Последние статьи
Домой / Виды макияжа / Цветоведение. Сочетание цветов: Цветовой круг - Irzeis

Цветоведение. Сочетание цветов: Цветовой круг - Irzeis

Мы разобрались в предыдущей статье. Но главное понять, как пользоваться цветовым кругом, усвойте основы и вам не будет равных в правильном использовании цветовой палитры. Согласитесь жутко полезная информация, ибо вопрос о том, как правильно сочетать цвета встает перед нами ежедневно. Ведь важно правильно подобрать сочетание цветов в интерьере, одежде, и т.д.

Итак, если вы хотите научиться пользоваться цветовым кругом, усвойте самое главное: в основе работы с цветовым кругом лежат цветовые схемы, опираясь на которые вы сможете без труда подобрать гармоничные цветовые сочетания из двух, трех или четырех цветов.

Начнем с двух, на мой взгляд, самых простых схем. Это монохромная схема - выбираем разные оттенки одного цвета. И аналогичная или сходственная - это сочетание соседних цветов (расположенных в непосредственной близости).

Следующая схема, в принципе тоже не должна вызвать затруднений, это линейная схема. Сочетание цветов при использовании линейной схемы называется - дополнительное. В этом случае выбираются цвета находящиеся друг против друга (противоположные) - т.е. просто по прямой соединяем два цвета. Либо второй вариант: выбираем основной цвет, а при выборе второго смещаемся на соседний сектор от противоположного основному.

Кроме того у линейной схемы есть другие вариации: двойная линейная схема и дополнительная линейна схема.



Треугольная (триадная) схема - в ее основе лежит использование равноудаленных друг от друга цветов. По идеи равносторонний треугольник, но на самом деле это не совсем так. Равносторонний треугольник будет удобен для правильно выбора секторов цветов, а уже в зависимости от того какие именно оттенки вам приглянутся стороны треугольника будут изменяться. Надеюсь, никого не запутала - в общем на рисунке все показала.



И напоследок квадратная (тетраидер) схема - аналогична предыдущей схеме, только используется квадрат либо прямоугольник.



Эти цветовые схемы помогут вам без труда подобрать гармоничные цветовые сочетания, не забудьте только что для достижения идеального результат в некоторых случаях нужно изменять яркость или насыщенность цветов - дабы они уместно смотрелись вместе.

Иначе говоря, подбирая цвета по цветовому кругу, мы их еще группируем в цветовую композицию. Которая строиться либо на основе нюанса, либо контраста.

Нюансная композиция - строится на основе использования соседних (аналогичное сочетание) цветов одинаковой насыщенности, т.е. среди них не должно быть доминанты. Например: выбираем 3 соседних цвета (аналогичное сочетание), соответственно на одной линии - одинаковой насыщенности. Это и будет нюансная композиция.



А контрастная композиция напротив основана на отличии цветов друг от друга по насыщенности и по цвету. Это может быть сильный контраст: когда между выбранными цветами находится 3 промежуточных цвета. А вот при использовании линейного сочетания (противоположных цветов) получаются также броские сочетания, но несколько мягче. Причем даже если насыщенность цветов будет одинакова, они все равно будут контрастными - их еще называют дополнительными, например возьмем красный и зеленый.



Однако стоит учесть, что контрастную композицию можно построить и в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Так если в пределах одного цветового сектора взять один цвет сначала, а второй с конца (в разной насыщенности), также получится контрастная композиция. Ну и что касается ахроматических цветов: черный и белый цвета относятся к сильно контрастным.



К слову о белом и черном цветах, наверняка вы обратили внимание, что как таковых их нет в цветовом круге. Это потому что они не цветные - ахроматические. Да кстати и серый (их оттенок) относится к ним же. Они идеально сочетаются со всеми цветами цветового круга, их можно использовать в любом количестве. А вот цвет, который заслуживает отдельного внимания - это коричневый цвет.

Дело в том, что он может быть получен двумя способами: первый - при добавлении черного цвета к оранжевому, красно-оранжевому или красному, второй - при смешивании (цветов из центра круга) скажем красного и зеленого. Собственно исходя из того с каким коричневым цветом вы имеете дело и будет завесить тактика сочетания коричневого цвета с другими. Так, если коричневый цвет получен первым способом, сочетание его с другими цветами создается по общим правилам цветового круга. А если вторым, то следует избегать его сочетание с первичными (синий, красный, желтый) и вторичными (зеленый, оранжевый, фиолетовый) цветами. А вот с третичными и с ахроматическими можно.

Вот собственно и все о том, как пользоваться цветовым кругом.

Существует несколько простых способов комбинирования различных цветов в одежде:

1. Если вы выбираете одежду одного цвета, обязательно дополняйте ее аксессуарами!! Это может быть яркий шарфик, бусы, брошь.
При этом будьте осторожны с выбором цвета!!! Одеваясь с ног до головы в черное, серое или коричневое, вы будете выглядеть слишком мрачно. Белый цвет хотя и выглядит эффектно, однако в чистом виде идет немногим. Если вы выберете слишком яркий цвет (желтый, розовый и т.д.), то будете действовать на нервы не только себе, но и окружающим.

2. Выбирайте одежду одного цвета, но разных оттенков: светлый верх + более темный низ (или наоборот).
Например, если вам очень нравится синий цвет, то поэкспериментируйте с ним. Он взаимосвязан с фиолетовым, зеленым и голубым. Оттенки могут располагаться ближе к первому, второму или третьему. Изменяйте в разных деталях одежды его яркость, насыщенность, т. е. присутствие темных и светлых тонов.



3. Черный и белый цвета сочетаются с любым другим цветом. Расставляйте яркие цветные акценты с помощью аксессуаров — броши, браслетов, шарфика.

4. Возможно сочетание и более двух цветов: трех, четырех. Лучше, чтобы они присутствовали не в равной степени, а, например, в таком соотношении: два основных и два дополняющих (в аксессуарах: платок, сумочка, перчатки, украшения).

5. Все пастельные тона сочетаются между собой.

6. В одежде нежелательно сочетать теплые и холодные оттенки Цвета бывают теплые и холодные. В составе теплых есть желтый пигмент, а холодные цвета имеют синий подтон. Но в то же время каждый цвет может иметь и теплые, и холодные оттенки. Правило сочетания тонов очень просто: холодные оттенки прекрасно сочетаются с холодными, а теплые с теплыми. Например, розовый гармонирует с бордо и нейтральным серым, а персиковый хорошо смотрится с кирпичным и бирюзовым.

Помните, что удачен тот образ, где только один цвет яркий, только один аксессуар крупный, только одна часть тела обнажена.

7. В созданном вами образе следует использовать от двух до четырех цветов. Так как однотонная одежда создает ощущение скуки и бледности, а переизбыток красок (более 4-х тонов), наоборот, делает похожей на попугая.

8.В гардеробе должен преобладать один, максимум два основных цвета, которые занимают большую площадь, чем дополнительные. Например, синее пальто по колено, светло-голубой шарф и черные сапоги (в данном случае синий - главный).

9. Универсальным цветами являются белый, серый, а также черный. Их можно использовать для базовых элементов образа. Не забудьте дополнить их яркими, броскими аксессуарами.

10. Все пастельные цвета, а именно бежевый, розовый, нежно-голубой и тому подобные, сочетаются друг с другом независимо от оттенка. Поэтому смело комбинируйте их между собой в любом подходящем для вас порядке.

11. Чтобы визуально «подтянуть» фигуру, следуйте правилу - нижняя часть должна быть на несколько тонов темнее верхней. А также не забывайте, что между собой миксуются исключительно родственные или же контрастные цвета. Другие варианты - негармоничны.

Чувство стиля и вкус - качества скорее врожденные. Однако для того, чтобы подобрать элегантный эффектный гардероб, нужно знать и некоторые правила, которые помогут разобраться в сочетании цветов одежды. Давайте поиграем с цветовой палитрой, взяв на заметку наиболее распространенные и популярные способы соединения красок.

  • Согласно «монохроматической» концепции, в гардеробе должен превалировать один главный цвет (например, фиолетовый, озовый, коричневый или другой), однако со всем многообразием его оттенков: от самых светлых до темных. Тут важно созвучие тонов, то есть они должны стоять в одном цветовом ряду. Например, если синий - ваша слабость, то поэкспериментируйте с ним. Меняйте в деталях одежды его насыщенность, яркость: бирюзовый или светло-голубой, васильковый или же лазурный. В случае, если душа лежит к окраске солнца - оранжевому, то перед вами огромное разнообразие: от медово-желтого до янтарного. Кстати, коричневый цвет получается, если совместить серый и апельсиновый.
  • При ахроматическом соединении в качестве основного цвета в гардеробе выступает черный, свежий белый или серый. Они прекрасно сочетаются не только между собой, но и с другими всевозможными красками и оттенками. А чтобы придать образу изюминку и разбавить скучные одежды, используйте яркие аксессуары, например, синий шарф или коричневый пиджак из замши к белой блузе.
  • Почитателям строгости и консерватизма специалисты советуют базовые элементы наряда выдержать в двух цветах - иссиня-черном и белом. Однако не стоит забывать, что последний имеет особенность «размывать» контуры фигуры, в то время как темные вещи, наоборот, делают ее более четкой и стройной.
  • В сочетании цветов одежды, которое носит название «комплементарное», используются уже упомянутые выше онтрастные пары - желтый и темный фиолетовый, солнечно-оранжевый и синий, а также сочный красный и свежий зеленый. Однако такие миксы не обязывают вас к броскому гардеробу. Ведь все цвета, указанные выше, богаты всевозможными оттенками: как яркими, так и светлыми, приглушенными.

Подбирая гардероб, учитывайте не только сочетаемость отдельных красок, но и оттенков оных. Ведь их невероятное множество! Руководствуйтесь правилом схожести цветов, то есть к яркой красной одежде подбирайте тона синего, к светлому небесно-голубому - розовые, а к оранжевому - светлый коричневый или бежевый. Выбранные вами соединения не должны соперничать и бороться между собой в сочности и насыщенности, и тогда ансамбль будет выглядеть элегантно и гармонично. И всегда помните, что правила существуют для того, дабы их нарушать. Поэтому не отрекайтесь от экспериментов, не полагайтесь полностью на науку и не действуйте слепо согласно советам специалистов - создавайте свой индивидуальный стиль.

Цветовой круг поможет вам разобраться как взаимодействуют между собой цвета, их построение, простые и девственные схемы сочетаний цветов. Фото.

Цветовой круг Иттена – это модель взаимодействия цвета между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по цветовой волне, по холодным и теплым оттенкам, а так же порядок сочетания цветов.

Цветовой круг был придуман как инструмент работы с цветом для начинающих художников. Эта небольшая картинка показывала родительские свойства основных цветов: желтого, синего и красного. Треугольники по бокам центральной фигуры – дочерние цвета. Так зеленый – это результат смешивания желтого и синего, а оранжевый – красного и желтого, в свою очередь пурпурный – красного и синего. Оболочка, в виде круга, описывает спектр (зависимость цвета от световой волны) от красного (самая длинная волна) до фиолетового (самая короткая), связь же между двумя ее концами осуществляет пурпурный цвет, который не имеет волну как таковую.

Получается, что пурпурный цвет объединяет положительную и отрицательную бесконечность, тем самым описывая биологическую особенность взаимоотношения цвета с глазом человека: если на сетчатку глаза попадает одновременно красный и фиолетовый цвет мы видим фантомный пурпурный цвет.


Цвета цветового круга

Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, так как мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где цвета цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:


А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.


Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.


Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.

Круг цветовых сочетаний

Несмотря на то, что инструмент был разработан давно, его практическое применение до сих пор актуально. Он не просто дает представление о цвете и построении оттенков, но и учит эффективно сочетать цвета.

Круг цветовых сочетаний имеет набор цветовых схем.

Двухцветная гармония дополнительных цветов. Если смешать такие цвета на палитре, то они дадут грязно-коричневый оттенок, но в теории при их смешивании должен получаться серый. Эти цвета наиболее контрастны друг к другу и порой смотрятся вызывающе. Такие комбинации чаще используют в искусстве, чтобы добиться более ярких образов.


Предельно удаленные пары. Такое сочетание яркое, но более мягкое в отличие от дополнительных цветов. Оно более приемлемо для одежды и интерьера.



Смежные и похожие цвета не образуют контраста, но могут поддержать гармонию. Их используют для подчеркивания основного оттенка или как дополнительные цвета в многоцветной гармонии.



Триадное сочетание по цветовому кругу начинается с подобных оттенков, которые как и два подобных не создают контраст, но поддерживают гармонию.


Классическая триада и контрастная триада – это схема трехцветного сочетания по цветовому кругу по принципу треугольника: равностороннего и острого. Самые красивые сочетания можно создать по принципу острого, однако равносторонний дает мягкие и сбалансированные сочетания.



Существует 4 варианта четырехцветного сочетания по цветовому кругу:

Это четырехцветная контрастная гармония: она создана на основе контрастной триады и является ее близкий родственником. Такие сочетания броские и импозантные.


Четырехцветная классическая гармония родственник гармонии основанной на равностороннем треугольнике. Она более мягкая, но полная по цветам.


Квадратная гармония и прямоугольная гармония – это четырехцветные сочетания, как и две прямоугольные, имеют туже зависимость. Определение цветов с помощью квадрата дает более мягкую гамму, нежели прямоугольный метод.



Шестицветная гармония создается с помощью фигуры равностороннего шестигранника. Это сложное сочетание, которое очень сложно подобрать самостоятельно, поэтому полезность этого инструмента очевидна.


Составления сочетаний – довольно сложная работа и далеко не все, даже профессионально связанных с цветом людей могут построить в голове такую гармонию, которая устраивала бы их по всем параметрам. Поэтому для того чтобы в любых условиях можно было работать с цветом существует инструмент — .

Если брать во внимание цветовой шар, то сам цветовой круг может содержать множество оттенков, для которых принципы сочетабельности по классическому кругу будет актуальным.


Цветовой круг Йоханесса Иттена разработан в соответствии с законами теории цвета, поэтому является указателем правильного сочетания цветов. Эта статья поможет вам разобраться в схемах сочетания цветов. Используя это понимание, вы уже без труда сможете использовать

.

Основой круга Иттена есть красный, желтый и синий. Путем смешивания получаются все остальные цвета и оттенки. Фиолетовый, зеленый и оранжевый – цвета, которые при соединении дают внешний круг на схеме Иттена (12 цветов), сами получаются из сочетания базовых. Это наглядно изображено на схеме:


В любой сфере (дизайн, мода, искусство фотографии) правильным считается комбинирование трех цветов по принципу (60×10×30). Это позволяет изделиям любого профиля выглядеть органично и выразительно.

Чтобы правильно сочетать цвет с помощью круга Иттена, необходимо использовать:

Рассмотрим подробнее подбор цветового сочетания при помощи цветового круга Иттена.

Помощь в подборе цвета вам поможет, так называемый, цветовой калькулятор . Это генератор. Вы вводите нужный вам цвет, нажимаете на схему подбора цвета и для вас генерируются гармоничные цвета.

При работе с оттенками благоприятно выглядят:

  1. Ахроматические сочетания черного с красным, белым или желтым, белого с синим, красным и черным, серого с синим, красным и цветом фуксии.
  2. Монохроматические сочетания с использованием тонов одного цвета.
  3. Сочетания контрастов (на круге Иттена их можно найти, применяя схему Х, квадрата или прямоугольника).

Использование теплых цветов базируется на:

  • Красном с белым, черным, желтым, синим, зеленым.
  • Оранжевого с оливковым, блекло-зеленым, лиловым.
  • Пурпурный с серым, бледно-желтым, зеленым и коричневым.
  • Розового с белым и черным, оттенками зеленого и голубого.
  • Желтом с серым, черным или синим.

Основой использования холодных цветов являются:

  • Оливковый с оранжевым, светло-коричневым.
  • Синий с желтым и красным.
  • Зеленый с желтым, черным и серым.
  • Лиловый с белым, розовым и желтым.
  • Голубой с белым, серым, красным и желтым, розовый.

Холодные и теплые оттенки следует использовать с осторожностью, ведь они призваны вызывать ассоциации (снег и мороз, солнце и тепло). В практике дизайна не рекомендуется сочетание такие цветовые комбинации: черный/коричневый, синий/зеленый, красный/лиловый, насыщенный синий/черный.

Использование круга Иттена и базовых законов теории цвета помогут создавать удивительные творения в любой сфере, пробудить необходимые чувства и эмоции.

Цветовой круг - то азбука и основа основ для тех, кто желает прикоснуться к творчеству и дизайну. Данный инструмент был разработан И.Иттеном в помощь начинающим художникам. С помощью такой упрощенной модели очень удобно изучать правила гармоничного сочетания цветов. В основе круга три цвета: красный, синий и желтый — наш фундамент. Все остальные получены путем их смешения: союз красного и желтого дает оранжевый; желтого с синим – зеленый; синего с красным – фиолетовый. Такие цвета называются вторичные. Дальше смешиваются красный с оранжевым – в сумме получается красно-оранжевый; желтый с оранжевым – желто-оранжевый; желтый с зеленым – желто-зеленый и т. д. Это будут уже третичные цвета.

Рассмотрим также характеристики цвета .


В центре круга чистые, истинные цвета, цвета радуги. Данные спектральные цвета не разбавлены ни одним другим цветом, ни с чем не смешаны (Hue/Pure Colors ). Например, для красного это цифра 4, для оранжевого 20, для желтого 36 и тд по радиусу. Дальше к ним постепенно начинает добавляться белый, концентрация которого постепенно увеличивается. Чем больше белого добавляется, тем больше каждый цвет размывается. Например, красный через цветочные оттенки уходит в бледно-розовый — так мы получаем оттенки (Tint ). Дальше по направлению к цифре 3, к красному начинает добавляться серый. Красный через ягодные, винные, шоколадные оттенки уходит до кофейного - формируется тональность (Tone ). При добавлении к чистым цветам чёрного получим тень (Shade ), так чистые цвета станут темнее.

И так каждый оттенок. Каждый лучик – это растяжка одного цвета от самого светлого его оттенка, до самого темного оттенка.

Такова концепция цветового круга. Правила гармоничного сочетания цветов одинаковы для всех цветотипов, только применяются к своим цветам. Для весны – к весенним, для лета – к летним, для зимы – к зимним и т. д.

ПРАВИЛА ГАРМОНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ


Правило № 1. Монохромная гармония (сочетание оттенков внутри одного цветового лучика)

Внутри одного лучика мы можем использовать любые оттенки. Несмотря на то, что здесь используется всего лишь один цвет, создать действительно стильный комплект на основе монохромной гармонии довольно сложно. Нужно суметь использовать оттенки умело и не превратить интересную идею в унылый или грубый образ.

Например, мы можем взять черный (он, а также белый и серый, является ахромом, не учитывается в цветовых сочетаниях, как еще один цвет, и сочетается в теории со всеми цветами) и красный. Казалось бы, все по правилам, но получается весьма агрессивное и грубое сочетание, которое подойдет единицам. Либо, можно взять несколько светлых оттенков оранжевого и у нас выйдет довольно бледная и скучная картинка…

Подсказка: Если хотите, чтобы комплект выглядел оригинально и не скучно — «поиграйте» с фактурой тканей, соедините между собой разную, и тогда получится очень модный и стильный образ.

Пример: шоколадные брюки + блуза цвета лепестка розы или шоколад + малиновый; темно-синий (джинсы) + голубой (трикотаж).

Правило № 2. Противоположная гармония (сочетание оттенков внутри лучиков, расположенных напротив друг друга)




В данном сочетании главное правило — аккуратность и правильная дозировка. Если мы создаем образ на основе этой гармонии, то используем следующие подсказки:

1. В случае, если берутся яркие оттенки цвета, то один будет основным (например, платье), а противоположный — акцентом (например, туфли). Два ярких цвета не должны быть равны по пропорциям.

2. Если используем более приглушенные оттенки цвета, то их пропорции можно увеличить и спокойно надеть голубую блузку и горчичную юбку.

3. Если один цвет яркий, а второй приглушенный, то можно пойти и по первому пути и по второму, все зависит от образа и вашей смелости (например, ярко-коралловое платье и мятный жакет или, вместо жакета, туфли и украшения).

4. Не стоит слишком буквально воспринимать правило, используйте оттенки, ведь то, что нарисовано в цветовом круге можно разбить еще на тысячу оттенков, поэтому любое сочетание относительно.

Пример: синее платье + пудровые туфли и сумкой. Брюки цвета шартрез + светло-сиреневая блузка.


Правило №3. Родственная гармония (лучики рядом, в обе стороны).




Подсказка: Когда сочетаете цвета не обязательно брать один оттенок одного цвета и один оттенок второго. Можно взять несколько вариантов. Например, ярко-желтую юбку мы можем сочетать с неоновым оттенком желтого, главное, одна вещь должна быть основной, другая — акцентом. Не надо себя ограничивать узкими рамками, внутри каждого цвета существует множество прекрасных оттенков, которые дают удивительные сочетания между собой!

Пример: розовый + сиреневый, синий + сиреневый, темно-синий + цвет мятного мороженого.


Правило №4. Треугольник.


Мы рисуем внутри круга равносторонний треугольник. Получается, что наш комплект будет состоять из трех цветов, и в данном деле главное — не увлечься интенсивностью этих цветов. Чтобы комплекты выглядели изысканно и модно к этому правилу отлично подходят подсказки из правила №2.

Например: Голубое платье + шоколадные босоножки, фиолетовое платье + охра сумка. К номеру 28 (оранжевый) можно подобрать из красно- фиолетовой гаммы (номера 91, 90 – более глубокие оттенки) или можно пойти в другую гамму и взять затемненную березу (номера 57, 58). Если у вас темно-синее платье (номер 75) спортивного стиля – к нему подойдет оранжевая сумка. Свекольный оттенок + терракота.


Правило №5. Через два цвета на третий.

Выбираем любой лучик (и это будет первый цвет) и от него шагаем по соседним лучикам в любую сторону два раза, третий лучик и станет следующим цветом.

Синий 66, 67, через два на третий – это 90, 91 по шкале.

Правило №7. Сочетание с принтом, рисунком на ткани.

Почти все приведенные примеры являются одноцветными, то есть отдельная вещь — отдельный цвет. Такие комплекты собирать сложнее, потому как надо соблюдать правильные пропорции. Если же одна из вещей с узором, который создан по правилам сочетания цветов, то вторую, третью вещь выбирайте по следующим подсказкам:

ПРОПОРЦИИ
При комбинации двух цветов, наилучшими являются пропорции:

  • 60% + 40%
  • 75% + 25%
  • 80% + 20%
  • 90% + 10%

При использовании трех цветов: 70% + 20% + 10%

  • 65% + 25% + 10%
  • За 100% берется площадь всего объекта.

САЙТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЦВЕТОМ: