Домой / Праздничный / Непослушный ребенок: Простой воспитательный прием, который работает.

Непослушный ребенок: Простой воспитательный прием, который работает.

Большинство молодых родителей мечтают, что их малыш будет расти счастливым, спокойным, дружелюбным. Взрослые представляют, каким должен быть идеальный ребёнок, пытаются воплотить мечты в жизнь.

Но почему вместо слов любви, искренней улыбки в ответ взрослые нередко получают капризы, грубые слова, истерики, злость, неадекватное поведение? Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Важно разобраться в причинах, понять, как справиться с проблемой. Узнайте мнение психологов по поводу воспитания детей.

Почему малыш не слушается

Известно немало факторов, провоцирующих капризы, плохое поведение. Психологи выделяют несколько основных причин, чаще всего влияющих на бурное выражение эмоций у деток разного возраста.

Попытки привлечь внимание

Проблема сегодняшних детей – недостаток времени, которое родители уделяют подрастающему чаду. Зачастую причина кроется в загруженности на работе, ворохе материальных и бытовых проблем.

Иногда взрослые слишком заняты своими мыслями, чтобы вникать в жизнь малыша не формально, а с искренним участием. Маленькие личности не знают, как привлечь внимание другим способом, выбирают плач, истерики, непослушание.

Борьба за лидерство в семье

Детки часто «топают ножкой», делают по-своему (даже неправильно), если взрослые всё время навязывают своё мнение, не признают маленькую личность в сыне или дочке. Приказной тон – не лучший помощник для воспитания спокойного, счастливого ребёнка.

Потеря уверенности в себе

Постоянные запреты, унижение, отсутствие похвалы, придирки к мелочам понижают самооценку. Малышу часто говорят, что он «тупица», «неумеха», «хуже Васи со второго этажа» и так далее. Ребёнок капризничает, огрызается, пытается создать защитный «кокон».

Помните! Чем дольше длится подобное обращение, тем сложнее вернуть мальчику или девочке уверенность в своих силах, тяжелее воспитать самодостаточную личность.

Желание отомстить взрослым

Дело не в дурном воспитании или плохом характере. Детки не прощают обмана, обижаются за невыполненные обещания, страдают из-за ревности к сверстникам, которых родители постоянно ставят в пример.

Психологи советуют родителям подумать, чем они обидели дочку или сына, если внезапно поведение испортилось, малыш стал огрызаться, делать всё назло, капризничать. Если сложно найти причину в себе, спокойно, доверительно поговорите с сыном или дочкой. Возможно, вы узнаете, что спровоцировало душевную рану у дошкольника или подростка.

Проявления детского непослушания:

  • дошкольник впадает в детство. Основная причина – появление младшего братика или сестрёнки, постоянное напоминание «ты уже взрослый». Но малышу в 3–4 года не всегда хочется быть старше. Непосильный груз давит на психику, маленький «взрослый» ведётся себя, как кроха: начинает писаться, просит покормить с ложечки, не хочет самостоятельно одеваться, разбрасывает игрушки. Часто «внезапно повзрослевший» малыш не желает ухаживать за тем, кто отобрал у него привилегии детского возраста;
  • ребёнок делает всё назло. Основная причина – недостаток внимания. Ещё один фактор – желание быть главным в семье. Иногда мысль о собственной «взрослости» и значимости лишает малыша здравого смысла. В 3–4 годика деткам сложно выразить словами своё стремление к лидерству, они решают проблемы криками, истериками, некрасивыми сценами в людных местах.
  • ребёнок делает запрещённые вещи, зная, что его вновь ждёт наказание. После подобных сцен родители часто срываются, кричат, ставят в угол. Но через день всё повторяется вновь: игрушки не сложены, вещи валяются на диване, в углу – гора обёрток от конфет вперемешку с кубиками и машинками. Причина – недостаточное доверие в отношениях между взрослыми и малышом, слабая психоэмоциональная связь. Детки хорошо чувствуют недостаток привязанности, отсутствие искреннего интереса к своей личности. Вывод: лучше полчаса доверительного, искреннего общения, чем полдня фальши и притворства;
  • ребёнок провоцирует скандалы. Причина та же, что и при действиях назло родителям. Нехватка внимания заставляет идти на крайние меры. А что может маленький человечек (даже подростки в душе ранимые и беззащитные), если попытки поговорить ни к чему не приводят? Правильно, приходится бунтовать. Как? Проявления зависят от возраста: малыши истерят, плачут, устраивают сцены, кричат на весь магазин или автобус. Подростки постоянно спорят, поступают наперекор правилам, игнорируют родителей.

Кризисные периоды

Специалисты по детской психологии выделяют несколько опасных периодов, когда равновесие в отношениях часто нарушается:

  • от года до полутора лет. Проявляется яркое несоответствие потребностей и возможностей у маленькой личности;
  • от 2,5 до 3 лет. Детки стремятся стать самостоятельными, но в силу возраста не всё удаётся, их всегда ставят в рамки «ты ещё маленький»;
  • с 6 до 7 лет. Ребёнок идёт в школу, часто возникает кризис первоклассника. От родителей требуется максимальное внимание, понимание стрессовой ситуации, в которой находится первоклашка;
  • с 10 лет. Первые проявления подросткового максимализма. Нет серого, есть только «чёрное» и «белое». Дети требуют искренности в отношениях, уважения к себе, не прощают фальши. Зачастую плохим поведением подростки протестуют против морального/физического насилия.

Как справиться с непослушными и нервными детьми

Полезные советы:

  • важно сохранять спокойствие, учитывать интересы маленькой личности во время принятия некоторых решений, связанных с жизнью семьи;
  • нельзя срываться на крик, унижать, тем более, бить деток любого возраста: вы только вызовете противодействие, слёзы (или молчаливый протест + затаённую обиду). Верните доверие к вам, покажите, что любите сына или дочку такими, какие они есть;
  • отнеситесь к негативным проявлениям по-философски. Психологи советуют понять, что при правильном поведении родителей буря постепенно уляжется. Терпение – одно из главных качеств хороших родителей;
  • не позволяйте «садиться на голову», объясняйте свою позицию, показывайте личным примером уважительное отношение к другим членам семьи. Если вы сами действуете неправильно, унижаете мужа/жену, других деток, воспитать счастливого, спокойного ребёнка вряд ли получится;
  • с раннего возраста не воспитывайте тирана. Нельзя объявлять всем, что главный в семье – ребёнок. Часто детки капризничают, отстаивают криком, плохим поведением свою значимость, если у них пытаются отобрать титул «царя» или «принцессы»;
  • учтите сложные периоды в жизни сына или дочки. Возрастные кризисы неизбежны, главное: достойно пережить их. Поймите: юный бунтарь не испытывает радости от удовлетворения своих неприемлемых требований. Всё равно ему придётся придумывать новые уловки, с которыми родители вряд ли согласятся. И так до бесконечности. Терпение, доброжелательное отношение, искренний интерес к личности – залог сохранения хороших отношений.

По адресу узнайте правила применения детского сиропа Лазолван от кашля.

  • чаще предоставляйте деткам право выбора. Пусть даже трёхлетний малыш почувствует свою значимость. Кукла та или другая, пижама в горошек или цветочек, сегодня шапка с бубончиком или с ушками – детки иногда должны выбирать. Важный момент: не превращайтесь в раба, спрашивая у малыша совета каждую минуту по любому поводу;
  • не поддавайтесь на провокации, когда капризуля провоцирует вас на скандал. Не тратьте эмоциональные силы зря. Если родители ведут себя доброжелательно, уверенно, ваша твёрдость, спокойствие непременно перейдут к ребёнку. А от взрывной, яростно кричащей мамы (или злого папы с ремнём) чего ожидать? Юный проказник не знает, ещё больше теряется, нервничает;
  • разговаривайте с детками на их уровне, глядя в глаза. Неправильное положение – «поза превосходства»: малыш сидит, взрослый смотрит сверху, подчёркивая свою значимость. Правильное положение: детки и родители сидят на диване, скамейке и так далее, разговаривают, глядя в глаза. Можно присесть, опуститься на колени, посадить к себе маленького человечка, попытаться спокойно поговорить. Главное: глаза на одном уровне плюс доверительный, спокойный тон;
  • снизит нервное напряжение отвар мелиссы, мяты, трава пустырника, валериана в таблетках, ванны с чередой и ромашкой. Нельзя увлекаться успокаивающими таблетками, применять препараты без рекомендации врача.

Возьмите на заметку:

  • многие «идеальные детки» часто имеют психологические проблемы. Непослушный, нервный ребёнок выплёскивает наружу своё несогласие с правилами, проявляет бурные эмоции;
  • идеальные, послушные детки, молча, выполняют все просьбы, никогда не конфликтуют, не пытаются проявить своё «я». Отсутствуют как отрицательные, так и положительные эмоции;
  • помните: ребёнок не робот, полное послушание, безоговорочное выполнение любых требований должно насторожить;
  • посетите психолога, получите консультацию. Возможно, вы слишком давите на маленькую личность своим авторитетом? Малышу с заниженной самооценкой, подавленным «я» проще подчиниться, чем затевать бесполезный спор;
  • чем раньше вы обратите внимание на подобное поведение, тем проще исправить ситуацию, научить малыша проявлять эмоции. В противном случае вы воспитаете безвольного, слабого человека, не умеющего отстаивать свои принципы.

Тип темперамента ребенка

Учтите темперамент сына или дочки:

  • флегматик. Обязательно объясняйте своё мнение, уважайте деток, спокойно предлагайте план действий;
  • холерик. Отличный вариант – аппеляция к справедливости;
  • меланхолик. Обязательно хвалите деток даже за незначительные достижения (без фальши), мягко подталкивайте к действию;
  • сангвиник. Приглашайте к совместному выполнению заданий: детки этого типа легко увлекаются, их нужно заинтересовывать, а не заставлять.

Сложно сохранять спокойствие, когда внутри всё бурлит от негодования, но ради хороших отношений придётся постараться. Воспитание детей – не только радость и приятные эмоции, но и ежедневный труд. С этим утверждением сложно спорить. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, подумайте, что можно сделать, если ребёнок непослушный и нервный. Поможет ваше терпение, доброжелательное отношение, любовь к сыну и дочке.

Я работаю классным руководителем. Недавно ко мне в отчаянии обратилась мама одной ученицы пятого класса. Она жаловалась, что дочь дома не слушает её, грубит, а в школе ведёт себя иначе, как примерная девочка. По её словам, она старается всё дать свои троим ребятишкам, оградить их от бытовых проблем, а в ответ получает лишь пренебрежительное отношение.

Непослушание детей – частая проблема, но как её решить? Почему ребёнок ведёт себя грубо или игнорирует родительские требования? Как найти общий язык с сыном или дочерью? Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины детского непослушания.

1. Недостаток родительского внимания

Обилие новинок техники, появившееся в 21 веке, кажется, должно облегчить труд женщины дома и освободить ей время для занятий с детьми. Однако на практике мы видим обратное – времени больше не стало, мамы всё так же постоянно хлопочут по хозяйству, а усталость лишает их сил для игр с малышами.

Порой родители замечают своего ребёнка лишь тогда, когда он ведёт себя вызывающе, балуется или грубит. Дети тоже это видят. Именно поэтому они стараются обратить на себя внимание, раздражая родителей. Как решить эту проблему?

Постараться дать детям немного больше своей заботы и любви. Вот несколько практических советов для мам и пап.

  • В течение дня старайтесь встречаться с ребёнком любящим взглядом.
  • Контактируйте с ребенком физически, обнимая и целуя его, держа за руку.
  • Как минимум 10-15 минут побыть с ребенком наедине вдали от кухни, телевизора и др. Почитать вместе, обсудить что-то интересное

Если вы будете так поступать, дети будут чувствовать близость и будет понимание, что вы их любите.

2. Ребёнок самоутверждается как личность

У всех детей однажды наступает период, когда они пытаются понять, кто в доме главный. Впервые это случается примерно в возрасте полутора-двух лет. Они добиваются своего, устраивая , топая ногами и крича. Часто под таким напором родители идут им на уступки. Дети быстро осваивают этот урок – при первой же возможности они повторят попытку добиться желаемого криками и топаньем. Подобное поведение наблюдается и у подростков. Криками и грубостью они показывают протест против авторитарного воспитания родителей.

Как поступить, если ребёнок так ведёт себя? Психологи советуют просто игнорировать подобное поведение . Когда ребёнок кричит, ничего не делайте, постарайтесь сдержать свои эмоции, не ругайтесь, не уговаривайте прекратить истерику. Дайте понять малышу, что его действия – крики, плач, топанье ногами, не действуют на вас. Чтобы таких ситуаций возникало меньше, нужно научиться договариваться со своими детьми.

3. Вы не умеете договариваться с детьми

Если возникает спорная ситуация, то мы выплескиваем свою отрицательную энергию на ребенка, а она, по закону бумеранга, возвращается к нам уже из уст воспитанника.

Что делать? Существуют две психологические техники — «Активное слушание» и «Я – высказывание». Они придуманы не мной, существуют давно, но мало кто ими пользуется. Ведь нам проще копировать стиль поведения своих родителей, чем осваивать новый.

Итак, активное слушание заключается в том, что вместо того, чтобы задавать вопросы ребенку (Почему ты не убрал игрушки? Когда будешь готовиться к урокам? и т.д) , нужно его выслушать. Для этого сначала мысленно спросите себя: «Что я сейчас чувствую, когда сын (дочь) устроил беспорядок?» Раздражение, злость, обиду.


Далее приготовьте «я — высказывание». Суть его в том, что вы говорите о своих чувствах, а не о поступке ребенка. Нельзя в таких сообщениях произносить слово «ты». К примеру: «Знаешь, меня раздражает, когда в комнате беспорядок» (Вместо привычного: «Когда ты уже уберешь игрушки?»). Воспитанник не встретит вашу негативную энергию, так как вы не сказали слово «ты», значит, не ответит вам раздражением или грубостью.

Потом сделайте паузу. Можно еще добавить: «Что будем делать?». Ждем реакцию ребенка, слушаем его. Не унижаем, не давим на него, а договариваемся .

Если же сам ребенок чем-то подавлен, эмоционально возбужден, вновь отказываемся от расспросов. Лишние вопросы еще больше его расстроят. Лучше спросите у себя: «А что сейчас чувствует мой сын (дочь)?».

Затем произнесите ответ в утвердительной форме: «Ты злишься из-за двойки по английскому» или «Тебе страшно, что у тебя ничего не получится, поэтому не хочешь идти на уроки». Так мы показываем своему школьнику, что мы его понимаем, готовы помочь, не будем угрожать и ставить условия.

Делаем длинную паузу и вновь пользуемся методом активного слушания. Ребенок сам поделится с вами, освободится от негативных эмоций. Возможно, в процессе своего монолога он сам придет к правильному решению.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

А если нет, тогда вооружитесь листом бумаги и ручкой. Запишите все варианты ребенка и ваши, обсудите и совместно выберите тот, который будет устраивать вас обоих. При записи совместных предложений не критикуйте варианты воспитанника.

4. Ребёнок мстит вам за старые обиды

Ещё одна из причин, почему дети проявляют непослушание, — это их желание отомстить вам за старые обиды. Они могут испытывать боль из-за расставания родителей, злиться и .

Чтобы исправить ситуацию, рекомендуем снова прибегнуть к ранее описанным техникам «Активное слушание» и «Я – высказывание». Начните разговор сами примерно так: «Ты обижен на меня?» или «Тебе причиняет боль то, что…». Внимательно слушайте ребёнка, не перебивая его и не оправдываясь. Постарайтесь вместе устранить эту глубокую обиду. Если малыш ревнует вас к брату или сестре, нужно найти больше времени для него. Ему необходимо чувствовать вашу любовь.

5. Копирование вашего поведения

Если в отношениях с членами семьи вы позволяете себе переходить на крик, ребёнок непременно станет подражать вам. Дети – наше отражение, они перенимают привычки и манеры родителей.

Что предпринять? Решить эту проблему можно, если постараться контролировать самих себя, сдерживаться в порывах гнева, проявлять мудрость. Это тяжёлая работа над собой, но со временем она даст результат – дети станут вести себя по-другому.

6. Вы нарушаете свои принципы

Если родители часто меняют свою точку зрения в вопросах воспитания, ребёнок пользуется этим. Например, однажды вы запретили сыну или дочери сделать что-то, а в следующий раз пошли на уступку. Отсутствие чётких границ в поведении вводит детей в заблуждение. Они видят, что вы можете нарушить своё слово или отменить собственный запрет, если надавить на вас. В дальнейшем это приведёт к непослушанию.

Чтобы этого не случилось, всегда идите до конца. Если сказали ребёнку нет, значит, нет . Будьте всегда верны своему слову и принципам.

7. Дети утратили уважение к родителям

Иногда мамы сетуют: «Я совершенно не знаю, как вести себя с ребёнком. Я больше не справляюсь с ним!» Эти слова говорят о полном бессилии родителей, которые утратили свой авторитет в глазах детей, потеряли их уважение. Часто, не зная, что делать, мамы и папы просто опускают руки и перестают контролировать ситуацию.

Что делать? Первое – это разобраться, почему дети потеряли уважение к вам. Установив причину, можно постепенно её устранить. Родители со своей стороны должны делать всё возможное, чтобы стать для своих отпрысков хорошим примером . Детям важно чувствовать, что мама и папа – это люди, которые намного мудрее, умнее и сильнее их самих.

8. Неверно выбран стиль отношений с детьми

Некоторые родители избирают в корне неправильный стиль взаимоотношений со своими отпрысками. Одни выставляют слишком жёсткие требования для них, загоняют их в рамки ограничений и запретов. Такой стиль воспитания, авторитарный, может иметь негативные последствия для детей в будущем. Они либо вырастут слишком неуверенными в себе, либо станут проявлять диктаторские качества, действуя напролом. Нравится ли вам такой исход событий? Другие родители впадают в иную крайность – воспитывают детей в духе попустительства, позволяя им всё. В дальнейшем стоит ожидать, что ребёнок вырастет эгоистом.

Есть ещё один способ взаимоотношений с детьми – демократический. Он подразумевает умение договариваться. Этот стиль отношений не имеет ничего общего с потаканием ребёнку и властвованием над ним.

9. Низкая мотивация родительских требований

Высказывая малышам свои требования, мамы и папы недостаточно мотивируют их. Зачастую детишки не понимают, почему они должны вовремя отправляться в постель, складывать игрушки на место или делать уроки. Если ребёнок не осознаёт, какую пользу ему принесут эти действия, он не захочет их выполнять.

Как быть? Постоянно объясняйте, чем полезны ваши требования . Например, ребёнок вряд ли отреагирует правильно, если сказать ему, что уже поздно и пора ложиться спать. Но в большинстве случаев он пойдёт в постель, если объяснить: «Тебе нужно набраться сил для завтрашних игр, поэтому лучше лечь спать прямо сейчас». Когда вы просите убрать игрушки, мотивируя просьбу тем, что в доме должен быть порядок, это не сработает. Малыш скорее услышит вас, если сказать: «Нужно сложить игрушки, чтобы появилось свободное место для новой игры».

10. Вы неправильно требуете

Если вы даёте сыну или дочери задание, а он не выполняет, возможно, вы неправильно требуете. Иногда родители обращаются к детям в неподходящий момент, так что их просьба просто не достигает цели. Другая причина, почему отпрыски не реагируют на просьбу, — они не всегда понимают, что и как нужно делать.

Чтобы дети смогли выполнить ваше поручение, вам нужно донести свою просьбу до адресата. Не говорите в пустоту, выбирайте время, когда дети слышат вас. Спросите: «Ты точно услышал меня?» Теперь убедитесь, что сын или дочь правильно поняли ваше требование. Попросите: «Повтори, пожалуйста, что именно и как нужно сделать». Если ребёнку всё понятно, уточните: «Когда ты сможешь сделать то, о чём мы договорились?»

Рассмотрев причины непослушания детей, возможно, вы увидели собственные ошибки. Теперь вы в силах их исправить, чтобы достичь гармонии и мира в семье.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Родители, которым повезло

с детьми… обычно имеют детей,

которым повезло с родителями.

Недавно ко мне, как классному руководителю, обратилась за помощью мама пятиклассницы Тани. Девочка - послушная и нежная в школе, дома грубит матери, не прислушивается к ее требованиям. «Я хочу, чтобы она была дома такая же, как в школе, - с отчаянием говорила мама. - У меня трое детей и их воспитанием занимаюсь одна - муж постоянно занят работой. Я все делаю сама, дети не знают о домашних хлопотах. А в ответ - такое пренебрежение!»

Проблема детского непослушания не такая уж редкая. Почему она возникает? Как найти контакт с ребенком? Попробуем ответить в нашей статье.

Чтобы достичь желаемого взаимопонимания с ребенком, нужно проанализировать свои отношения с ним со стороны, открыть для себя причины такого отторжения. К сожалению, иногда трудно адекватно оценить себя как родителя. Всегда кажется, что все делаешь правильно. Человек вообще привык винить других в своих проблемах.

Назовем наиболее частные причины детского непослушания. Узнаете ли вы в описанных ситуациях себя?

Причина 1: Недостаток внимания со стороны родителей

На дворе 21 век, появилось столько новинок техники, облегчающих ведение домашнего хозяйства. Но почему-то жизнь женщины не стала от этого легче и свободнее. Нам, как и Таниной маме, не хватает времени на детей. Или же усталость от рутинной работы отбивает всякое желание поиграть и позаниматься с ними.

К сожалению, мы обращаем внимание на ребенка, когда он в чем-то провинился - получил двойку, подрался, нагрубил маме. Тогда мы начинаем его активно «воспитывать». Наш малыш это замечает и неосознанно провоцирует родительское раздражение, чтобы получить хоть какую-то порцию внимания.

Что делать? Ответ, конечно, прост - уделять внимание своему чаду. Для этого не нужно так много времени, как нам кажется. Для установления контакта достаточно:

  • в течение дня встречаться с ребенком любящим взглядом;
  • совершать телесный контакт - обнимать, целовать и даже шутливо бороться с ним;
  • как минимум 10-15 минут побыть с ребенком наедине вдали от кухни, телевизора и др. Почитать вместе, обсудить что-то интересное.

Ежедневное следование этим простым советам даст детям понимание того, что они нужны и любимы вами.

Причина 2: Самоутверждение личности ребенка

Однажды наступает момент, когда ребенок хочет выяснить, кто главный в доме - вы или он? Впервые это происходит в 1, 5 - 2 года, когда малыш криком добивается выполнения своих капризов. Если вы уступили первый раз, маленький смышленыш повторит этот номер вновь.

Подростки также борются за власть, протестуют авторитарному стилю воспитания.

Что делать? Если малыш кричит, наберитесь терпения и не уступайте капризам. Не кричите, не уговаривайте, отстранитесь от борьбы. Тогда он поймет, что крик, слезы и топанье ногами не действуют на вас.

Научитесь договариваться с ребенком. Отсюда, кстати, вытекает следующая причина конфликтов.

Причина 3: Неумение договариваться друг с другом

Если возникает спорная ситуация, то мы выплескиваем свою отрицательную энергию на ребенка, а она, по закону бумеранга, возвращается к нам уже из уст воспитанника.

Что делать? Существуют две психологические техники - «Активное слушание» и «Я - высказывание». Они придуманы не мной, существуют давно, но мало кто ими пользуется. Ведь нам проще копировать стиль поведения своих родителей, чем осваивать новый.

Итак, активное слушание заключается в том, что вместо того, чтобы задавать вопросы ребенку (Почему ты не убрал игрушки? Когда будешь готовиться к урокам? и т.д) , нужно его выслушать. Для этого сначала мысленно спросите себя: «Что я сейчас чувствую, когда сын (дочь) устроил беспорядок?» Раздражение, злость, обиду.

Далее приготовьте «я - высказывание». Суть его в том, что вы говорите о своих чувствах, а не о поступке ребенка. Нельзя в таких сообщениях произносить слово «ты». К примеру: «Знаешь, меня раздражает, когда в комнате беспорядок» (Вместо привычного: «Когда ты уже уберешь игрушки?»). Воспитанник не встретит вашу негативную энергию, так как вы не сказали слово «ты», значит, не ответит вам раздражением или грубостью.

Потом сделайте паузу. Можно еще добавить: «Что будем делать?». Ждем реакцию ребенка, слушаем его. Не унижаем, не давим на него, а договариваемся .

Если же сам ребенок чем-то подавлен, эмоционально возбужден, вновь отказываемся от расспросов. Лишние вопросы еще больше его расстроят. Лучше спросите у себя: «А что сейчас чувствует мой сын (дочь)?».

Затем произнесите ответ в утвердительной форме: «Ты злишься из-за двойки по английскому» или «Тебе страшно, что у тебя ничего не получится, поэтому не хочешь идти на уроки». Так мы показываем своему школьнику, что мы его понимаем, готовы помочь, не будем угрожать и ставить условия.

Делаем длинную паузу и вновь пользуемся методом активного слушания. Ребенок сам поделится с вами, освободится от негативных эмоций. Возможно, в процессе своего монолога он сам придет к правильному решению.

А если нет, тогда вооружитесь листом бумаги и ручкой. Запишите все варианты ребенка и ваши, обсудите и совместно выберите тот, который будет устраивать вас обоих. При записи совместных предложений не критикуйте варианты воспитанника.

Причина 4: Месть за обиды

Бывает, что ваше любимое чадо мстит вам за ранее нанесенные обиды. Причиной может быть развод родителей, ревность к другому ребенку и др.

Что делать? Вновь используйте техники «Активное слушание», «Я - высказывание». Начните со слов: «Тебе больно, потому что…», или: «Чем я тебя обидела?». Слушайте, не оправдываясь. Далее исправляйте ситуацию, избавляйте ребенка от обиды.

Если причина в ревности, нужно сделать так, чтобы ваш воспитанник почувствовал себя любимым и необходимым вам.

Причина 5: Подражание вашему стилю отношений с другими домочадцами

Если вы разговариваете с мужем или другими членами семьи на повышенных тонах, ребенок будет копировать эту манеру.

Что делать? Работать над собой, контролировать эмоции, учиться быть мудрыми родителями.

Причина 6: Отсутствие принципиальности в родительских требованиях

Сегодня вы говорите «нет» детским желаниям, завтра поддаетесь уговорам, уступаете. В результате ребенок не выполняет ваших требований.

Что делать? Если уж устанавливаете какой-то запрет - идите до конца, будьте принципиальны и верны своему решению.

Причина 7: Отсутствие уважения к родителям

Иногда можно услышать от мам: «Я с ним не справляюсь, я не знаю, что еще делать!» И пускают ситуацию на самотек, потому что потеряли уважение ребенка.

Что делать? Причин для неуважения может быть много. Важно разобраться в них и устранять. Главное, чтобы вы были примером для подражания, превосходили ребенка в уме и силе.

Причина 8: Неправильный стиль отношений с ребенком

Подумайте, какой у вас стиль взаимоотношений с детьми. Можно назвать его авторитарный? Или попустительский? В первом случае родители давят на деток свои авторитетом. Есть две крайности такого воспитания: в результате вырастает либо неуверенный в себе человек, либо диктатор, действующий «напролом». Какой вариант вам нравится больше?

Кроме того, большое количество ограничений и запретов вместо уважения порождает страх и ненависть к вам.

Во втором случае родители потакают во всем любимому чаду, воспитывая эгоиста.

Что делать? Существует третий вариант воспитания - демократический. Не нужно властвовать или поддаваться ребенку. Необходимо договариваться . А как, мы написали выше.

Причина 9: Низкая мотивация родительских требований

Бывает, что ребенку непонятно, почему он должен убирать игрушки, читать неинтересную книгу, ложиться спать в назначенное время и т.д. Тогда он и сопротивляется вашим желаниям.

Что делать? Объясняйте всю пользу требований. Нужно лечь спать не потому, что уже поздно, а потому, что сон даст силы на следующий день. Нужно убрать игрушки не потому, что должен быть порядок, а потому, что так можно освободить место для других игр.

Причина 10: Неправильный алгоритм требований

Как дать задание воспитаннику, чтобы он его выполнил? Следуйте такому порядку:

Не говорите в пустоту, дождитесь момента, когда ребенок вас точно услышит. Уточните: «Ты меня услышал?» и получите подтверждение.

Проверьте, правильно, ли вас поняли: «Можешь ли ты повторить, что и как нужно сделать?»

Уточните, когда ребенок сможет выполнить задание: «Мы договорились? Сможешь сам? Когда планируешь сделать?»

Итак, мы рассмотрели основные причины детского непослушания. Помогли ли вам мои рекомендации?

Так или иначе, главное, чтобы в семье царили мир, любовь и взаимопонимание. Мы будем мудрыми родителями, и у нас все получится!

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

– Слезь со шкафа!

– Нет!

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности - я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

вместо

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

вместо

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

вместо

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Например:

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

Непослушание – достаточно распространенное явление в семьях с маленькими детьми. Такое поведение объясняется многими факторами, и зачастую оно является следствием неправильной поведенческой модели родителей и их воспитательных методов. Действительно, во многих семьях используется авторитарный способ воспитания, который подавляет личность ребенка, разрушает его собственное «Я». Конечно, маленькая личность мириться с таким положением дел не желает, что проявляется непослушанием, а порой и нервозностью. Если вовремя не исправить ситуацию, ребенок вырастет замкнутым, робким, неуверенным в себе. Но что делать, если ребенок вдруг стал нервным и непослушным? Первое действие – узнать причину, и только потом принимать меры по ее устранению.

Возрастные особенности дошкольников

Назвать непослушание катастрофой или трагедией нельзя – это всего лишь знак родителям и близкому окружению малыша, указывающий на проблему определения крохой хороших и плохих поступков, а также на собственные действия по отношению к ребенку. К тому же непослушание и нервозность могут быть лишь особенностью возраста крохи.

Возраст ребенка Психология возраста Что делать?
До 2 лет Благодаря тесному взаимодействию с родителями (в частности, с мамой) проблема непослушания практически не возникает. В возрасте до 2 лет ребенок не ощущает себя самостоятельной личностью. Наслаждаться общением с малышом, способствовать развитию навыков и умений, мелкой моторики, речи и т.д.
2 года Ребенок активно проверяет родителей на стрессоустойчивость, податливость, определяет границы родительского терпения и запретов. Если послушный ребенок вдруг стал истерить и игнорировать запреты, нужно научиться терпеливо и спокойно реагировать на такое поведение. Во время истерики нужно уметь отвлечь внимание ребенка на что-то интересное, полезное. Нельзя идти на поводу у малыша. Любой запрет должен быть обоснованным.
3 года Психология трехлетнего ребенка характеризуется непостоянством поведения, перестройкой отношений с взрослым окружением и реальным миром, негативизмом, как формой несогласия с родителями (ребенок на любую просьбу взрослого отвечает отрицательно, хотя предложения его действительно интересуют). Нельзя подавлять устремленность ребенка, оказывать на него давление, отрицать его волю. Следует уделять крохе больше внимания, но при этом необходимо четко определить пределы дозволенного в семье и показать малышу, что в семье главенствует родитель, а не ребенок.
4 года В четырехлетнем возрасте ребенок достаточно спокоен, самостоятелен. Однако причинами непослушания могут стать: дефицит родительского внимания, сравнивание ребенка с реальными детьми или вымышленными персонажами (например, из любимых мультфильмов). Уделять ребенку больше свободного времени, хвалить за малейшие успехи и поддерживать в случае неудачи, никогда не сравнивать поведение своего ребенка с другими детьми и не ставить их собственному малышу в пример. В воспитании четырехлетнего ребенка родители должны быть единодушными: если один ругает малыша, то второй в этот момент не должен его жалеть, и наоборот. Родители должны соблюдать единые стратегии в воспитании. Нельзя потакать детским «хочу», не стоит кричать на малыша.
6 лет Еще один переломный период в жизни ребенка. В этом возрасте дошкольник обретает новые формы поведения, но из-за того, что старые формы поведения утеряны, а новые еще не приобретены, он не может контролировать свои эмоции, чувства, у него не получается их сдерживать. Шестилетний ребенок требует признания его суверенитета, требует к себе больше внимания, уважения со стороны взрослых, ведь он считает себя самодостаточной, взрослой личностью. Следует предоставить ребенку больше самостоятельности, хвалить его за успехи и не наказывать строго за проступки – это убивает инициативность дошкольника. Поощрение самостоятельности же способствует формированию интеллектуальности, самостоятельности. Что делать, если ребенок в 6 лет непослушный? Главное правило – не воспитывать криком, претензиями и кулаками. В этом возрасте детская психика такие воспитательные методы воспринимает скорее враждебно, чем положительно. Воздействуйте на непослушного дошкольника убеждениями, анализируйте его поступки вместе, рассуждайте над возможными последствиями его поступков, будьте открытыми.

Почему ребенок стал нервный и непослушный?

Причин, почему дети проявляют свое непослушание, немало, и все они достаточно распространены.

  1. Недостаток родительского внимания. Современные родители в погоне за материальным достатком больше времени уделяют работе, а не собственным чадам. И в этом главная проблема. Дети, чувствуя нехватку общения, выражают протест доступными им методами, среди которых непослушание и упрямство. Интуитивно малыши понимают, что негативные события привлекают больше внимания, чем позитивные, поэтому и пользуются этим правилом.
  2. Чрезмерная любознательность. Научившись ходить, ребенок стремится как можно больше узнать об окружающем мире: он открывает шкафчики, гремит посудой, лезет в розетки и т.д. И поскольку в доме малыша ожидает много опасностей, родители выстраивают определенные запреты. Однако всегда нужно объяснять ребенку, почему нельзя делать то или другое, а также говорить, к каким последствиям может привести непослушание крохи.
  3. Отсутствие мотивации. Чтобы ребенок выполнил просьбу взрослого, его нужно правильно мотивировать, то есть объяснить в доступной форме, зачем и для чего он должен выполнить то или иное задание. Например, если малыш не хочет убирать игрушки, скажите ему, что если он уберет их, у него будет больше места, чтобы играть мячиком или кубиками.
  4. Много запретов. Родители, предъявляющие ребенку слишком много запретов и требований, подавляют его самостоятельность, творческий потенциал. Из-за этого ребенок становится нервный и упрямый.
  5. Взрослые требуют от ребенка того, чего сами не делают. Родители – первый и главный пример, мотиватор для детей. И если они требуют от своих чад действий, которые сами не делают, то и ребенок никогда их выполнять не будет.
  6. Проявление самостоятельности. Упрямый ребенок может просто отстаивать свою точку зрения, свое мировоззрение.
  7. Недоверие к родителям. Если взрослые несправедливо наказывают малыша, срываются на нем, кричат и ругаются, то доверие ребенка к ним теряется. В этом случае непослушание является оправданным.
  8. Низкая самооценка. Если взрослые привыкли воспитывать ребенка методами унижения и запретов, малыш в итоге начнет огрызаться, станет непослушным – так он защищает свою личность.
  9. Непослушание, как месть взрослым. Некогда послушный ребенок может стать нервным и упрямым вследствие какого-нибудь психологического потрясения: например, развода родителей, обмана со стороны взрослых и т.д.
  10. Разочарование в собственных силах. Если малыш не смог справиться с каким-нибудь заданием и переживает по этому поводу, в дальнейшем он будет отказываться от выполнения каких-либо действий, боясь принять на себя ответственность.
  11. Ревность. Дети 4-7 лет могут ревновать родителей, например, к новорожденному брату или сестре. Они могут писаться ночью, капризничать, как младенец, перестают убирать за собой, просят кормить их с ложечки. Помните, что появление новорожденного в семье – огромный стресс для старшего ребенка, нужно помочь ему пережить этот стресс вместе.
  12. Нервные расстройства. Патологии нервной системы, если их не лечить, могут влиять на развитие ребенка, процессы формирования и становления его личности. В этом случае консультация профессионала жизненно необходима.

Это далеко не все причины, почему ребенок становится непослушным. Но у каждой причины есть своя психология, и объясняются они возрастными, психологическими особенностями, обстоятельствами в семье.

Что делать, если ребенок непослушный?

Конечно, игнорировать этот факт не стоит. В первую очередь нужно исключить неврологию: если проблем со здоровьем у малыша нет, значит, главная проблема его непослушания – неправильное воспитание. Чтобы исправить ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Всегда оставайтесь спокойными. Своим непослушанием ребенок «прощупывает» предел вашего самообладания, изучает вашу реакцию. В любой ситуации старайтесь оставаться адекватными и невозмутимыми. Малыш закатил истерику и качается по полу? Продолжайте заниматься своими делами, пока он не успокоится. Поскольку кроха ожидает вашей реакции, при ее отсутствии он быстро успокоится. Более того, в дальнейшем он поймет, что это метод манипуляции родителями не действует.
  2. Станьте ребенку лучшим другом, будьте откровенными. Всегда находите время для бесед и игр со своим малышом. Выслушивайте его переживания и сопереживайте ему, делитесь своим опытом, не ругайте за правду, давайте ему советы.
  3. Не стоит кричать на ребенка. Все его капризы воспринимайте спокойно. Даже во время непослушания говорите ребенку, как сильно вы его любите, даже когда он балуется и сердится на вас.
  4. Всегда следуйте правилам, которые установлены в вашей семье. Если вы установили какие-нибудь запреты/правила, то они должны оставаться непоколебимыми. К примеру, вы пригрозили отдать игрушки соседскому ребенку, если ваше чадо их не соберет. В случае игнорирования вашей просьбы убрать игрушки – выполните свое обещание, тогда в следующий раз ребенок несколько раз подумает, стоит ли игнорировать просьбы взрослых. Родители должны быть мягкими и строгими в одинаковой мере.
  5. Упрямству – нет, компромиссам – да. Уступайте ребенку, он не должен вас бояться. К примеру, если малыш отказывается кушать суп, предложите ему другое блюдо или перенесите прием пищи на другое время. Мальчик отказывается надевать рубашку – предложите ему вещь на выбор.
  6. Будьте примером для своего ребенка.
  7. Не подавляйте своего ребенка – всегда аргументируйте запреты доступным языком.
  8. Всегда выполняйте свои обещания.
  9. Извиняйтесь перед ребенком, если вы были неправы.
  10. Разнообразьте досуг ребенка. Причиной агрессии, непослушания и упрямства часто становится безделье и скука. Займите кроху полезным занятием – рисованием, лепкой, аппликацией, играми. Занимаясь вместе с ребенком, вы поможете ему справиться с отрицательными чертами его поведения.

Главное – будьте терпеливыми и спокойными. Ведь ребенок – не идеальное создание. Он, в отличие от взрослых, только учится всему, что умеют его родители. Будьте снисходительны, не ругайте за мелкие шалости, не наказывайте, не унижайте свое чадо. Чаще говорите ему о своей любви, обнимайте и целуйте, играйте, читайте сказки, гуляйте в подвижные игры. Изменив свои методы воспитания, вы очень скоро увидите, как изменится психика ребенка, каким счастливым и спокойным он станет. Станьте для своего малыша другом, относитесь к нему с пониманием, и он с удовольствием ответит вам взаимностью.