Домой / Виды макияжа / Что такое папье маше. Папье-маше: все секреты работы в этой технике

Что такое папье маше. Папье-маше: все секреты работы в этой технике

Папье-маше обращает на себя внимание оригинальностью и универсальностью. Достаточно иметь много никому не нужных газет, и в домашних условиях из простого материала можно изготовить красивые вещи, легкие и очень прочные. Как делать папье-маше из газеты, будет рассмотрено ниже.

Немного истории

Папье-маше - это особенная, имеющая однородный состав масса, полученная из газет или иных отходов из бумаги с добавлением клея.

В переводе с французского "папье-маше" означает "жеваная бумага". Впервые данную массу применили во Франции в XVI веке, изготовляя куклы. И только во время правления Петра I папье-маше появилось в России. А в начале XIX века массу из бумаги стали использовать в промышленных целях.

Методики приготовления массы

Как делать папье-маше из газет своими руками? Массу для изготовления изделий можно приготовить следующим образом:

  1. Первый способ заключается в применении послойной технологии. Маленькие полоски или кусочки бумаги наклеивают на подготовленную заранее гипсовую или глиняную основу. Бумажные кусочки клеят в хаотичном порядке друг на друга, создавая до ста слоев. Очень важно, чтобы детали были промазаны клеем с двух сторон, что придает поделке прочность. После каждых наклеенных 3-4 слоев изделие необходимо просушивать.
  2. Второй способ, как делать папье-маше из газет. Массу для изделия изготовляют из бумажной мякоти. Газету или бумагу рвут на мелкие части и заливают на десять часов горячей водой. После этого полученную массу снова нагревают для полного разрушения волокон. Воду сливают через дуршлаг, а бумажную массу с помощью миксера ВЗбивают, получая однородный состав. В полученную смесь добавляют клейкую массу (клей или клейстер). После этого получается пластичная масса, с которой легко работать.
  3. Третий способ чаще всего применяют в промышленных условиях. Картонные листы, промазывая клеем, кладут друг на друга и плотно прессуют. Затем вырезают изделие, шлифуют и наносят краску. Эту технологию применяют для изготовления прочных элементов.

Материал для папье-маше

Работа с папье-маше начинается с подготовки материала. Начинающим заниматься этим видом рукоделия лучше всего использовать газету, потому что это сырье всегда есть под рукой, прекрасно размокает, а изделие получается прочным. Для работы подойдут и другие быстроразмокающие материалы:

  • бумажные салфетки;
  • туалетная бумага;
  • упаковка от яиц;
  • картон (простой и гофрированный).

В качестве клеевого состава используют готовый клей, чаще всего это ПВА, который разбавляют водой в равных частях. Иногда для домашнего творчества применяют клейстер, сваренный из муки или крахмала. Правильную густоту такого состава подбирают в зависимости от вида поделки и имеющегося опыта работы с ним.

Как делать папье-маше из газеты, рассмотрим ниже. Для работы необходима форма и масло, желательно растительное, которым требуется смазать внешнюю поверхность, чтобы не допустить приклеивания массы к основе. Для внешнего оформления пригодятся лак и акриловые краски. Иногда вместо краски смешивают гуашь с клеем ПВА в равных количествах. Это удобно тем, что приготовленный состав можно легко смыть с поделки, пока не произошло его полное высыхание, а после высушивания отсутствует размывание даже при покрытии другими слоями.

Как делать папье-маше из бумаги и газет?

Работу начинают с приготовления клейстера. В отдельной посуде кипятят небольшое количество воды. В емкости смешивают 2-3 ложки крахмала или муки с холодной водой, пока не получится жидкая однородная масса. В кипящую воду тонкой струйкой вливают полученный раствор и продолжают кипятить до загустения. Густота клейстера будет зависеть от количества положенной муки или крахмала. Для работы вместо клейстера можно использовать и клей. Для его приготовления достаточно клей развести таким же количеством воды и тщательно перемешать для образования однородной массы.

После приготовления клейстера приступают к приготовлению бумаги или газет, разрывая их на мелкие кусочки. Это кропотливый труд, от которого зависит последующая работа над поделкой. Мелко порванный материал заливают горячей водой и оставляют его настаиваться на несколько часов. Слив излишки жидкости через сито, бумагу миксером измельчают и доводят ее консистенцию до однородной массы. Такая техника используется всегда и не зависит от используемого материала.

Полученный состав перемешивается с клеем до образования массы, подобной пластилину. После этого готовую смесь кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в прохладное место, чтобы она вылежалась.

Папье-маше с применением газетного материала

  • Перед началом изготовления поделки на рабочем месте постелить целлофановую пленку или газеты, чтобы не запачкать поверхность, так как клей трудно отмыть.
  • Для прочности изделия необходимо делать большое количество слоев (особенно это важно при изготовлении тарелок).
  • Работать следует в перчатках, чтобы не испортить кожу рук и исключить возможность прилипания изделия к ним.
  • Не бояться экспериментировать, только так можно найти удобный материал для работы.
  • Как правильно делать папье-маше из газеты? Ее следует рвать руками, без использования ножниц, только в этом случае нарушается связь волокон, а масса становится однородной.
  • Для легкого снятия изделия с формы не забыть покрыть ее поверхность маслом.
  • Для того чтобы изделие было белого цвета, достаточно только последние два слоя сделать из белой бумаги. По окончании работы поделку можно выкрасить в совершенно любой цвет. Покрытие лаком сбережет изделия от влаги.
  • Делать следующий слой следует только после просыхания предыдущего.
  • Покраску производить после окончательной просушки изделия.

Как делать папье-маше из газеты? Техника выполнения для начинающих

Техника папье-маше - достаточно широкая тематика для творчества. Существует несколько различных приемов по изготовлению поделок. Самым простым из них является оклейка формы кусочками газеты. Это самый подходящий прием для начинающих.

Для поделок берется тонкая и мягкая бумага, которая хорошо впитывает воду. Самым доступным материалом являются старые ненужные газеты. Они рвутся на мелкие части, и ими обклеивают готовую форму, в качестве которой может служить тарелка, шарик или ваза. Начинающим мастерам готовые модели следует выбирать самые простые. Ведь после окончательной оклейки и просушки оболочку придется разрезать, чтобы снять с формы. Со сложных фигур убирать поверхностный слой весьма затруднительно. После снятия он аккуратно склеивается, разукрашивается и лакируется.

Надо отметить, что первый газетный слой, предварительно смоченный в воде, просто накладывается на модель. Все последующие слои приклеиваются на клейстер или клей ПВА. Перед поклейкой следующего слоя надо просушить предыдущий. Готовую поделку раскрасить красками, имеющими акриловую основу, так как они долговечны. Для сохранности изделия делают лаковое покрытие. Как делать папье-маше из газеты начинающим? Надо работать с простыми вещами, постепенно усложняя технику и задействуя сложные формы по мере приобретения опыта.

Опыт предыдущих поколений

Очень старый вид рукоделия популярен тем, что максимально прост в исполнении. Он не требует особого художественного таланта, все делается легко и просто. Все что нужно сделать - это найти основу, с которой будет снята точная копия. Изделие обернуть пленкой и оклеить мелкими кусочками газеты. Рассмотрим более подробно, как делать папье-маше из газеты. Пошаговая инструкция:

  1. Взять простое изделие, имеющее несложную форму.
  2. Обернуть его пищевой пленкой.
  3. Измельчить газету. Для сложной формы изделия требуются более мелкие кусочки бумаги, чем для простой.
  4. Клей развести водой 1:1. Нанести на изделие до шести слоев, промазанных клеем бумаги так, чтобы был небольшой нахлест между кусочками.
  5. Последний слой промазать клеем ПВА, не добавляя воду. Изделие хорошо просушить.
  6. Канцелярским ножом разрезать по вертикали оболочку и аккуратно вытащить форму.
  7. Разрез заклеить скотчем, накладывая его поперек, а поверх приклеить кусочки газеты.
  8. Хорошо просушить изделие.
  9. Окрасить готовое изделие по своему усмотрению.
  10. Для прочности сверху нанести слой лака.

Изготовление тарелки

Любые поделки из папье-маше могут служить для украшения дома и быть прекрасным подарком для знакомых и близких людей. Рассмотрим, как делать из газеты папье-маше тарелки.

Для работы потребуется:

  • любая тарелка;
  • клей ПВА, он лучше всего подходит в этом случае;
  • газета, порванная на мелкие кусочки;
  • блюдце с водой.

Пошаговая инструкция:

  1. Тарелку завернуть в мягкую полиэтиленовую пленку, чтобы после окончания работы можно было легко снять поделку.
  2. Смочить газетные кусочки водой и наложить их так, чтобы они повторяли форму тарелки. Внутреннюю часть не надо обклеивать. Не следует и загибать края.
  3. Появившиеся пузырьки воздуха удалить, для этого вывести их к краю кусочка газеты.
  4. После готовности первого слоя смазать его клеем. Кусочки газеты больше не придется смачивать, если клей немного развести водой.
  5. После каждых 3-4 слоев сделать передышку для просушки изделия. Слои следует тщательно разглаживать пальцем, смоченным в клее, чтобы удалить все пузырьки воздуха.
  6. При обнаружении воздуха в ранее приклеенных слоях их надо проколоть иглой, надавить и замазать клеем.
  7. Далее продолжать наносить следующие слои. Чем их больше, тем прочнее тарелка.
  8. После готовности изделия просушить его, аккуратно обрезать края и снять с формы.
  9. Верхний слой хорошо смазать мастикой по дереву, а потом покрасить белилами для легкого нанесения любой краски.

Шар из папье-маше

Было рассмотрено выше, как делать папье-маше из газеты.

Шар изготовить в домашних условиях не составит большого труда. Для этого потребуется: газета, воздушный шарик, клейстер и кисточка. А далее необходимо выполнить следующие действия:

  • нарезать ножницами или порвать руками из газеты полоски шириной около 2,5 см;
  • надуть воздушный шарик нужных размеров;
  • газетную полоску обмакнуть в клей и удалить с нее излишки клеевой смеси, проведя пальцами сверху донизу;
  • положить ее на шар и тщательно разгладить;
  • шар полностью покрыть полосками и оставить его до полного высыхания;
  • шарик проколоть и аккуратно вытащить через небольшое отверстие;
  • раскрасить его по своему усмотрению.

Особенности работы

Главным условием для получения красивой и аккуратной вещи является высококачественная сушка и выдерживание пропорций.

При сушке изделие не следует трогать руками, передвигать, вонзать острые предметы для установления готовности. Сырые поделки из папье-маше нельзя сжимать или ронять. Изготовлять поделки лучше на подносе, стекле или доске, чтобы не повредить их при перемещении. Случайно изделие может разбиться, тогда его досушивают, склеивают и на стыке шлифуют дефекты.

Заключение

Вначале бумажную массу использовали только для изготовления кукол, но по прошествии времени из нее начали создавать посуду, игрушки, сувенирные изделия, элементы для декорирования. Папье-маше нашло широкое применение в театральном мире, из него делают различные муляжи. Инструкция, как делать папье-маше из газеты, подробно описана выше.

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.
Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.
Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага».Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше. (Другой источник.... )

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование.

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Монстры из папье-маше...

Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!

Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.

Преимущества этого увлечения налицо:

  • оно не требует материальных затрат;
  • ему не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
  • широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
  • подходит для изготовления предметов любого размера;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).

Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.

Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.


Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).


Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.


Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Домик для кошки

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.

1:502 1:507

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину.

1:928 1:933

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

1:1040

Первый - это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями , этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.


6:4949 7:503 7:508

Первый способ - лепка из массы

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа.

После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито надо сцедить излишки воды, и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам.

Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом:

смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков.

Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения.

Затем снять с огня и дать остыть.

Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются.

Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.


Второй способ - маширование (наклейка кусочков бумаги)

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.

Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами , исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.

В зависимости от того, каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное) . Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления.

Варится клейстер так же, как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом:

крахмал разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны.

Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость.

После остывания, клейстер готов к работе.

Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде, чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Папье-маше в искусстве, рукоделии используют как материал для изготовления скульптур, марионеток, чаш под фрукты, кукол и других предметов. Можно изготавливать самые разные поделки для интерьера. Поверхность папье-маше легко окрашивается в нужный цвет, также ее можно декорировать.

Как делать изделия из папье-маше

Чтобы приготовить массу папье-маше, вам понадобятся ненужные газеты или другая бумага, клей, вода. Клей смешайте с водой в пропорции 2/1. Газеты надо нарезать на полоски шириной два сантиметра или разорвать на небольшие клочки. Соединить газеты и клеевой раствор, перемешайте до однородной смеси ложкой или кистью из щетины.

Если для изготовления материала вы берете канцелярский клей, имейте в виду, что при окрашивании сформованного изделия вас могут подстерегать трудности. Краска может отказаться держаться на поверхности. Лучше всего перед окрашиванием загрунтовать изделие художественными белилами или акриловой грунтовкой, а потом уже покрывать краской.

Некоторые изделия лучше смотрятся с гладкой поверхностью. При оклеивании формы полосками бумаги не всегда получается добиться идеальной гладкости. Но процедура выравнивания поверхности не так сложна, как может показаться – надо всего лишь отнестись к ней терпеливо.

Как получить гладкую поверхность изделия из папье-маше

Сперва надо выровнять наиболее заметные ямки путем подклеивания туда мелких бумажных клочков. Так делать до тех пор, пока поверхность не станет выглядеть более-менее ровной. Изделие надо просушить, после чего поверхность обрабатывают мелкозернистой шкуркой. Обработку выполняйте круговыми легкими движениями, нажатия должны быть как можно более легкими. Бумажные волокна периодически убирайте при помощи тряпки. Обработанную поверхность густо обмажьте клеем и хорошо просушите, чтобы верхний слой сделался крепче. Эту процедуру можно повторить несколько раз, чтобы прочность верхнего слоя повысилась. После этого можно приступать к раскрашиванию, инкрустированию или декорированию поверхности другим способом.

При незначительных шероховатостях покройте поверхность несколькими слоями клея ПВА или воспользуйтесь аэрозольным лаком для автомобилей.

Если изделие вы хотите окрасить, после того, как закончится процедура окрашивания, поверхность лучше покрыть еще и лаком – в два или три слоя. Лак подойдет и нитро, и мебельный, проследите только, чтобы краска не «поплыла». Обработанное таким образом изделие получится гладким и блестящим.