Домой / Виды макияжа / Что значит рождество. Что такое Рождество Христово? Что такое Рождество для детей? В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым

Что значит рождество. Что такое Рождество Христово? Что такое Рождество для детей? В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым

Праздник Рождества Христова - один из самых любимых праздников Церкви, который с радостью отмечают даже неверующие.

Удивительно, но даже те, кто никогда не задумывался над глубинным смыслом этого торжественного дня, с удовольствием наряжают елку, рыщут по магазинам в поисках рождественских подарков, рассылают красочные рождественские поздравительные открытки, закупают килограммами яркие, ароматные мандарины, навсегда подарившие свой дивный запах и вкус этому зимнему празднику. Не забудут и про рождественский стол - с великолепной подрумяненной уткой в яблоках, или индейкой с инжиром (традиция больше свойственная западу!), и, даже, купят "рождественский вертеп" - модную игрушку, изображающую сцену рождения Младенца Христа. В наше время, когда мы все живем в условиях узаконенной нелепицы с датами, и Новый год по новому стилю приходится на дни самого строго Рождественского поста, само Рождество большей частью людей воспринимается просто как приятное продолжение новогодних празднеств. И глубинный смысл праздника Рождества Христова оказывается не замеченным, не прочувствованным за всей этой целлофановой мишурой, предпраздничной суетой, околорождественской торговой горячкой…

Давайте отречемся от сиюминутного и поговорим о главном. Не будем распыляться на второстепенное, но пристально всмотримся в вечное. Итак, в чем суть праздника Рождество Христово?

1. Что мы празднуем в день Рождества?

Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.

2. В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым?

У этих двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год - начало условного отрезка времени,придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям. Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918году, когда В. И. Ленин подписал "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости - рождение Иисуса Христа, явление нашему миру Спасителя. Рождение Христа, пришествие в наш мир Спасителя - это поворотный момент в истории человечества.

Но раз события, лежащие в основе НГ и РХ, совершенно не сопоставимы по своей значимости, то и те традиции, которые закрепились за этими праздниками, тоже не сравнимы по своей глубине. К советской традиции празднования Нового года можно отнести разве что салат "оливье", шампанское, "Голубой огонек" и елку, перекочевавшую сюда из Рождества. Традиции православного Рождества имеют глубочайшие корни и символику. О них поговорим позже, а пока расскажем о самом рождении Спасителя.

3. Как произошло Рождество Иисуса?

Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название "Благовещение Пресвятой Богородицы", когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда "Благовещение") о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца".Имя Иисус и означает "Спаситель". Мария в недоумении спрашивает Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим". Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.

В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должныпереписываться по месту их происхождения. И Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э., и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте. Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем - город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?

Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере - сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии, ночью, и рождается Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли - туда, куда обычно кладут корм для скота.И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать - сердцем.

4. Как мир узнал о рождение Спасителя, как мир это воспринял?

Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь! - говорит он, - я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".Как только ангел сказал это, внезапно появилось множество других Ангелов, поющих: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Этими словами начинается так называемое Великое славословие, поющеесяи сегодня во время Богослужений.

Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем.В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!" Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод "взволновался, а с ним и весь Иерусалим". От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не может прийти, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти. Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему".
Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.

Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец.Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се (вот), Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…"

Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа.

Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором:с кем он? Где он?Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа.

5. Каковы традиции празднования Рождества Христова?

Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Церковь понимает, насколько это важно - ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января,совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу. Так происходит наш настрой на встречу родившегося Христа, собирание всего человека. И при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике.

Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.

В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме мы ждем Христа. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце.

И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.

6. В чем смысл Праздника Рождество Христово?

Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви.

Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека - от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его, и делает это из любви к нам.

7. Зачем это нам - праздник Рождества?

Он приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения - это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: "Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Отныне человек не одинок в этом мире. "Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас". "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом", - так сформулировал великую тайну боговоплощениясвященномученик IIвекаИриней Лионский.

Праздник Рождество Христово является большим христианским праздником, одним из двенадцати главных православных праздников, которые церковь отмечает с особым торжеством.

Праздник установлен в честь рождения на Земле Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего. Сам Бог Всемогущественный, Творец неба и земли, воплотившись, стал человеком, чтобы спасти от гибели людей всего мира.

Светлый праздник Рождества Христового играет важную роль, как в жизни каждого православного христианина или католика, так и для самой Церкви. По словам Святого Иоанна Златоуста II, Рождество Христовое, празднование которого приходится на 25 декабря по юлианскому календарю или же на 7 января по григорианскому календарю, является началом всех главных церковных праздников. Он говорил, что в этом празднике берут свое начало и Богоявление, и Пасха, и Вознесение Господнее, а также Пятидесятница.

Из давних пересказов сознательный христианин знает, что о явлении на Землю Сына Господа было известно пророкам Ветхого завета. И этого чуда ожидали в течение нескольких веков. Так было предсказано Рождество Христово, а история самого праздника берет свое начало в четвертом веке до нашей эры.

Так как же все начиналось?

Появление Сына Господа случилось в холодную зимнюю ночь. Мария и Иосиф тогда шли из Палестины в Иерусалим. Как свидетельствуют давние источники, в то время проходила перепись населения. Римляне должны были записываться по месту своего проживания, а иудеи - по месту своего рождения. Мария и Давид, потомки царя Давида, направлялись в Вифлеем, который находился на юго-западе от Иерусалима. Когда у Марии начались родовые схватки, они были около пещеры, в которой находилось стойло для скота. Иосиф пошел искать повитуху. Но когда вернулся, то увидел, что Младенец уже родился, а пещера наполнена светом такой силы, что глаза не могли выдержать его. И только спустя некоторое время свет угас. Так Мария родила Богочеловека - на соломе среди яслей, но озаренная Божьим светом.

Поклонение пастухов и дары волхвов


Первыми узнали о рождении Иисуса Христа пастухи, которые ночью дежурили около своего стада. Им явился ангел и принес благое известие о рождении Сына Бога. Волхвов же известила о радостном событии яркая звезда, которая взошла над Вифлеемом. Они последовали за светом этой звезды, и пришли к пещере.
Оказавшись в пещере, волхвы подошли к Младенцу и встали на колени перед будущим Спасителем человечества. Они принесли Ему дары: двадцать восемь золотых пластин, ладан и смирну. Золото волхвы поднесли Ему как царю, ладан - как Богу, а смирну - как человеку, которому надлежит принять смерть. Иудеи погребали своих мертвецов со смирной, чтобы тело оставалось нетленным. Благовонием были наполнены небольшие шарики размером с оливу, которые нанизали на нить, - всего семьдесят один шарик.

Убийства младенцев

Царь Иудеи Ирод с большим страхом ожидал рождения чудесного Младенца, потому что думал, что Он будет претендовать на его престол. Поэтому Ирод приказал волхвам вернуться в Иерусалим и сообщить ему о месте, где находятся Мария с Ребенком. Но волхвы этого не сделали, потому что получили во сне откровение - предупреждение о коварстве царя и совете не возвращаться к деспотичному правителю. Ирод же, не дождавшись волхвов, отдал приказ своим воинам окружить Вифлеем и убить всех младенцев. Воины врывались в дома, забирали новорожденных детей у матерей и убивали их. В тот день, по преданию, погибли больше четырнадцати тысяч младенцев. Но Сына Божьего они так и не нашли, потому что Марии и Иосифу было виденье, в котором Божий ангел их предупредил об опасности и приказал немедленно покинуть Вифлеем и отправиться в Египет, что они и сделали в ту же ночь.

Дата и время рождения Иисуса Христа

Дата рождения Сына Господа долгое время оставалась спорным вопросом для историков и теологов. Попытка установить этот момент согласно датам событий, которые сопровождали рождение Иисуса, не приводила богословов к какой-то конкретной дате. Впервые упоминание о 25 декабре как о дате рождения Иисуса Христа, встречается в летописях Секста Юлия Африкана, датированных 221 годом. Почему дата Рождества христового определена именно этим числом? Потому что дата и время смерти Христа точно известны из Евангелия, а Он должен был находиться на Земле полное число лет. Из этого можно было сделать вывод, что Иисус Христос был зачат 25 марта. Прибавив к этому дню девять месяцев, получили дату Рождества Христового - 25 декабря

Установление празднования

Из-за того, что первыми христианами были евреи, они не отмечали Рождество Христовое. Потому что по их мировоззрению этот день есть "день начала скорби и страданий". Для них важнее был день Пасхи. Но когда греки вошли в христианские общины, то на основе их обычаев стали праздновать и день рождения Иисуса Христа. Сначала в день уже существующего христианского праздника Богоявления праздновали и рождение, и крещение Иисуса. Но с начала седьмого века Рождество Христовое стали отмечать отдельно и история праздника вышла на новый уровень.

По преданию, незадолго до своего Успения, Божья Мать передала благословенные дары волхвов в Иерусалимскую Церковь, где они хранились долгое время и передавались из поколения в поколение. Потом дары волхвов попали в Византию. В 400-м году византийский царь Аркадий перенес их в новую столицу - Константинополь, чтобы освятить город. Там они и хранились в казне императоров. В 1433-м, после захвата города Константинополь, турецкий султан Мухаммед II позволил забрать сокровища своей жене Маро (Марии), которая была христианкой по вероисповеданию. После падения Византии она отправила дары волхвов на Афон, в монастырь Павла. Они и доныне хранятся в Афонском монастыре, лишь иногда их вывозят из монастыря - золотыми слитками освещают воду и выгоняют злую силу.

Традиции праздника

Традиции празднования светлого дня Рождества Христового уходят корнями в далекое прошлое. Перед праздником идет сорокадневный пост. В Сочельник пост особенно суров. Также в этот день происходит вечернее богослужение. На Рождество Христовое в Украине и других православных странах крестники несут своим крещенным так называемый "ужин", который состоит из кутьи. После того, как на небе взойдет первая звезда, можно садиться за стол, где обязательно должно быть двенадцать постных кушаний - по количеству апостолов. Кушанья должны быть постными, поскольку накануне Рождества христового еще нельзя употреблять животную еду. Перед праздничным ужином все присутствующие за столом читают молитву, которая восхваляет Бога нашего Иисуса Христа.

Накануне праздники люди украшают свой дом еловыми ветками. Именно ветки ели знаменуют собой вечную жизнь. Также в дом приносят дерево ели и украшают его яркими игрушками, которые символизируют плоды на райском дереве. В этот день среди христиан принято дарить друг другу подарки.

В давние времена в этот день молодые люди наряжались в веселые костюмы, собирались в группы, сооружали на жерди Вифлеемскую звезду и с веселыми песнями-колядками ходили по домам, оповещая хозяев, что Христос родился. Они желали хозяевам мира в доме, хорошего урожая и других благ, а те, в свою очередь, благодарили за коляду и давали разные угощения. К сожалению, данная традиция сохранилась только в селах.

Божественная суть свята

Христиане всего мира ежегодно с нетерпением ожидают праздник - Рождество Христово. В каждом уголке земного шара, где склоняются перед именем Христа, празднуют величественный день рождения Спасителя.

Рождество Христово - это начало новой эры для человечества на земле. Всесильный Господь по Своему Большому милосердию к людям принял человеческое подобие, чтобы помочь человечеству возобновить почти угасший свет в сердцах людей, напомнить им суть слова Истины, затерянного в греховной жизни. Творец, придя на Землю в образе человека, соединил небо и землю, заключив с человечеством Новый Завет - Завет Любви.

Пророки завещали, что на Землю придет Царь мира, который исправит все то, что натворило человечество на земле. Но те, кто об этом знал, не ожидали, что он родится в скромном, тихом месте среди домашнего скота, потому что, как известно из Евангелия, места в Вифлееме среди людей святой семье не нашлось. Так и сегодня у людей не всегда есть место в душе для Бога - желания принять в свое сердце светлое рождение Спасителя.

Большинство людей ожидают на величавое, помпезное действо прихода Бога в их жизнь, а Он приходит тихо, незримо. И приходит Он к тем людям, которые действительно желают менять свои жизни, делать мягкими свои сердца в покорности Величественной силе, которая является Предвечной Любовью, которая держит Вселенную в своих ладонях.

Пусть Господь поможет всем жаждущим иметь чистые сердца, наполненные Святыми дарами. Чтобы они смогли принять в свои жизни Рождение Спасителя и извещать всем благое известие так, как вещали ангелы о приходе Бога на землю:

Христос Родился! Славим Его!

Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне боговоплощения, пояснял: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Святой Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «…В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография. К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества.

В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне». Церковь в богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.

Рождество Христово: вифлеемская пещера

Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание».

Евангелист Лука свидетельствует: «И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. Все шли на перепись, каждый в свой город. Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида. Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7) .

Именно так – в пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена, разбросанных для корма и подстилки скоту, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не то чтобы какого-то земного величия, но даже минимального удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. Такое несвоевременное для Святого семейства путешествие через всю Палестину объясняется тем, что римляне записывались по месту своего проживания, иудеи же – по месту происхождения. Иосиф и Мария, как известно, являлись потомками царя Давида, родом из Вифлеема, расположенного в семи километрах к юго-западу от Иерусалима. Известно, что представители этой династии были лишены трона еще в VI в. до н.э. и вели жизнь частных граждан, не афишируя своего происхождения.

В прибавление к кратким евангельским свидетельствам о Рождестве Христовом, ряд подробностей появления на свет Спасителя содержатся в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим апокрифам, Мария почувствовала наступление родов и Иосиф пошел искать повитуху. Возвратившись к ней, он увидел, что роды уже произошли, а в пещере засиял свет такой силы, что они не в состоянии были его вынести и лишь спустя некоторое время свет исчез и явился Младенец.

По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привел повитуху – Саломею. При этом Саломея упоминается в апокрифах, как засвидетельствовавшая чудо сохранения девственности Богородицы. Ее образ также вошел в иконографию Рождества Христова.

Поклонение пастухов и волхвов

Известие о родившемся Спасителе дошло до пастухов, дежурящих ночью у своего стада. Им явился Ангел и сообщил об этом – и именно пастухи первыми пришли поклониться Родившемуся в ту ночь.

Чудесною звездою было возвещено о Рождестве Христовом волхвам, «звездословцам» — по сути, в их лице весь прежний языческий мир преклонил колени перед истинным Спасителем мира. Волхвы нашли то место, где родился Спаситель, и «падши поклонились Ему» (Мф.2:11). Они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как «имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным», как трактует Священное Писание блаженный Феофилакт Болгарский.

Он же пишет: «Они (волхвы – Авт. ) из пророчества Валаама научились тому, что Господь и Бог, и Царь и что Он имеет умереть за нас. Но выслушай это пророчество. «Возлег, — говорит, — почил, как лев» (Числ. 24:9). «Лев» обозначает царское достоинство, а «возлег» — умерщвление».

Избиение младенцев

Иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он сказал волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы получили откровение во сне – не возвращаться к деспотичному правителю. Так они и поступили. Ирод же пришел в ярость и дал приказ убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Вифлеем был окружен войсками, словно в военное время, исполняющие приказ воины врывались в дома, вырывали младенцев из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били головой о камни, поднимали на копья, разрубали ударами меча.

«Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», — свидетельствует евангелист Матфей, Мф. 2:18.

14 тысяч – таково число убитых детей. Однако Ироду не удалось осуществить задуманного. Святой Иосиф Обручник, получил во сне откровение бежать в Египет вместе с Марией и Младенцем. Что и было седлано в ту же ночь.

Блаженный Феофиалакт Болгарский, поясняя Евангелие от Матфея, пишет: «Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут».

Святой Иоанн Златоуст трактовал это чудовищное событие следующим образом: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?»

Время и дата Рождества Христова

Попытки установить год Рождества Христова по датам сопутствующих событий (годов правления императоров и царей) не привели к какой-либо конкретной единой дате. По-видимому, исторический Иисус Христос родился между 7 и 5 гг. до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.

Установление празднования Рождества Христова

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому мировоззрению, рождение человека - «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками. Рождество Христово стало праздноваться отдельно с IV века.

Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю. Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется сорокадневным постом.

Впервые о празднике Рождества Христова упоминается у Климента Александрийского. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его бесед, на Востоке днем праздника было определено 25 декабря.

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, известный под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника Рождества называется сочельником или сочевником, так как, согласно церковному уставу, в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По сложившемуся обычаю, пост этого дня хранится до вечерней звезды. Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно выпадает на воскресенье. В это время совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь выражает свою духовную радость о Рождестве Христовом пением пророчественной песни: «яко с нами Бог».

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. сайт расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.


Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и . В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.


Среди великих православных праздников есть те, которые особо чтимы нашим народом. Одним из таких дней в православии является Рождество Христово - любимый праздник как взрослых, так и детей. Традиции его отмечания складывались веками, поэтому тесно переплелись с язычеством. Сейчас даже среди православных верующих можно встретить людей, которые даже не подозревают, что на Рождество занимаются вовсе не христианскими вещами. Как правильно праздновать Рождество, какова история этого праздника и чего не следует делать в этот день - попробуем разобраться в этой статье.

События Рождественских дней

Иисус Христос, Сын Бога Живого, был рожден на земле Девой Марией . Произошло это событие в городе Вифлееме, куда Святая Дева шла вместе со своим обручником Иосифом на перепись населения. В те времена население городов учитывалось по родам, поэтому для переписи необходимо было прийти в город, откуда шли все предыдущие колена.

Икона «Рождество Христово»

По причине большого скопления людей в городе, Иосифу и Марии не удалось найти места даже в самой плохой гостинице. Увидев, что Мария должна вот-вот родить, один человек сжалился над парой и предложил им место в пещере, где размещался скот.

Важно! Это сложно осознать, но Спаситель всего человечества родился в хлеву, застеленным сеном, где не было не только достойных Его Славы условий, но даже элементарного комфорта.

В то время, когда Богородица укладывала новорожденного Христа, о Его рождении узнали пастухи. Им явился ангел, который возвестил о радостном событии. Кроме того, вифлеемская звезда показала путь к пещере восточным волхвам. В их лице, символично, языческий мир Востока первым поклонился новорожденному Христу. От них же Господом были получены и первые дары - золото, ладан и смирна.

Интересно! В отличие от традиции дарить подарки на Новый год, Рождественские подарки имеют более глубокий смысл. Помимо радости, они символизируют и дары волхвов, принесенных Христу.

История становления праздника Рождества в христианстве

С древних времен празднование этого дня существенно отличалось в различных христианских конфессиях. Существует, к примеру, значительное разногласие между византийскими церквями и Армянской Церковью. Так, армяне уверены, что праздновать Рождество и Крещение необходимо в один день, 6 января, тогда как византийская традиция разделяла эти даты.

Что же касается нашей православной Церкви, то праздник Рождества издревле был причислен к великим двунадесятым праздникам, в которых восхваляется Господь Бог. Изначально дата празднования была 25 декабря (сейчас она осталась у католиков), но с переходом на новый стиль сместилась на 6 января (Сочельник) и 7 января (Рождество).

Праздник Рождества Христова православная церковь отмечает в ночь с 6 на 7 января

Как в историческом, так и в богослужебном аспекте, празднование Рождества тесно связано с Крещением Господним. И тому и другому дню предшествует Сочельник, а сами службы очень схожи.

Большое значение в становлении праздновании Рождества имеет пост перед ним. Он берет свое начало с древних христианских времен, когда христиане перед великими праздниками постились, чтобы в святой день причаститься и достойно встретить праздник.

Значимость праздника привела к тому, что благочестивая традиция соблюдать пост вышла за рамки одного дня. Святитель Иоанн Златоуст указывает в своих творениях, что в его бытность подготовка к Рождеству длилась в течение пяти дней. Со временем христиане увеличивали пост до 2-3 недель и больше.

Окончательно установлена длительность Рождественского поста в ХІІ веке патриархом Лукой, который и постановил всем христианам поститься 40 дней. Такую же длительность имеет и Великий пост, только он отличается большей строгостью.

Святые отцы нашей Церкви, по Евангельскому откровению, называют праздник Рождества самым светлым, радостным и основополагающим для всех других христианских памятных дат. Отношение к Рождеству во многом определяет христианский настрой и на все последующие дни в году.

О других праздниках в честь Господа:

Как соотносится Новый год и Рождество

Для многих верующих людей, выросших в советское время, становится острым вопрос празднования Нового года , который припадает на последнюю неделю Рождественского поста. С одной стороны, верующий человек за неделю до великого праздника должен особо внимательно окунуться в свою духовную жизнь, усилить пост, причащаться и каяться в грехах. С другой стороны, сильна с детства привитая привычка отмечать Новый год, как один из самых любимых праздников в нашем народе. Как же разрешить эту дилемму?

В новогоднюю ночь во многих храмах и монастырях совершаются молебны и литургии

Действительно, Новый год настолько любим нашими людьми, что весь декабрь буквально тонет в предновогодней суете. Покупаются подарки, украшаются гирляндами и снежинками дома, составляются меню новогоднего стола. И мало кто вспоминает, что главный праздник - Рождество - будет только через неделю.

Среди православных христиан можно выделить два основных взгляда на соотношение Нового года и Рождества. Особо ревнивые верующие полностью вычеркнули Новый год из числа праздничных дней и совершенно никак не выделяют его. Вечером ужинают постными блюдами, читают обычное молитвенное правило и отправляются спать, если это возможно под грохот фейерверков и петард за окном.

Более лояльные православные пытаются найти компромисс. Несмотря на то что Новый год - это полностью светский праздник, отмечание которого было искусственно привито нашему народу после революции 1917 года, он действительно любим во многих семьях. И, несмотря на пост и подготовку к Рождеству, становится грустно от необходимости полностью отказывать себе в новогодних радостях.

О других светских праздниках:

Значение любого праздника всегда определяется его сутью. Безусловно, Рождество имеет гораздо больше смыслов и духовной наполненности, чем Новый год. Но если православный христианин использует новогоднюю ночь не для объедения и пьянства, а для встречи с родными и близкими, общения с ними в духе любви и радости - то что в этом плохого?

Важно! Даже православные верующие в разгар рождественского поста могут найти допустимый формат отмечания Нового года, чтобы он не нарушал их духовную целостность и не обижал близких.

Сейчас нет никаких проблем с едой, поэтому новогодний стол можно легко накрыть как постными, так и скоромными блюдами, чтобы человек мог выбирать, что ему есть. Алкоголь в небольших количествах допустим и в пост, главное, чтобы новогодняя ночь не превращалась в пьянку.

Перед Рождеством соблюдается сорокадневный строгий пост

Но конечно же, главным праздником для любого христианина будет Рождество. Скромно отметив Новый год, православные начинают подготовку к основному действу. Многие верующие даже елки наряжают через неделю после Нового года, а подарки под нее кладут в Сочельник, вечером 6 января.

Важно! Традиция дарить подарки именно на Рождество свидетельствует о перенесении главного праздничного акцента на христианскую дату.

Чего не стоит делать в Рождество

Поскольку тенденция отмечать Рождение Христа стала популярной не только у верующих христиан, но иногда и у атеистов, этот день наполнился множеством традиций. К сожалению, далеко не все из них сопоставимы с православием.

Интересно! Так, очень популярной традицией в нашем народе являются гадания на Рождество и Святки.

Нужно помнить, что православная Церковь всегда с большим осуждением относилась к любым гаданиям и подобным оккультным практикам. Многие не относятся к святочным гаданиям всерьез, думая, что это просто развлечение. Такое легкомысленное отношение к греховному делу может очень сильно навредить душе.

Православная церковь негативно относится к гаданиям и оккультным практикам

Можно найти множество свидетельств о психических расстройствах, которые наступили у человека после участия в гаданиях, да еще и в святые христианские дни. Даже не имея особой веры в правдивость гадания, человек своим участием в грехе дает доступ к душе темным силам. Поэтому любой христианин должен всячески избегать святочных гаданий и прочих оккультных практик.

Часто можно встретить мнение, что распев рождественских колядок также относится к язычеству. Это не совсем правда: именно рождественские песнопения славят Господа Иисуса Христа. Но связь с язычеством действительно существует. Впервые подобные песнопения имели языческую основу и распевались в честь солнца. С принятием христианства языческие песни заменили на традицию петь рождественские колядки о Христе. Эти песнопения не являются молитвами, однако, в праздничные дни петь их можно. Во многих храмах после службы также можно послушать красивое пение колядок церковным хором.

Кроме гаданий и оккультизма, нужно помнить, что Рождество - праздник духовных, наполненный глубоким смыслом. Никто не запрещает накрыть стол, позвать гостей и отметить праздник, но нельзя его полностью переводить в мирскую плоскость. Даже с окончанием поста и разрешением скоромной пищи нужно соблюдать некоторую умеренность в еде и питье, чтобы не допустить переедания и алкогольного опьянения.

Важно! Христианин в любой день своей жизни должен помнить, что он предстоит перед Богом, поэтому совершенно бессмысленно соблюдать пост, а затем забывать о нем на самом празднике.

Праздник Рождества Христова