Домой / Праздничный / Окружающий мир надежная защита организма. Надежная защита организма

Окружающий мир надежная защита организма. Надежная защита организма

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?»

Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают больного человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».



Цели :

при помощи наблюдений, экспериментов, исследований - узнать о значении кожи для человека; - изучить строение кожи; - узнать важные сведения о гигиене кожи; - узнать меры первой помощи при различных повреждениях кожи; - познакомиться с распространёнными кожными заболеваниями.

Пути исследования:


  • Из чего состоит наша кожа и почему она на разных участках тела разной толщины?
  • Почему у людей бывает разный цвет кожи?
  • Почему, когда мы купаемся, вода не проникает внутрь организма?
  • Что такое волосы и ногти?

Практическая работа

Опыт 1 Рассмотри кожу своей руки. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже?

Вывод : Кожа - это прочная эластичная оболочка, надёжно защищающая организм от негативных внешних воздействий.


Опыт 2 Захвати рукой складки на пальце. Попытайся согнуть палец. Для чего нужны складки на коже?

Вывод: Складки на коже нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела.


Опыт 3 Проведи пальцем по лбу, затем рассмотри палец. Что ты видишь? Как ты это объяснишь?

Вывод: Кожа выделяет пот и жир .


Опыт 4 Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь?

Вывод :

При помощи лупы мы увидели волоски и углубления на коже –

это поры .

Вывод: Поры являются путём выведения пота и жира из организма, проводниками воздуха, иначе говоря, через поры наша кожа «дышит».

Как ты думаешь, какое значение они имеют?




Эпидермис состоит из нескольких пластов. Верхний пласт представляет собой скопление ороговевших мёртвых клеток. При мытье они отшелушиваются. В нижних слоях эпидермиса образуются новые клетки, которые заменяют исчезнувшие клетки.

В одном из нижних пластов эпидермиса находятся клетки, содержащие пигмент меланин , который определяет цвет кожи и защищает её от вредных воздействий солнечных лучей. Летом этот пигмент помогает тебе загорать. Он темнеет и защищает кожу от жгучих солнечных луч ей.

Роговой слой кожи под микроскопом.


Особенности кожи.

Наиболее чётко эпидермис выражен на ладонях и подошвах. Поэтому на пятке кожа гораздо толще и твёрже, чем на щеке.

Кожа на ладонях менее чувствительна к холоду, чем кожа живота.


  • Волосы защищают кожу головы от повреждений, охлаждения и вредного воздействия солнечных лучей. Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.
  • Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки.
  • Тело человека покрыто волоска-
  • ми в количестве от
  • 200 000 до 1 миллиона.

  • Защитная
  • Теплообменная
  • «Это интересно»: Разные участки кожи имеют разную температуру. Во рту 37 градусов, а на коже пальцев ног и рук она колеблется между 26 и 32 градусами. Наивысшая температура, которую может выдержать человек, это 44-44,5 градусов.
  • Выделительная
  • «Это интересно»: Кожа вырабатывает, при солнечном облучении витамин Д. Участвует в дыхании – поставляет в кровь 1% кислорода, способна к регенерации – восстановлению.
  • Орган осязания
  • «Это интересно»: Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони, средняя линия спины.
  • «Это интересно»: Кожа – это самый большой орган нашего тела. Площадь её поверхности у взрослого человека составляет около 2 м 2 , а масса – 4 кг и более.
  • Волосы и ногти – тоже из кожи. Это отвердевший роговой слой.

Игра «Выбери ответ»

  • Защищает от ран и грязи
  • Переваривает пищу
  • Дышит
  • Выделяет пот
  • Очищает кровь
  • делает кожу мягкой и упругой
  • делает кожу крепкой и сильной
  • делает кожу ловкой и стройной
  • Важный орган человека
  • Скелет человека
  • Наружный покров тела человека
  • Через поры кожи
  • Через легкие
  • Через кишечник

Какие функции выполняет кожа?

Какую роль играет жир, выделяе-мый кожей?

Через что выделяется жир и пот в организме человека?

Кожа – это…


Кожные заболевания.

Дерматит контактный

Герпес

Лишай (микроспория)

Чесотка




Гигиена кожи.

На одном квадратном сантиметре грязной кожи насчитывается до 40 000 микробов .

Чистота – залог здоровья!

Закаляйся!

Умей оказывать первую помощь при повреждениях кожи!



  • - Ты с красным солнцем дружишь,
  • Волне прохладной рад,
  • Тебе не страшен дождик,
  • Не страшен снегопад.
  • Ты ветра не боишься,
  • В игре не устаёшь,
  • И рано спать ложишься,
  • И с солнышком встаёшь.
  • Зимой на лыжах ходишь,
  • Резвишься на катке,
  • А летом загорелый
  • Купаешься в реке.
  • Ты любишь прыгать, бегать,
  • Играть тугим мячом -
  • Ты вырастешь здоровым!
  • Ты будешь силачом!

Источники информации:

  • Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия: Научно-популярное издание для детей. ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006
  • Дмитриева Н. Я., Товпинец И. П. Естествознание: 3 кл. М.: Просвещение, 1994
  • Клепинина З. А. «Окружающий мир»: 3 кл. М.: Просвещение, 2005
  • Лях В. И. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. М.: Просвещение, 2006
  • Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 3 класс
  • О.В.КАзакова. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 кл. Издательство «Москва «ВАКО», 2007
  • Сергеева Л. С. Человек. Энциклопедия. ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007
  • http://www.dermababy.ru/gallery.htm
  • http://www.internetdoc.ru

МОБУ ЛСОШ № 1

  • ознакомить детей с понятием "кожа" и ее функциями;
  • формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
  • закреплять гигиенические навыки.

Оборудование:

  • Карточки-опоры: "наружная оболочка"; "кожа"; "подкожный жир".
  • Таблица "Строение кожи".
  • Кроссворд (плакат).
  • Тесты по теме "Органы чувств".

Ход урока.

I. Проверка д/з.

На прошлом уроке вы познакомились с темой "Органы чувств". Проверим домашнее задание:

НЕСКОЛЬКО УЧЕНИКОВ РАБОТАЮТ НА МЕСТАХ С ТЕСТОМ "ОРГАНЫ ЧУВСТВ":

Тест: "ОРГАНЫ ЧУВСТВ"

1. Как называется наука, изучающая работу органов человека:

а) физиология;

б) зоология;

в) анатомия.

2. Сколько органов чувств ты знаешь?

3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?

а) обонянием;

б) осязанием;

в) вкусом.

4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а) без кишечника;

б) без головного мозга;

в) без почек.

5. Соедини линиями:

ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ:

Орган обоняния -

Орган осязания -

Орган слуха -

Орган вкуса -

Орган зрения -

Рассказать об одном из органов чувств?

УЧИТЕЛЬ ПРОВОДИТ КРАТКИЙ ОПРОС ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ:

Перечислите органы чувств человека.

Какую роль играет в жизни каждый из органов чувств?

Объясните связь органов чувств с головным мозгом.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека. Тема урока "Надежная защита организма". Речь пойдет о коже.

О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.

III. Работа над новой темой.

1. Кожа - надежная защита организма.

Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими его функциями. Она надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги. Кожа бережет тебя от жары, от холода. Под горячими лучами солнца она "загорает" - делается более плотной и смуглой и не дает перегреваться внутренним органам.

Посмотрите кожу на своей руке. Потрогайте.

Что можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкая - мы видим сосуды; мягкая, прочная).

Какого цвета? (Бледно-розового).

Если рассмотреть кожу через лупу, то можно увидеть маленькие отверстия - поры. Через них кожа помогает тебе дышать. Через поры она впитывает свежий воздух, который так необходим каждой клеточке. Через поры кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. А другие крохотные железки - сальные выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой пленкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь всяким микробам. Если провести пальцем по лбу, а затем по зеркалу - на нем останется пятно. Это пятно жира, который выделяет кожа. Но что, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь - кожа - постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, под ним уже готов новый.

Итак, из чего же состоит кожа? (по ходу объяснения учитель прикрепляет таблички).

Кожа состоит из 3 слоев. (Вывешивается плакат "Строение кожи").

Первый слой - наружный, оболочка - "эпидермис" , которая предохраняет кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. (вывешивается "Наружная оболочка").

Второй слой - сама кожа "дерма". В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Он покрывает кожу, делает ее более мягкой. Здесь же находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее чувствительна на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней, по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти.

Тритий слой - подкожный жир (подкожная жировая клетчатка). Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Цвет кожи разных людей отличается.(демонстрируются иллюстрации людей с разным цветом кожи) Он зависит от пигмента - красящего вещества. Пигмент выполняет защитную функцию. Пигментация кожи изменяется под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца (ртутно-кварцевых ламп). Происходит потемнение кожи - загар. Чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного ожога. Загар - это одна из защитных реакций организма. Загар полезен, но не всем: пожилым, детям до 2 лет, беременным женщинам, людям с больным сердцем. Загар - с 8 до 10 часов, с 16 часов.

ВЫВОД: - Кожа состоит из 3 слоев (перечислить).

Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей

среды. Что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка ).

Что поддерживает нормальную t 0 тела? (Выделение пота ).

Какой слой сохраняет тепло? (третий, подкожный жир ).

Кожа - надежная защита.

2. Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей - мытье. На коже скапливается много жира и пота, к ним прилипает пыль. Кожа становится грязной, начинают размножаться микробы. На 1 см 2 кожи находится до 40 000 микробов.

(Заранее подготовленный ученик рассказывает как правильно умываться)

Как правильно умываться

При нормальной коже надо умываться ежедневно. С мылом умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. Нельзя все время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя все время умываться очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, на лице появляются участки покрасневшей кожи. Кожа становится вялой, появляются морщины.

ВЫВОД: - Как надо следить за кожей?

А что вы можете сказать про ногти?

Запомните, выполняйте эти правила.

Послушайте стихотворение Ю. Тувима, обращенное к детям.

(Подготовленные ученики читают стихотворение Ю. Тувима "Дорогие мои дети!")

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки или колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.

3. Первая помощь при повреждениях кожи.

Еще важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожоги).

1) Раны : поверхностные царапины, ссадины, порезы. Глубокие - повреждена не только кожа, но и мышцы - надо обратиться к врачу. Если рана небольшая, кожу вокруг ранки смазывают йодом, зеленкой, перевязать чистым бинтом.

2) Ушибы. - Как возникают ушибы? Как вы определяете, что ушиблись? Как поступить при ушибе?

3) Ожоги. - Что вы знаете про ожоги?

Ожоги бывают 3 степеней. 1 степень - покраснение, припухлость кожи. 2 степень - появляются пузырьки, наполненные жидкостью - прозрачной и желтой. 3 степень - портится сама кожа на всю толщину, могут пострадать мышцы и кости.

Лечение при ожогах.

Оголить пораженный участок.

Опустить под холодную воду или по струю на 10-30 минут, пока не утихнет боль.

Перебинтовать пораженный участок бинтом или чистой материей.

Не смазывать ожоги жиром, кремом, маслом.

Не прокалывать волдыри, иначе попадут микробы, вызывающие нагноение.

Если ожог сильный и глубокий - обратиться к врачу.

Бывают еще солнечные ожоги.

(О лечении при солнечном ожоге рассказывает подготовленный ученик)

Лечение при солнечном ожоге

Наложите на обожженный участок холодный компресс, постоянно менять его.

Для снятия боли можно принять аспирин или парацетамол.

4) Обморожение.

Четыре степени. 1 степень - кожа бледнеет, затем припухает, краснеет. 2 степень - на коже образуются пузырьки, наполненные мутной, слегка кровянистой жидкостью. 3 степень - появляются пузыри с кровянистым содержимым, кожа становится омертвевшей, а при длительном воздействии холода гибнут и более глубоко лежащие ткани - 4 степень .

(О действиях при обморожении рассказывает подготовленный ученик)

Действия при обморожении:

Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.

Обмороженное место следует сначала хорошенько протереть спиртом, затем слегка растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления красноты и появления чувствительности, а после этого смазать каким-нибудь несоленым жиром.

Если на обмороженном участке появились пузыри, надо протереть его спиртом, завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.

Итак, чтобы не вызвать переохлаждение организма, не обморозить кожу послушаем полезные советы.

(Подготовленный ученик делится советами)

Полезные советы:

а) прежде чем выходить на холод, хорошенько позавтракайте;

б) ваша одежда должна надежно защищать ваше тело от ветра и дождя;

в) отправляясь в дальний поход, обязательно иметь при себе сухую пару нательного белья;

г) помните, что риск переохлаждения усиливается на ветру.

IV. Работа в тетради.

Стр. 59, № 1. практическая работа.

V. Работа с учебником.

Чтение вывода в учебнике стр. 139

Что узнали нового?

Какое значение имеет кожа?

Разгадываем кроссворд по теме, которую изучили на уроке.

Кроссворд по теме "Надежная защита организма"

По горизонтали:

4. Кожа не просто покрытие человека, это активный (ОРГАН) с многообразными функциями.

6. Подкожный жир сохраняет (ТЕПЛО) .

7. Это повреждение кожи бывает 3 степеней (ОЖОГ) .

По вертикали:

1. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод, называется (ОСЯЗАНИЕ) .

2. Если у вас (РАНА) , то нужно обработать кожу йодом, перебинтовать.

3. Поддерживается постоянная температура внутри тела с помощью выделения (ПОТА) .

5. Это кожное образование (растет на коже) - (ВОЛОС) .

VII. Д/з: стр. 136 - 139, т. - стр. 56, № 2, 3.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Надежная защита организма Подготовил учитель МБОУ СОШ №7 г. Королева Московской области Князева И.В.

Что такое кожа? Кожа - это прочная эластичная оболочка, надёжно защищающая организм от негативных внешних воздействий.

Удивительный факт: У людей, предки которых постоянно жили в жарких странах, кожа тёмная всегда. Чёрная или коричневая. Удивительный факт: У людей, предки которых постоянно жили в жарких странах, кожа тёмная всегда. Чёрная или коричневая.

Почему у людей бывает разный цвет кожи? Цвет кожи человека определяет пегмент меланин. Его концентрация дает специфический окрас от бледно-розового до темно-коричневого.

Кожа имеет три слоя. Наружный слой – эпидермис Средний – дерма Внутренний – подкожная жировая клетчатка. Строение кожи

Эпидермис состоит из нескольких пластов. Верхний пласт представляет собой скопление ороговевших мёртвых клеток. При мытье они отшелушиваются. В нижних слоях эпидермиса образуются новые клетки, которые заменяют исчезнувшие клетки

Дерма образована соединительной тканью. Множество эластичных волокон придают ей упругость и прочность. В ней находятся нервные окончания, воспринимающие различные ощущения, кровеносные и лимфатические сосуды, волосяные луковицы, сальные и потовые железы. Больше всего их находится на ладонях, подошвах, в подмышках. Верхний слой дермы определяет папиллярный узор кожи пальцев и ладони.

Даже при самом лёгком прикосновении к любой поверхности, на ней остаётся отпечаток папиллярного узора. Этот узор никогда не повторяется в природе. У каждого человека он особенный. В течение жизни рисунок кожи не меняется. Неповторимость узора подушечек пальцев даёт возможность установить личность, которой они принадлежат. Это используется в криминалистике. По отпечаткам пальцев, оставленным на месте преступления, разыскивают преступников

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Функции кожи. Защитная Теплообменная «Это интересно»: Разные участки кожи имеют разную температуру. Во рту 37 градусов, а на коже пальцев ног и рук она колеблется между 26 и 32 градусами. Наивысшая температура, которую может выдержать человек, это 44-44,5 градусов.

Функции кожи. Выделительная С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. «Это интересно»: Кожа вырабатывает, при солнечном облучении витамин Д. Участвует в дыхании – поставляет в кровь 1% кислорода, способна к регенерации – восстановлению. Орган осязания «Это интересно»: Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони, средняя линия спины. «Это интересно»: Кожа – это самый большой орган нашего тела. Площадь её поверхности у взрослого человека составляет около 2 м 2 , а масса – 4 кг и более. Волосы и ногти – тоже из кожи. Это отвердевший роговой слой.

Правила личной гигиены Мыть тело 1 – 2 раза в неделю. Ежедневно мыть лицо, руки, ноги, шею, подмышечные впадины. Умываться с мылом 2 – 3 раза в неделю, чередуя умывание то горячей, то холодной водой. Мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета. Хорошо вытирать кожу после мытья полотенцем. Подстригать ногти 1 раз в неделю или по мере необходимости. Следить за длиной и укладкой волос. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.


ЗАНЯТИЕ № 12. Тема: «Надежная защита организма»

Цели: учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы; закреплять знания учащихся об органах чувств и их значении; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Повторение пройденного

– На прошлых уроках мы говорили о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.
Итак, сколько органов чувств у человека? (5.)
Перечислите их. (Глаза, уши, нос, язык, кожа.)
С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Глаза.)
Расскажите о том, как беречь зрение.
Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос.)
Когда ухудшается обоняние?
С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши.)
Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык.)
Что интересного вы можете рассказать о языке? (Кончик языка ощущает сладкое, края – кислое, основание – горькое.)
Что помогает определить, теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа.)
Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга.)
Как поступают сигналы в головной мозг? (По нервам.)
Молодцы! Вы показали отличные знания.

2. Беседа по теме

– Прочитав тему урока, вы, наверное, подумали, что мы сегодня будем говорить об одежде, о моде. Да?
Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо бы приобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободою пропускала воздух? И к тому же не выцветала, не менялась и ее можно было бы носить хоть сто лет?
А ведь такая одежда есть. Наша кожа – своеобразная, естественная рубашка. Это самый большой наш орган. Полтора квадратных метра живой, гибкой, самой прочной, долговечной ткани.
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, зачем нужна кожа, о ее строении, о том, как за кожей ухаживать и как ее сохранять.
Как вы думаете: зачем нужна человеку кожа? (Ответы детей.)
Кожа – орган осязания. Мы можем в темноте или с закрытыми глазами определить размер, форму предмета. Кожа подает нам сигналы: берегись, горячо или холодно!
Кожа покрывает наше тело и предохраняет все внутренние органы от повреждений, принимая на себя удары, царапины, ожоги, обморожения. Кожа помогает нам дышать, защищает от бактерий, от жары и холода.
Как все это происходит, мы с вами сегодня узнаем.

3. Практическая работа

Наблюдение 1

– Рассмотрите кожу на кисти руки. Потрогайте ее.
Что можете сказать? Какая кожа? (Гладкая, мягкая, эластичная, тонкая, прочная.)

Наблюдение 2

– Обратите внимание, что на местах сгибов (на суставах пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

– Положите руки на парту ладонью вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец. Что происходит с кожей?

– складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже руки, ноги пальцы не могли бы сгибаться.

Наблюдение 3

– Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете: для чего они? (Кожа дышит.)
Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке.

– Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? (Осталось жирное пятно.)
Зачем коже жир?

– жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной.

4. Оздоровительная минутка

5. Беседа по теме

– А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим. (Работа по таблице «Строение кожи».)
Кожа человека состоит из трех слоев.

    Наружная оболочка это тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые дышит кожа.

    Кожа более толстый слой. Его толщина составляет 1–2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам. По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы. Все мы видели пот – он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека. В состав пота входят 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить. Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется ни ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу и боли. Идет сигнал нервных окончаний на жару – кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, а излишки выходят наружу. Идет сигнал на холод – сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.
Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

    Подкожный жир предохраняет органы от ушибов, играет роль смягчителя, сохраняет тепло.

Кожа – удивительный орган, она постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

6. Закрепление нового материала

(составляется схема «Значение кожи»).

7. Гигиена кожи

– Зачастую мы небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа сдерживает натиск вредных микробов. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов.

8. Первая помощь при повреждениях кожи

– Мы с вами говорили сегодня, что кожа – надежная защита организма и все удары она принимает сначала на себя. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожог.)
(Рассказ о первой помощи при получении ран, ушибов, ожогов, обморожений.)

9. Игра «Выбери ответ»

1. Кожа – это:
а) важный орган человека;
б) скелет человека;
в) наружный покров тела человека.

2. Какие функции выполняет кожа?
а) Защищает от ран, грязи;
б) переваривает пищу;
в) дышит;
г) очищает кровь.

3. Какую роль играет жир, выделяемый кожей?
Делает кожу мягкой, упругой, крепкой.

Цели:

Познавательный аспект цели:

  1. Познакомить с понятием «кожа», «строение кожи» и её функциями.
  2. Выработать умение самостоятельно проводить исследовательскую работу и переносить полученные знания в новые условия. (На трёх уровнях).
  3. Продолжить формирование понятий: органы чувств, гигиена организма человека.
  4. Формировать умение пользоваться приборами для исследования и карточками для самостоятельной работы.
  5. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, переносить информацию на свой «жизненный опыт», делать выводы.
  6. Продолжить формирование графической культуры
  7. Продолжить формирование обще учебных умений:
    Умение планировать свою деятельность при выполнении всех самостоятельных заданий, при ответах на вопросы, при практической работе;
    Умение контролировать свою деятельность при выполнении самостоятельных заданий;
    Умение работать во времени на всех этапах урока.

Развивающий аспект цели:

  1. Продолжить работу над развитием речи ребёнка:
    работа над словом «кожа», «гигиена», «исследование», «эластичность»;
    работа над словосочетаниями: значение кожи, органы чувств, функции кожи, гигиена организма человека;
    работать над связанной речью при устных ответах, умение высказывать и доказывать суждения.
  2. Продолжить работу по развитию внимания и мышления.
  3. Развивать память, воображение, наблюдательность.
  4. Развивать умение работать в паре.
  5. Развивать творческие способности, волю, познавательные интересы.
  6. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру кисти рук.

Воспитательный аспект цели:

  1. Продолжить работу над формированием сознательной дисциплины
  2. продолжить формирование отношений в процессе совместной деятельности (учитель- ученик, ученик – учитель)
  3. Продолжить формирование нравственных черт личности
  4. Воспитывать санитарно- гигиенические навыки ухода за органами чувств.
  5. Воспитывать умение слушать своих товарищей, и работать совместно.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг. момент Проверить готовность к уроку, посадку за партой.
Проверка домашнего задания Давайте мы с вами вспомним. Что мы узнали об органах чувств. Я загадываю вам загадку, ответив на нее, вы узнаете с чего мы начнём наш разговор.
Маленький кругленький, а до неба докинешь.
Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены и ухода за зрением.
Как нужно беречь зрение?
Почему глаза считают главным органом чувств?
Давайте вспомним, что мы знаем про орган слуха.
Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
Что опаснее всего для слуха?
Что это?
Между двух светил в середине я один.
Как сохранить обоняние?
О каких органах чувств мы с вами не поговорили?
Рассказ ребенка об органе зрения.
Ответы детей о том, как беречь зрение.

Рассказ ребёнка об органе слуха.
Формулирование правил гигиены слуха.
Ответы на поставленные вопросы.
Рассказ ученика об органе обоняния.
Формулирование правил гигиены обоняния

Подготовка к активной УПД Молодцы! Вы всё рассказали, что знали. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Сейчас мы будем изучать новую тему. Прочитайте и запишите тему в тетрадь.
О коже мы говорили как об органе….
А сегодня мы будем рассматривать кожу, как орган человеческого организма.
Давайте проведём небольшое исследование.
Дети записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала У вас на столах три варианта практической работы. Выберите вариант по которому вы будите работать:
1 вариант дано больше всего информации
2 вариант даны подсказки
3 вариант надо думать самим и делать выводы.
Выберите в парах вариант, по которому будите работать. Во время проведения исследования будьте аккуратны и осторожны с приборами.
Дети читают и выбирают варианты для выполнения практической работы.

Проводят практическую работу. Выводы записывают в тетрадь.

Первичная проверка понимания нового учебного материала Охарактеризуйте кожу
Для чего нужны поры?
Что такое поры?
Что осталось на стеклышке?
Почему на теле человека есть волоски?
Дети читают свои выводы.. Отвечают на вопросы.
Изучение нового материала. Выполните задание 1.
Из скольких слоёв состоит кожа?
Работа с таблицей.
Назовите первый слой.
Что находится в этом слое кожи?
Назовите второй слой
Что находится в этом слое
Назовите третий слой.
Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. Что предохраняет кожу от повреждений?
Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела?
Подумайте, какой слой сохраняет тепло
Выполните задание 2.
Как кожа защищает организм?
Хорошо ли, что кожа выделяет пот и жир. Они ведь загрязняют кожу.
Выполните задание 3.
Как поступить, чтобы на коже не скапливалось много жира и пота?
Прочитайте правила ухода за кожей?
Почему после бани легче дышится?
Почему, если человек сильно пропотел, ему необходимо вытереться насухо и держаться подальше от сквозняков?
Дети записывают строение кожи в тетрадь.
Отвечают на вопросы.

Дети выполняют второе задание

Дети выполняют 3 задание

Контроль и самопроверка знаний. Сегодня на уроке вы узнали много нового о коже.
Проверьте себя. Выполните задание 4.
Дети выполняю задание 4.
Подведение итогов. Назовите тему над которой мы с вами сегодня работали. Что вы запомнили.
Встаньте те кто доволен своей работой на уроке.
Я вашей работой тоже очень довольна.
Оценки за урок.
Инструктаж домашнего задания. Рассказать дома своим родителям, как нужно следить за кожей.
Найдите интересный материал про кожные образования – ногти и волосы.

Строение кожи.

Кожа равномерно покрывает всё тело. Кожа состоит из трёх слоев.

Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

Наиболее чувствительна кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа надёжная защита.

Кожа надёжная защита. Кожа водонепроницаема, поэтому человек не высыхает в жару и не «тает» во время дождя.

Кожа защищает человека от солнечной радиации.

Она достаточно прочна, чтобы защитить его от повреждений, в то же время достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения.

Она сохраняет тепло, когда надо, охлаждает тело, поддерживая постоянную температуру внутри него.

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытьё. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть кожу надо 1-2 раза в неделю. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею. Кожу подмышечных впадин.

При нормальной коже надо умываться ежедневно. С мылом умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. Нельзя всё время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя всё время умываться очень тёплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее. Обязательно надо вытирать кожу полотенцем.

Задание 1.

  1. Прочитайте текст «Строение кожи».
  2. Подчеркните зелёной ручкой, из скольких слоёв состоит кожа, и как они называются.
  3. Подчеркните простым карандашом ответы на следующие вопросы:
    В каком слое кожи находятся поры?
    Какие железы находятся во втором слое?
    Что предохраняет кожу от повреждений и сохраняет тепло?

Выполни зарядку для глаз.

Задание 2.

  1. Прочитайте текст «Кожа – надёжная защита».
  2. Подчеркните простым карандашом, как кожа защищает организм.

Задание 3.

  1. Прочитай текст «Уход за кожей»
  2. Подчеркни простым карандашом правила ухода за кожей.

Задание 4.

Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ.

  1. Кожа – это орган:
    а) слуха;
    б) осязания;
    в) обоняния.
  2. Кожа дышит через:
    а) поры;
    б) волоски;
    в) жир.
  3. Кожа состоит из трёх слоёв:
    а) наружная оболочка, жир, кожа;
    б) наружная оболочка, кожа, подкожный жир;
    в) жир, пот, поры.
  4. Чтобы на коже не было микробов, надо:
    а) мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю;
    б) смазывать кремом.
  5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно:
    а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
    б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
    в) гуталин, обувная щётка, клей.