Последние статьи
Домой / Виды макияжа / Проблемы поликультурного образования. Портал образования

Проблемы поликультурного образования. Портал образования

УДК 372.881. Пилипенко

студент ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.пед.н, проф. Митусова О.А.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы поликультурного образования и воспитания. Перечислены предпосылки возникновения таких проблем. Дана характеристика преподавателю, осуществляющему такую образовательную деятельность.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, поликультурность, поликультурализм.

Непредсказуемые изменения, происходящие в социально-экономической системе страны, усложнение ситуации в межэтнических отношениях, нарастающий объем информации формируют необходимость становления личности, способной жить в условиях поликультурного пространства, личности творческой и толерантной, ответственной, готовой принимать конструктивные действия в сложных жизненных условиях. Основным социальным институтом, осуществляющим адаптацию человека к изменениям в обществе, является система образования.

В современной политической, экономической, социальной и образовательной ситуации в России всё большую важность приобретает проблема поликультурного образования.

Поликультурное образование - это то образование, которое человек

получает в полиэтническом обществе, где живут и сотрудничают люди,

говорящие на нескольких языках.

Поликультурное образование выступает в роли «ответной реакции» на такие процессы, как:

Процессы глобализации и интеграции образования;

Усиление влияния религиозных течений, имеющих негативное воздействие, на молодых людей;

Интенсивное взаимодействие между российскими и зарубежными организациями;

Рост экстремизма, агрессии;

Необходимость формирования толерантного сознания и т.д. Нередки случаи, когда современная молодёжь демонстрирует

невежество в знании особенностей национальных культур мира, их обычаев, традиций и истории. В этом есть и доля ответственности образования, ведь такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, а воспитывается.

Следует отметить, что поликультурное образование имеет неразрывную связь с поликультурным воспитанием, которое, в свою очередь, предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций, а также культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, что способствует становлению мира и сохранению культурной идентичности различных народов.

О.А. Митусова отмечает, что для России, как для многонациональной страны, характерно наличие «внутреннего поликультурного пространства» и

108 Митусова О.А. Языковое образование в условиях межкультурных коммуникаций/Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3. С. 121-124.

«внешнего поликультурного пространства», которые влияют на образовательные процессы.

Значительную роль в области поликультурного образования и воспитания играет преподаватель. По мнению Э.И. Соловцовой, специалист в данной области должен обладать следующими качествами и навыками:

Развитым критическим и рефлексивным мышлением;

Принятием поликультурности мира;

Уважением и чувством толерантности по отношению к иной культуре.

Основной задачей поликультурного образования является развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации, под которой понимается «общение на иностранном языке с учетом культуры страны, где говорят на этом языке»109, однако не во всех вузах обеспечивается такая подготовка. Одной из причин является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Существует не так мало нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс, но пока ни в одном из них принцип поликультурализма, в качестве приоритетного направления развития, не вынесен, однако некоторые положения соответствуют целям и задачам поликультурного образования. Следует отметить, что и о поликультурной подготовке педагогов - ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается.

На данном этапе развития общества большую роль также играет применение инновационных технологий в поликультурном обучении. Но сложность использования таких технологий заключается в «отсутствии

109 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Ученые записки СКАГС. 2011. №3. С. 171-176.

единой методологии и практики комплексной текущей оценки качества и эффективности образовательного процесса»110.

В неязыковых вузах, зачастую, источником поликультурного образования является только дисциплина «Иностранный язык», которая по сравнению с другими дисциплинами «позволяет с большей эффективностью задавать студентам установки толерантности и этической идентичности»111.

Проблемой также является тот факт, что принцип поликультурализма характерен, на данном этапе развития образования, лишь для отдельных курсов, а не всех дисциплин.

Опираясь на исследования в области поликультурного образования, С.М. Мамлеевой были выдвинуты условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования. К ним относятся:

Создание устойчивой нравственно-психологической готовности обучающихся к выбору целей и приоритетов, которые способствуют формированию ценностных ориентаций;

Междисциплинарная интеграция;

Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.

Обобщая проблему поликультурности с учетом предложенной выше информации, поликультурное образование и воспитание можно определить как инновационный процесс, который направлен на качественное изменение образовательной системы и который ориентирует будущих специалистов на мобильность и самостоятельность, а главное - конкурентоспособность, в условиях поликультурного и полилингвального современного мира. Кроме

110 Пронина Е.В. Необходимые условия реализации инновационных технологий образования в Российских ВУЗах // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 2016. Ч.2

111 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев // Ученые записки СКАГС. 2013. №1. С. 146-152.

того, поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.

УДК 378.147.34 Фастащенко Т.А.

студентка ЮРИУ РАНХ и ГС Науч.рук.: д. фил.н., проф. Котова Н.С.

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация: В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.

Ключевые слова: мобильное образование информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование.

Потенциал цифровых устройств и сетей, обеспечивающих

беспроводное электронное обучения и мобильное обучение (м-обучение)

сочетают в себе «индивидуальное (или личное) обучение» , доступ к которому можно получить в любое время и в любом месте обучения. Этому

способствует «конвергенция Интернета» , беспроводных сетей, беспроводных электронных устройств и «методов электронного обучения».

112 Котов С.В., Котова Н.С. Становление инклюзивного образования в России // European Social Sciences Journal. 2015, № 6. С.263-267.

113 Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт). // В сборнике: Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 51-54.

УДК 372.881. Пилипенко

студент ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.пед.н, проф. Митусова О.А.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы поликультурного образования и воспитания. Перечислены предпосылки возникновения таких проблем. Дана характеристика преподавателю, осуществляющему такую образовательную деятельность.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, поликультурность, поликультурализм.

Непредсказуемые изменения, происходящие в социально-экономической системе страны, усложнение ситуации в межэтнических отношениях, нарастающий объем информации формируют необходимость становления личности, способной жить в условиях поликультурного пространства, личности творческой и толерантной, ответственной, готовой принимать конструктивные действия в сложных жизненных условиях. Основным социальным институтом, осуществляющим адаптацию человека к изменениям в обществе, является система образования.

В современной политической, экономической, социальной и образовательной ситуации в России всё большую важность приобретает проблема поликультурного образования.

Поликультурное образование - это то образование, которое человек

получает в полиэтническом обществе, где живут и сотрудничают люди,

говорящие на нескольких языках.

Поликультурное образование выступает в роли «ответной реакции» на такие процессы, как:

Процессы глобализации и интеграции образования;

Усиление влияния религиозных течений, имеющих негативное воздействие, на молодых людей;

Интенсивное взаимодействие между российскими и зарубежными организациями;

Рост экстремизма, агрессии;

Необходимость формирования толерантного сознания и т.д. Нередки случаи, когда современная молодёжь демонстрирует

невежество в знании особенностей национальных культур мира, их обычаев, традиций и истории. В этом есть и доля ответственности образования, ведь такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, а воспитывается.

Следует отметить, что поликультурное образование имеет неразрывную связь с поликультурным воспитанием, которое, в свою очередь, предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций, а также культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, что способствует становлению мира и сохранению культурной идентичности различных народов.

О.А. Митусова отмечает, что для России, как для многонациональной страны, характерно наличие «внутреннего поликультурного пространства» и

108 Митусова О.А. Языковое образование в условиях межкультурных коммуникаций/Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3. С. 121-124.

«внешнего поликультурного пространства», которые влияют на образовательные процессы.

Значительную роль в области поликультурного образования и воспитания играет преподаватель. По мнению Э.И. Соловцовой, специалист в данной области должен обладать следующими качествами и навыками:

Развитым критическим и рефлексивным мышлением;

Принятием поликультурности мира;

Уважением и чувством толерантности по отношению к иной культуре.

Основной задачей поликультурного образования является развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации, под которой понимается «общение на иностранном языке с учетом культуры страны, где говорят на этом языке»109, однако не во всех вузах обеспечивается такая подготовка. Одной из причин является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Существует не так мало нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс, но пока ни в одном из них принцип поликультурализма, в качестве приоритетного направления развития, не вынесен, однако некоторые положения соответствуют целям и задачам поликультурного образования. Следует отметить, что и о поликультурной подготовке педагогов - ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается.

На данном этапе развития общества большую роль также играет применение инновационных технологий в поликультурном обучении. Но сложность использования таких технологий заключается в «отсутствии

109 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Ученые записки СКАГС. 2011. №3. С. 171-176.

единой методологии и практики комплексной текущей оценки качества и эффективности образовательного процесса»110.

В неязыковых вузах, зачастую, источником поликультурного образования является только дисциплина «Иностранный язык», которая по сравнению с другими дисциплинами «позволяет с большей эффективностью задавать студентам установки толерантности и этической идентичности»111.

Проблемой также является тот факт, что принцип поликультурализма характерен, на данном этапе развития образования, лишь для отдельных курсов, а не всех дисциплин.

Опираясь на исследования в области поликультурного образования, С.М. Мамлеевой были выдвинуты условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования. К ним относятся:

Создание устойчивой нравственно-психологической готовности обучающихся к выбору целей и приоритетов, которые способствуют формированию ценностных ориентаций;

Междисциплинарная интеграция;

Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.

Обобщая проблему поликультурности с учетом предложенной выше информации, поликультурное образование и воспитание можно определить как инновационный процесс, который направлен на качественное изменение образовательной системы и который ориентирует будущих специалистов на мобильность и самостоятельность, а главное - конкурентоспособность, в условиях поликультурного и полилингвального современного мира. Кроме

110 Пронина Е.В. Необходимые условия реализации инновационных технологий образования в Российских ВУЗах // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 2016. Ч.2

111 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев // Ученые записки СКАГС. 2013. №1. С. 146-152.

того, поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.

УДК 378.147.34 Фастащенко Т.А.

студентка ЮРИУ РАНХ и ГС Науч.рук.: д. фил.н., проф. Котова Н.С.

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация: В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.

Ключевые слова: мобильное образование информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование.

Потенциал цифровых устройств и сетей, обеспечивающих

беспроводное электронное обучения и мобильное обучение (м-обучение)

сочетают в себе «индивидуальное (или личное) обучение» , доступ к которому можно получить в любое время и в любом месте обучения. Этому

способствует «конвергенция Интернета» , беспроводных сетей, беспроводных электронных устройств и «методов электронного обучения».

112 Котов С.В., Котова Н.С. Становление инклюзивного образования в России // European Social Sciences Journal. 2015, № 6. С.263-267.

113 Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт). // В сборнике: Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 51-54.

Щетинина Надежда Ефимовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность поликультурного воспитания в современной школе"
Дата публикации: 16.06.2017
Раздел: полное образование

«Актуальность поликультурного воспитания

в современной школе»

Статья

МБОУ СОШ № 1 , г. Ессентуки, Ставропольский край

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не

уважать оной есть постыдное малодушие»

(А.С. Пушкин)

Современная жизнь ставит перед образованием сложную задачу -

необходимо воспитать молодёжь в духе мира и уважения всех народов,

сформирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных

национальностей, вероисповеданий, социальных групп, глубоко понимать и

ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки молодёжи

в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает

одно из самых важных мест среди проблем образования на сегодняшний

Что же такое поликультурное воспитание?

Поликультурное воспитание – это:

Противостояние расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости,

ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);

Выбор интернационального воспитания. (А.Н. Джуринский);

Формирование человека, который способен к активной и эффективной

жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладает

развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения жить в мире

и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова,

Л.Л. Супрунов).

Специфическими целями поликультурного образования являются:

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной

к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и

гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей

российской и мировой культуры;

Развитие национальных культур и родных языков народов России как

необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и

важнейшей основы становления и функционирования российской

гражданской нации;

Создание условий для развития и сохранения сотрудничества всех

этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и

культурном сообществе, называемая российской гражданской нацией;

Более эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в

условиях федеративного государства и современной цивилизации,

расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения

качества жизни;

Развитие образовательного и профессионального потенциала России,

воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной

интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в

открытом поликультурном мире.

Поликультурное образование - ещё очень молодая отрасль педагогического

знания для России. Лишь за последние 10 лет появилось большое количество

публикаций по вопросам поликультурного воспитания нашего общества и

объективной необходимости перестраивать систему образования, как

школьную, так и вузовскую. Так в 1999 году была разработана и

Л.Л. Супрунова). Согласно данной концепции уже сейчас работает ряд школ

Кабардино- Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии,

Краснодарского и Ставропольского краёв. Идеи поликультурного образования

творчески развиваются педагогами разных городов. В 2003г. принята

Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ (авторы – Ю.С.

Давыдов и Л.Л. Супрунова).

В своих выступлениях В.В.Путин говорит: «Россия – многонациональная

страна. Она является общим домом для христиан, мусульман, представителей

других концессий. Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве.

Такие отношения не просто норма жизни для нашей страны. Это, без всякого

преувеличения является нашим национальным достоянием. И мы бережём

его как зеницу ока. Имея уникальный опыт взаимообогащения культур и

традиций, мы стремимся к развитию диалога цивилизаций, выступаем за

создание более справедливой системы международного устройства,

основанной на принципах равноправия и уважения всех людей вне

зависимости от их национальности или вероисповедания. Такую политику

Россия намерена проводить по всем направлениям…»

Все миграционные перемещения, которые сейчас происходят в России, за

короткий срок изменили социальный и этнокультурный облик населения

нашего города и края в целом. Соответственно изменился и контингент

учащихся в школах. Поэтому, на базе школ края все чаще возникают

поликультурные образовательные центры, способствующие решению

проблем социальной адаптации и образования детей-мигрантов. Здесь

возникает необходимость поликультурного воспитания с дошкольного и

школьного образования.

Поликультурное воспитание – сложное социально-воспитательное явление,

которое требует расширения коммуникативных каналов диады «педагог –

ребенок (подросток, молодой человек) в рамках открытой воспитательной

среды. Это предполагает осуществление педагогического взаимодействия на

трех уровнях:

Первый уровень:

Ориентирован на осознание этнической принадлежности и культивирование

положительных черт «национального характера»;

Направлением деятельности педагога на данном уровне является:

Стимулирование интересов детей к межкультурной коммуникации.

Второй уровень:

Предполагает обогащение знаний о многомерности этнического мира,

формирование положительного образа «этнического соседа»;

Направлением деятельности педагога на данном уровне является

Использование интерактивных технологий обучения;

Создание ценностно-смыслового воспитывающего поля на основе обычаев

и традиций в режиме поликультурного диалога.

Третий уровень:

Включает формирование и развитие осознанного отношения к

межэтническому и межкультурному взаимодействию, приобретение и

применение коммуникативных умений и навыков в режиме «диалога

культур».

На этом уровне деятельность педагога сводится к:

Формированию позиционности в поликультурной среде;

Стимулированию осмысленного взаимодействия.

Причём формы работы, я считаю, должны быть разнообразными: беседы,

устные рассказы, доклады, сообщения, сочинения о межнациональных

отношениях, экскурсии в музеи национальных культур, проведение концерта

ко дню Народного Единства, конкурсы рисунков, газет, где отражается

история своего народа, конкурсы чтецов (знакомство с национальной

поэзией). Мною был проведён опрос учащихся нашей школы.

Какие вы могли бы предложить мероприятия по поликультурному

воспитанию, которые бы проводились регулярно в нашей школе?

Было опрошено – 100 уч-ся.

1. Уделять большее внимание проведению предметных уроков, классных

часов по поликультурному воспитанию в нашей школе - 40% учащихся.

2. Проводить фестиваль «Национальных культур» - 25% уч-ся.

3. Организовать конкурс-смотр национальных костюмов – 20% учащихся.

4. Проведение школьного конкурса песен и танцев народов Кавказа – 10%

учащихся.

5. Включить в школьную программу по информатике создание учащимися

презентаций, где отражается быт, традиции, культура народов Кавказа – 5%

учащихся.

Одним из главных способов организации поликультурного воспитания

является обеспечение культурологической направленности филологического

образования и введение поликультурного компонента в различные учебные

дисциплины. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное

обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки),

которое не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к

различным способам мышления, чувствования, поведения. Воспитание и

обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и

тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире и

привить ему уважение, ценностное отношение к другим культурам. Мы

сейчас живем в условиях усиливающихся процессов глобализации.

Глобальными сейчас являются такие системы как, экономика, политика,

рынки, миграция населения Земли. От того как качественно укрепляются

межкультурные связи и общения, это и есть основа благополучия,

безопасности и экономической стабильности наций, населяющих нашу

планету. Известен отечественный опыт межнационального сотрудничества.

Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились

многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в

боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в

послевоенном возрождении страны. Так в культурной сфере сотрудничество

обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности пятидесяти

этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В

СССР в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась

вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других

регионах мира исчезли сотни малых культур.

Испокон веков Россия являлась посредницей между различными культурами,

и поэтому русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению

Ф.М.Достоевского) . Всем нам необходимо любить и признавать другие

умственные склады, культурные облики, жизненные идеалы, иные расы и

национальные выражения духа.

Перед российской государственной властью всегда стояла «задача» -

«заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими».

Таким образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом

в современной системе образования, направленной на интеграцию

представителей различных народов, сохранение и защиту этнокультурной

самобытности, и способствует формированию форм толерантного

взаимодействия в обществе.

Образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

В условиях современных глобализационных процессов мировой цивилизации остро стоит проблема определения путей эффективного формирования нового типа сознания, характера жизненной позиции личности как субъекта поликультурного общества. Успешная интеграция личности в национальную и мировую культуру рассматривается с позиции её включения в поликультурное образовательное пространство.Поликультурность образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнидеятельности людей оцениваются с точки зрения сформированности опыта позитивного межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иных культур, готовностик поиску культурных смыслов, активной культуротворческой позиции.

В России система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция поликультурного образования разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

В условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения. В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.

Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности. Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом.

Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями .В.М.Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой. М.И.Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов.

« Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения. Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия.

Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям». Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.

Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп.

Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой.

Система методов и форм такого воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Межнациональное (поликультурное) воспитание первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурного воспитания играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник.


Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие.

Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру. В.А. Тишков размышляя над феноменом «культурное многообразие» применительно к России, понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает «реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве». Таким образом что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.

Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.

Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах.Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным.

Педагогический процесс в многонациональном ДОУ, несомненно, сохраняет все свои структурные компоненты. Его содержание находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.

При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развевающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.


Суздалева Елена Юрьевна (Suzdaleva Elena Yurievna)

Магистрант , Тихоокеанского государственного университета,РФ,г.Хабаровск

Факультет начального, дошкольного и дефектологического образования

Кафедра педагогики

Master student, Pacific National University, Russian Federation, Khabarovsk

Faculty of primary, preschool and defe c tologic al education

Department of pedagogy

THE RELEVANCE OF MULTICULTURAL EDUCATION OF CHILDREN OF ELEMENTARY SCHOOL AGE.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты предпосылки и развитие поликультурного воспитания, в общем, и узконаправленном смысле в аспекте педагогической науки. Дана динамичная тенденция становления и развития поликультурного воспитания в науке педагогика при воспитании детей младшего школьного возраста. Раскрыта актуальность проблемы с позиции ученых исследователей и собственной авторской к вопросу, с какой целью, и какие задачи решает поликультурное воспитание детей в начальных классах. Так

же освещены нарастающие социальные и культурные проблемы современного общества и очевидность фактов порождающих дисбаланс общественности, а также у людей, призванных и декларирующих общечеловеческие ценности.

ABSTRACT

The article describes the background and development of multicultural education, in general, and a narrowly focused sense in the aspect of educational science. Given the dynamic trend of the formation and development of multicultural education in science, pedagogy in the education of children of younger schoolchildren of age. Revealed the relevance of the problem from the position of researchers and its own author to the question, for what purpose, and what tasks the multicultural education of children in primary school solves.It also highlights the growing social and cultural problems of modern society and the evidence of the facts generating an imbalance of the public, as well as people, designed and declaring universal values.

Ключевые слова : педагогика, начальная школа, воспитание, младший школьный возраст, поликультурное воспитание, личность, поликультурные качества.

Keywords: pedagogy, elementary school, education, primary school age, multicultural education, personality, multicultural qualities, elementary school.

В современных условиях эволюции и развитии российского общества и социума, глобализация проблем роста агрессии и насилия, утраты нравственности, моральных и этических ценностей, «шагающего» террора, межнациональных конфликтов и преступности вызывает активный дискурс и резонанс ученых исследователей науки педагогики, социологии, психологии и других значимых наук. Нарастающие социальные и культурные проблемы современного общества и очевидность фактов порождает дисбаланс общественности, а также у людей, призванных и декларирующих общечеловеческие ценности.

Сегодня существование разных народов и культур становится сложным аспектом к вопросу их становления и развития в условиях современности, и российское общество не исключение, а наоборот, достаточно яркий представитель этой проблемы. В современных условиях российского образования происходит явное переосмысление целей и задач образования в рамках новой компетентностной парадигмы, которая заключается в нехватке и потребности нашего общества в воспитании поликультурной личности. Восполнение этой потребности носит актуальный характер. И как следствие, дает предпосылки для возможной нейтрализации выше обозначенных проблем при помощи воспитания поликультуной личности. И чтобы явное переосмысление дало свои «плоды» необходима эффективная реализация целей и задач компетентностной парадигмы в условиях начальной общеобразовательной школы. Дестабилизация социальных и культурных процессов, острых проблем этнического характера задает новые ориентиры и ставит в приоритет российского образования воспитания только поликультурной личности.

Анализируя российского законодательство и руководствуясь действующим Законом «Об образовании в Российской Федерации» видим, что статья 14 «Язык образования» прямо указывает на то, что получение образования в России – это гарант получения образования на государственном языке РФ при этом учитывая всевозможные особенности и возможности всей системы образования. Что вся образовательная деятельность осуществляется только на государственном языке и на основании государственных стандартов РФ. Ранее ст. 14 Закон «Об образовании» содержала «Общие требования к содержанию образования», где четко было прописано о том, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру ». Следовательно, оперируя законодательством, является возможным утверждать, что произошли изменения в толковании статьи 14 и нормативно-правовое обеспечение сегодня уже не содержит данного рода законодательной формулировки.

Поликультурная педагогика сегодня – это относительно юная отрасль научного знания, которая притягивает внимание не только специалистов, но и интеллектуальное большинство общественности, так как она является достаточно естественной педагогической реакцией на такие насущные проблемы, как глобализация в нынешнем мире, межличностные, межгрупповые, межэтнические разногласия, разнохарактерные дискриминационные проявления, классовые, политические и конфликты на почве вероисповедания, которые были представлены нами ранее. Прогресс этого течения современной педагогической науки и практики вызван самой сущностью процессов демократизации и персонификации социальной жизни, устремлением образовать общество, в котором взращиваются учтивое отношение к личности, протекция достоинства и прав всякого человека.

Проблемы поликультурного воспитания в 21 веке занимают ключевое и значимое место в научном наследии знаменитых ученых деятелей: изучение и исследования научно-теоретических основ поликультурного образования и воспитания широко раскрыты в работах А. Аракелян, В. Борисов, А. Гуренко, Н. Данилевский, А. Дмитриев, В. Ершов, и др.); научное обоснование специфики поликультурного воспитания школьников на основе личностно-ориентированного подхода было рассмотрено в научном труде В. Бойченко; Дж. Бэнкса, С. Беннет, Л. Веденин, А. Джуринского и другие данный термин и его особенности рассматривали, как воспитание социальных, коммуникативных и эмпатических умений учащихся, где каждый автор попытался выделить собственную точку зрения к целями, задачам, особенностям, методике и технике поликультурного воспитания в общем аспекте. Ученые Ш. Амонашвили, Л. Божович, И. Каиров, Н. Миропольский, И. Подласый подошли конкретно к вопросам изучения и комплексного исследования поликультурного воспитания младших школьников в трудах, которые посвящены формированию и развитию полноценной поликультурной личности, которая непосредственно направлена на повышение образовательного и культурного уровня и приобретение учащимися умения общаться с представителями своей и других культур. Что в современных условиях играет важную роль, так как в нимание к поликультурному воспитанию обусловлено развитием международного сотрудничества, аугментации борьбы этнических и расовых меньшинств за их права в общинах с полиэтническим составом.

В настоящее время поликультурная педагогика может быть оценена как необходимый инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, благоприятствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. И если такой инструмент будет применен в младшем школьном возрасте в полном объеме к вопросу изучения и повторения, возможности применения на практике в разных педагогических условиях, то существует вероятность сохранить национальную оригинальность в воспитании российских детей, обучающихся в начальной школе. Ведь по своему предназначению поликультурное воспитание призвано поддерживать множество разных наций в условиях глобализации нынешнего мира, которое служит эффективным инструментом сохранения и развития этнических культур, через принятие их ценностей в практику воспитания и обучения, и как следствие решения насущных проблем педагогики.

М ладший школьный возраст – это время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем мире. В сегодняшних школах нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей . Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных как в России, так и в мире в целом.

Проблема поликультурного воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена благоприятностью этого возраста к воспитательным воздействиям, возможностью заложить в этот период времени морально-культурных основ личности ввиду активного формирования характера, первичных установок морали и ценностей, стереотипов и норм поведения, мышления и мировоззрения, которые будут прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре и этносу, способствовать становлению личности в целом.

Аналитический обзор научной и педагогической литературы, концепции и сложившейся практики воспитания поликультурной личности младшего школьника может привести по итогу к получению положительных результатов. В перспективе, развитие и совершенствование такой личности может привести к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, которые в совокупности будут влиять на благосостояние общества и применение общечеловеческих ценностей.

Список используемых источников:

1 . Закон «Об образовании», (в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ), СПС, КонсультантПлюс, дата обращения: 17.02.2019.

2 . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» СПС, КонсультантюПлюс, дата: обращения 15.02.2019.

3 . Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова // Педагогика. - 2007. - №4.