Домой / Виды макияжа / Суррогатное материнство. За и против

Суррогатное материнство. За и против

Это раньше парам, желающим иметь детей, но не имеющим такой возможности, оставалось только плакать или усыновлять детей: сегодня есть решение — суррогатное материнство. Только вот решение очень уж неоднозначное, имеющее веские "за" и не менее веские "против". Давайте узнаем, в чем же плюсы и минусы суррогатного материнства.

Что такое суррогатное материнство

Суррогатное материнство — это вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребенка, который будет затем отдан на воспитание генетическим и юридически законным родителям. Подобная технология возможна при условии заключения договора между «гестационным курьером» (так называют сурмаму в формулировке термина «суррогатное материнство», принятой Всемирной организацией здравоохранения) и генетическими родителями.

Надо заметить, что бывает 2 вида суррогатного материнства (в дальнейшем этот термин будем обозначать СМ): 1.сурмама только вынашивает ребенка, 2. ее яйцеклетка также участвует в оплодотворении, но эта форма СМ с 1 января 2012 г. запрещена, то есть суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки. Поэтому мы с вами будем говорить о традиционной форме СМ.

Суррогатное материнство. Аргументы «против»

Начнем с противников технологии, чтобы мнение сторонников смотрелось более логичным:

  • Суррогатное материнство противоестественно, так как подобного нет в природе.

Комментарий. Довод довольно зыбкий. В наше время слишком много того, чему нет подобия в природе, но это не значит, что созданное человеком плохо (в конце концов, искусственное сердце — это тоже противоестественно, но оно помогает человеку жить).

  • СМ, помимо несостыковок с изначальными законами природы, имеет еще один минус — оно противно божественному замыслу. Проще говоря, и христианская, и мусульманская церкви запрещают своим прихожанам прибегать к услугам суррогатных матерей. Такое категоричное отношение объясняется тем, что СМ ведет к разобщению брака и нарушению самого таинства зачатия - дети должны зачинаться только в законном браке и вынашиваться родной матерью.

Комментарий. Если не вдаваться в софистику а-ля «а откуда нам, простым смертным, знать божий замысел», все равно есть, над чем задуматься. Если сурмама беременна чужим ребенком, то хочет она того или нет, плод — все равно часть нее, он в ней, они одно целое на период беременности, именно поэтому совершенно верно упомянута фраза «родной матерью». А кто при СМ роднее? Разве женщина задумывается, о том, что какая-то яйцеклетка, которую даже представить-то себе трудно, чужая, и значит, тот, что толкает женщину в живот, тот, чье сердечко она может слышать, чужой ей, сурмаме? Биология биологией, а моральная связь (да и физическая, в течение беременности) может оказаться сильней исходного материала. А генетическая мама познакомится с малышом только, когда он родится... И будет период привыкания, узнавания.

  • Вот так логично мы подошли к следующему аргументу «против»: необходимость отдать выношенное и рожденное сурмамой дитя серьезно травмирует психику женщины.

Комментарий. Рассуждая здраво, мы должны понимать, что к СМ женщину никто не имеет права принуждать. Значит, это было ее сугубо личное решение. Более того, скорей всего, за это свое решение сурмама получила деньги. «Скорей всего», т. к. СМ может быть безвозмездным. Например, в Великобритании и австралийском штате Виктория разрешено только некоммерческое суррогатное материнство. Впрочем, никто не запрещает вам бесплатно, заручившись лишь расходами в течение беременности, родить желающим ребенка (такая практика часта, если женщина хочет помочь, к примеру, своей бесплодной сестре; также был случай, когда мать умершего сына стала сурмамой его младенца (по факту мамой-бабушкой). И все же в основном — это коммерческий акт, поэтому женщина должна понимать, на что она идет. Хотя опять же, слаб человек...

  • СМ — это новый вид торговли детьми... Если раньше ребенок был подарком небес, то сейчас это заказ с доставкой на дом. Все, что нужно, это деньги.

Комментарий. Поспорить сложно. Суррогатное материнство — это бартер, и не важно, какая мотивация в его основе.

К слову, в Интернете увидела на сайте, посвященному СМ как коммерческой деятельности, вот такое предложение: «Акция! Суррогатное материнство "под ключ" за 1 миллион 300 тысяч рублей!». Вы не на сумму смотрите, а на фразу «суррогатное материнство «под ключ». Не передергивает от такого словосочетания?!

  • Феминистки полагают, что СМ — это эксплуатация женщины, отождествление ее с инкубатором, который не имеет права на чувства, а если их и испытывает, то они никого не волнуют.

Комментарий. Феминистки не берут во внимание тот факт, что СМ — дело сугубо добровольное, и если женщина решила стать «инкубатором», или «гестационным курьером», такова была ее воля. Что касается чувств, то тут надо помнить про чувства генетических родителей тоже: они ждут появления малыша, в которого вложили хотя бы какой-то минимум (биологический материал и зачастую финансовое сопровождение беременности), и точно также испытывают чувства: предвкушение, волнение — а им возьмут и откажут, потому что у сурмамы резко разыгрался материнский инстинкт. Сложно так однозначно рассуждать, верней, осуждать.

  • К слову, о материнском инстинкте. На подходе новый аргумент против СМ: у биологической матери может не проснуться материнский инстинкт (т. к. вынашивала дитя не она), и она не примет малыша, рожденного другой женщиной, вследствие чего и генетическая мама, и ребенок всю жизнь будут мучаться от психологических проблем.

Комментарий. Материнский инстинкт — это, в первую очередь, социальная роль, к которой человек приходит сознательно, в женщине в какой-то момент сформировываются необходимые качества зрелой личности, готовой к сопереживанию, воспитанию, помощи и т. п., и т. д. Мы не говорим о нежелательной беременности, когда волею судеб случилось так, что женщина вынуждена родить, и то со временем вся гамма материнских чувств приходит. Но если мы говорим о женщине, которая решилась на шанс иметь детей с помощью СМ, которая наверняка до этого пыталась использовать иные способы, — это говорит о том, что женщина не просто готова к социальной роли матери, она искренне и сильно желает быть матерью. И «осечка» здесь все же минимальна.

Суррогатное материнство. Аргументы «за»

Сторонников подобной технологии вынашивания и рождения ребенка, безусловно, много. Гуманистические порывы объясняются защитой простого человеческого желания (или инстинкта, если хотите) оставить после себя потомство.

Аргументы за СМ:

  • На сегодняшний момент суррогатное материнство — фактически единственный шанс для бездетных пар завести ребенка. И если есть те (сурмамы), кто может этот шанс им дать, — это большая удача и счастье.

Бесплодный брак и бездетность — беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина — так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ранее комментировал законодательное регулирование вопроса о суррогатном материнстве.

“Суррогатное материнство приведет к дальнейшему разрушению семьи, которая как никогда нуждается сейчас в поддержке и заботе. Законодательные нормы о суррогатном материнстве сделают более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу.

Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно. Вот почему законодательные нормы о суррогатном материнстве негативно повлияют на институт семьи в нашем обществе. К несчастью, создание подобных законов не чья-то злая воля, а продукт дезориентированного сознания нашего общества”.

Может ли суррогатная мать оставить себе своего ребенка?

Доктор философских наук, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Ирина Васильевна Силуянова рассказывает, что

“В настоящее время мы находимся в состоянии противоречия между двумя действующими законами – Семейным кодексом Российской Федерации, где за суррогатной матерью сохраняется право оставить себе ребенка, и нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по которому у матери нет такого права. Деторождение явно выталкивается в пространство товарно-рыночных отношений: заключен договор, соблюдается финансовая сторона, но исключается из поля зрения эмоциональное состояние суррогатной матери”.

Почему суррогатное материнство безнравственно?

Как считает протоиерей Димитрий Смирнов ,

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», — отмечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

Протодиакон Андрей Кураев комментировал ситуацию относительно известных людей, которые завели ребенка от суррогатной матери:

“Главный догмат их секты: «Если мне что-то удалось, значит, Бог именно этого и хотел, а я исполнил просто свою, но и Его волю!». Ну да, Берии и Геббельсу удалось обустроить концлагеря – это что, тоже Божья воля? Чикатило удалось осуществить не один десяток своих мерзких планов. Тоже исполняя Божью волю?

Богословие различает понятия «Божья воля» и «Божье попущение». Есть то, что Господь желает, а есть то, что Он терпит, становясь «бессильным» перед нашей тупой и эгоистической волей: «Сколько раз хотел Я,.. и вы не захотели!» (Мф. 23,27). Но это слишком сложная концепция для их ухоженных головок.

Когда им удобно – они вспоминают про Библию. Когда им удобно – дают совершенно идиотские толкования библейских текстов (Лолита заявила, что Дева Мария зачала Христа от голубя; мало того, что это зоофилический бред, так и по сути: разве Мария поступила как суррогатная мать – продала своего Сына Ироду?)”.

Правильно ли крестить младенца, который родился от суррогатной матери?

Мнения священников по этому поводу различны, однако большинство склоняется к тому, что крестить ребенка людей, сознательно совершающих грех, не желающих исправляться и не собирающихся воспитывать дитя христианином – нельзя.

“Ни в одном из этих случаев — если родители получили ребенка с помощью суррогатной матери, если один родитель получил ребенка с помощью суррогатной матери, если ребенок принадлежит гомосексуальной паре — ребенка крестить нельзя, пока родители не раскаются, потому что крещение возможно только в том случае, если родители ребенка сами являются членами Церкви, исповедуют православную веру и следуют заповедям”, – считает иеромонах Димитрий Першин.

“Если ребенок вырастет и сам, будучи уже сознательным, обратится к Богу, то никто не может воспрепятствовать этому его свободному решению. Если же родители не собираются вести непорочную жизнь и следовательно не могут воспитывать своего ребенка в православной вере, то крещение нужно отложить до благоприятных обстоятельств: либо родители покаются, либо сам ребенок вырос и пожелал креститься”, – отмечает протоиерей Александр Ильяшенко .

Бесплодный брак и бездетность - беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам - генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина - так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», - отмечает

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

Использование услуг суррогатной матери является одним из самых важных, но в тоже время самых сложных и трудоемких способов лечения бесплодия. Тем не менее, оно остается единственным способом иметь детей тем парам, у которых наблюдаются серьезные проблемы в сфере репродуктивного здоровья, включая деформацию или врожденное отсутствие матки или различные противопоказания для вынашивания и родов. Безусловно, каждый решает сам, как ему относиться к суррогатному материнству. С самого начала у явления суррогатного материнства появилось очень много сторонников и противников, каждый из которых предъявляет свои аргументы за и против.

Доводы сторонников суррогатного материнства:

  1. В мире существует огромное количество пар, для которых использование услуг суррогатной матери - это единственный способ иметь ребенка.
  2. Только с помощью суррогатного материнства однополые пары могут иметь ребенка, который будет генетические родным хотя бы одному из них.
  3. Вознаграждение, которое выплачивается суррогатной матери, более чем привлекательно, и помогает решить множество финансовых проблем, а значит, затраченное время и труды были не напрасны.
  4. Биологическая мать будущего ребенка может оставаться активной и продолжать работать, не выбивается из привычного ритма жизни.
  5. Если рассматривать ситуацию в целом, суррогатное материнство - это один из способов преодоления демографического кризиса.

А вот аргументы противников суррогатного материнства:

  1. Считается, что таким образом дети превращаются в товар. Хотя на самом деле это сложно назвать правдой, ведь суррогатная мать не отдает своего ребенка, она всего лишь занимает ответственное место, вынашивания малыша для пары, страдающей от бесплодия. Именно поэтому работу суррогатной мамы часто сравнивают с работой няни, только более сложной: ее задача - просто обеспечить комфорт и спокойствие малышу, а затем вернуть его генетически родным родителям.
  2. Для суррогатной матери расставание с ребенком, которого она вынашивала в течение 9 месяцев, может обернуться серьезной психологической травмой. Это один из самых веских аргументов противников суррогатного материнства. С одной стороны, действительно, так или иначе женщина привыкает к этому ребенку, и иногда не хочет с ним расставаться. Но то же самое можно сказать о тех же нянях, которые воспитывают детей много лет, и обязаны затем вернуть их родителям. Кроме того, в центрах суррогатного материнства работают специалисты-психологи, чья задача - обеспечивать максимальный психологический комфорт суррогатной матери. Именно по этой причине в программу выбирают женщин, у которых достаточно психологической устойчивости, чтобы понимать, что они вынашивают ребенка, который не имеет к ним самим никакого отношения. К обязательным требованиям к суррогатным матерям относится и тот факт, что у них должен быть как минимум один генетически родной ребёнок. Таким образом, суррогатная мать будет только рада наконец-то вернуться к родному малышу и привычному образу жизни, и не будет скучать по ребенку, за которым она ухаживала 9 месяцев.
  3. Биологические родители не будут испытывать настоящей родительской любви к ребёнку, которого выносила суррогатная мать. Этот вопрос гораздо более сложен, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, действительно, у женщины возникает некоторая ревность из-за того, что ее малыша вынашивает другая. Однако на самом деле всё это очень быстро проходит, когда бесплодная пара впервые в жизни берёт на руки своего родного малыша. Важно понимать, что процесс беременности и родов - это еще не гарантия родительской любви, ведь много женщин не любят своих детей, хотя сами их выносили и родили. А вот люди, которые с помощью суррогатной матери лечатся от бесплодия, очень долго ждали возможности завести малыша, а значит, они готовы к его появлению и точно будут ему рады. Кроме того, ребёнка недостаточно любить, к нему очень важно относиться с вниманием и в каком-то смысле с уважением к этой маленькой, но уже личности. В этом плане детям, рожденным суррогатами матерями, повезло даже больше, ведь их родители уже точно знают, для чего им нужен ребенок, и обеспечат его всем необходимым. Очень редки случаи, когда биологические родители малыша, впервые взяв его на руки, не испытывают к нему теплых чувств. Но даже если всплеска родительских чувств не последовало, всё равно родители ребенка полюбят его, знакомясь с ним понемногу каждый день.
  4. Бывают случаи, когда суррогатная мать не хочет отдавать ребёнка, несмотря на подписанный контракт. В этом плане украинское законодательство идет впереди планеты всей, оно одно из самых демократичных и точно прописанных в плане вспомогательных репродуктивных технологий. В украинском законодательстве очень четко указано, что ребенок, выношенный и рождённый суррогатной матерью, является ребенком той пары, которая проходила курс лечения от бесплодия с помощью услуг сурмамы. Это означает, что биологических родителей ребёнка защищает не только контракт, но и законодательство, и суррогатная мать не имеет права оставлять себе чужого ребенка.
  5. Представители церкви активно выступают против такого явления, как суррогатное материнство. Это один из самых сложных вопросов и доводов противников суррогатного материнства. Ведь, если вдуматься, суррогатное материнство как явление относится еще к библейским временам, и даже в библии можно найти персонажей, которые использовали суррогатных матерей для рождения собственного ребенка. Кроме того, суррогатное материнство - это не торговля детьми или что-то подобное, это просто один из способов борьбы с бесплодием, ведь даже с точки зрения церкви каждый человек имеет полное право на полноценную счастливую семью.

Вот здесь, конечно, история сложная. Вы, наверное, заметили, как легко я советую быстро уйти из отношений, когда нет детей, и как я начинаю осторожничать, когда дети есть. Дело не только в моем чадолюбии, вообще иное поле отношений, когда есть общие дети, другая ответственность, другое распределение сил. Как-нибудь постараюсь описать различия.

Здесь ситуация не пары с детьми касается. Все более запутанно. Я прокомментирую, вы тоже подключайтесь.

jazzyradio

"Здравствуйте, уважаемая Эволюция!

На самом деле я пишу Вам повторно, хоть я и знаю, что Вам присылают много писем.

Ни в коем случае не стала бы писать повторно об одном и том же, но моя ситуация из первого письма сейчас довольно сильно поменялась и я буду очень признательна, если смогу услышать Ваше мнение.

Вкратце, у меня была ситуация с мужем и решением о ребенке: в силу состояния здоровья мы решили попробовать родить с сурмамой, но когда перенос эмбриона почти должен был состояться вскрылась проблема. (Она была на самом деле довольно долго, но мы плохо пытались ее исправить, а перед решением о ребенке она особо обострилась)."

Это всегда происходит почти, в 9 из 10 случаев перед подобными мероприятиями возникают разногласия, всплывают или обостряются, а в некоторых случаях даже на пустом месте появляются. Люди как бы стоят перед новым этапом жизни и готовятся брать ответственность, и крыша может ехать. Обычно - у мужчин. Женщины, как правило (как абсолютное правило почти) внутренне уже в процессе, а мужчине - на старте. Не знаю, утешит ли вас эта мысль, что ваша ситуация типична.

"Муж завел разговор о том, что у нас с ним много разногласий, его многое раздражает во мне, часто хочется побыть одному, уехать от меня куда угодно, в таком состоянии он сказал точно не стоит думать об общих детях.

С другой стороны он мучился с этим решением несколько суток, то говорил, что мы с ним очень похожи, что мы многое понимаем друг о друге (у нас обоих проблемы со здоровьем довольно сложные), что более подходящего по духу человека может и не встретить, говорил, что очень хочет детей и возможно это единственный шанс вырастить ребенка - тк время идет и здоровье не становится лучше, он знает, что я буду любящей матерью, а пока он найдет другого человека, с которым захочется и получится построить семью и родить детей, может быть уже поздновато.

Я так понимаю, он меня не любит уже, но по привычке пытается с одной стороны держаться за какие-то хорошие моменты, потом вспоминает о раздражении и не хочет быть со мной..."

Скорее он боится ответственности. Но, конечно, это говорит о том, что в любви своей он не уверен.

"Накануне переноса эмбриона он, так и не приняв решения, пообещал мне хорошенько еще раз все обдумать и сказать вечером.

Вечером он не позвонил, перезвонила я и сказала, что надо решать, и мол, что это он не может глядя мне в глаза принять решение, а где-то ездит.

Он приехал.

Предложил заморозить эмбрионы, "на полгода-год", чтобы мы пожили отдельно и если решим сойтись потом, то тогда снова затеять все с сурмамой (на этот момент сурмама уже жила в нашем городе и была готова к процедуре.)

Я сказала, что такое надо было раньше обдумывать, что теперь уже не хочу отступать, что если он не хочет детей, для меня это один из немногих шансов, я все подготовила, нашла сурмаму, все организовала и теперь на финишной прямой хочу попробовать - если не приживется, сразу уйду, а если приживется, пусть думает, надо ли ему быть вместе с нами, а если нет, то готова воспитывать одна (причем клетка - донорская, то есть био родитель только он)."

А какой смысл тогда в такой сложной и дорогой процедуре? Иметь ребенка от мужчины, который бросил вас в таких обстоятельствах и от суррогатной матери? Может быть лучше как-то иначе получить ребенка, благо на неродного биологически вы согласны?

"Тут выяснилась занятная подробность (я и раньше знала, что отец мужа был против сурмамы и говорил ему, что можно родить со здоровой женщиной и не надо со мной связываться, мама мужа наоборот была на моей стороне). Но тут оказалось, что есть еще люди, которые в курсе и кто-то даже предлагал ему родить ребенка.

Сказать, что я была обескуражена - ничего не сказать - это же только лично его и мое дело, никто не переживал нашу ситуацию и я была вне себя от гнева, что кто-то имеет право такое говорить (интересно, ведь такие вещи не говорят малознакомым людям, значит там явно интерес...). Не буду рассказывать подробнее, о чем мне рассказал в свете этого муж, думаю, остальной его рассказ о тех словах был правдой, за что наверное ему спасибо."

А вы поставьте себя на место мужа. Вы можете иметь детей, с этим нет проблем, вы не любите супруга или сомневаетесь, что любите. Зачем вам связываться с суррогатным материнством? Представьте себя в его условиях.

"Он сказал, что думал, что такие слова не будут мешать ему принять решение о нашем эмбрионе, но оказалось, что мешают.

Потом еще полдня он сомневался, потом сказал - ок, давай подсадим эмбрион, тк время идет, жизнь идет, но ты должна понимать, что я могу уйти. В общем на данный момент ситуация такова: я живу в его квартире (где мы и жили еще до брака), у меня есть своя квартира (там живут жильцы), муж пока кочует от товарища к отцу и обратно (я спросила его - может, я вернусь в свою квартиру? на что он ответил, что если бы сразу так хотел, то попросил бы меня съехать).

Чего ждет по его словам он: он ждет результата подсадки эмбриона, а мне не очень понятно, почему надо этого ждать: если не получилось, я так понимаю, он скажет мне - поезжай к себе домой.

Если получилось - он мне вроде тоже ясным текстом сказал, что еще не определился и может уйти, то есть чего мне ждать сейчас неясно.

И очень хочется взять инициативу в свои руки - особенно после истории про "рожу тебе ребенка".

Конечно вам нужно взять инициативу в свои руки. Тем более, что он все уже сказал, это только кажется, что он в раздумьях. На самом деле он сказал так: не получится ребенок, уходи, а если получится, я буду ему отцом, но жить с тобой скорее всего не буду.

Это его решение на данный момент. Оно может измениться впоследствии, но, как и в случае всех минусов, чем больше вы сидите у его ног в ожидании милостыни, тем больше ваш минус и его желание уйти.

"Но я оооочень боюсь, я примерно понимаю что там за процессы у меня в голове идут. Боюсь, что он меня точно не любит и не захочет вернуть, хотя внутренний голос говорит мне:"Давай уезжай, бери инициативу, возможно так ты хотя бы не проиграешь". Я очень, очень хочу обыграть его, (возможно это очень глупое желание, но я хочу выйти победителем).

Но не могу решиться, не могу решить, дожидаться ли результата подсадки и потом уже валить, зная ответ на вопрос о ребенке, или уйти сейчас, чтобы он почувствовал, что может потерять тот стул, на котором хочет усидеть.

О чем бы я попросила Вас - так это наверное если бы Вы помогли мне проанализировать все со стороны, а то изнутри все слишком эгоистично, неправильно и страшновато....

Большое спасибо за блог, наверное мои мозги плохо встают на место, но хотя бы задумываются о нужном месте порой"

Я считаю, что вам нужно уйти.

Если вы очень хотите продолжать историю с суррогатным материнством и вариант (на мой взгляд наиболее рациональный) отказаться от этого эмбриона не рассматриваете (имеете все материальные возможности на всю эту операцию и на воспитание младенца), тогда красивей, честней и правильней просто уйти, сказав ему, что в любом случае (получится или нет) не хотите быть с ним вместе, хотя любите его, но поняли, что он не любит, поэтому освобождаете его для новой жизни и не хотите, чтобы чувство вины и долга его держало с вами.

Это наиболее выигрышный ход. Причем, не дожидаясь результата, это важно. Вы выигрываете самоуважение, вы, однозначно, выигрываете его уважение, вы, возможно, выиграете и его любовь, но для этого ему нужно побыть одному в уверенности, что вы не трогаете его и даже вернуть вас будет сложновато. Тогда его влечение может вернуться и вырасти, но это неизвестно, а вот про уважение его известно точно, оно станет больше.

В любом случае только вам принимать это сложное решение. Успехов.