Домой / Виды макияжа / Какие швы бывают в шитье руками. Виды швов для вышивания и инструкция по их выполнению

Какие швы бывают в шитье руками. Виды швов для вышивания и инструкция по их выполнению

Так это еще и навыки, которыми в той или иной степени обладает большинство окружающих нас людей. Пуговицу, пожалуй, хоть раз в жизни пришивал каждый.

Не будем сейчас касаться всего в общем-то достаточно большого списка ручных швов, но те, которые, что называется «на слуху» и наиболее востребованы, рассмотрим в этой статье.

Ручные швы

Мы будем говорить о швах, т. е. соединении нескольких (чаще всего двух) слоев ткани одним или несколькими рядами повторяющихся однотипных стежков.

Ручные швы используются как для временного назначения - соединения деталей изделий, так и в качестве постоянных - для отделки швейных изделий, обработки срезов, соединения деталей изделий, пришивании швейной фурнитуры и т. д.

Так как ручные швы временного назначения носят указательный характер - это контуры частей выкроек на ткани, направления линий середин полочек, спинок и т. д. и хорошо должны быть видны на материале, то и прокладывают их тонкими хлопчатобумажными нитками контрастного с основной тканью цвета.

Нитки ручных швов временного назначения удаляют, разрезая через каждые 10-15 см шов и вытягивая аккуратно концы ниток.

Когда же речь идет о ручных швах постоянного назначения, понятно, что их прокладывают нитками в тон (т. е. близкими по цвету) основной ткани, чтобы они были на ней как можно менее заметными.

Номера ниток и иголок подбирают с учетом типа ткани и вида швейной операции (сметывание, подшивание и т. д.), которая будет выполняться.

Также, как и в машинных швах, при прокладывании ручных швов в начале и в конце каждого шва делается закрепка. Причем не имеет значения, какого вида швы прокладываются - временного или постоянного назначения.

Можно просто завязать узелок, но, как правило, закрепки при прокладывании ручных швов делают по аналогии с закрепками машинных швов, воспользовавшись одним из предложенных вариантов.

1. Края (срезы) соединяемых деталей уравниваются. Игла вводится в ткань с «тыльной» стороны на себя и притягивается, оставляя хвостик нитки длиной 1-1,5 см.

2. При прокладывании временных строчек делается 1-2 стежка (стежок в стежок) закрепки через кран (срезы) соединяемых деталей и 3-4 стежка закрепки при прокладывании постоянных строчек, придерживая хвостик нитки пальцем.

В зависимости от вида прокладываемых строчек - временных или постоянных - хвостик нитки соответственно либо
остается, либо обрезается и далее прикладывается необходимый шов.

3. Все действия абсолютно одинаковые, за исключением стежков закрепки, которые в данном случае прокладываются параллельно краям (срезам) деталей.

За 0,5-0,7 см до завершении (или начала) ручного шва делается стежок в обратном направлении, но нитка до конца не затягивается, образуется петелька, в которую движением от себя проводится нитка с иголкой и, не затягивая нитку, движением на себя в обратном направлении нигка с иголкой проводится теперь во вюрую петельку, при этом аккуратно затягивая нитку. Таким образом, образуется крепкий узелок-закрепка.

В том случае, если это начало ручного шва, то далее прокладывается шов, а если это окончание шва, то перед тем как обрезать нитку, иголку с ниткой выводят в пространство припусков на швы и обрезают.

Такой прием обрезки нитки позволяет уменьшить вероятность «распускания» закрепки.

В зависимости от вида переплетения ниток ручные швы можно классифицировать на прямые, косые, петлеобразные, крестообразные и специальные.

За исключением крестообразных и петлеобразующих, все ручные швы выполняются справа налево.

Помимо того, что вне зависимости от вида швов (ручные или машинные) качественно выполненные они, кроме своей основной функции - соединение элементов, частей, узлов и т. д., полноценно выполняют и функцию отделки изделий.

Это к тому, что швы из-под иголок должны выходить ровными (в смысле, прямыми), с равномерно затянутыми (если иное не оговаривается в технологии прокладки шва) нитками и с одинаковым расстоянием между стежками.

Самыми простыми и часто используемыми являются ручные швы, выполненные прямыми стежками.

Сметочный шов (сметочная строчка) прямыми стежками
Его используют для временного соединения деталей (сметка деталей) и создания сборок.

В зависимости от вида используемой ткани I и типа выполняемой швейной операции, при которой используется данный шов, длина стежков составляет 0,2-5 см. Сметочный шов выполняется прямыми сметочными стежками «вперед иголкой».

Временный: как правило, он прокладывается перед машинным швом, поэтому его делают на расстоянии 0,1-0,5 см.от контура будущего шва в сторону среза, чтобы не нарушить при удалении целостность шва, который будет проложен швейной машинкой.

Относительно длины стежков с лицевой и изнаночной сторон тоже существуют некоторые рекомендации. Так, например, формирование сборок, сметывание, наметывание, заметывание, выметывание, вметывание - всё это делается прямыми стежками одинаковой длины (0,5-5 см) с лицевой и изнаночной сторон.

Для нанесения контрольных меток, линий сгибов, линий середины деталей и т.д. чаще; всего используют разновеликие стежки длиной 1-3 см.


Этот шов используют для перевода контурных линий с одной симметричной стороны изделия на другую.

Копировальный шов выполняют следующим образом: детали изделия складывают лицевой стороной внутрь.

По намеченным линиям прокладывают сметочные стежки на расстоянии друг от друга 0,3-1 см, нить при этом не затягивают, а делают петельки высотой 1 -1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.

Петля нужна для того, чтобы была возможность раздвинуть слои ткани.


Копировальные стежки прокладывают строго по контурам деталей. После того как сметочные стежки будут проложены по всему контуру, детали изделия раздвигают, а натянувшиеся нитки разрезают посередине. Таким образом контуры переносятся на симметричные детали.


Косые стежки потому так и называются, потому что их прокладывают под углом к линии шва.

Ручные строчки с косыми стежками используют, когда необходимо, чтобы детали кроя или слои ткани ни в коем случае не сдвигались относительно друг друга.

Кроме всего прочего, ручные швы косыми стежками гораздо эластичнее ручных швов прямыми стежками, что не мешает растяжению ткани.

Косыми стежками выполняют ручные швы временного и постоянного назначения. К временным относят наметочные (сметочные) и выметочные швы.
Наметочным швом косыми стежками пользуются при наметывании воротников, подборта и т. п.

Косые стежки при выполнении наметочных швов прокладывают параллельными друг к другу стежками длиной 0,7-2 см слева направо.

Иглу выводят из материала снизу вверх (как бы на себя) на небольшом расстоянии от края деталей и прокладывают стежок по поверхности верхней детали под углом к линии строчки сверху вниз через все слои ткани в направлении от края детали.

Следующий прокол иглы делают по поверхности нижней детали снизу вверх через все слои ткани по линии перпендикулярной к краю соединяемых деталей по направлению к линии строчки. Таким образом формируется наметочный шов косыми стежками.

Финалом будет машинная строчка, проложенная по намеченным линиям на деталях кроя, после которой необходимо удалить все наметочные швы и вывернуть стачиваемые детали или изделие на лицевую сторону.

При необходимости закрепления швов, находящихся внутри изделия, пользуются выметочным швом, который выполняется аналогично наметочному шву.

Чаще всего выметочный шов применяют при обработки накладных кокеток, карманов, воротников и т. п.

Только учтите, что из-за своей замечательной особенности фиксировать «намертво», наметочный и выметочный швы не рекомендуется использовать при обработке деталей из тканей с рисунками в клетку и полоску и деталей из легких, тонких тканей.

В первом случае при влажно-тепловой обработке возможно искажение рисунка, а во втором - может измениться структура ткани.


Стежки направляют свободно, без затягивания, длина стежков - 0,5-0,7 см.

Одним из представителей ручных швов косыми стежками постоянного назначения является обметочный шов, который часто используют при необходимости обработки края (среза) ткани от осыпания.

Выполняют его следующим образом: на расстоянии 0,3-0,5 см от края ткани в материал перпендикулярно краю вводят иглу снизу вверх справа налево.


Этот шов используют для постоянного соединения деталей в тех случаях, когда выполнить машинную строчку очень сложно (можно сказать невозможно), когда необходим шов повышенной растяжимости (средний брючный шов) или когда надо закрепить нить в начале или конце вышивки.

В любом случае это самый прочный шов среди всех ручных швов. Стежки прокладывают без разрывов (промежутков). Укол иглы делают в место выхода иглы предыдущего стежка.

На линии шва (шов постоянного назначения прокладывается только по указанным направлениям) сверху вниз делается прокол иглой всех слоев материала.

На линии шва по детали, которая находится снизу, делается стежок вперед и прокол иглой через все слои материала, но уже снизу вверх. Расстояние между входом и выходом иглы - 0,1-0,3 см.

На линии шва по поверхности верхней детали делается стежок назад, вводя иголку в предыдущий прокол ткани сверху вниз.

На линии шва, выведя иглу с ниткой, по поверхности нижней летали делается следующий стежок вперед и прокол иглой через вес слои материала снизу вверх. Длина стежка в этом случае будет в два раза больше, так как нитка проходит вдоль предыдущего стежка и делается новый стежок.

Потом снова прокладывается стежок, вводя иглу назад (за иголку) в предыдущий прокол. Таким образом формируется стачной шов за иголку.

Рассмотрим еще один тип швов, суть применения которых едина, а вот вариантов исполнения - несколько. Речь идет о швах, входящих в группу под названием подшивочные.

Несмотря на существенный прогресс в области швейных технологий, область обработки нижних срезов изделий пока не может отказаться от ручных работ, а именно там чаще всего и используются подшивочные швы. Рассмотрим наиболее часто используемые.

Вспоминаем, что для выполнения подшивочных швов нитки подбирают в тон ткани (не сравнивайте с наглядными иллюстрациями, так как для наглядности используются только контрастные цвета).

Какой бы подшивочный шов вы ни выбрали, прежде чем начать работу, необходимо подготовить срез (край) изделия к обработке.

Вначале надо подогнуть весь припуск на подгиб изделия и зафиксировать на 0,5-1 см от сгиба любым удобным для вас способом (заколотьбулавками или наметать).

Затем подогнуть срез (край) непосредственно припуска изделия на 0,5-1 см от среза (края) и тоже зафиксировать, отступив от края полученного сгиба на 0,3-0,5 см.

Оба сгиба приутюжить. В итоге получился подогнутый край с закрытым срезом. Теперь можно приступить непосредственно к процессу подшивания.


Простой подшивочный шов используют для фиксации подогнутого среза на изнаночной стороне изделия, например, чтобы подшить низ изделия.

Выполняется он следующим образом. Нить закрепляется в сгибе припуска на подгибку и далее, захватив 1-2 нити с изнаночной стороны изделия по направлению от изнаночной стороны изделия, кончик иглы подводится под припуск и игла выводится на сторону припуска через всю толщину подогнутого среза на расстоянии 0,3-0,5 см от сгиба подогнутого среза.

Направление строчки - справа налево. И так до конца обрабатываемого участка.


Потайной подшивочный шов используется для тех же целей - для фиксации обработанной детали или подгиба изделия на изнаночной стороне изделия. Разница лишь в том, что выполняется он таким образом, что строчки шва не видны, ни с лицевой стороны, ни с изнаночной.

Для этого, подогнутый край с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия и шов прокладывается по лицевой поверхности верхнего сгиба припуска на подгибку и по изнаночной поверхности изделия не выше уровня верхнего сгиба припуска на подгибку.

Потайной подшивочный шов выполняется справа налево. Существует несколько способов выполнения потайного подшивочного шва.

Потайной шов неодинаковыми потайными петлеобразными стежками выполняется таким образом - припуск на подгибку с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия, на 0,3-0,4 см от линии сгиба верхнего среза припуска на подгибку изделия, и делается закрепка в припуске на подгибку, на расстоянии 0,1-0,2 см от края подгибки.

Опять, с небольшим наклоном влево, игла вводится в поверхность лицевой стороны подогнутого среза (края) припуска на подгибку изделия на 0,1-0,2 см от верхнего сгиба припуска на подгибку, проходит между двумя слоями ткани: припуском на подгибку и верхним сгибом припуска на подгибку и выводится через 0,5-1 см снова на лицевую сторону подогнутого среза припуска на подгибку.

То есть игла проходит только один слой ткани - верхний сгиб припуска на подгибку и выходит из этого же слоя. И таким образом двигаемся до завершения подгибки. Нитку не затягивать.

И второй вариант - потайной шов одинаковыми петлеобразными стежками.

Технология выполнения этого шва аналогичное технологии шва неодинаковыми потайными петлеобразными стежками.

Всё отличие заключается в том, что, когда иголка с ниткой вводится в лицевую сторону подогнутого среза (края) припуска на подгибку, она не протягивается 0,5-1 см, а лишь подхватывает 1-2 нитки на этой поверхности и возвращается обратно на поверхность изнаночной стороны изделия.

Иголка как-бы прыгает с поверхности изнанки изделия на лицевую поверхность сгиба припуска на подгибку - туда и обратно, туда и обратно.

Задача сводится лишь к контролю, чтобы прыжки (в смысле подхваты 1-2 ниток) эти были равномерными и ассиметричными относительно друг друга.

Не имеет значения, каким способом будет выполнена подгибка изделия, важно, что результат в обоих случаях (конечно же, при условии, что работа будет выполнена качественно), оправдает название шва - потайной. Ни с лицевой стороны, ни с изнаночной подшивочная нить не видна.


Шов используется для фиксирования подгибки открытых необработанных срезов деталей изделий или самих изделий из осыпающихся тканей. Этот шов из серии «2 в 1», т. е. и необработанный срез изделия обработается, и припуск на подгибку изделия фиксируется.

У этого шва своеобразная технология: сам шов двигается слева направо, а вот иголка - справа налево. И иголка прыгает при этом, как и в предыдущем примере, с одной поверхности на другую.

Припуск на подгибку отгибается на изнаночную сторону изделия, фиксируется (булавками или наметкой) и приутюживается, т. е. изнанка припуска на подгибку (подгибка) совмещена с изнанкой изделия.

С тыльной стороны подгибки, обращенной к изнаночной стороне изделия, делается закрепка (в данном случае можно просто завязать узелок) и нитка выводится на лицевую сторону подгибки снизу вверх на расстоянии 0,4-0,5 см от необработанного среза.

Направляя острие иголки справа налево, т. е. в обратном направлении, с наклоном вправо от выхода нитки, иголкой подхватываются 2-3 нити на поверхности изнаночной стороны изделия на 0,2-0,3 см выше необработанного среза и через них протягивается нитка.

Не меняя направление иглы, слева направо на расстоянии 0,5-0,7 см от первого прокола иглы и на уровне первого прокола иглы подхватываются 2-3 нити на лицевой поверхности подгибки и через них протягивается нить.

Вот так, чередуя подхваты нитей снизу и сверху, прокладывается подшивочный шов крестообразными стежками.

Источник - журнал Библия кройки и шитья

Ручные швы представляют собой основу всего швейного ремесла. Даже при наличии качественной современной техники, Вы не сможете обойтись в своей работе без ручных швов. Наш мастер-класс познакомит Вас с разнообразными ручными швами, которые обязательно пригодятся Вам при шитье одежды и различных аксессуаров. Мы расскажем о самых азах ручного шитья и поможем Вам освоить десять ручных швов своими руками.

Ручные швы: основные правила

Как шить ручные швы своими руками? Существует несколько основных правил, которых Вам стоит придерживаться в процессе ручного шитья.
  • Обязательно работайте на ровной и плоской поверхности.
  • Игла для ручного шитья должна соответствовать как ткани, так и ниткам.
  • Для более комфортной и быстрой работы используйте наперсток. Его одевают на средний палец той руки, которой Вы держите иглу.
  • В процессе работы контролируйте натяжение нити: она не должна быть затянута слишком туго.

Начало работы: узел

Мы покажем, как завязать узел на конце нити быстро и просто.

Придерживайте нить левой рукой. Обведите нить вокруг кончика указательного пальца правой руки, и поместите на конец нити. Положите большой палец на скрещенные нити и, потянув длинную нитку, проведите большой палец к концу указательного, так чтобы нити закрутились вокруг друг друга. Затем сбросьте петлю. Зажмите кольцо между большим и указательным (или средним пальцами). Потяните левой рукой за длинный конец и аккуратно затяните узел.

Как закрепить нить в конце шва?

Вы можете закрепить нить двумя способами: узлом или закрепкой. Для того чтобы получился узел, сделайте небольшой стежок на изнанке, сверху последнего стежка. Потихоньку затягивайте нить, пока не останется небольшая петелька.


Проведите иглу в петельку и продолжайте затягивать, пока не появится вторая петля. Проведите углу во вторую петлю и туго затяните нить, образовывая узел. Чтобы выполнить закрепку просто сделайте несколько небольших стежков, используя шов «назад иголку». Такие стежки располагаются один поверх другого и хорошо скрепляют слои ткани.

А теперь давайте подробнее узнаем, как выполнять ручные швы своими руками.

Шов «назад иголку»

Этот шов является одним из самых прочных ручных швов. Он используется для швов в труднодоступных местах и для закрепления строчек в конце и начале. Выведите иголку на верхнюю сторону. Сделайте небольшой стежок назад (2-3 мм) и снова выведите иглу вверх, отступив те же 2-3 мм по линии шва.

На изнаночной стороне стежки получатся в два раза длиннее, чем на лицевой стороне.

Шов "назад иголку" с пропусками

Этот вариант также используется для закрепления переходного канта обтачки и подборта.

Выполняйте обычный шов «назад иголку», но отводите иглу назад на половину длины стежка. Выходит игла по-прежнему на длину целого стежка.

Петельный шов

Применяется для изготовления обработанных вручную деталей: навесные нитяные петли и отверстия, нитяные петли, застёжки на крючках, шлёвки. Также подходит для оформления деталей из фетра или флиса. Выполняйте шов слева направо, расположив ткань так, чтобы её срез был внизу.

Закрепите стежок на краю ткани петлёй или любым другим удобным Вам способом.

Для каждого стежка направляйте иглу к себе. Втыкайте иголку в лицевую сторону ткани и выводите поверх нити на расстоянии от края около 5-6мм и на то же расстояние правее. Затягивайте нить не слишком туго.

Шов "Козлик" ("Ёлочка")

Применяйте такой шов для скрепления двух слоёв ткани с небольшой степенью подвижности, например для соединения подкладки с изделием или для подгибки трикотажа.

Выполняйте шов слева направо. Сделайте небольшой горизонтальный стежок в верхнем слое, отступив немного от края. Затем, сразу за краем верхнего слоя, выполните еще один стежок на нижнем слое, вправо по диагонали от первого стежка. Выполняйте стежки, не затягивая нитку.

Французская закрепка

Используйте такую закрепку, чтобы прикрепить подгибку свободной подкладки к подгибке изделия.

Выполните 2-3 стежка длиной около 2,5-3см, между изделием и подкладкой.

Поверх длинных стежков выполните стежки «петельным швом», располагая их максимально близко друг к другу. Полностью закройте длинные стежки петельками.

Используйте этот шов для всех типов подгибки.

Сделайте незаметный маленький стежок в ткани изделия, а затем выведите иглу вверх по диагонали через край подгибки. Расстояние между стежками 5-6 мм.

Шов "через край" ("обмёточный")

Используйте этот шов, чтобы избежать осыпания срезов ткани.

Вводите иглу перпендикулярно срезу ткани, делая диагональные стежки через край. Старайтесь, чтобы стежки были одного размера и на равном расстоянии друг от друга.

По окончании шва Вы можете вернуться, втыкая иглу в уже сделанные отверстия, получив таким образом «треугольные» стежки.

Этот вариант шва «назад иголку» применяют для отделки втачивания молнии на таких тканях как бархат, вельвет или атлас, в случае если машинная строчка выглядит некрасиво.

Выведите иглу вверх через все слои ткани. Выполните стежок «назад иголку», захватив 1-2 нити ткани. Выведите иглу на поверхность, отступив 5-6 мм вперед.

Этот шов является основным ручным швом, используемым для стягивания ткани, закладывания защипов, штопки и швов, не испытывающих нагрузки.

Выполните несколько стежков вперед, равномерно вводя иглу в ткани и выводя на поверхность, до того как протянуть нить.

Количество стежков зависит от толщины материала. Длина стежка и расстояние между ними зависит от места применения шва и может колебаться от 3 мм до 3 см.

Используется для максимально незаметной обработки подгибки, прикрепления подкладки, карманов и т. д.

Проведите иглу через подогнутый край верхней ткани. Захватите одну нить нижней ткани и снова введите иглу в сгиб верхней ткани.

Для того, чтобы зашить отверстие в шве, простроченном на машине, выполняйте потайной шов, захватывая равное количество нитей в верхнем и нижнем слое. Сделайте несколько стежков, а затем стяните участок шва.

Одним из простейших видов рукоделия является вышивание . Линия орнамента или красивый узор украсят любую вещь: платье, блузку, сумку, салфетку, скатерть или подушку.

Отделочные швы

Шов «вперед иголкой» (рис.1) – самый простой. Он используется дл имитации и наведения контуров рисунка. Иголку с ниткой пропускают в ткань справа налево, все время вперед, набирая один или несколько стежков. Этим швом вышивают узоры на блузках, салфетках, сумках.

Шов «строчка» (рис.2) напоминает машинный строчный шов. На лицевой стороне стежки прилегают один к одному, а на выворотной длина стежка равна двум стежкам с лицевой стороны.

Стебельчатый шов (рис.3) выполняют слева направо. Острие иголки все время направлено влево, а каждый новый стежок начинают, отступая назад, т.е. направо. На лицевой стороне стежки заходят один за другой, а вывороте создают строчку. Стебельчатым швом вышивают контуры рисунка (например, стебла, цветы, листья), делают метки на белье.

Петельный или обкидной шов (рис.4), используют для обкидывания петель, обшивания краев, вышивания. Выполняют шов слева направо. Нитка все время находится перед иголкой, делая петельку. В зависимости от ширины, высоты и направления стежков можно усложнить шов перевиванием.

Шов «цепочка», или тамбурный (рис.5), представляет собой ряд петелек, которые выходят одна из одной, напоминая на лицевой стороне цепочку, связанную крючком, а на выворотной – машинную строчку. Выполняют его сверху вниз или справа налево, закрепляя петельку одним или несколькими маленькими стежками. Тамбурная петелька может быть разных форм, и это дает возможность создать множество узоров. Этим швом вышивают листочки, лепестки цветов.

Шов «елочка» (рис.6) напоминает петельный шов или раскрытую тамбурную петлю. Его используют для отделки изделий. Есть много вариантов этого шва.

Шов «козлик», или крестовидный (рис.7), выполняют слева направо. Швом «козлик» можно украсить одежду и белье, подшить подол платья или юбки, соединить края двоих полотен.

Верхошов «верхоплут» или владимирский шов (рис.8), выполняют длинными стежками. Чаще используют очень толстые нитки (в основном красного цвета).

Стежки кладут от центра узора до краев и назад. На лицевой стороне ткани получаем основной рисунок, а на выворотной – контур мелкими стежками. Этим швом вышивают цветы и листья, разные фигуры, украшая одежду и предметы быта.

Вышивание крестом

Шов «полукрест» или «роспись» (рис.9) – двусторонний шов, который выполняют в два этапа – вперед и назад. Сначала слева направо прокладывают по контуру рисунка стежки «иголкой вперед» , а потом справа налево заполняют промежутки с предыдущего ряда.


Вышивать крестом можно на тканях льняного переплета, по канве или по контурах, обозначенных точками. Шов «крест», или «крестик» (рис.10), состоит с двух перекрещенных стежков. Сначала кладут стежки слева на право, а перекрывают их справа налево.


Узоры для вышивания крестом показано на рис.11.

Двойной, или болгарский крест (рис.12) выполняют с четырех прямых стежков – двух диагональных и двух взаимоперпендикулярных. Сначала вышивают простой крест, потом делают вертикальный стежок, а его покрывают горизонтальными стежками слева направо.

Края двух полотен можно соединить несколькими способами, как это показано на рис.13.

Вышивание бисером, стеклярусом, бусами, искусственным жемчугом

Бисером, стеклярусом, бусами и искусственным жемчугом можно украсить вечернее платье, сумочку, кошелек и т.д. Для основы рекомендуем бархат, атлас, шелк, шерстяные и суконные ткани, лен с лавсаном.

Нитки для вышивания должны быть прочными, «навощенными» (покрытыми воском), что бы бисер или стеклярус не перетирали их, и подобраны под цвет ткани. Для работы берут бисер округлый или граненный, одно- или разноцветный – в зависимости от узора. Можно использовать также стеклярус и блестки.

Вышивают по нанесенному на ткань рисунку или по канве, которую потом вытягивают. Каждую бисеринку пришивают к ткани по контуру рисунка. Бусинки нашивают впритык одна к одной или на некотором расстоянии. Можно также выложить нитку с нанизанными бусинками по контуру и прикрепить ее к ткани другой ниткой, вкалывая иголку в промежутки между бусинками.

Для вышивания бисером можно использовать узоры вышивок крестом: каждая нашитая бисеринка будет отвечать крестику на узоре. Пришивают бисер стежками шва «полукрест» з уклоном в одну сторону (что бы бисеринки ложились ровно).


Вышивку стеклярусом лучше выполнять верхошвом.

На рис.14 показано узоры для вышивания кошелька или сумочки. Лепестки можно вышить белым и розовым бисером или стеклярусом, серединки – желтым и зеленым стебель.



Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Соединительные швы. Краевые швы. Отделочные швы, складки, канты.

Бытовые относятся к машинам челночного стежка. На них в основном можно выполнять стачивающие и зигзагообразные строчки. Челночные стежки образуются верхней и нижней нитками, переплетающимися внутри сшиваемых материалов (рис. 32).

Наиболее распространенной машинной строчкой является стачивающая. Зигзагообразная строчка отличается от стачивающей тем, что на лицевой стороне нитки располагаются зигзагообразно (рис. 33).

Зигзагообразная строчка может быть с частым, узким или широким зигзагом, в зависимости от длины и ширины стежков.

Зигзагообразная строчка более эластичная, поэтому применяется для закрепления срезов от осыпания, а также для соединения тканей встык или накладным швом (рис. 34 а, б), для обметывания петель.

В зависимости от назначения швы делятся на соединительные, краевые и отделочные.

Соединительные швы . Стачной шов - наиболее распространенный. Стачной шов вразутюжку (рис. 35) применяют для скрепления деталей верха. В зависимости от модели применяют шов взаутюжку (рис. 36). Им пользуются также в тонких тканях и при обработке подклада.

Расстрочной шов - разновидность стачного. При этом шве припуски раскладываются на две стороны и закрепляются строчками (рис. 37). Применяется для тех тканей, где нельзя разутюжить, но нужно закрепить шов, а также для отделки деталей изделия.


Настрочной шов выполняется с открытыми срезами (рис. 38 а) и с закрытым одним срезом (рис. 38 б). В основном применяется в верхней одежде, с открытыми срезами - в изделиях из неосыпающихся материалов. В изделиях без подкладки швы обметывают.

Накладной шов бывает с открытыми и с закрытыми срезами. Накладной шов с открытыми срезами (рис. 39 а) - самый простой соединительный шов. Применяется для соединения прокладок, которые потом закрываются подкладкой. Накладной шов с закрытым срезом (рис. 39 б) значительно сложнее, требует предварительной наметки одной детали или заутюжки. Затем подготовленная верхняя деталь накладывается на нижнюю и соединяется.

В основном используется для соединения с изделием кокеток, накладных карманов.

Бельевые швы наиболее износостойки, так как изделия, в которых они применяются, подвергаются частым стиркам. Двойной шов применяют при изготовлении постельного белья, иногда летних изделий (рис. 40). Первую строчку шва выполняют, складывая детали изнанкой внутрь, отступив от края 0,3 - 0,4 - см, вторую строчку выполняют после выворачивания деталей, отступив от края 0,5 - 0,7 см.


Запошивочный шов используют при изготовлении халатов, курток. Наиболее приемлем узкий запошивочный шов, как более экономичный. Широкий запошивочный шов тоньше и эластичнее (рис. 41).

Краевые швы . Краевые швы делятся на окантовочные, в подгибку и обтачные. Окантовочные швы выполняют с помощью тесьмы или полоски ткани, выкроенной по косой.

Шов с открытым срезом (рис. 42) обрабатывают полоской ткани, сначала швом шириной 0,5 см, затем отгибают полоску и рядом с первым швом прокладывают вторую строчку. Ширина полоски 2 - 2,5 см. В шве с закрытыми срезами ширина полоски 3 - 3,5 см. Полоску предварительно заутюживают посередине и открытыми срезами соединяют первой строчкой с изделием (рис. 43). Затем второй строчкой закрепляют полоску. Если полоска одинарная, то одной стороной полоску притачивают к изделию, полоску подгибают и второй строчкой настрачивают (рис. 44).


Шов с тесьмой (рис. 45) применяют в основном для отделки деталей верхней одежды с помощью специального приспособления или с предварительной наметкой.

Шов в подгибку с открытым срезом (рис. 46) применяется в изделиях из неосыпающихся материалов.

Шов в подгибку с закрытым срезом (рис. 47) используется в изделиях из легкоосыпающихся тканей. Ширина шва в подгибку 1,0 - 4,0 см.

Обтачной шов в кант (рис. 48) применяют для обработки краев деталей. Линия соединения деталей в обтачном шве смещается для образования канта.

Обтачной шов в рамку (рис. 49) имеет одну строчку, которой закрепляют два слоя одной и один слой второй детали.

Отделочные швы. К отделочным швам относятся различные складки, рельефные швы и швы с кантом.

Складки бывают односторонние и двусторонние, отделочные и соединительные. При большом количестве складок в изделии они могут быть отделочными и небольшая часть соединительными, так как шов стачивания полотнищ желательно всегда располагать в складке.


Отделочные складки располагаются на одной детали. Рассчитывают необходимое количество односторонних складок, отмечают середину и боковые стороны (рис. 50 а), перегибают посередине, наметывают по намеченным линиям, стачивают на определенную длину (рис. 50 б), приутюживают и, если нужно по модели, выполняют отделочную строчку (рис. 50 в),

Так, если глубина складки 5 см, отмечают середину и в обе стороны откладывают по 5 см, т. е. припуск на одностороннюю складку в данном случае составляет 10 см. Соответственно для складок глубиной б или 7 см припуск на складку будет 12 или 14 см.


Двусторонние складки намечают так же, как односторонние, только симметрично центру (рис. 51 а). Перегибают посередине, наметывают, стачивают, приутюживают, располагая складки в разные стороны (рис. 51 б) и, если надо по, модели, выполняют отделочную строчку (рис. 51 в).

Соединительные односторонние складки выполняются так же, как отделочные, но здесь предусмотрен шов (рис. 52 а), являющийся серединой складки. Расположение шва не по середине складки может дать дефект в изделии - ткань будет топорщиться. От шва отмечают глубину складки, наметывают, стачивают (рис. 52 б), приутюживают, при необходимости выполняют отделочную строчку. В двусторонних соединительных складках внутренняя часть рассчитывается в зависимости от глубины складок, расстояния между ними и швами на соединение (рис. 53).

Так, если глубина складок 6 см и расстояние между ними 5 см, то ширина вставки равна: (глубина складки х 2) + (шов Х 2) + расстояние между складками. В конкретном примере ширина вставки равна (6 х 2) + (1 х 2) + 5 = 12 + 2 + 5 = 19 см.


Рельефные швы используются в качестве отделочных, их выполняют, застрачивая ткань на расстоянии 0,1 - 0,3 см от перегиба по лицевой стороне (рис. 54), или, подкладывая с изнанки ткань, делают две параллельные строчки с расстоянием между ними 0,5 - 0,7 см и продергивают шнурок (рис. 55).

Швы с кантом применяются в основном для подчеркивания деталей изделия (клапаны, воротники, борта, кокетки). Для качественного выполнения тесьму или полоску ткани шириной 2,0 - 3,0 см (в зависимости от готового вида канта) перегибают пополам и притачивают по линии готовой детали (рис. 56 а). Затем складывают верх и подкладку детали лицом внутрь и обтачивают их по строчке притачивания канта или за строчку притачивания канта, тогда она не будет видна с лица (рис. 56 б). Деталь выворачивают (рис. 56 в).


В кокетках, накладных карманах, манжетах сначала притачивается кант, затем накладным швом верхняя деталь, предварительно заутюженная или заметанная (рис. 57).

При выполнении изделий с двумя кантами последовательность обработки сохраняется, только канты должны быть предварительно соединены (рис. 58). Использование в обтачных деталях двух кантов затруднено сложностью обработки, а в прямых деталях можно сначала настрочить первый кант, затем по шву притачивания первого канта с изнанки закрепить строчкой полоску второго канта, подкладывая ее с лицевой стороны (рис. 59 а). Затем перегнуть второй кант и закрепить строчкой на необходимую ширину (рис. 59 б). Эта обработка несколько сложнее, но канты получаются более четкими и шов тоньше.


Для уменьшения толщины шва с кантами внутренние их срезы можно высечь ступенькой, оставив от 0,4 до 0,8 см (рис. 59 в). Летние женские и детские изделия могут быть отделаны по краю одновременно кантом и окантовкой. Кант - узкая полоска отделочной ткани, вкладывается в шов или настрачивается на шов. Окантовка - полоска любой ширины для отделки края деталей - открытых срезов, пройм, низа и др.

Полоски для канта и окантовки должны быть выкроены под углом 45°: для канта - шириной до 2,0 см, для окантовки - 2,5 - 3,0 см. Сначала по краю детали притачивается вдвое сложенная полоска канта швом шириной 0,3 - 0,5 см, затем с изнанки рядом с первой прокладывается строчка, одновременно снизу вровень со срезом подкладывается полоска окантовки (рис. 60 а). Окантовка огибает срез, подгибается и приметывается, с лица закрепляется строчкой на расстоянии 0,1 см от края (рис. 60 б). Использование канта и окантовки разных цветов дает интересный, нарядный эффект.


В качестве отделки в верхних изделиях могут быть использованы тесьма, искусственная и натуральная кожа (полоски). Предварительно наметанная тесьма настрачивается на деталь (рис. 61 а) или на шов (рис. 61 б). Если тесьма шире, чем нужно по модели, ее можно предварительно настрочить одной стороной, затем отогнуть и настрочить по обеим сторонам, оставив излишки ширины внутри (рис. 62). В изделиях без подклада швы могут быть стачаны с лицевой стороны, разутюжены и закрыты отделочной тесьмой (рис. 63). Или полоска ткани, выкроенная под углом 45°, подкладывается при стачивании шва на лицо (рис. 64 а), затем подгибается и настрачивается с двух сторон (рис. 64 б), шов в этом случае получается взаутюжку. В качестве отделки может быть использована вдвое сложенная полоска саржи (рис. 65), вероятность высыпания отделки в этом случае наименьшая.


Тесьму рекомендуется перед использованием замачивать, чтобы она дала естественную усадку до работы. Не рекомендуется полоски из ткани выкраивать по долевой нити, так как они в процессе эксплуатации дадут усадку. Полоски, выкроенные по косой, наиболее эластичные. При отделке искусственной кожей основа может быть не в цвет, тогда ее следует подгибать (рис. 66). Настрачивание искусственной или натуральной кожи выполняется без предварительного наметывания, так как остаются проколы от иглы, поэтому требуются определенные навыки, в данном случае нужны намеченные линии, которые служат ориентиром при ведении строчки.