Домой / Праздничный / Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

9* класс

Обществоведение

Тема 4. Человек в семье

Общество в миниатюре

Многогранные взаимодействия людей образуют человече­ское общество. У каждого из нас - своя собственная соци­альная микросреда, круг людей, с которыми мы общаемся более или менее постоянно, учимся, дружим, работаем, отды­хаем, развлекаемся. Но исходное первоначало здесь - ваша семья. Сейчас вы в семье родителей постигаете азы челове­ческого бытия. В ней каждый из нас проходит свою первую школу социализации, то есть становления человека, приобще­ния к культуре, познания других людей во всей сложности их межличностных отношений. Хорошо сказал по этому поводу американский педагог Феликс Адлер: „Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества".

В социальном плане семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных между собой общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Официальное признание семьи начинается с регистрации брака. Браком называют социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. Посредством брака в обществе упорядочивается половая жизнь. Устанавлива­ются супружеские и родительские права и обязанности.

Семья и брак возникли еще в первобытном обществе. Исторически первой была кровно-родственная семья. Она поло­жила конец неупорядоченным половым отношениям между мужчиной и женщиной. В ней запрещались половые контак­ты между поколениями, родителями и детьми. На смену этой семье пришла групповая семья в которой исключались поло­вые контакты уже между внутриутробными братьями и се­страми. Таким образом, в такой семье ограничивалось крово­смешение, которое не давало полноценного потомства.

Зародившаяся в условиях матриархата тенденция по суже­нию круга половых партнеров в семье привела к возникновению парной семьи, в которой один мужчина живет с од­ной женщиной. Но в период родового строя такая семья часто распадалась, так как она не была еще хозяйствен­ной ячейкой, ей было трудно поддерживать домашнее хо­зяйство. Основной хозяйственной ячейкой в этот период был род.

С разложением родового строя возникает первая устойчи­вая форма моногамной (единобрачной) семьи - большая пат­риархальная семья во главе с отцом. Это произошло ввиду изменившихся экономических условий. Развитие скотоводст­ва, гончарного дела, изготовление более совершенных орудий труда способствовали росту богатства, которое начало скапли­ваться у отдельной семьи. Поскольку этими видами деятель­ности занимались главным образом мужчины, их роль в семье стала возрастать. Наследование начинает осуществ­ляться по отцовской линии, расторжение брака становится привилегией мужа.

В
большой патриархальной семье жило несколько млад­ших поколений со своими семьями. Они сообща обрабатывали поля, имели общий доход и т. д. Возникнув на экономической основе, большая патриархальная семья становится самостоя­тельной производственной ячейкой общества. Патриархаль­ная семья в различных ее формах сохранилась у многих народов и при феодализме. На Полесье, такие семейные общины, или, как их называли, дворища, существо­вали еще в XVI-XVIII вв.

Моногамная семья при родовом строе не была еще плодом индивидуальной половой любви. Она основывалась на эконо­мических условиях. Браки в ней заключались по расчету.

В средневековье с развитием нравственных и духовных ценностей появляется рыцарское отношение к женщине - романтическая любовь. Ради Прекрасной Дамы рыцарь готов был идти на величайшие жертвы и подвиги. Хотя, поклоня­ясь даме сердца, рыцарь тем не менее не снисходил до призна­ния в ней человека, равного себе. Романтическая любовь чаще возникала не в браке, а вне его.

Индустриализация, начавшаяся в Новое время, разрушила характерную для средневековья связь между семьей и про­изводством. Большинство семей уже состояло из супругов и их детей. Женщина в силу производственной необходимости в значительной мере была высвобождена от домашнего хозяй­ства и вовлечена в профессиональную, общественно-политиче­скую и культурную жизнь. Она стала экономически, социально и духовно самостоятельной и имела уже право выбора супруга. Брак из экономического союза превратился в мораль­но-правовой, основанный на любви и личном выборе.

Зачем нужна семья людям, обществу, государству? Как первичная ячейка общества, семья выполняет важные функ­ции. Прежде всего, она обеспечивает потребности мужчин и женщин в супружестве, в материнстве и отцовстве, в воспи­тании детей. Кроме функции воспроизводства человеческого рода, в семье осуществляется хозяйственно-бытовая деятель­ность. Здесь дети проходят первые этапы социализации, овла­девают родным языком, приобщаются к культуре, усваивают нормы поведения в обществе, его нравы и традиции.


В зависимости от родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая, или нуклеарная, семья. Она состоит из супружеской четы с детьми, которые еще не находятся в браке. Если кто-то из детей в семье сам состоит в браке, то образуется большая, или сложная, семья. Она может включать три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством.

Узы Гименея

Греческий и римский бог брака Гименей летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко го­рит пламя его брачного факела. Во время свадьбы хоры девушек призывают и молят Гименея благословить брак мо­лодых и послать радость в их жизнь.

„Горько!" - кричат на свадьбах молодым и просят подсла­стить. Этим самым молодым как бы говорят, что в случае каких-либо огорчений в их долгой супружеской жизни есть вот это верное средство.

Плохо, когда с первых дней в семье начинаются конфлик­ты. А связаны они зачастую с безответственным отношением молодых людей к ее созданию. Поэтому самым важным моментом, предваряющим союз двух сердец, является выбор мужа (жены). Прежде чем заключить этот союз, необходимо выяснить: насколько искренны и чисты ваши чувства? Осно­вывается ли ваш брак на любви, расчете или просто: „Стер­пится - слюбится"? Это не простые вопросы, потому что от них будет зависеть глубина интимных переживаний. В браке по любви интимная жизнь будет большим счастьем. А если он основан на расчете или легкомыслии - она станет простой, иногда неприятной, обязанностью. Половая дисгармония - частая, если не главная, причина супружеской измены и раз­вода.

Заключая брачный союз, следует узнать также и о таких негативных привычках, как употребление алкоголя, курение. Ведь пьянство супругов - один из главных источников конф­ликтов в семье. А какой вред наносит будущему потомству курение и употребление алкоголя матерью!

Вступление в брак - не только радостное, но и ответственное событие. В семье воспитываются дети. Оказывается взаи­мопомощь. Совместно организуются досуг и отдых. Также совместно ведется домашнее хозяйство. Семья - экономиче­ски независимая ячейка об­щества. Влюбленным стоит помнить обо всем этом.

Семейная жизнь наполня­ется радостью и блаженст­вом, когда муж видит свою любимую женственной, оба­ятельной, доброй, искренней, естественной, чуткой. А жена постоянно ощущает присутствие в доме сильного и забот­ливого мужчины, который честен, бескорыстен, справедлив.

Нравы семьи

Для укрепления брачных уз не меньшее значение имеют взаимоотношения молодой семьи с родителями. Следует вни­мательно отнестись к нравам, порядкам семьи, в которую вы входите. Подумайте о том, как лучше „вписаться" в них, может быть, иногда стоит предложить что-то из обычаев и традиций своей семьи. Необходимо также считаться и с пси­хологическими особенностями людей старшего поколения, особенно пожилых. С возрастом людям все труднее изменять свои взгляды на жизнь. Отсюда возникает вечная проблема „отцов и детей". „Отцы" не могут так же быстро „угнаться" за жизнью, как „дети". Но у старшего поколения есть чему поучиться. Это его жизненный опыт. Он опирается на вечные, общечеловеческие ценности - любовь к труду, к Родине, к де­тям, терпимость, великодушие. В любых семьях родители всегда главное внимание уделяли обучению детей различным трудовым навыкам. Воспитывали нетерпимость к разгильдяй­ству, презрение ко лжи. Родители учили также детей честно­сти, справедливости, доброте. Эти духовные ценности должны быть основой и вашей семьи.

Прочность семьи зависит и от характера проведения се­мейного досуга. Проводить время вместе не означает: „Будь только со мной", „От меня ни на шаг". Иногда кому-то из вас захочется побыть одному, поразмышлять. У вашего спутника жизни могут быть несколько другие интересы и увлечения. Познакомьтесь с ними. Это поможет вам лучше узнать друг друга. Не отказывайте, по возможности, жене (мужу) в совме­стном проведении досуга. Ибо частые отказы постепенно могут перейти в привычку, и вы не заметите, как ваши инте­ресы и взгляды на жизнь разойдутся и в отношениях в семье возникнет трещина.

1. Семья - первичная ячейка общества.

2. Сча­стливый брак и прочность семьи основываются на любви, равноправии, уважении друг к другу, усвоении жизненного опы­та старшего поколения.
Моногамия - единобрачие.

Нрав - обычай, уклад общественной жизни.

Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Узы - то, что связывает, соединяет.


Совершенно не пригодны к созданию нормальной семейной жизни преступники, алкоголики, религиозные фанатики, „вещисты", эгоисты. Пороки губят в человеке одно за другим его положительные качества. Религиозный фанатик целиком посвя­щает себя служению Богу, для людей, в том числе и самых близких, его не остается.

„Вещист" все свои помыслы концентрирует на материальных благах. Люди для него - только орудия, инструменты, исполь­зуя которые он накапливает престижные вещи.

Нельзя назвать супружеством союз двух накопителей. У су­пружества, семьи совсем другое назначение.

Эгоист близок по духу „вещисту". Заботиться о других, сотруд­ничать с другими в общих интересах семьи он не способен. Семейные роли ему недоступны. В любой из них он может быть только потребителем, только берущим. (Н. Г. Юркевич.)

Что такое семейные роли? Почему, по мнению психолога, эгоисты, алкоголи­ки, „вещисты" и т. п. не способны их выполнять?

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь (с изменения­ми и дополнениями на 1 января 1998 г.)

Статья 16. Брачный возраст устанавливается с 18 лет. В отдельных исключительных случаях исполкомы поселко­вых, районных, городских советов народных депутатов могут снижать установленный брачный возраст...

Статья 18. Права и обязанности супругов возникают со времени регистрации брака в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Брачный союз - первая ступень человеческого обще­ства.

Зависимость от жизни семейной делает человека более нравственным.

А. С. Пушкин

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

А. Шопенгауэр

Всякий брак, имеющий в основе одно личное благо, не может не быть причиной раздора.

Л. Н. Толстой

Жить в браке...- это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огром­ная духовная культура, духовная подготовка, школа муд­рости.

В. А. Сухомлинский

Природа, создав людей такими, каковы они есть, дарова­ла им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной.

У. Фоскало

Интересы семьи и общества

Полнокровная семейная жизнь начинается с рождения ребенка. Дети - источник счастья и вдохновения. Вместе с детьми появляются дополнительные права и обязанности. У супругов меняются на многое взгляды, а также взаимоотно­шения. Бескорыстная любовь к детям помогает родителям избавиться от неизбежных на первых порах эгоистических установок. Родительская любовь обогащает супружескую. Эмоциональная атмосфера в семье становится богаче. Дети цементируют семью во всех отношениях. Они укрепляют ее связь с обществом.

Во все времена воспроизводство поколений являлось глав­ной задачей семьи. Не слу­чайно у всех народов сущест­вуют свои обычаи, обряды, связанные с рождением ре­бенка. Но в последние деся­тилетия во многих странах четко обозначилась тенден­ция к снижению рождаемости. В Беларуси проблема рожда­емости также существует. Это может отрицательно ска­заться на развитии экономи­ки, культуры, науки и т. д.

Подсчитано, что, если бы все семьи были однодетными, быстрое вымирание населения Беларуси стало бы неизбежным, так как один ребе­нок восстанавливает численность родителей лишь наполови­ну. Если бы во всех семьях было бы только по двое детей, то в перспективе через 300 лет осталось бы менее 1 % нынешнего населения страны. Это происходит потому, что не каждая девушка выходит замуж, не каждая становится матерью, равно как и не каждый юноша становится супругом и не каждый супруг становится отцом. Поэтому, чтобы не возни­кало демографических проблем, желательна семья, ориенти­рованная на троих детей.

В однодетной семье возникают трудности с формированием личности ребенка. Единственный ребенок в семье одинок. Он с детства лишен общения с братьями и сестрами. Потому нередко становится эгоистичным, избалованным, конфлик­тным.

Установлено также, что в семьях, в которых двое и более детей, меньше разводов.

Жизнь в любви

В семье человек впервые знакомится с любовью. Это роди­тельская любовь к детям, детей к родителям, мужа и жены друг к другу, детей между собой. Любовь в широком смысле слова и есть та основа, на которой держится самое крепкое из объединений людей - семья. Именно семья учит человека жить в любви.

Родительская любовь к детям - прообраз любви старших к младшим. Ребенок - плод любви, тем он так дорог и ценен. Он растет, мужает, со временем сам становится полнокров­ным гражданином, отцом, матерью. Но родители тем не менее по-прежнему заботятся о том, чтобы он был здоров и жил счастливо.

Любовь детей к родителям - это пример отношений млад­ших к старшим. Ребенок представляет родителей как нечто великое, большое, необыкновенно важное и ценное, с которым следует обращаться нежно, чтобы не заставить страдать или тревожиться. Именно так относятся хорошо воспитанные дети к своим родителям и когда вырастают.

Любовь детей между собой - это любовь к равному. Ее основы также закладываются в семье.

Любовь мужа к жене и жены к мужу - это форма отношений между лицами различных полов. Она сложнее, чем всякая другая любовь. Половая любовь возникает в момент наступления физиологической зрелости человека. В половой любви, как и в других видах любви, есть элемент идеального, возвышенного воображения. Вспомните вспыхнувшее чувство Татьяны Лариной к Евгению Онегину:

Т
ы чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль, я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала...

Что же идеализируется влюбленным в другом человеке? Одному нравятся в нем глаза, их цвет; другому - цвет волос, их длина; третьему - грациозная походка, улыбка и т. д. Пылкое воображение влюбленного возводит внешнюю красоту в ранг идеальной.

Вместе с тем брак был бы непрочным, если бы главным при выборе семейного партнера была его внешняя привлека­тельность. Есть еще и другой элемент, крепко связывающий семейную пару. Это душевный, духовный мир любящих, дающий возможность во взаимном единстве раскрыться каж­дому из них - испытать радость жизни, насладиться полным взаимопониманием, изведать чувства сопереживания и сострадания, которые наполняют их сердца чувством доброты и нежности. Совершенно правильно в индийском писании „Ветки персика" говорится:

Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь.

Родители, взрослые, дети

Американский психолог Эрик Берн обратил внимание на то, что в семье у каждого из нас формируются три внутрен­них духовных состояния (ядра) единого „Я". Он обозначил их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Р).

Родитель - это комплекс нравственных норм, убеждений, жизненных принципов, традиций и предрассудков, получен­ных людьми не только от родителей, но и от далеких предков. Родительское ядро личности обеспечивает воспитание детей. Учит их испытывать радость от труда, придерживаться запо­ведей „не убий", „не укради" и т. д. Тем самым, повзрослев, человек стремится оценивать окружающую действительность так же, как делали это его родители. Эта часть собственного „Я" - наиболее консервативная в человеке. Помните, что в каждом из нас живет Родитель. Он влияет на наше пове­дение, как правило, позитивно. Однако, зная о некоторой консервативности этой части „Я", слепо следовать старым представлениям о жизни не стоит, так как вы не в со­стоянии будете правильно оценивать события сегодняшне­го дня.

Взрослое состояние в нашем „Я" - это способность лич­ности получать, хранить и перерабатывать информацию на основе своего жизненного опыта. Это способность ана­лизировать ситуацию, быть независимым от предубежде­ний Родителя, уметь делать собственный выбор и само­стоятельно находить выход из затруднительных положе­ний. Взрослое состояние „Я" не имеет прямого отноше­ния к вашему возрасту. Известны смелые действия де­тей на пожарах; дети сочиняют музыку, пишут стихи и т. д.

Состояние же Ребенка в нашем „Я" - это способность мыслить, чувствовать, реагировать на события так же, как мы делали это в детстве, в возрасте от 2 до 6 лет,- импуль­сивно и искренне. Без такого „детского" качества личность теряет непосредственность чувств, теплоту, прелесть неожи­данности и превращается в робота. Как хочется порой и взрослому поиграть в снежки, получить подарок от Деда Мороза!


П
роцесс взаимодействия - между всеми тремя частями „Я" - позволяет каждому из нас находить оптимальные выходы из конфликтных ситуаций, создавать возможности для радостного общения. В случае, если взаимодействие между частями „Я" каждого из общающихся осуществляется в фор­ме параллельных векторов, общение носит приятный и ра­достный характер

И напротив, если общение между частями „Я" осуществля­ется в форме угловых и перекрестных векторов, то оно носит конфликтный характер. Например, если Родитель обращается к вам с просьбой как к Взрослому: „Сходи, пожалуйста, в аптеку за лекарством" и ты отвечаешь: „Хорошо, я сейчас схожу", то конфликта не будет, так как ты ответил ему как Взрослый Родителю. Но если бы на его просьбу ты ответил как Ребенок: „Мне некогда. Я хочу поиграть с друзьями", то, естественно, возникла бы конфликтная ситуация.

Вывод. 1. Полнокровная семейная жизнь начинается с рождения ребенка. 2. Любовь в широком смысле слова и есть та основа, на которой держится самый крепкий из объедине­ний (союзов) людей - семья. 3. Познание себя через формирова­ние в семье внутренних духовных состояний (ядер) единого „Я" (Родитель, Взрослый, Ребенок) учит вас общению с людьми.

Обряд - совокупность установленных обычаев, действий, в кото­рых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

Прообраз - желаемый идеал взаимоотношений между людьми.

Неуважение к предкам есть первый признак безнравст­венности. А. С. Пушкин

Вину предков искупают потомки. Курций

Брак - это не только сексуальный, но и хозяйственно-бытовой союз.

Семейно-брачные отношения имеют давнюю историю и традиции. Впервые их законодательные основы были закреплены в римском праве. Римское право выделило институт семьи и брака, юридические понятия личных и имущественных отношений супругов, родителей и детей, усыновление, опеку и попечительство.

В России существенное воздействие на развитие семейного права оказало принятие христианства, признающего брак таинством и рассматривающего семью как основу развития общества.

В настоящее время в большинстве случае общество в той или иной форме регламентирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой такой регламентации выступает регистрация брака.

Коренным образом меняется и характер внутрисемейных связей и отношений. Структура семьи с подчинённым положением женщины и непререкаемым авторитетом отца-хозяина уступает место новым человеческим отношениям, основанным на чувствах привязанности, духовной близости, взаимном уважении и взаимопомощи. Эти положения находят своё закрепление в законодательных актах.

29 декабря 1995 г. Федеральным законом №223-ФЗ был принят Семейный кодекс Российской Федерации, который был введён в действие с 1 марта 1996 г.

Основные цели нового семейного законодательства - укрепление семьи, защита прав каждого отдельного человека в новых социально-экономических условиях развития нашего общества, обеспечение гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан, а также установление мер, принуждающих граждан к выполнению возложенных на них законом семейных обязанностей.

Здоровый образ жизни - семейная традиция

Семейный кодекс закрепил и развил такие положения семейного права, как заключение и расторжение брака, усыновление, опека и попечительство, приёмная семья, с учётом нового законодательства, регулирующего семейные отношения.

Принятие Семейного кодекса является значительным шагом на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.

В настоящее время основным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

    установление порядка и условий вступления в брак;

    личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновлёнными;

    определение нормы и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассмотрим некоторые положения Семейного кодекса, которые необходимо знать, по нашему мнению, каждому гражданину Российской Федерации.

Семейное законодательство (глава 1)

Статья 1 Кодекса закрепляет, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

Семейным кодексом установлено, что браком признаётся только тот брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.

Условия и порядок заключения брака (глава 3)

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака.

Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в ЗАГС.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брак не может быть заключён, если хотя бы одно лицо из заключающих брак уже состоит в другом зарегистрированном браке. Не допускается заключение брака между близкими родственниками.

В Российской Федерации установлен единый минимальный брачный возраст в восемнадцать лет для мужчин и для женщин. Предельный возраст для вступления в брак не установлен.

    Выводы.

    Будущие родители должны хорошо знать и понимать, что рождение и воспитание ребёнка - это их долг перед обществом.

    В воспитании детей должны участвовать оба родителя.

    Уклад семьи и психологический климат в ней должны способствовать гармоничному развитию ребёнка.

    Семья формирует личность ребёнка, вырабатывает у него необходимые качества и основы взглядов и поведения в будущей жизни.

    Вопросы.

    Каковы условия и порядок заключения брака в Российской Федерации?

    Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет личные права и обязанности супругов?

    Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет имущественные права супругов? Для ответа на этот вопрос используйте раздел «Дополнительные материалы».

    Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет права и обязанности родителей?

Семья и ее значение в жизни человека

Семья — это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений.

Важнейшая задача семьи — рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил. Ясно, что семья представляет собой большую ценность и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять.

В прежнее время в обществе действовало множество факторов, препятствовавших формальному распаду семьи даже в том случае, когда она фактически переставала соответствовать своему назначению. Брак был наиболее «устойчивым», когда согласия жениха и невесты на вступление в него не требовалось: обо всем договаривались родители. В настоящее время браки заключают почти исключительно на основе взаимной любви.

Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует прежде всего то обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и их нравственные достоинства.

Семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованиями друг в друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки. Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речью), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку. Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то предмет обожания начинает казаться недостаточно хорошим или даже невыносимо плохим. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.

Многие не понимают, что в принципе конфликты между людьми вполне возможны, и важной пробой душевных качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого, что в любом конфликте победившей стороны все равно нет: проигрывают оба его участника.

Недостаточно уважительное отношение к людям приводит к стремлению, часто неоправданному, переделать супруга. А ведь если недостатки небольшие, то нужно, зная их, относиться к ним с пониманием, терпимостью. Не зря ведь сказано, что истинная любовь не только приемлет человека таким, каков он есть, но и хочет его именно таким. Если же недостатки эти большие, то нужно уметь увидеть их заблаговременно.

Браки среди юных людей, к сожалению, менее прочны, чем среди более взрослых. Нередко молодые люди неспособны разобраться в своих чувствах, отличить любовь от влечения, влюбленности. У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожительство мужчины и женщины. Девять из десяти ранних браков заканчиваются разводами в течение пяти лет. Во многом браки среди юных с самого начала проблематичны, так как они вступают в брак, чтобы почувствовать себя взрослыми, наконец-то уйти от родителей, получить большую свободу либо чтобы преодолеть возражения и сопротивление родителей против брака и доказать им, что любовь тут самая настоящая. Некоторые молодые люди стремятся к браку, потому что боятся, что связывающие их узы не так крепки, чтобы выдержать те личностные изменения, которые произойдут с каждым из них в последующие годы. Это как бы попытки заморозить навечно те отношения, которые сложились в определенное время, что невозможно.

Ранний брак часто может помешать продолжить образование, получить хорошую профессию. Нехватка денег скажется на всем (нет своего дома, возможности модно одеваться), но хуже всего то, что многие потом жалуются: ранний брак лишил их радостей и экспериментов, свойственных молодости.

Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни

Гармония супружества во многом зависит от интеллектуальной, психологической совместимости супругов.

На психологическую совместимость супругов влияют многие факторы (схема 1). Рассмотрим основные из них.

Ценностно-идеологическая совместимость — совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений людей. Чем ближе устремления, ценности, убеждения у супругов, тем легче им понять друг друга.

Согласованность функционально- половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна.

Даже несогласованность представлений о том, как проводить свой досуг, распределять обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек могут серьезно нарушать взаимоотношения супругов.

Совместимость индивидуально- психологических характеристик. К примеру, благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями часто отличаются противоположными темпераментами супругов: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник как бы дополняют друг друга, нужны друг другу. Наиболее универсальные партнеры — флегматики. Семейные пары, в которых один из супругов флегматик, являются наиболее гармоничными. Люди с похожим характером не всегда могут ужиться вместе. Например, если оба властные, активные, резкие по характеру, то им трудно договориться. Легче ужиться, если один из супругов склонен к лидерству, а другой — к подчинению. Но есть качества характера, несоответствие которых затрудняет совместимость. Например, аккуратному трудно ужиться с неряшливым, честному — с лживым.

Многочисленные исследования совместимости людей позволили сформулировать закон совместимости: врожденные качества супругов в совместимых парах должны быть контрастными, а приобретенные качества — подобными, схожими.

Супружеские союзы людей , не слишком различающихся по происхождению, условиям жизнедеятельности, воспитанию, обычно более прочные, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. приобретенных качеств) супругов заведомо больше.

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость к другим, доверие к другим.

Достичь взаимопонимания, сохранить любовь и уважение друг к другу в семейной жизни помогут следующие психологические советы:
. никогда не ссорьтесь, даже в критических ситуациях;
. если что-то не нравится, не ругайтесь, помогите друг другу;
. не пытайтесь перевоспитывать друг друга, не заставляйте друг друга менять те сложившиеся привычки, которые не доставляют вам удовольствия, если они, конечно, не во вред окружающим;
. не критикуйте друг друга, тем более в присутствии посторонних; нельзя критиковать человека, в крайнем случае можно критиковать только его действия; старайтесь ни о ком не отзываться дурно, а тем более о супруге;
. научитесь ценить друг друга;
. оказывайте друг другу знаки внимания, не забывайте поблагодарить друг друга (за вкусный обед, за помощь в стирке и т. п.), сделать маленький сюрприз (подарить цветы или галстук и т. п.);
. не считайте, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны;
. будьте вежливы: все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;
. общайтесь; не молчите, говорите о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; не копите раздражение, если что-то не нравится, скажите об этом;
. помните только хорошее; умение помнить хорошее — это умение забывать плохое; умейте прощать друг друга;
. берегите здоровье, свое и близких;
. предупредите других о своем плохом настроении или усталости; постарайтесь побыстрее привести себя в норму (примите душ, расслабьтесь), а не вымещать усталость или раздражение на близких.

Источники

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_11/obzh_materialy_zanytii_11_02.html

https://yadi.sk/d/pSiDO6gaafDSb

http://gigabaza.ru/doc/93975.html


Данное высказывание связано с проблемой интересов семьи и интересов общества. Оно затрагивает область очень важной науки, такой как социология. Все мы знаем, что семьей называют малую социальную группу, которая основана на брачных или родственных отношениях, или усыновлении. Под этой фразой я понимаю то, что почти всегда на первое место люди ставят интересы своей семьи, которые могут совершенно противоречить интересам общества.

Семья имеет множество функций, например, репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, досуговая, защитная.

Я не совсем согласна с мнением автора, так как семья-это ячейка общества. И не всегда семейные интересы людей выше общественных. А общество больше доверяет семейному человеку, так как он более серьезно относиться к каким-либо вещам, различным проблемам, намного надежнее человека без своей семьи. Люди считают, что если человек обзавелся семьей, то на него можно положиться. Обществом называют круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Например, в произведении Л.Н. Толстого "Война и мир" семья Ростовых отдали подводы, чтобы люди смогли вывезти раненых. Они пожертвовали своей семейной ценностью ради других.

Они никогда не ставили семейные интересы выше общественных, всегда входили в положение общества, и если оно нуждалось в их помощи, то Ростовы никогда не отказывали.

И так как одна из семейных ценностей-это дети, то почти все семьи ставят себе главную цель-родить наследников. А обществу полезно чтобы в стране была высокая рождаемость потому, что для них это новая рабочая сила, новые налогоплательщики. Более того, изучив функции семьи, мы видим, что семья социализирует, воспитывает человека, выполняет хозяйственную, рекреационную и другие функции, что не противоречит интересам общества. Именно из семьи ребенок берет моральные нормы, ценности, учится патриотизму, любви к ближнему и состраданию.

Но бывают случаи, когда, действительно, люди ставят семейные интересы на первое место. Например, коррупционеры-должностные лица, замешанные в коррупции. А коррупцией называют подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. Они это делают не во благо общества, а во благо своей семьи, губят общественные интересы. Не думают о том, что люди у которых они берут взятки могут нуждаться в деньгах.

Таким образом, семейные ценности не всегда губят интересы общественные. Бывают случаи, когда человек ставит ценности семьи выше общественных, но чаще всего, интересы семьи и общества совпадают, так как семья-это ячейка общества.

Обновлено: 2018-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Структура союза между представителями слабого и сильного пола является предметом изучения различных социальных предметов. И практически каждый из них даёт свое определение такому понятию.

Поэтому, чтобы понять истинное значение этого слова, нужно изучить их все.

С точки зрения обществоведения – это группа людей, связанная или брачными узами, или родством.

А вот юриспруденция дополняет такое определение, говоря, что она является сплочением нескольких лиц, связанных любыми юридическими отношениями.

В психологии, а также педагогике делается упор только на межличностные взаимоотношения, поэтому семья определяется, как малая социальная группа, фундамент которой составляет союз супругов и родственные взаимоотношения двух и более людей, живущих вместе (это может быть муж и жена, опекуны (попечители) и подопечные, братья и сестры, родители и дети).

Но в любом случае данная малая общность обладает несколькими основными уникальными признаками:

  • Вступление в данные отношения осуществляется только добровольно они строятся на безвозмездной основе.
  • Общим между несколькими людьми может быть быт, ведение общего хозяйства, а также покупка недвижимого и движимого имущества и других материальных ценностей.
  • Между участниками устанавливается моральное, психологическое и/или нравственное единство.

Этапы развития семьи

Как социальный институт каждая ячейка проходит несколько этапов развития. Их последовательность, как правило, называют семейным жизненным циклом.

Выделяют такие этапы:

  • Образование – вступление в брачные узы.
  • Начало деторождения – рождение первенца.
  • Конец деторождения – рождение последнего наследника.
  • «Опустошение гнезда» – выделение из дома родителей последнего ребенка (переезд или вступление в брачные узы).
  • Прекращение существования – смерть двух супругов.

Виды семей

В зависимости от формы брачных взаимоотношений принято выделять такие типы фамильной организации:

  • Моногамия – это брачные узы, которые объединяют одного мужчину только с одной женщиной.
  • Полигамия – брачные узы, при котором в супружестве находятся нескольких человек.

В зависимости от устройства связей такие социальные группы бывают простыми – состоящими только из родителей и их потомков (до несовершеннолетия), и сложными – представленными несколькими поколениями.

В современном обществе очень активно идут процессы трансформации брачных отношений. Меняются их назначение, функции и перераспределяются роли, появляются различные альтернативные формы брака. Некоторые из них не получили государственного признания, но допускаются общественным мнением.

К числу популярных брачных отношений относят:

  • Гостевой брак – подразумевает раздельное проживание представителей супружеской пары. У них полностью отсутствует общий быт.
  • Конкубинат – продолжительная стабильная связь одного женатого мужчины с одной незамужней женщиной. При этом, представительница прекрасного пола имеет от своей второй половинки финансовую поддержку и наследников, признаваемых им.
  • Пробный брак – проживание партнеров на протяжении некоторого времени. Если они решают иметь ребенка – сразу же оформляют законный брак.

Особенности семей: как понять новейшее определение ячейки общества

Одной из особенностей современной родовой системы является открытость.

Сегодня очень легко и быстро можно вступить в брачные отношения или выйти из них.

Различные социально-психологические, юридические, духовные и моральные препятствия для этого сведены к нулю.

На сегодняшний день особое место в фамильных отношениях занимает воспитание ребенка как уникальной личности, которая заслуживает уважение и законное право на свободный выбор. Кроме этого, очень заметен феномен отцовства. Для него характерно непосредственное участие в развитии ребенка папы на ранних этапах. Он не только часто берет его на руки, выходит гулять с ним и общается, но и в большинстве государств готов к перераспределению классических ролей и выходит в декрет вместо матери.

Кроме всех вышеперечисленных особенностей, очень популярны такие тенденции развития современных семейных отношений:

  • Падение рождаемости.
  • Появление «двухкарьерных» малых общественных групп (два человека ставят перед собой цели достичь высот в карьере, что требует посторонней помощи в воспитании потомства, а также в организации хозяйственно-бытовой сферы).
  • Поляризация минимального возраста вступления в официальный брак (после 35 лет или в 16-17 лет).
  • Значительное увеличение возрастной разницы между супругами.
  • «Заграничные» браки (муж или жена уезжает ко второму супругу в другую страну).

Функции семьи

Семья является главной ячейкой общества, так как выполняет несколько очень важных функций, обеспечивающих его жизнедеятельность.

Важнейшие из них:

  • Репродуктивная – она решает всего две задачи общественную (это воспроизводство здорового населения) и индивидуальную (это удовлетворение природной потребности в детях). Выделяют три главных типа репродуктивности: малодетный, среднедетный и многодетный. Так как в современном цивилизованном мире наметилась устойчивое ухудшение демографической ситуации и уровень смертности намного превышает уровень рождаемости, именно поэтому сегодня одна из важнейших задач любого государства – восстановление средней и многодетной репродуктивности.
  • Воспитательная – это не просто осуществление социализации детей, но и воспитание их до достижения совершеннолетия. Младшему поколению передается накопленный родителями опыт в различных сферах, а также развиваются индивидуальные способности ребенка, прививается ему определенные нравственный и психологические качества. Характерные особенности воспитательной функции в том, что она ни в каких случаях не может быть заменена другим институтом и реализуется не только в форме различных педагогических воздействий старшего поколения на младшее, но и посредством создания уникальной атмосферы дома.
  • Экономическая (хозяйственно-бытовая) – исторически так сложилось, что семья – это самая важная ячейка общества, поскольку она удовлетворяет различные первичные потребности, возникающие у каждого человека – кормит, одевает, дает жилье. Члены такой малой общественной группы, как правило, ведут общее хозяйство, в ней не только организуется быт, но и накапливаются определенные материальные блага, которые впоследствии младшее поколение получают в наследство от старшего.
  • Восстановительная – человек должен чувствовать любовь, тепло и защиту, несмотря на свой статус, внешность, финансовое положение и т. д. Неудовлетворенность таких базовых потребностей, приводит к сложным депрессиям, неконтролируемой агрессии и нервным срывам как внутри социальной группы, так и в обществе в целом, при этом растет число расторжений браков и обездоленных детей. А вот если близкие заботятся друг о друге, знают как и умеют правильно выражать свои эмоции и чувства, а также организовывать досуг и активный отдых, стабильность брачной пары будет высока.

Семейные ценности

Крепкая и дружная семья – основная ячейка общества, но, обычно, она не имеет возможности существовать без определенных уникальных ценностей. Это различные правила и нравственные идеалы, по которым живет каждый ее член, стараясь никогда не нарушать их. Перечень основных современных ценностей для каждой фамилии уникален. Но главными из них являются такие:

  • Честность – это крепкая и надежная основа любых взаимоотношений. Без нее не получится ни создать, ни поддерживать их. Поощряйте проявления честности и уважайте того, кто говорит вам об ошибках и неправильных поступках. Если вы рассердитесь на него, в следующий раз он будет скрывать свое мнение, чтобы избежать неуважения с вашей стороны.
  • Гибкость – вы и ваши близкие всегда придерживаетесь определенных порядков, устоев, режима дня? Не забывайте иногда проявлять гибкость, ведь без нее могут возникать ненужные обиды. Лояльность в некоторых вопросах сделает всех родных намного счастливее.
  • Сплоченность – члены не должны проводить вместе каждую свободную минуточку и обязательно должны иметь свободу для различной деятельности. Но им важно знать, что у них есть крепкий тыл и безопасное место, куда можно в любое время вернуться. Развить чувство сплоченности помогут различные совместные мероприятия. Собираться с близкими важно не только по особым поводам, но и просто так.
  • Прощение – научится прощать ошибки и не замечать промахи других сложно. Но родной дом – это совсем не то место, где хотелось бы услышать критические высказывания или упреки. Помните, что никто из нас не совершенен, поэтому постарайтесь решать различные проблематичные ситуации достойно, быстро достигая понимания, не тая обиду и двигаясь вперед. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды.
  • Уважение – нормальное общение невозможно, когда нет уважения, никого не интересует чужое мнение, нет готовности принять и понять чувства, потребности и точку зрения другого человека, не навязывая ему собственные мысли. Но невероятно важно не путать уважение со страхом, ведь младшее поколение должно уважать старшее, а не просто бояться его. Единственный действенный способ заработать уважение – показать близким людям, что вы сами с уважением относитесь к ним.
  • Щедрость – отдавать, никогда не думая о том, что же получишь взамен, необходимое качество для тех, кто хочет стать надежным, ответственным, серьезным и полезным членом современного общества. Это поможет в будущем проявлять сочувствие, сострадание, сожаление, понимать, о чем люди мечтают и в чем они нуждаются в данный момент. Быть действительно щедрым – совсем не значит давать только деньги. Нужно уметь отдавать любовь, внимание, свободное время.
  • Традиции – у каждого рода они свои. Кто-то устраивает встречи на День Победы у дедушки-ветерана, кто-то на выходные ездит на дачу, а кто-то по пятницам смотрит новые киноленты. Наличие традиций делает каждую небольшую социальную группу уникальной. Традиции – это память рода. Это определенная дань уважения предкам. Повторяя определенные действия и ритуалы из месяца в месяц, из года в год, мы отдаем дань уважения своим пращурам. Чтобы передать своим детям самое лучшее и оставить в их сердцах память о Вас и более древних родственниках, важно знать историю семьи, интересоваться своим происхождением. В этом Вам помогут специалисты «Дома родословия». Они не только составят ваше генеалогическое древо , но и составят настоящую родовую книгу , которая станет настоящей реликвией.
  • Любопытство – ребенок по своей природе имеет пытливый ум. Но с возрастом у некоторых детей это качество ослабевает. Важно уметь распознать, когда проявляется любопытство, поощрять его развитие. Задавайте им множество задач, а также вопросов на разные темы, никогда не бойтесь признаться, что вы что-то не знаете, и много читайте. Критическое мышление – значимое для человека умение, которое можно приобрести только, имея любопытство.
  • Общение – неспособность общаться в кругу родных приведет к неприятным последствиям. Каждому из нас важно делится полученной информацией, получать дружеские советы и профессиональные рекомендации, высказывать любое собственное мнение. Если в семьях нет нормальной системы общения, как радости, так и тревоги ее члены впоследствии стараются доверить посторонним людям: друзьям, сотрудникам, психоаналитикам. А вот при доверительных отношениях, не только ссор и размолвок меньше, но и возникает очень крепкая связь между близкими людьми.
  • Ответственность – такое чувство появляется только с возрастом, но прививать его следует как можно раньше. Показывайте детям, как убирать на место игрушки, как наводить порядок в комнате, как и когда давать еду домашним питомцам. И тогда в зрелом возрасте человек будет хорошо чувствовать ответственность в близком кругу, в спорте, на работе и в общении с другими людьми.

В зависимости от внутренней обстановки и принципов функционирования каждая отдельно взятая семья имеет оригинальный облик, который проявляется в ее структуре, распределении социальных обязанностей, близости, методов воспитания младшего поколения.

Но итоговой целью в развитии любых отношений является создание единственной в своем роде социальной группы, которая имеет возможность хорошо обеспечивать полноценное и нормальное психическое, физиологическое и личностное развитие каждого человека, состоящего в ней. Наиболее подходящие для этого условия возникают в союзах, построенных на современных демократических принципах.

Соблюдайте статусное равенство, давайте близким свободу в исполнении задумок и тогда в общественной, производственной и семейной сферах они будут счастливы!

Только в нашей стране

люди желают друг другу

семейного и… личного счастья:)))

Михаил Задорнов

Друзья! Написать эту статью меня вдохновил, как ни странно, праздник 8 марта. Когда он наступил очередной раз в 2017 году, я решил поинтересоваться историей: а что мы, собственно, празднуем-то? И выяснил, что родоначальники праздника вкладывали в него несколько иной смысл, нежели мы сейчас. Погуглив, я натолкнулся на популярную ныне Википедию, где написано следующее:

8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных с мужчинами условий оплаты труда. Кроме того, было выдвинуто требование предоставления женщинам избирательного права.

Для чего женщинам избирательное право?

Вопрос борьбы женщин за равноправие можно обсуждать долго, и это не является целью статьи. Кроме того, требование равных условий оплаты труда тема уже избитая, а вот избирательное право для женщин – именно то, что меня зацепило в описании праздника. И я подумал: а для чего женщины стали требовать для себя избирательное право? Почему именно тогда?

Известно, что в то время избирательное право было только у мужчин, и эта ситуация в какой-то момент стала восприниматься как несправедливость, социальное неравенство. И правда, почему у мужчин такое право есть, а у женщин нет? Женщина – такой же человек, такая же личность, имеющая право на уважение, признание, свободу слова, выражение своего мнения. Вроде бы все логично. Тогда получается, у женщины должно быть и право голоса – она ведь тоже житель страны, гражданин и имеет право высказывать свою гражданскую позицию, влиять на свою судьбу!

А вот тут стоп… Я совершенно не против того, что женщина – человек, личность, имеющая право на уважение, на счастье и т.п. Однако наличие у женщины права избирательного голоса дает ей возможность не просто голосовать… Избирательное право женщины дает ей возможность на выборах выражать позицию, отличную от позиции мужа! Или, скажем прямо, выступать против мужа . Иначе, зачем ей избирательное право… Друзья, вам не кажется странным, что по важному вопросу у жены мнение отличается от мнения мужа? А мне это очень странно, ведь «муж и жена – одна сатана». Более того, а не странно ли, что жена не просто имеет другое мнение, но и открыто публично заявляет об этом? С точки зрения современного человека, возможно, это и нормально – да, женщина, совершеннолетняя, дееспособная, самостоятельная, свободная, имеет право выражать собственное мнение, в том числе и публично. А с точки зрения традиционных семейных ценностей – не совсем так.

(От)Личное мнение – вред семье

Сделаю отступление, расскажу историю, это была реальная жизненная ситуация. Несколько лет назад в российском городе N были очередные выборы мэра, на которых планировал переизбраться мэр действующий. У него был заместитель, правая рука, который всячески ему помогал в работе и предвыборной компании. Этот «зам» был женат, и его супруга по личным и неизвестным соображениям была против готовящегося к выборам мэра. Может, считала, что тот мало платит её мужу, а может ещё что-то, не суть важно. Накануне выборов состоялось официальное мероприятие, где присутствовал и мэр, и его зам с супругой, и другие госслужащие. В какой-то момент жена заммэра берет слово и на глазах у изумленной публики толкает речь на тему того, почему действующий мэр не достоин быть мэром повторно. Да, она выразила свою гражданскую позицию и, с точки зрения Конституции, имела на это полное право. Но, фактически, она выразила позицию, которая противоречила позиции ее мужа. Имела ли она право на это? Тоже имела. Только мужа, как не трудно догадаться, уволили после этого, а он с ней, что тоже логично, развелся. Неосторожно высказанная личная позиция жены привела к краху карьеры ее мужа и семьи.

К чему я клоню? Совсем не к тому, то у женщин нужно отобрать избирательное право и еще водительские права заодно:))) Пусть будет, это вообще не проблема. И вопрос этого права – лишь повод для написания статьи. Проблема лежит глубже, и она в том, что сегодня семья стала восприниматься как некий формальный придаток к отдельно взятому человеку, который действует в своих личных интересах. С моей точки зрения, это деструктивный подход, который никого не приведет к счастью. Постараюсь раскрыть логику своих умозаключений.

Счастье бывает только семейным

Возможно, у вас возникнут на этот счет возражения вроде «а что, если женщина живет без мужа?» Друзья, я не предлагаю полноценный законопроект, я лишь хочу донести идею семьи как команды на примере, который мне запал в душу – выборы. Нюансов много, и их учесть – задача депутатов, если они решат что-то менять.

Если в семье нет единогласия?

А как быть, если семья не может прийти к единогласию внутри? Как тогда женщине принять участие в судьбе страны и семьи? Если муж и жена не могут прийти к согласию, окончательное решение на правах главы семьи, в идеале, принимает мужчина . Что, запахло неравноправием? Это только кажется. Вам ведь не кажется неравноправием наличие генерального директора в компании или капитана у футбольной команды? Мужчина «рулит» в рамках своей зоны ответственности – внешняя деятельность и взаимодействие с социумом. Женщина не принимает здесь ключевых решений не потому, что она, как может показаться, ниже мужчины по статусу, а потому что это не ее зона ответственности. Женская стезя – внутренняя деятельность, она хозяйка дома. распределены так же, как у сотрудников компании или игроков футбольной команды, и распределены самой Природой . Подробно вопросы кажущегося неравенств и я раскрываю в серии статей « »

Я не утверждаю, что у женщины нет права голоса в семье. В решении внешних вопросов у женщины совещательный голос, а решающий – у мужчины . Типа, контрольный пакет акций 🙂 И потом, я не утверждаю, что мужчина обязательно должен принять решение против мнения жены. Задача мужчины – принять решение, которое пойдет на пользу его семье, а не реализовать собственные хотелки . И если лично он симпатизирует кандидату Иванову (ну крутой мужик! :)), но понимает, что больше пользы для семьи и страны будет от кандидата Петрова (честный, справедливый), за которого и предлагает голосовать супруга, правильным было бы решение прислушаться к супруге. Только не надо путать: не жена продавила свое решение и муж прогнулся, а муж трезво оценил все доводы и сам принял решение голосовать за кандидата, предлагаемого женой. Если хотите аналогию, то в игре «Что? Где? Когда?» команда накидывает идеи правильного ответа на вопрос, после чего КАПИТАН КОМАНДЫ НА СВОЕ УСМОТРЕНИЕ И ПОД СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫБИРАЕТ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ОДНОГО ИЗ ИГРОКОВ, КОТОРАЯ ОЗВУЧИВАЕТСЯ ОТ ИМЕНИ ВСЕЙ КОМАНДЫ. Как вариант, он может озвучить и лично свою точку зрения. И никому не приходит в голову считать это неравноправием, неравенством, угнетением игроков и т.п. Есть ответственный – ему и решать, все справедливо.

Правильное решение – в интересах семьи

И наконец, обобщу написанное выше в следующий принцип: любой поступок, совершаемый супругами, вместе или по отдельности, будет правильным, если в результате выигрывает вся семья.

Мужчина хочет купить себе новое охотничье ружье, давно мечтал, деньги копил, накопил, старое уже не стреляет. А жена хочет шубу. Как поступить? Если у него и так два ружья, и он хочет третье, причем на последние деньги, а жене на зиму нет теплой одежды – в интересах семьи купить шубу. Ружье подождет. Если же они живут в тайге, где основной способ добычи пропитания – охота, и с одеждой у всех все в порядке, просто жена съездила в город и увидела на женщинах «норку», в интересах семьи купить ружье, иначе есть нечего будет всем.

Феминистки пошли не в том направлении

На самом деле, положа руку на сердце, понимаю, что у феминисток был повод для недовольства. Потому что во всех вопросах, касающихся взаимодействия семьи и социума, женщина оказывалась в тени. Известно выражение «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина», которое и означает, что мужчина и женщина сотрудничают и делают это по принципу «мужчина — фронт, женщина — тыл». И когда мужчина достигает каких-то выдающихся результатов (делает научное открытие, сочиняет симфонию или пишет картину, которыми люди будут восхищаться веками и т.п.), его ближайший соратник и помощник — женщина — всегда остается в тени. Мы знаем, кто такой Моцарт и узнаем его на портретах, но не знаем, кем была его жена (и была ли она у него:)) и как она выглядела. Мы знаем, кто такой Менделеев, но не знаем его жену. И так далее. И в этом как мне кажется всё же есть некая нотка несправедливости. И феминистки решили эту несправедливость устранить. Только сделали ещё хуже. В результате семья распалась на два независимых «лагеря» в лице мужа и жены, каждый из которых имеет право на личные достижения, успехи, признания. Хорошо, конечно, что достиженцев становится больше, только нормальных семей от этого всё меньше. Какое моё предложение? Посмотрите сначала отрывок из фильма «Жена»:

Обратите внимание вот на что. На церемонии вручения Нобелевской премии лауреат выходит один. Далее, на неофициальной части, во время застолья лауреат берет слово и благодарит свою супругу, что вполне справедливо. Правда, она всё время сидит с кислой миной: по сюжету все книги на самом деле писала она, а выдавали они, что автор — её муж, вот её жаба и душила всё время. Но сейчас я о другом. Представим себе, что книги писал он, а она была его тылом, как чаще всего и происходит. С моей точки зрения, действительно несправедливо, что за премией выходит лишь мужчина, хотя без поддержки и мотивации со стороны своей женщины ни один из великих мужчин точно не достиг бы результатов того уровня, по которым их знает история. Так вот, моё предложение, как следует из описываемой логики выше, состоит в следующем:

ПОЛУЧАТЬ НАГРАДУ И ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ ДОЛЖЕН НЕ МУЖЧИНА, А СЕМЬЯ. ПОЭТОМУ НА ЦЕРЕМОНИЯХ ВРУЧЕНИЯ НАГРАД, В ЗАГОЛОВКАХ ГАЗЕТ, НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯХ И Т.П. МУЖЧИНА ДОЛЖЕН ВЫХОДИТЬ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ.

То есть не просто «мужчина должен», а это нужно сделать просто всеобщей культурной традицией, чтобы вообще никому в голову не приходило, что мужчина или женщина чего-то добились сами в гордом одиночестве. Тогда не будет никаких ощущений несправедливости, неравенства, ущемления и угнетения. Не будет Моцарта, Менделеева, Грибоедова или Васнецова. Будет семья Моцартов, семья Менделеевых, семья Грибоедовых и семья Васнецовых. И тогда жена гордится мужем, муж — женой, их дети — своими родителями, а общество — семьей. Мне кажется, это логично и точно лучше, чем разделение на семейное и личное счастье:))

Семья – ячейка общества. Выводы

  1. Одна из проблем во многих семьях и обществе в целом состоит в том, что люди ставят личные интересы выше интересов семейных. Это – нарушение принципа командного взаимодействия, который универсален и работает в любых сообществах.
  2. Многие люди вообще считают семью пережитком прошлого, а возможность обрести счастье видят в одиноком образе жизни и удовлетворении личных хотелок. Это – нарушение законов Природы, согласно которым, любой человек имеет врожденное стремление к взаимной любви, созданию семьи, продолжению рода и получает от Природы вознаграждение в виде ощущения счастья именно за удовлетворение этого стремления.
  3. Счастье бывает только семейным и при условии взаимной любви членов семьи. Именно поэтому ячейка общества – семья, а не отдельно взятый человек.
  4. Семья – команда, и каждому члену семьи выгодно то, что выгодно всей семье, в том числе и в ситуациях противоречий между членами семьи. В частности, избирательное право нужно не женщине или мужчине, а семье в целом.
  5. Традиционно глава семьи и представитель семьи в социуме – мужчина. Принятие решений в интересах семьи – его зона ответственности и обязанность.

Любовь — это не когда смотрят друг на друга,

но когда смотрят в одном направлении

Антуан де Сент-Экзюпери

Александр Каминский,
Ведущий блога
«Путь настоящего мужчины»