Домой / Помада / Конкурсно-развлекательная программа «Рождественские посиделки. Сценарий рождества для молодежи

Конкурсно-развлекательная программа «Рождественские посиделки. Сценарий рождества для молодежи

«Веселое Рождество»

конкурсная программа для команд 4-6 классов,

для воспитанников воскресных школ

Цели и Задачи:

- расширить знания обучающихся о православных праздниках, их названиях и происхождение.

- развивать память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать основы нравственного поведения обучающихся, приобщать детей к русским традициям.

Реквизит : 16 лучей для звезды на 2 команды, 2 мешка с украшениями для елки, 2 коробки с подарками волхвов (это могут быть красивые коробочки, сделанные руками ребят, с пожеланиями, а можно приготовить просто конфеты) по числу участников (12 шт), шары двух цветов по 6 штук, 2 гимнастические палки,

Ход занятия:

Праздник Рождества Христова - самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос - Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника - Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия.

Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. И до сих пор на Рождество и на Старый Новый год у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски.

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и тюрьмы и раздавали милостыню.

В канун Рождества - Сочельник - пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол.

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами - святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Старый Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

Разминка. Рождественские загадки. Команда, отгадавшая, получает 1 балл.

Празднуем великое ныне Торжество,

Праздник называется Христово……….. (Рождество).

А теперь ребятки, вот какой вопрос:

Кто нынче родился: Младенец ………….(Христос).

Святой Богородицы нет матери прекрасней,

Малютку спеленала, положила в …………(ясли).

Кто о них заботился? – пожалуй, тоже спросим,

Заботился о них праведный ……………(Иосиф).

Не было в пещере ни огня, ни печки,

Младенчика грели ослик да …………….(овечки).

Воплотился Бог, чтоб людям их простить грехи,

Первыми нашли Его в пещере ………….(пастухи).

Кто с Востока к ним пришел? – отвечайте вы?

Злато, смирну, лАдан принесли ………….(волхвы).

Тех волхвов, что на младенца устремили взор,

Вот как звали: Валтасар, Гаспар и.........(Мельхиор)

Звезда зажглась, чтоб ко Христу освещать дорогу,

В небе ангелы поют: Слава в вышних ………..(Богу)!

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – … (Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают, а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду, И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – На земле родился …(Иисус Христос).

Разминка закончилась, команды на старт, первое соревнование.

Давно погасла в зимней мгле

Восточная звезда,

Но не забыли на земле

Рождение Христа.

Сияй, звезда, сияй восьмью лучами,

Расти для всех, Родившийся Христос

Мы молимся с зажженными свечами,

Чтоб послужить Тебе нам довелось!

    Эстафета «Рождественская звезда». Каждая команда получает по 8 лучей, по одному каждому игроку. По сигналу первый бежит, кладет свой луч, возвращается, передает эстафету, бежит второй, кладет свой луч и т.д. Команда первой собравшая звезду получает 2 балла.

Как появилась традиция наряжать на Рождество елку, никто достоверно не знает. Есть и легенды, и сказки. Но, может быть, это уже и не важно. Сегодня рождественская елка – символ вечной жизни, которую и подарил нам Христос Своим рождением.

Игра «Елочки бывают» на внимание.

Я назову елочки высокими – должны поднять руки вверх; низкие – опустить руки и сеть на корточки; тонкие – сделать в команде уже круг; широкие – сделать шире круг. А теперь поиграем. (Задача ведущего как можно больше запутать детей.) Отдохнули? Тогда следующая эстафета.

    Эстафета «Наряди елочку». Команды получают «мешок с елочными украшениями». По очереди бегут и вешают одно украшение на елку или какого-то человека-помощника. Кто первый закончит – получает 2 балла.

Еще те звезды не погасли,

Еще заря сияет та,

Что озарила миру ясли

Новорожденного Христа.

Тогда, ведомые звездою,

Чуждаясь ропота молвы,

Благоговейною толпою

К Христу стекалися волхвы.

Пришли с далекого Востока,

Неся дары с восторгом грез,

И был от Иродова ока

Спасен властительный Христос.

Ведущий: Ребята, а у нас тоже есть послания от мудрецов. Волхвы принесли дары Младенцу. От этого и пошел обычай дарить подарки в этот радостный для всех день.

    Эстафета «Подари подарки» . Игроки по очереди бегут к коробке, берут из нее один «подарок». Если есть зрители – относят в подарок кому-нибудь. Передают эстафету, бежит следующий. Если нет зрителей. Становятся сами с подарком. В качестве «подарков» коробочки с мудрыми пожеланиями. Ведущий подает от волхвов –

наставления для гостей (это могут быть родители).

А помните, кого известили Ангелы о рождении Христа? Правильно, пастухов. Наша следующая эстафета посвящена им. Нам понадобится пастуший посох (гимнастическая палка, от швабры и др.) и непослушные овечки – шарики. У каждой команды своего цвета. При помощи палки нужно «пригнать» овечек в свое стадо. Посох передают как эстафетную палочку.

4. Эстафета «Пастухи и овцы». Кто первый справится – 2 балла.

Отдохнем и поиграем вместе. Игра «Пошла коза по лесу ».

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Дети водят хоровод, коза ходит внутри круга.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Хоровод останавливается, и все его участники прыгают на месте.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Дети повторяют движения, исполняемые козой.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Все участники игры хлопают в ладоши.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Играющие притопывают в такт музыке.

После окончания первого тура игры коза выбирает нового водящего, и игра продолжается, пока детям весело. Затем продолжаем эстафеты.

В холодный вечер, отложив дела,

Забыв о неурядицах житейских,

Прочь выгнав тень обиды или зла,

Мы Рождество наивно ждем, по-детски.


Оно к нам обязательно придет,

В открытые сердца добром вольется,

Звездой осветит весь небесный свод

И каждому с надеждой улыбнется…

Христос со своим рождением принес в мир известие о Любви. Любовью друг другу и добротой должны наполняться наши сердца всякий раз, когда мы думаем о Нем. Наш следующий конкурс о доброте.

5.Конкурс «Замени слова». Команды называют слова-замены по очереди. Если команда затрудняется, ход переходит к другой команде.

Грубость – вежливость

Жадность – щедрость

Ненависть – любовь

Жестокость – сочувствие

Обман – доверие

Злость – доброжелательность

Унижение – уважение

Равнодушие – внимательность.

6. А теперь эстафета с мячом – «Передай добро». От первого игрока передаем мяч к последнему, он катит мяч под ногами назад к первому. Там уже стоит второй игрок. Так как первый убегает в конец команды. Так повторяется, пока первый игрок не вернется на свое место.

Молодцы, ребята! Сноровку свою показали. Подведем итоги.

Вручаем подарки.

Поздравляем всех еще раз.
Всем спасибо. Счастья вам, здоровья, радости побольше, удачи и веселья.

Свет рождественской звезды
Дарит праздник снова,
Поздравляем от души
С Рождеством Христовым!

Чтобы понять смысл Рождества, ребятам предстоит превратиться сначала в зрителей, затем – в мастеров и художников, актеров и декораторов. Чтобы было интересней, наряду со спокойными играми проводятся подвижные конкурсы.

В конце мероприятия детям предлагается попробовать рождественское угощение.

Цель: познакомить с праздником, помочь понять его смысл.

Оформление: Наряженная ёлка, мишура, дождик, рождественские венки, фигурки ангелов, иллюстрации из рождественских рассказов.

Необходимые атрибуты:

  • Куклы и сцена для инсценировки рождественского представления;
  • Колокольчики для детей;
  • Материал для изготовления поделки «Ангел»;
  • Кормушка для птиц и зерно;
  • Украшения для снеговика;
  • Санки для снежных забав;
  • Материал для изготовления рождественской открытки;
  • Одинаковые комплекты одежды для каждого ребенка: футболка, штанишки, варежки, шапка, носки и другие необходимые атрибуты;
  • Угощения для детей;
  • Крылья;
  • Ватман, снежинки, тучки, желтый круг и лучи для эстафеты;
  • Игрушечная звезда.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребятишки! Вы знаете, какой сегодня праздник? Какое радостное событие люди празднуют в этот день? Сегодня ! Давайте совершим небольшое путешествие в этот замечательный праздник, чтобы понять, зачем он нужен. И начнем мы с очень интересной истории. Сейчас мы превращаемся в зрителей. Представьте, что вы находитесь в кукольном театре. Посмотрите представление актеров внимательно, а затем скажите, чему именно мы в этот день радуемся.

Ведущий устраивает рождественский вертеп для детей, чтобы в игровой и доступной форме объяснить детям суть праздника.

Ведущий: Что же произошло в этот день много-много лет назад? Правильно, родился младенец Иисус, который спас все человечество от гибели. В некоторых странах Христа приветствовали веселым колокольным звоном. Сейчас мы превратимся в звонарей! Скажите, что нам нужно для выполнения нашей работы?

Дети: Колокола.

Ведущий: Все верно. Но так как вы еще маленькие, то и колокола у вас будут небольшими (раздает колокольчики). Давайте вместе порадуемся рождению Иисуса.

Дети звенят в колокольчики.

Ведущий: Ребята, вспомните, кто предсказал рождение будущего спасителя?

Дети:

Ведущий: Молодцы! Вы знаете, что ангел-хранитель есть у каждого человека?

А чтобы об этом не забывать, давайте изготовим собственного ангелочка. Для этого нам сейчас необходимо превратиться в мастеров и пройти в мастерскую.

Проходят к столику, на котором расположен нужный материал для изготовления ангелочков (картон, ножницы, нитки, клей). Ведущий проводит мастер-класс по созданию ангелочков.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какие у вас красивые ангелы получились. Теперь можно их повесить на елочку, чтобы все видели ваши работы. Сейчас мы с вами станем декораторами, которые занимаются украшениями.

Дети проходят к елке, вешают получившиеся фигурки ангелов.

Ведущий: Ребята, не только люди радуются тому, что появился Христос. Все живые существа в этот день стараются делить радость друг с другом. Мы не должны забывать и о братьях наших меньших – птичках и собачках. У них сегодня также должен быть праздник, чтобы в доме было весело. Вы помните, чем нужно птичек кормить?

Дети: Хлебом, пшеницей.

Ведущий: Давайте приготовим нашим птичкам богатый стол.

В заранее подготовленную кормушку дети понемногу насыпают зерна, одеваются, выходят на улицу, помогают ведущему устанавливать кормушку.

Затем проводятся рождественские игры

и конкурсы на улице:

  • «Лепим рождественского снеговика» — дети лепят снеговика, украшают его мишурой, дождиком, елочными игрушками.
  • «Саня в санях» — малыши катают друг друга по очереди на санках, обходят препятствия.
  • «Ангелочки» — дети делают фигуры ангелов на снегу (ложатся на снег, машут руками, «рисуя» таким образом крылья).
  • «Снежные салочки» — чтобы засалить, нужно попасть снежком в товарища.

После снежных забав дети заходят в дом.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что поздравлять других можно не только словами. Как вы думаете, каким образом можно еще это сделать?

Дети: Сделать открытку!

Ведущий: Верно, и сейчас мы побудем художниками. Будем изготавливать свою собственную открытку. Нам опять нужно пройти в мастерскую.

Дети проходят к столику, на котором находятся необходимые атрибуты: белый картон и карандаши или фломастеры, и готовая открытка-раскраска. Сначала проводится беседа на тему, что можно нарисовать на открытке, а затем уже дети приступают к работе.

Ведущий: Ну, вот, сделали мы очень красивые открытки. Теперь будем друг друга поздравлять. Давайте вручим открытки на память друг другу. Ребята, а кто разносит открытки и письма нужным адресатам?

Дети: Почтальон!

Ведущий: Верно. И сейчас мы поиграем в почтальонов.

Дети садятся на стулья, образуя круг. Один ребенок – водящий. Водящий называет имена двух детей. Те, кого он назвал, должны быстро поменяться местами. Водящий в это время старается занять место одного из них. Тот ребенок, который не успел занять место, становится водящим. После игры дети обмениваются открытками. Ведущий должен проконтролировать, чтобы каждому ребенку досталась открытка.

Ведущий: В Рождественский вечер люди переодеваются в разные костюмы и идут колядовать, желать счастья и добра. А в ответ хозяева, которым подарили поздравления, дарят различные подарки. Давайте тоже поколядуем. Но сначала нужно переодеться.

Для детей заранее подготавливается яркая одежда большего или меньшего размера: футболки, шапки, варежки, носки и так далее. Каждому ребенку дается одинаковое количество одежды. По команде они должны все вещи надеть на себя – кто справится с заданием быстрее?

Ведущий: Вот мы и принарядились! Теперь можно и поколядовать! А вы хоть какую-нибудь колядку знаете? Нет? Придется разучить. Значит, сейчас мы будем актерами. Мы должны будем так поздравить хозяев, чтобы они не сомневались в нашей искренности!

Ведущий по строчке читает колядку, дети за ним повторяют слова и движения.

Ведущий: Теперь можно идти колядовать!

Дети подходят к родителям, поют им колядку. За это получают угощения.

Ведущий: Ну а сейчас – рождественская сказка. Угадайте, какую роль вам сейчас нужно сыграть?

Дети: Роль слушателей.

Ведущий: Все верно. В Рождество может случиться чудо. Даже если кажется, что помощи ждать неоткуда, она все равно приходит оттуда, откуда вовсе не ждали. Вот об этом рассказывается в рождественской сказке. Готовы слушать? Тогда усаживайтесь поудобней и слушайте.

Ведущий читает рождественскую сказку. Задает вопросы по содержанию, осмыслению произведения.

Ведущий: Ребята, вспомните, кого мы делали сегодня в самом начале праздника?

Дети: Ангелочков.

Ведущий: Хотите ненадолго стать ангелочками? Что вам для этого нужно?

Дети: Крылья!

Ведущий раздает детям крылышки и проводит эстафету ангелов:

  • «Пролететь» нужное расстояние.
  • Собрать снежинки, упавшие на пол.
  • Осветить все вокруг – приклеить к желтому кругу как можно больше лучей, чтобы получилось пышное солнышко.
  • Убрать все тучки с небес: на лист ватмана прикрепляются тучки и изготовленное в предыдущем конкурсе солнышко, дети по очереди подбегают и убирают по одной тучке.
  • Закончить картину – приклеить на ватман красивые снежинки, которые собирали.

Ведущий: Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и вам уже пора на землю. Снимайте крылышки и превращайтесь в детей!

Дети снимают крылья. Присаживаются на стульчики.

Ведущий: Ребята, вы помните, кто указал путь мудрецам к младенцу Иисусу?

Дети: Звезда!

Ведущий: Верно. И сейчас мы с вами такую звездочку попробуем найти в комнате. Внимательно-внимательно осмотрите комнату и попробуйте определить, где же она находится!

Целью мероприятия является сохранение национального культурного наследия, народных русских традиций и обычаев, стимуляция творчества и инициативы ребенка. При подобной организации досуга обучающихся создаются благоприятные условия для сплочения детского коллектива, удовлетворения потребности в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОАУ ДОД «Центр детского творчества»

Игровая программа

«Рождественские колядки»

Составитель: Гришанова Надежда Валерьевна

Цели и задачи:

  1. Сохранение национального культурного наследия, народных традиций и обычаев;
  2. Стимуляция творчества и инициативы;
  3. Укрепление межличностных связей;
  4. Удовлетворение потребностей в общении;
  5. Создание благоприятных условий для сплочения детского коллектива;
  6. Развлечение, организация досуга воспитанников.

Оформление (на стене): - название мероприятия;

Изображение русской избушки, звёздочки, снежинки.

Оборудование: - костюм хозяина (жилет, шапка, валенки);

Костюм хозяйки – юбка, платок;

Плоскогубцы – 3 шт.;

Горох или фасоль – для конкурса «Выбор хозяина»;

3 синих маркера;

3 листа А4, закреплённых на стене - для конкурса «Выбор хозяйки»;

2 листа А4 для выставления баллов и подведения итогов;

Костюмы для ряженых;

Карточки с текстами старинных русских колядок (Приложение 1);

Снежинки для конкурса «Помоги Деду Морозу» (40 шт.);

Валенок;

Карточки с заданиями для конкурса «Валенок» (Приложение 1);

Карточки с номерами для конкурса «Очередь»;

Подготовка: разделить участников мероприятия на две группы (стулья серого и чёрного цветов расставить у противоположных стен, воспитанники на стульях разного цвета являются участниками разных команд).

Действующие лица: ведущий, хозяйка, хозяин.

Ведущий: Здравствуйте ребята.

Знаете ли вы, что такое колядование? (Ответы детей).

В какое время колядовщики ходили по дворам с песнями? (Ответы детей).

В давние-давние времена, накануне Рождества главным занятием молодежи было колядование. Группа колядовщиков, наряженных в лохмотья и маски, ходила по дворам с пением колядок - специальных песен.

Для чего они пели колядки? (Ответы детей).

Наши предки считали, что в период зимнего солнцеворота то, о чем поется в песне, - сбудется. Поэтому колядовщики славили хозяев дома, им желали здоровья, счастья и богатства, а себе просили угощение, из домов им выносили сало, пироги, яйца.

И в наше время дети и даже взрослые продолжают эту традицию.

Кто из вас колядовал во время новогодних праздников? (Ответы детей).

А знаете ли вы песни-колядки? (Ответы детей).

Хорошо. А для кого же мы будем петь колядки? Я предлагаю вам выбрать хозяйку и хозяина этой избушки (на стене).

1. Конкурс «Выбор хозяина»

Я загадаю зимние загадки для мальчиков, кто назовет правильный ответ – допускается к участию в конкурсе, победитель которого будет хозяином дома.

Загадки для мальчиков:

1. Их треплют, катают, всю зиму таскают. (Валенки)

2. Бегут полозки, задрав носки. (Лыжи)

3. В круглом окне днем стекло разбито, к вечеру вставлено. (Прорубь)

Перед вами три претендента на роль хозяина дома.

Каждому участнику выдаются плоскогубцы, а на полу перед ними рассыпается горох или фасоль. По команде ведущего игроки начинают собирать горох плоскогубцами. Побеждает тот, у кого окажется больше всего горошин. Победитель назначается хозяином дома, наряжается в костюм и садится около домика.

2. Конкурс «Выбор хозяйки»

Загадки для девочек:

1. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

2. Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички)

3. Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает. (Снеговик)

Каждая участница получает маркер. За одну минуту девочки должны нарисовать на листе А4, закреплённом на стене, снежинки. Побеждает участница, которая успела нарисовать большее количество снежинок. Победительница конкурса становится хозяйкой дома, наряжается в костюм. В это время ведущий предлагает ребятам вспомнить колядки.

3. Конкурс «Добрый вечер»

Ведущий: Когда колядовщики приходили к хозяевам, они здоровались и пели такие слова «Добрый вечер, добрый вечер, люди добрые, мы пришли, люди добрые, мы пришли!» Хозяева запускали ряженых домой и вот тогда колядовщики пели им колядки. Наш конкурс так и называется «Добрый вечер»

Участники команды по очереди поют колядки. Побеждает команда, исполнившая наибольшее количество песен. Каждый воспитанник, исполнивший колядку, получает приз – конфету. Хозяева выставляют баллы командам на листах для подведения итогов, за каждую исполненную колядку – 3 балла.

4. Конкурс «Пришла коляда»

Ведущий: Ребята, мы говорили, что колядовщики ходили наряженные.

Из команды выходят несколько участников, наряжаются в костюмы, поют колядки по написанному тексту. За колядку – 5 баллов (Приложение 1).

5. Конкурс «Помоги Деду Морозу»

Ведущий говорит о том, что в наступившем году снега в городе выпало недостаточное количество, и так как по недоразумению некоторое количество снега залетело в этот зал, он просит добровольцев помочь Деду Морозу.

Добровольцы встают друг за другом на линию старта.

У противоположной стены стоит стул, на нём лежит определённое количество снежинок. Участники по очереди бегут до стула, берут по одной снежинке, передают её хозяину с хозяйкой, которые стоят у линии старта. Команда, первая справившаяся с заданием, становится победителем и получает 10 баллов за неоценимый вклад в дело Деда Мороза, проигравшая команда зарабатывает 5 баллов, т.к. тоже немало потрудилась.

7. Конкурс «Очередь»

Команды встают в линию друг за другом. Каждый участник получает карточку с номером. Количество карточек соответствует количеству игроков в одной команде. По команде ведущего участники игры должны выстроиться в шеренгу по порядку номеров.

6. Игра «Валенок»

Ведущий: А знаете ли вы, что в старину на зимние праздники обязательно гадали? Очень распространённым было такое гадание: Девушка кидала валенок через ворота, выходила на улицу и смотрела, в какую сторону носком упал валенок, куда указывал носок валенка с той стороны и будет жених.

Предлагаю первой команде встать в круг. Ведущий поворачивается спиной к центру круга, кидает валенок в центр, игрок, на которого укажет носок валенка, выходит за круг, таким образом, нужно выбрать по три участника из каждой команды.

Каждый участник должен вытянуть листок с заданием, прочитать задание вслух и выполнить его. Если игрок затрудняется выполнить задание, ему может помочь друг из своей команды.

Задания см. (приложение 1).

7. Игра «Уши замёрзли»

Все игроки – это колядовщики, встают в круг. Ведущий объясняет, что на улице мороз, и пока колядовщики ходили по дворам, они замёрзли, кто же их согреет, если не сами себя. Игроки двигаются друг за другом. Ведущий говорит: «У нас замёрзла правая рука». После этого каждый участник берёт своего соседа за правую руку и продолжают двигаться по кругу.

«У нас замёрзла левая нога»;

«…уши»;

«…локти»;

«…бока»;

«…правое плечо»;

«…щёки»;

«…правый мизинчик»;

«…левое колено»;

«…пятки».

9. Игра «Луноход»

Все игроки встают в круг. Один участник, присев на корточки, начинает ходить за кругом, повторяя «Я луноход пи-пи один…». Если кто-нибудь рассмеётся, он должен присесть на корточки и передвигаться за первым участникам, повторяя «позывной». Каждый рассмеявшийся участник присоединяется к «луноходам». Последний участник приносит своей команде 5 баллов.

Ведущий: Вы сегодня хорошо повеселились, спели много колядок, пожелали хозяевам добра, здоровья, счастья. За это Хозяйка и Хозяин хотят угостить всех гостинцами-конфетами.

Хозяин и хозяйка угощают детей конфетами.

А мы, педагоги и администрация, как хозяева Центра детского творчества тоже хотели бы подарить вам – своим гостям – подарки (вручение призов).

Приложение 1

Старинные русские колядки

1) Пришла коляда

Накануне Рождества.

Зароди, Боже, пшеницу

На бычка и на телицу,

На черную ягницу.

А хозяйке - блинка,

А хозяину - сынка.

С праздником вас,

Хозяин с хозяюшкой!

2) Пришла коляда –

Отворяй ворота!

Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

Здоровы будьте!

3) Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Не подашь лепешки -
Разобьем окошки.
Не подашь пирога -
Уведем корову за рога!

4) Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят,
И в подпечку котят!

Задания для конкурса «Валенок»

Спеть песню про Новый год;

Рассказать стихотворение о зиме;

Исполнить танец замёрзшего зайчишки;

Спеть песню «В лесу родилась елочка» в стиле «рэп»;

Сказать десять комплиментов Татьяне Валентиновне;

Почесать голову … (игроку из команды соперников).


Цель – способствовать привитию веры в Спасителя Иисуса Христа, познакомить детей с традициями и обычаями народной культуры.

(звучит песня А.Малинина “Рождественская Русь”)

Выходит 1 и 2 ведущий:

1 - С праздником! С Рождеством!

Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире. Их объединяет одно – вера в господа Иисуса Христа. Рождество стало событием для человечества. Теперь мы ведем летосчисление от рождения Спасителя.

2 – На нашем празднике мы расскажем вам историю Рождества, познакомим с культурой наших предков. Конечно, не надо идеализировать прошлое. Но все равно надо чтить и уважать традиции и обычаи нашего народа, понимая, что человека того времени воспитывали обстановка и тот уклад, в котором он находился. У наших предков была жива рождественская традиция ожидания и свершения чуда. И чудеса действительно случались.

(уходят; выходит чтец)

Вот и праздник рождества, -
Елку подрубили.
И в одежду торжества
Пышно нарядили.
Вот на елке свечек ряд,
Леденец крученый,
В гроздьях сочный виноград,
Пряник золоченый.
Вдруг плодами поросли
Сумрачные ветки,
Елку в комнату внесли –
Веселитесь, детки!
Для детей трудится мать,
Им игрушки прочит,
Деревце для них убрать –
День и ночь хлопочет.

2-й ведущий:

В старину подготовка к празднику начиналась в последнюю предрождественскую неделю. Вечером вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку.

Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали.

(маленькую искусственную елочку нарядить, показать детям, как наряжали елку наши предки).

Какой овощ вешали на елку?

Картофель. Сначала это были посеребрянные и позолоченные картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать сладости на рождественскую елку, а ведь это куда вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки сладости и съесть, чем получить их со стола.

Какой сладостью украшали на Руси елку?

Пряником.

Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке. Иногда сладости развешивали на елке, и затем дети получали их как приз.

Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом мандарины, потом золоченые и серебряные орехи, хлопушки и, конечно же, пряники.

А какая главная игрушка Рождества? Или его называют еще добрый вестник Рождества?

Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине тогда было очень дорого, поэтому его делали сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль. бумага, пух, перья.

Новогодние и рождественские открытки тоже имеют свою историю. Впервые в России открытка появилась чуть больше 100 лет назад (1898). Деньги от проданных открыток шли на благотворительные цели. Художники старались сделать их не просто красивыми, а порой настоящими произведениями искусства. Она покрывалась глянцем, бархатом, а снег готовился из борной кислоты и был удивительно похож на настоящий. Тематика рисунков была разной: это веселые детишки, катающиеся с гор на санках, это колядующая молодежь с Вифлеемской звездой, забавные зверушки, ангелы, свечи на елках.

Было время, когда советская власть запретила изготовление рождественской открытки. Она не признавала праздник Рождества, и только совсем недавно появились открытки с радостной надписью: “С новым годом!”, “С Рождеством!”.

А вы знаете первое елочное библейское украшение? Назовите его.

Это Вифлеемская звезда. Особой радостью было изготовить Вифлеемскую звезду, которая должна была увенчать лесную красавицу. Легенда гласит: “Когда родился Божественный младенец, все возрадовались вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли 3 дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже хотели поднести свои дары Христу.

Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего дать. От смущения склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустилась на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что когда младенец проснулся, его глаза остановились на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки.

Ангел спустился с небес и сказал елке: “Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездами, которые будут украшать твои ветви”.

Под елку вместе с подарками помещали и проросшие зерна ржи (жита) – символ новой жизни и щедрого урожая.

1-й ведущий: (на фоне народной музыки)

День перед Рождеством назывался Сочельник (6 января). К 6 января, то есть к Рождественскому Сочельнику, в избах делали большую уборку, натирали полы можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. До 6 января соблюдали пост, вкушали только кутью с медом и сочиво. Лишь вечером, с появлением первой звездочки заканчивался пост. Люди замешивали пироги, ставили блины, месили тесто для пышек. Готовили праздничный стол. Чтобы младенец Христос заглянул в дом, на окошко ставили всевозможные игрушки.

В доме хорошо натапливали печь. Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка: “плясать от печки”, то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. По народному поверью, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый, если в доме лад да любовь. В старину его ласково называли “хозяин” или “дедушка”. А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.

По диагонали от печи в избе находится красный угол. Это было святое место – в нем помещали иконы. Поэтому называлось место “святым”. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украсить. Название “красный” означает красивый, хороший и светлый.

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Все это празднично убиралось к Рождеству елочными ветками.

Ангел: В небе звездочка зажглась золотая, эта звездочка совсем непростая!
Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем!
Сегодня родился Спаситель мира Иисус Христос. Видите, какой свет?
Он принес в мир любовь. И каждый из вас ощутил ее в своем сердце.
Бог пожелал стать человеком, чтобы умереть за нас. Чтобы этим сказать: “Я есть. Я люблю вас”.
(уходит)

Звездочка: (танцует под музыку)

Путь мой далек. Солнце взойдет –
Я растворюсь с небесами.
Ночи дождусь – снова зажгусь
Перед людскими глазами.
(поет песню “Рождество”)

В эту ночь земля была в волненье…
Свет большой диковинной звезды
Осветил все горы и селенья, города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы, как дарами дивными полны
Двигались бесшумно колесницы, важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана, устремивши взоры в небосклон
Три царя в затейливых тюрбанах ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли факелы, мигая и чадя
Там ягнята увидали в яслях спящее прекрасное дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье.
Пели птицы в полуночной мгле, возвещая всем благоволенье.
Наступленье мира на земле.
(уходит)

Звездочка:

В ласковых теплых ладонях земли
Город Давидов спит мирно.
А издалека волхвы привезли золото, ладан и смирну.
Вторят звезды Вифлеемской лучи ангелов дивному скерцо
Тихий мотив, словно эхо звучит в чистом пастушеском сердце.
Царствует ночь, еще долог рассвет, небо как чрево сосуда.
А из яслей изливается свет – тьмой непокрытое чудо.
Ирод бессонницей мается. Страх корчится в бархате складок.
А у дитя в материнских руках сон безмятежен и сладок.
И до сих пор нелюбому ясны знаки его посещенья
Спит, как младенец, укутанный в сны
Мир в колыбели прощенья.
(уходит)

Странник: (на фоне музыки)

Я расскажу вам историю, которая случилась более 2-х тысяч лет назад. Это история о том, как на земле родился сын божий Иисус Христос. Его матерью стала девушка Мария. Еще до ее рождения родители Марии дали обет посвятить девочку служению богу. Когда Марии исполнилось 3 года, ее по традиции впервые ввели в храм. С малолетнего возраста и до девичества Марии следовало жить при храме. Там она воспитывалась 12 лет. Достигнув совершеннолетия, девушка должна была оставить храм. Священник, как это полагается, избрал для нее “обручника” - пожилого вдовца, в доме которого она, соблюдая обет, вела бы домашнее хозяйство. Выбор пал на Иосифа из Назарета. После обручения Мария поселилась в доме Иосифа, где произошло событие, которое церковь почитает как один из самых больших праздников – Благовещение. Деве Марии явился ангел и возвестил о том, что она родит Сына Всевышнего.

Иисус родился простым человеком и рос в обычной семье. Христос родился для того, чтобы искупить грехи всех людей. Он принес в мир добро и свет. Иисус исцелял от страданий и болезней: слепые начинали видеть, глухие – слышать, а хромые – ходить.

Иисус хотел, чтобы люди становились лучше, чтобы мы стали подобными богу.

(песня “Христос родился”)

Странник:

Все православные христиане отмечают самый большой праздник на земле – святое Рождество.

В чем же божественный смысл этого праздника? Первые люди были бессмертны и чисты, пока не совершили первородный грех. Люди забыли Бога. Мир погрузился во зло. Но зажглась Вифлеемская звезда на небосклоне. Господь послал для нашего спасения Сына своего.Люди снова стали сынами божьими. Иисус Христос своей смертью искупил наши грехи. Этот праздник называют матерью всех праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним слово, чтобы мы научились любить окружающих людей. К вере каждый человек обязательно придет, но у каждого свой путь. Вера вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, без опоры. Его мир обязательно должен включать в себя чувство веры: в Бога, в спасение, в счастье. В добро, в себя. И если нет веры, в душе происходит надлом. Человек ожесточается, становится злым, циничным.

Испокон века наш народ отличался крепкой верой. Он был близок к Богу.

2 ведущий:

12 дней от Рождества до Крещения называются Святками – святыми днями. Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается.

Празднеством возрождающегося солнца и была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю колядующих надо встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год.

(на сцене русская изба, хозяин за столом.

Входят колядовщики со звездой)

Колядовщики:

Пришла Коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, масляную головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!
И создай вам Господь еще лучше того!

Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!
Золотая голова, шелковая борода!
Ты подай пирожка ради праздника Христова
Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да пшеничненького!
(угощаются и уходят)

Все, что в домах давали, дети складывали в мешок, а потом вместе съедали. Вот так веселились с 7 по 14 января по новому стилю.

Ребятишки нарядятся, кто во что горазд: попрошайками, стариками, корзину возьмут и идут по домам, в дом зайдут и давай плясать, хозяев славить.

(заходят колядующие)

1 колядующий:

Коляда! Коляда! Коляда святая!
Мы ходили, мы искали святую коляду.
Мы нашли коляду у Иванова двора.
Иванов двор на 7-ми столбах, на 8-ми верстах,
Столбы точены, позолоченные.
Тут и барыня жила, государыня жила.
Пирога нам подавала.
Подашь пирога – целый двор живота,
Не подашь пирога – угоню со двора!

2 колядующий:

Колядушки – коляда, снег струится колкий,
Всходит ранняя звезда – зажигает елки.
Снег под окнами хрустит, лед накатан гладкий,
Коль не жаден – будешь сыт: подавай колядки
На сочельник сладкий!
Мудрость древняя свята и в колядках славится:
Если в сердце доброта, - в закрома прибавится!
Колядушка – коляда! С тобой холод не беда!
Наколдуй колядка свадебку на святки.
Пусть Господь пошлет урожайный год.
Да хлеб на столе и мир на земле!
(кланяются, угощаются и уходят)

Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если придти в дом и спеть хозяину песню с призывами счастья и урожая, то эти пожелания непременно сбудутся. Бывало, что хозяин жадничал или ничего не давал, тогда колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

1 колядующий:

Не дашь пирога – наживешь врага.
Не дашь кваску – наживешь тоску.
Не дашь блинка – будет бедность на века!
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведем корову за рога!
(колядующий быстро уходит; хозяин уходит со сцены)

1 ведущий:

Нет ни одного другого праздника на Руси, который сопровождался таким богатым набором обычаев, обрядов и примет, как Рождественский праздник.

Святки – это смесь языческих и христианских обрядов. Язычники Древней Руси славили Коляду – бога пиршеств и мира. В святки принято было наряжаться в различные костюмы и надевать маски. До сих пор эта традиция сохранилась: ходить по домам и петь колядки. Подобные обряды в течение святок проводились трижды: в Рождественский Сочельник, под Новый год и накануне Крещения.

Ну а в ночь с 13-го на 14-е наступает православный Новый год. Этот праздник принято отмечать варениками, но не простыми, а с сюрпризами. “Сюрприз” - это предсказание будущего. Важно было осторожно жевать вареник, чтобы не проглотить сюрприз. Если в варенике попадет сова, то это означает ум, мудрость; сердце – взаимная любовь; штанга – сила, здоровье; нить – дорога, зерно – богатство; цветок - счастье; пуговица – обнова; сахар – сладкая жизнь; перец – острые ощущения; соль – ссора.

Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.

Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры. Самыми пригодными днями для гаданий были понедельник и пятница, четверг слыл днем шабаша всей нечисти. По поверью, в черный четверг бесовский совет решил погубить Иисуса Христа. Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок.

Была и такая примета: кто в Новый год чихнет – тот здорово год проживет. В этот день старались не пить вина, не ругаться. Ведь считалось, как проведешь новогодний день, таким и будет весь год.

2 ведущий:

А вот еще одно гадание. В этот день приносили в избу решето со снегом и клали на него столько меченых ложек, сколько человек в семье. Потом наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей ложке вода застынет ровно, тот проживет долго. В Новый год не принято было ни брать, ни давать взаймы, не кормили кур. Искали зерна под столом – если находили, то это к хорошей жизни, к щедрому урожаю.

Часто гадали на блюде. Молодые, желавшие узнать, что их ждет в будущем году, брали большое блюдо. Наливали в него воды и бросали кольца. Пели хором, а кто-то один, не глядя, вынимал из чашки чье-либо кольцо. О чем в этот момент пелось, то и ожидало хозяина кольца. После гадания на блюде девушки выбегали во двор и за забор бросали башмак. Куда он покажет, в той стороне дом будущего мужа.

Да, гаданий на свете много. Вот самое простое: выйти за ворота, да спросить у первого встречного имя. Какое имя он назовет, такое и будет у жениха. Гадали в святки и в одиночку. Ставила девушка перед собой таз с водой, пускала 2-3 кораблика: один со своим именем, другие – с именами женихов. Чей кораблик догонит ее, тот и будет женихом.

А в полночь начиналось самое страшное гадание. Садится девушка перед зеркалом, по бокам свечи горят. И сидит, не шевелится, внимательно вглядывается в темноту. Не отразится ли чей-нибудь образ? Если он появится, нужно быстро накрыть зеркало платком, иначе, по поверью, кто-то сильно ударит тебя.

(сценка с гаданиями)

1 ведущий:

В деревнях существовало такое гадание: девушка перед сном клала под подушку 4 лучины, сложенные в виде 4-х угольника. Это называлось “класть колодец под голову”. При этом она говорит обычную фразу: “Суженый – ряженый, приди, напои коня!”.

Нередко гадали в банях. Это единственное место, где нет икон. Садились перед зеркалом, зажигали свечи, замирали от страха, вглядываясь до обморока в таинственную тьму. Еще гадали так: приносили курицу, клали перед ней зеркало, кольцо, кусок хлеба, воду. Если она начинала пить воду, то это означало, что муж будет пьяница, если смотреться в зеркало, то муж будет щеголь, а если курица клевала кусок хлеба, то это означало, что муж будет хорошим хозяином.

Ведущие 1 и 2.

1: Но всему, как говорится, наступает конец. С приходом праздника Крещения веселье с ряжеными, гаданием заканчивается у ледяной проруби, называемой Иорданью. Прорубь остужает разгоряченный пыл и смывает все грехи. Дома, постройки, огороды окропляли святой водой, отгоняя от них всякую нечисть.

По преданию Иисус Христос принял крещение в 30-летнем возрасте от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Обряд Крещения – омовения водой символизировал начало подвига Иисуса Христа во имя спасения человечества.

2: Во время Крещения, как свидетельствует Евангелие, Спаситель молился своему Небесному Отцу. Во время молитвы разверзлись небеса, и на Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя и послышался голос: “Се есть сын мой возлюбленный”. Так произошло явление Небесного отца Иисуса Христа – Богоявление. Отсюда и второе название праздника – Богоявление. Считается, если в праздник Крещения окрестить человека, то он будет счастливым и его будет хранить Божья матерь.

1 ведущий:

Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!

2 ведущий:

Любви, терпенья, мира!

(выходит участники и кланяются).

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

эколого-биологический центр

Игровая программа

Составитель: ПДО Штеппа А.А.

Комсомольск-на-Амуре,

Введение

В воспитательном процессе немаловажное место занимает празднование различных исторических, календарных, культурных событий. На этой тематике строится проведение большинства воспитательных мероприятий. То, как и какие праздники мы празднуем, влияет на формирование нравственности, морального облика детей.

Одним из исконно русских праздников является Рождество. Этот праздник всегда на Руси был одним из самых больших и любимых. Из художественной литературы известно, что этот праздник праздновали и в школах и дома - наряжали ёлки, разыгрывали небольшие представления, дарили подарки, пели специальные праздничные песнопения и разнообразные песни о Рождестве.

Мероприятие проводится во время зимних каникул, рассчитано на младший школьный возраст (7-11 лет). Продолжительность мероприятия 40 минут. В ходе мероприятия школьники знакомятся с традициями празднования Рождества, историей праздника, выполняют различные задания, играют.

Целью мероприятия является организация содержательного и эмоционально насыщенного досуга для детей во время зимних каникул.

Цель: организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей

Задачи:

создать праздничное настроение, познакомить с некоторыми традициями празднования Рождества;

развивать умение работать в команде, творческие способности;

формировать интерес и уважительное отношение к русской народной культуре.

Оборудование: звезды, месяц (приложение 1 ), мешок, скороговорки, листочки с названиями частей тела, коробка, посох Деда Мороза, снежки, ведра, предметы для гадания.

Оформление: зал празднично крашен, посреди зала стоит елка,возле елки подвешены месяц и звезды

Действующие лица: Баба-Яга, хозяйка

Ход мероприятия:

Хозяйка встречает гостей, проводит их в зал. Рассаживает.

Сегодня праздник Рождество,

Все в ожиданье чуда,

В наш дом приходит волшебство,

Никто грустить не будет.

Сегодня праздник Рождество,

И будет в доме торжество,

Когда уютно и тепло,

В канун святой ночи.

Сегодня праздник Рождество,

А за окном все снежно,

Нынче ангельским крылом,

Мир окутан нежно.

Сегодня праздник Рождество,

Мир приходит в каждый дом,

И сбываются мечты,

В светлый праздник детства.

Здравствуйте дорогие гости! Сегодня замечательный праздник Рождество!

На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, когда на русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками). Поэтому в празднике Рождества сохранились "святочные" обряды.