частного и наоборот.

Чтобы проснулась потребность достигать цели - цель, прежде всего, должна быть собственная, а не родительская. Лучшее, что можно сделать, чтобы подросток начал ставить свои собственные цели (а цели происходят от желаний, хотя и не только) - это отойти, не душить его собой, дать ему пространство. Это не подвиг или жертва, а проявление уважения к его личным, уже взрослым границам.

"А ему ничего не надо", - слышу я от родителей. Потому что то, что ему когда-то надо было в более раннем возрасте, родители обесценили и\или заменили это тем, что нужно им самим. Если прислушаться и присмотреться, то часто оказывается, что все таки подростку что-то надо: научиться рисовать, играть на гитаре, говорить на не очень популярном языке, программировать. Просто им надо то, что родители считают блажью и бесполезным занятием. Но это же его желания и цели, и если их поощрить или хотя бы не мешать, появится опыт в удовлетворении желаний и достижении целей. Хочет учиться петь - пусть поет, в шахматы играть - пусть играет. Подобные интересы не в меньшей степени, чем школьные предметы, приносят пользу в интеллектуальном развитии, да и их роль в эмоциональном развитии неоценима. И дело здесь может быть не в разряде по шахматам, а в процессе.

Родителей особенно раздражает многочасовое лежание подростков на диване. Это нам, в нашей суматошной жизни, полной беготни, временами бессмысленной и неэффективной, подобное бездействие кажется преступлением. В подростковом возрасте эта, так называемая лень, часто является переходным "вакуумным" периодом между выходом из семейной истории, родовых клише и взрослой жизнью, СВОЕЙ взрослой жизнью.

Без определенного, дозированного воздействия на подростков трудно обойтись, но действовать нужно не угрозами, а конкретными мерами - предложить подростку работать (ничего страшного с чадом не случится), отключить интернет, если требования не выполняются, закрыть ноутбук на ключ (в крайних случаях). Последовательность родителей, искренний интерес, уважение личного пространства и собственных целей подростка, право на самостоятельность, иногда в жестких условиях, - вот ингредиенты, с помощью которых подросток сможет стать самостоятельным взрослым.

«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Что говорят психологи, если ребенок ленится

Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

Поручения, чтобы избавить от лени

Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

  • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
  • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
  • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
  • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

Игры, способные побороть лень

Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

  • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
  • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
  • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
  • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
  • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

Приучение к домашнему труду

  • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
  • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

  • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
  • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

Чтение, как метод, чтобы победить лень

Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

Фольклор против лени

С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

  • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Плохо ветвям без ствола.
  • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  • Человек трудится - земля не ленится.

Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.

Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.

Проблема, которая часто волнует родителей, – лень. Эта проблема не нова. Наверное, сколько веков существует жизнь на земле, столько и времени бьются родители в поисках ответа на вопрос: почему ленится их чадо, как бороться с ленью у ребёнка.


Ох уж эти «не хочу», «потом», «после» (масса вариантов от обеда до завтрашнего дня). И все эти отговорки детей вызывают резкую реакцию у взрослых: «Кому говорят, быстро, нечего лодыря гонять». Так что же, проблема лени генетически заложена в человеке?

Попробуем выяснить причины лени. Считается, что малыши не ленивы , если, конечно, это не следствие болезни.

Дети младшего возраста очень любознательны. Потому любая деятельность для них интересна. Они с удовольствием занимаются всем, что только можно: и пол моют, и метут, и книжки складывать помогают.

Их любимое выражение «Я сам!». Если же ребенок инертен, малоактивен, но температуры нет, и чувствует себя нормально, то родители считают, что он просто ленится. Но за таким поведением могут скрываться и другие причины.

Итак, каковы же причины лени?

  1. Боязнь неудачи, неуверенность в своих силах, возможностях.
  2. Усталость, переутомление.
  3. Неумение быть самостоятельным, гиперопека родителей.
  4. Отсутствие интереса.
  5. Особенности темперамента.
  6. Проблемы общения.
  7. Отсутствие мотивации.

Страх неудачи

Лень у детей часто связана с чувством страха перед возможной неудачей. Ребенок хочет радовать своих родителей. Иначе и быть не может. Но не всё у ребёнка может получиться с первого раза. Он переделывает раз, два, но всё равно часто результат неудовлетворительный.

Если в этот момент кто-то даст ему отрицательную оценку, например: «Какой же ты несообразительный!» – то считайте, что одна причина лени уже найдена. Впоследствии малыш всё будет делать неуверенно, «из-под палки», боясь низкой оценки от вас. Либо же его самооценка будет низка.

Усталость

Порой взрослые считают ленью обыкновенную усталость ребёнка или просто желание отдохнуть после сложных уроков, секции или длительной прогулки. Взрослые почему-то уверены, что дети не устают.

Стремясь развивать детей многосторонне, родители часто не замечают, что он перегружен: школа, художественная школа, спортивная секция, репетиторы и так далее. А ещё должен учиться непременно на хорошие отметки. Всё это, конечно, приводит к переутомлению. У малыша появляется желание просто раствориться, чтобы его не трогали.

Неумение быть самостоятельным

Это качество, к сожалению, родители, сами того не желая, воспитывают с раннего возраста. Призыв ребёнка «Я сам», они не слышат – некогда. Они всегда куда-то спешат. Им удобнее одеть ребёнка самим, покормить с ложки, убрать за ним игрушки.

На попытки ребёнка помочь, он слышит: «Не лезь в муку, а то рассыплешь» или «Не трогай молоток, а то пальцы прибьёшь». Таких запретов много. А ведь можно с пользой использовать желание ребёнка . Но взрослым кажется иначе.

В итоге ребёнок оказывается ни к чему не приученным и уже ничего не хочет делать. «Я сам!» остаётся лишь в памяти родителей.

Отсутствие интереса

«Мне скучно это, неинтересно». Причина, вероятно, в родительском равнодушии. В раннем возрасте ребёнку интересно всё, у него тысячи вопросов, предложений. А в ответ: «Отстань, мама устала», «Не мешай папе, он спит».

Вот ребёнок сидит один, пытаясь разобраться в каких-то игрушках самостоятельно, что-то не получается, он бросает это занятие, берётся за другое – опять неудача, сохранить сосредоточенность уже не может. И интерес пропадает, приходит желание ничего не делать.

Влияние темперамента

Все дети разные. Одни робкие, медлительные, другие чрезмерно активны, подвижны, им нелегко усидеть на месте, им сложно соблюдать любые правила. Таким детям сложнее сосредоточиться на словах учителя. Учителя, в свою очередь, делают подчас резкие замечания, вызывают в школу родителей, которые тоже ругают дитя за замечания.

С точностью до наоборот происходит такое и с медлительным ребёнком. Он не успевает писать, быстро читать. А результат и у того, и у другого один – пропадает желание учиться.

Проблемы в общении

Скорее эта причина психологического характера. Дети не всегда находят понимание в коллективе, вступают в конфликт не только с одноклассниками, но с учителями, а иногда и с несколькими. Родители должны быть частыми гостями в школе, чтобы в самом начале предотвратить конфликт, помочь ребёнку в таких ситуациях

Отсутствие смысла, мотивации

Современная жизнь насыщена информационно, дети знают, чего хотят и реально могут оценить, какие занятия им нужны и стоит ли тратить время на заучивание стихотворения. И не учат стихотворение, потому что нет мотивации либо она слабая.

Итак, основа всех причин лени – отсутствие интереса. Значит, развитие интереса – это и есть борьба с ленью.

Каждый родитель мечтает воспитать трудолюбивого, целеустремленного ребенка. Апатия, нежелание сына или дочери выполнять школьные задания и повседневные дела вызывают тревогу. Мы расскажем, как бороться с ленью ребенка, как его заинтересовать.

Как бороться с ленью: причины лени

Дети предпочитают делать то, что нравится. «Надо» через «не хочу» свойственно только взрослым ответственным личностям. Перед тем как начать бороться с ленью ребенка, выясните, почему у него нет желания.

Основные причины лени такие:

  1. Желание обратить на себя внимание родителей. Иногда из-за нехватки общения и любви ребенок таким неприглядным способом пытается достучаться до мамы с папой. Дитя проказничает, ничего не делает, как бы протестуя против такого отношения к себе.
  2. Отсутствие заинтересованности. Мотивация - движущая сила действий. Ребенку не интересно выполнять работу лишь потому, что это нужно.
  3. Страх неудачи. Иногда малыши или подростки боятся потерпеть крах, поэтому предпочитают даже не начинать дело. Неуверенные дети опасаются недовольства родителей, насмешек одногодок, не хотят чувствовать себя неудачниками.
  4. Плохой пример. Глупо требовать от отпрыска трудолюбия, если родители не обладают таким качеством. Дети, как губки, впитывают модель поведения взрослых.
  5. Пресечение инициативы. Когда ребенок 3–4 лет пытается помочь папе в ремонте или маме на кухне, родители иногда не позволяют приобщаться к делу. Им кажется, что он не помогает, а мешает. Но так ребенок осваивает труд, познает мир. Если отбить желание в младенчестве, то в подростковом возрасте сын или дочь не захочет учиться работать.
  6. Гиперопека. Нельзя все делать вместо ребенка. Вы справитесь быстрее, лучше и правильнее, но малышу нужно время, чтобы овладеть такой же ловкостью.
  7. Усталость. Ребенок, который не имеет свободного времени для игры и развлечений, перенапряжен. Это приводит к лени и апатии.
  8. Влияние авторитетов. Для подростков примерами становятся не родители, а кумиры или друзья. В компаниях иногда ценят своеволие и непокорность нормам.

Темперамент также влияет на работоспособность. Иногда, глядя на флегматика, кажется, что им овладела лень, но такой ребенок долго настраивается и медленно делает.

Присматривайтесь к своим детям. Чаще говорите с ними, выслушивайте жалобы и тревоги, узнайте интересы и предпочтения, тогда вы поймете, как преодолеть лень.

Как бороться с ленью и преодолеть ее

Как победить лень и приучить ребенка выполнять необходимые дела? Принуждение и наказание не подействуют. Основные методы - устранение причин лени и мотивация.

Не знаете, как побороть лень ребенка? Прислушайтесь к советам психологов:

  1. Хвалите ребенка за маленькие достижения, благодарите за помощь. Радость и гордость родителей - хороший мотиватор. Так ребенок осознает: «Я чего-то стою, меня ценят».
  2. Давайте посильные задания. Страх неудачи развивается на фоне недостижимых целей. А желание сделать еще что-то появляется после успеха.
  3. Приучайте ребенка к домашним обязанностям. Поддерживайте все начинания.
  4. Детей младшего возраста привлекайте к делам с помощью игры. Рассказывайте истории, выдумывайте ролевые забавы, устраивайте соревнования.
  5. Контролируйте интересы и окружение подростков. Устанавливайте с повзрослевшими детьми доверительные отношения. Кумирами подростков часто выступают спортсмены или артисты. На их примере объясняйте, что таким успешным можно стать, если отбросить лень и достигать целей.
  6. Ищите индивидуальный подход к детям. Предложите делать уроки или убираться в комнате под любимую музыку, выгуливать собаку в модном платье и т. д.
  7. Подавайте личный пример. Помогайте и советуйте, если у ребенка что-то не получается. Выполняйте задания вместе, но не вместо него.
  8. Научите получать удовольствие от процесса и завершения дела. Когда ребенок победил в соревнованиях, обсудите его ощущения. Дайте понять, что лидерство в команде и наслаждение от успеха он получил благодаря настойчивому труду.

Чтобы предотвратить лень в широких масштабах, не допускайте таких ошибок, как:

  • наказание трудом;
  • принуждение к нелюбимому делу (ребенок хочет играть в футбол, а его отдают на танцы);
  • перегрузка обучением и заданиями;
  • работа за вознаграждение (конфетами, деньгами, гаджетами);
  • постоянное напоминание ребенку, что он плохой, ленивый, неумелый.

Безусловная любовь и принятие своего ребенка таким, какой он есть, помогут найти индивидуальные мотивации. Помните, что пример в сотни раз эффективнее слов.

Должна слушать мужа жена, убирать,
Готовить еду и стирать,
На грубость улыбкой должна отвечать,
Обиды должна забывать.
(свадебный тост)

Когда молодожены вступают брак, родители желают невесте быть хорошей, аккуратной хозяйкой, жениху - мастером на все руки. Кто ж из мужчин не захочет, чтобы жена была не только умницей и красавицей, а еще и вкусно готовила, следила за чистотой в доме и т.п. Жена, в свою очередь, была бы не против, если бы муж умел забивать гвозди, чинить розетки и ремонтировать сантехнику. Но где найти сейчас столь идеальных мужа и жену? Сантехнику отремонтировать может сантехник, ремонт в доме сделает ремонтная бригада, были бы деньги. На ужин можно заказать пиццу, белье можно унести в прачечную, пол помоет домработница, это в лучшем случае, если семья материально обеспечена. А если нет, то кто помоет пол? Да никто, пусть стоит себе грязный хоть неделю. Вот такой подход к хозяйству у современной молодежи. Потому что лень. Лень, зародившаяся в детстве, плавно перешла в привычку во взрослой жизни. Поэтому с ленью надо начинать бороться с детства.

Как бороться?

Во-первых, надо выяснить лень это или норма жизни? Многие современные дети даже и не знают, что надо мыть за собой тарелку, или, например, убирать вещи в шкаф, потому что им об этом никто не говорил. В погоне за рублем запурханные, вечно занятые родители не успевают или забывают сказать детям, что им нужно сделать. И сами практически ничего не делают по дому, пример родителей заразителен для детей. Если это так, то конечно, ребенка нельзя обвинить в том, что он ленив, он живет так, как его запрограммировали родители. Здесь сначала родителям надо сменить образ жизни. Не знаю, как вам, а мне, например, приятнее заходить в квартиру, где все вещи стоят по своим местам, чистый пол, нет пыли, не разбросаны вещи, нет грязной посуды. Эстетическое стремление к красоте и гармонии заложено в нас природой. Зачем же его нарушать?

Если же родители с младых ногтей приучали ребенка к порядку, но он все равно ленив, надо искать причину. Может, родители были недостаточно настойчивы или последовательны, может, у них надолго не хватило терпения, и они пустили все на самотек?

Меня поразил один случай, произошедший в семье моей знакомой Марины. Так получилось, что она, будучи очень аккуратной женщиной, второй раз вышла замуж, и ей пришлось жить с падчерицей четырнадцати лет. Марину поразило, насколько девочка была нечистоплотной и не приученной к порядку, вещи раскидывала по всей комнате, подолгу ходила в грязной одежде, посуду за собой никогда не мыла, пол уж, тем более, не умела гладить одежду, заправлять кровать и т.п. Такое положение дел в корне не устраивало мачеху, которая желала падчерице только добра. Не смотря на то, что Марина - бизнесвумен, и свободного времени у нее очень мало, женщина не уставала каждый день напоминать Вике о том, что надо мыть посуду, менять грязную одежду и убирать за собой вещи в шкаф.

Процесс приучения к порядку шел очень тяжело. Представьте себе, чужая тетя, которая увела папу из семьи, учит девочку жизни, в то время как родная мать, не приучившая дочь к порядку, решила от нее избавиться. У ребенка и без того стресс, а тут еще какая-то грымза пилит и пилит, и все это в непростом переходном возрасте. Но мачеха была неумолима и требовательна, хотя ей самой пришлось потратить много нервов. Через год Вика сдалась: стала опрятной аккуратной девочкой, сама гладит себе одежду, моет каждый день обувь, убирает вещи в шкаф, заправляет кровать и моет посуду. Оказывается, ребенка можно приучить к порядку в любом, даже в подростковом, возрасте, и даже, если до этого он вообще ничего не умел делать, было бы твердое желание и последовательные требования. По большому счету, Вику никто не притеснял, никто не орал на нее и не давил, замечания высказывались в строгом, но в сдержанном тоне.

Прикладная наука .

Я, находясь под впечатлением этой истории, решила поэкспериментировать на своей младшей дочери, десяти лет, которая была настолько неряшлива и неорганизованна, что просто волосы становились дыбом: на письменном столе всегда гора фантиков, среди которых можно отыскать даже грязные носки, вещи раскиданы по всему дому, постель не убрана, в мойке гора грязной посуды. Заставляешь ее убираться, она с истерикой уберет все, но уже через час - та же самая картина. Оля в нашей семье слыла мастером по наведению беспорядка в квартире. На ее эстетическое воспитание у нас с мужем всегда не хватало времени, и не было твердости в требованиях, порой, так вымотаешься за день, что уже все равно, как там в детской комнате. Вот и пустили все на самотек.

Итак, я начала эксперимент. По-моему мнению, главное - довести некоторые действия до автоматизма. Например, мои дети уже давно четко уяснили алгоритм действий, когда пришел со школы:

1. Сними обувь и поставь ее в шкаф для обуви.
2. Переоденься и повесь одежду на плечиках в шкаф (здесь важно каждое слово).
3. Помой руки!!!
4. Разогрей себе сам обед и поешь аккуратно на кухне, (а не за компьютером).
5. Помой за собой тарелку.

Сама я проделываю эту процедуру точно в таком же порядке, не задумываясь. Почему? Потому что в детстве мама с папой именно так учили, информация записалась в памяти. Физическая память, никогда не подводит человека, мы же не забываем, как, например, ходить, ноги сами несут, или, как подносить ложку ко рту. Так и здесь, если отработать все до автоматизма, руки и ноги будут сами все делать за вас.

Теперь моей задачей стало довести до автоматизма и другие действия Оли. Например, съела конфету - пойди выкинь фантик в мусорное ведро, проснулась - сразу заправь кровать, пришла с прогулки - одежду сверни аккуратно (!) и положи на свою полку и т.д. Еще я решила добавить сюда мытье полов раз в неделю и вытирание пыли, пусть приучается к труду. Считаю, что у каждого ребенка должны быть небольшие обязанности по дому.

Возможно, со стороны я выглядела полной занудой, как попугай каждый день (!) повторяла:
- Оля, убери за собой носки.
- Сделала уроки - убери учебники и тетради в портфель, чтобы стол был чистым.
- Взяла нитки - положи их на место, (то же самое ножницы, расческа и т.п.)
- Поела - сразу помой за собой тарелку!
- Помой за собой грязную обувь и т.д.
Конечно, моя доченька сначала закатывала истерики и активно сопротивляться, десять лет не требовали, а тут - на тебе, она рыдала:
- Не хочу мыть пол, сама мой обувь и т.п.

Но я решила, что буду непреклонна. Мой, и все тут! Какое-то время Оля психовала, пол раза два помыла плохо, я заставила ее перемывать. Опять - истерика, но я тверда и спокойна. В итоге, ребенок понял, что выхода другого нет, не отвертишься, лучше будет, чтоб мама отстала уже. В другой раз пол помыла отлично, за что получила массу похвал и восхищение, а я еще и всем знакомым рассказывала, какая она молодец, пол научилась мыть! Что вы думаете, после этого Оля перестала отказываться мыть пол, моет его с удовольствием в ожидании маминых похвал, которые ей очень нужны. Да еще и хвалится теперь перед подругами, я мол пол уже вовсю дома мою, а вы - лентяйки какие-то. Я еще и поощрение ей придумала, за качественное выполнение работы - шоколадка! Пусть с самого начала ребенок устанет от вашего занудства и жестких требований, выбирая путь: сделаю - лишь бы отвязались, зато потом, (а это проверенно) будет делать все на автомате. А это так приятно, и маме меньше работы по дому.

Теперь у нас в семье четкое распределение обязанностей между дочерьми: старшая гладит белье и готовит ужин два раза в неделю, а младшая моет пол и вытирает пыль. Вобщем, мой эксперимент удался!!! На Олином столе теперь всегда порядок, вещи аккуратно висят в шкафу (на плечиках!), грязной посуды нет, пол блестит от чистоты, обувь стоит в своем шкафчике! Все работает, надо только приложить усилия, набраться терпения и не сдаваться. Считаю, что лучше год (максимум!) потратить на строгое и занудное воспитание в плане приобщения к порядку, а потом всю оставшуюся жизнь наслаждаться результатом, чем черепашьими шагами двигаться к цели, жалея своих детей и превращая их в комнатные растения . Дисциплинированным, аккуратным, чистоплотным и организованным детям легче будет жить во взрослой жизни, они многое умеют делать и самое важное - очень самостоятельны и уверены в себе. Такие дети без страха берутся за любую работу, быстрее продвигаются по карьерной лестнице. Спросите у любого успешного человека, бизнесмена, политика или артиста, как им удалось добиться успеха. Они ответят - кропотливым, усердным трудом. Они не ленились. Основная масса успешных людей либо пережила какую-то сложную ситуацию в детстве и научилась справляться с трудностями, либо родители были очень требовательные.

Назидание родителям.

Уже с пяти лет можно приучать малыша мыть руки, убирать за собой одежду, заправлять кровать, складывать игрушки на место и т.п. Постепенно учить мыть посуду, протирать пыль, к восьми-десяти годам - учить мыть пол и готовить простейшие блюда. Приучать к работе по дому можно как мальчиков, так и девочек. Мой старший брат, например, с семи лет мыл пол в своей комнате, не говоря уже о том, что все время помогал папе делать мужскую работу. Вспомните своих бабушек, дедушек, пап и мам, они все умеют делать, почему? Да потому, что с раннего детства в их обязанности входило работать, не покладая рук, и не лениться. Таким образом, работает заложенная с детства программа, поведение было отработано до автоматизма, а во взрослой жизни еще и усовершенствовалось.

Немаловажно, чтобы родители показывали положительный пример своим детям, и сами соблюдали чистоту и порядок. Дети сами по себе не могут ничему научиться, они всегда неосознанно копируют поведение папы и мамы. Нельзя требовать с ребенка того, чего сам не выполняешь, результата не будет! Многие дети в наше время избалованы, ленивы, не приучены к порядку, может этого хотят сами родители? Я сомневаюсь. Так почему родители ничего не делают, чтобы улучшить ситуацию? Возможно, они сами ленивы, но ведь начать работать над собой никогда не поздно, побороть лень можно в любом возрасте - было бы желание!