Домой / Виды макияжа / «Роль семьи в формировании личности ребенка» является. Роль семьи в формировании и развитии личности

«Роль семьи в формировании личности ребенка» является. Роль семьи в формировании и развитии личности

Родительское собрание

Роль семьи в формировании личности

Цель:

1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;

2. Разработка основных правил семейного воспитания.

Оборудование: памятка для родителей «Как надо любить ребенка», анкета «Ребёнок и его семья», тест-игра «Какой вы родитель».

Ход собрания Педагог: Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые оно питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования его личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами.

Психолог: Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играют семья и школа в их воспитании, т.к. семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, а на протяжении всего этапа обучения.

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но оно никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями .

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:- любовь умиления;- любовь деспотическая;- любовь откупа.

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь . Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять и вдохновлять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа . Она состоит в том, что родительский долг видится родителям только в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

Заключительная часть.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Подведение итогов родительского собрания. Выводы:

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.

3. Не применять к детям физических мер воздействия.

Памятка для родителей

1.Дети должны быть для Вас, прежде всего, не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми.

2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок.

3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.

7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать и обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваше прикосновение делает его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ему грустно.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

    Решение собрания.

    Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

    Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.

    Не применять к детям физических мер воздействия.

Семья - малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта , и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания , социализации ребенка.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой .

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда , в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Семейная среда , будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций : прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность ток или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все : интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое.

В семье ребенок получает представление о семейных ролях , супружеских, родительских функциях, происходит осознание мужских и женских ролей. Семья дает человеку представление о жизненных ценностях , о том, что нужно знать и как себя вести. Он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного поведения. Иначе говоря, происходит социализаци я. Воспитание в семье является ведущим и определяющим началом социализации.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом . Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру , формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей . В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности : познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама - музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка - биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности .

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства.

Влияние семьи:

Семья осуществляет социализацию личности;

Семья обеспечивает преемственность традиций;

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Это позволило педагогам вывести зависимость : успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью : какая семья, такой и выросший в ней человек.

Родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. От семьи зависит, каким вырастет ребенок. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения.

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.

Татьяна Сафонова
Роль семьи в развитии личности ребенка.

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования. Основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как личности , была и остается семья . Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей, взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье , именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье , он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка , и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность .

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том , что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери , отца, бабушки, дедушки не относится к ребенку лучше , не любит его так и не заботится столько о нем.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив , чтобы его жизнь была полноценной, творческой.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение. Часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители. Для ребенка необходимо доброе , заботливое, внимательное отношение. Необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основы великодушия и щедрости, необходимы мужество и стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем. Забота родителей необходима в первую очередь для поддержания самой жизни ребенка . А нужда в родительской любви – это жизненно необходимая потребность маленького человека.

Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Поэтому главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка , необходимо, чтобы ребенок ощущал , чувствовал, понимал, был уверен, что его любят. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека и воспитание нравственного поведения.

Одно из требований к воспитанию, которое может быть рекомендовано всем родителям – это постоянный психологический контакт с ребенком . Именно ощущения, переживания контакта с родителями дают ребенку возможность почувствовать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка , искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании ребенка . Контакт не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком . Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек. Именно поэтому, родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно , а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности .

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия : поощряют и наказывают ребенка , стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие ребенка как личности можно ускорить , сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение , что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Очень важную роль в воспитании ребенка играет принятие его как полноценной, полноправной личности . Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особым внимание относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно не было, какой бы ситуацией не вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком , нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка , а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений.

Формула истинной родительской любви, формула принятия – это не «люблю, потому что ты хороший» , а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть» .

Поэтому вам необходимо помнить факторы, имеющие воспитательное значение :

1. принимать активное участие в жизни семьи .

2. Всегда находить время, чтобы поговорить со своим ребенком .

3. Интересоваться проблемами ребенка , вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.

4. Не оказывать на ребенка никакого нажима , помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка .

6. Уважать право ребенка на собственное мнение.

7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

8. С уважением относиться к стремлению всех членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

9. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не стоит первым задавать вопрос : «Что ты сегодня кушал?» , лучше задавать нейтральные вопросы : «Что было интересного в детском саду?» , «Как твои успехи?»

10. Радуйтесь успехам ребенка . Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

11. Создайте в семье атмосферу радости , любви, уважения.

Качества, заложенные с детства, формируют поведение человека во взрослой жизни. Воспитание начинается в семье, именно в окружении близких людей совершается развитие ребенка как личности, основывается модель его будущего поведения в обществе. Сейчас в жизни большое значение придаётся техническим новинкам, но всё же роль семьи в становлении личности ребенка остаётся первостепенной.

Играет главную роль в формировании подрастающего поколения. Здесь происходит подготовка к взрослой жизни. В чём заключается значение внутрисемейного формирования личности, и какое должно быть поведение у родителей, чтобы их педагогическое влияние обладало успехом? Семья - это организованная структура, все действия в ней должны быть скоординированы. Воспитание детей должно выполнять определенные функции:

  1. Обучение ребенка.
  2. Прививание любовь к творчеству и искусству.
  3. Закладывание основ, одобряемые обществом, нравственное развитие чувств.
  4. Формирование его личности.
  5. Обеспечение условий для физического развития ребенка.

Под физическим развитием не подразумевается только утренняя гимнастика или выполнение несколько раз в неделю физических упражнений. Физическое воспитание сказывается положительно на детском здоровье, сюда относится привитие в раннем возрасте двигательных навыков, например, ходьбы без поддержки, сидение и приобщение к здоровому образу жизни.

Дети должны проявлять любовь к физкультуре и спорту с раннего детства. Это рекомендуется делать, привнося развлекательный элемент при совместных занятиях. Потому что игра считается ведущей деятельностью дошкольника. Когда ребёнок подрастёт, для него показательным примером будут родители. Совместные занятия спортом укрепят здоровье и повысят родственную сплоченность.

Становление личности в семье

Роль семьи в формировании личности ребёнка занимает главенствующее положение. Именно здесь он проводит большую часть личного времени. Развитие личности происходит под влиянием отца и матери. А также оказывают влияние родственники. Этот процесс происходит по двум главным направлениям:

  1. Ребенок наблюдает за старшими братьями и сестрами, родителями и прочими родными людьми.
  2. Он пытается вести себя так же, как и они.

Родители и иные родственники целенаправленно оказывают влияние на малыша, воспитывают его, прививают определенный образ жизни, формируют привычки. Подобное семейное взаимодействие вырабатывает не только личность малыша, но и поведение взрослых. Не последнюю роль в этом играет влияние семейной среды.

Это совокупность норм и правил, которых должны придерживаться все люди, живя в обществе. Родители учат дошкольника правильно себя вести с малых лет. При этом взрослыми выполняются следующие действия:

Фактически у ребенка формируется культура деятельности, речи и общения, а также навыки личной гигиены. Семья закладывает основы нравственного поведения. С малых лет многие дети знают, что хорошо или плохо. Это происходит благодаря близким родственникам и родителям.

Каждый кроха любознателен. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста бывает направлена на стимулирование познавательного интереса своего ребёнка к окружающему миру . У детей младшего школьного возраста, которые научились читать, развивается любознательность. Стихи, сказки, совместное чтение и обсуждение произведений из школьной программы развивает познавательный интерес дошкольника. Таким образом, происходит его сближение с родителями.

Своего ребёнка нужно воспитывать, чтобы он был всесторонне развитой личностью. Необходимо прививать ему любовь к искусству. С дошкольником нужно посещать галереи и выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение культурных мероприятий прививает любовь к искусству и культуре, а также развивает творческие интересы.

Усовершенствование познавательных способностей начинается намного раньше, чем думают родители: мама улыбается новорожденному малышу, ухаживает за ним, отвечает на вопросы, читает книги, смотрит с ребёнком развивающие телепередачи. Даже обычное общение обучает малыша чему-то новому. Эти простые занятия помогают ребенку осознать, какой большой мир за пределами семьи.

Но воспитание родителями не всегда приносит положительные плоды, хорошо влияет на развитие личности. Иногда отношения с ними бывают травмирующего характера . По прошествии нескольких лет этот опыт определяется, как печальный. Многое при этом зависит от стиля воспитания в семье. Педагогами и детскими психологами выделяются три стиля воспитания:

  1. Демократический.
  2. Диктаторский.
  3. Либеральным.

Демократический стиль является наиболее хорошим. Родители, которые его придерживаются, внимательно относятся к своему малышу, прислушиваются к его мнению, уважают выбор дошкольника. Это отношение развивает у малыша самостоятельность и ответственность. При таком общении родители выслушивают дошкольника, стараются ему помочь в решении текущих проблем добрым словом или советом.

Дети таких родителей знают, что им окажется участие и поддержка в отчем доме. Это понимание остаётся с ними после того, как они вырастают. Такие семьи содействуют грамотному половому воспитанию. Здесь дети разного пола воспитываются неодинаково. На примере родителей дошкольник наблюдает семейный гармоничный союз. Для диктаторского стиля характерны следующие критерии:

  1. Роль семьи в воспитании личности ребенка в этом случае строгая.
  2. Любые требования родителей должны сразу же исполняться, а свое мнение малышу иметь разрешается крайне редко.
  3. Такие родители добиваются послушания принуждением, угрозами и приказами, но такое поведение сказывается разрушительно на личности.

Диктат родителей приводит к внутреннему протесту или подавлению личности малыша. В первом случае чадо меняется в худшую сторону, у него наблюдается лицемерие, лживость, грубость в общении и агрессия. Второй случай приводит к пассивности и апатии.

Третий стиль часто называется либерально-попустительский или просто либеральный. Он возникает из-за чрезмерной любви к малышу. Мама и папа потакают всем его капризам и желаниям. Обычно дети вырастают безответственными и не дисциплинированными. Родители в своей чрезвычайной любви не замечают, что их сын или дочь, стали эгоистами.

Роль семьи в воспитании дошкольника имеет большое значение в формировании личности и его многостороннем развитии. Семья главенствует в вопросах воспитания вырастающего поколения. Но детские сады, гимназии и школы также выполняют важнейшие воспитательные функции. В каждом обучающем учреждении работает психологическая социальная служба, которая направлена на содействие всестороннему развитию.

Социальные службы обеспечивают дошкольнику или школьнику психологический комфорт, а также помогают родителям. С этой целью проводятся разные мероприятия, родительские собрания, индивидуальные консультации. Позитивный эффект достигается в случае, если школа и семья действуют сообща.

Особое значение придаётся структуре семьи . Здесь существует понятие полная и неполная семья. Под неполной семьей подразумевается отсутствие отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит успешная реализация дошкольника в будущем, его воспитание. К полным семьям причисляются сводные с мачехой или отчимом. Они считаются такими потому, что в них присутствует муж, жена и малыш. Отчим должен заботиться о детях жены, как о своих, а они должны его слушаться, как отца.

Неполной семья считается, когда отсутствует мать или отец. У одинокой женщины нередко формируется негативный комплекс чувств к мужчинам, семейной и брачной жизни. У детей также могут сложиться искаженные и деформированные представления о семье и супружестве. Понижение воспитательных возможностей в неполной семье происходит из-за стечения неблагоприятных обстоятельств. Неполными считаются семьи, в которых дошкольник проживает с бабушкой и дедушкой.

Это происходит, когда родители развелись или были лишены родительских прав за дурное обращение с детьми или пьянство. В этом случае семья неполная, потому что среднего, родительского поколения, в ней нет. С психологической точки зрения, бабушки и дедушки, которые выполняют функцию родителей, не могут их заменить, потому что их роль в семье принципиально другая. А также к неполным семьям причисляются те, в которых дети живут с тетей или дядей, старшими сестрами или братьями, или другими родственниками.

Сейчас становится всё заметнее кризис в семье. Он выражается в том, что она плохо реализует свою основную функцию - воспитание детей. Причины связаны с ухудшением экономической ситуации, а также имеется общий характер. Но, несмотря на это, семья для малыша остается на первом месте.

Обычно родители или гордятся собственными детьми, или досадуют, что они делали не так. И почему ребенок вырос не той личностью, которую бы они хотели видеть. Родители, как хорошие садовники, должны выращивать своего малыша, зная меру во всём: не дарить ему слишком много любви, чтобы он, как залитое водой растение, не начал гибнуть от невозможности приспособиться к жизни. И чтобы он не вырос излишне холодным, потому что если малыш не будет чувствовать поддержку родителей, то это отнимет у него жизненные силы.

Мать и отец еще до рождения крохи должны определить тактику поведения по отношению к сыну или дочери, придерживаясь этого в дальнейшем. Заранее нужно определить, какие качества должны быть у дошкольника, и начать их воспитывать в малыше уже с первых лет его жизни. Свое чадо нужно просто любить. Не надо чрезмерно ласкать, опасаться за него, потому что если усилить у малыша тревогу, недоверчивость и осторожность, то будет боязнь по отношению к окружающему миру.

Родители должны показывать свою любовь . С первых лет жизни она необходима, потому что обеспечивает чувство безопасности и удовлетворение физических потребностей. Чем старше становится малыш, тем больше любовь родителей переходит в разряд поддержки, уравновешивание психологического и эмоционального состояния. Что даёт любовь родителей:

Развитие малыша в семье можно назвать успешным, если он чувствует неподдельную заинтересованность и готовность помочь. Тогда он даже в переходном возрасте будет ощущать, что самыми родными людьми для него являются родители. У отца и матери должно быть желание вырастить из своего малыша полноценную личность, необходимо чувствовать ответственность за его жизнь. На своём примере нужно показывать, что правильно. И в первую очередь нужно воспитывать себя, потому что ребенок является отражением мамы и папы.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Никакая "мелочь", нарушающая микроклимат семьи, не может не влиять на ребёнка. Потому что семья для ребёнка - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятие добра и зла.

Дети – невероятные подражатели. Они практически всему учатся у нас у взрослых. Все основные черты их характера и модель поведения формируется через то, что они видят и слышат каждый день от своих родителей, бабушек и дедушек, других близких родственников, воспитателей, педагогов, друзей и т.д. Семья играет огромнейшую роль в развитии и обучении детей.

С самого рождения малыши изучая все вокруг происходящее, впитывают в себя информацию как губки, выдавая порой такие фразы и предложения, которые слышали от нас в момент, когда еще не умели говорить, или повторяя действия, которым их никто до этого не учил. К примеру, посмотрев на старшую сестренку-дошколенка, начинают ходить на горшок, повторяя за ней весь процесс на соседнем горшке, или начинают самостоятельно кататься по квартире на трехколесном велосипеде, запомнив, как это делал старший братишка.

Считается, что вторые и последующие детки в семье в раннем возрасте развиваются гораздо быстрее, чем первенцы. Малыши активно подражают старшим деткам в действиях, в мимике и в речи.

Развитие и обучение детей – это в какой-то степени развитие и обучение их родителей. В мире нет предела совершенству! Не давите на своих детей, пытаясь добиться от них того, чтобы они все делали правильно. Посмотрите на себя в зеркало и представьте, так ли просто вам дается любое дело.

Хобби, занятия и увлечения родителей могут оказаться полезными в развитии и обучении детей. Если вы любите театр, изобразительное искусство, музыку и спорт, по возможности увлекайте ими своего ребенка. Самая ценная и эффективная вещь в развитии и обучении детей – совместный досуг, который предполагает активное общение, достойные примеры для подражания, общее познавательное и интеллектуальное развитие, интересное совместное времяпрепровождение. Не уставайте проводить время со своими детьми, ведь их детство пролетит очень быстро. Они приходят в этот мир, чтобы мы взрослые стали лучше и возможно сами тоже научились чему-нибудь.

Роль семьи в воспитании ребенка может носить, как положительный, так и отрицательный фактор. В чем заключается положительное воздействие? В том, что ребенка окружают близкие ему люди - мать, отец, бабушка, дедушка, и никто другой, кроме них, не может так заботиться о малыше. Но наряду с положительными моментами, семья может нанести и вред в воспитании ребенка. Семья - это своеобразный коллектив, и в воспитании ребенка он играет главную и важнейшую роль. Необходимо помнить, что в воспитании ребенка главная цель - достичь между маленьким человеком и родителями душевного единения и нравственной связи. И здесь важны конкретные примеры, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось нашими делами. Например, если Вы учите своего малыша, что врать нехорошо, а сами тем временем отступаете от этого правила, то все Ваши нравоучения пойдут насмарку. Для нравственного воспитания в семье большое значение имеют семейные традиции, а так же определенные правила для каждого члена семьи. Так же, в наше время существует дефицит общения детей и родителей. Ребенок предоставлен сам себе, вследствие этого большую часть информации он черпает с улицы, а это нередко имеет отрицательные последствия.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

Данные показывают: в семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными. Ребенок еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Но ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего.

Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.