Домой / Праздничный / От чего может появиться жар. Развитие психики ребенка

От чего может появиться жар. Развитие психики ребенка

9-ый месяц ребенку – последний месяц третьей четверти его первого года жизни. На этом этапе малыш уже совсем большой, он активно ползает по квартире, умеет или пока еще только пытается вставать на ножки, схватившись ручкой за опору. Некоторые детки даже умеют, держась за мамину руку, пусть еще несколько неуклюже переступая с ножки на ножку, совершать путешествие «на своих двух» по помещению.

9-месячные детки – известные хитрецы: в этом возрасте они начинают практиковать принципы «манипуляции». Умеют отвернуться от каши, требуя от родителей пюре, или же с видом ангела ждут пока мама выйдет из помещения, чтоб добраться до шкафа и разбросать из него все предметы, до которых дотянутся.

Сложным может быть для родителей период гуляний: малыш протестует против коляски, вертится, пытаясь из нее выбраться. А гулять с ребенком все время на руках родителям, безусловно, «не с руки» (уж простите за тавтологию). В этой связи гулять с ребенком можно, усадив его в прогулочную коляску. Вот только следует знать: долго возить в ней кроху нельзя, ведь он сидит в ней в согнутом положении, что может стать причиной нарушения формирования правильной осанки, затруднений дыхания и кровообращения.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Начало 9-го месяца детки встречают со средними показателями роста в 70-72 см, веса – 8500-9000 г. И за 9-ый месяц ребенку предстоит добрать очередных 450-500 г веса и около 1,5-2 см роста приблизительно. Таким образом, к концу месяца рост ребенка составит 72-74 см, вес достигнет отметки в 9000-9500 г.

Все это – весьма условные цифры, каждый ребенок индивидуален, и развитие, соответственно, у каждого малыша протекает индивидуально. У здоровых деток показатели могут значительно колебаться: например, в весе – от тех же 9500 г до 8500 г, роста – от 74 до 70 см. Все ли в порядке с ребенком, соответствуют ли темпы развития норме, нет ли каких-либо угроз и поводов для волнения, определит врач во время очередного осмотра.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

Режим дня 9-месячного малыша остается тем же, что и в прошлом месяце. Все так же ребенок просыпается в 6-7 часов утра, все так же засыпает к 22 часам вечера. Все так же 5 раз в день кроха кушает.

Ночной сон ребенка 9-ти месяцев составляет 9-11 часов, сохраняются 3 сеанса дневного сна – по 1,5-2 часа. Однако отдельные детки могут переходить на 2-х разовый дневной сон, и в этом случае длительность его увеличивается до 2-2,5 часов. Обычно отменяется утренний сон, но, если все-таки есть возможность сохранить все 3 дневных сна, лучше это сделать: физиологически для крохи такой режим лучше. Дело в том, что нервная система маленького ребенка пока еще несовершенна, он быстрей устает, а переутомление сказывается не лучшим образом. Так, на фоне вроде как повышенной активности, малыш, тем не менее, становится неуправляем: он вертится и выгибается, капризничает, не прислушивается к взрослым и не лепечет сам. Посему, очень важно от переутомления ребенка беречь и режим не нарушать ни в коем случае: спать укладывать кроху необходимо в одно и то же время, и желательно сохранить все 3 сеанса дневного сна, пусть менее длительных, но более полезных.

Периоды бодрствования после кормления у ребенка в 9 месяцев становятся более продолжительными – некоторые детки сохраняют активность по 1,5-2 часа. В это время кроха играется, требует общения и просится на руки. Хоть каждый раз идти на поводу у ребенка и вечно носить его на руках не стоит, но и отказывать детке в ласке тоже не следует.

Утро для детеныша начинается традиционно – с тщательного умывания. Хорошо научить ребенка в одно и то же время опорожнять кишечник, опять-таки, лучше, если процесс этот будет происходить в утреннее время. Если малыш уже приучен к горшку – отлично, если нет – можно начинать пробовать высаживать его на горшок в 9 месяцев. Посадив на горшок, помочь крохе «сосредоточится», поясняя звуком «а-а», что ему нужно делать. В случае, когда кроха повторяет за родителями, увеличивается внутрибрюшное давление, автоматически увеличиваются шансы на то, что ребенок покакает. Но, даже если этого не произошло – не страшно, в любом случае, не стоит держать ребенка на горшке дольше 10 минут, а во время его попыток не давать в руки игрушки и не отвлекать. Кстати, много значит для нормального опорожнения кишечника питание крохи: кашу лучше варить малышу гречневую или овсяную, а не рисовую, поить сливовым соком и предлагать пюре из чернослива, а в качестве «добавки» к овощному пюре использовать свеклу.

Первая половина дня – вообще для ребенка наиболее «продуктивное» время: в этом же временном промежутке следует найти пару минут, чтобы позаниматься с крохой гимнастикой и сделать ему массаж. Утром, опять же, полезней проводить закаливание и воздушные ванны.

Ребенку в 9-ть месяцев «положено» не менее 2-3 прогулок в день. Хорошо, если летом длительность прогулки достигает 2,5-3 часов – с малышом можно отправиться в парк, разрешая ему походить по травке, держась за коляску. Летом с дитем гуляют 2-2,5 часа, тепло при этом одев.

Неизменной остается традиция купания ребенка перед сном. Но, поскольку карапуз уже достаточно подрос, купать его можно не каждый вечер, а через вечер. Купание становится для 9-месячного ребенка самой настоящей радостью: он с удовольствием резвится в воде, плещется, играется с игрушками и даже пытается «плавать».

После купания ребенок готов к ночному сну: укладывая, следует спеть ему колыбельную, покачать, погладить по голове. Случается, что посреди ночи кроха во сне раскрывается. Не стоит переживать, если ребенок при этом соответствующе одет и в помещении сохраняется нормальная температура. А вот неплохо бы позаботится о том, чтобы плотно ложилась на матрас простынь – чтоб малыш ненароком, вертясь в кроватке, в ней не запутался. Сегодня существуют специальные простыни-мешочки, которые одеваются на матрас и держатся за счет резинок, не сползая.

Сколько ест ребенок в 9 месяцев

В общей сложности 9-месячный малыш за день съедает немногим больше 1 л пищи. Хорошо, если мама все еще продолжает кормить кроху грудью, но, даже если это и так, грудное молоко теперь уже не является основной и главной пищей ребенка. В его меню теперь присутствует достаточно много «взрослых» продуктов, кормления грудным молоком предусмотрены утреннее (после пробуждения) и вечернее (перед сном).

С этого месяца в рацион ребенка можно понемногу вводить еще один новый вкусный и полезный продукт – рыбу. Как всегда – предварительно посоветовавшись с врачом и внимательно отслеживая реакцию крохи на новый продукт. Лучше для прикорма выбирать нежирную океаническую рыбу (минтай, хек) или речную (карп, судак). Считается, что идеальным вариантом для знакомства малыша с рыбой будет именно судак.

Рыбу лучше готовить самостоятельно: вымыв в холодной воде, мякоть без косточек опустить в кипящую воду и хорошо отварить. Отварное филе тщательно измельчить в блендере или мясорубке и предложить в небольшом количестве ребенку. В продаже сегодня есть и уже готовые рыбные детские консервы – как чисто рыбные, так и в сочетании с овощами или крупами. Категорически недопустимо давать ребенку в 9 месяцев обычные рыбные консервы – они могут стать причиной расстройства желудка, поскольку в составе имеют большое количество всевозможных приправ, консервантов и других добавок. Да и кости в покупных «взрослых» консервах обычно присутствуют, как их не измельчай.

Как уже упоминалось выше, кушает малыш 9-ти месяцев 5 раз в день, употребляя за один прием примерно 200 г пищи. Вот примерная схема режима питания для ребенка в 9 месяцев:

  • 6.00 – 200 мл грудного молока (или молочной смеси);
  • 10.00 – 150 мл овощного пюре + 30 г мясного пюре/фрикаделька + 35 мл фруктового сока;
  • 14.00 – 180 мг каши + 30 мл фруктового сока;
  • 18.00 – 150 мл кефира + 40 мг творога;
  • 22.00 – 200 мл грудного молока (или молочной смеси).

Кормить малыша следует, когда он сидит, из его личной посуды и повязав предварительно слюнявчик. Можно дать в одну руку ребенку ложку, в другую – хлебушек, и быть готовыми к тому, что на первых порах еда будет повсюду. Но кто сказал, что процесс обучения легок? Поить дите лучше поначалу из детской кружки-непроливайки с носиком. Хоть многие достаточно развитые малыши еще с 8-ми месячного возраста нередко умеют держать и понемногу пить с обычной кружки, если питья в нее наливать немного.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Девятимесячные детки ползают уже практически «со скоростью света», причем в разные стороны и держа в одной руке игрушку. Ребенок сам выбирает, какой игрушкой он хочет играться, если же теряет к ней интерес, умеет ее положить, а не выкинуть, как это случалось раньше. К тому же, наблюдая за действиями взрослых, малыш запоминает, куда они положили ту или иную интересующую его вещь. Потому, не стоит удивляться, если он, забравшись папе на колени, вытянет у него из кармана, к примеру, мобильный телефон.

Наверное, наиболее важной особенностью развития ребенка 9-ти месяцев становится его способность самостоятельно вставать на ноги, держась за протянутые мамины руки или за ближайшую опору. Некоторые детки умеют даже, при помощи взрослого, или же удерживаясь за опору, мелкими шажками шагать, переставляя ножки. А отчаянные карапузы еще и способны опустить ручки и постоять на ножках, правда, через короткое время «плюхнувшись» на попу – пока еще ребенок не умеет садиться плавно самостоятельно.

Теперь для малыша одинаковый интерес представляют как игрушки, так и бытовые предметы – он с увлечением «болтает» по телефону, переключает кнопки на пульте от телевизора. С интересом 9-месячные дети «читают» книги с яркими картинками, самостоятельно переворачивая страницы. Однако, учитывая, что сейчас малыш склонен к тому, чтобы все рвать и мять, лучше предлагать ему для «чтения» книги с картонными страницами.

Ребенок в 9 месяцев узнает себя на фотографиях и в отражении зеркала. Больше того – наблюдая свое отражение, малыш может его похлопать или попробовать поцеловать. На просьбу мамы показать носик, глазик или ручку, он указывает на них пальчиком, находя на отражении в зеркале. Так же кроха может показать, где хвостик у игрушечной лисички или ножка у плюшевого медведя.

Зрение девятимесячного ребенка развито уже практически на уровне взрослого: он различает цвета, форму и размер предметов. Но, в то же время, пока недостаточно развита глубина зрения, кроха не способен видеть и оценивать расстояние, высоту и глубину. Потому, ползя по дивану, запросто может не определить его край и упасть, если родители вовремя его не остановят. При этом крохе может не нравиться, что ему препятствуют, и он «проявляет характер»: протестуя, кричит и упрямится, капризничает и возмущается.

Кстати, богаче и разнообразней становится спектр эмоций ребенка: эмоциональные реакции выражаются уже в виде гнева, недовольства, радости, обиды, счастья, беспокойства. Если малышу не нравятся какие-либо действия мамы, например, когда она вытирает ему носик, он дает об этом знать, отворачиваясь и хныча.

В то же время, возрастает привязанность крохи к матери, в ее отсутствии ребенок тревожится, ему необходимо общение и ласка. Беспокойство проявляет малыш и при виде незнакомых людей, но, видя маму или кого-то из близких, успокаивается. Общаясь же с родными и близкими, кроха с удовольствием практикует навыки копирования – воспроизводит мимику, пытаясь щуриться, быстро моргать или улыбаться в ответ на аналогичные действия того, кто ему предлагает повторять за ним.

«Шагнуло вперед» и речевое развитие ребенка в 9 месяцев: он аукает и превращает лепет в «песни», дает знакомым предметам свои названия. Так, заяц превращается у малыша в «зя-зя», машина – в «би-би». Но, что касается родственников, скорей всего как раз в этом месяце они уже услышат полноценное «ма-ма» и «па-па», а еще – «ба-ба» и «де-да».

Развивающие занятия и игры для 9-месячного ребенка

Игры и занятия для 9-месячного ребенка становятся уже более разнообразными, «смысловыми». Предлагать игры малышу можно и нужно разного характера, направленные как на физическое, так и на интеллектуальное развитие, тренирующие память и развивающие творческие способности.

Предложите ребенку еще лучше познакомиться со своим телом, играя в игру «Дарики-комарики». Заключается она в том, чтобы, приговаривая определенную потешку, предлагать крохе исполнять определенные действия.

«Дарики-комарики, ай да комарики (похлопали в ладоши)!

З-з-з-з-з (логопедическое проговаривание звука).

Вились-вились (пальчики складываем щепоткой, совершаем круговые движения кистями), Крошке в носик вдруг вцепились (дотрагиваемся до носика сложенными щепоткой пальчиками)».

Детки 9-ти месяцев вообще любят играть в игры, предполагающие повторы под прочтение стишка. Потому, понравится малышу игра «Хлопотушки»:

«Хлопотушки-хлопотушки (похлопали в ладоши),

Закрывай скорее ушки (можно упоминать глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые нужно закрыть ладошками)».

Важно в 9 месяцев продолжать развивать мелкую моторику, для тренировки пальчиков можно использовать орехи, фасоль, камушки, пуговицы, предложив малышу попересыпать их между пальчиками. Опять-таки, для развития мелкой моторики, зная про любовь малыша приводить в движение предметы, можно подарить ему игрушку, которая приводится в действие или издает звук при дерганье за веревочку (например, клюющий петушок или колокольчик).

Выше уже шла речь о том, что 9-ти месячные детки с удовольствием рвут бумагу и способны месить-лепить глину. Так вот в этом возрасте вполне можно практиковать с малышом лепку из соленого теста. Сделав обыкновенную лепешку из теста, можно, посадив кроху на колени, совместно с ним втыкать в лепешку макаронины, семечки, спички, фасолины, которые потом с не меньшим интересом карапуз будет из теста выковыривать.

Хорошо также потихоньку начинать знакомить малыша с изобразительным искусством. Можно показывать крохе, как следует рисовать фломастером или мелками, водя ими по большому листу ватмана. Или же вовсе приобрести нетоксичные краски и, окуная пальчики ребенка в краску, разрешить ему самому почувствовать себя художником.

Для физического совершенствования не следует забывать про гимнастику – в этом возрасте комплекс упражнений уже несколько «усложнен» и разнообразен. Как и раньше, ребенку нужно сгибать-разгибать коленки, вращать ручки, когда он сидит. А еще – приседать с малышом у опоры, ходить с ним туда и назад, наклонять вперед туловище малыша, когда он стоит спинкой к взрослому.

Ребенок в 9 месяцев: родителям на заметку

Все так же необходимо контролировать, чтобы в квартире были соблюдены все возможные правила безопасности ребенка. Поскольку нынче он все больше проводит с мамой в кухне, помогая ей «готовить», крайне важно проследить, чтоб ребенок не имел возможности добраться до стеклянных или тяжелых предметов, до ножей или вилок, соли.

Важно также держать сковородки и кастрюли на плите ручками к стене, а еще лучше – готовить на дальних конфорках. Ребенок сейчас будет пытаться открыть любой закрытый шкаф или тумбу, посему, желательно позаботиться, чтоб духовка, посудомойная машина и микроволновая печь плотно закрывались.

Желательно уже сейчас познакомить малыша с понятием «горячее»: можно показать ему это на примере нагревающегося утюга, приложив к плечику (следите, чтоб утюг не был чрезмерно горячим) или подержав ладошку малыша над включенной конфоркой на достаточном расстоянии, чтобы он прочувствовал тепло.

Поскольку сейчас ребенок старается залезть куда-нибудь, где «повыше», нужно следить, чтоб он не залез на катающийся пуфик или неустойчивый стул. Важно также последить, чтоб малыш не имел возможности выбраться из кроватки с падением с высоты.

В возрасте 9-ти месяцев ребенка можно учить одеваться и раздеваться – просить протянуть ручку и сжать кулачок, когда нужно надеть кофту или куртку, показать, как снимается носочек и стаскивается шапочка.

Чем старше ребёнок, тем более самостоятельным он становится. В 9-месячном возрасте кроха уже может проявлять свои личностные особенности и желать социального взаимодействия. Подросший малыш начинает подражать интонациям взрослых, копировать поведение других детей, откликаться на своё имя и искать глазами названный предмет. Он уже умеет самостоятельно передвигаться: ползать, садиться, стоять у опоры. Какие ориентиры должны быть у родителей для того, чтобы понять, что все физиологические потребности их чада удовлетворены? Сколько он должен спать в день и какому режиму подчиняться?

Сон 9-месячного малыша: педиатрические нормы

Сон 9-месячного малыша составляет 12–14 часов в сутки. Из них 10–12 приходится на ночной отдых, 3–4 - на два дневных.

График с двумя дневными снами по 1,5–2 часа скорее теоретический. У каждого малыша есть свои особенности, поэтому нормой считается и трёхкратный отдых днём. При этом первый и третий могут быть непродолжительными - около 40 минут каждый, а второй - длиться до трёх часов.

Режим сна зависит от эмоционального и физического состояния малыша, его утомляемости. В этом возрасте ребёнок может не спать 3–4 часа подряд. Бодрствование проходит активно и кроме игр включает в себя подготовку к отдыху и засыпание. В 9 месяцев ещё сложно говорить о режиме дня, скорее это определённый ритм, соответствующий физиологическим потребностям ребёнка.

К 9 месяцам около 70% детей могут спать всю ночь. Но нормальным считается одно ночное пробуждение для того, чтобы поесть. Если малыш находится на грудном вскармливании, это кормление будет важным для поддержания лактации.

Нарушения сна и их причины

К нарушению дневного сна относится то, что малыш спит более трёх раз, при этом продолжительность отдыха длится не дольше получаса. Но самая частая родительская жалоба - частые просыпания ночью. После них крохе бывает сложно уснуть снова, а дальнейший сон становится поверхностным и некрепким. Почему так происходит? Причин несколько.

  1. Сильное переутомление: большое количество гостей, слишком навязчивые игры, громкая музыка.
  2. Неправильные условия в комнате, где спит ребёнок: температура выше 18 градусов и излишняя сухость воздуха.
  3. Пренебрежение режимом: иногда родители «сдвигают» сны, подгадывая их под свои дела.

Для того чтобы нормализовать сон, нужно соблюдать несколько условий:

  • перед укладыванием в кроватку хорошо проветрить комнату;
  • надеть на малыша комфортную одежду - пижама не должна жать или натирать;
  • соблюдать «ритуал» - несколько действий, которые постоянно повторяются перед сном в одном и том же порядке;
  • за 1–2 часа до сна заменить активные игры спокойными;
  • стараться выдерживать распорядок дня.

Педиатры говорят о том, что через капризы при засыпании и даже отказ от дневного отдыха проходит большинство детей. Родителям нужно мягко настаивать на своём, выполнив при этом все рекомендации по нормализации сна.

Здравствуйте, я хотела задать вопрос по поводу сна моего ребёнка. Нам 9 месяцев, днём очень плохо засыпаем, всё начинается с утра, она просыпается, завтракает, затем через определённое время идём на первый дневной сон. Ребёнок начинает сильно капризничать, кстати, спим дома, я ложусь рядом. Капризы, плачь занимают около часа, затем от усталости она падает и засыпает, после обеда та же история. В коляске она перестала со мной засыпать, также плачет. Но когда приходит няня, с ней она спит, но также недолго. Ночью она засыпает хорошо, спокойно. За ночь просыпается 2 раза. Но иногда бывают моменты, что она очень беспокойно просыпается и плачет. Посоветуйте, как быть.

Отвечает Семенченя Татьяна Николаевна, педиатр:

Здравствуйте! Вам не нужно переживать, все дети проходят через такой момент, когда начинаются капризы и отказ от сна в дневное время. Главное - не уступать малышке, так как этот сон ей просто необходим. В этом возрасте норма сна около 15–16 часов в сутки. Постарайтесь создавать для сна особую атмосферу, полумрак, спокойная музыка или ваше убаюкивание, качание в коляске, отсутствие раздражителей, громких звуков. И это хорошо, что ночью малышка спит. Удачи вам 🙂

Семенченя Т.Н., педиатр

https://health.mail.ru/consultation/1655487/

Часто в ночное время плохо спят малыши, находящиеся на грудном вскармливании по требованию. Такой подход предполагает совместный сон. Близость мамы и запах молока создают ситуацию, когда ребёнку нужно прикладываться к груди несколько раз за ночь.

Любое существенное изменение качества сна, внезапное пробуждение или желание спать в необычное время должны насторожить маму. Сонливость может быть признаком повышенной температуры или недостатка жидкости в организме. Если у родителей возникают какие-то сомнения относительно отдыха ребёнка, нужно обратиться к детскому неврологу.

Часы бодрствования

Время бодрствования 9-месячного ребёнка следует наполнить полезными и интересными занятиями. Важным в этом возрасте является развитие моторики - с такой сложной задачей помогут справиться пальчиковые игры, которые обычно очень нравятся малышам, или яркие лоскутки ткани с пришитыми на них пуговицами. Дети любят рассматривать картинки, поэтому среди игрушек вполне могут появиться картонные книжки или карточки. Большинство из них уже умеет ползать, поэтому можно играть с ними в догонялки или прятки, давать мячики.

У каждого карапуза свои предпочтения по части игр, но важным правилом является чередование активных занятий с более пассивными. При этом время непосредственно перед сном лучше провести спокойно.

В распорядке дня ребёнка должна быть гимнастика. Проводить её нужно ежедневно в одно и то же время. Оптимально делать это через 40–50 минут после завтрака. Так между приёмом пищи и активным времяпрепровождением будет достаточный перерыв, но у малыша останется время до первого дневного сна.

Как и более младшие дети, подросшие крохи любят гимнастику на фитболе. Это не только весело, но и полезно для развития крупной моторики и вестибулярного аппарата. Этот спортивный тренажёр можно чередовать с упражнениями на пелёнке.

Упражнения на фитболе для детей до 1 года - видео

Дневные прогулки

Важным элементом в распорядке дня являются прогулки. Если малыш спит в коляске, то на свежем воздухе можно проводить один из снов. При двух дневных отдыхах лучше устраивать на улице первый, а при трёх - самый долгий, как правило, второй. Но не все дети в 9 месяцев соглашаются на эти условия. В таком случае прогулка становится способом получить новые впечатления.

При хорошей погоде гулять нужно 2 раза в день. Продолжительность нахождения на улице зависит от времени года и желания родителей. Например, летом можно проводить на воздухе несколько часов, взяв с собой в парк или сквер плед и лёгкий перекус. Зимой при несильном морозе длительность прогулки составляет около 1–1,5 часов.

Плохая для прогулки с ребёнком погода бывает исключительно редко (ливень, ураган, метель, +40, -30). И следует честно признать, что под понятием «плохая погода» часто скрыта откровенная родительская лень. Хотя, по большому счёту, не только лень или занятость родителей виноваты. Достижения цивилизации: телевизор, компьютер, игрушки - всё чаще и чаще приводят к тому, что пребывание в помещении самим ребёнком рассматривается как более предпочтительное.
Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребёнком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни.

Комаровский Е.О., педиатр

http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

Купание

В большинстве семей принято купать детей перед ночным отдыхом - чаще всего это занятие действует расслабляюще, помогает «смыть» дневные эмоции. В этом случае оно становится частью ритуала отхода ко сну, который можно дополнить пожеланием спокойной ночи родителям или игрушкам, пением колыбельной, чтением сказки.

Но есть и такие малыши, которых купание, наоборот, возбуждает. Для них водные процедуры лучше проводить утром или после дневного сна. Но, главное, не стоит вовсе отказываться от ванной.

Кормление: когда и сколько должен есть и пить малыш в 9 месяцев

Питание ребёнка 9 месяцев зависит от некоторых обстоятельств. У большинства деток к этому возрасту есть несколько зубов, поэтому малыш уже хочет пробовать новую пищу. Можно постепенно изменять консистенцию привычной еды, но делать это нужно осторожно и плавно.

Особенности кормления зависят и от вида прикорма, который выбрали родители. Те, кто склоняется к традиционному, или педиатрическому, прикорму, к этому возрасту дают ребёнку каши, овощи, фрукты, мясо. Некоторые мамы уже начинают вводить в рацион детский творожок.

В последнее время всё чаще можно увидеть информацию о педагогическом прикорме. Это направление развилось в качестве альтернативы традиционному прикорму с точными объёмами пищи и порядком введения новых продуктов. По схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки - это микродозы всех продуктов, которые едят в семье. Естественно, речь не идёт о «нездоровой» пище.

Интересно, что большинство педиатров являются сторонниками классического педиатрического прикорма, а последователи идей «естественного» воспитания склоняются к педагогическому.

Традиционная схема предполагает пятиразовое питание. Объём каждого приёма пищи составляет около 200 мл. Первое и последнее кормления даются в виде грудного молока или смеси. Если ребёнок находится на грудном вскармливании по требованию, он дополнительно в течение дня получает грудь.

Не стоит забывать о питьевом режиме. В качестве питья лучше предлагать обычную воду - кипячёную или специальную детскую, продающуюся в магазинах. Если ребёнок просит пить, нужно давать ему столько воды, сколько он хочет. Особенно это касается искусственников: грудное молоко состоит из воды на 87%, а в смеси её гораздо меньше. Обезвоживание организма способно вызывать проблемы с пищеварением, запоры, а в тяжёлых случаях - нарушение в крови баланса натрия и хлора и почечную недостаточность.

Примерный объём жидкости, которая поступает в организм малыша в сутки, составляет примерно 1 литр. В этот показатель входит и вода, содержащаяся в пище. Исключением являются хронические заболевания сердца и почек. В этом случае рекомендации по питьевому режиму даёт врач.

Более подробно о питании ребёнка в 9 месяцев .

Примерный распорядок дня девятимесячного ребёнка

При установившемся режиме питания распорядок дня малышей на искусственном и естественном вскармливании не различается, кроме случаев, когда грудное вскармливание происходит по требованию.

Примерный распорядок дня ребёнка 9 месяцев - таблица

Временной интервал Элемент режима
7:00–7:30 Пробуждение, утренний туалет и первое кормление (грудное молоко или смесь)
7:30–9:30 Игры, гимнастика
9:30–11:30 Первый дневной сон (желательно на воздухе)
11:30–12:00 Пробуждение, второе кормление (каша или фруктовое пюре)
12:00–13:00 Игры
13:00–15:00 Прогулка
15:00–15:30 Третье кормление (овощное пюре с мясом или супчик на овощном бульоне)
15:30–17:30 Второй дневной сон
17:30–19:00 Игры, прогулка
19:00–19:30 Четвёртое кормление (кашка с мелко нарубленным мясом, творожок)
19:30–20:30 Игры
20:30–21:00 Купание
21:00–21:30 Пятое кормление (грудное молоко или смесь)
21:30–7:00 Ночной сон, который может прерываться кормлением

Причины нарушения режима дня

В течение первого года жизни распорядок дня ребёнка кардинально меняется несколько раз. Это зависит от увеличения времени бодрствования и уменьшения количества сна. Режим у детей до 1 года подчиняется их естественным ритмам, поэтому на отклонения в 20–30 минут обращать внимание не стоит. Если он сбивается более существенно, этому может быть несколько причин:

  • прорезывание зубов;
  • болезнь;
  • уменьшение потребности во сне;
  • недостаточная двигательная активность;
  • овладение новыми навыками.

Часто случается так, что после болезни или отдыха в другом часовом поясе режим дня сбивается. Если этот период не сочетается с другими причинами, то распорядок восстановится сам. В других случаях нужна деликатная помощь родителей. Допускается будить ребёнка для того, чтобы уложить спать на ночь пораньше. Главное, делать это плавно и последовательно, ориентируясь на примерные возрастные нормы сна.

Особую роль в восстановлении режима играет ритуал отхода ко сну. Его начало даёт малышу сигнал о том, что скоро нужно ложиться в кроватку. Примерно за час до отдыха нужно прекратить активные игры и исключить посторонние шумы.

Если родители позволяют себе смотреть телевизор в присутствии ребёнка, самое время его выключить. Можно подобрать тихую спокойную музыку и порассматривать с крохой картинки.

Но самым главным правилом является спокойствие и уверенность мамы. Дети мгновенно считывают настроение и эмоции близких взрослых: если они нервничают, ребёнок сам станет капризным и возбуждённым. Н и в коем случае нельзя допускать вспышки раздражения. Тактильные и словесные проявления любви и заботы помогут карапузу быстрее успокоиться.

В возрасте 9 месяцев многие малыши становятся взрослее, осваивают навыки самостоятельного передвижения. В это время огромное значение для детей имеют совместные занятия с родителями. Если понимать физиологические и социальные стороны развития ребёнка, беззаветно любить его, то воспитание маленького члена семьи принесёт только счастье.

Здравствуйте! Меня зовут Наталья, имею два гуманитарных образования. Сейчас нахожусь в декрете. Заниматься копирайтингом стала около 8 месяцев назад. В первую очередь, для меня это возможность немного отвлечься и заняться тем, что я люблю и что у меня, я думаю, уже получается.

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

Развитие ребёнка в 9 месяцев продолжается довольно бурными темпами. Усложняются игры, появляются первые осознанные слова, малыш становится более самостоятельным, свободно передвигаясь по квартире. При этом физическое развитие идёт уже не так быстро, как раньше, ведь множество энергии и сил тратится на ползание и даже самостоятельные шаги. В этой статье мы поговорим о нормах физического развития 9-месячного ребёнка: вес, рост, количество зубов, - а также о правильном распорядке дня.

Параметры ребёнка в 9 месяцев

Как мы уже отметили, в этом возрасте малыши не так быстро растут, как раньше. В норме параметры ребёнка в 9 месяцев составляют примерно 67,7 - 72, 6 см. За десятый месяц прирост составляет от 1 до 2 см. Мальчики обычно чуть крупнее девочек, однако это не является правилом. Кроме того, если ваш малыш не укладывается в эти рамки, не расстраивайтесь. Все дети развиваются индивидуально, при этом нужно учитывать и рост при рождении, и генетическую предрасположенность. Так, если оба родителя невысокого роста и хрупкого телосложения, не следует ждать от ребёнка больших параметров.

По данным Минздрава, в этом возрасте малыши должны прибавить в росте около 20, 5 см к исходному значению. Если ваши показатели сильно отличаются от приведённых нами, следует проконсультироваться с педиатром. Размер одежды ребёнка девяти месяцев также зависит от индивидуальных параметров его роста. Так, некоторые малыши до сих пор носят одежду 62-го размера, а другим приходится покупать 80-й. В основном это бывает одежда 68 - 74-го размеров.

Вес ребёнка в 9 месяцев: норма

Как и рост, вес детей зависит от пола, показателей при рождении и генетики. Сколько должна весить девочка в 9 месяцев: в среднем 7300 - 9300 г. Чем выше малышка, тем пропорционально больше должен быть её вес. Прибавка массы тела за десятый месяц может составлять от 50 до 450 г. Данные отечественных педиатров и ВОЗ говорят и о том, сколько весит девятимесячный мальчик: 7700 - 10300 г. Прибавка веса может достигать 500 г. Отклонения параметров вашего малыша от этих данных не говорят о каких-либо патологиях. На ежемесячном приёме педиатры обязательно замеряют вес, рост, окружность головы и грудной клетки. Поэтому врач обязательно сообщит вам, если что-то не так.

В ситуации, когда малыш 9 месяцев плохо набирает вес, следует адекватно оценить прибавку, а также выяснить причины плохого набора веса. Если до этого месяца с прибавкой было всё нормально, подумайте, что изменилось в рационе и не было ли болезни, стрессовой ситуации в жизни крохи. Возможно, малыш плохо ест блюда прикорма. Постарайтесь разнообразить его меню, готовьте сами вкусную и полезную пищу, отказавшись от баночных пюре. Или наоборот, если ваши блюда не нравятся ребёнку, предложите ему широкий ассортимент промышленных детских консервов.
Возможно, плохая прибавка связана с каким-либо заболеванием. Вам следует обязательно проконсультироваться с педиатром и сдать анализы. Чаще всего небольшой недобор веса бывает связан с плохим аппетитом крохи. Не отчаивайтесь, со временем это проходит. Если же прибавка отсутствует вовсе, следует выяснить причины и принять меры.

Ребёнку 9 месяцев: нет зубов

Вопрос прорезывания зубов постоянно занимает умы бдительных родителей. Давайте выясним, сколько зубов у ребёнка должно быть в 9 месяцев. В среднем, к концу десятого месяца у малышей бывает 4 - 6 зубов. Это центральные нижние и верхние резцы, которые прорезаются первыми, а также боковые верхние резцы. При этом данные нормы значительно устарели. В последние годы наблюдается тенденция к тому, что первые зубки у малышей прорезываются позже обычного. Следовательно, если у ваших сына или дочки есть всего пара зубов или их нет вовсе, это не страшно.

Когда ребёнку 9 месяцев и у него нет зубов, причина чаще всего не является патологической. Скорее всего, у него просто «поздние» зубки. Посмотрите ротик вашего крохи: вероятно, вы увидите в дёснах зачатки зубов, а сами дёсны будут набухшие и красные. Если к тому же малыш усиленно тянет пальцы и разные предметы в рот, а слюноотделение усилилось, то зубки скоро появятся. И ваш ребёнок в будущем ещё может обогнать своих сверстников по количеству прорезавшихся зубов. У некоторых малышей зубы появляются вообще после года, поэтому не переживайте. Для успокоения себя и бдительных бабушек сходите к детскому стоматологу: он точно скажет вам, есть ли причины для беспокойства.

Распорядок дня ребёнка в 9 месяцев

Режим дня малыша в 9 месяцев может сильно поменяться в сравнении с предыдущими месяцами. Всё дело в том, что теперь ребёнку интересно играть сидя, ползать везде и всюду, рассматривать различные предметы и, конечно же, гулять. Дневной сон почти у всех детишек становится двухразовым, а некоторые активные детки спят и один раз за день. Если вашего кроху устраивает подобный режим, он не капризничает, хорошо набирает вес, значит всё в порядке. Если же от одного до второго сна малыш дотягивает с трудом, следует укладывать его спать чаще.

Продолжительность дневного сна - от полутора до двух часов за один раз.
Ночью малыш может спать от 10 до 12 часов, не просыпаясь. Груднички и те дети, у которых болезненно прорезываются зубки, могут просыпаться несколько раз за ночь. В среднем за сутки девочки и мальчики спят около 17 часов, всё остальное время они активны и веселы.

Утром не забывайте делать малышу зарядку, которая станет в будущем полезной привычкой. Если позволяет погода, гуляйте дважды. В этом возрасте многие дети спят дома, а на улице сидят в коляске или ходят за ручки, познавая мир. Для девятимесячного крохи прогулки являются мощным механизмом развития. Показывайте ребёнку цветы, машины, разных животных, называя их.

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.