Домой / Помада / Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром. Наша школа

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром. Наша школа

Цели:

Формировать у детей умения по распознаванию цвета предметов. Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственную ориентацию, речь, мелкую мускулатуру кистей рук. Закрепить знания детей о цветах национального флага.

Оборудование:

Наборы прямоугольников из цветного картона красного, оранжевого, желтого, розового, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого, серого цветов; тетради в клетку, ручки, рисунки самолета, корабля, машины, несколько кружков из цветного картона разных цветов.

Ход занятия:

– Ребята, сегодня мы совершим разноцветное путешествие. Почему разноцветное? Потому что на этом занятии мы будем учиться различать цвета.
На каждой парте лежат наборы цветных прямоугольников. Давайте проверим, все ли прямоугольники на месте. Покажите, пожалуйста, зеленый прямоугольник. Что в природе бывает зеленого цвета? Покажите прямоугольник синего цвета. Что в природе бывает такого цвета? (Дети по очереди показывают другие цвета и называют, что бывает такого цвета).
Во время разноцветного путешествия мы будем делать остановки на станциях и выполнять интересные задания. Но сначала – разминка! Я загадываю вам загадку, а вы отгадываете ее и показываете прямоугольник того цвета, о котором упоминалось в этой загадке.

Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце припекло –
Одеяло потекло.
(снег)

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто –
Камнями набито.
(шиповник)

Как зовут меня, скажи:
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый...
(василек)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи
У него не горячи.
(подсолнух)

Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.
(кузнечик)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)

Белые горошки на зеленой ножке.
(ландыш)

Зимой белый, летом серый.
(заяц)

Долгий нос, рыжий хвост дивная краса, это – ...
(лиса)

–Отгадайте вид транспорта, на котором мы будем путешествовать. (Воспитатель показывает рисунки: самолет, под ним красный кружок; машина, под ней желтый кружок, лодка, под ней зеленый кружок.) Известно, что он обозначен не желтым и не красным цветом. Что это? (Лодка.)

–А теперь раскройте свои тетради и найдите в них нарисованную простым карандашом лодочку. Обведите лодочку ручкой. Старайтесь вести ручкой точно по карандашной линии. Теперь поставьте ручку на нос лодочки и проведите линию на три клетки вверх, на две клетки вправо, на одну клетку вниз, на две клетки влево. Что у вас получилось? (Флажок.) А что же это чайки так раскричались? Давайте нарисуем чаек. Уж не шторм ли они нам предвещают? Так и есть – небо затянулось тучами. Нарисуйте тучи. Начался шторм. Давайте нарисуем волны. Но вот из-за туч выглянуло солнце. Нарисуйте его. И поплыла наша лодочка дальше. Раскрасьте получившийся у вас рисунок цветными карандашами.

–А теперь – задание: придумайте такое название своей лодочке, чтобы в названии обязательно было слово, обозначающее цвет. («Золотой олень», «Синяя звезда», «Алые паруса», «Красная стрела», «Белый парус», «Голубая волна».)

–Сейчас пришло время отдохнуть. Вместе со мной повторяйте стихотворение и «летайте» как чайки, широко раскинув руки-«крылья», а когда услышите слово «шторм» – быстро возвращайтесь на свои места.

Белые, белые чайки с шумом летят над волной,
Милые, славные чайки, полные силы большой.

–Итак, мы продолжаем путешествие по волнам нашего моря. А как оно называется? Несмотря на то, что называется наше море Черным, вода в нем какого цвета? (Синего.) Покажите прямоугольник синего цвета. Какие цвета очень похожи на синий? (Голубой и фиолетовый.) А чем они отличаются от синего? (Голубой, младший брат, светлее синего, среднего брата, а фиолетовый, старший брат, темнее всех.)

–А вот и первая станция – «Наши флаги». Причалим к берегу. Здесь мы выполним вот какие задания. Знакомы ли вам эти флаги? Каковы цвета украинского (русского) флага? Изобразите флаг с помощью наших цветных прямоугольников.

–А вот и следующая станция – «Сказочная». Я буду читать сказку, а вы – находить нужный прямоугольник из цветового набора, указывающий на цвет того предмета, о котором будет идти речь, показывать и раскладывать на столе в строгом порядке.

«Посадил дед репку. А какого цвета репка?
Выросла репка большая-пребольшая. А ботва у нее какая?
Пора репку тащить. Тянет-потянет дед репку, никак не вытянет. А лицо у него от натуги какого цвета стало?
Сел дед на травку отдохнуть. Хорошо! Небо над ним какое?
Позвал дед бабку. Попробовали тянуть репку. Стала бабка от натуги бледнеть. Лицо у нее какого цвета оказалось?
Тянут-потянут, не могут вытянуть. Присели на скамеечку, внучку зовут. А скамеечка в зеленый цвет покрашена.
Внучка им машет с крыльца платочком. А платочек фиолетовый.
Внучка Жучку зовет, и бегут они вдвоем. А ошейник у Жучки коричневый.
Стали тянуть репку, не вытянут. Позвали кошку. А кошку звали Ночка, потому что шерсть у нее какого цвета?
Стали тянуть, никак не вытянут. А солнце над ними Светит какое? Оранжевое.
Тут решили они, что без мышки им никак не справиться. Позвали мышку. А шерсть у мышки какого цвета?
Прибежала мышка. Тут все дружно за репку ухватились и вытащили ее. А кого цвета сарафан у мышки вы уже догадались? (Остался один прямоугольник розового цвета.) Вот и сказке конец». – Ребята, кто попробует, глядя на разложенные на столе разноцветные прямоугольники, пересказать эту сказку?

– Следующая станция нашего путешествия – «Игровая». Поиграем в игру «Исчезновение цвета».

Дидактическая игра «Исчезновение цвета»

Запомните эти разноцветные кружки. Теперь закройте глаза.
Откройте глаза и постарайтесь определить, какой кружок исчез.

– Последняя станция – «Творческая». Из разноцветных прямоугольников попробуйте выложить какое-нибудь изображение.

– Молодцы! Нам пора возвращаться. Разворачиваем свое средство передвижения – лодочку – и плывем обратно.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №12» «Детский сал №65 «Якорёк»

Архангельская область, город Северодвинск

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Учимся понимать чувства других людей»

подготовила

воспитатель

Вяленко Елена Альбертовна

г. Северодвинск

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости на занятие. (дети здороваются)

Дети стоят в кругу.

Воспитатель. А как ещё можно поздороваться?

Дети. (пальчиками, похлопать, погладить)

В центре круга « волшебное яблочко», вокруг него сердечки.

Воспитатель. Ребята, прошло время и « волшебное яблочко» вновь интересуется тем, какие ещё добрые дела успели совершить дети.

Дети по очереди рассказывают про добрые дела, «волшебное яблочко» поощряет детей и называет их поступки « добрыми делами». (ребёнку выдаётся сердечко и крепится на одежде).

Воспитатель. А сейчас возьмёмся за руки и превратимся в одно большое, доброе сердце. Дети стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель. Подышем вместе

Покажите, как стучит наше сердце (ладошками) Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Представим себе такую ситуацию. Все ребята садятся на стульчики, а Лера прыгает, скачет, балуется, падает и плачет. (Лера показывает)

Воспитатель. Что чувствует Лера? (боль).

Воспитатель. Кто знает, что в первую очередь надо сделать? (успокоить, оказать помощь, спросить где болит)

Воспитатель. Что вы скажите Лере, что бы её успокоить?

Дети. (вот увидишь, всё будет хорошо, возьми себя в руки, всё пройдёт, не падай духом, потерпи немножечко, мы сейчас тебе поможем, успокойся пожалуйста).

Воспитатель. А какую боль испытывала девочка? (физическую)

Воспитатель. Как вы понимаете выражение: «возьми себя в руки» (сдержать слёзы, перетерпеть боль, не плакать, когда нахлынули слёзы).

Воспитатель. А ты Лера. что чувствовала, когда ребята говорили тебе слова утешения? Лера. Почувствовала, что не одна, стало легче, боль уходит.

Воспитатель. Как можно назвать людей которые приходят на помощь? (добрыми, настоящими друзьями)

Воспитатель. Как можно назвать наш поступок? (благородное, доброе дело).

Воспитатель. А теперь представим другую ситуацию: На день рождение, Коле подарили красивую новую машину. Он так был доволен, что целыми днями играл ей. Но тут произошло непредвиденное событие. Совсем случайно он наступил на неё и машина разлетелась на мелкие детали.

Воспитатель. Что чувствовал мальчик? (боль)

Воспитатель. Какую боль ощущал мальчик, сломав подаренную игрушку? (душевную, эмоциональную).

Воспитатель. Как помочь Коле? Подскажите выход из этой трудной ситуации.

Дети. (давай я попробую отремонтировать, успокойся, если папа не сможет тебе починить, можно сдать в мастерскую, у меня есть такая же машина, я буду рад дать её тебе поиграть.

Воспитатель. Когда вы расстроены, кто помогает вам чувствовать себя лучше? (сам себя успокаиваю, родители, животные, друзья)

Воспитатель. Ребята, вы любите получать подарки? А дарить?

Воспитатель. Что приятнее получать или дарить?

Воспитатель. Сейчас мы поиграем у игру «Подарок другу». С помощью жестов, мимики и пантомимики, покажите нам что вы подарите своему другу или подруге, а мы попробуем отгадать.

Игра « Подарок другу» Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение?

Воспитатель. Представьте себе, что собираетесь с друзьями сходить в парк, покататься на каруселях, какая погода может вам помешать сходить в парк? (дождливая)

Физ. минутка.

Дети стоят на ковре.

Плыли тучи дождевые: «Лей, дождь лей»

Дождинки пляшут, как живые - пей рожь пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождь неугомонный льёт, льёт, льёт

Вышла Женя погулять

Стала дождик умолять

«Дождик, дождик, подожди

Дождик, дождик, не дожди

Ты нам не нужен, не нужны и лужи

Дети садятся на ковёр.

Воспитатель. Ребята, покажите мимикой лица, как вы относитесь к дождю.

Дети показывают.

Воспитатель. Расскажите, почему мы любим дождик?

Дети, (люблю прогулки под дождём, не надо поливать грядки, быстрее растут цветы, погулять под зонтиком, свежо на улице.)

Воспитатель. Расскажите, почему не нравится дождик?

Дети. (дождь помешал прогулке, осталась не вскопанная грядка, дождь помешал завершить работу, мокрая одежда, мокрая обувь, грустное настроение,

Воспитатель. Как вы думаете, какие чувства могут испытывать два человека, стоящих под дождём?

Дети. Один радуется, другой грустит, у него испорчено настроение.

Воспитатель. Дождь, это природное явление и мы не можем повлиять на него, наше настроение зависит от того, что мы о нём думаем.

Дети подходят к мольберту.

Воспитатель. Это волшебная поляна, очень необычная, на ней растут цветы. Главной из них является царица роза. Она рассказала, что ей очень грустно и одиноко одной,

Воспитатель. Чего на поляне не хватает? (цветов)

Воспитатель. Что бы узнать какие на поляне растут цветы, послушайте стихи. (Дети рассказывают стихи о лилии, о репее, о розе)

Воспитатель. Я предлагаю вам стать волшебниками и оживить цветы. Вам надо нарисовать любое настроение цветочку, какое вам захочется. (Детям предлагается нарисовать глаза, рот, брови, нос)

Пальчиковая гимнастика: « Наши алые цветки».

Дети рисуют. Звучит музыка Чайковского «Фея сирени»

Воспитатель. Давайте посадим цветочки на нашу полянку.

Воспитатель. Какое нарисовали настроение?

Отчего им так весело?

А кто другое настроение нарисовал?

Дети. (прошел дождик, они вместе встретились).

Воспитатель. Что бы у вас всегда было хорошее настроение, которое вы бы дарили окружающим людям и близким, царица роза дарит вам маленькие сюрпризы и благодарит за помощь.

Раздаю наклейки с цветами.

Воспитатель. А мы подарим сюрприз гостям «Песня о дружбе».

Дети исполняют песню.

Воспитатель. Ребята, я думаю, что вы уже научились определять настроение и чувства других людей, а также сможете им помочь в трудную минуту. А помогают вам в этом ваша дружба, взаимопомощь и взаимная выручка.

Список использованной литературы

    Учим общаться детей 3-7 лет. Волкова Ю.С.

    Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Андреенко Т.А.

    Журнал «Дошкольное воспитание» 1997г.№5.

Татьяна Синицына
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предметы, облегчающие труд человека в быту»

Конспект занятия в старшей группе на тему : "Предметы , "

Задачи :

Образовательная :

Учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском саду;

Учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их другими функциями;

формировать ретроспективный взгляд на предметы ,

формировать навыки запоминания , используя символику.

Развивающая :

Развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к разным видам бытовых приборов;

Развивать навыки творческой, исследование работы.

Воспитывающая :

Бытовые приборы в оригинале : утюг, лампа, пылесос, мясорубка, магнитофон, нож, фен, холодильник, миксер, часы, телефон, стиральная машина, электробритва, швейная машинка, ножницы, посудомоечная машина.

Программное содержание :

формировать представления детей о предметах , ;

Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться;

Закреплять представления о том , что предметы имеют разное назначение.

Методы и приемы :

Словесные (беседа, описательный рассказ) ;

Наглядные (рассматривание иллюстраций) .

Материал :

Картинки с изображением разных предметов , в том числе предметов , облегчающих труд человека в быту .

Ход занятия

Воспитатель : «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите , что вас окружает ».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов , перечисляют их.

Воспитатель : К какому миру относятся все эти предметы : к природному или рукотворному?

Дети : (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками .)

Воспитатель : А для чего человек придумал стол , кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы ?

Дети : Любой предмет для чего-то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель : Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы , с помощью которых человек трудится , предметы , с помощью которых он рисует, а еще есть предметы , облегчающие труд человека в быту . Вы знаете такие предметы ? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки :

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов .

Физкультминутка : “ Как живешь?”

Воспитатель. Как живешь?

Дети. Вот так! (показать большой палец)

Воспитатель. А плывешь?

Дети. Вот так! (плывут любым стилем)

Воспитатель. Как бежишь?

Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)

Воспитатель. Вдаль глядишь?

Дети. Вот так! (руки “козырьком”)

Воспитатель. Ждешь обед?

Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)

Воспитатель. Машешь в след?

Дети. Вот так!

Воспитатель. Утром спишь?

Дети. Вот так! (руки под щеку)

Воспитатель. А шалишь?

Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)

Воспитатель : Итак, мы знаем, что человека окружает очень много бытовых приборов : одни предметы он придумал сам , а другие увидел в природе.

Воспитатель : Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем.

Игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту » .

Воспитатель : Ребята, я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет , облегчающий труд человека в быту , хлопайте в ладоши, а если это другой предмет , не хлопайте.

Игра «Кому нужен?» , Направленная на развитие умения определять назначение предметов , облегчающих труд в быту , устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом , его облегчающим . Используется раздаточный материал : большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета , над которыми производятся трудовые операции , в нижнем ряду – пустые клетки, и маленькие карточки с изображением предметов , облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту . (Примерное соответствие : хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает : «Кому нужен…» .

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор : «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто» . Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

Воспитатель. Ребята, а какие советы вы бы дали малышам, чтобы не случилось беды?

Дети :

Не подходить близко к работающей газовой плите.

Быть осторожным с электроприборами и электропроводами.

Не трогать руками светящую лампочку.

Перед уходом выключить свет и все бытовые приборы.

Воспитатель. Ребята, все молодцы, всем спасибо!

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные -Расширение представлений об аквариумных рыбках; -формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Что такое профессия?»

Цель: З акрепить и расширить представления детей о профессиональной деятельности взрослых. Ввести понятие «профессиональные праздники» как показатель уважения к людям разных профессий. Формировать уважение к труду взрослых и бережное отношение к вещам; воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование и демонстрационный материал: альбом «Все работы хороши», «Профессии моих родителей», дидактическая игра «Кем быть?», предметные картинки с изображением предметов-помощников людей разных профессий.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить:

Ничто никогда не выходило само:

Не приходило само

К нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом

Не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать все это обязаны сами -

Своей головой и своими руками.

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (о разных профессиях)

Воспитатель: Люди, каких профессий производят то, о чем говориться в этом стихотворении? (почтальон, хлебороб, портной и др.)

Воспитатель: Представьте себе, что мы утром вышли из дома. А кто построил ваш дом? (Строители).

Воспитатель: Кто придумал и начертил дом на бумаге? (Архитектор ).

Воспитатель: Итак, вы на улице. Кто во дворе наводит порядок? (Дворник).

Воспитатель: Некоторые из вас живут близко, они идут в детский сад пешком, а некоторые добираются до детского сада на автобусе. Вы сели в автобус, чтобы доехать до детского сада. Кто везет вас? (Водитель).

Воспитатель: Кто встречает вас в детском саду? (Воспитатель, врач, няня).

Воспитатель: Родители прощаются с вами и торопятся на свою работу. А кем работают ваши родители? (Ответы детей).

Воспитатель: В детском саду еще много взрослых, которые делают все для того, чтобы вас вкусно накормить, чтобы ваши постели и полотенца всегда были чистыми, чтобы вы были здоровы, чтобы умели красиво петь и танцевать. Кто это? (Повар, медсестра, работники прачечной, музыкальный руководитель).

Воспитатель: Где еще работают врачи? (в больнице). Что делает врач? (лечит людей). Какие предметы-помощники использует врач в своей работе? (шпатель, стетоскоп, весы, ростомер, шприц).

Воспитатель: Среди врачей много разных специалистов. Например, есть врачи детские -педиатры. Кого они лечат? (детей) . А есть врачи для взрослых, их называют терапевты. Если у человека заболели уши, он обращается к лор-врачу. Если глаза … к окулисту, если зубы …к стоматологу, оперативное лечение проводят … хирурги и т.д.

Воспитатель: Вечером родители забирают вас из детского сада, и вы заходите в магазин. А там кто работает? (продавец). Какие предметы-помощники использует продавец в своей работе? (весы, прилавок, холодильник, витрина) . Всем ли продавцам нужны весы? (Предположения детей)

Воспитатель: А если продавец работает в мебельном магазине или продает игрушки или машины, нужны весы? Вот видите, продавцы работают в разных магазинах, все они продают товары, но в зависимости от товара, продавцам нужны разные предметы-помощники, разные знания и умения.

Воспитатель: Вы вышли из магазина. Вдруг по улице промчалась большая красная машина с сиреной. Что это за машина? (пожарная). Чем занимаются люди, которые сидят в пожарной машине? (спасают от пожара, тушат огонь). Какие предметы-помощники есть у пожарных?

Воспитатель: Наступил вечер. Пришли домой воспитатель и продавец, врач и пожарный, водитель и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал … писатель, кто-то позвонил другу, а кто-то пошел в театр. Кто работает в театре? (актер). Кто ставит спектакли? (режиссер). Кто шьет костюмы актерам? (костюмер).

Воспитатель: А кому надо сказать спасибо, за то, что всех этих людей научил читать, писать, считать, думать? (учитель).

Воспитатель: Вот сколько профессий мы вспомнили, но профессий много, их тысячи и с каждым днем их становиться все больше. Многие профессии собраны вами в альбоме «Все работы хороши». Как вы думаете, какая профессия самая важная? (Предположения детей).

Воспитатель: Представьте себе, что не стало воспитателей. Что бы тогда произошло? Если вдруг не станет поваров? Пожарных?

Воспитатель: Мы пришли с вами к выводу, что все профессии необходимы людям, все приносят огромную пользу, все направлены на заботу о человеке. Главное - уважать людей всех профессий, ценить огромный труд, который они выполняют.

В нашей стране с благодарностью относятся к труду людей, отмечают различные профессиональные праздники. Какие вы знаете профессиональные праздники? (ответы детей).В эти торжественные дни люди получают поздравления, награды, благодарность за свой труд, улыбки и цветы. В течение года мы будем обозначать в календаре, какие профессиональные праздники отмечаются в России, и будем подробно знакомиться с этими профессиями.

Воспитатель: каждый из вас уже сегодня мечтает, кем же стать в будущем.Кем вы хотите стать, когда вырастите, мы узнаем, поиграв в игру «Кем быть?»

Дидактическая игра «Кем быть?»

Из предложенных вариантов картинок-профессий, дети выбирают иллюстрацию понравившейся им профессии и рассказывают, какую они выбрали профессию и почему.

Воспитатель: Хорошие у вас мечты. И я думаю, ваши мечты осуществятся.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Номинация: конспект занятия по теме инструменты.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: Формирование понятия «Инструменты»

Цели:
1)
Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий;

2) Пополнять словарный запас, развивать логическое мышление детей;

3) Воспитывать интерес к тому, зачем нужны инструменты.

Оборудование: набор инструментов, Незнайка.

Предварительная работа : рассматривание инструментов.

Ход занятия:

Вводная часть:

(На столе лежат инструменты: скалка, линейка, щётка, молоток, клещи, отвёртка)

Незнайка: (Сидит около модели деятельности в форме предметной лесенки). У меня мало места на второй ступеньке. Я хотел с этого стола всё положить на вторую ступеньку, а места не хватило. (На второй ступеньке Материалы лежат, а это – Инструменты). Что вы меня путаете…?! Линейка деревянная, молоток и металлический, и деревянный, щётка для обуви – щетинная…(Они сделаны из материалов, ими нужно работать).

Воспитатель: Да, Незнайка, тебе дети верно объясняют. У этих предметов другое общее слово. Скажите, ему!

Дети: Инструменты!

Воспитатель: Инструменты. А как же взрослые узнают инструменты среди других предметов?

Незнайка: Я догадался: всё, что с ручками, то и инструменты! Молоток с ручкой – инструмент, а линейку уберите… Вот мамину сумку сюда можно положить, она ведь с ручками… Ещё ручка есть на двери (смотрите на неё). Только сюда никак не положить…

Дети: Смеются!

Воспитатель: (Смеётся вместе с детьми). Да…Всё перепутал! Надо уточнить, можно ли дверь и сумку назвать инструментами?!

Основная часть:

Воспитатель: Незнайка, ты какой решаешь вопрос?

Незнайка: Почему это вы говорите «инструменты», когда они такие разные?

Воспитатель: Надо доказать Незнайке, чем похожи лопата, лейка и грабли?

— Катя, скажи!

Дети: Я считаю, что лопата, лейка и грабли похожи тем, что ими работают).

Воспитатель: Правильно! Инструментом называют тот предмет, которым производят какую – то работу. Давайте скажем вместе, когда предмет называют «инструментом»?

Дети: Инструменты – это предметы, которыми производят какую – либо работу.

Незнайка: Я не смогу их запомнить, их же много…

Воспитатель: Незнайка, не надо запоминать, надо научиться задавать себе вопрос.

— Какой вопрос надо задать самому себе, чтобы решить, можно ли предмет назвать инструментом?

Дети: Можно ли им работать?

— Что им можно делать?

Воспитатель: Правильно!

Незнайка: У меня есть такой предмет, но я не знаю, что это такое?

Воспитатель: (Показывает инструмент, который дети не видели или знают, — штангенциркуль. В словаре определяется так: «измерительный инструмент (раздвижной калибр), состоящий из металлической линейки с нанесённой на ней шкалой и двух щек – одной неподвижно соединённой с этой линейкой и другой, скользящей вдоль неё; употребляется для измерения толщины предметов или ширины отверстия»).

Воспитатель: Задавайте вопросы, чтобы решить, инструмент это или нет?

Дети: Как называется? (Штангенциркуль).

— Зачем он нужен? (Он нужен для того, чтобы измерять)

Воспитатель: Молодцы! Штангенциркулем можно измерить толщину предмета, внутри можно измерить.

— Так что же это такое, раз им выполняют работу – измеряют толщину предмета или ширину отверстия?

Дети: Инструмент.

Воспитатель: Называют его?

Дети: Штангенциркуль.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика

Танечка, бери иголку,

Сошьём рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю. Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот это? (показывает бинокль)

Незнайка: Это я понял. А вот это уж, конечно, не инструмент, он не похож на штангенциркуль.

Воспитатель: Задавайте себе вопросы.

— Какой первый вопрос?

Дети: Как его зовут?

Воспитатель: Раз не похож, значит и имя другое.

— Отвечайте!

Дети: Бинокль.

Воспитатель: Какой второй вопрос надо задать?

Дети: Зачем он нужен? или

— Можно ли им выполнять работу?

Воспитатель: А вы когда – нибудь в него смотрели?

Дети: Да!

Воспитатель: Что же увидели?

Дети: С одной стороны всё маленькое, а с другой – большое.

Воспитатель: С одной стороны, в эти стёклышки посмотришь, то, что было далеко, станет близко, и всё рассмотришь. А если перевернёшь и посмотришь, то, что близко, станет далеко и станет маленьким.

— Кому нужен бинокль, как вы думаете?

Дети: Когда в театр ходишь.

Воспитатель: А в работе?

Дети: Капитану!

Воспитатель: А что же капитан корабля им делает?

Дети: Уточняет дорогу, смотрит далеко вперёд, наблюдает, нет ли встречных кораблей, чтобы не столкнуться, или предметов, которые могут помешать кораблю.

Воспитатель: Так, можно ли бинокль назвать инструментом?

Дети: Да.

Воспитатель: А ещё есть в группе инструменты?

Дети: Называют.

Воспитатель: Давайте поможем Незнайке отобрать инструменты среди разных предметов!

— Как вы будете определять?

Дети: Задавать себе вопрос: Что им делают?

Воспитатель: Вот песочные часы!

— Это инструмент?

Дети: Да! Ими можно измерить время.

Воспитатель: Подставка под книги?

Дети: Инструмент, служит для того, чтобы удобно было смотреть и читать книгу.

Воспитатель: Ведро?

Дети: Инструмент. Для того, чтобы мыть пол, чтобы в группе было чисто.

Итог занятия:

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое инструменты?

Незнайка: Да! Инструменты – это предметы, которыми делают какую – либо работу.

Воспитатель: Какие вопросы нужно себе задать, чтобы узнать, что это инструмент?

Дети: Как его зовут?

— Что им можно делать?

— Для чего он нужен?

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!

— Дома, попросите родителей показать инструменты, которые в группе мы не видели!

Номинация: конспект открытого занятия в старшей группе.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область