Домой / Праздничный / Методический материал "проблемы современного воспитания в россии". Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания? Актуальные проблемы воспитания и пути их решения

Методический материал "проблемы современного воспитания в россии". Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания? Актуальные проблемы воспитания и пути их решения

Принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда - меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки .

Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни, ухудшения экологической обстановки, падения нравственности большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми . Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства.

Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики. Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как руководящая воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе ?

  • Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие . Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
  • Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
  • В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.
  • В-четвертых, отсутствие хорошей дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
  • В-пятых, отсутствие системы наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет . Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому . Необходимо сузить круг людей до директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе .
  • В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно. Как же добиться желаемого результата? Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью .

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Литература:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —4е изд.,дораб.—М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второгопоколения).
  2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.
  3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61
  4. Лизинский В.М. "Практическое воспитание в школе”, М, Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  5. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание - М, 2000.
  7. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. - Калуга, 2000.
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

Фото : Марина Учеватова.

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

ГБОУ СПО ЕПК КК

Доклад по классному руководству:

«Проблемы современного воспитания в современной России»

Подготовила:

Студентка Ш-21 группы

Тур Анастасия

2015, Ейск

Введение

Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания не сходят со страниц газет и журналов. Одна дискуссия сменяет другую. Банальными стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. С этим согласны почти все. Расхождения возникают позднее, когда начинается обсуждение вопроса, в чем же суть этих не-соответствий, или «разрывов», каковы их наиболее характерные проявления и что нужно сделать, чтобы их устранить. Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Логично было бы рассмотреть отдельно две проблемы. Первая - это проблема воспитания общества, вторая- проблема образования все того же общества современной России. В этих проблемах объектом исследования будет выступать само общество, а предметом исследования – система обучения и воспитания.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях под-готовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова , воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Современные методы воспитания

Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления? Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Авторитарные методы воспитания детей Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей. Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять. В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире. В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви. Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Цели воспитания

Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

Проблемы воспитания в современном обществе

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную - у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно - потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения - верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит. Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей, подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество не имеет норм, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.

Сейчас Россия обладает минимумом рабочих, рабочим быть не модно, заводы в большей степени стоят, нет крестьян - появились фермеры, и то не понятно, на кого они работают. В основном вся страна продаёт, посредничает, ворует, стоит у церквей и просит милостыню, можно ещё привести ряд «новых» так называемых профессий. У нас сейчас все если не юристы, то экономисты, если не банкиры, то страховые агенты, а остальные в промежутках между теми и теми. Мы перестали замечать, что потребительское отношение к окружающему миру и друг к другу искажает у нас чувство времени. Всё это приводит к разрушению межличностных связей у людей разных поколений, а самое страшное, что такие разрушительные процессы происходят в молодёжной среде. Такое разрушение молодёжной среды грозит разрушению всего общества. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип - не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем.

Классный час по нравственному воспитанию на тему «Что такое вежливость»

Цели и задачи:

Прививать детям культуру поведения;

Желание употреблять в своей речи вежливые слова.

Предварительная работа

Подготовка инсценировок стихотворения по теме классного часа.

Ход классного часа

Обсуждение стихотворения А.Барто

Послушайте стихотворение А.Барто про одного школьника и подумайте, можно ли этого мальчика назвать вежливым.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»

Вопросы для обсуждения:

Какие слова употребляет герой при встрече и прощании?

А какие слова надо говорить?

Что такое «вежливость?» (это уважительное отношение к другим людям )

Для чего нужно быть вежливым человеком?

Назовите противоположное вежливости качество. (хамство )

Приятно ли общаться с хамом?

Проигрывание ситуаций

Педагог организует работу в командах. Задача команды – инсценировать одно из стихотворений. После инсценировок дети обсуждают разыгранные ситуации. Первая команда инсценирует стихотворение С.Михалкова «Лапуся».

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

Дверь открыта!

Притвори ее, герой! -

Я ему в ответ сердито

Отвечаю:

Сам закрой!

За обедом скажет мама:

Хлеб, лапуся, передай! -

Я в ответ шепчу упрямо:

Не могу. Сама подай! -

Очень бабушку люблю,

Все равно - и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. -

А они ко мне:

Сыночек,

Положить еще кусочек? -

А они ко мне:

Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!..

Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? (ответы детей )

Об этом мы можем узнать из следующего стихотворения.

Вторая команда инсценирует стихотворение А.Барто «Признание».

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми!

Он всех, в один несчастный день,

Чуть не довел до слез.

Его зовут - стоит как пень,

Как будто в землю врос.

- Смотри не пей воды сырой! -

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми!

- Придешь обедать к трем часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам...-

А сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька? -

И сын при знался ей:

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Почему не слушался Андрюша?

Действительно ли он выглядел взрослее? Почему? (ответы детей)

Третья команда инсценирует стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый Индюк»

Поселился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,

И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!

Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньей, Свинья. -
Ждет тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды-балды!

Что вы можете сказать про Индюка?

Почему к нему никто не шёл? (ответы детей )

Чтение рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился»

Иногда бывает, что девочка или мальчик в школе ведут себя вежливо, культурно, а дома превращаются совершенно в других детей.

Послушайте эту историю и расскажите, как же все узнали истинное лицо Ирочки.

Папа с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка тотчас же занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить «здравствуйте, ребята!» и захотела показать его своим одноклассникам. Пусть знают, какая она способная дрессировщица. Собралась с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой:

- Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.

- Вот ещё! - отказалась Ирочка. - Мне некогда! Отстань! Она всякий раз так говорила бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать: «Отстань!», «Некогда мне!» или «Вот ещё!». Ирочка взяла клетку с попугаем и понесла в школу. Одноклассники окружили Ирочку:

- Ну-ка спроси своего попугая что-нибудь! Пусть ответит.

- Сейчас спрошу. Только вы не шумите, - приказала Ирочка и сказала попугаю: - Поздоровайся с ребятами, Чико!

А попугай, вместо того чтобы сказать «здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул Ирочке:

- Отстань!

Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая:

- А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико. Попугай покосился на Ирочку и проскрипел:

- Вот ещё!

- А как собачка лает? - чуть не плача, спросила Ирочка. - Полай собачкой, Чико!

- Очень нужно! Мне некогда! - прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.

Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась:

- Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь.

- Как не хочет? - возразил Ирочке вожатый Витя. - Он нам очень многое сказал. Молодец, Чико!

Обсуждение рассказа

Составление плана вежливости

Все мы живём в обществе, рядом друг с другом, поэтому необходимо жить в миреи согласии и протягивать руку помощи друг другу. – Я вам предлагаю поработать в командах и составить правила вежливости.

Учитель совместно с детьми записывает на доске правила.

Первое правило: всегда говори вежливые слова.

Учитель читает стихотворение «Добрый день»

День был серый, непогожий,
Над землёй густела тень.
- Добрый день!
Сказал прохожий.
Я ответил:
- Добрый день!

После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым
У меня.

Правило второе: если кого- то обидел, то извинись.

Учитель читает стихотворение «Вежливость»

Наступила мышка на ногу слону.

Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.

Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость – то! »

Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста! »

Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает.

Вежливость тоже от боли помогает.

Правило третье? Если допустил ошибку, то попроси прощения.

Учитель читает стихотворение «Простите»

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.


Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
"Простите",- сказал.


И мама молчит,
Улыбается даже...
-Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...


"Простите!" Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

Обсуждение рассказа

Волшебные словане стоит забывать, но все же главное – поступки. Ведь может случиться такое…

В реке плавали две рыбы, одна большая, а другая поменьше. Они вместе долго искали себе еду, и вдруг, откуда не возьмись, прямо перед ними появился аппетитный червяк.

Это мой, это мой червяк, я его первая заметила,-закричала маленькая рыбка, и стала грубо хвостом отпихивать от червяка большую рыбу.

Пожалуйста, мне не жалко, ешь его на здоровье,-сказала рыба и вежливо уступила червяка.

Правильно,-сказала рыбка,-маленьким надо уступать. А сама при этом подумала:до чего же глупа эта рыба, сколько силы у нее, а она еду вкусную уступает. Если бы я была такая же большая и сильная, как она, никому бы не отдала вкусного червяка, даже если бы понадобилось, отняла бы силой.

Довольная рыбка попробовала червяка на вкус, а потом взяла, да и проглотила его целиком. Вдруг неожиданно в одно мгновение рыбки не стало, а сверху над водой раздался чей-то сердитый голос:

Опять мелочь на крючок попалась, и почему же сегодня большая рыба не ловится?

Только теперь догадалась рыба, что ее вежливый поступок спас ей жизнь. Не уступи она червяка маленькой рыбке, пришлось бы ей сегодня в ухе вариться…

Что же спасло большую рыбу?

А вы в жизни уступаете маленьким?

Подведение итогов

Учитель обобщает все ситуации классного часа и напоминает детям о нормах поведения в обществе.

Закончить занятие я хочу такими словами М.Сервантеса «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

УДК 37.013.77

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ НА ПУТИ ИХ

РАЗРЕШЕНИЯ

Е.Г. Трунова

В статье рассматриваются проблемы современного воспитания и пути их разрешения

Ключевые слова: воспитание, пути, решения

Воспитание, наряду с общением и деятельностью, является универсальной человеческой категорией, обозначающей феномен, сопровождающий человеческое общество с момента его становления до наших дней. Воспитание призвано интегрировать людей в человеческом сообществе, каждый раз воссоздавая во вновь переосмысленном субъективированном виде социокультурный опыт предшествующих поколений.

Универсальный и облигаторный характер воспитания как общественного явления не подвергается сомнению и подчеркивается во многих отраслях научного знания, исследующих взаимоотношения личности и окружающего мира: философии, правоведении, психологии, политологии, экологии и многих других. Воспитание было и остается необходимым условием существования и развития как социума в форме целостной социокультурной общности, так и отдельной личности в нем как носителя индивидуального и общественного начал. «Человечество принуждено само, собственными усилиями вырабатывать те свойства, что составляют человеческую природу... Человек может стать человеком только благодаря воспитанию. Он -не более того, что делает из него воспитание».

Приоритетная роль в воспитании сегодня принадлежит образованию, как основному на настоящий момент социальному институту, способному оказать масштабное и целенаправленное воспитательное влияние на подрастающее поколение. Другие «рычаги» широкомасштабного консолидирующего по своему характеру воспитательного воздействия на молодое поколение на сегодняшний момент во многом утеряны. Свидетельство тому кризис института семьи, отказ от единой государственной политической идеологии,

Трунова Елена Геннадиевна - ЛГПУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

снижение влияния церкви на общественное сознание, дезинтегрирующая роль средств массовой информации, весьма активно навязывающих российскому обществу заимствованные вместе с капиталистической экономической моделью чуждые русской культурной традиции «западные»

прагматические ценности.

Между тем, в отечественной

педагогической науке, которая когда-то понималась именно как «наука о воспитании» в последние годы «само понятие «воспитание» стало исчезать из нормативных документов по образованию и педагогического лексикона. В полном противоречии с российской традицией оно стало замещаться на понятие «образование». Как отмечает

большинство исследователей, постсоветская педагогика до сих под не выработала единого, разделяемого большинством членов педагогического сообщества определения воспитания, отражающего современные подходы к пониманию его сущности. Цели и содержание воспитания по-прежнему

методологически не определены, что существенным образом препятствует

практической реализации процесса воспитания на уровне конкретных учебных заведений. И как следствие «размытости» воспитательных целей мы наблюдаем отсутствие

преемственности в воспитательном процессе при переходе с одного на другой уровень образовательной системы. Преемственности, которая должна присутствовать априори, если мы декларируем и пытаемся воплотить на практике концепцию «непрерывного образования», которая подразумевает

образование (а это, согласно Закону об Образовании РФ, есть не что иное как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства»), идущее смыслообразующим вектором через всю жизнь человека. Здесь следует оговорить, что в данном случае мы ведем речь о преемственности в воспитании как о системном качестве, а не о том, которое

проистекает от здравого смысла педагога, руководствующего принципом

возрастосообразности в своей

профессиональной деятельности.

Весьма проблематичной представляется и диагностика результатов воспитания. В отличие от обучения, которое имеет дело с информацией, представленной в знаковой форме, или практическими умениями и навыками - вполне конкретными осязаемыми вещами, легко поддающимися

структурированию и контролю, воспитание затрагивает морально-нравственные

смыслообразующие поведенческие аспекты социального бытия человека, лежащие в «тонкой» сфере отношений, а потому столь трудно диагностируемые и контролируемые. Если для контроля за результатами обучения предлагается пусть с дидактической точки зрения и несовершенный «тестовый инструмент» ЕГЭ, то проблему разработки диагностического и оценочного

инструментария применительно к результатам воспитания лишь предстоит разрешить в будущем.

В целом, можно констатировать, что воспитание утратило свой былой статус в современном прагматически ориентированном образовательном процессе, превратившись в факультативный комплементарный по

отношению к обучению элемент. Между тем, красноречивые последствия сложившейся в образовании ситуации мы уже наблюдаем и будем наблюдать еще долго, сталкиваясь с так называемыми «образованными негодяями» -людьми, получившими образование, редуцированное до своей дидактической составляющей.

Обозначенные выше тенденции лишь некоторые из многих, свидетельствующих о том, что теория воспитания и воспитательная практика находятся в кризисном состоянии. Более системное обобщенное описание кризиса в воспитании представлено в работах отечественных педагогов-исследователей, в частности, В.В. Серикова, который выделил и описал его основные аспекты, среди которых он называет:

Кризис целей, так как в целом утрачено представление об идеальной модели человека, которого общество хотело бы воспитать;

Кризис мировоззренческий, поскольку в

условиях изменения общественно-

экономической формации вновь обострились вопросы об отношениях человека и общества,

индивидуальной и социальной его жизнедеятельности, смысла жизни;

Кризис теории, которая в силу своей

имманентной консервативности и

объективного отставания от общественных процессов, пока не может объяснить и упорядочить многообразие педагогических фактов и воспитательных концепций, выделить собственно воспитательную деятельность из массы других систем и процессов, показать ее природу и специфические отличия от других видов педагогической деятельности. Иными словами, воспитание остается по-прежнему методологически необоснованным;

Кризис компетентности воспитателей, которые профессионально не подготовлены к воспитательной деятельности в новых условиях, не имеют соответствующего материально-правового статуса и надежной системы оценки совей деятельности и механизма аттестации.

Отметим, что, описывая аспекты кризиса воспитания, автор обращается не только к внутрипедагогической реальность, но и к более широкой социальной реальности, что представляется вполне логичным. Ведь воспитание это не узкопедагогическое явление, а феномен более широкого социальнопедагогического порядка, неразрывно связанный с окружающей социальной действительностью и чутко реагирующий на изменения, происходящие в ней.

Сегодня в период модернизации отечественного образования, его перехода на компетентностную основу представляется возможной актуальной и своевременной разработка проблем воспитания с целью преломления кризисных тенденций, явственно проявляющихся в данной сфере. Поскольку, продекларировав на государственном уровне компетенции в качестве результативно-целевой основы образования, государство тем самым еще раз провозгласило идею целостного образовательного процесса, в котором обучение и воспитание являются его неотъемлемыми равноправными сторонами. Ведь компетенции содержат в своем составе требования не только к овладению предметной стороной деятельности, соотносимой с процессом обучения, но и требования к личности обучающегося, то, что традиционно относят к сфере воспитания.

Так, наряду с инструментальными, коммуникативными, информационными и др. компетенциями в структуру общекультурных компетенций бакалавра входит блок морально-

нравственных и этических компетенций, напрямую соотносящихся с процессом воспитания. Ряд других подобных компетенций «растворен» в содержании других блоков.

Чтобы достигнуть единства обучения и воспитание в образовательном процессе, проектируемом на компетентностной основе, нужно выделить и осмыслить противоречия, существующие на данном пути. На наш взгляд, к основным из них можно отнести следующие:

Противоречие между насущной

потребностью современного общества в

воспитанных людях, разделяющих

гуманистические ценности, и прагматикоориентированной системой современного образования, сконцентрированной

преимущественно на достижении

дидактических целей;

Между необходимостью решения

воспитательных задач в образовательном процессе и отсутствием признаваемых

обществом универсальных ценностей,

составляющих содержательную основу воспитания;

Между необходимостью ориентации в

образовательном процессе на инвариантное содержание воспитания и отсутствием

объективных научно обоснованных критериев

отбора его содержания и критериев уровня его освоения обучающимися;

Между целенаправленным

воспитательным влиянием

институционализированных образовательных учреждений (от дошкольных учреждений до учреждений дополнительного образования) и стихийным, неуправляемым воздействием

СМИ, социальной среды и т.п.;

Между необходимостью выбора

инвариантного для всех обучающихся содержания воспитания и поликультурным многообразием социальных ценностей и установок, присущих России как многонациональному и

многоконфессиональному государству;

Между сосуществующими в органичном единстве процессами воспитания и обучения как двумя неразрывно

взаимосвязанными сторонами единого

образовательного процесса и исторически обусловленной тенденцией в образовательной теории и практики обособления обучения от воспитания;

Между необходимостью создания для

реализации содержания воспитания

социальных ситуаций развития (Л.С.

Выготский), предполагающих совместную деятельность и диалогическое общение субъектов образовательного процесса и ориентацией традиционного образовательного процесса на монологическое изложение содержания, индивидуальные и групповые формы организации образовательного процесса.

компетентностном подходе и в созданных на его основе образовательных стандартах

требованиях к интеграции обучения и воспитания в образовательном процессе и отсутствием научно-обоснованной

концептуальной основы для их интеграции, представленной в виде целостной психологопедагогической теории (А.А.Вербицкий. ).

Таким образом, практическое разрешение проблемы воспитания как органичной составляющей целостного образовательного процесса сталкивается с целым рядом объективных противоречий. Наше теоретико-методологическое

исследование направлено на детальное

осмысление этих противоречий и поиск путей их преодоления.

Литература

1. Вербицкий А.А. Современные проблемы воспитания // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы.- Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. - С. 3-6.

2. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М., 1980.

3. Круглый стол «Вуз как образовательное

пространство» // Педагогика. - 2002.- №7. - С.52-57.

4. Сериков В.В. К созданию современной теории

воспитания: методологический аспект // Теоретико-

методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004.

Липецкий государственный педагогический университет

PROBLEMS OF THE PROCESS OF UPBRINGING: CONTRADICTIONS AND WAYS

The paper touches upon the problems of the process of upbringing: contradictions and ways of overcoming

Key words: up-bringing, the crisis of upbringing theory and practice, contradictions, competence-oriented approach

Перечислите актуальные проблемы воспитания и пути их решения в соответствии с содержанием нормативных документов, представленных в списке литературы.

Актуальные проблемы воспитания, стоящие сегодня перед педагогами:

формирование у школьников гражданской ответственности, патриотизма;

формирование правового самосознания;

формирование духовности и культуры, толерантности;

формирование инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:

– потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;

– становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;

– необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;

– потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.

Стержнем современных воспитательных концепций является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический, гуманистический характер отношений воспитателей и воспитуемых. В большинстве концепций воспитание рассматривается как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия.

Вопросы государственной образовательной политики в области воспитания нашли отражение в нормативных правовых документах федерального уровня: Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), где определены базовые принципы, охватывающие круг социально важных идеалов воспитания (ст. 2), Программа развития воспитания в системе образования России определи лила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г., определившей воспитание как первостепенный приоритет в образовании, Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000), Федеральных целевых программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации » и «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и др.



Однако органами государственной власти, уделяется недостаточно внимания вопросам воспитания, что приводит к таким асоциальным явлениям, как безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, детская и подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, проявления нацизма и т. п. До сих пор на федеральном уровне не принята комплексная программа воспитания, которая охватывала бы все важнейшие направления воспитательной и профилактической деятельности.

Вместе с тем государственно-отраслевой подход к данной проблеме дает основание рассматривать воспитание как целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, которая ориентирована на создание условий для разностороннего развития личности обучающихся на основе общечеловеческих, отечественных и национальных культурных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.



Проблемы воспитания связаны со следующими аспектами:

1. Сегодня доминирует идея «реализма целей воспитания», понимаемых не как всестороннее, а как разностороннее развитие личности.

2.Для многих имеющихся определений воспитания характерны основные общие признаки: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений и освоение социальных ролей. При определении целей воспитания в последнее время акцент переносится на создание определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого с помощью соответствующих психолого-педагогических средств. В связи с этим воспитание следует рассматривать как:

Органическую часть целого - образования личности, осуществляемого под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности;

Процесс взаимодействия взрослых и детей; управление процессом формирования и развития личности и создание условий для самореализации.

3. Среди ключевых идей, лежащих в основе современных подходов к воспитанию, можно выделить следующие:

Идея саморазвития и самоопределения личности, которая является основополагающей для демократического, гуманистического воспитания;

Идея базовой культуры личности как основание для разработки содержания воспитания;

Идея коллективной творческой деятельности как совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание гуманистического саморазвивающегося сообщества детей и взрослых;

Идея диалога культур, призванная обеспечить эффективное взаимодействие ребенка с иными моделями мира («принятие и понимание Другого, не такого, как Я»). Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

4. В практическом отношении есть необходимость создания общей стратегии воспитания на основе использования многообразия современных концепций, разработки комплексных программ по воспитанию и обучению, охватывающих период от дошкольного детства до студенческих лет, разработки специальных программ по подготовке педагогов к этой работе и обеспечения их всеми необходимыми методическими материалами

Современные направления воспитания определяются нормативными документами Министерства образования РФ.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание должно быть направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Согласно программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе.

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в ФГОС, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.

В связи с этим цель программы укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве РФ на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Поэтому необходима:

1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

2. Разработка нормативной базы на уровне субъектов РФ, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти.

6. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации

Также можно отметить, что в настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодежи.

За последние годы в образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.

В деятельности общеобразовательных учреждений наблюдаются следующие позитивные тенденции:

– реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;

– наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;

– осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.

Ожидаемые результаты реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

– создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;

– выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;

– закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;

Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

Создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;

Внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся;

Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях. Будут обеспечены: поддержка региональных комплексных программ воспитания и социализации, направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина России и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом, высшего, среднего и начального профессионального образования, базового общего и дополнительного образования в рамках совместных проектов и программ развития с активным привлечением родителей учащихся и представителей общественности; подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации детей и молодежи; формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации программ воспитания и социализации, а также образовательной продукции разного вида, необходимой для методического обеспечения воспитательной работы; повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта и др.; внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства, обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации подрастающего поколения; воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России; интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание, как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством воспитательного пространства; обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодёжи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе и дистанционных; развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные для региона и страны проекты; обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.

ФГОС направлен на обеспечение: воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей воспитания и путей их достижения; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Таким образом, существующие проблемы воспитания представлены в содержании нормативных документов. Во ФГОС начального общего образования отражены требования к реализации ООП рамках которой рассматривается и воспитание. В Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг представлено современное состояние воспитания в котором отражены существующие проблемы и пути решения проблем в пунктах Ожидаемые результаты реализации Программы и Показатели и индикаторы реализации Программы.