Домой / Виды макияжа / Советы педагога-психолога. Консультации для родителей

Советы педагога-психолога. Консультации для родителей

Режим работы педагога-психолога

Пн. - 11.00 - 18.40

Вт. - 8.00 - 15.40

Ср. - 8.00 - 15.50

Чт. - 8.00 - 15.40

Пт. - 8.00 - 15.40

За консультационной помощью в ы можете обратиться

в понедельник с 16.30 до 18.40

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер - человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка - не ответ,
Дорожный знак, ограничитель,
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За Вас ее не проживет.
Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он - человек среди людей.

Основная функция психолога в детском саду:

сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Основные направления работы:

1. Психологическая профилактика

2. Психологическая диагностика

3. Психологическое консультирование

4. Психологическая коррекция

5. Психологическое просвещение

6. Организационно-методическая работа.

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встречи с педагогом. Отличие детского психолога от психиатра: Психиатр - врач, занимающийся отклонениями (нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад. Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее.При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Основным методом работы детского психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую и коррекционную направленность.

Все занятия проходят в игровой форме с использованием музыкального сопровождения. С детьми проводятся сказочные тренинги, тренинги общения, с малышами проводится сказкотерапия, коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапевтических техник, релаксация. На своих занятиях детский психолог создает для детей благоприятный эмоциональный фон, для того чтобы дети чувствовали себя раскованно и комфортно. Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

Профессия детского психолога таит в себе много интересного - это разнообразные методики, и ежедневное открытие чего-то нового. Детский психолог становится свидетелем удивительного превращения из застенчивого, неуверенного ребенка в человека уверенного в себе, открытого и общительного. К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным. Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, с воспитателями, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат. Как избежать проблем. Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста, каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной формой адаптации, наблюдает за особенностями нервно-психического развития детей, всячески поддерживает их, проводит развивающие и коррекционные занятия с детьми. Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, мы рекомендуем пройти индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка данного возраста, этапах адаптации. Детский психолог проводит работу с родителями и воспитателями. Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей.

Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Согласно годовому плану, педагогом-психологом Т.А. Ямщиковой, в ноябре 2015 года был проведен родительский клуб «Школа родителей» по теме: «Что такое психологическая готовность ребенка к школе?» с целью повышения психолого-педагогической грамотности родителей в вопросе психологической готовности к школе. Родителям была предложена опрос - игра «Корзина чувств», в которой они кратко сформулировали те чувства и эмоции, которые переполняют их в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Прослушали лекцию «Психологическая готовность к школьному обучению». Активно включились в игру на внимание «Делай что услышишь».





С целью выстраивания доверительных отношений и взаимопониманий между педагогами и родителями, а также формирования положительных установок в сознании родителей младших дошкольников, в учреждении был запланирован и проведен и родительский клуб по теме: «Актуальные вопросы воспитания. Вредные привычки» педагогом-психологом Т.А. Ямщиковой .
В ходе данного мероприятия родителям было предложено упражнение «Имя прилагательное», в котором они к первой букве своего имени подбирали прилагательное, а потом называли имя и прилагательное. Затем поиграли в игру «Поменяемся местами», в которой подняли настроение, узнали друг о друге дополнительную информацию. Была предложена презентация и мини - лекция «Актуальные вопросы воспитания», в которых рассказывалось о причинах разногласий воспитания детей в семье, стилях семейного воспитания. В ходе выполнения упражнения «Ладошки» родители ощутили теплоту рук и сделали вывод о том, что для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Во втором вопросе клуба «Вредные привычки», родители узнали, что лежит в основе патологических привычек, разобрали различные ситуации из жизни детей, отвечали на вопросы о детской лжи, сосании пальца, предмете - заместителе, узнали как нужно и нельзя вести в той или иной ситуации.





Консультации для родителей






Игрушки польза и вред.doc
Как родителям научиться контролировать свои эмоции.doc
Как сохранить психическое здоровье дошкольника.doc
Кусающие дети.doc
Наказывая, подумай.doc
Тревожность и здоровье ребенка.doc
Ваш ребенок пошел в детский сад.doc




Консультации для педагогов




Составляющие психологического комфорта и здоровья дошкольников

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик»
р.п. Духовницкое Саратовской области

Консультация раскрывает роль ДОУ, педагогического коллектива в сохранении здоровья детей путём создания благоприятных условий и психологического комфорта.
.

Во время консультации происходит диалог, обсуждение вопросов:

1. Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ.
2. Микроклимат между педагогами в группе. Как он влияет на условия пребывания детей в группе?
3. Проблема целесообразности применения педагогами ДОУ наказаний. Как реагировать на детские проступки?
4. Ответственность педагогов за нарушение прав детей.

Старший воспитатель: В любом образовательном учреждении, как и в нашем, соответственно, строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни, охрана здоровья детей. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, медсестра, заведующая. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.
Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей. Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют. О наличии заболеваний у детей воспитатели сразу сообщают медицинскому работнику.
Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и организовывать работу так, чтобы здоровье детей окрепло и улучшилось, формировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Вы все прекрасно знаете, что это наша первостепенная задача.
Но не только организация работы по охране жизни и здоровья детей влияет на благополучное пребывание детей в ДОУ.
Микроклимат в группе, отношения между педагогами, работающими в паре – это важный момент в создании психологического комфорта для детей.
И этот вопрос мы не должны обойти стороной… (обсуждение)



«Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – актуальные вопросы в деятельности детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.
Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение - это видимая и наблюдаемая связь людей. Отношения и взаимоотношение - стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание - это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения внутри группы - залог успешности и коммуникативного поведения дошкольников в будущем.
Известно, что стоит только переступить порог группы, можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Из этого следует, что существуют и такие объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать положительный микроклимат в группе, как:
- атмосфера эмоционального напряжения в группе,
- нестабильный коллектив группы (частая смена воспитателей),
- неблагополучная семейная ситуация.
Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Хотелось бы уделить внимание такому важному фактору, как психологический комфорт педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Эмоциональное благополучие педагога - условие положительного эмоционального состояния детей.
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
- опираться на добровольную помощь детей.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»
Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках!»
(обсуждение)

Старший воспитатель: Воспитатели - несут возложенную на них ответственность за жизнь и здоровье детей, и обеспечивают учебно-воспитательную работу в соответствии с установленными образовательными программами детского сада. Также работа воспитателя направлена на обеспечение детям благоприятных условий и создание психологического комфорта.
Родители - приводят детей в детский сад и хотят, чтобы там были созданы наиболее благоприятные условия.
Иногда между этими двумя сторонами происходят конфликты. Какова же причина этих конфликтов, т.е.: чем недовольны родители?
Конфликты родителей и воспитателей возникают из-за того, что одна из сторон – воспитатель, не оправдал представлений о работе другой стороны – родителей. Для разрешения конфликтов в саду нужно установить благоприятную связь с обеих сторон, ведь конечная цель и сотрудников детского сада и родителей - здоровье детей и их развитие.
Вот несколько ситуаций, которыми недовольны родители:
мало внимания уделяется ребенку в д/саду;
не создаются благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
негативные методы, используемые в отношении ребенка (в виде наказаний);
ограничивают свободу ребенка; и многие другие…

Сегодня мы остановимся на негативных методах, используемых в отношении ребенка (наказания)…


Слово предоставляется педагогу-психологу
«Оправданным ли является полное отрицание наказания как воспитательной меры? Взрослые, которые, боясь обидеть или расстроить ребенка, совсем не практикуют наказание детей, рискуют вырастить личностей с полным неприятием дисциплины и неуважительным отношением к другим людям. Вырастить ребенка без правил, ограничений и запретов практически невозможно. Не объяснив ему, где находятся границы дозволенного в поведении и поступках, взрослые подвергают ребенка большой опасности и фактически бросают его на произвол судьбы. Другое дело, что меры наказания детей должны соответствовать уровню их проступков.
Наказание - сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности.
Итак, в процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они становятся необходимыми в воспитательном процессе средствами педагогической коррекции.
Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.
Внутри семьи складывается одна система наказаний за проступки, а в детском саду дело обстоит иначе. Здесь в ход должна идти и педагогическая практика и отличная от родительской ответственность.
Работа с детьми отличается особой ответственностью. Деятельность педагога не должна наносить вред детской психике.

Критерии эффективного наказания
Обсуждение по группам, составление сводной таблицы критериев педагогической эффективности наказания.
Варианты выполнения:
1. Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной педагогической ситуации. Педагог должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитии. Применение наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
2. Важнейшим требованием в применении наказаний является справедливость и объективность.
3. Наказание должно вызывать чувство стыда, огорчения, раскаяния, недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива.
4. Важнейшая основа наказаний в учебно-воспитательных учреждениях (в школе, в детском саду) – общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха. Нельзя забывать, что если детский поступок часто подвергается коллективному обсуждению, то у ребенка невольно притупляется чувствительность к более деликатным влияниям.
5. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива.
6. В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Исходя из этого, то наказание, которое воспримет один ребенок, может быть бездейственным для другого. Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
7. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
8. Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 30-40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.
9. В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах, это только закрепляет плохое поведение ребенка.
10. Взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребенок будет всегда надеяться на его отмену. Поощрения и наказания должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.
Возможные наказания
В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением.
Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как изменение отношения воспитателя, учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение (расстроены, недовольны) воспитателя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение. Ребенок чутко улавливает изменение отношений взрослых к нему, особенно в том случае, если он дорожит их привязанностью. Так, педагог «не замечает» провинившегося, отвечает на вопросы сухо, а обращаясь ко всем детям, смотрит мимо него. Обычно ребенок, стараясь вернуть к себе прежнее расположение, долго не выдерживает подобного игнорирования и «ссору» заканчивает примирением: он приносит извинения за свой поступок.
Для ребенка чувствительным наказанием может явиться запрещение заниматься любимым делом. Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести. Но об этом ребенку следует сказать так, чтобы он понял справедливость наказания.
В качестве наказания в группе, можно применить временное ограничение в какой-либо деятельности. Например, если шалун подрался или забрал у другого ребенка игрушку, можно посадить его за стол. Вместо подвижной игры, в которую играют все дети, предложить ему настольную, в которую он будет играть один. Такое вынужденное одиночество даст ребенку понять, что в коллективе существуют определенные правила, которые необходимо выполнять.
Некоторым детям достаточно будет предложить поставить себя на место обиженного ребенка. Такой прием позволит обидчику понять, насколько неприятны были его действия. Кроме того, необходимо давать детям больше положительных примеров.
Дошкольника, отличающегося повышенным самолюбием, иногда целесообразно предупредить, что о его поступке, если он повторится, расскажут папе или другим членам семьи. И, разумеется, если предупреждение не возымело успеха, так и сделать. Например, поставить в известность родителей о поведении сына или дочери. В данном случае воспитатель должен быть уверен, что они поддержат его. Однако такой метод воздействия следует применять крайне редко, так как ребенок может сделать неправильный вывод.
Иногда применяют так называемый метод естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, оторвал пуговицу - пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Но этот метод не во всех случаях приемлем. Нельзя, например, оставить ребенка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел одеваться; нельзя отправить малыша в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив (вряд ли это поможет, если у ребенка нет навыка аккуратности!).
Проще всего объяснить малышу про нормы поведения в группе можно на примере игры с правилами или сказки. Например, говоря про Красную Шапочку, обратить внимание на то, что, не послушав маму, она попадает в неприятную ситуацию, которой можно было избежать. Помимо этого, читая ребятам произведения, содержащие нравственный смысл, обязательно предложить им обсудить действия того или иного героя. Идентифицировав себя с персонажами книг, мультфильмов, игр, дети быстрее и лучше усвоят правила поведения и поймут важность их выполнения.
Недопустимые наказания
В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость.
Наказание не должно препятствовать соблюдение режима! Все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Нельзя наказывать ребенка трудом. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий. Отстранение ребенка от выполнения трудовых поручений должно восприниматься им как наказание.
Совершенно очевиден вред частых наказаний: ребенок перестает реагировать на них, привыкает к тому, что это явление обычное, а не исключительное.
Недопустимо прибегать к подкупу и обману. Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно не выполнять обещаний: однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых.
Как правильно наказывать дошкольников см. Памятку. Затем отработка на себе неверных и конструктивных фраз для наказания».
(обсуждение)


Старший воспитатель:
Ещё один очень важный вопрос. «Ответственность работников дошкольных учреждений за нарушение прав детей». Говоря о защите прав детей, мы в первую очередь подразумеваем жестокое обращение с ребёнком.

Жестокое обращение с детьми является серьезной, распространенной и многогранной проблемой.
Заметным обычно является только физическое насилие, но жестокое обращение с ребенком имеет много иных форм, таких как
*** эмоциональное игнорирование и безнадзорность, которые не столь заметны окружающим, однако оставляют не менее глубокие «шрамы» маленькому человеку.
*** игнорирование потребностей ребенка, оставление его в опасной ситуации с высоким риском травм или смерти, унижение ребенка и убеждение его в том, что он является бесполезной обузой
– вот лишь некоторые примеры жестокого обращения. Всех их объединяет одно: они наносят ребенку глубокие эмоциональные травмы.
Слово предоставляется педагогу-психологу

«Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка
- угрозы в адрес ребенка в словесной форме
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных документах.
Конвенция ООН о правах ребенка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)
- защиту от произвольного или не законного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34)
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37)
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136)
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157)
Семейный кодекс РФ гарантирует :
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56)
- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 569)
- немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое насилие над личностью ребенка (ст.56)». (обсуждение)

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности , характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

  • «никогда» – 0 баллов;
  • «очень редко» – 1 балл;
  • «иногда» – 3 балла;
  • «часто» – 4 балла;
  • «очень часто» – 5 баллов;
  • «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

  • « Эмоциональное истощение » (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
  • « Деперсонализация » (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
  • « Редукция личных достижений » (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания , мы советуем:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Для профилактики эмоционального выгорания , мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

  • Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  • Упражнение «Радуга»

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая - съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.

  • Упражнение «Напряжение – расслабление»

Цель: снятие мышечных зажимов

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

  • Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание : Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Список литературы:

1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

«Зачем нужен штатный психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. А вместе с тем, работы у него и в дошкольном учреждении может быть предостаточно.

Как правило, в детских садах работают психологи-педагоги, которые наравне с основным педагогическим (или психологическим) образованием получили дополнительные навыки в работе с детьми определенной возрастной категории. Детсадовские психологи помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе, выявляют какие-либо особенности развития, помогают устранить проблемы психологического характера и консультируют родителей относительно поведения и воспитания детей.

Консультационная работа психолога в детском саду может носить общий характер и быть ориентирована на преподавательский состав учреждения. В данном случае рекомендации психолога относятся к актуальным вопросам конкретного коллектива, направлены на повышение эффективности процесса обучения и касаются методов воспитания малышей той или иной возрастной группы.

Также психолог в детсаду проводит индивидуальные и плановые консультации с родителями воспитанников. Это могут быть групповые просветительские занятия или беседа тет-а-тет. Главное, что в ходе этих консультаций родители ребенка получают возможность объективно оценить развитие и поведение своего малыша, понять, что является нормой для этого возраста, а что может говорить об отклонении, получить советы психолога относительно грамотного воспитания и того, как с минимальными затратами сил и нервов пережить очередной возрастной кризис ребенка.

Помимо этого, специалист в детском саду проводит психопедагогическую диагностику, то есть следит за усвоением детьми учебной программы и при необходимости проводит консультации с педагогами или коррекционную работу с воспитанниками. На основе тестовых заданий психолог делает выводы об успехах конкретного малыша и группы в целом, что дает возможности для планирования дальнейшей работы с данным детским коллективом.

Консультации для родителей педагога-психолога Багирова Е.О.:

  • Как воспитывать ребенка после краха семьи. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Если вам не нравятся некоторые черты характера вашего ребенка. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Возрастные особенности детей старшей группы. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Познавательное развитие. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Рекомендации родителям по общению с детьми после развода. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Развитие познавательной активности у дошкольников. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Нервный тик у детей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности с 6 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности с 5 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности с 4-х лет.Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности с 3-х лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Нарушение поведенческих реакций. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Кризис 3-х лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Трудности адаптации. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • К чему адаптируется ребенок в ДОУ. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Условия успешной адаптации детей к ДОУ. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Игры, направленные на сенсорное развитие детей 1-3 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Что делать, если ребенок перевозбужден перед сном. Памятка для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Когда у родителей разные подходы к воспитанию. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Психологическое здоровье дошкольников. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Здоровый образ жизни формируется в семье. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Роль семьи в профилактике асоциального поведения детей. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Роль семьи в воспитании дошкольника. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Секрет успеха.Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

    Ребенок упрямится, капризничает. Что делать родителям? Консультация для родителей, подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

    Взаимоотношение родителей с детьми. Тренинг для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

    Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка. Консультация для родителей, подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

    Сочинение сказочных историй как способ определения эмоциональных проблем ребенка. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -

  • Ябеда-корябеда: почему ребенок ябедничает и что с этим делать? Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка. Подготовила воспитатель Ардашева Г.Н. -
  • Сборник упражнений, позволяющий снять стресс у ребенка.
  • Что делать, если ребенок боится темноты. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. - )
  • Воспитание с помощью сказки. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. - )
  • Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста. Особенности детского темперамента.Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Ребенок боится темноты - основные способы преодоления страха. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Мой ребенок кусает детей. Норма ли это? Гиперопека родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Ребенок не хочет ходить в детский сад. Как ему помочь? Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Возрастные особенности детей 2-3 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Шесть способов избавления от гнева. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Магические слова. Как сделать, чтобы ребенок рос сильным, счастливым и уверенным в себе. (По материалам журнала "Мой кроха и я"). Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Особенности детского темперамента. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Детские страхи. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Когда ребенок сосет одеяло. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. -
  • Психолог советует. Как сохранить эмоциональное благополучие ребенка. Подготовила педагог-психолог МБДОУ ЦРР ДС №51 Багирова Е.О. -

Шульгина Ольга Алексеевна
Часы консультирования:
вторник 13.00- 14.00 (он-лайн)
четверг 18.00 – 19.00

Ребёнок растет. И взрослые начинают задумываться – стоит ли отдавать ребенка в детский сад или продолжать воспитывать дома. Для многих родителей этот вопрос неоднозначный и сложный. Понятно, что […]

Консультация для родителей «Путешествие с малышом» Лето…Лето! Наконец-то наступило лето! Для большинства жителей городов лето – это время свободы. Свободы от дел, от тяжелой зимней одежды и холодов, от однообразных […]

Консультация для родителей «5 аспектов поведения, которые предскажут будущее ребенка» В 1972 году группа ученых из Новозеландского университета Отаго в Данидине начали исследование, длиной в более чем 40 лет. Свыше […]

Любая мама, прошедшая через развод или принявшая решение растить ребенка самостоятельно, сталкивается с трудностями. Безопасность, медицинское обслуживание, жилье, материальное обеспечение – все эти непростые задачи, так или иначе, приходится […]

ЕСЛИ РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого кусаки. Почему дети кусаются, и […]

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, “гроза” дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская […]

Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются […]

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель […]

Уважаемые родители! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей ВСЕ. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без […]