Домой / Виды макияжа / Сценарий развлечения «Её величество — каша! Праздник каши в начальной школе.

Сценарий развлечения «Её величество — каша! Праздник каши в начальной школе.

Внеклассное мероприятие

«КАША- МАТУШКА НАША»

Цель .

    Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.

    Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

    Закрепить знания детей о труде хлеборобов.

    Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

    Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ноутбук, презентация, диски, макет русской печки, манная каша, плакаты с пословицами о каше, детские рисунки.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе.На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША». (слайд 1)

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо.Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.

Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»

(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)

СОРОКА. Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.

    Что всегда поверх каши лежит? (масло)

    Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

    Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)

    Я бел, как снег, в чести у всех

    И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

СОРОКА. А теперь поиграйте со мной в игру (Доскажи словечко)

1.Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом (кашу)

Всем детям каша (манная)

3.Всем детям рост обеспечивает,

Полезная каша (гречневая)

4.Не спеша пережевываем

Желтую кашу (пшенную)

5.За обе щеки уписываем

Белую кашу (рисовую)

6.Силу дает и вес

Богатырь (геркулес)

7.Я бегом бегу в столовую,

Кашу я люблю (перловую)

8.Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной (ячневой)

9.Ложки дружно облизали

И спасибо всем (сказали)

. Дети рассказывают стихи о кашах.

Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.

В школе весело живём
Каши вкусные жуём
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.

С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые, тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко
И берись за ложку.

Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочём!

Кашу манную любят малыши,
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми и
Сильными потом!

ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора)
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

    Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

    Вон там на гвоздике повесь

    А ль ты совсем глуха. что не чуешь?

    Где хошь, там и заночуешь!

    Глухая! Подавай на стол!

    Да нечего,родимый!

    Свари кашицу

    Да не из чего!

    Я из топора кашу сварю!

ВЕДУЩИЙ:. Солдат взял топор, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

    Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

    Готова ли?

    Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть

(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..

(встает)

Ну, будь здорова, хозяйка!

(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.

    А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.

Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.

Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)

Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)

Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)

С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)

Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)

Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)

СТИХИ про манную кашу

Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!

Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»

Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.

    Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

    С манной кашей!

    Из какой крупы ее приготовили? (из пшеницы)

2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.

Дети читают стихи

Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки-
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!

Ведущий. Русский народ придумал пословицу “Русская каша – матушка наша!” и эти слова верны. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.

Ведущий предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.

Из чего приготовили кашу?”.

Из рисовой крупы – рисовую кашу.

Из гречневой крупы – гречневую кашу.

Из пшённой крупы – пшённую кашу.

Из пшеницы – манную кашу.

Из ячменя - перловую кашу.

Из овса – овсяную кашу “Геркулес”.

Из кукурузы- кукурузную кашу.

. Игра.

С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
Пора кашу сварить, да попробовать.

Рассказы детей о кашах.

*Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

*Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

*Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.

Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

Частушки:

Частушка первая о каше,
она помощник в жизни нашей.


Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной

На Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные

Нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит

Мы на завтраке сидим,
Кашу пшенную едим,
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник

Жизнь у нас тяжёлая,
Нам нужна столовая.
Повара нужны и каша –
Вот такая школа наша.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!

Взрослый папа кашу любит,
Дед с бабулей – обожают,
Но они с утра друг друга
Кашу есть - не заставляют…
.

У солдат житьё не сладко,
Утром - каша, по раскладке.
Вредны гренки и блины
Для защитников страны.

Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак, в армии – всегда,
Каша – главная еда.

Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.

Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает

Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.

Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»

Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.

Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим!

Ведущий.

Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете? Дети называют пословицы.

Щи да каша- пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Без каши обед не обед.

Воду жалеть- и каши не сваришь.

Не поешь кашки из пустой чашки.

Хороша кашка, да мала чашка.

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Чтобы были люди сильны,
Были счастием полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!

ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари»)
2) Сколько детей было у сороки --белобоки? (Пять)
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
7) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)

А теперь посмотрим, как вы слушали сегодня и что запомнили:

Угадайте кашу

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна . (Гречневая)

Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете . (Манная)

Называют ее кашей красоты .

Полюби ее и ты . (Овсяная)

Белые зернышки во рту тают ,

О Китае вспоминают , (Рис)

Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга
.

Эта каша любимая моя . (Перловая)

Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытно в брюшке . (Пшено)

Ведущий.

Действительно “Русская каша - матушка наша”. Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.

Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?


И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашку любую быстрее съедим.

До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле

На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!

Гости собираются за столом. Звучит музыка.

Ведущий.
Собрав опять родню всю нашу,
Мы пригласили вас на «Кашу»,
Ведь в семье нашей прирост
Месяц, как уже подрос.
Праздник наш мы начинаем,
На весь мир оповещаем,
Что нет родителей счастливей!

(обращаясь к родителям новорожденной),

А вашей доченьки - красивей!
Пусть всеми любима будет она,
А счастье в награду даст ей судьба.
Пусть только лишь радость всегда доставляет
И поскорее большой вырастает!

Звучат аплодисменты гостей.

Ведущий.
Чтоб восторг родительский
На всех нам разделить,
Прошу гостей полнее Бокальчики налить.

Гости наполняют бокалы.

Дорожа этим мгновеньем,
Заявляем с умиленьем:
Кроха с каждым днем чудесней!
Выпьем все за это вместе!

Гости выпивают. Музыкальная пауза 2-3 минуты.

Ведущий.
Что ж, друзья, мы продолжаем,
Бокалы снова наполняем!

Гости наполняют бокалы.

Выпьем все без прибаутки
За родителей малютки!

Гости выпивают.

Ведущий.
Прелестью весеннего цветочка
Расцветет у вас наверняка
Долгожданная малютка-дочка,
Хоть она Дюймовочка пока.
Чтоб гостям увидеть вашу крошку,
Приоткроем лепестки немножко.

Ведущий, открывая лепестки живого или искусственного цветка, достает из середины пупсика-девочку маленького размера.

Ведущий.
Все еще у ней миниатюрно:
От макушки и до самых ног.
Каждый из игрушечных предметов
Ей служить бы долго еще смог.

Дорогие гости! Постарайтесь обнаружить на праздничном столе миниатюрные предметы для нашей Дюймовочки, которые легко распознать по прикрепленным запискам. С помощью их содержания мы узнаем назначение каждого предмета.

Гости, находя на столе миниатюрные предметы, зачитывают текст записки и передают все ведущему.

Скорлупка грецкого ореха
Нужна новорожденной для...

Все. Успеха!

Пусть бархатистая пыльца
Послужит пудрой для... (лица) .
А вот эти лепестки
Пусть украшают... (ноготки) .
В блюде, где чистая вода,
Пусть отражается ее... (красота) .
От искры этой небольшой
Пусть светла будет... (душой) .
В праздничный день для Дюймовочки
Этот лист будет вместо... (лодочки) .

Ведущий перемещает пупсика из цветка в «лодочку», которую опускает в блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.

Ведущий.
По жизни движется пусть прямо
Эта маленькая дама!
А мы ее не подведем.
За эту даму дружно пьем!

Гости выпивают. Музыкальная пауза.

Ведущий.
Друзья! Вполне вероятно, что еще несколько дней назад новорожденная была всего в дюйм ростом. Но сегодня нам бы хотелось узнать ее настоящие размеры. Возможно, этот цветок может нам помочь.

Ведущий демонстрирует гостям цветок, из которого был взят пупсик. Этот цветок должен действительно соответствовать размерам новорожденной.

Ведущий.
Как вы считаете, размеру какой части тела нашей крошки соответствует сердцевина цветка (или бутон цветка)? (Голове)
Чему равен стебель? (Длине тела.) С чем можно сравнить длину листьев? (С ручками.)

Ведущий.
Вот наша Дюймовочка
Совсем уже не кнопочка,
А подобие цветка,
Который не расцвел пока.
Чтоб силу роста ему дать,
Словам сердечным
Нужно прозвучать.

Я прошу всех собравшихся обратить внимание на открытки в виде сердца. Ваша задача, дорогие гости, заполнить их сердечными пожеланиями нашей малютке и зачитать.

Звучит музыка. Гости заполняют открытки и по очереди зачитывают их.

Тост: За сердечные пожелания наших гостей!

Ведущий.
С раннего детства многие знают,
Какие цветы их всегда окружают.
Не будем мы долго сегодня скрывать:
Девочку нашу Алиною звать.
Это имя, как картинка,
Будет крошку украшать,
И тогда наша Алинка
Будет только процветать.
Много лет пройдет отныне,
И когда-нибудь потом
Об известнейшей Алине
Говорить будут кругом.
Возможно, вырастет Алина
И будет прима-балерина.
А, может, станет и врачом...
Как знать хотелось бы о том!

Ведущий (обращаясь к родителям).

Поэтому, чтоб не гадать,
Билетик надо вам достать.

Родителям предлагаются карточки с названиями различных профессий. Например: стюардесса, фотомодель, банкир, жена президента и др. Они вытягивают одну из них с закрытыми глазами и зачитывают профессию.

Ведущий.
Кроха съест немало каши,
Чтоб сбылись мечты все ваши.
Так что долго не сидите,
Кашу вкусную варите.
Ну, а мы поможем вам,
Если выпьем по 100 грамм.

Звучит тост.

Вижу, папа уже рад
Тут же в руки взять ухват,
Подцепить им чугунок,
Дочке сделать кашу впрок.
Это дело одобряем,
Папу быстро испытаем.
Сноровку нужно проявить,
Чугуночек подхватить.

Папе новорожденной выдается ухват, чугунок. Он выполняет задание.

Ведущий.
Мама, чтоб вклад свой
Весомый внести,
Воды нам для каши
Должна принести.

Мама выполняет задание.

Ведущий.
А сейчас нам, гости, нужно
Кашу всем сварить здесь дружно.
Кажется, нет ничего проще, чем сварить обычную кашу. Но недаром говорят, что во всем должна быть своя изюминка. Надеюсь, сегодняшнее блюдо поразит вас своей оригинальностью и простотой.
Ведь на праздничный обед
Едет бабушка Варвара
Сообщить простой секрет,
Как добиться нам навара.

На фоне музыки появляется бабушка Варвара.

Бабушка Варвара.
Добрый день, а вот и я!
Кашу вам сварю, друзья.
Ничего от вас не скрою,
А секрет один открою.
Самое простое - сварить кашу из топора.

Показывает топор, перевязанный красной лентой.

Бабушка Варвара.
Почему варим топор?
Даст он бедам всем отпор.
Да и навара каше прибавит, и время сэкономит. Так что кладем его в чугунок, наполненный водой, ставим на печь и ждем, когда закипит.

Бабушка Варвара помещает топор в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чтоб сладким ребенок
Был долгие годы,
Мы сахар добавим
В кипящие воды.
А соли придется,
Увы, миновать,
Чтоб слез у малышки
Вовек не видать.

Добавляет в чугунок сахар, а баночку с солью отодвигает в сторону.

Бабушка Варвара.
Чтоб зубкам молочным
Крепкими быть,
О молоке мы должны
Не забыть.

Вливает молоко в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чего-то еще нашей каше не хватает. Вот бы вспомнить! Может, кто подскажет мне?

Звучат советы гостей.

Бабушка Варвара.
Говорите, крупы? Что ж, давайте выбирать самую лучшую. Приглашаю одного желающего определить с закрытыми глазами виды различных круп.

Участнику игры предлагаются блюдца с крупами под номерами:
1) манная; 2) гречневая; 3) рисовая; 4) гороховая; 5) пшенная; 6) ячневая.
Он выполняет задание.


Бабушка Варвара.
Чтобы узнать, какая крупа наиболее пригодна для нашей каши, необходимо сложить цифры года новорожденной (2003 - 2 + 0 + 0 + 3 = 5), к сумме прибавить число ее рождения (5 + 2 = 7), вычесть количество детей в ее. настоящей семье (7 - 3 = 4), увеличить это на число, получающееся при подсчете колес у детской коляски (4 + 4 = 8) и из суммы вычесть число, содержащееся в слове «семья» (8 - 7 =1).

Гости подсчитывают, дают ответ.

Бабушка Варвара.
Да, манная крупа -
Лучший вариант!
Ее добавим тут же
В наш мы вариант.

Добавляет крупу в чугунок.

Бабушка Варвара.
А кто знает, чем можно наше блюдо сдобрить? Говорите, маслом? Только масло разное бывает. Вот, например:
1. Масло, которое все блюда золотым делает. Как оно называется? («Злато».)
2. А название какого масла символизируем созданное, по представлениям людей, самое лучшее? («Идеал».)
3. Как называется масло, которое любят все боги на Олимпе? («Рама Виталити».)

Бабушка Варвара.
Чтоб Бог возлюбил
Нашу милую крошку,
Мы «Рамы» добавим
В кашу немножко.

(Добавляет масло.)

А сейчас, чтоб вкусным стать,
Блюду нужно постоять.

Уносит чугунок в другую комнату.

Бабушка Варвара (возвращаясь).
Предлагаю поварам выпить дружно по 100 грамм.

Гости поддерживают тост. Звучит фонограмма песни «Где-то на белом свете...». Исполняя песню, появляются 4 «карапуза» в чепчиках, нагрудниках, памперсах.

Песня.

1. Когда-то на белом свете
В маленькой семье
Появятся детишки
Всерьез, а не во сне.
Родители будут рады,
Счастлива родня.
Они не ожидали,
Что ждет их четверня
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот дом пришла.

2. Каждый ребенок крупный,
В развитии силен,
Во многом очень талантлив,
Не по годам умен.
Мама им кашу варит,
Папа за этим следит.
«В каше ведь вся сила» -
Так молва твердит.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот Дом пришла.

1-й карапуз.
Карапузы! Посмотрите -
Дяди, тети что едят?!
Разве взрослые сегодня
За здоровьем не следят?

2-й карапуз.
Ведь они пришли на «Кашу»,.
Пусть попробуют ее.
Станут сразу все похожи
На больших борцов сумо!

3-й карапуз.
Мы не прочь уж подкрепиться,
Время наше подошло.
Братья, сестры, что стыдиться?
Надо требовать свое!

4-й карапуз.
Голод вроде бы не тетка!
Дайте каши малышам!
А не то мы очень звонко
Здесь концерт устроим вам!

Изображают детский плач.

Ведущий.
Дорогие дети наши!
Чтоб попробовать всем каши,
За стол быстрей нужно садиться
И досыта угоститься.
В честь новорожденной крошки
Все съедим по полной ложке.

На фоне музыки бабушка Варвара выносит на ухвате чугунок, в котором находится настоящая манная каша.

Бабушка Варвара.
Вышло все, как я хотела, -
Каша вроде подоспела,
Получилась хороша.
Угощайтесь не спеша!
Но, дорогие гости...
Хотите, не хотите ли,
Начнем сейчас с родителей.
Они давно уж говорили,
Что кашу эту заварили.
Так что пробу им снимать,
Кашу ложкою хлебать.

Родители новорожденной пробуют кашу.

Настала очередь гостей -
Ешьте кашу все дружней!

Гости в обмен на кашу одаривают новорожденную подарками. Вечер заканчивается чаепитием.

Реквизит

1. Искусственный цветок длиной с новорожденного ребенка, в лепестках которого помещен пупсик-девочка.
2. Миниатюрные предметы на столе с записками.
3. Блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.
4. Открытки в виде сердца.
5. Карточки с названиями различных профессий.
6. Ухват, чугунок.
7. Топор, перевязанный красной лентой.
8. Сахар, крупы, повязка для глаз.
9. Масло «Рама», молоко.
10. Нагрудники, памперсы.
11. Горшочек с манной кашей.

МБОУ Сергачская СОШ №2

Сценарий праздника
для учащихся начальных классов
(1-4 класс)


«Каша – пища наша»


Составила:
учитель начальных классов
Киреева Лариса Александровна


Сергач


Цели и задачи:
1. Расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья; разновидностях каши
2. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
3. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Место проведения: класс

Оборудование: свареных 2 вида каши (пшенная, «Суворовская»), одноразовые тарелки, ложки, компот

Подготовительная работа: приготовление приглашений для гостей праздника, украшение класса (имитация русской избы: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок. Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар), подготовка участников праздника, исполняющих роли, подготовка аппаратуры. Заранее варится 2 вида каши: пшенная и «Суворовская».

Действующие лица: домовой Прошка, хозяйка Пелагея, Антошка.


Ход мероприятия.
(Деревня. Слышны голоса петухов, собак, коров)
В.: Жила в одной деревне хозяюшка. Работящая была, сноровистая. Все-то у нее ладно получалось. Звали ее Пелагеюшка.
(Выходит хозяйка. потягивается)
Пелагея: (смотрит в окошко)
-Ох, вот уже и утро на пороге, день начинается, дел невпроворот. Сейчас кашку поставлю варить, да сыночка буду будить – Антошеньку.
(подходит к Антошке)
-Вставай, вставай мое солнышко,
Вставай, вставай мое тёплышко
Утро на дворе, за работу пора.
Вот лежебока, ему что утро,
Что вечер – все одно!
Только с боку на бок переворачивается.

Антошка: Да ну тебя, маманя! Сон мешаешь смотреть.

Пелагея: Вставай, вставай дел много. (Тормошит его). Ну вставай, вставай. Вон и ребята к нам в гости идут.
(Антошка встает, потягивается)

Пелагея: Ну вот и молодец! Иди умойся, а я ребят пока встречать буду.
Здравствуйте, ребятушки!

Дети: Здравствуй, хозяюшка.

Пелагея: Проходите, не стесняйтесь,
За столом располагайтесь.
Как раз и каша поспела.
Давай, Антошенька, усаживай гостей.

Антошка: Встречаем гостей не с лестью, а с честью.

Пелагея: Гости за стол – кашу на стол
(Хозяйка разносит кашу)
-Пете и Маше
Дадим вкусной каши
Ванятке, Дуняшке-
В фарфоровой чашке.
Саше и Верочке-
Кашу на тарелочке.
Вите и Людочке
Кашу на блюдечке.
Ире и Сереже-
Каше много ложек
И тебе, Антошка,
Каши поварешку!
И вам, дорогие гости, каши нашей

Ешьте кашу, поправляйтесь
И силенок набирайтесь!

Антошка (ест и приговаривает):
Ох, кашка-то вкусна!
Сладенькая, масляная!

Пелагея: Понравилась моя каша?
В каше есть пшено из проса
Омывали его росы
Солнышко его любило,
А я в кашу превратила!
Как называется эта каша? (Пшенная)

(из-за печки слышится голос домовенка Прошки)

Домовой: Апчхи! Апчхи! Дайте кашки-то! Неужто сами все съедите?

Антошка (роняет ложку):
Ой, кто это?
Домовой: (из-за печки)
Кто! Кто! А то не знаешь!
(выскакивает из-за печки)
Это же я, домовенок Прошка. В доме живу -поживаю
(поет)
Эх-ма! Горе не беда!
Вам привет от Прошки
К вам я в гости поспешил
Не забыл и ложку!

Пелагея: Давай гость дорогой, присаживайся. Попробуй нашей каши.

Домовой: Говорят уж много лет:
Без каши и обед не обед
Каши сел да поел
Так и ужин не нужен.
Хороша кашка
Да мала чашка.

Пелагея: Давай добавочки тебе положу.
Кому добавочки?
Кому прибавочки?
А что заметили?
-Если взять немного риса и пшена, да сварить их вместе, то какая каша получится? (дружба)
-Хороша знать была каша, раз пусты стали чашки.
-Ребята, а ведь каша исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей». Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.
-При рождении ребенка готовилась «Бабина каша» - крутая, пересоленная, ее должен съесть молодой отец.
1ученик: А я знаю, что у русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным.

Домовой: Правильно, правильно говоришь. С тех пор про несговорчивых людей так и говорят «С ними кашу не сваришь» .
2ученик: а я знаю, что любимой кашей ПетраI была ячневая каша. А варили ее из ячменя.
Домовой: У меня горшочек каши
Каши очень непростой,
Если съешь ее ты ложкой,
Сразу вырастешь большой.
Сейчас я угощу вас кашей из своего горшочка (угощает)
Попробуйте гости и ребята. Понравилась? А знаете это что за каша?
Сварена эта каша по знаменитому рецепту суворовской каши. Слышали о такой? (нет)
Так слушайте. Рецепт этой каши родился во времена исторического перехода великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить все в общем котле, добавив масла и лука. Каша оказалось очень вкусной и полезной. И такую кашу до сих пор называют суворовской.

Пелагея: каша подходящее блюдо для завтрака. Это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. А какие еще каши бывают?
1 ученик: Кто кашу есть не любит,
Тот просто себя губит
Говорят что щи, да каша
Это пища наша.

2 ученик: Гречневая каша
Развивает ум
Кто не ест такую
Действует вслепую

3 ученик: Рисовая – полезная.
Не дает толстеть
Овсяную просто
Нужно детям есть.

4 ученик: Перловая, как и ячневая,
Особый имеет вкус.
Много ты не раздумывай,
А мотай на ус

5 ученик: Пшенная, да если там
Еще и тыква есть
Это такая вкуснятина
Слов восторженных не счесть

Антошка: Да ребята, понял я
Каша это сила
Каша – это рост
Если не употреблять ее
Все усилия коту под хвост!

Домовой: Ну что ж, засиделся я у вас. Пора мне к себе за печь. Ну и вам ребята пора.

Дети: Спасибо за кашу. Много интересного мы о ней узнали

Пелагея: До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле

Домовой На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!

Частушки:
1. Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной

2. на Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные

3. нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит

4. лучше каши блюда нет
ешь на завтрак и обед
таков будет наш совет

Тема: Каша-малаша (праздник по мотивам русского фольклора)

Цель : развитие познавательной активности учащихся.

Предварительная подготовка : подбор детьми пословиц и поговорок о каше; изготовление костюма сороки- белобоки. Сорока одета в черный трикотажный костюм, сзади на пояс прикреплен хвост «веером», изготовленный из гусиных перьев (можно сделать из бумаги): белый фартук, на голове - шапочка - «клюв»; хозяйка одета в традиционный русский костюм.

Ход мероприятия

Ведущие . Хозяйка, Сорока-белобока.

Сорока «у печи варит кашу».

Хозяйка.

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мяконькую,

Вари молошненькую.

Сорока, сорока,

Сорока-белобока Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости-то узнали,

Сразу прибежали.

Сорока.

Дети-детишки,

Читали вы книжки?

(Дети отвечают.)

Что такое каша?

Может, скажет Маша?

Юра или Даша?

Что такое каша?

Дети отвечают. Обычно они говорят, что каша - это сваренная на воде или на молоке крупа. Так, да не так. «Кашей на Руси называли свадебный пир. Кашу обычно устраивали в доме у отца невесты.

Хозяйка. Вот еще загадки наши:

1. Что всегда поверх каши? (Масло.)

2. Белое, а не вода,

Сладкое, а не мед.

От рогатого берут

И деточкам дают. (Молоко.)

3. Зернышки белы, черны,

А сваришь - вкусны! (Крупа.)

4. Я бел, как снег,

В чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам. (Сахар.)

5. Что в избе за белая Марья? (Соль.)

Сорока.

Кто знает пословицы, поговорки

И скороговорки?

А, может, загадки

О каше сладкой?

В городе Торжке продают бабу в горшке. (Каша.)

Воду жалеть - и каши не сварить.

Горе наше - гречневая каша.

Есть не хочется и оставить жалко.

Щи да каша - мать наша.

Такая крутая каша, что хоть палец уломи.

Кошка Крошка на окошке.

Кашку кушала по крошке.

Скороговорку дети повторяют несколько раз.

Хозяйка. А еще какие каши бывают? Кто ел — те знают.

Дети перечисляют: рисовая, манная, овсяная, перловая, гречневая, пшенная, гороховая, кукурузная, чечевичная.

А что такое полба? Помните, ее ел Балда? (Полба - каша из зерен пшеницы.)

Сорока.

Кто на силенки жидехонек

Да росточком малехонек.

Про того говорят как? («Мало каши ел».)

Хозяйка.

Кто стихи о каше знает,

Нам сегодня почитает.

Дети читают стихи о каше.

Хозяйка.

Кто мне скажет без подсказки:

Из чего в русской сказке

Солдат кашу варил

Да хозяев кормил.

Сам наелся всласть.

Дети рассказывают сказку «Каша из топора».

Сорока.

Масленька каша -

Кушанье наше.

Все мы покушаем,

Сказку послушаем.

Пришло время игры

Для веселой детворы.

Игра «Ловишка».

Детям раздаются ленточки, которые прикрепляются к поясу ребенка сзади. Произносится текст:

Мы - веселые ребята -

Любим бегать и играть,

Ты попробуй нас догнать!

Дети разбегаются, ловишка догоняет детей и забирает у них ленточки.

После слов Сороки : «Раз, два, три, в круг беги!» - дети собираются в круг и подсчитывают, сколько ловишка собрал ленточек. Затем выбирается новый ловишка по считалке:

Тили-тили, тили-вали,

Птички каши поклевали,

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет, тому водить.

Игра «Вытяни репку».

Хозяйка.

И из тыквы варят кашу,

И из репы варят кашу.

Вот такая репка наша!

(Раньше на Руси овощное пюре называли кашей.)

В игре принимают участие две команды. В каждой из них шесть игроков (персонажи «Репки»), Участники становятся в две колонны, на расстоянии нескольких метров от первого игрока каждой команде ставится «репа» (муляж или кегля). По сигналу Хозяйки первые номера («деды»), бегут к «репе», огибают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку второго участника («бабку») и обегают «репу» вдвоем... Последний играющий («мышка»), обегая «репу», должен успеть схватить ее. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Игра «Ложки».

В центре игровой площадки на столе лежат ложки (на одну меньше, чем количество игроков). Дети, взявшись за руки, ходят по кругу (вокруг стола), приговаривают:

Кашу мы варили,

Ели да хвалили.

Маленькой Дуняше

Не хватило каши.

Ты не плачь, Дуняша,

Будет тебе каша,

Погоди немножко,

Принесу я ложку.

Как только приговорка заканчивается, дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило - выбывает из игры. Затем одна ложка убирается, игра повторяется до тех пор, пока ребенок не возьмет последнюю ложку, он и отдает ее «Дуняше» то есть станет победителем в игре.

Хозяйка.

Каши поели,

Поиграли, пошумели,

Загадки отгадали,

Сороку повидали,

До свидания, ребятки,

Ешьте больше каши сладкой!

Сорока.

Каша рисовая, да манная,

Да перловая, да овсяная,

Будет каша разная

На столе по праздникам.

Цель: Освоить традиции приготовления каши, русские обряды и названия, связанные с праздником.

Оформление на сцене: самовар, бублики, скатерть.

Плакат «Щи да каша — пища наша»

Оборудование: 2 ведра, 2 пластиковые ложки, вода, фасоль, горох, посуда для круп,

призы для победителей, кегли, табуретка, ложки деревянные (5 шт) для игры.

Дети-участники сидят в зале. Звучит русская народная мелодия.

Выходит ведущая.

Вед:Здравствуйте, добры молодцы! Здоровья и вам, красны девицы!

Гости званые да желанные! Вижу собралось у нас гостей со всех

волостей. Видно пришли к нам на праздник кашу поесть, поплясать,

да народ забавлять. Да сегодня у нас сказ про кашу — матушку нашу.

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

вари жиденькую,

Вари мягонькую

Вари молошенькую,

Кашу варила, гостей созывали,

Гости — то узнали, сразу прибежали.

Прибежали, гости дорогие, кашу поесть, поплясать, да народ забавлять. А вы кашу любите? А ну-ка назовите, какие каши вы знаете?

(Аукцион каш: рисовая, гречневая, пшенная, манная, перловая,

ячневая, овсяная, гороховая, кукурузная, чечевичная, пшеничная...)

Вед: Правильно, каши были разные, как и другое любимое блюдо — пироги. И о пирогах мы сейчас послушаем с вами песню.

РНП «ПИРОГИ»

Вед: А знаете ли вы, что каша появилась более тысячи лет назад. На Руси испокон веков и бедные и богатые кашу едали. Отсюда и поговорка: каша — матушка наша. Скоро дело делается, да не скоро сказка сказывается. Это только присказка, а сказка будет впереди.

Ребята, а вы знаете, что такое каша? Может скажет Маша? Юра или Даша? Что такое каша?

(Дети обычно отвечают, что каша — это сваренная на воде или молоке крупа. Так да не так. Кашей на Руси называли свадебный пир. Кашу обычно устраивали в доме невесты.)

Вед: Знаете ли вы, гостеньки дорогие, в какие праздники на Руси кашу- то

едят? (Ответы: крестины, родины, свадьба, рождество — за каждый

ответ поощрение)

Вед: Предлагаю вам теперь кашку попробовать сварить. Приглашаю на сцену 5 кашеваров.

Задание: необходимо подготовить продукты для изготовления каши — перебирать фасоль и горох. Кто вперед справиться с заданием — тот и победил.

Вед: А теперь вода нужна. Кто за водой пойдёт?

Эстафета: две команды должны принести воду из одной ёмкости в другую,

не пролив (каждый участник — по одной ложке)

Вед: Продукты для каши приготовили, воды наносили. Теперь бы молочко в кашу добавить. Где молочко можно взять? (ответы детей) А известно, что коровы лучше доятся услышав песенку. Давайте и мы песенки послушаем.

Выступление ансамбля, РНП «Как у дяди Ермолая»

Вед:А теперь загадки наши: что всегда поверх каши? (Масло)

Белое, а не вода, сладкое, а не мёд.

От рогатого берут и деточкам дают. (Молоко)

Зернышки белы, черны, а сваришь - вкусны! (Крупа)

Я бел, как снег, в чести у всех

И нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар)

Что в избе за белая Марья? (Соль)

Вед: Ну вот, наша каша в горшке, пора её в печь ставить. В народе говорят: «Пока каша в печи томится, можно нам и повеселиться». И начнём мы наше веселье со скороговорок, и, конечно, про кашу:

Кошка Крошка на окошке

Кашу кушала по крошке.

(скороговорку дети повторяют несколько раз)

Давайте вспомним какие пословицы о кашах вы знаете. Я начну пословицу, а вы говорите как дальше, продолжайте.

· Кашу маслом не... (испортишь)

· Худ обед, когда каши … (нет)

· Сам кашу заварил, сам и … (расхлёбывай)

· Каша — матушка … (наша)

· С ним каши не … (не сваришь)

Вед: Молодцы! В старину на каше даже гадали, определяли какой урожай будет. Если каша из горшка убежит или горшок лопнет, то будет недород. Если каша бледная да вязкая — быть беде. Наша каша вся на месте, горшок цел, значит, урожай богатый будет. Каша наша красна да рассыпчата — быть счастью. Теперь мы в кашу, для вкуса, маслица добавим, а пока оно тает песни послушаем.

Исполнение РНП «Ваня-пастушок»

Вед: Раньше на Руси овощное пюре также называли кашей.

Из тыквы варят кашу,

Из репы варят кашу. Вот такая сказка про репку нашу!

Предлагаю вам поиграть в игру «Репка».

В игре принимают участие 2 команды. В каждой 6 игроков (дед, бабка, внучка, кошка, мышка). Участники становятся в 2 колонны, на расстоянии нескольких метров от первого игрока каждой команды ставится «репа»- кегля.

По сигналу «деды» бегут к «репе», огибают её, возвращаются к своей команде, берут за руку второго участника («бабку») и обегают репку вдвоём.

Последний играющий («мышка»), обегая репку должен успеть схватить её.

Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Вед: Молодцы! Для наших победителей песня.

РНП «Ехала деревня»

Вед: А теперь новая игра, называется она «Ложки». Как вы думаете, для чего нужна ложка? (чтобы есть) А что мы будем есть?

Чтобы поиграть в игру мы должны выучить слова:

Кашу мы варили, ели да хвалили.

Маленькой Дуняше не хватило каши.

Ты не плачь, Дуняша, будет тебе каша,

Погоди немножко, принесу я ложку.

В центре игровой площадки на столе лежат ложки, на одну меньше, чем количество игроков. Дети, взявшись за руки, ходят по кругу (вокруг стола), приговаривая слова. Как только приговорка заканчивается, дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило — выбывает из игры. Затем одна ложка убирается. Игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не возьмёт последнюю ложку. Он и становится победителем.

Вед: Ну, чтож, делу - время, потехе — час. Вот и весь мой сказ.

Про кашу узнали, пошумели, поиграли

Будьте умными ребятки, ешьте больше каши сладкой!

Вед: Каша рисовая, да манная

Да перловая, да овсяная,

Будет каша разная

На столе по праздникам!

Приглашаю всех по русскому обычаю на чаепитие!

Музыка. Чаепитие.