Домой / Виды макияжа / Тайны и загадки подсознания. Тайны подсознания: что в глубине души человека? Созидательные и разрушительные силы внушения

Тайны и загадки подсознания. Тайны подсознания: что в глубине души человека? Созидательные и разрушительные силы внушения

Первым народом, населявшим Восточную Европу, Северное Причерноморье и Поднепровье, чье имя известно, считают киммерийцев. Их знали ассирийцы, иудеи, греки и другие древние народы. О них говорил Гомер в Одиссее: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман» .

В современной исторической науке принята точка зрения, что киммерийцы были предшественниками скифов на территории Украины и были, как и последние, ираноязычным народом . Скифов современные исследователи считают более поздними (VII в. до н.э.) пришельцами из Средней Азии. К такому мнению склонялся Геродот. Однако, как исследователь объективный и добросовестный, он приводил также сведения, противоречащие этому представлению. В том числе предание самих скифов: «Как утверждают скифы, из всех племен их самое молодое, а возникло оно следующим образом: первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной, человек по имени Таргитай... Скифы утверждают, что именно так они произошли, лет же со времени их происхождения от первого царя Таргитая до похода Дария на их землю всего, как говорят, не более тысячи, но именно столько» . Скифский поход Дария состоялся в 512 г. до н.э. Отсюда следует, что скифы пришли в Поднепровье около 1500 г. до н.э. Есть и другие свидетельства обитания скифов в Северном Причерноморье задолго до VII века до н.э. Одним из них является утверждение египетского жреца из святилища Гефеста, что фараон Сесострис, отождествляемый с Рамзесом II (время царствования 1290-224 гг. до н.э.), покорил скифов .

Геродот сообщает некоторые подробности об этом походе: «Сесострис прошел материк, пока ни перешел из Азии в Европу и не разбил скифов и фракийцев. Я думаю, что дальше скифов и фракийцев египетское войско не заходило, ибо на их земле установлены те самые стелы, а дальше они не встречаются. Отсюда он повернул и пошел назад, а затем оказался на реке Фасис. Я не могу сказать точно, сам ли царь Сесострис, отделив часть своего войска, оставил ее тут для поселения в этой стране, или же некоторые из воинов, устав от скитаний, осели здесь по Фасису» . Далее Геродот приводит ряд доказательств того, что колхи являются потомками этих египтян .

Историки не придали должного значения этим сообщениям, а также не обратили внимания на то, что Геродот сообщал о приходе из Азии (в VII в. до н.э.) не скифов вообще, которых было четыре племени (кочевники, георгин, пахари и царские скифы), а только кочевников.

«Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Араке, в Киммерийскую землю (именно ее теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися. И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса, и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, ридя, заняли безлюдную страну» - сообщает Геродот .

Странно, что киммерийцы, несмотря на свою воинственность, которая отмечалась как ближними, так и дальними соседями, решили уйти с занимаемой ими земли, уступив ее скифам без боя. Едва ли так поступил бы автохтонный народ. Странно и то, что скифы вместо того, чтобы спокойно занять освободившуюся страну, погнались за той частью киммерийцев, что бежала через Кавказ на Ближний Восток в сторону Египта, который не принял киммерийцев и откупился от преследовавших их скифов, избежав тем самым их вторжения .

Но и после этого скифы продолжали преследовать киммерийцев в Малой Азии еще 28 лет так, будто обуревали жаждой мести. Вышеописанные события приобретают логичность, если предположить, что киммерийцы были на скифской земле оккупантами, потомками египетских завоевателей. Направление бегства части киммерийцев в сторону Египта и погоня именно за ними скифов были не случайными. Вероятно, киммерийцы надеялись, что государство, некогда наделившее их властью, теперь возьмет под свою защиту.

Остается понять, зачем понадобилось фараону Сесострису забираться за тридевять земель и покорять кочующих скифов, с которых из-за этого трудно было что-либо взять, да еще оставлять на далекой чужбине часть своего войска? По-видимому, скифов и египтян еще до вышеуказанных событий связывали некие непростые отношения, и их история развивалась по какому-то боле сложному сценарию. Об этом, в частности, говорит замечание Юстина, что «скифское племя всегда считалось древнейшим; впрочем, между скифами и египтянами долгое время происходил спор относительно древности племени». Когда и где могли происходить эти споры, и какие отношения могли связывать народы, разделенные горами, морями, пустынями и огромным расстоянием? Уж не предками ли скифов были воинственные кочевые племена гиксосов, завоевавшие Египет на рубеже XVIII и XVII веков до н.э., которых египтяне называли «царями пастухов»?

С глубокой древности известны многочисленные воинственные пастушьи племена саков. Известно, что индусы и персы называли скифов саками. Название «гиксосы» можно интерпретировать как гиг саки, то есть высшие саки. Таким образом, гиксосов можно считать прототипом «царских скифов».

Покорив Египет, гиксосы основали в Нижнем Египте свою столицу -Аварис, а их цари получили право именоваться фараонами. Наибольшего могущества они достигли при царе Хиане. Кое-чем гиксосы обогатили Египет. Они впервые ввели в Египте коневодство и колесный транспорт, упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо. При них в Египте были введены рыночные отношения (до XVII в. до н.э. продукция между гражданами Египта распределялась). Впрочем, судя по библейским сведениям, это скорее заслуга Иосифа.

Господство инородцев всегда тягостно для покоренных. Освободительная война египтян против гиксосов началась в начале XVI в. до н.э. при Камосе и завершилась при фараоне Яхмосе I. В 1535 г. до н.э. был взят Аварис. Гиксосы отступили на восток в Палестину.

Часть гиксосов, известная по арабским преданиям как амалекиты-шасу, осела в Палестине и впоследствии была ассимилирована арабами, которые сохранили предание об их прошлом властвовании в Египте . В Библии они упоминаются как древнейший народ -амаликяне.

Другая часть гиксосов, не обретшая своей земли, по-видимому, какое-то время скиталась по Ближнему Востоку, занимаясь скотоводством и торговлей, вела свойственный этому занятию скитальческий образ жизни, за что и прозвалась скитами, а в греческой транскрипции - скифами. В начале XV в. до н.э. скифы перешли в Северное Причерноморье. Они унаследовали некоторые египетские обычаи: богатые захоронения, сопровождаемые всем необходимым для потусторонней жизни; обязательное поминание предков до седьмого колена; широкое царское нагрудное украшение (пектораль), как у фараонов. Из Египта или Малой Азии ими была вывезена южная порода быков, которая на севере утратила рога из-за хлодов (стала комолой) .

С ранними скифами можно связать Сабатиновскую археологическую культуру. Для этой культуры характерны, наряду со стационарными поселениями, также временные, типа скитов или выездных факторий, а также большое количество оружия. Если они занимались торговлей, то одновременно должны были быть и воинами, чтобы охранять свои товары.

А как сказал Мао Цзэдун: «Винтовка рождает власть». От себя заметим, что деньги - тоже. Поэтому скифы стали царствовать над прочими обитателями этой земли, создав империю, которую греки назвали Скифией.

Расцвет Египта после изгнания гиксосов наступил в XIII в. до н.э. при фараоне Сесострисе. Он подчинил своей власти царства Ближнего Востока, но на том не остановился и предпринял поход в Скифию. С учетом вышеизложенного становится понятным смысл его похода. Фараон хотел обезопасить Египет от возможности повторного вторжения потомков гиксосов. Для этого было недостаточно одержать победу в сражении. Нужно было установить в Скифии свою власть. С этой целью он и оставил часть своего войска, надо полагать, не только в Колхиде, на выходе из Скифии, но и в ее центре, в Поднепровье. Таким образом, египтяне лишили власти скифов и сами стали править их полиэтничной страной.

При этом часть скифов, не пожелавшая им подчиниться, в первую очередь легкие на подъем кочевники, бежала в Среднюю Азию. Часть же скифов и другие народы, населявшие территорию нынешней Украины, остались жить под властью киммерийцев.

Некоторые из них, в первую очередь те, кто ранее тяготился властью скифов, стали сотрудничать с новой властью. Скорее всего, это были потомки «трипольцев», для которых скифы были поработителями. Связь египетского гарнизона с далекой метрополией была минимальной и, вероятно, совсем прервалась после того, как разделявшие их страны вышли из-под египетского подчинения. В результате, египетские воины стали брать в жены местных женщин, переняли некоторые местные обычаи и образ жизни, одним словом, натурализовались. Но при этом они и их потомки, как водится, сохраняли убеждение, что они «голубая кровь» -элита, которую остальной народ обязан содержать. Вот их-то, очевидно, и назвали киммерийцами (или химерийцами, химера -помесь разнородных существ, химия - наука о смешении разнородных веществ). Египтяне называли словом кемет плодородную смесь водорослей и земли, которую приносил на их поля Нил, а свою страну называли -Кеме. Поэтому, вероятнее всего, название киммерийцы означало просто - египтяне (кемерийцы).

На этрусской вазе киммерийцы изображены в виде всадников в высоких шапках, символизирующих Верхний Египет-инициатора изгнания гиксосов (рис. 9) . Всадников сопровождают южные короткошерстные собаки. Кстати, прижившееся у нас слово «собака» - египетское, славянское -«пес».

Рис. 9. Изображение киммерийцев на этрусской вазе

Обосновавшись в северных краях, киммерийцы не переняли обычай местных жителей носить брюки (по крайней мере, поначалу), а, как видно на указанном изображении, сохранили египетский обычай носить юбки, но расширили их, чтобы можно было ездить на лошадях верхом.

Со временем киммерийцев становилось все больше, а народу - все труднее содержать эту правящую элиту. По сравнению с нею власть скифов, которые сами занимались нужным для их подданных трудом (скотоводством и торговлей), была благом. Для уменьшения гнета над подданными, или потому, что последние обеднели, киммерийцы стали совершать грабительские набеги на соседние народы, что зафиксировано в исторических анналах.

Так, Геродот сообщает: «Поход киммерийцев, пришедших в Ионию, который был раньше правления Креза, имел целью не покорение городов, но набег ради грабежа» . А согласно восточным текстам, в 722-15 гг. до н.э. они нанесли тяжелое поражение урартскому царю Русе 1 . Но это не устранило антагонизма киммерийцев с подданными. Поэтому, когда скифы-кочевники, ушедшие на восток, усилились и решили вернуться на родину, возможно, по призыву ее населения, то оно не стало поддерживать киммерийцев, и те, не дожидаясь скифов, в панике бежали из Скифии на север, юг и запад. Значительная их часть бежала в Западную Европу. Как раз к этому времени (VII в. до н.э.) относится внезапное появление в Европе многочисленных кельтских племен, а в Малой Азии - галатов. Многое говорит о том, что они были потомками киммерийцев. Этого мнения придерживался ряд исследователей (Потоцкий, Раулингсон, Боннель, Карпентер). При этом Боннель причислял к киммерийцам-кельтам также тавров, будинов, невров, скифов-земледельцев, скифов-пахарей, амазонок и др. .

От египетских воинов кельты унаследовали агрессивность, от «трипольцев»- демократичность, высокий статус женщины, характерный орнамент, которым они украшали свои щиты, одежду и тела . Они имели обычай сражаться голыми или полуголыми. Кроме того, они в отличие от других европейских народов, брили лица. Впрочем, может быть, у них, как у древних египтян, плохо росла борода.

В римском описании битвы с кельтами при Теламоне (225 г. до н.э.) говорится: «В первых рядах кельтского войска сражаются обнаженные храбрецы. Безрассудно бросаются они в битву под рев огромных труб, храп коней и крики женщин в повозках, не дающих мужчинам отступать, сминая строгий порядок римских войск» .

Западнославянские воины, описанные хронистом VII века, также отчасти напоминают древних кельтов: «Некоторые не носят ни рубах, ни плащей, а только лишь штаны, подпоясанные широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на бой с врагами» .

Обнаженными сражались также варяжские берсерки и казаки-характерники, которые, приведя себя в гипнотическое состояние, становились неуязвимыми для вражеских мечей. Известно, что йоги в подобном состоянии могут лежать на гвоздях или битом стекле, не получая повреждений. Возможно, эта способность была унаследована ими по женской линии от своих «трипольских» предков (полян, пеласгов), более подробные сведения о которых содержатся в § 5- главы 3 этой книги.

Вероятно, многие народы (кимвры, кельты, галлы, галаты, галинды, гелоны, галичане, голядь) являются потомками киммерийцев. Древние авторы (Посидоний из Апамеи, Страбон, Диодор, Плутарх) отождествляли с киммерийцами также кимвров . Кимры и кимвры были одними из предков немцев, португальцев и англичан (валлийцев - уэльсцев). Самоназвание валлийцев -кимри, их страны - Кимру, языка -кимриж.

Гарольд Бейли в издании «Архаическая Британия» сообщает: «Сер Джон Морис подметил поразительную близость синтаксиса валлийцев и древних египтян; а Джеральд Масси в своей «Книге Начал» приводит список из 3000 случаев крайнего сходства между английскими и египетскими словами...» . Это говорит как о том, что предками англичан (валлийцев) были киммерийцы, так и о том, что киммерийцы были потомками египтян.


Рис. 10. Змееногая богиня

Странный обычай шотландских мужчин носить короткие юбки, так же, как и консервативность англичан, вероятно, были унаследованы ими от египетских предков.

На Северном Кавказе потомками киммерийцев, по-видимому, были меланхлены, которых так называли за обычай носить только черную одежду. Часть из них, возможно, после возвращения скифов-кочевников, переселилась в Северскую (Черниговскую) землю. Не случайно Тмутаракань на Северном Кавказе черниговские князья считали своей вотчиной.

Во всей Европе, от Урала до Ирландии, имеются топонимы, связанные с киммерийцами. Возможно, какая-то часть киммерийцев бежала от скифов на Крайний Север, где отметила свое присутствие такими топонимами, как г. Кеми, р. Кемийоки, оз. Кемиярви в Финляндии, г. Кемери в Латвии, река и город Кемь в Карелии, р. Кема в Вологодской обл., г. Кимры на Волге, р. Кама, приток Волги, названиями народов коми и черемисы (ныне марийцы), последние тоже носили только черную одежду. До принятия христианства черемисы отправляли в дубовых рощах языческие культы, подобные кельтским.

В.П. Кобычев высказывает мнение, что на северо-востоке кельты со временем, вероятно, были ассимилированы летто-литовским племенем аистов (эстиев), про которых Тацит говорит, что «язык их схож с британским» .

Из Малой Азии остатки киммерийцев были изгнаны Аллилатом уже после ухода скифов. Куда ушли эти киммерийцы неизвестно. Возможно, в Индокитай, где стали известны под именем кхмеров. В их облике заметны индоевропейские черты, а в преданиях присутствует легенда об их происхождении от змееногой женщины (богини), такой же, как у жителей Поднепровья.

Многие смотрели фильмы «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель», где в главной роли снимался Арнольд Шварценеггер. Фильмы были сняты по мотивам повестей Роберта И. Говарда о приключениях Конана из Киммерии.

Но мало кто из русских людей знает, что союзы племен реальных киммерийцев населяли территорию Северного Причерноморья в конце 2-го тысячелетия до н. э. до прихода скифов и являются, как и скифы, нашими прямыми предками. Это один из союзов племён огромного Суперэтноса Русов, которые в тот период заселяли огромную территорию, от Северного Ледовитого океана до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического океана на западе.

О нашем родстве говорит и такой источник как «Велесова книга», которая в настоящее время имеется в нескольких переводах. Легенду о родстве славян и киммерийцев приводит и арабское сочинение 12 века «Собрание историй». В ней говорится о трёх братьях – Русе, Кимере и Хазаре.

Киммерийцы вышли к Северному Причерноморью в конце 2-го тысячелетия до нашей эры из района Волги и Дона и начали движение на запад, в сторону Балтийского моря. По исследования Б. А. Рыбакова, им соответствовала «лужицко-скифская» археологическая культура. Именно киммерийские племена вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее, и началось их продвижение в Грецию, кельты были оттеснены на запад.

Киммерийцы не были «кочевниками» в понимании современного человека, они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках. Частью союза племён киммерийцев были и синды, чьи потомки жили и у Балтики, и на берегах далекого Инда.

У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур 2-1 тыс. до н. э. Геродот, живший во времена скифов, упоминал о «киммерийских стенах», то есть у них было развитое градостроительство. Согласно Страбону, на полуострове Тамань располагался град Киммерий, или Киммерида.

О развитости скотоводства говорят погребальные жертвоприношения, на которых закалывали сотни голов скота. Были развиты металлургия бронзы и железа, они делали прекрасное оружие, развитое производство керамики. Следы киммерийских рудников и металлургического производства найдены на Добассе.

Греческие и малоазиатские изображения киммерийцев говорят об антропологической идентичности славян и киммерийцев, как и скифов. Есть общее и в одежде – например, головные уборы типа папах. В бою киммерийскую конницу сопровождали большие волкодавы.

В мифологии часто прародителем народа выступает один человек (видимо, глава рода, племени, народа). Киммерийцам соответствуют несколько имен: уже упоминавшийся Кимер – брат Руса и Хазара, в германской мифологии — великан Имир-Бергельмир (прародитель людей, спасшийся от потопа), в «Велесовой книге» — «Богумир» (один из прародителей славян), в Авесте – царь Йима. Йиму, как и Богумира, боги научили готовить священный напиток Сому-Хаому, в славянском варианте – Сурицу. Йима, как и германский великан, спасает народ от потопа (видимо, гибель остатков Арктиды, приблизительно 10-12 тыс. лет назад). Да и известный город Аркаим (Южный Урал) переводиться как «арка-крепость Йимы».

На основе текстов Ветхого завета киммерийцев производят из имени «Гомера», сына Иафета.

Согласно «Велесовой книге», у Богумира было два сына – Сева и Рус, от них «произошли союзы племён северян и русов, три дочери – Древа, Скрева, Полева (кто помнит историю Киевской Руси, правильно соотнесёт их с союзами племён древлян, кривичей и полян). Согласно этой легенде, русы и северяне — прямые потомки киммерийцев, а древляне, кривичи и поляне — «дочерние» союзы племён, то есть с примесью других родов.

На берегах Балтийского моря осела часть киммерийцев, об этом говорит и Гомер, и другие авторы Древней Греции, называя их «виндами», «индами», «энетами». Они славились тем, что были главными поставщиками «слез солнца», янтаря. Видимо, дальними потомками балтийским киммерийцев были племена порусов-пруссов и воинственные русы-руги.

Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили походами на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в ассирийских архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.

Примерно в 8 веке до нашей эры, во время очередного переселения русов с востока, согласно Геродоту, у киммерийцев началась междоусобная война. Народ восстал против политической элиты (видимо, слишком роскошно жившей и деградировавшей), все «цари» (политическая элита) были убиты. Поводом для междоусобицы стал вопрос – воевать со скифами или нет. Народные массы выступили за мир с родственными родами, политическая элита была за войну. Народ большей частью остался, влившись в состав родственного союза скифов-сколотов. Часть ушла на запад, часть на юг – во Фракию, образовав царство треров, ещё одна группа двинулась вдоль восточного побережья Чёрного моря. Ушли, скорее всего, военные элиты киммерийских племён, учитывая их бешеную военную активность в Малой Азии.

Те, кто решил уйти в Азию, вторглись в государство Урарту, в 722-711 гг. до нашей эры разгромили урартского царя Русу I. Его войско, по сообщениям ассирийской разведки, было целиком уничтожено. Киммирийцы подчинили себе остатки государства хеттов, которое уже было в упадке. В районе современного города Синоп киммерийцы основали свое государство, «страну Гимир», ассирийских источников. У грузин их название сохранилось с слове «гмири» — «великан, богатырь».

Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту.

Войны киммерийцев и их тактика

В бою с азиатскими державами киммерийцы использовали ещё не известную здесь тактику – манёвр крупными массами конных стрелков. Основу их армии составляли отряды конницы, это давало большие преимущества перед в основном пешими армиями азиатских держав. Их конные отряды не имели обозов. Их маневренность, быстрота, в сочетании с мощной пробивной силой киммерийских стрел (они отличались высокими баллистическими качествами), позволяли держаться от армии противника на расстоянии. Киммерийцы могли стрелять на ходу, конница противника и его колесницы не обладали столь высокими боевыми качествами, чтобы противодействовать киммерийским отрядам.

Вооружены воины-киммерийцы были луками, железными мечами и каменными боевыми молотами. Луки киммерийцев до нашего времени не дошли, найден только один лук в курганном погребении у г. Зимогорья в Луганской области. Он состоял из двух продольных полос дерева, обмотанного растительной плёнкой, видимо, берестой. Длина его – 93 см. В принципе – это характерный «скифский лук», традиция одна. Наконечники стрел – втульчатые. Среди бронзовых наконечников стрел встречаются ромбические, овальные и килевидные. Встречаются и костяные наконечники стрел — ромбовидные с выемчатым или прямым основанием, квадратные или круглые в разрезе. Носили стрелы в колчанах из кости или мягкого камня.

Для ближнего боя использовали мечи и кинжалы из бронзы или железа, иногда рукоять была бронзовой, клинок железным. Киммерийцы были знакомы и с железными наконечниками копий.

Киммерийцы одерживали победу за победой, в 705 году до н. э. наголову разгромили грозных ассирийцев, в бою погиб и ассирийский царь Саргон II. Примерно в 692 году до н. э. они напали на Лидию, лидийцы обратились за помощью к Ассирии, только совместными усилиями киммерийцев оттеснили. В 679 году до н. э. они совершили поход на Ассирию, в 676-674 гг., заставив Урарту войти с ними в союз, атаковали Фригию, фригийская армия была уничтожена, её царь Мидас (который в мифах обращал предметы в золото) погиб, Фригия прекратила существование. В 665 году Лидия вновь зовёт ассирийцев на помощь, но уже в 654 году киммерийцы всё же разгромили Лидию, город Сарды, столица, взята штурмом, царь Гиг погиб. Большая часть Лидии, Фригии вошли в состав царства киммерийцев.

Отряды киммерийцев дошли до Палестины и Египта, фараону Псамметиху I с трудом удалось сдержать их натиск. В это же время фракийские киммерийцы (основались на Балканском полуострове) атаковали греческие города в Малой Азии и ударили по Фригии и Пафлагонии с запада.

Но вскоре скифы перебрались через Кавказский хребет, в 650-640-х годах они в союзе с ассирийцами разбили киммерийцев, были разбиты и киммерийцы во Фракии. Ещё одно поражение они потерпели от возродившегося Лидийского царства. Киммерийцы были вынуждены отступить на запад Малой Азии, а на рубеже 7-6 столетий они переселились на Балканский полуостров, к своим сородичам. Впоследствии они вошли в скифский союз племён. Часть киммерийцев влилась во фракийские племена или по долине реки Дунай ушла дальше, в Западную Европу. От них, видимо, при смешении с кельтами произошли кельты-кимбры и племя кимвров. Они в союзе с племенем тевтонов во 2 веке до н. э. вторглись в Римскую республику. Византийские авторы уже в 1 тысячелетии нашей эры называли «киммерийцами» племена, населявшие берега Балтийского моря, часть из них влилась в состав балтийских и славянорусских племён Центральной Европы.

Источники :
Василевская Н. И., Петухов Ю. Д. Русская Скифия. М., 2006
Велесова книга. В переводе Г. Максименко. М., 2008.
Иванчик А. И. Киммерийцы. М., 1996.
Петухов Ю. Д. История русов. М., 2002.
Шамбаров В. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М., 2000.

No related links found



При киммерийцах, которые овладели секретом получения железа из болотной руды в XVI-XV вв. до н.э., в Северном Причерноморье произошло переход от бронзового века к железному. Следует отметить, что по уровню железоделательного производства они значительно превзошли все народы Восточной и Средней Европы, а в X-IX вв. до н.э. у них уже получила распространение цельножелезное оружие. Вооружение киммерийского воина позднего периода состояло из длинного (до 1м 8 см) стального меча, кинжала, круглой булавы с каменным или бронзовым навершием, сложного лука и стрел с втульчатыми наконечниками. Последние сначала изготавливались из кости и бронзы, а в более позднее время из железа. Киммерийский лук был предшественником знаменитого скифского лука и отличался отменными боевыми качествами. Из него киммерийцы, лихо обернувшись в седле, могли поразить преследовавшего их противника. Для ношения лука и запаса стрел использовался специальный футляр - горит. Киммерийский горит имел одну оригинальную особенность - сверху он закрывался крышкой.

Рисунок 4 - Посуда, конское снаряжение и орудия труда киммерийцев

Есть доказательство, что киммерийцы использовали кроме литья -- в каменные формы и по восковым моделям литье в металлические формы - кокили. Такое мнение основывается на весьма важной археологической находке из Новочеркасского клада - четырехместном кокиле для литья наконечников стрел (рис.5г)

Рисунок 5 - Часть литейной формы (а), стержень (б) скифского бронзового наконечника стрелы (в) и половина предскифского четырехместного кокиля (г)

Литейные формы для наконечников обычно состояли из двух или трёх металлических частей (5а), формировавших наружную поверхность отливки, и стрежня (5б) предназначенного для выполнения внутреннего отверстия наконечника(5в). Собранная такая форма скреплялась обручами и устанавливалась вертикально и заливалась.

Рисунок 6 -Киммерийское оружие.

Иногда в погребениях киммерийских воинов находят бронзовые секиры и боевые каменные топоры (архаичное оружие предков). Лишь немногие киммерийцы пользовались деревянными и обтянутыми кожей щитами. Отсутствие в погребениях киммерийских воинов защитных доспехов говорит о том, что последними они, скорее всего, не пользовались. Лишь в конце VIII-начале VII вв. до н.э. у некоторых знатных киммерийцев могли появиться доспехи, изготовленные в Закавказье и Малой Азии. Во времена совместных со скифами походов в Малую Азию основу киммерийского войска составляла легкая конница. Тяжелой кавалерии, в отличие от скифов, у киммерийцев не было.

В прежние годы ряд исследователей относили киммерийцев к числу народов фракоязычной группы, однако более поздние исследования подтвердили и ранее бытовавшую точку зрения о том, что киммерийцы принадлежали к той же группе ираноязычных племен, что и скифы, составляя западную ветвь этого огромного мира. Очевидно, что они жили в наших степях еще в эпоху бронзы, поэтому ученые обычно отождествляют их с племенами срубной культуры, которые вели оседлый образ жизни и имели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Рубеж I тыс. до н.э. ознаменовался переходом к более прогрессивному в то время кочевому скотоводству, позволявшему с наименьшими затратами труда овладевать обширнейшими и богатейшими пастбищными степными угодьями. Основной специализацией скотоводства киммерийцев было коневодство - не зря многие древние авторы называли их народом «удивительных доильщиков кобылиц». С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. На территории Никопольского района такие захоронения были обнаружены в окрестностях города Орджоникидзе (Свинарева могила), поселка Шахтер, города Никополя и во многих других местах.

Подобно многим другим народам, обитавшим на территории южных степей, киммерийцы устанавливали над могилами памятные каменные антропоморфные стелы (без головы). На их верхней части обычно изображались ожерелье и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображался широкий пояс, к которому подвешены меч, кинжал или нож, горит с луком и стрелами, точильный брусок.

Рисунок 7 -Киммерийская каменная антропоморфная стела IX в. до н.э.

Рисунок 8 - Погребения киммерийского времени на территории Никопольского района

Киммерийская одежда была во многом похожа на скифскую. Это сходство в первую очередь связано с тем, что оба народа жили в сходных климатических условиях. Одежда степных кочевников была идеально приспособлена для открытых обширных просторов Евразии и умеренно-континентального климата - лютых зимних морозов, продолжительной летней жары, пронизывающих ветров и т.д. Киммерийские мужчины носили короткие кожаные куртки, узкие штаны, мягкие полусапоги. Самыми распространенными головными уборами киммерийцев были высокие островерхие башлыки. Их изображения можно обнаружить на греческих и этрусских вазах, ассирийских фресках и рельефах, относящихся к VIII-VI вв. до н.э. О женской одежде киммерийцев, к сожалению, почти ничего не известно.

Скорее всего, киммерийские мужчины носили головные уборы различных типов. Многие слышали о так называемом «фригийском колпаке» - головном уборе, ставшем в конце XVIII в. символом свободы в революционной Франции. Государство под названием Фригия в древние времена действительно существовало и находилось в Малой Азии, вот только сами фригийцы вряд ли являлись авторами «фригийского колпака», изобретение которого им упорно пытаются приписать уже не одно столетие. По всей видимости, они лишь позаимствовали его у киммерийцев, которые не раз посещали и завоевывали Фригию. Ярким подтверждением данной точки зрения являются изображения киммерийцев в головных уборах, точь в точь похожих на знаменитые «фригийские колпаки». Такие изображения встречаются на греческих и этрусских вазах.

В первые века I тыс. до н.э. значительная часть оружия, которым пользовались киммерийские воины (главным образом, киммерийская знать) имела кавказское происхождение. В этот период многие районы Закавказья и Кавказа служили своеобразной мастерской, снабжая бронзовым оружием окружающие народы в поразительном изобилии. Особенно популярными там были булавы, топоры, мечи, кинжалы, копья и вилы из бронзы. Щиты в основном были плетеными, обтянутыми шкурой. Наконечники стрел часто изготавливали из обсидиана - стекловатой вулканической горной породы красного и серого цвета, с раковистым, режущим изломом. Данная порода, иногда также называемая вулканическим стеклом, образуется при застывании вязких разновидностей кислой липаритовой лавы. Она хорошо полируется и еще с давних времен широко использовалась для изготовления различных поделок и оружия. Стрелы с обсидиановыми наконечниками обладали незаменимыми боевыми качествами. Очень твердые, они легко пробивали мягкие панцири, и в то же время, будучи очень хрупкими, они часто ломались в теле врага. На Кавказе и в Закавказье изготавливались кожаные панцири, обшитые круглыми бляхами различной величины. Для защиты тела служили и широкие пояса из листовой бронзы или толстой кожи. Бронзовые шлемы использовались редко и походили на те, что изготавливались в Малой Азии.

Киммерийцы – это условное называние множества «доскифских» племен, обитавших в области Черного моря. Известно о них крайне мало, поэтому, как это часто бывает, вместо достоверной информации исследователям приходится изучать многочисленные легенды, выискивая в них по крупицам истину. Так постепенно становятся известны факты о киммерийцах.

Разные народы

Киммерийцами принято называть кочевые племена, которые в VIII-VII веках до н.э. совершали набеги на Закавказье и завоевали некоторые регионы Малой Азии. Их «подвиги» упоминаются во многих произведениях ближневосточных летописцев.

Определенная путаница возникает из-за того, что под тем же названием известен целый ряд народов, которые в Железном Веке, то есть еще до скифов, обитали в районе Северного Причерноморья. В произведениях древнегреческих авторов под именем киммерийцев фигурируют именно эти племена, считавшиеся почти легендарными. Таким образом, под одним названием скрываются разные народы с разной историей.

Киммерийская эпоха

Время с одиннадцатого по седьмой века до нашей эры носит название «Киммерийская эпоха», Название это достаточно условно, поскольку нет никаких доказательств того, что относящиеся к той поре находки имеют какое-то отношение к киммерийцам.

А находок, между тем, обнаружено немало. Это разнообразные клады и погребения. Их находили в разных странах, в том числе и на юге России, хотя исторических свидетельств о том, что там присутствовали киммерийцы, нет. Лишь захоронения в Малой Азии, без сомнения, можно считать киммерийскими.

Культура

Ученые предполагают, что культура киммерийцев близка была к более поздней скифской. Киммерийцы носили высокие остроконечные шапки и одежду из кожи.

В киммерийских захоронениях было найдено немало металлических бляшек, служивших прежде, вероятно, для скрепления ремней конской упряжи. Возможно также, что эти бляшки использовались как обереги . На них изображали схематический рисунок глаза – ромб (его стенки обычно были слегка выгнутыми) с кругом в середине. Часто изображение вписывалось в круг, и получалась простая розетка. Еще одно характерное для того времени изображение – круг с вписанным в него крестом.

Язык

О языке киммерийцев неизвестно практически ничего – сохранилось лишь несколько имен, которые по звучанию своему напоминают другие языки индоиранской группы. Также есть версия, что язык киммерийцев был близок к фракийскому, о котором, впрочем, известно тоже немного.

Никаких образцов киммерийской письменности не сохранилось. Вполне вероятно, что ее и не существовало.

Кочевники или земледельцы?

Несмотря на то, что киммерийцы во многих источниках упоминаются как кочевые народы, доказано, что у них было развито скотоводство. Например, в захоронениях находили множество голов домашнего скота. Скорее всего, было развито и земледелие. Киммерийцы добывали железную руду и изготавливали оружие – такая деятельность также предполагает оседлый образ жизни.

Возможно, разгадка все в той же терминологической путанице. Не исключено, что к киммерийцам причисляли и кочевые и оседлые народы.

Киммерийская плита

Киммерийской плитой называют тектоническую плиту , бывшую когда-то частью древнего континента Пангея. Позднее плита откололась от гигантского континента древности, а затем столкнулась с северо-восточной частью Пангеи.

Так со временем сформировалась часть современной Евразии. В результате столкновения киммерийской плиты с другими тектоническими плитами были образованы такие крупные горы как Альпы, Гималаи и Кавказ. К киммерийцам плита не имеет никакого отношения, поскольку все эти процессы происходили задолго до появления первых свидетельств о кочевом народе.

Казалось бы, киммерийцы были забыты подобно множеству древних народов. Но история любит неожиданные повороты. Память о древнем народе воскресла благодаря фантастическим фильмам про Конана-варвара, снятых по мотивам повестей про Конана из Киммерии.

Произведение это никак не может претендовать на роль исторического исследования: автор просто придумал все детали быта киммерийцев. Тем не менее, многие знают о существовании этого народа исключительно из фильмов с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли.

Воинственные всадники

В Азии киммерийцы запомнились как смелые воины, которые использовали в бою непривычную в то время тактику – массовую конную атаку. Пехоте азиатских держав сложно было противостоять такому натиску, тем более, что киммерийцы были вооружены металлическими мечами, луками и даже каменными молотами. Благодаря своей маневренности конница легко одерживала победу, даже не приближаясь к противнику на опасное расстояние.

Как и любой этнос, живший преимущественно за счет грабежей, киммерийцы часто и охотно воевали. Агрессивных всадников не смущало даже, если силы противника были многочисленнее киммерийской армии.

Конец киммерийцев

Неудивительно, что хорошо вооруженные киммерийцы достаточно легко покорили многие азиатские государства. Но впоследствии нашлись армии и посильнее легендарных воинов: скифы в союзе в ассирийцами, а также фракийцы заставили киммерийские армии отступить на Балканы.

Былое могущество кочевникам восстановить не удалось. Со временем киммерийцы смешались с другими народами и исчезли как этнос.

Религия

Хотя о верованиях народа известно немного, есть данные, что они поклонялись оружию и всячески почитали бога войны. Это вполне естественно для кочевого и воинственного народа.

Погребения погибшим в боях и в мирное время устраивались пышные. Ученые полагают, что скифы многое заимствовали у киммерийцев, и к числу заимствований относятся и знаменитые скифские курганы . Киммерийцы устраивали простые могилы или деревянные срубы в умах. В гробницы укладывали предметы, которыми покойные пользовались при жизни, а также пищу, принесенные жертвы, часто – головы скота. Неизвестно, были киммерийцы основоположниками этой традиции, или заимствовали ее у еще более древних народов.


В начале первого тысячелетия до н. э. происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку. Ход исторического события приводит к переходу племен Северо-Западного Кавказа на более высокую ступень. Это связано было с использованием человеком железа. Это приводит к важным изменениям в хозяйственной жизни племен.

Умение получать железо из руды открывает, как указывает Ф. Энгельс, «...эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора. Человеку стало служить железо, последнее и важнейшее из всех видов сырья, сыгравших революционную роль в истории... Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов».

Железо на Северном Кавказе появляется в начале первого тысячелетия до н. э.; с VIII-VII вв. до н. э. начинается уже массовое производство его применение. Развитие производственных сил приводит к тому, что часть пастушьих племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен. Развитие производства во всех областях хозяйственной деятельности приводит к постепенному накоплению богатств у отдельных семей. В роде, племени появляются богатые семьи, образующие родовую аристократию, в экономическую зависимость от которых попадает рядовая масса общинников. В связи с ростом стад наблюдается значительная подвижность племен в поисках пастбищ, что приводит к частым военным столкновениям, которые возникают из-за захвата пастбищ, угона скота, грабежа соседей. Захваченных военнопленных теперь обращают в рабов.

В социальном отношении характерные для данной эпохи является образование племенных союзов, перераставших иногда в государственные образования, как, например, Скифское в Северном Причерноморье.

С этого времени, благодаря письменным источникам античных авторов и соседних народов, впервые становятся известны названия племен и народностей Северного Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа. Это – степные ираноязычные кочевники – киммерийцы, скифы, сарматы, а также тавры, синды, меоты, керкеты, зихи, гениохи, колхи и другие.

Первыми известными племенами, засвидетельствованными письменными источниками для степей Причерноморья и Северо-Западного Кавказа были киммерийцы.

Некоторые исследователи считают, что киммерийцы возглавляли первое племенное объединение в степной полосе юга России, и имя их в качестве собирательного названия распространилось на все местное доскифское население Северного Причерноморья, Крыма, Северо-Западного Кавказа.

Судя по ассирийским и греческим данным, «люди киммерийские» исконно занимали земли по берегам Черного моря: на территории от Тамани на западе по Закубанью до р. Фарс на востоке, которая протекает в 60-ти км восточнее г. Майкопа (VIII-VII вв. до н. э.).

Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья, да и всей России, были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот. Это было очень сильное и мощное племенное образование; неоднократно они ходили войной на Грецию. Этот народ в основном жил войной и грабежами.

Согласно Геродоту, киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и, спасаясь от них, бежали от последних вдоль берега Черного моря в Малую Азию в VIII веке до н. э.

По некоторым письменным источникам, отступление киммерийцев происходило через Керченский пролив, замерзающий зимой. Далее они прошли через Прикубанье и вторглись в Закавказье (вероятно, через систему Санчарских перевалов).

О киммерийцах и их приходе в Азию упоминают и восточные (ассирийские, Библия) источники. Любопытно, что в грузинский язык их этноним в форме «гмири» вошел в значении «герой», «богатырь».

Набеги киммерийцев разорили в VIII-VII вв. до н. э. малоазийские государства Фригию и Лидию, а также некоторые греческие колонии этого региона. Возможно, часть киммерийцев влилась в дружины скифов и, утратив название, вернулись в начале VII в. до н. э. в родные степи.

Среди ученых нет общего мнения, кто такие киммерийцы, но наиболее вероятна их принадлежность к индоиранцам. Установлено, что киммерийцы говорили на одном из индоевропейских языков.

Археологи связывают с киммерийцами подкурганные погребения IX-VIII вв. до н. э. в Северопричерноморских степях. В Прикубанье памятники их пока не выявлены, хотя на поселениях местных племен отмечены пожары и разрушения, которые можно связать с вторжением киммерийцев.

Возможно, с ними связан клад бронзовых изделий у станицы Удобной и богатое погребение в кургане Уашхиту в Адыгее.

Скудность письменных источников о киммерийцах не дает нам возможности в настоящее время точно определить границы их территории, продолжительность их обитания, судить о материальной и духовной культуре.

Е. И. Крупнов на основании анализа письменных источников приходит к выводу, что «в отношении южных границ расселения киммерийцев и влияния их культуры существенное значение должна иметь территория Северного Кавказа, особенно его западная часть».

Древнегреческие авторы сохранили ряд географических названий, связанных с киммерийцами и приурочиваемых к Керченскому и Таманскому полуостровам, - Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийская область (Северо-восточная часть Керченского полуострова), поселение (городище) Киммерик (Керченский полуостров), Киммерий (Северная часть Таманского полуострова), Киммерийский брод, Киммерийский вал (на Таманском полуострове) и другие. Страна была населена киммерийцами и воспоминания о них отразились в названиях.

Исторические сведения о киммерийцах посвящены главным образом их военным походам конца VIII-VII вв. до н. э. в Переднюю и Малую Азию. Несомненным в настоящее время является то, что исходной территорией для походов киммерийцев через Закавказье в Переднюю Азию являлся Северный Кавказ и, в частности, Прикубанье. Таким образом, пребывание киммерийцев на Северном Кавказе является исторической реальностью.

Первым же по времени историком Кубанской области можно считать древнегреческого поэта Гомера. В своей «Одиссее» он описывает Киммерию с такими подробностями, по которым нельзя не признать, что район расселения киммерийцев располагался на Таманском полуострове. Согласно поэмы, Одиссей приплыл на корабле к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу). Как описывала Цирцея, дочь Гелиоса, здесь он увидел низкий берег, поросший диким лесом из ракиты и черных тополей, и нашел «печальную область киммерян, покрытую вечно влажным туманом и мглой облаков», где не показывались лучи солнца. Отыскавши вход в царство теней, он вызвал их из преисподней жертвенной кровью, беседовал с греческими героями, осаждавшими вместе с ним Трою, и узнал от Тирезия волю богов относительно своего и своих спутников будущего.

Несомненно, в вышеуказанных фактах много мифического вымысла, но вход в преисподнюю (область Аида), это не что иное, как Таманские грязевые вулканы с их клокочущими кратерами, огненными извержениями, дымом; здесь же, рядом с кратерами наружу выходила черная, смолистая и ярко горящая нефть.

Некоторые ученые считают, что киммерийцы у Гомера не имеют отношения к настоящим киммерийцам, что речь идет о загробном мире (окутанные мглою и тучами). Однако, скорее следует согласиться с теми, кто, основываясь на достоверных источниках, исторических и географических сведениях в гомеровских поэмах, склонен и в приведенных строках видеть реальный народ киммерийцев.

Евстафий утверждал, что ионийские греки, оскорбленные в своих религиозных чувствах, - разграблением святилища богов, питали к киммерийцам сильную вражду.

С другой стороны, те же мифические указания свидетельствуют, что киммерийцы были людоедами.

Сведения о киммерийцах встречаются в клинописных текстах времен Дария Гистапа. Согласно им, народ гимери состоял из двух племен – Гомурха и Тихрохуда. Пророк Иезекииль, за 600 лет до Рождества Христова, упоминает о народе Гомер или джимер, живущем на севере.

Страбон упоминает также о главном городе киммерийцев - Киммерионе, построенном на Таманском полуострове.

Геродот упоминает в своих литературных источниках, что киммерийцы не всегда были победителями; так, в начале VII века до н. э. киммерийцы были разбиты ассирийским царем Ассагардоном, а еще несколько лет спустя их подчинил своей власти царь Мидии – Гигес.

Об общественном строе киммерийцев известно немного. Несомненно, они находились на стадии военной демократии. Известно, что у них были вожди, которых Геродот называет царями. Не один вождь, а много. Это либо совет старейшин, либо совет племенных вождей. Известно, что у них было народное собрание. Именно в народном собрании обсуждался вопрос о мерах, которые следует принять в связи с вторжением скифов. Геродот сообщает, что на этом собрании мнение народа не совпало с предложением вождей. Интересна одна деталь, если целиком верить рассказу, то получается, что мнение народа, т. е. решение большинства народного собрания, было не обязательно для вождей, а это можно рассматривать как свидетельство довольно далеко зашедшего обособления «царей» (племенной знати) от основной массы населения. Последующее вторжение киммерийцев в Закавказье и нанесение сокрушительных ударов армиям государств Переднего Востока является косвенным свидетельством хорошей военной организации.

Несомненно, что такие отряды не могло создавать отдельное племя, а только союз племен.

Все отдельные сведения, известные нам, относятся уже к походам киммерийцев. В Библии есть место, которое называется «Таблицей народов». Составлена эта таблица в VIII в. до н. э. Она повествует о потомках Ноя, спасшегося в ковчеге, после всемирного потопа. У Ноя, учит Библия, было три сына – Сим, Ким, Иафет.

Последний, Иафет, имел довольно многочисленное потомство – семь сыновей.

Звали их Гомер, Маггог, Мадай, Иован, Тубал, Мешех, Тира. У Гомера, в свою очередь, было три сына: Ашкеназ, Рифат, Тагарма.

Почему этот перечень называется «Таблицей народов» и зачем здесь приведено родословное дерево потомков Ноя? По представлению творцов Библии, все эти многочисленные сыновья, внуки, правнуки были не обычными людьми, а родоначальниками народов и по их-то именам народы и были названы. В действительности, «Таблица народов» - это попытка систематизации народов, известных во время создания Библии. В приведенных именах скрыты названия племен. Так, имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племен ашкуза, известного по ассирийским источникам и скифам – по греческим источникам. А имя «отца» Ашкеназа – Гомера соответствует клинописному «Гимараи» и киммерийцам классических авторов. Это упоминание скифов и киммерийцев считается одним из древнейших.

Нужно обратить внимание, - киммерийцы являлись «отцами» скифов.

По-видимому, именно в такой форме отразился более ранний приход киммерийцев в Переднюю Азию. Это свидетельство уже перекликается с Геродотом, у которого скифы вторгаются в Азию, преследуя киммерийцев. Что в «Таблице народов» фигурируют киммерийцы, уже находящиеся в Закавказье, подтверждается анализом географических названий авторов Библии. Оказывается, им не было известно Черное море и тем более ничего не было известно о населении за этим морем. Киммерийцы, следовательно, могли попасть в «Таблицу народов», только очутившись уже в Передней Азии.

«Таблица народов» датируется VIII вв. до н. э. Значит в VIII в. до н. э. киммерийцы находились южнее Кавказа; но означает ли это, что они пришли туда в VIII в. до н. э.?

Очевидно, они могли прийти туда и раньше. Имеется два датированных документа: это два письма, содержащих доклады ассирийских агентов и адресованных ассирийскому царю Саргону II, который правил в 722-725 гг. до н. э. В одном из них некий Ашшуррисуа сообщает: «Страна Гуриания и страна Нагчу находятся между страной Урарту и страной Гамирра, и когда было нанесено поражение народу Урарту...» Далее текст сильно испорчен, но ясно, что следует описание войны Гамирры с Урарту. Второе письмо, составленное сыном Саргона II Синахерибом, сообщает о тех же событиях и представляет собой сводку донесений различных агентов, в том числе, и знакомого уже Ашшуррисуа. Чем интересны эти письма? Очевидно, страна Гамирра – это страна киммерийцев. Трудно сказать, почему Ашшуррисуа начинает свое сообщение с уточнением географического положения двух стран. Вероятно, в Ассирии существовали какие-то сомнения на этот счет. А вот то, что в качестве ориентира приведены киммерийцы, уже любопытно. Вероятно, ассирийцам эта страна была хорошо известна, и местонахождение ее не вызывало никаких сомнений. Чтобы создалось такое положение, киммерийцы должны были жить здесь некоторое время. И в дальнейшем тексте письма киммерийцы выступают не как вновь пришедший народ, а как государство, находившееся в определенных и, по-видимому, длительных отношениях с соседями, в данном случае, с Урарту.

В науке существует точка зрения, согласно которой, первое появление киммерийцев в Передней Азии относится к довольно раннему времени. Речь в данном случае идет не о переселении всех киммерийцев, а о походах отдельной группы, осевшей в Закавказье и Малой Азии.

Эти переселенцы не потеряли связи с соплеменниками, оставшимися в Северном Причерноморье, чем и объясняются культурные связи, установившиеся с этого времени между Северным Причерноморьем и государствами Малой Азии. Такие связи прослеживаются по археологическим материалам. Так, на Украине найдено значительное число вещей «микенского» типа из районов Эгейского моря.

С конца II тысячелетия до н. э. сохранился кинжал «переднеазиатского» типа. К этому же кругу вещей относятся бронзовые статуэтки, мечи, печати из полудрагоценных камней малоазиатского происхождения.

На основании изучения этих вещей и определено время первого переселения киммерийцев – конец II тысячелетия до н. э.

Предполагается также, что эта группа киммерийцев не обладала настолько крупным военным потенциалом, чтобы вступить в борьбу с мощными государствами Переднее Азии.

Второй этап – переселение большей части киммерийцев начинается с события, уже неоднократно упоминавшегося, вторжения скифов в Северное Причерноморье. Скифы потеснили киммерийцев, и тогда они собрали то народное собрание, о котором уже говорилось. Здесь можно привести сообщение Геродота полностью (описание входит в третью легенду): «При наступлении скифов, киммерийцы, имея в виду многочисленность приближавшегося войска, стали совещаться между собою, и мнения их, высказанные с одинаковой настойчивостью, разделились, но предложение царей было благороднее; именно по мнению народа, следовало удалиться и не подвергать себя опасности в борьбе с многочисленными войсками, а цари предлагали бороться за родину с наступающими. Однако, ни народ не захотел послушаться царей, ни цари народа; первый задумал удалиться без боя, предоставив родную землю врагам, а цари предпочли лечь мертвыми в родной земле и не бежать вместе с народом, представив себе те блага, которыми они пользовались, и те бедствия, которых следовало ожидать при бегстве из отечества. Решив, таким образом, цари разделились на две части, равные по численности, и стали драться между собой. Всех царей, перебитых друг другом, киммерийский народ похоронил у реки Тираса (Днестра) – могила их до сих пор еще видна – а после погребения удалился из страны, так что вторгнувшиеся скифы заняли страну, уже лишенную населения».

Несомненно, изложение событий в данном отрывке носит несколько легендарный характер. Ведь Геродот записал это предание не меньше, чем через 200 лет после происшедшего.

Геродот пытается примерить одно из противоречий трех легенд, и нашел необходимость объяснить, почему скифы считали, что до них на этой земле никто не жил. Ведь третья легенда явно этому противоречит. Отсюда и несколько искусственное объяснение: киммерийцы ушли сами, а скифы могли и не знать, что они здесь жили.

Ни одно сообщение из источников не обходится без разногласий среди ученых. Имеются, конечно, разногласия и в данном случае. Рассмотрим решение, которое предлагает «народ», не желая вступать в борьбу со скифами, киммерийцы уходят. Было бы понятно, если бы они ушли в безлюдные районы или попытались отнять территории у более слабых народов – соседей. Они же направляются в Переднюю Азию и вступают в борьбу с наиболее передовыми и могучими в то время государствами. Немного странно. Поэтому правильнее думать, что основной причиной «бегства» киммерийцев явилось не вторжение скифов, а внутренние процессы общественного развития, строй военной демократии, который и раньше толкал их к походам на юг. С другой стороны, и скифов нельзя снять со счетов. Если допустить, что киммерийцы потерпели поражение, то легко понять их «бегство» именно на юг, ведь там они могли объединиться со своими сородичами, обосновавшимися в Закавказье. Все это объясняет противоречия, существующие в науке.

Часть ученых обратила внимание на последнюю фразу, приведенную текста Геродота. Ведь из нее вытекает, что киммерийцы и скифы не вступали в соприкосновение, хотя приход скифов и уход киммерийцев по времени совпадают. Сомнению был подвергнут последний пункт. Может быть, истина просто в том, что скифы пришли на действительно не занятую территорию; может киммерийцы просто покинули ее задолго до прихода скифов и совсем не из-за их прихода, а увлеченные перспективами обогащения путем военного грабежа крупнейших государств Востока. Решить, кто прав, трудно, не вдаваясь в дальнейшее обсуждение этого вопроса, можно считать, что вторжение скифов – одна из возможных причин походов «бегства» киммерийцев на юг.

Споры вызывает и вопрос о путях движения киммерийцев. Одни исследователи говорят о движении через Кавказ, основываясь на сообщениях Геродота: «Киммерийцы постоянно бежали вдоль моря, а скифы гнались за ними, имея Кавказ по правую руку». Иными словами, скифы двигались по берегу Каспийского моря, а киммерийцы по Черноморскому побережью Кавказа. Другие полагают, что киммерийцы двигались через Балканский полуостров, а затем, переправившись через Босфор, попадали в Малую Азию. При этом можно сослаться на упоминание о трерах совместно с киммерийцами при описании взятия последними взятия Сард – столицы Мидийского государства. Так как треры – племя фракийцев и жили на Балканах, то и путь этот, в данном случае, весьма вероятен. Можно допустить, что киммерийцы пользовались и тем и другим путем. Можно предположить, что после столкновения со скифами (если таковое было) они использовали обе дороги.

На пребывание киммерийцев в Передней Азии нет возможности по имеющимся источникам остановиться подробно. Выше упоминалось об отношениях киммерийцев с государством Урарту, об интересе Ассирии к этим отношениям.

Известно и столкновение киммерийцев непосредственно с Ассирией при Асахаддоне, правившем в Ассирии с 681 по 688 гг. до н. э. Некоторые исследователи считают, что под народом, пришедшем «от края земли», библейские авторы так же подразумевают киммерийцев, то есть, что последние доходили и до Палестины. Особенно активно они действовали, по-видимому, в Малой Азии, на территории современной Турции. Геродот сообщает, что после «бегства» из Северного Причерноморья, киммерийцы поселились на полуострове, где теперь находится г. Синоп. О взятии ими Сард уже говорилось. Древнегреческий автор, географ Страбон (I в. н. э.) сообщает, что они «в гомеровские времена или немного раньше опустошили набегами целую область Боспора вплоть до Ионии». (Иония – это западная часть современной Турции). У Страбона также находим сведения о походах киммерийцев в Пафлогонию и Фригию. Эти походы начались на рубеже VIII – VII вв. до н. э. или несколько раньше, и особенного размаха достигли в VII в. до н. э. Позднее киммерийцы не упоминаются среди существующих народов. Во время своего пребывания в Передней Азии киммерийцы столкнулись с пришедшими туда скифами. В данном случае это подтверждено ассирийскими документами и сомнений не вызывает. Известно, что киммерийцы иногда выступали в союзе со скифами, а иногда против них, но подробности истории их взаимоотношений остаются для нас пока тайной.

О быте киммерийцев почти ничего неизвестно; лишь Ариан Никомидийский упоминает о том, что киммерийцы имели старинный обычай есть травы. Упоминал также, что они имели своих царей и предводителей, которые в важных случаях советовались с народом.

По некоторым письменным источникам, эти племена жили в степях Прикубанья. Они разводили коров, овец, приручена была уже и лошадь. Орудия труда киммерийцы делали из бронзы, хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их времени остались курганы; они встречаются по всей Кубанской степи.

Из исторических сведений известно, что в VII веке до н. э. киммерийцы столкнулись со скифами, такими же кочевниками, как и они. На совещании киммерийцев о грозившей опасности мнения разделились. Большинство простых киммерийцев, устрашенных многочисленностью скифов, предложили оставить страну без боя; цари же решили защищаться до последней возможности. Но позже, в результате ссор и междоусобиц, цари перебили друг друга; киммерийский народ, похоронив вождей на берегу реки Тир (нынешний Днестр), удалился с родных мест. Побежденные уходили по восточному берегу Черного моря; победители же следовали вдоль Каспия через нынешний Дербент. Вскоре скифы проникли в Малую Азию. В 617 году до н. э. киммерийцы были разгромлены Алиатом, внуком Ардиса.

До сих пор среди ученых нет единого мнения о дальнейшей судьбе киммерийцев. По мнению Ф. А. Щербины, киммерийцы ушли со своей родины не одним и тем же путем, о котором упоминает Геродот, и не в одну Малую Азию. Часть их, вероятно, осела в Западной Европе под именем кимров, смешавшись с другими народами, в частности, с кельтами; часть же никуда не уходила с Таманского полуострова. Так, Дионисий говорит: « ... С савроматами же соседят синды, киммерийцы и живущие вблизи Эвксина керкетии, тореты и сильные ахейцы». Несомненно, что киммерийцы сливались с теми и другими народностями; тем более, что все три народности (киммерийцы, скифы, племена проадыгов) были родственны.

Спорное сообщение Гомера не единственное, которым располагаеь наука о киммерийцах. Но в целом источников не так уж много. Это сообщения греческих авторов, которые писали тогда, когда киммерийцы уже сошли со страниц истории. Они же сохранили нам и некоторые названия, данные топонимики, т. е. географические названия, связанные с киммерийцами.

Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван Киммерийским». Вероятно, где-то здесь помещплись киммерийские переправы. Таким образом, вся группа приведенных названий оказывается связана с районом Керченского пролива. Вторая область, связываемая с киммерийцами, - это река Днестр, носившая в древности название Тирас. Именно здесь, по сведению Геродота, были похоронены киммерийские цари, которые не желая покидать страну под натиском скифов, перебили друг друга.

Дионисий (источник I и начала II вв. н. э.) помещает киммерийцев на Западном Кавказе. Однако территория киммерийцев не ограничивалась указанными районами. У Геродота читаем: «... страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам», а нам известно, что скифы широко расселились в степях Причерноморья, в частности, основной их территорией были степи между Доном и Днепром.

В науке была предпринята попытка подтвердить широкое расселение киммерийцев данными топонимики. Было высказано предположение, что киммерийскими являлись названия с суффиксами «сос», «тос» и «уса», однако доказать это не удалось.

Следует сделать небольшую оговорку по поводу пребывания киммерийцев в районе Днестра. Возможно, что упоминание Геродота о разыгравшейся здесь трагедии – междоусобном сражении киммерийцев – касается не основной территорией обитания киммерийцев, а мест, куда они отступили под натиском скифов. Наконец, много географических названий, связанных с киммерийцами, сохранило нам и Закавказье, но эти данные, скорее всего, отражают уже более поздний этап истории, - походы киммерийцев на Урарту и Ассирию.

Труднее определить хронологические рамки обитания киммерийцев в Причерноморье. Дата их появления не известна. Предполагается, что они обитали здесь длительное время. Относительно их ухода имеются данные в письменных источниках: киммерийцы вытеснены скифами и следовательно, ушли из Причерноморья примерно в VIII в. до н. э.

Таковы сведения о киммерийцах, которые можно извлечь из письменных источников. Историки могли бы ограничиться и этим, но археологи, несомненно, поставят вопрос – какая археологическая культура соответствовала киммерийцам, какие памятники они оставили? Этот вопрос и является самым трудным. Если опираться на письменные источники, то киммерийцев никак не назовешь «окутанными мглою». Есть изображения воинов этого народа, а киммерийцы, несомненно, таинственный народ. Были попытки приписать киммерийцам кобанскую культуру Северного Кавказа, кизил-кобинскую Горного Крыма, срубную и, наконец, катакомбную.

Изложить аргументацию всех гипотез пока не представляется возможным.

Остановимся на последней, по мнению ученых, наиболее вероятной.

Наиболее поздние памятники катакомбной культуры известны на Нижнем Дону, Таманском полуострове и в пойме Кубани. Эти районы, особенно последние, известны, как территория, связанная с киммерийцами. Оба факта совпадают и во времени, - позднекатакомбные памятники здесь примерно одновременны сообщениям письменных источников о пребывании в этих областях киммерийцев. Такое совпадение является существенным аргументом в пользу предлагаемой точки зрения.

Очень любопытные данные дают раскопки городища Киммерика на Керченском полуострове. Это небольшой греческий город, но само название указывает на какую-то связь с киммерийцами.

Уже в 40-х годах прошлого столетия при разведочных раскопках в нижнем слое городища, предшествовавшем греческой колонизации, найдены обломки глиняной посуды эпохи бронзы II тысячелетия до н. э.

Такого же типа вещи были встречены и позднее, когда в 50-х годах ХХ столетия экспедиция Керченского историко-археологического музея начала систематические раскопки городища. Были обнаружены кремневые наконечники стрел, обломки каменных топоров и обломки глиняной посуды с характерным узором. Все это относится к позднему этапу катакомбной культуры. Там же в Киммерике археологам посчастливилось обнаружить и другое поселение той же культуры и того же времени.

Киммерик не единственный памятник пребывания катакомбных племен в этой части Крыма. Известны поселения близ Феодосии (у с. Щебетовки), в районе с. Планерного.

Таким образом, археологическими памятниками киммерийцев можно считать те поселения, которые археологи относят к катакомбной культуре.

Поздним этапом этой культуры, а следовательно, с киммерийцами, связывается последний расцвет производства изделий из бронзы, предшествовавший широкому распространению железа.

В настоящее время наука располагает большими коллекциями таких вещей. Среди них: втульчатые топоры, серпы, кинжалы, копья. Все вещи найдены на Северном Кавказе и в Закавказье; они широко распространены не только на территории бывшего СССР, но и на Западе.

По-видимому, киммерийский союз племен, возникший на рубеже двух последних тысячелетий до н. э., связал культурными узами население большой территории Европы и Азии.

Многие типы строгих удил, упоминающихся в связи с возникновением кочевого скотоводства, известны в Закавказье, Передней Азии, в Западной Европе. Эта общность была обусловлена, в частности, и далекими походами киммерийцев в Малую Азию. Интересную категорию вещей представляют металлические вазы, хорошо известные на Кавказе, в Поволжье, в Приднепровье.

Широкий круг материалов, включающий оружие, орудия труда и бытовые вещи, распространившиеся на огромных территориях Европы, лучше всего свидетельствуют об активности киммерийского мира.

Все это расширяет представления о киммерийцах, мало еще известных науке. Если бы были только письменные источники, киммерийцев знали бы только как разрушителей крупных центров древней культуры и ничего нельзя было бы сказать об их вкладе в цивилизацию человечества. Киммерийский союз племен объединял не только собственно киммерийцев, но частично и соседние родственные племена.

В первую очередь это относится к таврам Горного Крыма (Таврики), ранняя культура которых известна в археологии под названием кизил-кобинской. Это не вариант катакомбной культуры, а именно отдельная, особая культура.

Ряд черт довольно резко отличает ее от катакомбной. Но одновременно имеется некоторое родство, позволяющее считать их родственными. Это культуры одной общности.

В настоящее время таврские племена изучены хорошо. Известны открытые и укрепленные поселения, могильники. Все эти памятники располагаются в Горном Крыму, известны они и на Керченском полуострове. Наиболее ранние из них относятся к рубежу II и I тысячелетия до н. э. Несколько позже они упоминаются в письменных источниках. Позднее тавры сосуществуют со скифами и известны в Крыму до первых веков н. э.

В некоторых случаях в нижних слоях позднейших греческих городов Керченского полуострова обнаруживается материал, принадлежащий таврам.

Так было в Нимфее, Киммерике, на Азовском побережье Крыма. Могилы тавров, обнаруженные на мысах Зюк и Казантип были обложены каменными плитами, и этот тип погребальных сооружений получил в науке название каменных ящиков.

Существует мнение, что таврская культура Крыма имеет много общего с культурой Северного Кавказа рубежа I и II тысячелетия до н. э. Такое сходство прослеживается и в типе погребальных сооружений и погребальном обряде. Таким образом, часть территории тавров совпадает с областью киммерийской топонимики, что и позволяет отожествлять одну группу киммерийцев с таврами. Мнение о тождестве тавров и киммерийцев было высказано уже давно на основании лингвистического анализа и исторических сопоставлений. Но при этом обычно полагали, что тары не являются киммерийцами.

Другая группа ученых полагает, что они составляли только часть киммерийцев, часть, дольше всех присутствующую в Северном Причерноморье.

Остается добавить, что проблема киммерийцев не менее сложна и запутана, чем, скажем, проблема происхождения славян.

Основные споры касаются вопросов о культуре этих племен и бытия.

Твердый А. В. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА