Домой / Виды макияжа / Секс-терапия. Мастерса и Джонсон терапевтическая программа

Секс-терапия. Мастерса и Джонсон терапевтическая программа

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц)

Пер. с англ. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романовой, Е.А.Яблочкиной Мастере У. и др.

М32 Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1 /У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Колодны; Пер. с

англ. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романовой, Е.А.Яблочкиной. – СПб.: СП "Ретур", 1991. – 264 с.: ил.

ISBN 5 85068 003 9

Работа выдающихся современных американских сексологов У.Мастерса и В.Джонсон

впервые публикуется на русском языке. В американском издании книга содержит 20 глав. В

русском издании эта работа разделена на две части, каждая из которых выпускается

самостоятельно. Часть 1 охватывает вопросы анатомии, физиологии и психологии сексуальности.

Эта книга – не просто учебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется

проблемами секса.

Copiright ©1982, 1985, 1986,

1988 by Wil am H.Masters,

M.D., Virginia E.Johnson and

Robert C. Kolodny, M.D.

Il ustrations Copiright ©1982,

Brown and Company (INC.)

©Перевод на русский язык. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романова, Е.А.Яблочкина, 1991.

ISBN 5 85068 003 9

Предисловие............................................................................................................................................. 4

Глава первая. Перспективы развития сексуальных отношений............................................................6

АСПЕКТЫ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ...................................................................................................7

НЕСКОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ "СЕКС"...........................................................................7

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ.....................................................................................................................8

Биологический аспект........................................................................................................................ 9

Психосоциальный аспект..................................................................................................................9

Поведенческий аспект....................................................................................................................... 9

Клинический аспект......................................................................................................................... 10

Культурный аспект........................................................................................................................... 10

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ..............................................................11

ГЛАВА ВТОРАЯ. Анатомия половых органов........................................................................................18

ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ.........................................................................................................19

Вульва............................................................................................................................................... 19

Влагалище и другие внутренние органы........................................................................................22

Молочные железы............................................................................................................................ 25

МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ.........................................................................................................26

Половой член................................................................................................................................... 27

Мошонка........................................................................................................................................... 29

Яички................................................................................................................................................ 30

Придаток яичка и семявыносящий проток......................................................................................30

Предстательная железа (простата) и вспомогательные органы...................................................31

Грудные железы............................................................................................................................... 31

Другие эрогенные зоны....................................................................................................................31

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Физиология сексуальности.........................................................................................32

Источники полового возбуждения......................................................................................................33

Половой цикл....................................................................................................................................... 34

Возбуждение.................................................................................................................................... 35

Плато................................................................................................................................................ 39

Оргазм.............................................................................................................................................. 41

Фаза разрешения............................................................................................................................. 44

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ......................................................................................................45

ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОЛОВЫХ ФУНКЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ.........................................46

МЕНСТРУАЦИЯ................................................................................................................................... 47

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Контроль за рождаемостью................................................................................49

ЗАЧЕМ НУЖНА КОНТРАЦЕПЦИЯ.....................................................................................................50

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И БЕЗВРЕДНОСТИ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ.......................51

СПОСОБЫ КОНТРАЦЕПЦИИ.............................................................................................................52

Оральные контрацептивы (противозачаточные таблетки)............................................................52

Внутриматочная контрацепция.......................................................................................................54

Диафрагмы....................................................................................................................................... 56

Шеечный колпачок........................................................................................................................... 57

Презервативы................................................................................................................................... 58

Спермециды..................................................................................................................................... 59

Контрацептивная губка....................................................................................................................60

Физиологический метод предупреждения беременности..............................................................61

Стерилизации................................................................................................................................... 62

Женская стерилизация....................................................................................................................62

Мужская стерилизация....................................................................................................................63

Другие методы контрацепции..........................................................................................................64

МЕТОДЫ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ.....................................................................................64

Таблетки "Утром после..." (посткоитальные препараты)..............................................................64

Менструальная экстракция.............................................................................................................65

Аборт................................................................................................................................................. 65

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ.................66

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ КОНТРАЦЕПЦИИ..............................................................68

ГЛАВА ПЯТАЯ. Детская сексуальность.................................................................................................69

СЕКС В РАННЕМ ДЕТСТВЕ................................................................................................................70

СЕКС В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ).................................................................................71

СЕКС В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.......................................................................................................72

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ........................................................................................................74

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Сексуальность подростков.......................................................................................76

ПОЛОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ........................................................................................................................ 76

Половое созревание девушек.........................................................................................................77

Половое созревание юношей..........................................................................................................77

Гормоны в период половой зрелости и сексуальность..................................................................78

ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА................................................79

ВАРИАНТЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.....................................................................................80

Мастурбация.................................................................................................................................... 80

ПеттингI............................................................................................................................................. 81

Половой акт...................................................................................................................................... 81

Гомосексуальные отношения..........................................................................................................83

НЕПРЕДНАМЕРЕННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ............................................83

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Сексуальность в зрелом возрасте.........................................................................85

МОЛОДОСТЬ....................................................................................................................................... 85

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ........................................................................................................................... 90

МЕНОПАУЗА........................................................................................................................................ 93

Симптомы......................................................................................................................................... 94

Психологические аспекты................................................................................................................95

СТАРОСТЬ........................................................................................................................................... 95

Биологические аспекты...................................................................................................................95

Психосоциальные аспекты..............................................................................................................96

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Половые роли.........................................................................................................98

МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ЖЕНСТВЕННОСТЬ......................................................................................99

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ.............................................................................................100

АНДРОГИНИЯ................................................................................................................................... 106

ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ............................................................................................107

ТРАНССЕКСУАЛИЗМ........................................................................................................................ 109

ПОЛОВЫЕ РОЛИ И ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................110

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Любить и быть любимым.......................................................................................112

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?......................................................................................................................112

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ...........................................................................................................114

ЛЮБОВНЫЙ СОЮЗ.......................................................................................................................... 117

ИЗУЧЕНИЕ ЛЮБВИ........................................................................................................................... 118

ЛЮБОВЬ И СЕКС.............................................................................................................................. 119

ЛЮБОВЬ И БРАК............................................................................................................................... 121

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Интимность и искусство общения.........................................................................122

ИНТИМНОСТЬ И ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.................................................................................123

Половые различия в интимных отношениях................................................................................126

Проблемы интимности...................................................................................................................127

ОБЩЕНИЕ......................................................................................................................................... 129

Четкая посылка сигнала................................................................................................................129

" Бессловесное общение (невербальная коммуникация)............................................................130

Ранимость и доверие.....................................................................................................................131

Язык "Я".......................................................................................................................................... 131

Выражение нежности.....................................................................................................................133

Выражение гнева........................................................................................................................... 133

Искусство слушать......................................................................................................................... 134

Разговоры о сексе.......................................................................................................................... 135

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Сексуальные фантазии.............................................................................136

ФУНКЦИИ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ...........................................................................................139

Фантазия и сексуальные ценности...............................................................................................140

Фантазия как факт.......................................................................................................................... 142

ТИПЫ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ..................................................................................................143

РАЗЛИЧИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН................................................145

Предисловие

Предлагаемая советскому читателю книга – популярный вариант ранее опубликованного

колледжах. Вообще говоря, учебных пособий такого рода на Западе много, и по своему

Вирджиния Джонсон – не простые университетские профессора и популяризаторы науки, а

всемирно известные ученые, бесспорные классики сексологии XX века. Младший автор Роберт

Колодны – эндокринолог по специальности, их ближайший ученик и сотрудник.

Чем же прославились эти люди?

Уильям Хауэлл Мастерс (род. в 1915 г.) по образованию врач-гинеколог, а Мэри Вирджиния

Джонсон-Мастерс (род. в 1925 г.) -психолог. Их совместная работа началась в 1954 г., с 1971 г. они

состоят в браке, оба имеют детей от первых браков.

Всемирная известность пришла к Мастерсу и Джонсон в 1966 г., когда был опубликован их

первый совместный труд "Человеческая сексуальная реакция". До появления этой книги главным

источником научных знаний о физиологии человеческих сексуальных реакций и природе оргазма

были клинические наблюдения врачей и рассказы пациентов. Но эти источники не всегда

надежны, особенно когда речь идет о женщинах. Если мужские сексуальные реакции – эрекцию,

семяизвержение и т.д. – можно наблюдать, так сказать, невооруженным глазом, то о женском

оргазме приходилось судить лишь по рассказам самих пациенток. Не было объективных данных и

о природе партнерского взаимодействия, а ведь сексуальное поведение в большинстве случаев

является парным, сексуальные реакции женщины зависят от действий мужчины и наоборот.

Но можно ли наблюдать секс в лабораторных условиях? Ведь сексуальное поведение так

интимно. Уильям Мастерс заинтересовался этой проблемой еще на студенческой скамье, но его

университетские учителя объяснили ему, что изучать половой акт в лабораторных условиях

сложно не только технически, но и морально. Чтобы рискнуть на это, нужно быть человеком

зрелого возраста, иметь солидную профессиональную репутацию и поддержку авторитетного

научного учреждения. Эти условия Мастере выполнил к 1954 г. Отобрав группу добровольцев,

мужчин и женщин, Мастере и Джонсон экспериментально, в лабораторных условиях исследовали

их индивидуальные сексуальные реакции (эрекцию полового члена, семяизвержение, изменение

клитора, влагалища, груди, кожного покрова, кровяного давления и т.д.) и особенности протекания

вого акта. В результате ученые смогли объективно зафиксировать важнейшие стадии

копулятивного цикла, особенности и последовательности мужских и женских сексуальных реакций,

значение разного рода анатомических факторов, например размеров мужского полового члена и

влагалища. Впервые была объективно описана физиология женского оргазма и многое другое.

Работа такого рода требовала от ученых большого мужества. Мастере и Джонсон начинали

свои исследования в период, когда американские ультраправые яростно травили Альфреда

американцев. Кинзи обвинили не только в безнравственности, но и в том, что его исследования

подготавливают в США "коммунистический переворот". Интересно, что наши "ревнители морали"

считают сексологию результатом "жидо-масонского" империалистического заговора,

направленного против советской молодежи. И хотя в 1966 г. моральная атмосфера в США стала

уже другой, чем во времена Кинзи, работа ученых-сексологов никогда не была легкой.

Уже первая монография Мастерса и Джонсон оказала сильное влияние на практическую

медицину. А в 1970 г. вышла их вторая монография "Человеческая сексуальная неадекватность",

посвященная методам лечения сексуальных расстройств.

Мастере и Джонсон разработали принципы психотерапии, позволяющие корректировать

поведенческие и психологические отклонения исходя из исследования сексуальных реакций

человеческого организма и психосоциальных обстоятельств, воздействующих на эти реакции.

Методика Мастерса и Джонсон позволяет устранить отдельные сексуальные нарушения (такие, как

преждевременное семяизвержение и импотенция у мужчин и отсутствие оргазма у женщин) в

двухнедельный период и одновременно, помогает пациентам осознать причины, которые

вызывают эти сексуальные расстройства, на основе анализа и устранения факторов,

препятствующих естественному проявлению сексуальных реакций в повседневной жизни. Эта

методика дает возможность избавлять людей от целого ряда сексуальных нарушений и

трудностей, перед которыми были бессильны как психоанализ, так и традиционная психотерапия и

лекарственная терапия. Причем неудачи составляли, по данным Мастерса и Джонсон, всего 20%.

Неудивительно, что предложенные ими методы парной сексотерапии были сразу же приняты на

вооружение сексологами США и других стран мира.

В 1979 г. появилась третья исследовательская монография Мастерса и Джонсон

"Гомосексуальность в перспективе" – результат многолетнего клинического изучения сексуальных

реакций и поведения гомо– и бисексуальных мужчин и женщин в сравнении с аналогичными

гетеросексуальными парами. Как и другие современные

ученые, Мастере и Джонсон не считают гомосексуализм болезнью. Психофизиология

гомосексуальной активности подчинена тем же законам, что и в гетеросексуальном варианте, и

методы лечения сексуальных расстройств, таких, как импотенция или аноргазмия, в обоих случаях

совпадают. Изменить сексуальную ориентацию, по мнению ученых, в некоторых случаях можно,

дело без достаточных шансов на успех не следует.

Кроме исследовательских монографий Мастере и Джонсон опубликовали несколько научно-

популярных трудов и учебников, а основанный ими Исследовательский институт в Сент-Луисе,

который они возглавляют в течение многих лет, проводит большую терапевтическую и

консультативную работу.

Однако быть живым классиком науки в наше время очень трудно. Научные теории и методы

обновляются очень быстро, и никакие прошлые заслуги не избавляют ученого от критики. Скорее

даже наоборот.

Общеизвестно, что наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Сильной

стороной работ Мастерса и Джонсон всегда были объективизм и физиологизм. Но человеческая

сексуальность, если рассматривать ее в целом, явление не столько физиологическое, сколько

субъективно-психологическое. Она не сводится к сумме физиологических реакций и сексуальных

автоматизмов. Более того, даже сами эти реакции и способы их переживания зависят от

множества тонких психологических причин, условий воспитания, религиозно-нравственных и

эстетических представлений. Разумеется, Мастере и Джонсон осознают необходимость учитывать

эти факторы даже при изучении сексуальных реакций в лабораторных условиях. Наиболее

естественная и высшая форма сексуальности, с их точки зрения, – гетеросексуальный брак,

который они хотели бы сделать более прочным и полноценным, и за это некоторые критики

обвиняют их в консерватизме. Но выбранные методы исследования неизбежно накладывают

отпечаток на его результаты.

Уже при обсуждении первых работ Мастерса и Джонсон вдумчивые критики, особенно

психологи, указывали на некоторую механистичность их методологии и одновременно – на

отсутствие четких теоретических определений и установок, которые существуют в

экспериментальной биологии. Сексуальные реакции, изучаемые физиологическими методами, не

охватывают целостности человеческого сексуального поведения, которое всегда имеет какой-то

субъективный личностный смысл и соотносится с соответствующими нормами культуры. Мастере

и Джонсон признают и понимают это, их общая позиция, безусловно, гуманистическая. Но

экспериментальная сексология неизбежно больше тяготеет к биологии, чем к психологии.

Речь идет не просто о философских ориентациях. Американские сексологи Берни

Зилбергельд и Майкл Эванс уже в 1980 г. указывали, что Мастере и Джонсон нигде четко не

сформулировали критерии "успешности" своей сексотерапии. Другие специалисты, пользуясь теми

же методами, чаще терпели неудачи. Мастере и Джонсон объясняют это тем, что их

последователи и критики не смогли осознать динамику, лежащую в основе их методологии, но

такое объяснение не для всех приемлемо. Вообще сексуальную технику нельзя понять в отрыве от

социальной и психологической природы партнерских отношений. Как пишет в книге "Расстройства

желания. Секс и пол в современной американской сексологии" (1990 г.) сексотерапевт Джанис

Ирвайн, "чувственный фокус и техника сдавливания – потенциально важные терапевтические

средства, но они не затрагивают самых сложных сексуальных проблем гетеросексуального

населения: страха, гнева, скуки, утомления и отсутствия времени, неравенства в отношениях,

прошлого опыта сексуальных нападений у женщин, различий в половой социализации и

сексуальных сценариях".

Ни на одном уровне анализа человеческую сексуальность нельзя понять без связи с каким-

то целым, будь то жизненный мир личности или символическая культура общества. Поэтому даже

частные проявления сексуальности требуют гораздо более глубокого и сложного подхода, чем тот,

который предлагает поведенческая терапия. Изменить сексуальные установки и ценности

человека, его сексуальный сценарий значительно труднее, чем модифицировать отдельные

элементы его сексуального поведения. Кроме того, при этом неизбежно возникают определенные

социально-нравственные вопросы.

Например, при обсуждении книги Мастерса и Джонсон "Гомосексуальность в перспективе"

поднимается вопрос, почему они обсуждают только возможность смены гомосексуальной

ориентации на гетеросексуальную, а не наоборот? Для большинства людей такой упрек звучит

странно: кому нужна такая переориентация? Но для гомосексуалистов этот вопрос имеет

принципиальное, в том числе нравственное, значение, да и с точки зрения логики науки он

правомерен.

Некоторые теоретические установки и практические выводы Мастерса и Джонсон далеко не

бесспорны. Их упрекают, с одной стороны, что они физиологизируют и технизируют человеческую

сексуальность, а с другой стороны, в том, что их понятия и методы недостаточно строги. Но хотя

оба упрека в чем-то справедливы, это никак не обесценивает того вклада в науку, который внесли

американские ученые. Следует также помнить, что их исследовательская деятельность началась

более 30 лет назад, задолго до того, как сексология стала общепризнанной научной дисциплиной.

Конечно, поведенческая сексотерапия не решает всех проблем. Но во многих случаях она

помогает и нужно ею пользоваться.

Книга "Мастере и Джонсон о любви и сексе" – первая большая американская научно-

популярная книга по сексологии, переведенная у нас. Она не претендует на всесторонность.

Психофизиология секса изложена в ней гораздо лучше, чем, например, таинство любви. Однако

советский читатель найдет в ней массу ценной информации об анатомии и физиологии половой

жизни, ее возрастных особенностях, половых ролях, соотношении любви и секса, сексуальной

фантазии, мастурбации, соотношении гетеро-, гомо– и бисексуальности, о разных вариантах

сексуального поведения, сексуальном насилии, способах предотвращения беременности, лечения

сексуальных расстройств и профилактики заболеваний, распространяемых половым путем.

Все эти знания необходимы не только специалистам, но и любому человеку. Поэтому СП

"Ретур", организовавшее русский перевод и издание этой книги, заслуживает благодарности.

И.С.Кон, академик АПН СССР

Заинтересованным читателям этой книги

В Нью-Йорке, на Пятой Авеню, меня терзали сомнения: надо ли покупать эту книгу, чтобы

издать ее в нашей стране?

Позднее я понял: если она не будет у нас издана, это будет нечестным по отношению к

моим коллегам – предпринимателям, мучительно и фанатично ведущим свою страну к свободе.

Я очень хорошо знаю этих людей, азартно вступающих в оглушительные споры о власти и

рынке, истово встающих на баррикады, продирающихся сквозь тернии бредовых указов и

постановлений. Но они, освоившие лексику митингов, всегда собранные, как солдаты перед

атакой, – уже истерзаны повседневностью.

А западные бизнесмены – обаятельны и улыбчивы. И они хотят видеть своих партнеров

такими же раскованными и уверенными в себе.

Проблема эта мучает многих: как сбросить с себя липкую паутину обыденности, как обрести

подлинную радость общения, как вернуть остроту восприятия жизни?

воспользоваться. Так как, согласитесь, мы не должны входить в открывшуюся щелку западной

цивилизации, как варвары, со своими комплексами и табу. Свободный мир только для свободных

людей, способных достойно Человека распоряжаться своей свободой.

Приятно сознавать, что попытка адаптировать наши культуры в достаточно деликатной

сфере, ставшей предметом этой книги, падает на благодатную почву многочисленных деловых,

научных и культурных контактов, которые столь энергично возникают в наше динамичное время

благодаря подвижничеству предприимчивых людей.

Мне и моим соратникам из "Ретура" небезразлично какими эти люди приходят в залы

переговоров, на трибуны конференций и ассамблей.

Поэтому мы и решили издать эту книгу. И замечательно, что наше желание разделили

сотрудничество.

Спасибо им большое!

Александр Генделев,

Председатель Правления совместного советско-шведско-германского предприятия "Ретур".

Глава первая. Перспективы развития сексуальных отношений

У каждого из нас есть свои ощущения, отношения и взгляды, связанные со сферой половых

отношений, но наш сексуальный опыт сугубо индивидуален, поскольку он определяется

Когда я узнала эту историю, посчитала своим долгом тебе ее рассказать! Они появились в середине XX века, в Америке, когда о сексе говорили шепотом, а по телевизору запрещалось произносить слово «беременность». Эта парочка своими экспериментами наделала столько шуму, как, пожалуй, еще никто в мире секса.

Доктор Билл Мастерс был звездой медицинского университета кафедры гинекологии в городе Сент-Луис. Его коронной фразой была: «Гарантирую, у вас будет малыш!», в пятидесятых годах он спасал жизни женщинам после выкидышей и неудачных абортов и помогал совершенно безнадежным парам забеременеть, будучи одним из первых, кто начал практиковать искусственное оплодотворение. Но однажды Мастерсу стало мало лечения пациентов. Он хотел заниматься исследовательской работой, а для этого ему нужен был верный помощник… или помощница.

Вирджиния Джонсон была принята на работу прямо на собеседовании. Мастерс подробно рассказал ей, что хочет заниматься практическим исследованием того, что раньше исследовалось только в лабораториях – . Первые попытки как-то разобраться в женском оргазме были сделаны в борделе. На год бордель стал основной рабочей площадкой доктора, где он через отверстие в стене мог наблюдать за соитием проститутки и клиента. Но эта практика породила одни вопросы и принесла ноль ответов. Мастерс понял, что женщины чаще всего имитируют оргазм, и теперь ему было необходимо понять, как отличить настоящий оргазм от театрального.

Благодаря общительности Вирджинии Джонсон, которая легко знакомилась с людьми и не смущалась, предлагая им пойти на эксперимент доктора, парочка быстро нашла добровольцев. Суть исследования заключалась в том, что в кабинет Мастерса приходили женщины и мастурбировали. К их телу клеились провода, с помощью которых удавалось измерить температуру тела подопытной, пульс и другие показатели, которые скачут во время возбуждения. Но Мастерс пошел дальше – спустя пять лет ему удалось смастерить фалоиммитатор, в котором разместили крохотный объектив, таким образом доктору удалось первому зафиксировать женский вагинальный оргазм на камеру! По сути это было обыкновенное сокращение мышц влагалища, что в то время — величайший прорыв. Когда Мастерс поделился своими открытиями с коллегами, выяснилось, что Америка к такому прорыву не готова – его немедленно попросили покинуть должность и университет и забрать с собой помощницу.

В шестидесятых Вирджиния и Билл уже давно были любовниками, но их главное детище – центр репродуктивных биологических исследований, стал настоящим успехом. Также как и книга Мастерса «Человеческие сексуальные реакции» — ее тираж был распродан за несколько недель. В шестидесятых и семидесятых эту парочку приглашали на всевозможные передачи, ток-шоу, а в 1970-м они появились на обложке Time.

В действительности женщины знают о мужчинах не так много, как себе представляют. На протяжении многих веков они стремились преуспеть в особом искусстве приспособиться к ним. Но приспособиться к мужчинам – не значит их понять. Женщины часто заблуждаются, думая, что жизнь мужчины достаточно легка, по крайней мере, по сравнению с женской долей, и не имеют никакого понятия о той сложной внутренней борьбе, которая происходит в период превращения наивного мальчика в зрелого мужчину. Они не представляют себе, какой долгий и трудный путь следует пройти мальчику и мужчине, который должен отделиться от своей родной, незаменимой, заботливой матери и встать на путь испытаний, совершенно не похожий на пройденный ею, где уже нельзя воспользоваться ни материнским опытом, ни советом. С этой точки зрения можно отметить, что девочка должна стремиться быть похожей на мать, тогда как мальчик должен научиться от нее отличаться. При этом такое различие не должно портить ему жизнь, переходя в антагонизм или страх. К сожалению, сегодня западная культура находится в таком состоянии, что часто становится трудно избежать этого плачевного результата, несмотря на вытекающие из него очевидные социальные последствия.

Именно поэтому юнгианский подход, предполагающий проникновение в суть проблемы, оказывается столь полезным в объяснении никогда не прекращающегося конфликта между мужчинами и женщинами. Джонсон весьма удачно объясняет эту вечную «войну полов» с помощью очень простой, но искусной интерпретации древних мифов (в нашем случае – мифа о Парсифале).

Непосвященному читателю книга, интерпретирующая средневековый миф на современный лад, может показаться дидактичной и глупой. Это не так! Джонсон обладает редким сочетанием дискурсивности и подкупающей простоты стиля, и его ясное толкование юнгианских концепций, необходимых для объяснения его подхода, без особых препятствий проникает в ткань текста. Глубокий смысл новеллы заключается именно в ее неопределенности, и я абсолютно уверена в том, что большинство читателей не отложат книгу, не дочитав ее до конца. Но, закончив чтение, можно убедиться в том, что она вам очень хорошо запомнилась, и время от времени вас потянет к ней вернуться, как притягивает к себе что-то очень близкое, и с каждым следующим прочтением у вас будут появляться все новые и новые инсайты.

Иными словами, я очень рекомендую прочитать эту книгу. Она будет вас развлекать, информировать, будить ваше мышление, ибо она загадочна и вместе с тем поэтична. Мужчины, которые ее прочтут, безусловно, узнают о себе больше, а женщинам, особенно тем, которые, к глубокому сожалению, до сих пор видят в мужчинах «врагов», она поможет посмотреть на них другими глазами.

Рут Тиффани Барнхауз преподаватель психиатрии

Гарвардского университета

Мифология и постижение Бога

Введение в историю о Священной Чаше

Для первобытных людей мифология была священной, словно в архаичных мифах содержалась человеческая душа. Жизнь первобытного человека зарождается и развивается в мифологической колыбели, поэтому смерть мифологии означает разрушение человеческой жизни и человеческого духа, как это случилось с мифами американских индейцев.

Однако для большинства наших современников слово «миф» стало синонимом слов «вымысел» и «иллюзия». Такая путаница возникла вследствие ложного представления о том, что мифы родились в процессе наивных попыток древнего человека объяснить разные природные явления, в чем наука преуспела гораздо больше. Но сейчас некоторые психологи и антропологи помогают нам увидеть миф в совершенно ином свете и понять, что он отражает глубинные психологические и духовные процессы, присущие человеческой психике. В первую очередь следует назвать К. Г. Юнга, который в своей концепции коллективного бессознательного подчеркивал, что мифы – это спонтанные проявления скрытой в бессознательном психологической и духовной истины. По Юнгу, мифы содержат глубокий смысл для каждого человека, ибо в них в форме рассказа всплывает «архетипическое» содержание, то есть универсальные и достоверные картины жизни.

Миф находится в таком же отношении ко всему человечеству, как сон – к отдельному человеку. Сон доносит до человека важную и необходимую психологическую истину о нем самом. Миф же открывает важную психологическую истину о человечестве в целом. Человек, который понимает сны, лучше понимает самого себя. Человек, постигающий внутренний смысл мифа, соприкасается с универсальными духовными вопросами, которые ставит перед ним жизнь.

Вполне вероятно, что среди всех западных мифов о мужчине уникальной является история о Священном Граале. Опираясь на языческие и раннехристианские мотивы, миф о Священной Чаше окончательно оформился к XII–XIII столетиям. Его разные версии почти одновременно появились во Франции, в Англии, в Уэльсе и некоторых других европейских странах, как если бы скрытая в глубине жизнь внезапно пробилась к свету. Христианское содержание этого мифа, его последняя версия и его корни, уходящие в европейскую почву, придают ему особую значимость в контексте западной духовной культуры.

Основой для этой книги послужил курс лекций о Священной Чаше, прочитанный Робертом Джонсоном в епископальной церкви апостола Павла весной 1969 года. Его толкование мифа основано на принципах юнгианской концепции. Мне кажется, имеет смысл кратко остановиться на наиболее существенных аспектах концепции Юнга.

Главная идея юнгианской психологии заключается в процессе индивидуации. Индивидуация совершается на протяжении всей жизни; следуя этому процессу, человек постоянно приближается к идеальной целостной личности, определенной Божьим промыслом. Это приближение заключается в постепенном расширении человеческого сознания и возрастающей способности сознательной личности к максимальной рефлексии своей самости. Под Эго мы подразумеваем центр нашего сознания, Я, находящееся у нас внутри, ту нашу часть, с которой мы сознательно идентифицировались. Самостью мы называем всю личностную структуру, потенциальную личность, которая находится внутри нас с момента рождения и ищет любую возможность обнаружить и проявить себя через посредство Эго на протяжении всей человеческой жизни.

Процесс индивидуации вовлекает человека в круг очень серьезных психологических и духовных проблем. Весьма сложной является проблема начала примирения с собственной тенью – темной, отвергаемой и даже опасной частью личности, которая входит в конфликт с сознательными установками и идеалами. Каждый из нас, желая достичь целостности, должен так или иначе найти с тенью общий язык. Отвержение теневой стороны личности приводит к ее расщеплению и постоянному конфликту между сознанием и бессознательным. Принятие и интеграция теневой стороны личности – это всегда трудный и болезненный процесс, который тем не менее обязательно приводит к установлению психологического равновесия и гармонии, по-иному совершенно недостижимых.

Еще более сложная задача для мужчины – интеграция элемента бессознательной фемининности, а для женщины – маскулинности. Одно из наиболее ценных открытий Юнга – андрогинность – представляет собой соединение в человеке маскулинности и фемининности. Но, как правило, идентифицировавшись со своей маскулинностью, мужчина, если можно так выразиться, скрывает свою фемининность глубоко внутри, а женщина, соответственно, так же поступает со своей внутренней маскулинностью. Эту внутреннюю женщину, существующую в мужчине, Юнг назвал анимой, а мужчину, существующего внутри женщины, – анимусом.

Интеграция мужчины с его фемининностью – вопрос сложный и психологически тонкий. Пока этот процесс не завершен, мужчине не стоит надеяться на возможность проникновения в тайну своей самости. Легенда о Священной Чаше появилась в тот самый исторический момент, когда мужчина стал по-новому осознавать свою фемининность. Эта история повествует, в первую очередь, о тяжелой, но необходимой борьбе, происходящей в мужчине в процессе осознавания своей внутренней фемининности и установления с нею контакта. Отсюда следует, что легенда о Священной Чаше – это прежде всего история о процессе мужской индивидуации. Мужчина, читающий эту книгу, может найти в ней ключевые точки отсчета в развитии собственной личности, соответствующие основным моментам развития сюжетной линии легенды. Поскольку женщине приходится жить с мужчиной, у нее тоже может появиться определенный интерес к скрытому смыслу легенды о Священной Чаше, так как понять его – значит понять мужчину в критические моменты его жизни.

(1915-12-27 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Биография

Научная деятельность и публикации

Мастерс в паре с Джонсон опубликовал множество работ, некоторые из которых стали бестселлерами, так как затрагивали тему секса, которая ранее была табуирована. Исследования учёными цикла сексуальных реакций человека , возбуждения и оргазма, сексуальных расстройств и дисфункций сделали их популярными авторами.

В культуре

Напишите отзыв о статье "Мастерс, Уильям"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мастерс, Уильям

– Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
– Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.
– Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом.
– Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала.
– Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю!
– Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня.
– Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили…
Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу.
– Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом?
Наташа не отвечала на ее вопрос.
– Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла…
– Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины?
Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него.