Домой / Праздничный / Воспитание у детей добрых чувств.

Воспитание у детей добрых чувств.

Доклад на родительском собрании.

Тема: «Воспитание в детях добрых чувств»

Цели: 1.Предупредить прявления эгоизма в детях.

2.Воспитывать доброту в детях.

3. Учить детей бороться с проявлениями зла в жизни.

Нередко отец или мать задают себе вопрос:почему их дети растут эгоистами.Они и не подозревают,что своей слепой любовью сами делают детей такими.

Если ребёнок привык только брать и ничего не отдавать окружающим,он вырастет невнимательеым,грубым,а подчас и жестоким человеком.

Психологи предостерегают родителей об этой опасности в воспитании.

«Вот у вас есть одно яблоко,-говорит врач-психолог,-только одно,и вы отлично знаете что растущему детскому организму оно нужнее,чем вам.И всё же – не отдавайте ребёнку яблоко целиком.Не создавайте ему привилегий.Нельзя! Помните, что у вашего ребёнка,кроме тела,есть ещё и психика,есть формирующийся характер.И в подобном случае вы вместе с витамином для здоровья ребёнка вносите в его душу страшный вирус.Вирус безнравственности.

С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами,а когда дарят сладости,приучать их угощать всех членов семьи,товарищей.

Девочке на день рождения подарили плитку шоколада.Взрослые приговаривают: «Это тебе,Леночка,кушай». Леночка отходит в сторону и начинает есть,не обращая внимания на присутствующих.Таким образом воспитывается эгоизм.

Одним из путей воспитания в детях добрых чувств служит воспитание бережного отношения к природе.Если ребёнок мучает животных и взрослые его не останавливают,он привыкает к таким жестоким забавам,становится жестоким и к людям.Обычно дети любят животных.Эту любовь надо поощрять.К сожалению во многих семьях не держат животных,поэтому детям они мало интересны,они сними не соприкасаются.Известно много примеров,когда появление в доме животных доставляло детям большую радость и положительно влияло на их поведение.

Когда ребёнок ухаживает за животными:чистит жилище,кормит,водит на прогулку,он невольно начинает любить живое существо.

Необходимо стремиться к воспитанию в ребёнке активной доброты.Так,например,учащиеся на вопрос:кого они считают самым добрым? Ответ обычно одинаков.Добрыми они считают отличников.Почему?Они хорошо учатся, не дерутся,примерные в поведении.Эти представления нужно расширять т.к. в жизни много зла.Дети должны различать стороны зла:эгоизм,жестокость,равноджушие,несправедливость,неуважение.

Важно,чтобы дети понимали,что силу человек должен направлять на защиту слабого.Не проходить мимо,если кого-то обижают.

С раннего возраста нужно учит детей делать приятное людям.В семье должна быть создана атмосфера взаимного внимания и забота друг о друге.

Вот вернулись с работы родители.Дети знают,что они устали.Ещё до прихода родителей они стараются убрать комнату,накрыть стол.

Родителям следует интересоваться,как складываются отношения ребёнка с его сверстниками,соседями учителами.В

План беседы

  1. Воспитание доброты — это предупреждение эгоизма и черствости у детей.
  2. Воспитывать действенную доброту.

Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

Маленькие дети в семье, естественно, пользуются большой любовью, о них заботятся, все лучшее отдается им. Но если ребенка одновременно не учат заботиться о других, он постепенно становится эгоистом, начинает требовать все лучшее для себя. Бездушие становится чертой его характера. Воспитывает деятельность, а не назидание, поэтому родители должны поручать детям заботиться о других поиграть с младшим братом или сестрой, выполнить просьбу старших, даже, если надо оторваться от своих дел. Если в семье есть животное (кошка, собака, черепаха, аквариум с рыбками), часть заботы о них надо возложить на 6-летнего ребенка. Если дома имеются комнатные цветы, важно, чтобы ребята сами ухаживали за ниш. Забота о живых бессловесных веществах будет способствовать воспитанию ответственности за чужую жизнь.

Если все заботы, радости, тревоги родителей «вращаются» только вокруг детских интересов, потребностей, переходящих нередко в капризы, то у ребят постепенно формируется представление о себе, как о центре всей жизни взрослых, и со временем будет развиваться требовательность к родителям, развиваться черствость души. Ребенку надо разрешить быть добрым, щедрым — делиться с товарищами игрушками, книжками, сладостями. В его жизни должны быть ситуации, когда он может проявить способность пожертвовать чем-то для другого, для родителей или других членов семьи. Важно побуждать детей к совершению добрых поступков. Доброта должна быть действенной, и с этой целью ребенка следует включать в домашний и общественно полезный труд в школе, по месту жительства.

Воспитание у детей бережливости

План беседы

  1. Воспитание бережного отношения к личным вещам, школьным принадлежностям, к пище.
  2. Бережное отношение к времени.
  3. Ребенок — друг и защитник природы.

Рост благосостояния народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и вырабатывается она от материального недостатка, от бедности. В свое время М.И.Калинин говорил, что бережливость — это коммунистическая черта.

Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребенка не только необходимая и удобная одежда, но еще и много лишней, которая, в основном, тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребенок не будет ее беречь, а главное — ему всегда будет хотеться чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что, отдыхая летом на даче с детским садом, в лагере, многие дети не берегут свои вещи, теряют их и этим не огорчаются, часто просто не зная своих вещей. И когда мать спрашивает у сына или дочери: «А где твоя куртка?», «Где новые сандалии?», «Где свитер?», ребенок равнодушно говорит:»Почем я знаю где … Не знаю».

И этот же ребенок, увидев что-то понравившееся ему в магазине, тут же будет требовать от родителей этой вещи, капризничать,обижаться, если его даже неразумное желание не будет сразу же не удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один — лишь бы ребенок был не хуже других. Так постепенно воспитывается расточительство… А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым, не будет с уважением относиться и к общественным ценностям.

Необходимо воспитывать бережное отношение к школьным вещам: к бумаге, тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Все это доступно и стоит дешево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают недописанные тетради, карандаши, теряют пеналы, линейки… И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к школьным вещам. В беседах с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей.

Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.

Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают излишнее количество калорий, отчего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением.

В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к пище — пример для детей.

Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребенок должен знать свой режим дня: время утреннего подъема, занятий в школе, прогулок, развлечений, игр … Конечно, шестилетнему ребенку трудно самостоятельно контролировать расход времени, но родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей — игры, прогулки, просмотр телепередач, рассматривание и чтение книг и детских журналов -необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.

С раннего возраста ребенок привыкает любоваться природой, уже малыщу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребенок должен стать защитником и другом природы. Такой ребенок не ломает зеленые насаждения, не разрушает птичьих гнезд, не рвет бездумно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьев, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых.

Значит, первое, чему надо научить ребенка — не разрушать природу. Второе — научить быть ее защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.

Воспитание бережливости — длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детское «хочу» с родительским «нельзя», и родители должны проявлять твердость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Красота человеческого общения как основа эстетического воспитания детей

План беседы

  1. Формы семейного общения и их значение для эстетического развития школьников.
  2. Разделять интересы в устремлении детей …
  3. Организация содержательного досуга в выходные и праздничные дни.

Что такое эстетически воспитанный человек? Это человек, который умеет находить, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающей природе, в искусстве, давать оценку фактам и явлениям окружающего мира по законам гармонии и красоты. Эстетическая неразвитость ведет к эмоциональной глухоте, к эгоизму, равнодушию и, в конечном итоге, пагубно скажется на отношении ребенка к жизни, к людям.

Учитель в беседе с родителями на конкретных примерах может показать, что ребенок, не обладающий развитым чувством красоты, не увидит коренного различия между поступками человека, разрушающего красоту,и деятельностью человека, ее создающего. Поэтому ребенок может равнодушно пройти мимо дурного поступка, его не взволнуют боль и страдания другого человека, он не оценит по достоинству прекрасные душевные порывы товарища, не сможем сопереживать добрым поступкам. Потому-то в эстетическом воспитании первостепенное значение приобретает воспитание чувств, эмоциональной сферы ребенка.

Эстетическое воспитание в семье (как и любое другое) начинается с главного, едва ли не все определяющего фактора — с человеческого общения. «Разнообразное и многостороннее общение обогащает и формирует духовный мир ребенка, приносит ему моральное удовлетворение, доставляет глубокое эстетическое наслаждений». Родителям целесообразно прочитать эту книгу.

Красота, эстетическая наполненность общения родителей между собой, их общения с детьми становится содержательной основой эстетического воспитания, определяет его эффективность. Если в общении членов семьи господствует нравственность эстетическая атмосфера, тогда ребенок будет привыкать относиться ко всему окружающему с позиций добра и красоты, отвергать безобразное в нем.

Сущность такой атмосферы в семье заключается в том, что в отношений между ее членами отсутствует крикливость, раздражительность, нервозность, вульгарность, обман и т.д.

Наоборот: в общении господствуют предупредительность, вежливость, внимательность, участие, сопереживание, щутка, т.е„ интеллигентность, воспитанность в высоком понимании этих слов. Могут возразить, что многое здесь относится больше к культуре поведения, к этикету, а не к эстетическому воспитанию. Безусловно. Но эстетически воспитанный человек будет вежлив в обращении, будет избегать крикливости в речи, будет участлив и предупредителен только потому, что успешно изучил правила поведения, а еще и потому, что он чувствует красоту подобного поведения.

Глубинная сущность общения заключается в его содержательной стороне — в духовности. Форш семейного общения многообразны: совместное чтение книг, посещение театров и концертных залов, совместное коллекционирование, увлечение играми, спортом, семейные концерты, различные сложившиеся в семье традиции и многое другое. Однако общение в семье протекает, к сожалению, по-разному. Бывает так: родители заняты своими делами, ребенок предоставлен сам себе, а на свое законное ребячье требование поиграть с ним, погулять он слышит ответ: «Поиграй сам, займись чем-нибудь».

Существует принципиальное различие между понятиями «прожить день рядом с ребенком» и «прожить день вместе с ним». Можно гулять с ребенком, смотреть телепередачи,смотреть музыку, читать книгу и, тем не менее, находиться лишь «рядом с ним». Вместе с ребенком — это, прежде всего, вместе переживать один и те же чувства: вместе волноваться, огорчаться, желать, находить, создавать красоту, радоваться… Необходимо, чтобы родители разделяли интересы и устремления своих детей, старались бы проникнуть в мир детских чувств и мыслей. Часто приходится наблюдать, как ребенок гуляет по парку сам по себе, а родители на прогулке заняты своими делами: мать вяжет или читает, отец беседует с кем-нибудь. Формально родители рядом с ребенком, но он переживает и радуется один, а родители далеки от него; они не замирают от страха, взлетая с ним на качелях, не смеются вместе с ним, не переживают его неудач — а ведь это так нужно и детям и родителям. Не в этом ли истоки отчуждения детей, которое так нередко проявляется в старшем школьном возрасте?…

В жизни семьи видное место занимают выходные и праздничные дни. В некоторых семьях праздник часто сводится, в основном, к застолью. А ведь праздник — это, прежде всего отдых, отдых активный, интересный, эстетически наполненный, и праздничный стол, хоть и необходимая, но не главная его часть. Дети с волнением ждут праздников, и это ожидание следует использовать для решения целого комплекса воспитательных задач. Ребенок может принять активное участие в разработке программы праздника, в оформлении комнаты, в придумывании игр, аттракционов, сюрпризов, в концертной программе. Согласно старинным народным традициям праздник не может проходить без соревнования на лучшего танцора, певца, рассказчика, и, конечно, без коллективного, пения.

Все ли родители понимают воспитательную роль подарков? Для взрослых подарок является актом внимания, уважения, но часто он преследует и чисто утилитарную цель: подарить необходимое, нужное (часто ценное). Шестилетний ребенок не думает о полезности подарка, для него подарок — возможность

выразить свои саше лучше чувства. Потому-то ребенок с любовью мастерит поделки, создает рисунки в подарок своим близким, выпивает платочки, выучивает стихи и песни … Родителям необходимо помочь в выборе подарка, в его изготовлении, дать совет, как сделать подарок красивее. Конечно, для взрослых проще пойти в магазин и купить игрушку, которую ребенок отнесет в подарок товарищу, но нужно ли отнимать у него радость от сознания, что он САМ своими руками сделал доброе дело? …

В конце беседы с родителями следует еще раз подчеркнуть: эстетическое воспитание в семье должно начинаться с красоты и духовной направленности самого внутрисемейного общения, так как оно — источник первого эстетического и эмоционального опыта детей, который теснейшим образом связан с опытом нравственным.

Итак, содружество учителя, воспитателя и родителей -одни из важнейших условий правильной постановки учебно-воспитательного процесса. А для шестилетних детей, впервые вступающих в школьную жизнь — залог их успешного нравственного развития. Необходимо помнить, что личность ребенка формируется не только в школе, но и в семье, а у семьи и школы общие цели и единые задачи.

И еще один важный момент следует подчеркнуть. Осуществляя процесс воспитания, важно постоянно следить за нравственным развитием детей, фиксировать и учитывать те изменения, которые происходят в каждом ребенке, отмечать, как под влиянием обучения и воспитания меняются его поведение, отношения со сверстниками, как развивается самостоятельность, знания о нормах нравственности. Каждый урок и внеурочное занятие следует оценивать с точки зрения того, как они обогатили духовный, нравственный мир ребенка.

Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

Слайд 2. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость, и без духовность берут свои истоки из детства. Особое значение формирование доброты и милосердия приобретает в наше перестроечное время. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости.

Слайд 3. Н аша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Наш опыт показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, оби­жают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорчен­ность?

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей.

Слайд 4. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Нельзя не учитывать, что маленьким детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.

Слайд 5. В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важ­нейших истин.… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Слайд 6. Анализ литературных данных показывает, что основные условия воспитания правильных взаимоотношений дошкольников с окружаю­щими следующие:

Создание эмоционально-положительного климата в группе;

Развитие у дошкольников умения сдерживать свои желания;

Целенаправленная организация педагогических ситуаций, которые позволяли бы детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Взрослые должны помочь ребенку понять важность даже самых крохот­ных добрых дел.

Хотя этические беседы с дошкольниками - не единственное средство при формирова­нии у них правил культурного поведения, тем не менее, велика их роль в развитии у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хорошо известны художествен­ные произведения на эту тему: А. Барто - «Вовка - добрая душа», С. Михалков - «Дядя Сте­па», В. Катаев - «Цветик-семицветик», Е. Пермяк - «Самое страшное» и многие другие.

Слайд 7. В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе. Часто ге­рои рассказов и сказок переживают из-за того, что причинили кому-то вред; они мучаются, пока не искупят свою вину.

Сказка «Кукушка» рассказывает о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черст­вых, недобрых сыновей. Все ребята поняли вину сыновей и осудили их. Отношение к близким мы пы­талась раскрыть с помощью таких произведений, как «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Вовка - добрая душа» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.

Большую пользу приносит сказка В. Катаева «Цветик - семицветик». Она учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки самое большое удовлетворение получила то­гда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам ста­новишься счастливее.

Слайд 8. В беседах с детьми можно использовать пословицы и поговорки, например:

Конечно, путник плох незрячий. Но бессердечный плох тем паче.

Ласковое слово не трудно, а споров

Ласково слово - что весенний день.

И у курицы сердце есть.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Любить друга - любить себя.

В пословицах и поговорках – кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающей в духе доброты и милосердия.

Слайд 9. Главная деятельность детей в детском саду - игра. Именно в этой деятельности у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Ведь подлинная доброта заключается не в добрых намерениях, а в добрых поступках.

Отметим, прежде всего, игры-занятия, дидактические игры («Построим кукле ком­нату», «Купание куклы» и другие) учат детей проявлять внимание, заботу, добросердеч­ность.

В старших группах целесообразно проводить дидактические игры, в которых ребята учатся принимать гостей. Их мож­но учить красиво, накрывать на стол, готовить несложный, но вкусный салат, пирог, пе­ченье.

Слайд 10. В нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр разнообразна: «Семья», «Моряки», «Стройка», «Дом», «Больница», «Школа». Эти игры позволяют педагогу создавать такие ситуации, в которых дети учатся приходить на помощь, проявлять внимание, милосердие, преодолевать трудности.

Малыши очень любят играть в дочки - матери. В этой игре проявляется отношение матери к ребенку, отношения между членами семьи. Такие игры способствуют формированию у де­тей глубоко нравственных чувств.

Постепенно формировалось бережное, нежное, ласковое отношение к куклам. Потом чувства, воспитанные в играх, стали проявляться и в повседневной жизни. Дети стали доброжелательнее относиться друг к другу и к окружающим людям.

Слайд10. Чем разнообразнее игры, тем стабильнее результат. Практика показывает, что дети с большим удовольствием, интересом, выдумкой сочиняют рассказы, сказки о жизни домашних и диких животных. Изображают их в играх-драматизациях, разыгрывают сцены и простые сюжеты, подражая их повадкам

Мы провели тестирование на тему «Я и мой ре­бенок», организовали консультации для родителей «Как формировать у детей старшего возраста добрые чувства»; «Каким растет ваш ребенок?», разъяснили, что атмосфера друже­любия, искренности, внимания в семье является залогом успешного воспитания ребенка.

В результате проведенной работы убедились, что совместное участие педагогов и родите­лей в воспитании детей оказывает положительное влияние на их чувства, взаимоотношения, учит малышей быть добрыми, приветливыми, проявлять внимание друг к другу.

Слайд 11. Кра­сота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошко­льная педагогика нашего времени. Взаимодействие человека с природой – уникальная возможность воспитания доброты и милосердия, основ нравственности.

Верим, что проделанная нашими педагогами работа не пропадет даром, что дети вырастут добрыми, любящими, умеющими заботиться о другом человеке, о животном, о природе в целом. Полученные результаты обнадеживают.

Докладкпрезентации

« Воспитаниедобрыхчувствдетейдошкольноговозраста »


Подготовил:Невмовенко.И.К.

Рассмотрим теперь следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств ». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна.
Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» -в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты…
Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств
».

Возвращаясь к сказке, отметил, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

  • учит детей сравнивать, сопоставлять;
  • формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
  • ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
  • упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
  • «Докажи, что Аленка лучше всех»;
  • «Кого тебе жалко в этой сказке»;
  • «Как бы ты поступил на месте…»;
  • «Как движениями похвалить петушка».

Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик - Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

ФОРМИРОВАНИЕЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка).

Доброта и милосердие - это высочайшие нравственные ценности . В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия. . То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся - больных, инвалидов, престарелых. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и будут нуждаться в той или иной поддержке. Деятельное проявление милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.

Как воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают:

Ø этические беседы с ребёнком, которые способствуют развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо;

Ø пословицы и поговорки

Ласковое слово не трудно, а споро.

Ласково слово - что весенний день.

И у курицы сердце есть.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Любить друга - любить себя;

Ø игры, в которых у детей проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае» и т. д.

Ø чтение художествен­ные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков «Дядя Сте­па», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина «Посидим в тишине», ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.