Домой / Праздничный / Подготовка детей к школе: программа и задания. Занятия с ребенком пяти-шести лет Занятия для детей 5 лет распечатать

Подготовка детей к школе: программа и задания. Занятия с ребенком пяти-шести лет Занятия для детей 5 лет распечатать

Новое поколение родителей, воспитанное в эпоху расцвета информационных технологий, начинает приобщать своих детей к всевозможным «развивашкам» чуть ли не с пеленок, и это дает неплохие результаты. Но для детей 5-6 лет не менее важны развивающие занятия, даже если эти дети уже умеют читать и считать, не говоря уже о свободном обращении с современными гаджетами.

Психология старшего дошкольника: переходный возраст

Психологи утверждают, что на рубеже 5-6 лет человек начинает осознавать себя как личность. Он уже кажется себе достаточно взрослым, учится общаться со сверстниками, заводит постоянных друзей. И в то же время начинает проявляться готовность чему-то осознанно учиться. Именно в этот период важно начать воспитывать в нем привычку к продолжительным занятиям, которая очень пригодится в школе.

Маленькие непоседы не хотят подолгу сидеть за партами, раздумывая над логическими задачами, и это естественно. Ребенок в 5 лет гораздо больше, чем взрослый, нуждается в регулярном выбросе энергии. Чтобы удержать внимание детей и направить его в нужное русло, обучение нужно проводить в игровой форме, причем игры могут быть и подвижными.

Запишите дошкольника в спортивную секцию, на танцы или гимнастику: так малыш сможет потратить свою избыточную энергию с пользой.

Педагогам приходит на помощь другая особенность рассматриваемого возраста - психические функции ребенка созревают достаточно, чтобы позволить ему концентрироваться на каком-то занятии довольно продолжительное время. Интересные задания для детей, связанные с раскрашиванием, собиранием головоломки или конструктора, упорядочиванием чисел способны увлечь их надолго. Такое возможно и в более раннем возрасте, однако, как правило, случается эпизодически. Старший - время, когда такие занятия должны стать систематическими.

Дети 5-6 лет впитывают знания как губка

Переход ребенка на следующую ступень физического и психического развития обусловливает новую волну интереса к окружающему миру. Он начинает задавать вопросы глобального характера - об устройстве мира, например. Взрослый должен отвечать обстоятельно, но в то же время доступно, желательно с примерами. Если в данный момент отвечать некогда, следует запомнить вопрос и пообещать маленькому почемучке ответить потом (и обязательно выполнить обещание).

Не стесняйтесь признаться, если не знаете ответа на вопрос: найдите его вместе с ребенком в интернете или в книге.

Вместе с возросшим интересом к окружающему миру у детей растет и интерес к чтению. Детские познавательные энциклопедии, посвященные различным разделам знаний, стимулируют развитие этого навыка: если 5-летний ребенок еще не умеет читать, у него возникнет желание поскорее научиться. Благодаря таким красочным энциклопедиям формируются первые представления о географии, истории, культуре, пополняются знания о животном мире и о явлениях природы.

Именно этот возраст педагоги считают наиболее благоприятным для запоминания большого количества информации, а это значит, что развитие ребенка 5-6 лет окажет влияние на его способности к обучению в старшем возрасте. Даже из увлечения компьютерными играми можно извлечь пользу: дошкольники с удовольствием играют в «развивалки», направленные на обучение счету, чтению, иностранным языкам, тренировку памяти, внимания и логического мышления.

Развитие речи - важнейший аспект обучения

Речь старшего дошкольника в норме уже достаточно развита: в ней присутствуют все виды предложений, в том числе и сложные; ребенок легко оперирует временными формами, свободно изменяет слова по родам, числам и падежам. Все или почти все звуки произносятся чисто. Фонетическая система родного языка полностью усвоена, но при этом еще не потеряна способность усваивать звуки, свойственные тому или иному иностранному языку. В этот период полезно сделать упор именно на фонетическую сторону желаемого иностранного языка: например, заучивать стихи и песенки, легко добиваясь хорошего произношения.

Что касается родного языка, то здесь приоритетное направление дошкольного образования - тренировка навыков чтения. Если ребенок 5 или 6 лет не умеет читать, именно этим следует заняться в первую очередь. Обычно дети в этом возрасте уже знают буквы и достаточно сообразительны, чтобы понять, как они складываются в слоги.

Купите ребенку магнитную азбуку как можно раньше: это поможет ему заинтересоваться буквами и запомнить их.

Для повышения беглости чтения полезно следующее упражнение: взрослый читает текст вслух на максимально комфортной скорости с тем, чтобы ребенок следил за голосом по буквам. Со временем скорость такого совместного чтения повышается благодаря интенсивной тренировке зрительной памяти, улучшается и навык самостоятельного чтения. Такое развивающее упражнение предполагает индивидуальные занятия и легко выполняется дома с родителями.

Помимо чтения в дошкольном возрасте необходимо развивать устную речь. Следует как можно чаще просить малыша пересказать своими словами сказку, мультфильм, придумать историю к картинке. Подобные упражнения чрезвычайно полезны:

  • развивают память, мышление;
  • повышают способность логично и грамотно выражать свои мысли;
  • способствуют развитию воображения;
  • тренируют ораторские навыки, что особенно эффективно при занятиях в группе;
  • позволяет взрослым оценить словарный запас и качество речи ребенка, проследить эти показатели в динамике на протяжении нескольких занятий.

Пересказ не обязательно ограничивать учебными рамками: можно попросить ребенка что-нибудь рассказать даже по пути в музыкальную школу или на урок танцев.

Подготовка к школе: оценка уровня ближайшего развития

Выдающийся отечественный ученый, занимающийся детской психологией, Л. С. Выготский ввел в науку понятие зоны ближайшего развития. Оно противопоставляется актуальному уровню развития ребенка и обрисовывает ближайшую перспективу, к которой нужно стремиться. Показателем актуального уровня является способность ребенка выполнять те или иные задания самостоятельно, а уровня ближайшего развития - способность выполнять более сложные задания с помощью взрослых или в команде со сверстниками.

Порой родители, озабоченные скорейшим развитием своего чада, пытаются форсировать его обучение, предлагая ему сложные логические или математические задания. Такие эксперименты могут не только не дать желаемого результата, но и навредить детской психике, поэтому определение зоны ближайшего развития следует доверить профессиональным педагогам и психологам. Нежелательна и другая крайность, когда родители чрезмерно контролируют выполнение домашних заданий, подсказками добиваясь идеального результата - это может свести на нет самостоятельность ребенка в дальнейшем.

В 5-6 лет развитие ребенка должно осуществляться по следующим базовым направлениям:

  • математика (счет в пределах 10, знание основных геометрических фигур, понятие о размерах и расстояниях);
  • окружающий мир (знание дней недели, времен года, представление о разнообразии животного мира и т. д.)
  • речь (способность давать полные ответы, описывать предложенные картинки, обобщать понятия в группы, читать по слогам).

При желании с ребенком можно заниматься и музыкой, и живописью, и танцами, и иностранным языком - список развивающих занятий можно продолжать. Главное - чутко следить за психологическим состоянием малыша, соблюдая идеальный баланс между учебой, игрой и отдыхом.

Для большинства родителей даже постепенное взросление их малыша становится страшным испытанием, а иногда и полной неожиданностью. Пятилетний ребенок - это уже самостоятельная и вполне сформированная личность, которая вполне способна определить свои собственные потребности или желания. Он обладает собственным вкусом и может постоять за себя. И многим родителям следует знать, что должен ребенок уметь в 5 лет.

Физиология и психология

Детишки в таком возрасте начинают резко расти. При этом происходит развитие мышц, и ребенок не набирает лишний вес. Но родители должны тщательно следить за рационом своего чада, чтобы его организм получал необходимую для роста и развития энергию. Питание для пятилетнего ребенка должно быть достаточно калорийным и в тоже время сбалансированным. Постарайтесь исключить из рациона неполезную фастфудовскую еду. Используйте больше овощей и супов, побалуйте своего ребенка домашними котлетками или компотом - ему это пойдет на пользу. Отучите малыша от ужасной привычки перекусывать каждые полчаса - это может плохо сказаться в его дальнейшей жизни.

Для пятилетнего человечка не составит особого труда разучить новый навык, так как ему позволяет собственное физическое развитие. Если у вас есть желание приучить сына или дочь к спорту, то именно этот возраст - прекрасное время для освоения езды на двухколесном велосипеде, катания на лыжах или прогулок верхом. Если вам удастся заинтересовать малыша спортом, то, возможно, он полюбит его на всю жизнь.

В психологическом плане пятилетний ребенок преодолевает уже окончательно и бесповоротно. Он становится более спокойным и уравновешенным. Пятилетний малыш вполне способен проводить некоторое время наедине с самим собой и реагировать на просьбы или возражения окружающих его людей вполне адекватно. Однако родителям следует помнить, что детское терпение не безграничное. Ребенок расстроится и обидится, если вы забудете про какое-то свое обещание или не выполните его просьбу.

Специалисты говорят о том, что именно в этом возрастном периоде закладываются начальные основы характера ребенка, которые останутся с ним уже во взрослой жизни. Родители могут повлиять на малыша и постараться привить ему те качества и способности, которые посчитают наиболее ценными умениями для человека. Однако достаточно часто родители стараются реализовать в своих детях собственные стремления и мечты. Это непростительная ошибка, которая может сказаться на взрослой жизни вашего чада самым негативным образом.

Что должен ребенок уметь в 5 лет?

Родители пятилетнего малыша с удивлением отметят, что заниматься с собственным чадом в этом возрасте - это интересное и весьма увлекательное занятие, так как малыш начинает тянуться к знаниям и интересоваться всем на свете. Для него достаточно просто осваивать новые навыки, независимо от того, к какой сфере деятельности они принадлежат: умственной или физической.

Итак, что должен ребенок уметь в 5 лет? Большинство деток, достигших этого возраста, вполне спокойно умеют писать некоторые буквы и читать простейшие предложения. Они могут осуществлять простейшие арифметические операции, такие как сложение и вычитание. У них начинает неплохо работать и понимание происходящего. Психологи утверждают, что существует огромное количество специальных методик и предметов, которые поведают, что должен ребенок уметь в 5 лет и насколько развит конкретно ваш малыш.

Для родителей мальчиков

С трехлетнего возраста у детей начинает возникать понимание того, что мальчики и девочки - это немного разные люди, с разными потребностями, особенностями организма и немного различным уровнем развития. Специалисты утверждают, что вплоть до подросткового возраста, представители мужского пола немного уступают по развитию одногодкам девочкам. И это не исключение для данной возрастной категории. Итак, у многих родителей возникает вполне конкретный вопрос, что должен уметь ребенок в 5 лет?

Мальчик в таком возрасте перестает уделять много внимания игрушкам. Намного интереснее ему становятся ролевые игры, в которых он зачастую выступает в качестве взрослого персонажа. Для тех родителей, кто плохо помнит свое детство, к таким забавам относятся игра в больницу, стройку или войну. Мальчики уже должны уметь распределять между собой роли в соответствии с собственными умениями и пожеланиями.

Если говорить о физкультуре и спорте, то в пятилетнем возрасте ребенок может уже лазить по прыгать в длину, метать легкие предметы вдаль, выполнять простейшие строевые команды. А если родители примут самое активное участие в том, что должен уметь ребенок в 5 лет, мальчик будет и плавать, и кататься на велосипеде. Так что это возраст активных действий!

Доктор Комаровский

Когда заходит речь о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, Комаровский Евгений Олегович, известный педиатр, высказывает определенные мысли относительно общего развития детей, их физического и психического состояния. Именно благодаря таким исходным данным можно сделать какой-то определенный вывод. Он утверждает, что главную роль в формировании у ребенка определенных умений играют два фактора: родители малыша и его собственное стремление. Причем второй фактор подчас более значим, чем первый.

Садик и пятилетний ребенок

В принципе, практически каждый родитель В детском саду способны научить, выявить, раскрыть потенциал и возможности малыша. Как оказалось, во многих учреждениях присутствует специалист - психолог, который должен проводить определенные тесты, чтобы определять способности пятилетних детей. Подобные действия рассчитаны на понимание в разных сферах и построены на выполнении малышом определенных заданий. Специалисты разработали приблизительный список вопросов и заданий.

Школа и пятилетний ребенок

Из всего внушительного перечня того, что должен уметь ребенок в 5 лет, подготовка к школе путем приобретения определенных навыков занимает особое место. И тут всплывает такой момент, что далеко не все родители знают, зачем вообще заниматься подготовкой своего чада перед походом в первый класс. Они считают, что всему необходимому малыш уже научится в школе. Это абсолютно не правильный подход к данному вопросу, и пять лет - это именно тот возраст, когда стоит начинать готовиться к школе.

Что же должен знать и уметь малыш? Ну, во-первых, ребенок должен выучить и уметь назвать свои фамилию и имя, адрес своего проживания, а также номер телефона. Вы должны научить его разбираться в наиболее распространенных видах растений и животных. Он должен знать и различать цвета, виды спорта и понимать значение наипростейших профессий.

Вы должны научить ребенка тому, где «право» и «лево», разнице между страной и городом, фруктами и овощами, а также буквами и звуками.

Желательно, чтобы малыш умел:


Итоговая таблица

Для отображения более полноценной картины того, что должен уметь ребенок в 5 лет, таблица подойдет лучше всего. Она самым наглядным образом демонстрирует все необходимые умения и материалы, которые смогут оказать вам помощь в осуществлении поставленных задач.

Сфера необходимых умений

Что должен уметь ребенок

Необходимые пособия и материалы

Математика

Знать расположение предметов,

геометрические фигуры, цифры.

Сравнивать количество предметов.

Карточки с цифрами от 0 до 10; игра для изучения геометрических фигур.

Логическое мышление

Находить отличия и сходства.

Складывать разрезанную картинку.

Выполнять задание в течение 5 минут, не отвлекаясь.

Складывать пирамидку без помощи.

Карточки из серии «Найди лишний предмет»; пазлы; головоломка Красноухова; игра «Поймай рыбку».

Развитие речи

Строить фразы (6-8 слов).

Ставить существительное в форму множественного числа.

Знать, какие бывают профессии.

Буквы алфавита - пазлы; цветные буквы алфавита; чистоговорки; считалки; игра «Собери слово».

Окружающий мир

Различать ягоды, овощи, фрукты; животных, растения; времена года

Карточки «Изучаем цвета», «Мебель» и прочее.

Навыки обихода

Застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.

Проводить линии, не отрывая руку от листа.

Различать правую и левую стороны.

Трафареты, пластилин, бусинки, настольная игра «Расскажи про свой город» и др.

Правы те родители, которые задумываются о подготовке к школе своих детей еще в раннем возрасте — ведь куда как лучше, если чадо придет в первый класс, владея навыками чтения, письма, счета! Все-таки представляется неверным подход, когда взрослое поколение считает, что обучать русскому языку, математике и другим предметам должны только учителя начальных классов: мол, программа одна для всех, и пусть она реализовывается, когда придет ее время.

Профессиональные центры, студии, кружки, предлагающие занятия по подготовке к школе, востребованы и популярны по всей стране в целом и в нашем городе в частности. Помимо того что дошколята учатся читать, писать и считать, они нередко занимаются ритмикой, логикой, экономикой, английским языком — и приходят в школу уже подготовленными, имея фору перед теми, кто до 6-7 лет не посещал подобных занятий.

Польза от таких дошкольных образовательных программ налицо: дети улучшают интеллект, кратковременную и долговременную память, развиваются в эстетическом, духовном и физическом плане. Они также делают первые шаги по реализации личностного потенциала, получают необходимый — и не только игровой и досуговый — опыт общения со сверстниками, готовятся к соблюдению режима дня, распорядку в школе.

Когда ребенку следует начинать обучаться чтению?

По мнению многих современных педагогов, современные дети должны учиться читать с раннего возраста, не дожидаясь поступления в первый класс. Если говорить конкретно, то специалисты рекомендуют знакомить ребятишек с алфавитом уже с 3-4 лет: причем как родители могут выступить «посредниками» в этом деле, так и педагоги студий дошкольного образования. Почему же чтение будет полезно ребенку в таком нежном возрасте? Именно тогда у малышей формируются задатки логического и пространственного мышления, а также память. Чтение благотворно влияет на все перечисленное, и это даже не нужно доказывать. Кроме того, оно расширяет кругозор, учит общаться и выражать словами свое мнение. Что стоит и говорить о знакомстве с букварем подготовленного первоклассника?..

Что нужно знать родителям будущего первоклассника

Начать нужно с того, что, согласно законам, первоклассником может стать ребенок, возраст которого не менее 6,5 лет и не более 8 на 1 сентября. Конечно, есть и особые случаи, которые решаются в индивидуальном порядке (например, мальчику или девочке не хватает нескольких дней до 6,5 лет и пр.). Преимущество при записи в школу имеют те, кто территориально прикреплен к ней. Если родители хотят отдать сына или дочь в другое учебное заведение, то они получает это право только после того, как будут приняты ребята, живущие неподалеку. Записаться можно в 2 этапа. Первый стартует 15 декабря. Уже тогда можно подать заявление на поступление. Если в школе остались дополнительные места, то она может открыть второй этап, но уже к концу августа списки должны быть сформированы. Однако официальной датой окончания приема первоклашек считается 5 сентября. Перечень документов, необходимых для поступления мальчика или девочки - свидетельство о рождении, паспорт подающего заявление (родителя или опекуна), СНИЛС ребенка. Бывает, что школа может попросить и дополнительное подтверждение регистрации ребенка.

Как понять, полностью ли ребенок готов к школе?

Бывает так, что мальчик или девочка к 6-7 годам уже овладевает чтением, письмом и счетом. Это, безусловно, радует родителей и некоторые из них считают, что этой «базы» вполне достаточно, чтобы пойти в первый класс. Однако кроме этого крайне важно, чтобы ребенок был готов к школе и морально, и психологически, и, что называется, в бытовом плане. Учеба и нахождение в классе - это не только получение новых знаний. Это, конечно же, умение вести себя в коллективе и подчиняться нужным правилам. Перед поступлением в школу дети должны научиться усидчивости - ведь их ожидают уроки продолжительностью не менее получаса. Естественно, не умеющий переодеваться и переобуваться ребенок или делающий это «из-под палки» и под бдительным контролем родителей может столкнуться с серьезными трудностями в школе. Кроме этого, будущий первоклассник должен уметь ориентироваться в пространстве, понимать время по часам.

Латипова Айсылу
Развивающее занятие с детьми 5–6 лет

Методическая разработка занятия для старших дошкольников : «А мы многое умеем!»

Описание : Развивающее занятие «А мы многое умеем!» , предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Проводится педагогом-психологом для подготовки детей к школе. Разработка занятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Цель занятия : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи :

1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.

2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.

3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.

Возраст детей : дети 5-6 лет

Вид занятия : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, практический (упражнения, игра) .

Предварительная работа : подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия :

Вырезанные из бумаги рукавички с разными орнаментами

Рисунки велосипеда, письма, сапог, шляпы, книги, зонтика, молотка и гвоздя

Мягкая игрушка

Оборудование :

Доска, карандаши для детей

Ход занятия:

I. Вводная часть

I.1. Приветствие «Привет, всем, у кого косички»

У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет» ).

II. Основная часть

II.1. Упражнение «Назови одним словом»

Цель : развитие когнитивной сферы

Проведение : проверим, настроены ли вы на работу. Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)

Вера, Надежда, Елена, Любовь

Январь, март, июль, сентябрь

А, Б, С, В, Н

Понедельник, воскресенье, четверг

Стол, диван, кресло, кровать

Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки

Вол, медведь, ёж, лиса

Курица, цапля, голубь, ласточка

Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер

Молоток, шуруп, пила, отвёртка

II.2. Упражнение-игра «Рукавички»

Цель : развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе

Проведение : для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета, и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

II.3. Физкультминутка «Кузнечики»

1. Физкультминутка. Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

Аист,аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

II.4. Упражнение «Как можно использовать …» .

Цель : развитие воображения , творческого мышления.

Проведение : ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать.Пример : газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать и т. д.

II.5. Упражнение «Что означает это слово?»

Цель : развитие мышления , речи

Проведение : перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей) . Постарайся объяснить ему значение каждого слова, например, «Сапоги» – непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

III. Заключительный этап

III.1. Рефлексия занятия : какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.

Результаты выполнения задания детьми , их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута .

Цель : дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У, Ы, И.

Материал : ежик, кошка, собачка, рабочий лист. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.

- Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идет? (показываем детям ежика)
- Ежик, а зачем ты к нам пришел?
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ребята, вы что-нибудь поняли, что ежик сказал?
- Ежик, повтори еще раз.
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ничего не ясно.
- Мяу,мяу,мяу.
Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)
- Гав, гав, гав.
Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)
- Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.
- А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.
- Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.

Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).

- Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!
- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А.
- А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.
- Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква?

- Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ.
- Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).
- Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- А теперь мы все эти буквы напишем!

Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: ИГОЛКА, ИНДЮК. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И.
- А это буква, которая обозначает звук И. (Педагог показывает карточку с буквой И). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите одинаковый звук, который встречается в каждом слове: МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ.
- Какой звук услышали? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Педагог показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква?
- Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- Обведите буквы Ы, И на рабочих листах.

Дети в рабочих листах обводят буквы Ы, И. Педагог следит, чтобы рука ребенка двигалась слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И

Материал

Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.

- Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на звук И.
- Какие картинки будете раскрашивать? Почему?
- Произнесите слова так, чтобы звук И хорошо был слышен.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах

Материал : рабочий лист, цветные карандаши.

- Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы.
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слова.
- Придумайте самостоятельно слова со звуком Ы, и скажите, где звук стоит, в середине или в конце.
- Если звук Ы стоит в середине слова – поставьте красным карандашом точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.
- Спасибо, ребята, что познакомили Машу со звуками и буквами Ы, И.

Обращаем внимание детей, что в слове лыжи звук Ы находится в середине и конце слова.

Числовой ряд. Счет до 20

Давайте с вами посчитаем до 20. Приготовьте ручки. Будем с вами хлопать в ладоши и все вместе хором считать на каждый хлопок.

Педагог считаем вместе с детьми.

Подвижная игра. Дни недели

Дети становятся в круг.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Математика "Равенство и неравенство"

Цель : формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков "равно" и "неравно".

Материалы : миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и, по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик - игрушка.

1. Урожай.

- Давайте поможем зайчику собрать урожай.
- Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.
- Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак "равно".

Педагог показывает знак детям.

Положите этот знак между тарелочками.

- Получилось один равно одному.
- Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)
- Почему? (Два неравно одному).
- Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак "неравно".

Педагог показывает соответствующий знак.

- Чем отличаются знаки "равно" и "неравно" друг от друга?
- Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.
- Получилось два неравно одному.
- Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)

Дети самостоятельно читают запись.

- А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.

2. Педагог выдает рабочий лист.

Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.

Окружающий мир. Овощи и фрукты

Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения.

Материал : муляжи овощей и фруктов,которые лежат в мешке, две миски.

Педагог организует игру на ковре.

Маша решила загадать нам загадки, послушайте их ответьте на вопросы.
- Чего в лесу больше: елок или деревьев?
- Чего в огороде больше: овощей или картошки?
- Кого в детском саду больше: девочек или детей?
- Маша принесла нам мешок, давайте посмотрим, что в нем лежит.

Дети по очереди достают предмет из мешка и называют его.

- Ох, как много овощей и фруктов лежало в мешке.
- Давайте сложим овощи сложим в одну миску, а фрукты в другую.

Дети называют и сортируют овощи и фрукты.

- Молодцы, все мы с вами разложили.

Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?

Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.

Мой мизинчик, где ты был?

С безымянным – щи варил,

А со средним – кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

И конфетой угощал,

Правый же большой плясал

И на танец приглашал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так.

А мизинец стал играть,

Братьев слушать приглашать. (Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения)

Раз – два – три – четыре - пять!

Развитие мышления. Комбинаторика. Домики у зайчика

Цель : развитие комбинаторного мышления.

Материал : рабочий лист, карандаши.

- У зайчика есть два домика. Посмотрите, как зайчик решил раскрасить стены домиков.
- Посмотрим сначала на домик с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником.
- Мы поможем зайчику раскрасить стены домика, а для этого надо дорисовать фигуры так, чтобы они в строчках не повторялись. (Если дети не имеют представления о понятии "строчка", то педагог объясняет).

Педагог вместе с детьми делает первую строчку, чтобы им стала ясна суть задания.

Дети самостоятельно "раскрашивают" стены второго домика.

Развитие речи. Незаконченный рассказ "Кнопка"

Цель : развитие воображения, развитие речи.

Материалы : текст, который читаем детям вслух.

"Жила-была канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка противно хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот..."

Придумайте, что сделали бы вы, если бы были Кнопкой. Рассказ надо начинать так: "Я, Кнопка, придумала вот что..."

Подвижная игра. Зарядка – разминка

Дети встают в круг.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Медленные вращения головой)

Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)

Это мы, конечно, можем.

А теперь мы приседаем. (Приседаем)

Мы прекрасно понимаем –

Нужно ножки укреплять,

Раз, два, три, четыре, пять!

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. (Потягивания)

Прогнулись. (Наклоняемся вперед)

Формирование знаний об окружающем мире. Дни недели

Цель : формирование знаний о днях недели, формирование временных представлений.

Педагог с детьми хором повторяют дни недели, загибая при этом пальчики.

- Сколько всего дней недели? Как вы думаете, зачем нам надо знать названия дней недели?

Затем педагог спрашивает у каждого ребенка название дней недели и при необходимости помогает.

- А теперь, давайте, поиграем немного с днями недели! Если вчера была пятница, то сегодня...
- Перед четвергом была...
- Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
- Утром я пришла на работу, а вернусь домой...

Математика. Равенство и неравенство

Цель : продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков.

Материалы : миска с 5 кружочками и 5 квадратиками на каждого ребенка, знаки "равно" и "не равно", по 2 тарелки на каждого ребенка, кукла.

Давайте поможем кукле Маше разложить фигуры.

Положите на одну тарелку 2 круга, а на другую 3 квадрата. Какой знак надо поставить равно или неравно? (неравно) Почему? (Потому что 3 больше 2). Прочитайте запись. (Два неравно трем).

Таким же образом составляем еще 5 равенств или неравенств.

Пальчиковая гимнастика. Зверята

Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок").

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки

Цель : развитие графо-моторных функций.

Материал: рабочий лист (см. выше), карандаши.

Обведите волнистые линии.

Педагог задает домашнее задание детям.

Прощание

До свидания, до свидания приходите к нам еще,

До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

До свидания, до свидания – будем весело играть!