Домой / Праздничный / Опрос куда будут поступать выпускники. Куда идут выпускники? Жизнь как эксперимент

Опрос куда будут поступать выпускники. Куда идут выпускники? Жизнь как эксперимент

Куда поступают выпускники школ

Выявить масштабы и направления миграции молодежи в разрезе регионов также позволяет сопоставление численности поступивших в вузы (государственные и негосударственные) на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета и численности выпускников школ, получивших аттестат о среднем (полном) общемо бразовании. Для этого используются данные Федеральной службы государственной статистики за 2012/2013 и 2013/2014 учебные годы. Логика довольно проста: если число новых студентов в регионе значительно меньше числа выпускников школ, которые ориентированы на продолжение обучения в вузах, мы вправе предположить, что весь «излишек» абитуриентов отправился покорять вузы за пределами родного региона. И наоборот, если студентов-первокурсников значительно больше, чем местных выпускников школ, «излишек» студентов первого года обучения, очевидно, сформирован абитуриентами из других регионов.

Для корректного сравнения произведены некоторые предварительные расчеты. Во-первых, не все выпускники школ поступают в вузы, хотя этот процент и очень высок. Часть выпускников школ после получения диплома о среднем общем образовании продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования, отправляются в армию, выходят на рынок труда и т.д. Именно поэтому в нашем анализе используется только доля выпускников школ, продолжающих обучение на программах высшего образования в том же отчетном году, которая в 2013/2014 учебном году составляла, по нашим расчетам, 78%. Очень близкие результаты приведены в статье Т.Л. Клячко . Поэтому данные о численности выпускников общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, были скорректированы на указанный показатель. Во-вторых, не все абитуриенты вузов - «вчерашние» школьники. Среди поступающих на программы бакалавриата и специалитета есть люди, окончившие школу не в этом же году: поступающие не первый раз, вернувшиеся из армии, выпускники отчетного года организаций СПО, пришедшие с рынка труда . В 2013 году среди студентов, зачисленных на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета, окончившие школу в том же отчетном году составили 87%. Для сопоставления выбрана именно очная форма обучения: эти образовательные программы предполагают, что студент постоянно находится вблизи вуза, в то время как учет заочных программ может сместить оценку миграции. Учитывая эти поправки, мы получили численность поступивших в вузы на программы бакалавриата или специалитета, которые окончили школу в том же году. Сопоставив суммарное число зачисленных на первый курс обучения с суммарной численностью выпускников школ, планирующих продолжать обучение в организациях высшего образования, мы получаем значения, характеризующие перераспределение потоков абитуриентов между регионами. Для каждого региона положительное отклонение соотношения от единицы отражает его миграционную привлекательность для молодежи, отрицательное – свидетельствует об оттоке молодежи, связанном с поступлением в вузы в других регионах страны.

В среднем по стране соотношение составляет 0,74 - значит, в России значительно больше «отточных» регионов оттока, чем регионов с крупными образовательными центрами. Из 78 регионов миграционно привлекательными по данному показателю в 2012–2014 гг. оказались лишь 14. Это прежде всего Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Москва с Московской областью, Томская, Новосибирская и Воронежская области, Хабаровский край - регионы, в которых сосредоточены крупнейшие университеты (рис. 8). Если соотношение числа первокурсников с суммарной численностью выпускников школ существенно больше единицы, есть основания предполагать, что регион получил приток абитуриентов из других областей страны. В большинстве регионов имел место отток молодежи разной интенсивности. Во многих из них местные вузы приняли менее половины выпускников школ, а в Чукотском АО – менее десятой части. По соотношению численности первокурсников и выпускников школ видно, что вузы республик Северного Кавказа получают существенно меньше студентов, чем численность выпускников школ в этих регионах. Похожая картина – во многих регионах Севера и Востока страны.

Рисунок 8. Отношение числа поступивших в вузы на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета к числу выпускников с аттестатом о среднем общем образовании, 2012-2014 годы

Источник : Росстат

Сравнение результатов сопоставления численности первокурсников и выпускников с данными о миграции молодежи студенческих возрастов, полученными на основе текущего учета и переписей населения, показывает, что при всех способах выявления наиболее привлекательных для учебных мигрантов регионов их список остается одним и тем же.

Чем ближе последний учебный день в школе, тем больше вопросов встает перед выпускниками: какую специальность выбрать? Получится ли поступить на бюджет? Обязательно ли отдавать документы в вуз или, может быть, сойдет и техникум? Школьники и их родители волнуются не зря – они понимают, что от ответа на эти вопросы зависит многое: будущая карьера, возможность проявить себя в профессии, материальный достаток – другими словами, вся жизнь.

Какой выбор делают хабаровские выпускники, «Образу Жизни» рассказала Екатерина Романенко, начальник отдела управления образования администрации Хабаровска.

Говорящие проценты

Большая часть хабаровских выпускников, окончивших 11 классов, хотят получить высшее образование. В прошлом году хабаровские школы дали путевку в жизнь 2,5 тысячам выпускникам. Большинство стали студентами вузов – 94,3 процента, 5 процентов выпускников поступили в средние специальные училища, 0,9 – сразу начали работать и 0,6 – пошли в армию. И такое распределение наблюдается на протяжении последних лет.

Дело в том, что в 10 класс идут дети, изначально мотивированные на поступление в вуз, поэтому и процент абитуриентов такой высокий. Старшеклассники, планирующие получить среднее специальное образование, предпочитают поступать в техникумы сразу после 9‑го класса. К примеру, в прошлом году учебу в 10 классе продолжили 58 % школьников, 32 % поступили в различные техникумы и колледжи, остальные выбрали учебу на каких-либо курсах или в вечерней школе.

География выбора учебных заведений весьма обширна. Хабаровские выпускники поступают не только в местные вузы, но и вузы, расположенные за пределами региона: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Разумеется, за дипломом престижных вузов отправляются выпускники, заработавшие высокий балл по ЕГЭ. А также те, кто хочет получить специальность, по которой хабаровские вузы не готовят. Это относится к высшим военным училищам самых разных направлений.

При Новосибирском государственном университете работает заочная физико-математическая школа, среди ее учеников есть и хабаровские старшеклассники преимущественно из лицея инновационных технологий и математического лицея. По результатам обучения ребят вне конкурса принимают в НГУ.
Поступлением вне конкурса пользуются и победители заключительного этапа Всероссийских школьных олимпиад. Такие выпускники у нас тоже есть. Выигрывая олимпиаду, они автоматически получают 100 баллов по предмету и приглашение в столичный вуз.

Последние два года большой популярностью стал пользоваться ДВФУ. Многие хабаровчане с удовольствием отправляются на учебу во Владивосток. Но все-таки большинство выпускников становятся студентами хабаровских вузов. С каждым годом растет престиж ТОГУ, не отстает от него академия экономики и права, в числе престижных хабаровских вузов – ДВГУПС и традиционно большой конкурс при поступлении в ДВГМУ.

Самая востребованная специальность у молодых хабаровчан – государственное муниципальное управление

Я б в чиновники пошел

В прошлом году приемные комиссии хабаровских вузов приняли от абитуриентов более 12 тысяч заявлений. По их результатам оказалось, что самая востребованная специальность у молодых хабаровчан – государственное муниципальное управление. Вузы, готовящие будущих чиновников, пользуются повышенным спросом. В числе популярных остаются факультеты, где изучают юриспруденцию, банковское дело, налоги и налогообложение. Как новшество можно отметить интерес хабаровских абитуриентов к новой специальности – «логистика».

Наиболее перспективными сегодня считаются специальности, связанные с IT-технологиями. Компьютерная сфера быстро и очень активно развивается, что гарантирует трудоустройство.
За последнее время заметно вырос поток студентов на технические специальности. К примеру, поступающих в ТОГУ стали привлекать такие направления, как строительство, архитектура, а также нефтегазовое производство.

Однако, выбирая вуз, специалисты советуют учитывать не только рейтинг и престиж конкретного учебного заведения, но и личные возможности абитуриентов. Главное, не ошибиться с профилем: верно определиться, будет ли у вас гуманитарное образование или техническое. Также нужно обращать внимание на востребованность профессии на рынке труда и заработную плату специалистов.

Главное, не ошибиться с профилем: верно определиться, будет ли у вас гуманитарное образование или техническое.

Говорят выпускники

Михаил Муковозов, выпускник гимназии № 1
Будущую профессию я выбрал давно, с детства хотел быть милиционером. В полиции служил мой отец, сейчас служит сестра и ее муж. Несмотря на все трудности и опасности, это нужная и интересная работа. Я считаю, что мне она подходит, поскольку я честный, принципиальный и искренне хочу помогать людям.
Чтобы в будущем работать в полиции, после школы я собираюсь поступать в Дальневосточный юридический институт МВД России. Я усиленно готовлюсь: большое внимание уделяю занятиям по истории и обществознанию (результаты ЕГЭ именно по этим предметам будут учитываться при поступлении). В основном я занимаюсь самостоятельно, но для большей уверенности решил воспользоваться помощью репетитора.

Для абитуриента ДВЮИ физическая подготовка тоже не последнее дело. С этим у меня полный порядок: я не один год занимаюсь карате. Уверен, что пройду все вступительные испытания. Ну, а если с ДВЮИ все-таки не получится, попробую связать свою жизнь с МЧС или другой силовой структурой. Меня привлекают серьезные, мужественные профессии – именно таким делом я и хочу заниматься.

Виталий Лазорев, выпускник гимназии № 1
Поступать в Хабаровский пограничный институт ФСБ России я решил еще после 9‑го класса. С таким прицелом и пошел учиться в 10‑й класс. Правда, промахнулся с профилем: за компанию с друзьями выбрал социально-экономическое направление. Теперь чувствую, что мне не хватает знаний по истории, приходится добирать с репетитором. Если бы я учился по социально-гуманитарному направлению, такой проблемы бы не было. Но я надеюсь, что все равно смогу хорошо подготовиться к экзаменам.

Кстати, в погранинституте я уже прошел первый этап вступительных испытаний. Это было собеседование с психологом на предмет профпригодности. Признаюсь, волновался сильно. Но все прошло хорошо, и сейчас я уже спокойно готовлюсь к ЕГЭ. Не забываю и о физподготовке: занимаюсь баскетболом, стараюсь не пропустить ни одной тренировки.

Мой брат тоже окончил погранинститут, он уже служит. Надеюсь, что в скором времени я достойно продолжу семейную традицию.

Полина Якунина, выпускница гимназии № 1
С конкретной специальностью, как и с учебным заведением, я пока не определилась. Решила лишь, что буду получать экономическое образование. Почему? Годы учебы в школе показали, что ни к химии, ни к физике, ни к биологии у меня склонности нет. Я люблю танцы, с удовольствием участвую в школьной самодеятельности. Однако с профессией актера или хореографа связывать свою жизнь не хотела бы.

Я считаю, что будущая специальность должна быть серьезной и приносить стабильный доход. Имея под ногами твердую почву, можно спокойно развиваться в любом творческом направлении. Я собираюсь продолжать занятия танцами, планирую глубже изучить английский язык. Но сейчас на первом месте у меня математика. Уверена, что с помощью репетитора усилю свои слабые места и успешно сдам ЕГЭ.

Учиться буду в Хабаровске, хотя была мысль попытать счастья в Санкт-Петербурге, но все же решила остаться в родном городе. Подавать документы буду сразу в несколько вузов. Больше всего хочу поступить в ДВГУПС, но не исключаю ТОГУ и ХГАЭП. За экзамены особо не переживаю: я ведь готовлюсь, значит, сдам. Больше всего волнений вызывает предстоящий последний звонок и выпускной. Эмоции бьют через край! Вот где бы не расплакаться!

Подготовила Елена Козыряцкая

2018-2019 учебный год

В 2018 - 2019 учебном году 9 класс гимназии закончили 82 учащихся. Из них 8 получили аттестаты особого образца. Поступили в 10-й класс гимназии - 56 учащихся, 26 выпускника 9-х классов продолжат свое обучение в других образовательных учреждениях: школах района и города, лицеях, техникумах и колледжах города.

11 класс в 2018-2019 учебном году окончили 50 учащихся, из них 6 учащихся были награждены медалями «За особые успехи в учении».

37 10 3 устроились на работу.

Анализ профессиональных намерений наших выпускников в 2019 году

2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году 51 выпускник поступил в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга, 7 выпускников продолжают свое обучение в колледжах и техникумах города, 2 устроились на работу.

Анализ профессиональных намерений наших выпускников в 2018 году

В 2016-2017 учебном году 34 выпускника поступили в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и Москвы, 5 выпускников продолжают свое обучение в колледжах и техникумах города, 2 устроились на работу, 1 выпускник призван на службу в ряды Российской армии.

В 2015-2016 25 выпускников поступили в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга, 5 выпускников продолжают свое обучение в колледжах и техникумах города, 2 устроились на работу.


В 2014 - 2015 учебном году 38 выпусников поступили в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и Москвы, 1 выпускник поступил в высшее учебное заведение Китая, 9 выпускников продолжают своё образование в колледжах и техникомах города.

Трудоустройство выпускников 2015 года . Скачать в формате.doc

В 2013 - 2014 учебном году все выпускники (47 человек) поступили в высшие и средне-профессиональные учебные заведения.

Трудоустройство выпускников 2014 года . Скачать в формате.doc

Результаты поступления выпускников представлены на диаграммах:



Профессиональный выбор выпускников в 2014 году


Наиболее востребованные учебные заведения выпускниками гимназии в 2014 году


В 2012-2013 учебном году все (34 выпускника) выпускники поступили в высшие учебные заведения:

  • Государственный Университет Экономики и Финансов,
  • Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина.
  • Санкт-Петербургская юридическая академия,
  • Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет,
  • Санкт-Петербургский Государственный Университет,
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов,

Анализ профессиональных намерений наших выпускников показывает, что по преимуществу они выбирают специальности социально-гуманитарного, социально-экономического, культурологического профилей, в то же время достойным уровнем знаний обладают и выпускники, стремящиеся к высшему техническому или медицинскому образованию.

В 2011-2012 учебном году 50 выпускников (все) поступили в высшие учебные заведения:

    СПб Государственный Университет,

    Государственный Университет Кино и Телевидения,

    Государственный Институт точной механики и оптики,

    Северо-западный технический университет,

    Государственный технологический институт,

    Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена,

    Балтийский Государственный Технический Университет им. Д.Д.Устинова,

    Государственный Университет сервиса и экономики,

    Государственный Университет гражданской авиации,

    Государственный Университет Телекоммуникаций им. проф.М.А.Бонч-Бруевича, Государственный Университет Экономики и Финансов,

    Северо-Западная Академия Государственной Службы,

    Государственный Университет Технологии и Дизайна,

    Государственная Академия Ветеринарной Медицины,

    Государственный Морской Технический Университет,

    Государственный Университет Высшая школа Экономики,

    Институт внешнеэкономических связей, экономики и права,

    Государственный архитектурно-строительный университет,

    Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

    Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова,

    Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,

    Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова,

    Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова,

    Российская таможенная академия,

    Санкт-Петербургский университет управления и экономики,

    Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина),

    Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет,

    Российский государственный гидрометеорологический университет.


В июне (а лучше сильно раньше) пора уже окончательно определиться с выбором вуза. В этом деле без исследований и прошлогодних результатов не обходится. Высшая школа экономики каждый год публикует мониторинг качества приёма в российские вузы. По нему, например, можно проследить, какие направления популярнее всего и куда чаще поступают на бюджет.

Десятка лучших вузов по качеству бюджетного приёма не изменилась, но в расстановке мест произошли изменения. В 2016 году пятёрку лидеров замыкал МГУ им. Ломоносова, в 2017 году его сместил ИТМО, а МГУ теперь на седьмом месте.

Средний балл ЕГЭ сильно вырос, особенно в технических вузах. Во всех вузах из топ-5 (МГИМО, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО) средний балл ЕГЭ больше 90. В прошлом году таких вузов было три (МГИМО, МФТИ, ВШЭ).

Увеличилось и количество вузов, в которых средний балл больше 70. В 2016 году таких вузов было 135, в 2017-м - 151. В «зелёную» группу перешли Московский авиационный институт (средний балл 72,8), Московский энергетический институт (средний балл 71,9), Московский технологический университет (средний балл 71,5), Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (средний балл 71,4).

В 2017 году общий средний балл зачисленных на бюджетные места - 68. Средний балл зачисленных на платное - 61,4.

Рекордный рост среднего балла зачисленных студентов показали Московский авиационный институт (поднял результат на 6,4 балла) и Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики (поднял результат на 3,4 балла). При этом у МАИ один из самых больших бюджетных приёмов в стране, поэтому исследователи назвали это выдающимся достижением.

Москва, Санкт-Петербург, Казань - лидеры по качеству приёма. В 21 регионе России есть вузы, набравшие самых сильных абитуриентов в стране как минимум по одному из направлений подготовки. 24 вуза в Москве, 15 в Санкт-Петербурге, 3 вуза в Казани, по 2 вуза в Томске, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Остальные вузы находятся в следующих субъектах: Белгородская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Краснодарский край, Мурманская область, Оренбургская область, Пензенская область, Приморский край, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Свердловская область, Тамбовская область, Тульская область, Ульяновская область.



Самое высокое качество приёма демонстрируют социально-гуманитарные направления - это «Лингвистика и иностранные языки» (средний балл 82,6), «Юриспруденция» (средний балл 82,3), «Экономика» (средний балл 80,2). А качество приёма на сельскохозяйственные направления по-прежнему остаётся низким - на направлении «Сельское и рыбное хозяйство» средний балл 55, а на «Лесном деле» - 56 баллов.

Аграрные вузы тоже улучшили свои результаты по качеству приёма. Уральский аграрный университет, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Мичуринский государственный аграрный университет, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия показали рост от 5,5 до 7,7 балла.

В 2017 году цены на платное обучение выросли в среднем на 16%. Но исследователи отмечают, что это не повлияло ни на число, ни на качество студентов, зачисленных на платные места. По их мнению, это говорит о том, что у населения сохраняется спрос на высшее образование. В 22 вузах средний балл платного приёма больше 70, а ещё в 46 - от 65 до 70.

Исследование НИУ ВШЭ проводится с 2009 года и охватывает больше 400 вузов, которые при поступлении учитывают результаты ЕГЭ и победы в школьных олимпиадах. Рейтинг составляли на основе направлений подготовки и контрольных цифр приёма, вступительных испытаниях на каждое направление, приказах о зачислении и об отчислении, конкурсных списков поступающих. Ранжированы вузы по среднему баллу ЕГЭ всех зачисленных на бюджет.

А это значит, что большин-ство детей, как и в прошлые годы, планируют поступать на юристов, экономистов и управленцев - на эти факультеты требуют именно этот предмет. Но в итоге по специальности работают меньше половины отучившихся. Куда идут остальные? В продавцы! Потому что работодатели ищут прежде всего менеджеров по продажам, потом - квалифицированных рабочих и инженеров. Последние на рынке в большом дефиците. Особенно инженеры-конструкторы и технологи. Неслучайно многие предприятия подбирают себе инженерные кадры уже из студентов старших курсов вузов и колледжей. Чтобы мечты не разошлись с реальностью, стоит приглядеться к рейтингу самых востребованных специальностей (см. инфографику).

«По данным нашего исследования, при подборе молодых специалистов менеджеры по персоналу обращают внимание прежде всего на личные и деловые качества претендента, - говорит Дарья Шурыгина, ведущий аналитик рекрутингового портала Superjob.ru , - а также на наличие хотя бы минимального опыта (45%). Уровень и каче-ство образования - на третьем месте (34%). Однако вуз всё же имеет значение, так как при прочих равных предпочтение отдадут кандидату с дипломом престижного вуза. А при первом трудоустройстве диплом зачастую играет определяющую роль».

Инфографика: АиФ

Культ успеха и денег

Игорь Белобородов, с-оциолог, научный директор Независимого института с-емьи и демографии:

Современным подросткам придётся труднее, чем их сверстникам даже несколько лет назад, поскольку мир за это время стал гораздо более сложным, нестабильным. Они попали в эру массовой миграции, а это значит, что многие их однокурсники окажутся людьми совершенно иной ментальности и культуры. Им труднее будет находить общий язык с окружающими, дружить, любить, создавать семьи. Ведь во время этнических пограничных войн даже взрослые состоявшиеся люди не могут порой понять, где правда, а где ложь. Что же говорить о неокрепших юных умах...

Уже сейчас у подростков формируется отсутствие моральных норм и табу: в жизни, исподволь внушают им, есть место только целесообразности, цинизму и деньгам. Посмотрите любую рекламу по ТВ - везде культ успеха, секса и красоты. В ней не находится места труду, уважению к другим, идее помочь слабым и беззащитным.

Но есть и плюсы. Благодаря развитию информационных технологий образование становится доступнее. Это повышает шансы детей в том числе из малообеспеченных семей и даёт им хороший старт для успешной жизни.

Жизнь как эксперимент

Пётр Дмитриевский, психолог центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ:

Главное умение, которое надо прививать нынешним детям, - умение адаптироваться. Потому что спрогнозировать, какая профессия будет актуальна через 5 лет, невозможно! Самый ценный жизненный навык - осваиваться в неопределённой ситуации. Именно этому важно научить вступающего во взрослую жизнь школьника. Для этого нужно вооружить подростка тремя орудиями: надеждой, умением контактировать и смелостью пробовать. Рассказывайте о своих ситуациях замешательства, о том, какие неожиданные решения оказывались полезными. Тогда выше вероятность, что, столкнувшись с неожиданностью, недавний школьник не впадёт в отчаяние, а воспримет это как сложную, но интересную задачу. Надо развивать навыки общения. В непонятных и неприятных ситуациях важно не впасть в изоляцию и депрессию, а уметь организовать себе поддерж-ку. Наконец, надо научить относиться к жизни как к эксперименту. Если выпускник (а также его родитель) не будет видеть за каждым неверным шагом катастрофу, он и в ситуации неопределённости продолжит перебирать варианты и в конце концов найдёт правильный выход.