Домой / Праздничный / Литературный калейдоскоп в старшей группе гербова. «Литературный калейдоскоп

Литературный калейдоскоп в старшей группе гербова. «Литературный калейдоскоп

Гилева Р.Ш.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:

Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа:

Чтение сказок.

Материалы:

Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза.

Ход занятия:

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.

В. Шаинский

Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель. Загадывает загадку о колобке.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Кто это?

Дети. Колобок

Воспитатель. Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.

Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю .

Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель. Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т.д.)

Воспитатель. Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.

Давайте поиграем с ним, порадуем его.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Воспитатель : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Петушок с котом дружили,

Дружно жили, не тужили.

А хитрющая лиса,

Всё испортить вдруг решила.

Притаившись под окном,

Петушка в ловушку заманила.

Воспитатель . В какую сказку привел нас колобок?

Дети. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель . Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.

Дети. Гусли.

Воспитатель : Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. ( хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель. Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп»

Цель: повторить с детьми знакомые стихи, познакомить с новыми; с помощью разных приемов помочь вспомнить содержание рассказов о животных и пересказать их содержание; помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Зима» И. Сурикова.

Образовательные: закрепить знание стихов и рассказов, повторяя отдельные части;

Развивающие : развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление и диалогическую речь.

Воспитательные : воспитывать культуру речевого общения, интерес к произведениям о животных и стихам о природе

Методы и приемы: использование презентации, чтение стихов, беседа о зиме, сюрпризный момент (снеговик), аудиозапись стихотворения И.З. Сурикова «Зима»

Словарная работа: кайма, санишки, пелена.

Предварительная работа: наблюдение за зимней природой, чтение стихов о зиме и рассказов о животных.

Материал: иллюстрации, книга Ю. Коваля «Стожок», в кн. уголке- книги о животных

Ход занятия:

– Ребята, вы знаете какое сейчас время года?

– А кому из вас нравится зима?

– Почему?

– Да, действительно, зимой много всего интересного и красивого! Сейчас я прочитаю вам стихотворение о зиме С.А. Есенина «Белая береза»

– Как называется стихотворение? О чем говорится в стихотворении? С чем сравнивается снег?

– Молодцы! Правильно!

– Я прочту вам еще отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство»

– Как называется стихотворение? Что случилось с героем? Как вели себя друзья – мальчишки? Как вы понимаете слова – кайма, пелена, санишки? (объяснение)

– Молодцы! Вы внимательно слушали!

– Ой, ребята, смотрите – кто-то с нами поздоровался. Интересно, кто это? А вот отгадаете загадку, тогда и узнаем. Слушайте внимательно.

Что за снежный человек,
Нос – морковка, тело – снег,
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора,
Нарядился в пуховик
Белоснежный … (Снеговик ).

– Правильно, снеговик пришел к нам в гости. Давайте с ним поздороваемся

Физминутка :

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай

– А посмотрите, что-то с ним случилось! Как вы думаете, какое у него настроение? Да, он пришел к нам с проблемой. У него есть книга с интересным рассказом, но половина текста в ней отсутствует, начало рассказа есть, а конца нет. А еще у него есть картинка к этому рассказу. Давайте поможем ему продолжить рассказ. Этот рассказ вам уже знаком.

– Читаю то, что не размыто. Автор Ю. Коваль «Стожок».
– Вы помните, чем закончился рассказ?
– Кто желает продолжить?
– Умницы! Наш снеговик теперь рад, мы ему помогли.
– А какие вы еще знаете рассказы о животных?(Продолжается презентация)
Снегирев Г. «Пингвиний пляж», К. Паустовский «Кот- ворюга», А. Куприн «Слон», Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
– Молодцы! Вы очень хорошо запомнили героев произведений о животных, вспомнили их характеры, проделки и шалости.
– Мне очень хочется прочесть вам еще одно стихотворение И. Сурикова «Зима»
– Звучит аудиозапись

И. Суриков «Зима»

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен –
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Малышева Мария

Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы.

Тема: Литературный калейдоскоп. Путешествие по сказкам.

Цель: Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя. Упражнять детей в чётком произношение гласных звуков. Формировать умение слушать и понимать услышанное. Развивать умение воспроизводить содержание сказки по вопросам. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Побуждать детей эмоционально относится к воображаемым событиям, сопереживать героям.

Форма проведения: Игра – путешествие.

Материалы и оборудования: Иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», персонажи игрушки из настольного театра «Репка», Корзина с угощением.

Ход игры- путешествия.

Воспитатель:

Сказка, сказка-прибаутка,

Рассказать её – не шутка,

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От неё не задремал.

Сейчас я вам ребятки прочитаю сказку.

(Входит лиса).

Лиса: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Лиса: А вы узнали меня?

Дети: Да, ты лиса.

(Лиса со всеми знакомится, у каждого ребёнка спрашивает «А тебя как зовут?)

Лиса: Вот и познакомились. А куда я попала, ребята?

Дети: В детский сад.

Лиса: А как он называется?

Дети: «Солнышко».

Лиса: Какое у вас красивое солнечное название, так теплом и повеяло.

Воспитатель: Лиса, а ты, к нам, зачем пожаловала?

Лиса: Да так шла, увидела свет в оконце, дай думаю, загляну.

Воспитатель: Ну что ж лисонька, садись сказку с ребятками будешь слушать.

Лиса: Сказку? А у вас ни чего не получится.

Воспитатель: Почему же?

Лиса: А я все сказки перепутала, теперь вы сказки не сможете читать.

Воспитатель: (обращаясь к детям). Ребята, что же нам делать? Как нам сказки распутать? (Дети высказывают свои предположения, воспитатель их подталкивает к правильному ответу.) Надо отправиться в страну сказок и постараться распутать их. Ребята только путь долгий. Вы согласны туда отправиться?

Дети: Да.

Воспитатель: А на чём можно путешествовать? (Дети высказывают свои мнения: на поезде на самолете, На автобусе и т.д.) Мы с вами поедем на сказочном поезде. Но поезд не простой, вы сейчас сами превратитесь в вагончики, а я буду паровозом. (Дети строятся за воспитателем.)

Чух – чух,

Чух – чух

Мчится поезд

Во весь дух

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь, — гудит, —

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

Вот и прибыли мы в сказочную страну. Ой, а это кто сидит и плачет?

Дети: Это Зайчик.

Воспитатель: Зайчик, что с тобой случилось?

Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная. Пришла весна-красна, попросился ко мне Мишка косолапый, да и выгнал меня из моей избушки.

Воспитатель: Вот и первая сказка, которую запутала Лиса. Это она специально, чтобы ни кто не догадался, кто же виноват. Ребята, а давайте поможем разобраться зайке?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Молодцы, что согласились. Но сначала давайте вспомним, что это за сказка?

Дети: «Заюшкина избушка».

Воспитатель: А кто Зайчику пытался помочь в беде? (Дети вспоминают и перечисляют: собака, волк, медведь и петух).

А кто же помог Зайчику?

Дети: Петушок.

Воспитатель: А кого Петушок прогнал из домика?

Дети: Лису.

Воспитатель: Так вот кто виноват, Лиса, а Медведь здесь вовсе не причём. А ребятки молодцы, сказку вспомнили, и всё на свои места расставили. Дети, так кого надо опасаться Зайчику?

Дети: Лису.

Зайчик: Спасибо, теперь я буду очень внимателен. До свидания, детки!

Дети: До свидания, Зайчик!

Воспитатель: Славно потрудились и сказку распутали. А теперь отдохнем. Сядем на полянку и поиграем. (Дети садятся на ковёр.)

Пальчиковая гимнастика.

Зайка.

Вышли зайки на лужок

Встали в маленький кружок.

(Шагают пальцами одной руки по ладони другой.)

Раз зайка, два зайка,

Три зайка, четыре зайка…

(Загибают пальцы.)

Будем лапками стучать.

(Пальчики стучат по ладони вместе.)

Постучали, постучали и устали,

Сели отдыхать.

(Вдруг слышатся песенка.)

Я – колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку я метён,

На сметане мешён,

Да в печке печён,

На окошке стужён.

Я от внучки ушёл

И от внука ушёл,

От собачки ушёл,

И от кошки ушёл

И от мышки ушёл,

И от тебя, коза подавно уйду.

Коза, ам, и съела колобка.

Воспитатель: Ой, дети, что это за странная песенка? Как вы думаете, из какой она сказки?

Дети: «Колобок».

Воспитатель: Дети, а песенка правильно спета?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что в ней не правильно?

Дети: Герои перечислены не такие.

Воспитатель: А какие же герои повстречались колобку?

(Дети перечисляют всех героев.)

Воспитатель: Умники, а кто же на самом деле съел колобка?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Молодцы, справились и с этой сказкой. Ребята, а чтобы нам дальше путешествовать, надо нам быть бодрыми, сильными. Мы с вами немного поиграем. Представьте, что вы все маленькие лисички и резвитесь на полянке.

Физминутка «Давай, лиса, побегаем…»

Давай, лиса, побегаем, побегаем, побегаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ой, только я что-то устала, давайте присядем на полянку, отдохнём.

(На полянку вбегает Лиса).

Лиса: А вот и я опять.

Воспитатель: Ах, Лиса, что же ты за нами прибежала в сказочную страну?

Лиса: Конечно, я очень хотела посмотреть, как вы будете распутывать сказки.

Воспитатель: А зачем, Лиса, ты запутала сказки. Ведь сказки такие интересные!

Лиса: А мне они не нравятся.

Воспитатель: Ты не спорь, а послушай лучше, как дети рассказывают сказку.

(Дети начинают рассказывать сказку «Репка». Лиса после первой фразы их перебивает).

Лиса: А я знаю эту сказку. Вот послушайте: посадил дед репку. Выросла репка большая — пребольшая. Пришло время выкапывать репку. Дед взял лопату и выкопал репку. Вот и сказки конец!

Воспитатель: Лиса, ты опять всё перепутала. Дети расскажите Лисе, как было на самом деле.

(Дети рассказывают сказку – каждый по фрагменту, выставляя героев сказки на ковёр по порядку.)

Лиса: Ах, как интересно! Мне очень понравилось. Я больше не буду путать сказки. А теперь мне пора домой. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Вот и побывали мы в стране сказок, а теперь нам пора возвращаться домой. Ой, что это за корзину оставила лиса. (Дети заглядывают в корзину, там угощение).

Дети: Спасибо, Лисонька!

Воспитатель: Превращаемся в вагончики и отправляемся в обратный путь!

Чух – чух,

Чух – чух

Мчится поезд

Во весь дух

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь, — гудит, —

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

(Дети «возвращаются в группу», получают угощение.)

Конспект досуга

«Литературный калейдоскоп»

(старшая группа)

Задачи:

▪ способствовать формированию эмоционального отношения к сказке,

▪ развивать творческий потенциал детей,

▪ воспитывать любовь к произведениям фольклорного жанра.

Предварительная работа:

▪ чтение сказок,

▪ подготовка музыкальной инсценировки сказки «Репка»,

▪ заучивание стихов о весне с помощью мнемотаблиц,

▪ создание коллажей и работа с ними,

▪ разгадывание загадок.

Материалы:

▪ мнемотаблицы,

▪ костюмы персонажей сказок,

▪ волшебная книга сказок,

▪ выставка детских рисунков,

▪ коллаж,

▪ ларец, сундук,

▪ декорации к сказкам,

▪ музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия.

Сказочница заходит вместе с детьми в зал и рассказывает про сказки.

Сказочница . Сказка родилась давно, прежде чем люди научились читать и писать. Сказки сочиняли мечтатели и рассказывали их родным и друзьям. Есть сказки народные, это те, которые народ сочинил, а есть сказки авторские, их сочиняют писатели. Сказок на свете несметное количество. Есть сказки узбекские, есть французские, есть африканские. Вот вы, знаете сказки? Называйте, какие? (Ответы детей).

Сказочница. Молодцы много сказок назвали. В сказках, с героями всегда что-либо приключается, интересное, забавное, а иногда даже страшненькое. А вы, ребята, любите сказочные приключения? (Ответы детей). Сейчас мы откроем с вами волшебную книгу сказок и …


Сказочница подходит к столу и обнаруживает пропажу книги.

Сказочница. Ой, ребята, сказки пропали.

Звучит музыка и в зал влетает на метле Баба-Яга .

Баба-Яга. Берегись! Разойдись!

Везделет, остановись!

Что за сборище у вас

В предвечерний час?

Сказочница. Книгу ищем мы сейчас

Развлечение у нас.

Баба-Яга. Хватит, крышка вам, друзья.

Эй, нечистая, сюда!

Сказочница. Ребята! Приключения начинаются. Это же Баба-Яга.

Баба – Яга. Кого бабкой вы назвали?

Где вы бабку увидали?

Я моложе всех вас вместе

Мне к обеду будет двести.

Сказочница. Извини нас Ягусенька, мы не хотели тебя обижать. Мы с ребятами хотели сказки почитать, а книга пропала. Это не ты её случайно забрала и задевала куда-то?!

Баба-Яга . Книгу вашу не девала,

Я ее вчера видала,

У Кощея во дворце,

В позолоченном ларце.

Сказочница. Придется в поход собираться, книгу выручать. Ягусенька поможешь нам, дорогу покажешь?

Баба-Яга. Не, некогда мне! Порядок нужно в лесу навесть, делегацию скоро встречать, экскурсию проводить, ко мне знашь, сколько посетителей ходют, и газеты надо еще просмотреть, что новенького в лесной чаще происходит.

Сказочница. Жаль. А может помощника, какого дашь нам.

Баба-Яга . Помощника я вам, конечно, могу дать. Он вам дорогу-то покажет, но вот справитесь ли вы с Кощеем – это вопрос.

Сказочница. Ягусенька, так ведь детки-то у нас смышленые.

Баба-Яга. А вот это мы сейчас проверим, испытаем твоих детишек. В сказках очень часто к имени персонажа или предмету добавляется еще одно слово, характеризующее его. Например: лисичка-сестричка, петушок – золотой гребешок и другие. Вот я сейчас и буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное».

▪ лягушка -……(квакушка),

▪ меч - …….(кладенец),

▪ ковёр-…….. (самолёт),

▪ сапоги -…………..(скороходы),

▪ царевна -………….(лягушка),

▪ избушка -………….(на курьих ножках),

▪ гуси-………….(лебеди),

▪ крошечка -……….(Хаврошечка),

▪ Сивка-………….(Бурка),

▪ шапка-………….(невидимка),

▪ скатерть-………..(самобранка).

Сказочница. Ну что, Ягусенька, прошли мы твое испытание?

Баба-Яга. Прошли-прошли, да только все равно я сумливаюсь, что вы с Кощеем совладаете. Ведь он, что удумал-то, старый – стихи ему подавай, да не просто стихи, а с картинками какими-то, мудреными. Я тут было нашла у себя в сундуке картинки, обрадовалась, понеслась на метле-то, да и растеряла все – какая к Лешему попала, какая – к бабке с дедом залетела, поискать-то некогда, дела.

Сказочница. Так может быть, мы поищем их? Ты нам только дорогу укажи.

Баба-Яга. Вот вам карта, здесь нарисовано кто, где живет и как туда пройти. Картинок должно быть ровно шесть. Когда сложите все вместе, тогда и книгу вызволите. Вот вам первая картинка. А мне пора. До свиданьица!

Сказочница. Спасибо Ягусенька!

Баба-Яга улетает на метле.

Сказочница. Ну что ж ребята, давайте посмотрим карту и сориентируемся по ней, куда нам идти.

Дети и сказочница рассматривают карту.

Сказочница. Куда лежит наш путь? (Ответы детей). Тогда не будем терять ни минуты.

Дети отправляются в путь, ориентируясь по карте. По пути выполняют упражнение для глаз – поморгать и зажмуриться (3 раза). В это время – ширму убирают, появляется дед с бабой возле избушки, сидят – спорят.


Дед. Правильно.

Баба. Не правильно.

Сказочница. Ребята, посмотрите, мы кажется, верно, с вами идем. Здравствуйте, бабушка и дедушка! А что это вы, поссорились что ли?

Дед. Да вот рассказываю бабке сказку «Репка», а она говорит, что не правильно.

Баба. Да, не правильно.

Дед рассказывает сказку «Репка», но в неправильном порядке.

Сказочница. Действительно, дедушка, ты все перепутал.

Баба. А я что говорила.

Дед (чешет затылок). Да, промашка вышла. Ну, извини, бабка. Как же нам быть?

Баба. А так вот внучки нам расскажут, напомнят, как правильно.

Сказочница. И не только расскажут, но и покажут.

Музыкальная сценка по мотивам русской народной сказки «Репка».

Баба. Ай да внучата, ну молодцы! Вспомнил теперь сказку, дед?

Дед. Вспомнил, вспомнил. Спасибо, ребятки.

Баба. Мы тут краем уха слышали, что вы картинки собираете, так вот, у нас есть какая-то. Посмотрите, подойдет?

Дед достает из сундука картинку и отдает ребятам.

Сказочница. Да, это та самая картинка, что нам нужна. Спасибо! До свидания!

Леший. Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

Сказочница . Здравствуй Леший!

Леший. Привет. Кто такие, куда путь держите?

Сказочница . Ну, меня ты знаешь. А это ребята из детского сада «Улыбка», а идем мы во дворец к Кощею?

Леший. Слышал, волшебную книгу сказок пошли вызволять, а для этого вам картинка нужна. Верно? Ладно, хитро-мудрых вопросов задавать не буду, а вот потрудиться немножко вам придется.

Сказочница . Ну этим ты нас, Леший, не напугаешь. Что-что, а трудиться никто из нас не боится. Правда, ребята? Говори, что делать нужно.

Леший. Все очень просто. Есть у меня загадки, вы должны их отгадать, а то у меня самого не получается.

Леший раздает карточки с точечным рисунком, дети обводят по точкам сказочных персонажей .

Леший. Молодцы ребята, порадовали. А вот вам картинка, которую вы ищите.

Сказочница. Спасибо Леший, до свидания!

Сказочница . Здравствуй, Василисушка.

Василиса Премудрая . Здравствуйте, здравствуйте! Проходите, хвастайте!

Сказочница . Мы идём во дворец Кощея, книгу выручать. Чтобы ее выручить нужно нам картинки найти. Вот три уже нашли. Нет ли у тебя четвертой?

Василиса Премудрая. Конечно, есть! И я отдам вам ее, но сначала, как водится в сказках, должны вы выполнить мое задание. А задание не простое. Есть у меня музыкальный сундучок. Может он играть всякую музыку. Вот и хочу я, чтобы вы сказали мне какому сказочному герою какая музыка подойдет, да не только сказали, но и показали этого героя.

Звучат музыкальные отрывки, дети называют персонажей и имитируют их движения.

Василиса Премудрая. Ай да молодцы, ребята, просто настоящие артисты. Приглашу вас летом на сказочный концерт. Придете? А вот и картинка, которую вы искали. Доброго вам пути! Желаю вам быстрее добраться до дворца Кощея.

Сказочница. Спасибо тебе Василиса Премудрая!

Домовой. Здорово, ребятушки! Общество любителей домов в моем лице приветствует вас. Знать хочу, что это вы здесь делаете, так далеко от своего дома?

Сказочница. Дорогу в кощеево царство ищем, да еще картинки.

Домовой. А-а-а, картинки, слыхал-слыхал. Помощи просить будете?

Сказочница. Да. Если есть у тебя картинка, отдай нам, пожалуйста.

Домовой. А вы поиграйте со мной, тогда отдам, я такую игру здоровскую придумал.

Сказочница. Играть мы любим. Верно, ребята.

Игра «Угадай сказку» - дети достают из сундука атрибуты к сказкам, отгадывают, кому он принадлежит и из какой сказки персонаж.

Домовой. Ай да молодцы, ребятишки! Вот и картинка, надеюсь, она вам поможет.

Сказочница. Спасибо тебе домовой!

Сказочница. Послушайте ребята, кто-то песенку напевает?

Появляется Рукодельница из сказки «Морозко».

Рукодельница . Здравствуйте ребята! Помните сказку «Морозко»? Назовите героев этой сказки. Как вы думаете кто я? А почему меня так зовут? (Ответы детей). Молодцы, все знаете. А я знаю, куда вы идете и зачем. И картинка у меня есть, которую вы ищете. Я ее вам отдам, когда вы назовете сказки.

Дидактическое упражнение «Узнай сказку по коллажу».

Рукодельница. Молодцы ребята! Справились.

Рукодельница прощается и уходит.

Сказочница. Ребята давайте сосчитаем, сколько у нас картинок? Получается, мы с вами все картинки нашли, о которых нам рассказывала Баба-Яга. Давайте, разложим их по порядку.

Как вы думаете, какое время года здесь изображено? (Ответы детей).

Появляется Кощей, сидящий на троне, рядом с ним ларец (сундук) перевязанный цепью с замком.

Кощей . Это кто здесь меня потревожил?

Сказочница. Здравствуй Кощеюшка! Слышали мы, что ты любишь стихи с картинками.

Кощей . Да, люблю, стихи, особенно о весне.

Сказочница. Ребята, а кто из вас знает стихи о весне.

Дети берут картинки в руки и читают стихотворение С. Маршака «Весна».

1 ребенок

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле,

2 ребенок

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

3 ребенок

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

4 ребенок

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

5 ребенок

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

6 ребенок

И на ветках серебром

Светятся сережки.

Кощей . Какие прекрасные стихи! И картинки замечательные!

Сказочница. А давай меняться Кощей. Ты нам сказки, а мы тебе эти замечательные картинки.

Кощей . Ладно, раздобрили вы меня, отдам я вашу сказочную книгу.

Кощей достает из ларца книгу сказок и вручает ее сказочнице.

Сказочница. Спасибо тебе, Кощеюшка! Вот и закончилось наше сказочное приключение, пора нам прощаться, ребята.

1 ребенок: Мы в сказку вечно верить будем,

И сказка снова к нам придет!

2 ребенок: А мы ее улыбкой встретим:

Пускай в душе у нас живет!

Дети под музыку выходят из зала.

Наталья Мартынова
Конспект НОД «Литературный калейдоскоп» (старшая группа)

Конспект НОД в ст . гр.

«Литературный калейдоскоп »

Цель : Выявить знание воспитанников о литературных произведениях , учить воспитанников составлять интересные описания героев.

Задачи :

Развивать связную и диалогическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы;

Развивать у воспитанников умение описывать героев сказки;

Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать.

Материал : камень с надписью, коробка с масками, пазл «Цветок» , картинки с изображением животных.

Предварительная работа : За 2-3 дня до занятия организовать выставку литературных произведений , помочь детям при рассматривание иллюстраций вспомнить литературные произведения , по просьбе детей прочитать некоторые из них; во время самостоятельной деятельности детей, загадать загадки, предложить детям придумать свои загадки.

Ход НОД:

Воспитатель приглашает детей в сказку, дети садятся в автобус и едут. Останавливаются у двух дорог, где лежит камень. На камне написано : «Направо пойдешь – загадки найдешь. Налево пойдешь – героя найдешь. Вперед пойдешь в русскую сказку войдешь. Назад пойдешь в якутскую сказку попадешь. И так поехали направо.

1. Игра «Отгадай загадку» .

Вы любите отгадывать загадки?

Что такое загадка?

Чем загадки отличаются от стихов, рассказов?

(Загадки бывают разные : о животных, о растениях, предметах; похожие на стихи, короткие, всего из одного предложения. В загадках предмет не называется и нужно самому догадаться, о чем речь. Чтобы легче было догадаться, в сказке говорится, на что похож этот предмет).

А теперь я предлагаю отгадать загадки и доказать, что ваша отгадка подходит к загадке и объяснить, почему вы так думаете? Слушайте загадку.

*Икки сирдьиттээх, туорт суолдьуттаах, дэгдэлимэ сэлиик баар уьу (ыт)

*Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) .

*От мас аьылыктаах ойуоккалаан огонньор баар уьу (куобах) .

*Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все ребята разбежались,

Напугал зверят тех. (волк) .

*Икки титириги илдьэ сылдьар баар уьу. (таба)

2. –Едем налево искать нашего героя.

В этой игре вам нужно, как можно подробнее описать литературного героя .

Кому необходимо, можете воспользоваться моделью.

Какой он внешний?

Какой он по характеру?

Что он умеет делать?

А мы попробуем отгадать. «Лисичка –сестричка» , «Оной ботуук» .

Молодцы.

Физкультминутка.

А сейчас мы поиграем в игру «Сказки» . Давайте сделаем круг.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко» )

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

Из репы кашу сварим (имитация еды)

Мы славная семья козлят.

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки» )

Молодцы, вы справились и получаете часть картинки.

3. Едем вперед в русскую сказку игра «Угадай кто это?»

Ребята вы сказки любите?

А как можно сказать о сказке, какая она? (Волшебная, чудесная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая)

Мы с вами прочитали много книг. Давайте вспомним.

Кто сочиняет сказки? (Писатели, сказочники, народ) .

Чем отличаются сказки от других литературных произведений ? (В сказках есть волшебство, животные разговаривают. В сказках заключается народная мудрость, которые сочинил народ. Из сказок мы узнаем, как жили люди раньше, чему учили своих детей, о чем мечтали, они рассказывали сказки своим детям, а те, когда вырастут своим детям. Сказки учат быть добрыми, трудолюбивыми. В сказках зло всегда наказывается. В сказках рассказывается о приключениях людей и животных.)

Как начинаются сказки? (Давным – давно, жили- были, Арай –биирдэ, былыр-былыр)

Как заканчиваются сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, Ол кэмтэн ыла, Онтон ыла.)

А сейчас я предлагаю вам вспомнить, в каких сказках встречаются названные мною герои и характеризовать их. (Лиса, волк, заяц, медведь.)

Замечательно вы справились и получаете часть картинки.

4. Едем назад от камня инсценирование «Куттас ыалдьыттар»

Герои : кутуйах, куурусса, хаас, торбуйах, эьэ.

Утуу – субуу бары эьэ дьиэтин аанын кэлэн тонсуйа тонсуйа, санараллар.

Кутуйах : -Пиик-пиик, бэрэскиитэ бэрис эрэ.

Куурусса :-Ко-ко-кооо, куруппата кут эрэ».

Хаас :- Га –га- га, хайа, горох баар дуо?

Торбуйах :-Мээ, уут иьиэм этэ.

Эмискэ дьиэ аана аьыллар, эьэ былтас гынар :-Дррр…».

Ыалдьыттар куттанан уруо – тара сырсаллар.

Эьэ :- Дорооболорун! Хайа ханна бардылар?- дии-дии элээр-мэлээр корутэлиир.

Молодцы вы справились и получаете часть картинки.

Игры нашего волшебного камня закончились. Но перед тем, как вы найдете сюрприз, я хочу спросить у вас :

1. Что помогало вам, справиться с заданиями?

2. Какое задание бело самым интересным?

3. А знание сказок вам помогало?

Ну, теперь сложите пазлы в картинку. Вы собрали все необходимые пазлы. Что нужно сделать, чтобы узнать, где находится сюрприз?

(Дети находят сюрприз) .

Публикации по теме:

Конспект НОД «Рождественское чудо» (старшая группа) Задачи: 1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда»; 2. Развивать умение слушать друг друга; 3. Воспитывать уважительное.

Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа. Цель: закрепить знания о геометрических фигурах. Задачи: 1. Познакомить детей с логическими.

Конспект НОД «Прогулка в лес» (старшая группа) Конспект НОД «Прогулка в лес» Старшая группа Воспитатель МКДОУ «Детский сад№6» г Лиски Воронежская область Тема: Рассказывание по картине.

Конспект НОД (старшая группа) «Мой город Арзамас» Цель: Закрепить название родного города, знание домашнего адреса, знания детей о родном городе - Арзамас, об основных достопримечательностях.

Конспект экскурсии на тему «Знакомство с библиотекой». Цель: познакомить детей с детей с профессией библиотекаря. Задачи: Образовательные:.