Домой / Помада / Что умеет 3 месячный ребенок. Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца

Что умеет 3 месячный ребенок. Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца

На протяжении первого года младенец развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц жизни - период ускорения. За четыре недели ребенок обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Малышу уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется - «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках ребенок уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподнимает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Портал о здоровье www.сайт

Ребенок в 2-3 месяца умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет - если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу.

Другие поводы: если в 3 месяца младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это - пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро.

С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении.

Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает.

Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее.

Во всех новых умениях ребенка в 3 месяца с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста - тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.

Кормление трехмесячного ребенка

В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130-150 граммов, всего за сутки - одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили - взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым - это естественно.

Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36-37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления - на руках у мамы, возле ее теплой груди.

На третьем месяце на щеках ребенка могут появиться яркие красные пятна, которые затем покрываются тонкой корочкой. В них ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки, или молочный струп,- одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ, экссудативного диатеза.

Да, будьте настороже - именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно когда засыпает. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах - в ней увеличилось количество аммиака.

Уход за двухмесячным ребенком

К двухмесячному возрасту ребенок становится уже более активным. Он уже может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле зрения младенца возникает некий движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает приподнимать голову, прогибать спину и двигать ручками и ножками.

Малыш в этом возрасте уже кричит более осознанно и требовательно. Крик обретает различную окраску: когда ребенок голоден, он кричит совсем не так, как когда у него нелады с животиком.
Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.

В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. И родители со своей стороны должны стараться соблюдать режим неукоснительно.

В возрасте двух месяцев достаточно посещать участкового педиатра хотя бы раз в две недели.

У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может поцарапать себя. Поэтому не забывайте остригать малышу ногти. Всякий раз после купания осматривайте ребенка на этот предмет.

Стричь ногти старайтесь аккуратно - не доставляя вашему малышу неприятных ощущений. Когда мама остригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются условные рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам свою ручку, начнет капризничать.
Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие - их не обработаешь пилочкой, чтобы не царапались. Значит, остригать их надо - не оставляя острых концов, с закруглением.

Если вы продолжаете регулярно взвешивать ребенка дома или в условиях детской консультации и вычерчиваете график изменения веса, то знайте, что в норме кривая должна по-прежнему плавно двигаться вверх -без резких скачков. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить примерно шесть килограммов.

Если вы вдруг заметите, что ребенок не прибавляет в весе в течение 10-14 дней, обращайтесь за консультацией к вашему педиатру. Вообще в трехмесячном возрасте ребенок должен прибавлять еженедельно до 200 граммов.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. К трем месяцам не надо пеленать его слишком туго - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Рекомендуются также ежедневные «физические упражнения» (разумеется, включенные в режим дня) для ребенка. При оптимальной для него температуре - 22 °С -нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце (на кровати или на том же пеленальном столике). Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, - в этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, поскольку ребенок бывает вынужден держать головку на весу.

Гигиена ребенка в 2 месяца

По мере того как ребенок растет, число кормлений становится меньше, но съедает ребенок больше. Изменяется и продолжительность сна. В первые недели жизни малыш если не ест, то спит, и если пробуждается, то только затем, чтобы возвестить вам криком, что его пора перепеленать; часто ребенок засыпает, насытившись, но еще не выпустив грудь. Со второго месяца продолжительность сна постепенно сокращается, и младенец спит часов 18-20. Появляются часы бодрствования. Ребенок начинает активнее постигать окружающий мир, более-менее осмысленным взором глядит вокруг. Общайтесь с ним в это время. Будьте уверены, ребенок это оценит и доставит вам немало приятных минут.

На третьем месяце ребенок должен спать примерно столько же, сколько и на втором. С той лишь разницей, что он уже начинает потихоньку ориентироваться во времени суток. Некоторые дети в этом возрасте вообще не просыпаются от вечернего до утреннего кормления. Если ваш ребенок к таким детям не относится, не огорчайтесь и не раздражайтесь - все придет, надо только немного потерпеть.

В течение двух месяцев приходилось промывать ребенку глазки борной водой, кипяченой водой, слабым чаем или отваром ромашки. Это делалось потому, что глаза ребенка еще не выделяли слез и не могли очищаться самостоятельно. На третьем месяце слезные железы начинают функционировать, поэтому регулярное промывание глаз становится все менее необходимым. Разве что при конъюнктивите.

С этого возраста (как вы заметили слезы) вам остается только очищать периодически уголки глаз, где после сна, особенно ночнего, скапливаются засохшие выделения. Снимать эти выделения нужно осторожно, смоченным в кипяченой воде марлевым тампоном или ваткой (однако следите, чтобы ворсинки не попали в глаз). Делайте туалет глаз аккуратно, чтобы снимаемые комочки не попадали на конъюнктиву. Не трите глаза. Если все-таки требуется промыть их, промывайте так, чтобы ток жидкости был от внутреннего угла глаза к внешнему и чтобы промывающий раствор не попадал из одного глаза в другой.

У вашего ребенка уже довольно быстро растут ноготки. Не забывайте их вовремя стричь - дабы ребенок сам себя не царапал. Не стригите ногти слишком коротко, не то впоследствии кожа будет нарастать на ногти -явление весьма неприятное, и оно мучает некоторых людей всю жизнь. Кто бы мог подумать, что истоки этого явления здесь - в первых месяцах жизни...

С течением времени распорядок дня ребенка разнообразится. Ведь ваш малыш уже не только спит, но и требует общения. Время от времени вы его оставляете ненадолго раздетым - чтобы ребенок мог подвигаться в собственное удовольствие, чтобы кожа его подышала. В летнее время старайтесь, чтобы ребенок побольше был на свежем воздухе - спал в саду, а если дома - то у открытого окна.

В этом возрасте закладывается фундамент здоровья.

Следите за чистотой игрушек, особенно если у вас есть еще дети, которые могут брать игрушки у малыша. Не забывайте, что старшие дети уже обладают устойчивым иммунитетом и не так восприимчивы к инфекции, как младенец. Предпочтительнее игрушки из тех материалов, какие можно обрабатывать антисептиком или просто помыть, - игрушки деревянные, резиновые и пластмассовые. Вы же знаете, что ребенок все предметы тянет в рот. И это не случайно, он исследует мир: визуально, на ощупь и, конечно, на вкус...

Будьте настороже - на третьем месяце жизни ребенка часто начинается рахит !

Что умеет ребенок к концу 3 месяца жизни

  • Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180о. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.
  • Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.
  • К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.
  • Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!
  • На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.
  • В этот период развивается так называемая "стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.
  • Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.
  • К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подянуты к пупку.
  • Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.
  • Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется "социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!
  • В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.
  • Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.
  • На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.
  • Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.
  • При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.
  • Малыш хорошо реагирует на звуки.

Педиатр наверняка зафиксирует индивидуальные параметры вашего ребенка на очередном приеме.

Даже если они не совсем соответствуют принятым нормам, не следует паниковать и искать связанные с этим заболевания.

Во-первых , ребенку наверняка передастся состояние родителей. Во-вторых , точное соответствие ни от кого не требуется.

Порой дети на несколько месяцев задерживаются в развитии , а потом резко догоняют и перегоняют своих сверстников. Особенно это касается весовых характеристик и роста.

Если же отклонения касаются психологических процессов, стоит задуматься и больше внимания уделять их корректировке.

Ребёнок в 3-4 месяца- Mamalara

Рост

По статистике, собранной в нашей стране, средний рост мальчиков в этот период — от 56,5 до 62,0 см, девочек — от 56,2 до 61,8 см.

Разница с предыдущим месяцем в росте — 3 см.

Данные по всем странам (согласно Всемирной Организации Здравоохранения) указывают этот промежуток более расплывчато. Рост мальчиков задается в промежутке от 57,3 до 65,5 см., а девочек — от 55,6 до 64,0 см.

Вес

Во всем мире приняты нормы веса для мальчиков этого возраста — от 5,0 до 8,0 кг, девочки могут весить от 4,5 до 7,5 кг.

В нашей стране более строгие рамки — от 4,9 до 7,0 кг. для мальчиков и от 4,8 до 6,3 для девочек.

Разность между измерением веса в предыдущем месяце в среднем должна составлять 800 г.

При чем этот параметр должен возрастать равномерно, по 200 г. за каждую неделю .

Надо заметить, что при недоборе веса врач наверняка порекомендует вводить прикорм раньше или докармливать малыша смесью (если до этого он находился на грудном вскармливании). При избытке веса — наладить кормление по часам соответственно.

В любом случае, меры корректировки не будут иметь фатального и строго контролируемого характера.

Обхват грудной клетки

Средними считаются показатели в границах от 36,5 до 41,6 см. для мальчиков и от 41,6 до 41,4 для девочек . За месяц должно произойти увеличение этого параметра на 1 см.

Эти верхние и нижние границы возрастной нормы достаточно условны, но дают возможность составить общее представление об общем физическом развитии ребенка в данный период.

Особо следует обратить внимание на рост обхвата головы. Он может многое сказать о наличии или отсутствии патологий в развитии головного мозга в этот период.

Для малышей, родившихся раньше срока, эти нормы могут быть сдвинуты в зависимости от срока «недонашивания».

Окружность головы

Обвод головы должен увеличиться по сравнению с прошлым месяцем не более, чем на 1 см.

ВОЗ устанавливает нормы обхвата головы для мальчиков от 38,1 до 42,9 см., а для девочек от 37,1 до 42,0 см. в этот период.

Принятые в советские время стандарты — от 39,0 до 42,5 см. для мальчиков и от 38,0 до 41,2 см. для девочек.

Сон

Общая продолжительность сна к трем месяцем должна быть около 14-15 часов в сутки . Естественно, они разделены на отдельные периоды.

В среднем, период ночного сна — 3-4 часа, а дневного — 2 . Каждый период делится на стадии по 50-90 минут.

Больше половины из всего времени сна в этом возрасте — это так называемый «быстрый» или парадоксальный сон. Во время него мозговые структуры развиваются особенно стремительно.

Малыш может видеть сновидения, двигать ручками и ножками, использовать мимику во сне.

Характерной особенностью трех месяцев является установление цикла из трех стадий :

  1. Бодрствование.
  2. Медленный сон.
  3. Быстрый сон.

До этого времени младенец мог сразу из бодрствования погрузиться в быстрый сон и наоборот. Дремать малыши в этот период еще не умеют.

Также приобретение этого периода — глубокий ночной дельта-сон . Он влияет на восстановление энергозатрат и частично на процессы формирования памяти.

Именно за счет этого самого глубокого погружающего процесса у младенца есть возможность запомнить малую толику из потока лавинообразно поступающей информации.

Остальных стадий сна взрослого человека (дремоты, сонных веретен) в этом возрасте пока нет .

Питание

Для малыша по-прежнему главной и единственной пищей остается грудное молоко или адаптированная .

Не всем подходит такое расписание, но даже те, кто кормят детей по первому требованию, отмечают, что к трем месяцам количество прикладываний заметно сокращается.

За один прием малыш в среднем должен высасывать 150-160 мл. молока или адаптированной молочной смеси . В сутки это 900-960 мл.

В жаркое время года или при недостаточной влажности воздуха возможно допаивать малыша .

Что умеет?

Навыки , приобретаемые в этот период можно разделить на моторные, интеллектуальные и социальные .

К моторным относятся :

  • способность держать головку в положении лежа на животе, с опорой на локти;
  • перевороты на один и другой бок;
  • хватание и удерживание игрушек;
  • угасание ;
  • способность более продолжительное время следить взглядом за предметом;
  • умение с поддержкой (если тянуть за ручки) приподнимать туловище до сидячего положения;
  • способность захвата одной рукой другую.

Интеллектуальные включают :

  • способность вычленить человеческую речь среди прочих шумов;
  • начало исследования своих частей тела;
  • отвлечение от еды ради распознавания шума или яркого предмета.

К социальным навыкам , приобретаемым в 3 месяца можно отнести:

  • усложнение комплекса оживления (улыбка, более управляемые движения рук);
  • узнавание и различение членов семьи;
  • смех в голос;
  • осознанное привлечение к себе внимания;
  • гуление;
  • фиксация взгляда в вертикальном положении, налаживание контакта «глаза в глаза» при кормлении.

Чему и как можно и нужно научить?

Зрение

В этом возрасте особенно эффективно развивается зрительное восприятие . Помочь малышу освоить навык фиксации взгляда на предмете можно, помещая в поле его зрения яркие предметы.

Хорошо подойдут игрушки, издающие различные звуки . При чем перемещать предметы нужно медленно и по возможности расширять амплитуду движений. За счет этого увеличится пространство охвата взглядом малыша.

Для этой же цели можно развесить по дому яркие картинки и время от времени совершать неспешные прогулки по дому с малышом таким образом, чтобы он обращал на них свое внимание, фиксировал взгляд на несколько секунд.

Слух

Настал период гуления . Прислушивайтесь к звукам, которые произносит малыш и повторяйте их.

Лучше, если это будет делать не только мама, но и остальные члены семьи. Так кроха поймет, что звуки универсальны и начнет копировать их.

Для развития слуха можно поиграть вместе с малышом в «найди откуда звук» .

Включите музыкальную шкатулку, звучащую игрушку или другой источник шумовых эффектов. Потом с ребенком на руках пройдитесь по всем комнатам, ища этот источник.

Очень полезны для малыша будут танцы под любимую музыку . Кроме развития слуха, это является своеобразной гимнастикой.

Интеллект

Игра «прятки» или «ку-ку» очень хорошо подходит для развития интеллектуальных навыков малыша. Очень скоро вы заметите, что ребенок не отводит взгляд от того места, где раньше была мама или папа.

Подкрепленная эмоционально положительным зарядом (ведь близкий человек в конце концов находится!), она может стать отличным средством к становлению терпения, вниманию, памяти и многих других процессов.

Тактильные и обонятельные ощущения

Подберите или изготовьте игрушки из разных материалов. Они должны отличаться не только внешним видом, но и содержанием: насыпьте внутрь крупы, муки, комки бумаги, других наполнителей.

Их можно время от времени давать малышу в ручки или подвесить над его . Хорошо подходят в качестве наполнителей различные душистые травы: шалфей, мята, ромашка.

В магазинах также продаются игрушки с разными фактурами ткани, зеркальцем, погремушкой . Наилучшая для развития форма — в виде небольшого кольца. Так малышу будет легко обхватывать интересующий предмет.

Развитие ребенка в 3 месяца
https://youtu.be/bPXBCpTXvx0

Психическое, эмоциональное развитие

К третьему месяцу жизни ребенок становится все более социализированным и психически развитым существом. Это проявляется в:

  1. Улыбке. Она может возникать в ответ на ласковое обращение, появление знакомого лица или во сне.
  2. Гулении. В этом возрасте малыш может «разговаривать сам с собой». Постепенно (при условии постоянного общения) такие порывы сменяются подражательными элементами.

    О полноценном разговоре речи пока не идет, но контакт и желание общаться, улавливание интонаций должны проявляться вполне явственно.

  3. Сформированном комплексе оживления.
  4. Способности фиксировать взгляд в вертикальном положении , рассматривать что-либо по несколько минут.
  5. Более выраженном исследовательском инстинкте . Малыш в этом возрасте даже способен прерывать сосание ради того, чтобы прислушаться или разглядеть новый предмет.

Еще одна характерная особенность этого периода: малыш может выражать недовольство даже в том случае, если просто заскучал.

Задача заботливых родителей в такие моменты — обеспечить равномерный приток информации, не перегружая малыша ею при этом.

Развитие органов чувств

Глаза . Приобретается способность видеть на 4 метра и более. Следит взглядом в зоне диаметром до 80 см. Возникает устойчивая фокусировка взгляда на предмете.

Уши . Возникает произвольность: малыш может вслушиваться конкретно в интересующий его звук. Также ему интересно искать источник шума.

Язык . Вкусовые рецепторы пока находятся на уровне 6-го месяца внутриутробного развития. Они пока не приспособлены к восприятию никакой другой пищи, кроме грудного молока или специальной смеси.

Нос . Обоняние сформировано еще на 4-6 неделе жизни, особых изменений в 3-й месяц с ним не происходит.

Кожа . Осязательный мир ребенка расширяется, на всем теле появляется большее количество рецепторов, связанных с возрастанием связей между нейронами в головном мозгу.

Вестибулярный аппарат . Чувство равновесия становится тоньше, малыш более чутко улавливает свое положение в пространстве и учится подстраиваться под него.

Двигательная активность

Обязательными процедурами для ребенка в этом возрасте являются гимнастика, массаж, водные и воздушные процедуры . Проводить их может как специалист, так и родитель.

Главное — соблюдать правила и переключать малыша на другой вид деятельности при первых признаках недовольства.

Гимнастика . Лучше проводить ее два раза в день. Обязательные комплексы включают выкладывание на животик, подтягивание к себе до сидячего положения и пр. Можно дополнить их упражнениями на фитболе.

Массаж . С 3-х месяцев ребенок полностью готов к принятию детского массажа в полном объеме, а не только поглаживающих и потряхивающих движений.

Заботливому родителю надо знать, что он обязателен . Даже здоровый ребенок будет гармонично развиваться только при условии планомерного ухода, в который входит массаж.

Ванна . Разные специалисты придерживаются диаметрально противоположных мнений насчет этого процесса. Единство только в одном — вода в жизни малыша должна присутствовать ежедневно.

Общепринятая практика — наливать в маленькую теплой воды и ставить детскую «горку» для удобства. Но дело в том, что удобно это, в конечном итоге, только родителю.

Малыш в 3 месяца уже способен в полной мере получить удовольствие от водных процедур.

Тем более, что запачкаться до такой степени, что его нужно непременно целиком обработать специальным средством, ребенок за день просто не успевает.

3 месяца — особый период в жизни ребенка , еще одна ступенька к взрослению и пониманию мира.

Каждый малыш индивидуален в своем развитии, но общепринятые нормы помогут родителям узнать, в каком направлении приложить больше сил, на что обратить внимание.

Вот уже прошло 3 месяца, как ребенок появился на этот свет, приведя в восторг родителей и всех остальных близких. Родителям всегда важно знать: правильно ли развивается их малыш, все ли с ним в порядке. Мы раскроем эту тему, дав напоследок несколько практических советов.

Физиологическое развитие

С наступлением 3-х месячного возраста кроха продолжает расти и развиваться быстрыми темпами. Рост его увеличивается на 2-2,5 см, а объем груди крохи должен равняться объему головы или даже превышать его.

В среднем, к концу третьего месяца жизни объем головы девочки составляет 41 см, груди – 41,8 см. У мальчиков – соответственно – 41,9 см и 42,8 см.

Норма набора малышом веса в первые 3 месяца

1 месяц

2 месяц

3 месяц

На четвертом месяце жизни малыш способен поднимать и удерживать голову, лежа на спине, а также поворачивать ее в разные стороны.

Также в этом возрасте некоторым малышам удается из положения лежа на спинке подтягивать подбородок к груди. К концу третьего месяца жизни многие малыши способны переворачиваться со спинки на животик.

Ребенок уже способен не просто опираться на предплечья в положении лежа на животе. Отвечающие за выпрямление туловища мышцы развиты настолько, что малыш, опираясь на раскрытые ладони, может высоко приподнять голову и грудную клетку, выпрямив при этом ноги.

К этому возрасту у малыша должны исчезнуть большинство врожденных рефлексов, уступив место условным рефлексам.

Так, после 2-ух месяцев должен начать угасать и к 3 месяцам исчезнуть полностью рефлекс Бабкина или ладонно-ротовой рефлекс.

Он проверяется легким способом – достаточно надавить большими пальцами на область обеих ладоней малыша ближе к тенару одним быстрым движением. До 3-х месяцев на эти надавливания крохи реагируют непроизвольным открытием рта и сгибанием головы.

Если у новорожденного этот рефлекс проявляется слабо или он полностью отсутствует, то это свидетельствует о поражении центральной нервной системы.

Наличие этого же рефлекса после третьего месяца жизни говорит о неврологических проблемах у малыша.

Также после 2-3 месяцев исчезает хоботковый рефлекс, когда при быстром ударе пальцем по губам крохи у того губки вытягиваются вперед.

Еще до 3-4 месяцев физиологичны рефлексы Переса, Галанта, Бауэра, а также хватательный рефлекс. Наличие одного из этих рефлексов после 4-5 месяцев свидетельствуют о поражении нервной системы.

Но родителям не стоит волноваться: у выписанных из роддома малышей с диагнозом «здоров» эти рефлексы угасают к нужному сроку.

Зрение же ребенка становится более скоординированным. На расстоянии 20-30 см он может хорошо различать предметы. На 4-ом месяце жизни малышу уже удается переводить взгляд от предмета к предмету, которые могут располагаться на разном от него расстоянии.

И самое важное, что малыши в этом возрасте начинают различать цвета.

Чтобы помочь малышу в его развитии можно приобрести большой мягкий цветик-семицветик, закрепив его не ближе, чем на 25-30 см от малыша. А вот приобретать развивающие коврики малышу, игрушки которого свисают прямо перед его носом, определенно не стоит.

Время, когда малыш безмятежно спал многие часы, периодически просыпаясь на кормления, закончилось.

Теперь количество суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Но при этом наблюдательные мамы сразу отметят, что ночной сон крохи становится дольше, глубже и спокойнее. Это объясняется тем, что малыш лучше справляется с переваривание пищи.

Не за горами тот час, когда ребенка нужно будет приучать к горшку. Читайте практические советы для родителей.

Играем с малышом и развиваем его

Играть с малышом в этот период не просто уже можно, но и даже можно.

Итак, следует:

  • Играть в прятки. Маме/родителям достаточно спрятать лицо за платком или кроваткой малыша, а затем выглядывать и смеяться. Правильная реакция малыша: явное удовольствие от игры, сопровождаемое активным движением ручек и ножек и задорный смех.
  • Давать малышу предметы разных материалов и фактур, что поспособствует развитию тактильных ощущений.
  • В игре с малышами использовать крупные и яркие игрушки, которые будут провоцировать у малыша развитие двигательных навыков.
  • Подбирать игрушки, предназначенные для того, чтобы малышу удалось их захватить. По размеру они должны соответствовать его ладошке. Самая удобная для захватывания форма – вытянутая или округлая. Здесь мы можем порекомендовать погремушки по форме напоминающие конусообразное мороженое.
  • С радостью и оживлением реагировать родителям на то, что малышу удалось захватить игрушку – это будет еще больше стимулировать малыша к дальнейшим успехам.
  • Положить у ножек малыша в кроватку или манежик мяч, который тот с большим удовольствием станет пинать.
  • Общаться со своим малышом как можно больше. Необходимо разговаривать с крохой, рассказывая о том, что его окружает, петь ему песни, смеяться вместе с ним и играть. Можно читать ему долгие сказки и рассказывать потешки, скороговорки с как можно большим количеством эмоциональных выражений.
  • Периодически танцевать с малышом, кружиться с ним под плавную и мелодичную музыку, раскачиваясь из стороны в сторону.

Совет: если малыш в 3 месяца не держит голову, то его нужно как можно чаще выкладывать на животик, ставя перед ним интересные предметы, подносить его к различным вещам в доме, побуждая малыша их разглядывать.

Более подробно про упражнения, которые помогают ребенку научиться держать головку вы сможете прочитать .

Профилактический массаж

В возрасте от 3 до 4 месяцев маме можно самой делать с малышом небольшой комплекс упражнений.

Благо, сейчас во многих поликлиниках можно пройти бесплатный курс массажа.

Поэтому, если есть время, то можно записаться и освоить массаж для детей раннего возраста.

Если нет, то достаточно будет:

  1. Сделать охватывающие движения руками (скрестить руки малыша на груди и развести их в сторону) 6-8 раз.
  2. Сделать массаж рук (поглаживание + кольцевое растирание). Каждой ручки по 4-6 раз.
  3. Сделать массаж ног (поглаживание + кольцевое растирание). Каждой ножки по 4-8 раз.
  4. Массаж спины (поглаживание + растирание) 4-8 раз.
  5. Массаж животика.
  6. Сгибание и разгибание рук (упражнение «бокс») 6-8 раз.

Небольшой профилактический массаж, а также игры с малышом и главное – постоянное внимание к нему будут способствовать его дальнейшему успешному развитию.

В первые шесть месяцев, дети, вообще, растут и развиваются, очень быстро, существенно прибавляя в весе, особенно те, которые получают молоко по требованию. К третьему месяцу малыши не только обладают множеством умений, но и внешне заметно меняются. Родители, знающие, что должен уметь ребенок в 3 месяца, хорошо понимают желания и потребности маленького человека, и это помогает им всесторонне развивать своего сына или дочь.

Детский организм продолжает расти и перестраиваться в новых для него условиях.

Это процесс проходит во всех жизненных системах малыша:

  1. В возрасте 3 месяцев можно не бояться, что ребёнок останется полным, даже если у него наблюдается некоторое превышение нормы веса. Из-за того, что он стал больше двигаться, его жировая ткань постепенно будет сжигаться, а приятные округлости младенца со временем отойдут в прошлое. Но на данный момент это чудесный пухлый ангелочек с перевязочками на ручках и ножках.
  2. Интенсивно формируется мышечная система ребёнка – если с ним проводят физические занятия, то, в первую очередь, более крепкими становятся его шейные мышцы, благодаря чему он может довольно долго держать голову. Затем укрепится спинка и мускулатура конечностей, так что надо продолжать делать основные упражнения для их развития.
  3. Серьёзные изменения происходят в пищеварительной системе младенца. Если его объём после рождения составляет всего около 6 мл, то в три месяца – это 150 мл, а благодаря повышению его функциональности, мамино молоко и адаптированные смеси перевариваются гораздо быстрее и качественнее.
  4. В связи с этим и опорожнение кишечника малыша более регулярное и предсказуемое, нежели до этого возраста. Детские фекалии также стали более твёрдыми и однородными, за счёт совершенствования органа.
  5. Иммунитет трёхмесячных детей значительно повышается, поскольку на данный момент молоко матери содержит все необходимые для этого компоненты.

Надо сказать, что на фоне общего совершенствования организма и нервной системы, происходит закономерное угасание большинства характерных для младенчества рефлексов, и остаётся только два основных инстинктивных действия – ползание и сосание.

Активный рост трёхмесячных малышей можно наблюдать на прибавках в росте (2,5 см) и массе тела (150 г в 7 дней). В среднем, дети в рост достигают от 56 до 65 см, а весят от 4, 5 до 8 кг. Понятно, что абсолютно все детишки не в состоянии вписаться в эти ограниченные рамки – они могут развиваться быстрее и медленнее, оттого и умения их, порою, значительно отличаются.

Серьёзный сдвиг происходит в психологическом состоянии малыша. К третьему месяцу ему необходимы активно проявляемые эмоции матери – такое положение будет сохраняться до возраста шести месяцев, и оно необходимо для того, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и защищённым, одним словом, в полной безопасности.

Если первые месяцы мать, нередко находящаяся в состоянии послеродового стресса, могла автоматически ухаживать за сыном или дочерью, теперь от неё потребуется гораздо больше – по-настоящему проявлять своё чувство любви и заботы, ведь детям сейчас требуется максимум внимания. Это объясняется тем, что определённого развития достигают их органы чувств.

В целом, развитие ребенка в 3 месяца, происходит в соответствии с его генетической программой, питанием и при воздействии многих факторов, обусловленных внешней средой.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Достижения ребёнка в возрасте трёх месяцев можно считать значительными, по сравнению с предыдущими периодами. Забавный карапуз ежедневно радует родителей новыми навыками.

Физическая активность крохи возрастает:

  1. Малыш держит головку в положении лёжа на животике, а также научился делать это в вертикальной позе, когда мама держит его на руках или поддерживает под мышками. При этом ребёнок может опираться на кроватку или манеж ножками.
  2. У трёхмесячных деток хорошо получаются повороты на бок, а с бока – на спинку. Стоя с помощью взрослого, они уже не сгибают ножки в коленях.
  3. Совершенствуется моторика рук у малышей – они стараются потрогать и схватить каждый яркий предмет, который им попадается, при виде родителей, ребёнок, радуясь, вскидывает ручки.
  4. Познание мира у грудного малыша не может пройти без того, чтобы он не попробовал вещь на зубок – это игрушки, собственные кулачки и пальчики, так начинается предметное восприятие реальности. Ему нравятся блестящие, шуршащие объекты со световыми и звуковыми эффектами, поэтому следует обеспечивать его таким игровым арсеналом.

Детское зрение существенно усовершенствовалось. Карапуз может задерживать взгляд на отдельных предметах, довольно долго наблюдать за движущейся игрушкой, несколько минут рассматривать разные предметы. Благодаря формированию бинокулярного типа зрения, дети способны смотреть в одном направлении обоими глазками. Для того чтобы лучше видеть, лёжа на животе, они начинают приподниматься на предплечьях.

Большой скачок в развитие претерпевает слух ребёнка – он не только отличает разные звуки, но и может определять их источник. Дети безошибочно различают голоса папы и мамы, родственников, и даже интонации их речи.

Малыши и сами уже могут издавать разнообразные звуки, особенно, когда они в прекрасном настроении. Развитие их речевого аппарата выражается в длительном гулении, когда различаются отдельные буквы, общий звуковой поток уже может разделяться на хныканье, ворчанье, бульканье. Пройдёт немного времени, и родители смогут услышать первый детский лепет своего малютки.

Эмоциональный план детей неуклонно развивается – они оживляются и начинают радоваться при виде близких людей, игрушек, музыкальных инструментов. Но восторженные, положительные эмоции у них быстро сменяются на негативные чувства, если по каким-то причинам общение прекращено, или пропала любимая игрушка. Крик и плач может раздаться и тогда, когда ребёнку больно или у него температура.

Да, изменений в поведении малыша, достаточно, много, вот почему так важно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Для молодых, неопытных родителей при появлении первенца это, особенно, важно.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Разумеется, разнополые дети не могут быть одинаковыми по развитию. Прежде всего, младенцы мальчики всегда выше и больше по комплекции, но этим различия не ограничиваются. Помимо половой принадлежности, у них с самого рождения мозг функционирует иначе, чем у девочек, и с этим связаны основные характеристики их психики и поведения.

  1. Свои особенности имеет мальчик, уметь в 3 месяца он может многое, если достаточно развит, но ему потребуется больше пространства для освоения новых территорий и совершения многих рискованных действий. Трехмесячный малыш уже научился переворачиваться, а это значит, что он будет и дальше пытаться передвигаться в интересующем его направлении, поэтому маме нужно быть очень внимательной, чтобы не допустить падений, которые нередки даже в этом возрасте.

Также мальчики, которые мыслят довольно нестандартно, по сравнению с девочками, могут меньше агукать и гулить, но при этом резко заплакать или закричать, хотя к этому, внешне, нет никакого повода. Конечно, постоянно наблюдая за ребёнком, внимательный родитель поймёт, в чём дело.

  1. Что нужно уметь в 3 месяца девочке, это отдельный вопрос. У малышек однотипное мышление, но зато они быстрее осваивают первые слоги, а гуление быстро переходит в характерный лепет. Для дочек, даже таких маленьких, важно создание уюта и повышенной безопасности, да и в объятиях мамы они нуждаются больше, чем мальчики. В развитии двигательного аппарата они могут несколько отставать, но это не сильно заметно.

Фактически, с трёх месяцев уже можно воспитывать разнополых детей в соответствии с их гендерной принадлежностью, впрочем, родители это и так делают, хотя и неосознанно.

Понимая, что должен уметь 3 месячный малыш, не стоит относиться к этому однозначно в отношении разнополых детишек, но заниматься с ними нужно ежедневно, с младенчества прививая полезные привычки и объясняя правила, по которым живут взрослые, и должны жить дети. Таким образом, всестороннее развитие и воспитание будут отлично дополнять друг друга и помогут вырастить ребёнка, здорового физически и нравственно.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: видео

Что необходимо для полноценного развития

Что должен уметь делать малыш в три месяца, зависит только от его родителей. С детьми нужно заниматься и делать это регулярно, ежедневно выделяя время в часы их бодрствования. В этом поможет грамотно составленный распорядок дня ребёнка, в котором с учётом возраста правильно распределены сон, питание, прогулки и необходимая гигиена. Исходя из того, что сон малыша теперь занимает около 17 часов и часть времени уходит на другие важные дела, можно развивать детишек во время игрового процесса, купания, делать им массаж и проводить необходимую гимнастику.

Основные пункты развития и обучения:

  • ежедневная зарядка, которая выполняется утром – это сгибание и разгибание ручек и ножек, выкладывание на ровную поверхность и на фитбол, такие упражнения тренируют мышцы и связки карапуза;
  • упражнения, помогающие малышу совершенствовать технику поворота – кроху кладут на спинку и поворачивают его левую ножку таким образом, чтобы она была перекинута через его туловище;
  • ребёнка чаще надо класть на живот и раскладывать вокруг него игрушки, чтобы он продолжал тренировать мускулатуру шеи;
  • массаж необходимо делать каждый день – ребёнок много времени проводит во сне, поэтому его тело нуждается в нормальном кровообращении, круговые поглаживания и похлопывания помогут стимулировать оптимальное кровоснабжение органов, а также улучшат обменные процессы, важные для развития организма.

Чтобы ручки ребёнка становились более ловкими, а движения их скоординированными, нужна постоянная тренировка, поэтому нужно, чтобы малыш научился удерживать игрушки самостоятельно. В этом помогут разложенные в кроватки и подвешенные над ней погремушки, резиновые фигурки животных.

Трёхмесячные дети уже различают множество звуков, и им нравится музыка. Стоит ежедневно включать им разные мелодии и инструментальные произведения. Не ставьте грустные минорные записи – любой музыкальный материал должен быть жизнерадостным, или, по крайней мере, нейтральным по настроению. Подойдут и ритмичные мелодии. Музыкой надо заниматься дозировано, поскольку маленький ребёнок может уставать от длительного прослушивания. Достаточно 10 минут утром и вечером, чтобы понемногу приобщать детей к этому виду творчества и, одновременно, совершенствовать их слуховые рецепторы.

Важно много общаться с малышом, называть по имени, делать паузы, чтобы дитя могло ответить на своём детском языке. Уже можно ребёнку показывать большие красивые картинки с изображением диких и домашних животных, деревьев, цветов, домиков, разнообразных предметов. Предлагая сыну или дочери разные по своей фактуре вещи, можно научить его различать материалы – так будет развиваться его осязательная функция. Неплохо приобрести для карапуза развивающий коврик, правда, пока он будет, в основном, лежать на нём и переворачиваться, зато вокруг него будет много новых интересных объектов, которые кроха с удовольствием рассмотрит и потрогает.

Можно заниматься развитием детей и во время купания. Для этого понадобится несколько небольших резиновых игрушек – уточек, корабликов, рыбок, которые можно ловить и хватать. Перед сном малыш нуждается в особом внимании – сказке или колыбельной, это лучшие ритуалы, придуманные человеком уже очень давно.

Время летит быстро, и детки подрастают, радуя или огорчая родителей своими достижениями и неудачами. Главное, понимать – всё, что должен уметь ребенок в 3 месяца, зависит от целенаправленных действий отца и матери. Только они способны обучить малыша и дать ему правильное направление в развитии новых способностей.

Вопросом о том, как развить ребенка в 3 месяца, задаются многие родители. Повышенный интерес к этой теме в это время особенно актуален, ведь малыш наконец-то начинает проявлять эмоции и осознает свою физическую силу. В этом возрасте происходит резкий скачок во всем, чему научился кроха. Этап этот настолько важный, что стоит подробно рассмотреть все изменения, происходящие с малышом в этом возрасте.

Особенности периода

Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.

Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.

Слух и зрение

Первое, на что обращают внимание мамы 3-месячного крохи, — это то, что он начинает прислушиваться к незнакомым звукам. Мало того, он даже поворачивается на

Существенно увеличивается расстояние, с которого малыш способен различать звуки: сейчас он слышит все звуки, раздающиеся в радиусе трех метров от него. При рождении это расстояние было в 2 раза меньше.

Особенно трогательным открытием для родителей становится то, что развитие трехмесячного ребенка достигло того уровня, когда он узнает близких ему людей. Увидев знакомое лицо, малыш начинает улыбаться и гримасничать. Маленький способен также голосом обозначить свое открытие и эмоцию.

Ребенок в 3 месяца подолгу рассматривает свои ручки: шевелит пальчиками, складывает их в кулачки. Также объектом внимания становятся мамино лицо и грудь, вращающиеся игрушки над кроваткой.

Крупная моторика

Значительно улучшается крупная моторика ребенка. Теперь его уже не так просто застать в одном положении — он настойчиво пытается поднять голову и корпус тела, шевелит ручками, поднимая и опуская их.

Лежа на животе, малыш старается подняться на ручках, поднимая при этом голову под углом в 90 градусов. В таком положении он способен удержаться в течение 30-50 секунд. Из положения полулежа ребенок также все время стремится сесть, а из положения лежа на животе или спине умудряется переворачиваться на бочок.

Когда родители несут крошку на руках, он удерживает головку прямо, поэтому ее уже не нужно поддерживать всякий раз, поднимая свое чадо.

Мелкая моторика

Умилительным в это возрасте становится интерес ребенка к игрушкам и стремление взять их в ручку. Кто-то в этом возрасте умудряется держать погремушку в руках и даже отправляет ее в рот, а кто-то пока только пытается произвести захват. В обоих случаях координация движений младенца стремительно улучшается.

Привлекательными объектами для облизывания становятся в этом возрасте не только игрушки. В рот тянется все, до чего удается дотянуться: пеленки, игрушки, мамины пальчики, собственная одежда.

Проявляются и исследовательские таланты: ребенку нравится трогать разные предметы, лица и волосы. Осязая, он ощущает предмет.

Социальное развитие

В этом возрасте малыш резко социализируется и из отрешенного человечка превращается в человека с осознанными желаниями, капризами и интересом к своему небольшому окружающему миру.

В 3-хмесячном возрасте маленький ребенок начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него: его привлекают незнакомые звуки, он начинает следить за передвижением родителей. Крохе нравится, когда мама или папа носят его по дому и рассказывают об окружающих вещах.

Формируется внутренний мир крохи: он уже не просто узнает маму и папу, а старается привлечь их внимание, суча ножками, корча рожицы или агукая. В этом возрасте многие дети впервые начинают умилительно смеяться в голос.

Развитие собственной речи

Развитие трехмесячного ребенка и его напрямую зависит от слуха. Способность слышать появляется с первых дней жизни и к трем месяцам достигает того уровня, который обеспечивает стремительный прогресс в речи и в целом оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В 3 месяца жизни малыш впервые начинает смеяться в голос, что также отражает развитие слухового и речевого аппаратов.

Именно поэтому к трем месяцам малыш начинает активно гулить, успокаивая себя и разговаривая с собой. С ребенком даже можно говорить, он отвечает простыми звуками — «ааа», «ууу», «ыыы». Речевые навыки ребенка в 3 месяца таковы, что он может даже комбинировать звуки или заменять другими гласными.

Каждый из них теперь имеет свою интонационную наполненность. С помощью эмоциональной окраски произносимых гласных ребенок выражает свое состояние: когда голоден, когда что-то беспокоит и когда Каждое из этих состояний имеет теперь свою интонационную характеристику, что также отражает характерные умения ребенка в 3 месяца.


Навыки самообслуживания

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.

Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.

Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Режим дня

К трехмесячному возрасту кардинально меняется у малыша. Во-первых, он реже прикладывается к груди — вместо 12-ти кормлений в сутки после рождения ему хватает 8-ми. Второе качественное изменение касается продолжительности ночного сна: малышу теперь хватает 10-11 часов отдыха с двумя ночными кормлениями. Третий важный момент относится к продолжительности дневного сна. После трех месяцев ребенок спит трижды в день продолжительностью по 1,5-2 часа.

Кроме того, сон у крохи становится более крепким, теперь он не просыпается при попытке переложить его в его кроватку. Это объясняется тем, что теперь сон у детей начинается с глубокой фазы, а не быстрой, как было в первые три месяца.


Массаж

После трех месяцев у малыша обычно исчезает повышенный тонус рук и ног, благодаря чему он начинает лучше координировать свои движения. Однако получается это не всегда и не у всех. Как развить ребенка в 3 месяца с помощью массажа? Чтобы помочь ему научиться владеть мышцами, неонатологи рекомендуют регулярно делать специальный массаж, улучшающий кровообращение и тактильную чувствительность малыша. Благодаря этой процедуре также развивается мышечная сила.

Технология массажа очень простая: он выполняется в виде поглаживаний, легких растираний, круговых движений. Все манипуляции должны проводиться очень бережно, с легким нажимом. Каждая процедура повторяется 2-3 раза.

Последовательность и характер действий при массаже малыша:

  • Начинаем с ручек и ножек. Массаж осуществляется путем поглаживаний и круговых движений.
  • По завершении можно выполнить ряд пассивных упражнений для развития мускульной силы. Для этого рекомендуется разводить и скрещивать ручки на груди ребенка. Для развития мышц на ножках выполнять скользящие движения ступни по поверхности стола — вперед и назад.
  • Быстрее овладеть собственным телом поможет процедура «переворот». Для этого нужно бережно переворачивать малыша с живота на спинку и наоборот, поддерживая при этом за таз.
  • Не следует забывать про животик и спинку. Массировать животик круговыми движениями пальцами и кулаком очень бережно. А спинку следует гладить круговыми и зигзагообразными движениями подушечками пальцев.
  • Не забываем про пресс. Удерживая за ручки, приподнимать голову и туловище ребенка до полусидячего положения.
  • Также неонатологи рекомендуют массировать ступни малыша, «боксировать» кулачками ребенка и покачивать детей на массажном мяче.


Как заниматься с ребенком

Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?

  • Проявляйте любовь: обнимайте ребеночка, целуйте его пальчики и животик, дуйте на ступни. Это необходимое условие для того, чтобы он чувствовал себя нужным и защищенным.
  • Слушайте музыку вместе с ним. Выбирайте классические мелодии и негромкий звук. Хлопайте в ладошки в такт музыке.
  • Маленькие детки очень любят, когда мама поет им песенки. Ничто не заменит нежную колыбельную в мамином исполнении.
  • Издавайте разные звуки и стройте гримасы — это сподвигнет малыша повторять звуки за вами и развивать свой речевой аппарат.
  • Научите ребенка находить источник звука.
  • Развивайте его обонятельные способности: давайте нюхать банан, хлеб, цветок.
  • Также работайте с осязанием: предлагайте малышу поочередно твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, колючие и нежные.
  • Покажите крохе, что в разговоре есть ритм: общаясь с ним, останавливайтесь, словно ждете ответа. В скором времени малыш начнет ворковать с вами.