Домой / Виды макияжа / Как построить хорошие отношения с одноклассниками (по материалам психологических изданий). Консультация (2 класс) на тему: Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками

Как построить хорошие отношения с одноклассниками (по материалам психологических изданий). Консультация (2 класс) на тему: Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками

И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница начинает знакомить первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, она тем самым создает базу и для отношений «от­ветственной зависимости», и для личных отношений между од­ноклассниками.

В дальнейшем две системы отношений - деловых и личных -развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно со­знательно строится педагогами, воспитателями. Они определя­ют структуру деловых отношений, намечают, кто какую обще­ственную работу должен выполнять, когда и в какой форме от­читываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию.

Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается из­нутри, стихийно.

В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут отве­тить, с кем они сидели за одной партой. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т.д. Этот процесс длится весь пер-


вый месяц, а то и больше. Характерно, что первоклассники по­началу даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществля­ется через педагога. Первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: «Я и моя учительница». По­степенно педагог приучает детей помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты. Постепенно дети начи­нают все больше осознавать себя частью какого-то целого, не учениками вообще, а учениками, скажем, 1 «А» класса, где учительница Галина Григорьевна.

Теперь позиция школьника может быть охарактеризована сло­вами: «Мы и наша учительница». Появляется гордость за свой класс, стремление украсить как можно лучше его помещение, добиться для своего класса почетного места в школьных сорев­нованиях. Эти первые ростки коллективизма необходимо ук­реплять и развивать. Очень большое значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание его жизнеспо­собной структуры. Для этого необходимо разбить коллектив на более мелкие единицы и правильно распределить общественные поручения.

Наиболее жизнеспособная величина первичного коллекти­ва - это 5-7 одноклассников, сплоченных вокруг интересую­щего всех их дела. В таком маленьком коллективе есть возмож­ность дать общественное поручение всем его членам. Это очень важно в целях выработки умения самостоятельно решать воз­никшие перед коллективом задачи. Опыт показывает, что уже первоклассники способны выполнять многие общественные по­ручения, например такие, как дежурство по классу, работа са­нитаров, проверка состояния учебников, уход за цветами, ответ­ственность за ведение календаря природы, работа в редколле­гии стенгазеты и т.д.

В начальных классах дети овладевают и такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одно­го задания. В этом случае школьники приобретают опыт рас­пределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи. Сначала действия членов такой груп­пы согласовывает учитель. Потом, когда ученики сами овладе­вают навыками совместной организационной работы, из них вы­деляется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабаты­вается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива.


В связи с этим коллективные отношения детей усложняют­ся; возникает группа, выступающая как своеобразное ядро кол­лектива, - появляется актив.

Выделение актива - очень сложный и противоречивый про­цесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из кол­лективистских побуждений, из желания действительно прине­сти пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельнос­ти отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам кол­лектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упря­мятся, капризничают.

Опасно, если в классе выделяется группа, так сказать, «про­фессиональных руководителей» других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себя­любия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива.

При отсутствии соответствующей воспитательной работы от­ветственность перед коллективом не возрастает у детей. В ре­зультате экспериментов выяснилось, что, когда дети действуют без контроля со стороны (сами складывают сделанное в ящик), они не чувствуют должной ответственности перед коллективом и задание выполняется на 50-60%, когда же они сдают свою работу уполномоченному коллектива, то процент выполнения зна­чительно возрастает и достигает 70-80%. И наконец, когда дети сдают свои изделия учителю, то задание выполняется на 90- 98%. Чтобы повысить чувство ответственности, общественная ра­бота в коллективе должна оцениваться не столько взрослыми, сколько самими детьми.

Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособ­ные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без ру­ководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети на­столько меняются, а, казалось бы, уже сформировавшиеся кол­лективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность И специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. До­стигается это и всей системой воспитательной работы, и специ­альными тренировочными заданиями. Сначала учитель подчер­кивает: «Это дело вы будете выполнять сами, без меня. Посмот­рим, как вы справитесь». Потом надобность в таких напоминаниях отпадает. Воспитание самостоятельности требует наблюдатель­ности и такта.


Проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особен­ности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и роди­телей, не занимало большого места в их жизни. У других обще­ние с товарищами уже занимало немалое место в жизни.

В 5-ом классе происходит резкий перелом, обостряется же­лание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с ус­тановлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в струк­туре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро.

Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в этом возрасте потребность в общении проявляется также и в актив­ном поиске близкого друга. Общение с близким товарищем, от­мечает Т.В. Драгунова, выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятель­ностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с дру­гой - реализуется в форме размышлений о поступках товари­ща и взаимоотношениях с ним. Как свидетельствуют работы по психологии дружеских отношений, в юношеском возрасте по­требность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.

В основе развития взаимоотношений в группе лежит потреб­ность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубо­кие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодина­ково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микро­среда. Каждый член группы занимает особое положение и в си­стеме личных, и в системе деловых отношений.

Подлинные мотивы выбора товарища часто лежат в эмоцио­нальной сфере ребенка и не всегда отчетливо осознаются. При­мерно треть мотивировок имеют деловой характер: они связаны с хорошей учебой сверстника, со стремлением получить и ока­зать помощь в учебе. Также встречаются мотивировки, отража­ющие такие качества одноклассника, как наличие разнообраз­ных навыков и способностей.


Анализ мотивировок показывает их зависимость от возраста школьников и от воспитательной работы в классе. Оказалось, что младшие ученики относительно редко выдвигают в каче­стве мотива желание помочь товарищу. В подростковом возрас­те это, напротив, довольно распространенный мотив. У подрост­ков выявлены следующие мотивы:

1. Указание на нравственно-психологические черты личнос­ти: «волевой», «честный», «смелый», «скромный», «простой», «трудолюбивый», «веселый» и т. д. При этом характерно, что в хорошо организованном классе мотивы, основанные на оценке личности одноклассника, встречаются чаще: члены высокораз­витых коллективов отличаются более высоким уровнем требова­тельности друг к другу.

2. Указание на конкретные навыки, умения и способности товарища («хорошо поет», «хорошо рисует» и т. п.).

3. Указание на потребности внутреннего общения («вместе меч­тать», «вместе строить разные планы в жизни»).

Дети отвергают друг друга по вполне конкретным причинам: среди младших школьников наиболее распространены такие, как: а) драчливость; б) плохое поведение; в) «дразнится»; г) «обижа­ет слабых»; д) неприятные привычки, неопрятность. Отказыва­ясь выбирать детей с эгоистической мотивацией, учащиеся го­ворили: «заботится только о себе», «любит командовать», «оби­жает слабых», «бережливый для себя», «не хочет участвовать в общем деле», «любит только себя» и т. п. Это говорит о том, что положение ребенка в системе личных отношений детей зависит от преобладающей мотивации его поведения, от направленности его личности.

В шестых классах появляются мотивировки морального ха­рактера: а) лень, уклонение от труда; б) лживость; в) нечест­ность; г) завистливость. При этом осуждение по моральным мо­тивам чаще встречается в классе с более высокой организацией.

Положение человека в группе зависит, во-первых, от его лич­ностных качеств и, во-вторых, от характерных особеннос­тей той группы, относительно которой измеряется его поло­жение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусло­вить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в конкретной группе (А.И.Донцов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др.). Не­редки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое по­ложение в классе, при переходе в другую школу или даже па­раллельный класс оказывается практически в противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценива­лись как положительные (стремление хорошо учиться, принци-


пиальнсть, вежливость и т.д.), в новом контексте могут быть восприняты как стремление выслужиться перед учителем. Ре­альное положение ученика в коллективе зависит от внутрен­них свойств личности, от внешней реакции коллектива, от мнения учителя.

Оказывается, для того чтобы завоевать благоприятное поло­жение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многи­ми яркими особенностями; для того же чтобы попасть в число непопулярных, и даже изолированных, детей, достаточно обла­дать одной-двумя отрицательными чертами. Вот уж поистине ложка дегтя портит бочку меда!

Существует ли связь между успеваемостью и положением уче­ника в коллективе?

Обнаружилось, что почти половина детей во всех классах за­нимает в системе личных взаимоотношений положение, не со­ответствующее их успеваемости.

Показательно, что школьников, занимающих высокое поло­жение, несмотря на низкую успеваемость, значительно больше в шестых классах, чем в третьих. Видимо, это связано с тем, что для подростков успеваемость одноклассника не просто менее су­щественна в плане личных взаимоотношений, но зачастую явля­ется отрицательным, отталкивающим фактором.

Экспериментальные данные дают наглядное представление о том. что плохая успеваемость ученика была и остается в числе существенных предпосылок для отрицательного отношения со стороны одноклассников (70-80% всех отказов отдано отстаю­щим, плохим и посредственным ученикам).

Н. Гронланд в своей монографии «Социометрия в классе» пишет, что для педагогов социометрические результаты часто оказываются неожиданными. Даже самые лучшие учителя ошибаются в оценке взаимоотношений между учениками. Характерно при этом, что на точность суждений не влияют ни число учеников, ни преподавательский навык.

Основная причина ошибок учителя - несовпадение внешней структуры группы, на которую он прежде всего ориентируется, и внутренней, которая отражается в эксперименте.

Н. Гро нланд отмечает, что педагоги часто переоценивают по-ложение тех, кто им больше нравится. И напротив, положение тех, кто им неприятен, кто плохо приспособлен к школьной жиз­ни, недооценивается. Очевидно, что суждения учителей ни в коей мере не могут заменить социометрических экспериментов.

Указать круг привязанностей ученика в классе на основании даже длительного знакомства с ним составляет очень трудоем­кую задачу для педагогов.


Данные о положении ребенка в системе личных взаимоотно­шений и о факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в детском коллек­тиве. Конечно, в каждом отдельном случае необходим глубоко индивидуальный подход, поэтому весьма опрометчиво предла­гать какие-то стандартные рецепты. Попытаемся наметить хотя бы общее направление нормализации отношений изолированно­го ребенка в группе.

Первый шаг - это изучение причин неблагоприятного поло­жения ребенка. Педагогу прежде всего надо проанализировать, продумать свое личное отношение к нему. Нередко воспитате­ли, сами того не подозревая и не желая, ухудшают положение ребенка. Отношение педагога к детям, особенно в младших классах, влияет на их отношения друг к другу. Иногда педагог своими непродуманными замечаниями и оценками невольно вызывает недоброжелательность к тому или иному ребенку. Недопустимы замечания, которые относятся к личности воспи­танника: «Ты вообще лентяй», «Ты тянешь класс назад», «Ты всегда всем мешаешь». Недопустимы призывы, обращенные ко всему классу: «Не дружите с Галей!» - и т.п.

Отрицательно влияют на положение ученика не только заме­чания такого рода, но и неумеренное захваливание. Особенно если это захваливание сопровождается противопоставлением: «Петя вот какой хороший, не то что ты». Подобные противопос­тавления иногда приводят к тому, что объективно хорошие дети, дети-активисты, к немалому удивлению педагогов, оказывают­ся в психологической изоляции.

Необщительного ребенка надо попытаться подружить,с одно­классниками. В исследованиях по психологии дружбы предла­гаются такие пути: 1) привлечь ученика к интересной деятель­ности; 2) помочь ученику достичь успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит его положение; 3) постараться пре­одолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчи­вость), которая чаще всего оказывается причиной (и, конечно, следствием) психологической изоляции; 4) у тех, кто в этом нуждается, вырабатывать уверенность в себе, помогать побороть чрезмерную застенчивость (хороших результатов можно добиться и различными косвенными мерами; например, иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные свер­стники).

Самое важное - уметь наладить контакт ученика с педаго­гом. Дети должны увидеть, что учителя внимательны к ребенку и хорошо к нему относятся. Очень важно создать в классе атмо­сферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.


Приложение к главе 6. Психологические методики

Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе

При проведении социометрии со студентами вуза можно вос­пользоваться инструкцией, задающей общий социометрический критерий примерно следующего содержания.

«Уважаемые товарищи! Ваша группа создана недавно, при ее формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, веро­ятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От ис­кренности полученных ответов будет зависеть состав вновь орга­низуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

Вопросы следующие:

1. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в соста­ве вновь организованной группы? Укажите 3-5 фамилий та­ких товарищей.

2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в новой группе?

3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?

4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет? При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечиваю­щих надежность получаемых результатов:

1) нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали, самостоятельно, не советуясь друг с другом;

2) не следует торопить людей с ответами, переходите от отве­та на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;

3) для того чтобы испытуемые не упустили из внимания ни­кого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.

Результаты, получаемые при помощи социометрической ме­тодики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонта­ли и по вертикали которой в одном и том же порядке перечис-


лены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние стро­ки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сде­ланных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1, 2, 3. Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который рассматривае­мым испытуемым оказался выбранным в первую очередь; циф­ра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вто­рым, и т. д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в даль­нейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов, отмечают в матрице красным цветом, а отклонения - синим. В матрицу заносятся также результаты ответов на третий и четвертый вопросы; когда испытуемый предполагает, что его выберет кто-либо, то в столбец этого чело­века проставляются красные скобки, а скобками синего цвета отмечаются предполагаемые отклонения.

Социометрическая матрица

Ф.И.О. Иванов Петров Сидоров ... ВС TIC OB
Иванов О
Петров
Сидоров О 1 2
Обозначение показателей
вп
on
OR
ОС
BR
во

В итоговых нижних строках и правых столбцах используют­ся следующие обозначения:

ВС - количество выборов, сделанных данным человеком; ОС - количество отклонений, сделанных данным человеком; ВП - сумма выборов, полученных данным человеком; ОП - сумма отклонений, полученных данным человеком; ОВ - количество ожидаемых выборов; 00 - количество ожидаемых отклонений; ВВ - количество взаимных выборов; ВО - количество взаимных отклонений.


В нижние строки матрицы заносятся результаты о количе­стве полученных выборов (независимо, в какую очередь - 1-, 2-, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклоне­ний, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и откло­нений.

В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожи­даемых данным лицом выборов и отклонений.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеря­ет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, еш относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к ка­тегории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».

С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебре­гаемых» используют некоторые методы статистического анали­за. В ходе статистического анализа полученного первичного ма­териала устанавливают критические значения количества вы­боров, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асиммет­ричны и аппроксимируются биноминальным законом распреде­ления. Экспериментальная ситуация социометрического обсле­дования весьма близка к ситуации последовательных дихото­мических выборов.

Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей общей формуле:

где X - критическое значение количества V(M) выборов; t - поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпири­ческого распределения от теоретического; Ъ - среднее откло­нение; М - среднее количество выборов, приходящихся на од­ного человека.

Коэффициент (определяется по специальной таблице на ос­нове предварительного вычисления другого коэффициента Од,


свидетельствующего о степени отклонения распределения выбо­ров от случайного):

где р - оценка вероятности быть выбранным в данной группе; q - оценка вероятности оказаться отвергнутым в данной груп­пе; b - отклонение количества полученных индивидами выбо­ров от среднего их числа, приходящегося на одного члена груп­пы, и, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:

р г п = 1 - р

N~\ где N - количество участников в группе; М - среднее количе­ство выборов, полученных одним участником. М вычисляется при помощи формулы:

где d - общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Ъ определяется по формуле:

Проиллюстрируем процедуру расчетов. Исследовали группу из 31 человека, участники которой в общей сложности сделали 270 выборов.

Найдем среднее количество выборов, приходящихся на одно­го человека в группе:

30 Определим оценку вероятности быть избранным в данной группе:

30 Вычислим среднее-Kвно отклонение: к=адратx0,еx(l-0,3).

Посчитаем коэффициент асимметричности:


Теперь по таблице определим величину t отдельно для правой и левой частей распределения. В левой части таблицы приведе­ны значения для нижней границы доверительного интервала, а в правой - для верхней. Для обеих границ (верхней и нижней) значения даны для трех различных вероятностей допустимой ошибки:

р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001.

Таблица

Значения по Сальвосу

Коэффи­ циент асиммет­ричности, Од Вероятность. ошибки, Р Коэффи­циент асиммет­ричности, Од Вероятность ошибки, Р
0,05 0,01 0,001 0,05 0,01 0,001
0,0 -1,64 -2,33 -3,09 0,0 1,64 2,33 3,09
0,1 -1,62 -2,25 -2,95 1,67 L2,40 3,23
0,2 -1,59 -2,18 -2,81 0,2 1,70 2,47 3,38
0,3 -1,56 -2,10 -2,67 0,3 1,73 2,54 3,52
0,4 -1,52 -2,03 -2,53 0,4 1,75 2,62 3,67
0,5 -1,49 -1,95 -2,40 0,5 1,77 2,69 3,81
0,6 -1,46 -1,88 -2,27 0,6 1,80 2,76 3,96
0,7 -1,42 -1,81 -2,14 0,7 1,82 2,83 4,10
0,8 -1,39 -1,73 -2,00 0,8 1,84 2,89 4,24
0,9 -1,35 -1,66 -1,90 0,9 1,86 2,96 4,39
1,0 -1,32 -1,59 -1,79 1,0 1,88 3,02 4,53
-1,28 -1,52 -1.68 1,1 1,89 3,09 4,67

Поскольку в таблице нет значения, равного 0,16; а есть толь­ко значения ОД и 0,2; то выберем поправочные коэффициенты; находящиеся между этими табличными значениями.

Для О д = ОД поправочный коэффициент составит (-1,62), а для О = 0,2 - (-1,59). G учетом того, что реальное значение О =0,16; возьмем поправочный коэффициент t промежуточного значения и примем его равным (-1,60) (левая половина таблицы).

Проделав подобную операцию и в правой части таблицы; по­лучим второй поправочный коэффициент 1,69, величина которого расположена между табличными значениями для О = ОД и О д = 0,2. Верхнюю критическую границу вычислим, подставив в ^формулу значение t из правой части таблицы:

Х в 2,51 = 13,24.

Для определения нижней границы доверительного интервала испрльзуем значение ^взятое из левой части таблицы:

о -Л h t, hi =


В связи с тем, что количество полученных выборов - это все­гда целое число, округлим полученные значения до целых чи­сел. Теперь можно сделать вывод, что все испытуемые изучен­ной группы, получившие 14 и более выборов, имеют высокий социометрический статус, являются «звездами», а испытуемые, получившие 4 и меньше выборов, - низкий статус, причем, утверждая это, допускаем ошибку не более чем на 5%.

Если допускать ошибку в 1%, то из таблицы значения t бе­рем иные:

X = 9,0 + 3,32x2,51 = 17,33;

х нижн>9>0 -2,84x2,51 =1,87.

Округлим до целых чисел: Х верхн = 18; Х нижн = 1. Таким образом, допуская ошибку не более чем на 1%, можно утверж­дать, что лидерами являются только те, кто получил не менее 18 выборов, а низкий статус-у испытуемых, получивших мень­ше двух выборов.

Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в де­талях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибега­ют к социограммам.

Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Пер­вые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые - систему отношений, существующих у интересующе­го исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповая социограмма имеет два варианта: конвенциональ­ная социограмма и социограмма-мишень.

На конвенциональной социограмме (см. рис.) индивиды, со­ставляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединен­ных между собой стрелками, символизирующими социометри­ческие выборы или отклонения. При построении конвенцио­нальной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким об­разом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходи­мо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.

Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если ин­дивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединя­ющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.


младшие


женский пол

взаимные


Социограмма-мишень, изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек

Существует еще один вариант социограммы-мишени, учиты­вающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограм­мы - это «звезды». Индивиды, количество выборов которых не



Индивидуальные социограммы лидера (А) и изолированного (Б):

■4------- - взаимные выборы;

-------- - односторонние выборы;

■4- - - - ожидаемые взаимные выборы; - - > - односторонние ожидаемые выборы.

Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет с. -циометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количе­ству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом


углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выбо­ры, которые сделаны им и адресованы ему.



Карта-монограмма

- 4. Гаврилова

аврил

5. Денисов


В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде. Вот примеры типичных социометрических связей:

1. Взаимные:

а) парные - когда индивид находится во взаимных отношениях
не более чем с одним членом группы;

б) групповые - включающие взаимные выборы с двумя и более
членами группы.

2. Односторонние:

а) изолированные - сам индивид выбирает других, а его не
выбирает никто;

б) блуждающие - индивида выбирают одни члены группы, а
сам он выбирает совершенно других;

в) обособленные - индивиду отдают предпочтение, а сам он ни­
кого не выбирает.

Социометрические данные можно представить в виде индек­сов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную инфор­мацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно по­лучить при помощи шести индексов, оценивающих количество:


1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выбо­ров; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) вза­имных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «-» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, -, +, -» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в-группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (К) своим положением в группе:

число взаимных выборов число выборов, сделанных данным человеком *

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим челове­ком, то К = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а ста­тус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у од­ного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о. персональном положении каждо­го члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характери­зуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ>. УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Сред­ний уровень благополучия группы фиксируется в случае при­мерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренеб-регаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим: показателем считается «индекс изо­ляции» - процент людей, лишенных выборов в группе.

Изучение психологическогоклиматаколлектива


Оценки: 3 - свойство проявляется в группе всегда;

Даже среди первоклашек есть разделение на популярных и непопулярных одноклассников.

Хорошо, если ребенка просто игнорируют или терпят, но гораздо хуже, если нелюбовь проявляется с и насмешками.

Есть дети, которых такая ситуация совершенно не беспокоит - они живут в своем замкнутом мире, но есть такие школьники, которые сильно страдают от невозможности изменить положение вещей.

Повлиять на ситуацию можно в младшей школе , когда общение между сверстниками проходит пока еще на уровне совместных игр, и состав постоянных групп (кругов друзей) еще неясен. В этом возрасте дети прислушиваются ко взрослым, к мнению родителей и учителей, ждут от них поддержки и помощи.

Если к старшим классам скорректировать коммуникативные проблемы ребенка не удастся, то же самое ждет его и в студенческих, и в рабочих коллективах.

Основные причины недружелюбности:

  • физические дефекты или особенности внешности;
  • низкий интеллектуальный уровень, отставание в учебе;
  • одаренность ребенка;
  • неопрятный внешний вид, несоблюдение гигиенических норм;
  • застенчивость или, наоборот, навязчивое стремление к ;
  • ребенок ябедничает, стараясь привлечь внимание;
  • низкий достаток родителей;
  • гиперопека родителей;
  • переход ребенка в другую школу или другой класс;
  • этнические и национальные отличия.

Наталья Григоренко, психолог : «Довольно сложно выделить четкие причины непопулярности ребенка в школе. Общение между людьми в каждом коллективе - разное. Чтобы выяснить истинную причину и помочь школьнику, нужно пообщаться с ним лично. Конечно, многое зависит от коллектива, правильного поведения взрослых, в частности, родителей. Ни в коем случае нельзя бросать ребенка одного в такой сложной ситуации» .

Чтобы выявить истинные причины непопулярности своего ребенка, разговаривайте с ним как можно больше . Не о конкретной проблеме, а просто ни о чем и обо всём. Поговорите о том, как дела в школе, может, мимоходом всплывет информация о взаимоотношениях в классе, о зарождающихся проблемах. Проанализируйте поведение ребенка в будни и в выходные дни.

О проблемах в общении с одноклассниками могут говорить такие «сигналы» :

  • одноклассники звонят крайне редко либо не звонят вообще;
  • ребенок сам не звонит им или делает это очень редко;
  • не рассказывает об одноклассниках;
  • ребенка не зовут на вечеринки или дни рождения;
  • он сам не знает, кого позвать на свой День рожденья;
  • постоянно ищет предлоги, чтобы не ходить в школу;
  • сидит дома по выходным или гуляет только с родными;
  • не участвует в школьных мероприятиях.

Что делать?

Важно, чтобы ребенок не сломался за то время, пока он будет оставаться отвергнутым: не озлобился, не замкнулся и не опустил руки.

Коммуникативные проблемы . Учите ребенка рассказывать о себе, своих увлечениях, интересоваться желаниями и стремлениями других людей. Объясните, как поддерживать разговор. Поощряйте его желание звонить сверстникам, но предварительно обсудите, что он хочет сказать. Проговорив и осмыслив информацию, ваш младшеклассник будет чувствовать себя более спокойно во время телефонного разговора.

Если ребенок застенчив . Поговорите с учителем, чтобы он включал вашего школьника в совместную внешкольную (или школьную) деятельность. При этом важно создавать ситуацию . Такой ход поможет ребенку почувствовать себя более уверенно.

Сложности в общении могут появиться и у детей, которые навязчиво стремятся к лидерству . Научите ребенка выражать свои желания, потребности, чувства. Объясните, что это поможет окружающим понять их и более адекватно на них реагировать.

Неуспеваемость в школе тоже влияет на отношение одноклассников. У всех детей разные способности, и требовать от каждого быть отличником - по крайней мере, глупо. Чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным, найдите ему , где он сможет реализоваться. Поощряйте новые увлечения своего ученика, предлагайте новые варианты. Помогите ему найти себя.

Физические недостатки или особенности внешности . Здесь нужно сразу действовать! Когда дефект нельзя устранить сразу, компенсируйте его физически или психологически. Очень полный ребенок пусть сядет на диету и займется спортом, а слабый и худенький - усилит физические нагрузки. Если проблем с нет, то очень скоро сверстники перестанут замечать внешние недостатки у веселого и доброго друга.

Низкий достаток родителей . Если в классе устоялось мнение, что положение человека определяется его материальным достатком, то ребенку будет сложно донести, что это не самое главное в жизни. Ему же хочется быть, как все6 дорого одеваться, иметь дорогой гаджет и т.д. При выборе одежды легко можно слукавить: выбирать вещи того же стиля, но менее популярных брендов: выглядеть школьник будет не хуже. Научите ребенка копить деньги на желаемую вещь, объясните ему ценность заработанных денег.

Переход в другую школу или класс . Часто резкая смена коллектива сопровождается . Но сейчас ребенку нужно абстрагироваться: присмотреться к созданным в коллективе группам, выбрать похожие увлечения, взгляды, интересы. Ему нужно быть активным, но не навязчивым, включаться в совместную деятельность, ведь одноклассникам нужно узнать о новичке как можно больше.

Наталья Григоренко, психолог : «Если в детском саду или в другой школе проблем с коммуникацией с одноклассниками не было, то в новом классе появились некие обстоятельства, которые провоцируют защитные механизмы ребенка. Ежедневно спрашивайте, как прошел день в школе, пусть рисует картинки на тему «Моя школа», «Мой класс», «Мои школьные друзья», «Моя первая учительница», «Мой лучший друг», «Я и класс» и т.д. Конечно, не всё сразу, а постепенно. Расспрашивайте, что он нарисовал, кого изобразил черным, коричневым или серым цветом, какого размера, в какой части листа. Рисунки покажут Вам проблему».

Конечно, причин не складывающихся отношений в классе может быть гораздо больше. Но вам главное - поверить в своего ребенка, разговаривать с ним как можно больше о его жизни и возможных проблемах. Помогите ему найти друзей, ведь поддержка родных и сверстников - это важная составляющая социальной адаптации.

Будьте внимательны к своему ребенку. Успехов!

Родители, время от времени узнавая подробности положения дел своего ребенка в школе, иногда становятся лицом к лицу с неприятным фактом - ребенок практически не общается со своими одноклассниками. Иногда он сам с обидой жалуется: «Одноклассники совсем не общаются со мной, что не так? ». Действительно, в чём тут дело - чрезмерная стеснительность, нервное расстройство, последствия плохого воспитания или особенность ребёнка? Попытаемся разобраться.

Почему ребенок трудно общается в школе

Психологам давно известно, что люди имеют разные темпераменты, разные характеры, привычки и склонности. Дети и подростки не исключение. Тем не менее человек - существо социальное, живет в обществе себе подобных, и потому задачей ведущих философов, педагогов и психологов последних нескольких веков было сгладить личностные противоречия между людьми, и позволить им конструктивно и продуктивно сосуществовать вместе на общее благо.

Школа в ее нынешнем виде была изобретена гуманистами девятнадцатого века, желавшими свести к минимуму классовые и национальные противоречия, существовавшие на тот момент, дать всем гражданам одинаковое базовое среднее образование.

В Российской Империи среднее образование было раздельным - мальчики и девочки не пересекались, наследники мещан и аристократов не пересекались с отпрысками крестьян и рабочих. Все могли жить отдельно в своих слабо пересекающихся мирах, и разница между уровнем образования детей была колоссальной.

С тех пор среднее образование прошло долгий путь к смешению, и нынче одноклассники вынуждены терпеть друг друга, дружить друг с другом, соперничать и конкурировать. Не каждый темперамент изначально настроен на столь постоянное и обильное общение с людьми, как того требует школа.

Все же, ходить в определенное здание пять-шесть дней в неделю и находится семь-восемь часов в контакте с людьми - утомительное занятие. Педагоги стараются повышать в детях усидчивость и способность к постоянному умственному и физическому труду, так как этого требует взрослая жизнь. Но не все к этому предрасположены, и потому в определенной степени многие дети в школе проходят через насильственную ломку своего характера.

Совместимость темпераментов в школе

Имея все это в виду, попробуем представить, как детская психика приспосабливается к этой обстановке. Очевидно, что наиболее приспособленными к таким условиям будут дети-экстраверты - общительные, активные, задиристые и физически развитые. Если при таких качествах у этих детей есть еще усидчивость и желание обрабатывать предлагаемый школой материал, они станут отличниками и хорошистами, будут неформальными лидерами в классе.

Если желания нет, и педагоги не смогут его привить, то такие ребята сбиваются в стайки троечников-хулиганов и сбрасывают излишек эмоций на более пассивных и спокойных ребят, часто негуманным образом.

Детям-интровертам - спокойным, неторопливым, малообщительным, необходимость постоянного хождения в школу может казаться мукой, даже если у них есть усидчивость и желание изучать науки.

Иногда родители устраивают таким детям обучение на дому, но в большинстве случаев для такого обучения нужна или подходящая медицинская справка, или материальная возможность оплачивать визиты репетиторов. Если же такой ребенок в учебное заведение все же ходит, то лучше бы ему быть физически развитым, иначе он рискует постоянно подвергаться нападкам и издевкам экстравертов.

Понятно, что общение у экстравертов складывается спонтанно, и часто носит иерархический характер. Мальчики-отличники чаще всего общаются с такими же, реже - с девочками-отличницами, еще реже - с хулиганами, и почти никогда со всеми остальными.

Мальчики-хулиганы - это наиболее общительная каста, т.к. им не только приходится постоянно поддерживать свой статус перед слабыми и замкнутыми мальчиками, как посредством тумаков и драк, так и показным ухаживанием за девочками, но и быть полезными для отличников в свете постоянно грядущих контрольных.


Физически слабые мальчики-троечники или хорошисты таким образом оказываются предоставлены сами себе, и если общаются, то преимущественно только с такими же. А так как по натуре они общаться не особо склонны, то нередки случаи полных одиночек в этой категории.

В женской части класса состязательность, как правило, не носит столь жесткого характера, как в мужской. И хотя известный советский фильм «Чучело » в героях имел девочку-изгоя, стать полным изгоем в классе девочке сложнее, чем мальчику, по той простой причине, что в среде девочек нет естественного слоя хулиганов, применяющих физическое насилие на регулярной основе.

Во многом это заслуга порицаемого сегодня «патриархального » мира, который порицает тягу к насилию в девочке намного сильнее, чем в мальчике. Педагоги советской закалки также не уделяли женским дракам много внимания, и относились к ним поверхностно.

В целом, расслоение в женской школьной среде основано либо на успеваемости, либо, после достижения полового созревания, на внешних данных. Последнее также является одним из факторов в степени общительности девочки. Начиная с седьмого-восьмого класса, подростки, сами считающие себя некрасивыми или признаваемые таковыми, реже ходят на школьные дискотеки и имеют ограниченный круг общения.

Как помочь своему школьнику стать увереннее в классе

Исходя как из своего личного опыта, так и из этого анализа, родители могут задуматься - как облегчить социализацию ребенка, упростить его пребывание в школе и соответственно повысить успеваемость в учебе. Прежде всего, надо четко определить тип своего ребенка, его темперамент.

Любящая семья часто склонна закрывать глаза на недостатки чада, смотреть на него сквозь розовые очки и считать самым лучшим несмотря ни на что. На самом деле, честное признание недостатков может помочь начать работу над их исправлением, и облегчит взаимодействие с одноклассниками.

Мы очертили круг школьников, который имеет проблемы в общении с одноклассниками:

  • физические слабые мальчики, троечники или хорошисты;
  • некрасивые девочки, или признаваемые таковыми другими детьми;
  • двоечники и двоечницы, дети со слабой успеваемостью;
  • ребята с природной склонностью к замкнутости и уединению, домоседы.

В каждом случае, или комбинации из них, можно дать разные советы.

Если мальчик не имеет медицинских противопоказаний и является физически слабым по причине недостаточной активности - его можно отдать в спортивную секцию. Вид спорта в этом случае нужно выбрать аккуратно, т.к. цель - увеличить мышечную массу, улучшить осанку и дыхание, повысить самооценку.

Очевидно, что боевые искусства здесь не подходят, т.к. там такой мальчик будет чувствовать себя неуспешным по сравнению с имеющими все это изначально хулиганами. Здесь подойдут более щадящие, менее соревновательные виды спорта.

В случае с девочкой дело обстоит и легче, и тяжелее. С одной стороны, ученице с лишним весом можно и не худеть, а просто перестать оценивать себя глазами мальчика, не страдать от проблемы «что со мной не так ».

С другой стороны, это не избавит ее от издевок одноклассников. На нашем сайте есть специальный раздел, посвященный теме здоровья и диет, с помощью этих статей такая школьница может привести себя в соответствие с общественными ожиданиями.


Для домоседов подойдет задушевная беседа, возможно, какое-то поощрение высокой посещаемости. Например, разрешение сидеть дома все выходные, в обмен на учебную неделю без прогулов.

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими. В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

Статья прочитана 19 731 раз(a).