Домой / Помада / Межэтнические браки. Правовые особенности межнациональных браков

Межэтнические браки. Правовые особенности межнациональных браков

Актуальность темы исследования . Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям . Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий. В современном мире люди, не вступающие в брак и лишенные бремени ответственности за другого человека, не подвергаются социальному давлению и обладают всеми возможностями и услугами, организованными обществом. Модификация общественной значимости института брака стала, прежде всего, результатом изменения системы социальных ценностей, среди которых на первый план чаще стали выходить несемейные ценности, связанные с личными достижениями и личным благополучием. Изменение места брака в системе социально-ценностых взаимодействий общества, особенно среди молодежи, связано также с либерализацией взглядов на характер половых отношений до брака, в браке и вне брака и структурными изменениями аксиологической системы в сфере семейно-брачных отношений. Позиции брака в современном обществе становятся менее прочным и в результате существования культа потребления в плане секса, эротизации брака, поскольку половое общение в современном обществе осуществляется в основном с гедонистической целью. Переходная экономическая ситуация в стране также оказывает дестабилизирующее влияние на институт брака. Вступление в юридический брак, который по-прежнему имеет и экономическую сторону, для определенной части населения является недоступным в связи со стесненными материальными возможностями. Происходит перекос в сторону образования большего количества фактических сожительств, которые менее формализованы, или одинокой жизни. В силу перечисленных факторов совершается активное видоизменение института брака и приспособление его к новым социальным условиям. Еще более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере брачности являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку явление межэтнической брачности как массового процесса заключения национально-смешанных браков достаточно распространено. Каждый седьмой заключенный в России брак является межнациональным, а в советские времена этот показатель был еще выше . Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества. Образование этнически смешанных семей играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения. Основная доля браков, в том числе и межэтнических, заключается людьми в молодом возрасте, что обусловлено свойствами репродуктивного периода, поэтому особенно важно проследить, какой отпечаток накладывают изменения общепринятых ориентации в сфере межэтнической брачности на ценностные установки молодежи. Девальвация прежних ценностей затронула молодежь в большей степени, чем какую-либо иную возрастную группу, так как именно молодые люди в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика данной социальной группы состоит в том, что она находится в состоянии поиска. Система взглядов молодых людей не сформирована окончательно, и потому молодежь более восприимчива к новым ценностям. Можно предположить, что мир ценностей формирующейся личности, на которую оказывали влияние преобразования последних лет, стал более изменчив и противоречив. Увеличение количества разводов и нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, падение авторитета институтов семьи и брака в целом и межэтнического брака в особенности - явления, которые требуют пристального внимания и тщательного изучения, как в плане разработки молодежной и семейной политики, так и с целью выработки рекомендаций оптимального поведения молодых людей при заключении брака и создании семьи. С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Отношение современной молодежи к межэтническим бракам». Объект исследования: современная молодежь. Предмет исследования: особенности отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Цель исследования: провести теоретическое и практическое изучение особенностей отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, этнокультуры, социологии семьи и брака. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам .Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков . Выявление отношения молодежи к семейной жизни и браку предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак». Анализ понятия «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» . А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» . В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных общений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа». Мы рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». В «Философском словаре» брак определяется как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям» . Моногамные браки как союз одного мужчины и одной женщины являются более поздней и наиболее распространенной в настоящее время формой брака. Современные ученые определяют брак как исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной. А.Г. Харчев отмечает, что семья представляет собой более сложную систему взаимоотношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей . В.А. Рясенцев дает следующее определение брака: «Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добро- 16 вольный и равноправный, в принципе пожизненный союз свободных мужчин и женщин, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности». Таким образом, союз мужчины и женщины еще не семья, и только после появления детей брак перерастает в семью . А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи» . Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни семьи. Наконец, демографический параметр обусловливается структурой семьи (расширенная или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная). Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брачные отношения, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи. Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях.

Если хорошие межнациональные отношения на уровне дружбы еще хоть как-то являются возможными для большинства, то межнациональные отношения на уровне брака – достаточно тяжелое испытание для слабо верующих, которое не все могут пройти достойно.

Часто слышится фраза: «Родители против нашей свадьбы». Причина – невеста (жених) другой нации. Поводы – все остальное: из другого города, разница в возрасте, не красивая (-ый), не богатая (-ый), родители не министры, приданого в виде квартир и машин нет, хороший калым заплатить не может, высшего образования нет, другой религии и т. д. Хотя и поводы могут стать дополнительными причинами.

Это показатель отсутствия богобоязненности, невежества этих родителей. Они просто возгордились и пошли на поводу у шайтана, соблюдая языческие обычаи, осуждая при этом законы Создателя! Опасность такой гордыни, такого непринятия человека другой нации в свою семью состоит в том, что это может вообще вывести человека из Ислама, сделать из мусульманина кафира.

Если же кто-то запрещает то, что сделал свободным Всевышний, то приравнивает себя к самому Аллаху, так как этот человек берет на себя функцию Бога! Запрещение разрешенного Аллахом является малым ширком! Аллах в Коране говорит (смысл): «Понесли урон те, которые убивали своих детей по глупости, безо всякого знания, и запрещали то, чем наделял их Аллах, возводя навет на Аллаха. Они впали в заблуждение и не последовали прямым путем » (сура 6, аят 140); «О уверовавшие! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного (не грешите) » (сура «аль-Маида», аят 87).

Родители заботятся по большому счету о том, что скажут родственники, соседи, знакомые. Боятся пересудов, сплетен, насмешек. В то время как истинные мусульмане должны бояться только Всевышнего и следовать Его законам. «Кто добьётся довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит от людей; а кто добьётся довольства людей, разгневав Аллаха, того они ничем не избавят от Аллаха » (ат-Тирмизи и Абу Наим в «аль-Хилйа»).

Родители эгоистично и расчетливо выдают своих дочерей замуж против их воли, сыновей женят на той, которую сами выбрали для них. А потом удивляются, почему нет теплоты и любви в этом браке, почему их сын начинает «гулять», становится безрадостным и больше времени проводит где угодно, но только не с женой; с радостью выбирает работу в другом городе, оставляя жену караулить его дом. И весь смысл отношений сводится к рождению детей и материальному обеспечению. И это в лучшем случае. В худшем – бесконечные скандалы, рукоприкладство, пристрастие к спиртному, отсутствие желания что-либо делать для семьи, женитьба на второй женщине как способ заглушить свое несчастье, развод.

«Если к вашей дочери посватается человек, чьей религией и нравом вы будете довольны, не отклоняйте этого предложения, чтобы на земле не распространялась смута и безнравственность » (ат-Тирмизи). В этом хадисе ясно указывается, что главной причиной отказа от брачного предложения может быть недостаточная религиозность молодого человека и дурной характер. Истинные мусульмане никогда не страдали древними предрассудками, идущими вразрез с Исламом. Им четко ясно, что браки между мусульманами разных наций – это сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и баракат от Всевышнего. Как известно, сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение) показал дозволенность смешанных браков: он сам был женат на еврейке Сафии.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Все мирское – это лишь вещи, материя. А лучшим существом в ней (мирской жизни) является благочестивая женщина ».

Хорошая жена – это половина имана (веры). Ведь сказано в хадисе: «Тому, кому Всевышний дал в жены благочестивую женщину, тому он помог стоять на ногах и восполнил половину (всей) возложенной на него религии. Пусть же вторую часть ее он сохраняет, стараясь сам, и страшится Аллаха ».

В другом хадисе говорится: «Тому, кому в мирской жизни дается четыре вещи, тому даются блага этой жизни и жизни вечной. И это благодарное сердце, язык, поминающий Аллаха, тело, терпеливо сносящее беды и невзгоды, и преданная жена, которая не обманет его ни в том, что касается чести, ни в том, что касается его имущества ».

Как видно, Пророк советует выбирать супругу, смотря на ее религиозность и добрый нрав, а не на национальность или что-то другое. И даже если мусульманину понравилась девушка другой религии, это также не является препятствием. В Исламе нет безвыходных ситуаций. Напротив, есть прекрасная возможность предложить ей изучить Ислам, показать красоту религии, показать истинный путь. Возможно, благодаря тому, что у девушки есть чувства к этому парню, она прислушается к каждому его слову и в итоге поймет что Ислам – это истинный путь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если Аллах направит посредством тебя одного человека, то это лучше для тебя, чем этот мир и всё, что в нем ». Так не упускайте же такую возможность!

Конечно же, нельзя сказать, что смешанные браки подходят абсолютно всем. Прежде чем принять окончательное решение, нужно трезво все взвесить, отключить сердце и включить разум: способны ли вы вдвоем идти на компромиссы, насколько уважительно вы относитесь в целом к нации друг друга, готовы ли вы изучать и уважать обычаи, традиции, кухню другой нации, изучать язык нации вашего жениха, а возможно, еще и язык страны его проживания, обладаете ли вы оба достаточным терпением, силой духа, гибкостью характера, подходит ли вам климат той страны, в которую вам предстоит переезжать (в случае если вы из разных стран) и многое другое. И, конечно же, самое главное, будь это брак внутри одной нации или смешанный брак, это одинаковые духовные и нравственные ценности.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Скверные женщины – для скверных мужчин, а скверные мужчины – для скверных женщин, и хорошие женщины – для хороших мужчин, а хорошие мужчины – для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят они (клеветники). Им уготованы прощение и щедрый удел » (сура 24, аят 26).

По статистике, количество межнациональных браков из года в год растет. К примеру, в Москве доля смешанных браков более 50%. Такие браки являются не только популярными, но и наиболее крепкими и долговечными, они учат людей уважительно и равноценно относится к представителям других наций, учат терпимости, способствуют улучшению отношений между нациями и странами, социальному сотрудничеству.

Итак, подведем итоги:

Национализм (гордость, высокомерие) это первый грех во Вселенной, совершенный Иблисом, за что он будет вечно гореть в Аду;

Национализм – это признак кафира, может вывести человека из Ислама, ведет человека в Ад;

Всевышний и его пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не любят национализм и националистов;

Мы все одной нации – мусульмане, и перед Богом все равны, кроме как в богобоязненности;

Истинная любовь к Всевышнему и его Посланнику должна выражаться не в словах, а на деле.

В заключение хочу пожелать, чтобы наше общество стало более религиозным, более богобоязненным и как следствие – счастливым!

Вероника Черноморская

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества.

Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа <национальность> включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.

Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Русские являются самым крупным этносом, значительно превосходящим по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота межнациональных браков значительно превышала количество таких браков у большинства других народов, у которых внутриэтнические брачные связи были сильнее межнациональных .

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. По данным статистики, в Москве количество межнациональных браков между русскими и другими национальностями (украинцы, белорусы, армяне, татары, грузины, азербайджанцы и т.д.) в 1980 году составляло 16,82%, а в 1994-1995 годах процент заключенных межнациональных браков увеличился до 22,09% . В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей.

Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда <открытые> границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37% . В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: <Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке>. В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально <брак вне группы>. Экзогамия употребляется не только в отношении системы родства, племени или клана, закрепляя правила в обществе, которые описывают круг людей (родственников), с которыми индивид не может заключить брак. Она также имеет более широкое значение, когда в качестве чужой группы может стать класс, нация, территориальная группа, возрастная категория и т.д. Экзогамия может рассматриваться как способ уменьшения существующих между группами противоречий, поскольку маловероятно, что одна группа предпримет негативные действия против другой группы, в состав которой входят ее собственные представители. Таким образом, можно предположить, что межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества, и т.д.

Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. . С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора.

Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в <Своде законов Российской империи> прямо указывалось на то, что <лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами> . Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.

Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Библиография

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.

3. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. М., 1989.

4. Курбатова О.Л. <В 2050 году в столице не останется русских> // Комсомольская правда, 2003, 20 января.

5. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: словарь-справочник. М., 2000.

6. Статистические материалы Московского дворца бракосочетания, единственного в Москве, осуществляющего регистрацию браков с иностранными гражданами.

7. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

На контрастную пару кто-то посмотрит с любопытством, а кто-то – с осуждением. Единственное чувство, которое не вызывают в окружающих подобные союзы, – это равнодушие.

С какими проблемами сталкиваются те, кто решается вступить в , и какие они обретают преимущества?

Минусы межрасовых союзов

Основная проблема межнациональных браков – непонимание, неодобрение, тотальное неприятие со стороны близких. Консервативные родители невесты или жениха могут воспротивиться такому решению по разным причинам.

Преградой для счастья могут стать: другой цвет кожи избранника, иное вероисповедание, необходимость переезда в чужую страну, мнимая заинтересованность в прописке и так далее.

Есть нации, тщательно сохраняющие чистоту своей крови (евреи, армяне) и протестующие против смешения ее с иностранной.

Поэтому, решив заключить межнациональный союз, вы рискуете столкнуться с неприятием со стороны родных – своих или партнера .

Кроме того, выйдя замуж за турка, немца или, например, японца, девушка непременно встретится со странными нюансами чужой культуры и почитаемыми традициями.

Необычный быт, чужой язык, оригинальные требования новой семьи, иной подход к воспитанию детей, особенности правовой базы и банальное непонимание играют злую шутку с крепким союзом.

Совсем другая история, если брак заключается между людьми, изначально выросшими в одной стране. Америка не зря считается «плавильным котлом», смешивающим расы и национальности в причудливый винегрет.

Граждане США отлично владеют английским языком, да и их культура весьма похожа, даже если цвет кожи разнится. Поэтому у подобных пар трудностей возникает меньше.

Русская девушка вполне удачно может выйти замуж за выходца из любой страны бывшего СССР – Армении, Грузии, Латвии, Эстонии. Языковой барьер в этом случае не так высок, а культуры в силу былого взаимодействия не слишком противоречивы.

Что делать, если вас тянет к более экзотическим партнерам – африканцам, азиатам, латиноамериканцам?

Наш совет – искать спутника жизни в рамках своей страны или своего увлечения. Им может стать студент университета «дружбы народов», приемлемо подтянувший ваш язык.

Есть ли плюсы у смешанных браков

Существует целый ряд бонусов, который вы приобретаете вместе с интернациональным союзом. Поговорим о некоторых из них.

1. Дети в таких семьях более эрудированные, легче приспосабливаются к разным реалиям, с уважением относятся к чужим культурам. Они зачастую билингвы – то есть владеют несколькими языками как родными.

Они впитывают традиции и мировоззрения обоих родителей, и становятся истинными «людьми мира». А еще их отличают внешняя привлекательность и интересные черты.

2. Супруги получают шанс узнать другую культуру изнутри, проникнуться к ней уважением и любовью. В характере появляются такие черты, как толерантность, тактичность по отношению к иной религии.

3. Для многих девушек мечта «выйти замуж за иностранца» может стать явью. Сверстники и сограждане успевают наскучить, а вот чужой огромный мир манит всегда. Совместная жизнь точно будет насыщенной впечатлениями, интересной и захватывающей.

4. Вас ждет улучшение качества жизни, изучение второго языка и расширение кругозора после переезда в другую страну.

5. В таком браке приходится больше работать над отношениями, отчего они становятся только крепче. Отдав многое ради того, чтобы быть с любимым (в том числе, разорвав связи с семьей, страной, друзьями), начинаешь больше ценить семейный союз.

Иногда очарование другой страной и ее культурой может выглядеть юношеской блажью, но если человек годами подтверждает свое решение, то даже строгая родня соглашается на уступки.

Удачные смешанные браки: известные примеры

Считается, что у межнационального союза есть одно неоспоримое преимущество. У подобных пар получаются невероятно красивые дети. Но и сами супруги вдвоем смотрятся оригинально и привлекательно .

Светская жизнь знает множество примеров, когда счастливый союз заключался между представителями разных рас.

Николас Кейдж женился на азиатке Элис Ким, работавшей официанткой – по всем параметрам неравный брак, который, тем не менее, продержался около 12 лет.

Режиссер Вуди Аллен умудрился повести под венец собственную приемную дочь, кореянку Сун-И, и живет с ней уже 20 лет.

Колоритные дуэты создали Хайди Клум и темнокожий певец Сил, Дэвид Боуи и роскошная Иман. Сенегальская красавица Карин Силла побывала замужем за Жераром Депардье и Венсаном Пересом.

Ну а Марлон Брандо успел внести в свою «коллекцию экзотических подруг» индианку, вьетнамку, таитянку, гватемалку и пуэрториканку.

Присцилла Чан, американка с вьетнамо-китайскими корнями, смогла похитить сердце еврея Марка Цукерберга (чем вызвала негодование его родственников).

Роберт Де Ниро – известный поклонник «черных пантер», а Уэсли Снайпс – истинный интернационал: в его послужном списке значатся уроженки Пуэрто-Рико, Китая и Южной Кореи.

Многие из упомянутых браков распались, но никто из супругов ни разу не заявил, что причиной тому стал цвет кожи или культурные разногласия.

Все как всегда: ссоры, измены, драки, разные интересы, нервные срывы и новые влюбленности. Поэтому, заключая межнациональный союз, стоит быть готовым к тем же трудностям, что и в обычных семьях.

Введение

Глава I. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе

Глава II. Влияние внешних факторов на межэтническую семью

Заключение

Введение

Изучение межнациональных браков является одним из направлений в социологии. В период существования СССР исследование таких браков было очень популярно. Рост численности межнациональных браков трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений. Изучая и анализируя развитие данного явления можно понять сущность отношений между народами, а также иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов. В настоящее время межнациональные браки в российском обществе вызывают массу дискуссий. Что же движет сегодня людьми, вступающими в такой брак, и понимают ли они всю сложность и ответственность, которую берут на себя? Как ни громко это звучит, но от каждой такой семьи зависит, будет ли крепнуть дружба между народами, или наоборот, расти вражда.

Целью исследования являются межнациональные браки, как союз двух народностей. Авторами работы были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть социальную природу межнациональных браков;

2) раскрыть влияние внешних факторов на межэтническую семью;

3) проанализировать модели семейных отношений.

Исследовательской работе использовалась различная литература: газетные статьи, в которых затрагивался вопрос о браках русских женщин с иностранцами. Работы Сусоколова А.А. «Межнациональные браки» и Городецкой И.М. «Проблемы социальной психологии личности» помогли в раскрытии сущности проблемы. Также использовались ресурсы Интернета.

Глава I. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе.

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа «национальность» включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формировании новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой. Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей. Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда «открытые» границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37%. В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: «Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке». В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально «брак вне группы». Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора. Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений. Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в «Своде законов Российской империи» прямо указывалось на то, что «лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами». Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям. Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Среди подростков был проведен опрос, направленный на формирование толерантности подростков. Современные подростки нередко понимают под национальной принадлежностью свое гражданство, а не этническую группу. Скажем, 18 человек при ответе на вопрос о национальной принадлежности написали «россиянин» или «гражданин Российской Федерации». Встречались в анкетах и другие не менее яркие примеры совпадения этнической и гражданской самоидентификации: «Я – русская, так как живу в России». При этом нельзя сказать, что для ребят не имеет значения национальность (своя собственная и окружающих): каждый второй старшеклассник (49%) не согласился с суждением «Для меня не имеет значения ни моя национальность, ни национальность окружающих». Более того, абсолютное большинство опрошенной молодежи гордятся своей национальностью: 95% согласились с суждением «Я горжусь своей национальностью», при этом 85% согласились с этим полностью. С другой стороны, молодежь вполне понимает необходимость уважительного отношения и к другим национальностям. Скажем, важность изучения истории и культуры разных народов многонациональной России отчетливо осознают 77% опрошенных старшеклассников. О готовности школьников взаимодействовать с людьми разных национальностей свидетельствуют их ответы и по другим суждениям. Скажем, больше половины (58%) не согласились с суждением «Я, бывает, испытываю раздражение при близком общении с людьми других национальностей». Больше 2/3 (71%) высказали свое полное или частичное несогласие с тем, что «настоящая дружба возможна только между людьми одной или близких национальностей». А вот что касается отношения к межнациональным бракам, то здесь старшеклассники оказались не столь толерантными, как в вопросах дружбы: почти треть (29%) опрошенных согласилась с суждением о нежелательности таких браков, поскольку они увеличивают число разводов. Кстати, при высказывании мнения по данному суждению достаточно многие (14%) затруднились с ответом, возможно потому, что вопрос о будущем супруге пока еще не столь актуален для подростков, как вопрос о друге.

На отношение к межнациональным бракам существенное влияние оказывает пол респондентов. Девушки настроены к межнациональным бракам гораздо более лояльно и менее консервативно, чем юноши: почти каждый седьмой (13%) из опрошенных молодых людей полностью согласен с мнением, что «межнациональные браки нежелательны, так как увеличивают число разводов», девушек же, полностью согласных с этим, в два раза меньше (7%). Думается, что здесь вопрос о толерантности молодежи в межэтнических отношениях напрямую увязывается с уровнем ее социальной зрелости и качеством правовой культуры молодых людей. С другой стороны, мы сталкиваемся здесь с феноменом «парадоксального сознания», когда в сознании человека одновременно вполне мирно уживаются абсолютно противоречащие друг другу установки. Каждый третий (32%) из опрошенных старшеклассников иногда испытывает раздражение при близком общении с людьми других национальностей, а каждый четвертый (28%) в той или иной степени не готов иметь дело с представителями любой национальности. Каждый пятый (22%) согласен, что настоящая дружба возможна только между людьми одной или близких национальностей, а почти треть (29%) считает межнациональные браки нежелательными.

Проблема формирования этнической толерантности у подростков – это задача, которая продолжает оставаться очень злободневной, задачей № 1 в системе патриотического воспитания современной молодежи.

Межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследования семьи как таковой, которая призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей сути она является индикатором благополучия общества в самых различных сферах: утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики, и т.д. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Во-вторых, одним из первоочередных вопросов не только в стране, но и во всем мире, является этнопсихологический и кросс-культурный аспект общественных отношений. В условиях, когда, с одной стороны, во всем мире идут процессы глобализации и укрепления кросс-культурных связей, а с другой, остро стоит вопрос межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов, к проблеме взаимоотношений между народами обращены многие науки. Изучая взаимоотношения супругов в этнопсихологическом аспекте, можно проанализировать ключевые проблемы общества в целом и проследить многие социальные тенденции, поскольку именно в семье проявляются социальные и этнические установки, ценности, привычки, а также первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социально-психологические качества и личностная (в том числе этническая) идентичность. В данном исследовании мы поставили целью изучить взаимоотношения супругов как моноэтнических семьях русских и татар, так и в полиэтнических супружеских парах, где один из супругов является русским, а другой – татарином. Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, в современной России оба эти народа имеют много общего в образе жизни и истории. Однако, как показывают многочисленные исследования эти народы имеют достаточно значимую специфику проявляющуюся, в первую очередь, на бытовом уровне. Эта специфика не может не сказаться на семейных взаимоотношениях.

Большинство ключевых моментов в семейной жизни связано с образом жизни, ценностями, привычками и традиционными ожиданиями супругов, обусловленными, зачастую, их этнической принадлежностью. Каждый конкретный индивид склонен смотреть на мир через призму собственного опыта, той конкретной системы культуры, в которой он рос и формировался как личность. В частности, во внутрисемейных взаимоотношениях мы нередко с опаской относимся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения наших близких, что препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему отношению к другому. Именно семья играет главную роль в сохранении и передаче этнической культуры, так как с ослаблением семейно-родственных связей механизм этнокультурной трансмиссии нарушается.

Для человека, усвоившего стереотипы своей нации, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Это можно проследить по многим исследованиям. Длительный опыт совместного проживания, развитие двустороннего двуязычия, культурного взаимовлияния, распространение межэтнических браков обуславливают надёжную степень толерантности в общении. Безусловно, этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна, прежде всего, формироваться в культуре. Реальными формами проявления толерантности в рассмотренных взаимоотношениях можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, в ряде случаев двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.) Итак, говоря об этнических факторах, влияющих на взаимоотношения в семье, нужно учитывать, насколько каждый член семьи принимает каждую подструктуру психологии своего этноса, каждый ее компонент: психический склад этноса; этническое сознание; этнические чувства; этнические вкусы. Рассмотрим и проанализируем национально культурные традиции татарских и русских семей. Традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из шести и более членов. Наиболее желательным в татарской семье было рождение мальчика. Сыновья с малых лет вынуждены были работать вместе с отцом и другими старшими мужчинами в семье, приобщались к мужскому труду. Дочери помогали матери. Большое влияние уделялось привитию нравственных качеств. Строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». У татар, как и у многих других народов, главой семьи являлся муж. В руках главы семьи были сосредоточены земля, рабочий инвентарь, скот. Он являлся владельцем имущества всей семьи движимого и недвижимого, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Владея всей собственностью, глава семьи имел над остальными ее членами власть, на которой держался моральный авторитет семьи. Кроме того, власть усиливалась благодаря мусульманской традиции, которая всецело защищала права мужа, объявляя его фактическим хозяином всей семьи. Основной формой заключения брака был брак по сватовству. На выбор супругов решающее влияние оказывали экономические или иные «деловые» соображения и воля родителей. Кроме брака по сватовству существовало еще бракосочетание посредством самовольного ухода девушки к своему избраннику. В таких случаях свадьба не проводилась.

Семья для русского человека всегда была сосредоточением его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Иметь семью и детей так же было необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась нравственным авторитетом. Таким авторитетом пользовался традиционный глава семьи. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Все руководство домашним хозяйством держала в руках жена. Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях.

Рассматривая особенности татарских и русских семей в конце 60 гг., исследователи отмечали, что «в силу большей устойчивости семейных традиций, сильных родственных связей, татары чаще, чем соседнее русское население, живут трехпоколенными семьями». Татары и русские живут бок о бок уже многие столетия, и это многовековое проживание на одной территории, давние экономические, культурные связи, тесное общение в быту, в трудовой деятельности не могло не наложить отпечаток на характер межэтнических контактов. В межэтнических браках этническая идентичность имеет свои особенности. При смешанных браках русских и татар молодежь принимает преимущественно татарскую национальность, тогда как при смешанных браках русских с другими народами дети чаще избирают русскую национальность. По-видимому, здесь все-таки преувеличивается этническое влияние татар в смешанных браках, особенно в последние десятилетия. Тем не менее, при рассмотрении вопроса о смешанных браках татар и русских следует учитывать крайне важный аспект национальной принадлежности конкретно матери и отца. «Как представляется, в тех семьях, где мать – татарка, до половины детей становятся татарами, если же отец - татарин, то в большинстве случаев дети становятся русскими».

При изучении межэтнических отношений целесообразно рассмотреть их на примере межэтнической семьи. В таких семьях отношения разных этносов особо показательны. Межэтническая семья – это минимальная ячейка полиэтничного общества. Именно в такой семье можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. От умения правильно и разумно их сочетать зависит как стабильность семьи, так и характер общения младшего поколения. Именно в таких семьях закладываются основы межкультурного диалога или, напротив, закрепляются негативные стереотипы, которые приводят к национализму.

Как на моноэтническую семью, так и на межэтническую влияют не только внешние, но и внутренние факторы. Только в межэтнической семье их действие будет усиливаться ввиду принадлежности партнеров к разным этнокультурным системам. Итак, на стабильность и сплоченность семьи влияет группа факторов: 1) внешние – к ним будем относить экономику, право, политику, религию, быт, территорию, ближнее окружение и т.д.; 2) внутренние – толерантность, доверие, ценностная система, стереотипы и т.п. Среди факторов, влияющих на формирование, стабильность, сплоченность межэтнической семьи, одни оказываются более, а другие менее значимыми. Но следует сразу же оговорить, что все факторы теснейшим образом взаимосвязаны, взаимопереплетены. По существу их влияние принципиально совокупное, комплексное.

Глава II. Влияние внешних факторов на межэтническую семью.

Различные этносы, проживающие на одной территории, в схожих природно-климатических условиях, будут одинаково задействованы в производственной деятельности, иметь схожие цели и способы их достижения. Все это приводит к более тесным контактам, которые способны формировать как положительный (доверие, взаимовыручка, совместное воспитание молодого поколения), так и отрицательный (межэтнические конфликты, нетерпимость) результат. Соответственно, на территории многонационального государства закономерным будет появление межнациональных браков. Но выбор партнера той или иной национальности для создания семьи может определяться рядом других факторов. Наиболее характерным и общественно одобряемым будут являться браки с представителями близких этнокультурных систем, например русские – украинцы, чеченцы – ингуши и т.д. Т.к. здесь будет вступать во взаимосвязь с территориальным фактором хозяйственно-бытовой. «Чем существеннее межэтнические различия в бытовой поведенческой культуре, тем реже заключаются межэтнические браки. И наоборот, чем больше сходства, тем чаще они заключаются», тем стабильнее и сплоченнее семья. Семьи с партнерами, близкими по этнокультурным характеристикам, но разные по национальности (этничности) будут наблюдаться чаще, чем семьи второго типа. Для русского этноса характерной чертой является общительность, что во многом обусловлено той религией, которая наиболее распространена среди данного этноса. Для представителей ислама наиболее характерной является установка на взаимодействие с представителями своей религии, т.е. своего рода замкнутость, что является преградой для беспрепятственного общения с другими, инаковерующими. В законодательстве РФ (для его субъектов) нет ограничений для вступления в брак лиц разных национальностей. Но в действительности начинает вступать в силу и другие (этнический, конфессиональный, экономический и т.д.) факторы, регулирующие семейно-брачные отношения. Так, например, для представителей Северо-Кавказского региона является вполне приемлемым выбор своему потомству, еще в младенческом возрасте, семейной пары из представителей своей национальности, желательно знатного рода, исповедующего мусульманскую религию.

Семейная жизнь граждан России, Польши, Италии, Англии, Франции или Америки опирается на специфические культурные модели, которые отражены в религиозных традициях этих стран. Закрепленные в религии и культуре модели семьи передаются исторически из поколения в поколение. Сегодня особенный интерес вызывает не только устройство семейной жизни, например, в России, но и соотношение разных моделей семьи, их сходство и различия. Потому что среди современных семей много сложных, смешанных, межкультурных.

Модели семьи сформировались давно, и все без исключения подверглись модернизации. Они отличаются по характеру распределения власти и ответственности между взрослыми членами семьи, а также по месту ребенка в семье. Модель нормальной семьи предполагает, что основная ответственность за семью лежит на отце как физически более сильном и социально принимаемом. Это не значит, что с женщины снимается всякая ответственность, но она пропорционально меньше. Власть и ответственность распределены между супругами в соответствии с их возможностями по воспитанию детей. И хотя указание на единую норму может вызвать возражение, безусловно, модель, в которой мужчина вытеснен из семейного круга, как это произошло в отечественной традиции, аномальна. Межкультурные браки - это столкновение разных моделей поведения. Как следствие возникает проблема личностной самоидентификации людей с разными установками и представлениями о семейной жизни. Под западными" моделями скрываются католическая и протестантская модели семейных отношений. Католическая Европа очень четко отличается от протестантской Америки. Европа не любит, когда ее смешивают с Америкой, и Америка строго отделяет себя от Европы, признавая за ней право на истинную, старую цивилизацию. В основании католической модели семьи лежит принцип гармонии, сбалансированности, пришедший из античности и воспетый в эпоху Возрождения. Чтобы позировать обнаженным и созерцать обнаженное тело без смущения, нужно быть внутренне свободным и внешне защищенным. Католическая семья наиболее близка к нормальной семье. Положение женщины в католической семье подчиненное, но у нее есть право голоса, к ее мнению следует прислушиваться и обсуждать с ней все вопросы. Но за всю семью отвечает отец. Например, французские отцы очень заботливы, они принимают участие во всех домашних делах, и именно они решают, куда пойдут учиться дети.

Протестантская модель выросла на почве идей равенства и индивидуальных достижений. Женщина и мужчина в ней занимают одинаковое положение, фактически они взаимозаменяемы. Модель семьи, основанная на паритетных отношениях, нестабильна по определению. Положение женщины в США настолько высоко, что презрительное или брутальное отношение к ней в семье просто невозможно. Развод не табуирован, как это бывает у нас, когда женщины говорят: «Развелась бы, да страшно, убьет ведь!» - или: «Хочу уйти, но боюсь, что он покончит с собой». Само по себе сохранение семьи или развод для американцев не выглядит особой заслугой. Уровень разводов в Америке около пятидесяти процентов.

В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и оберегается, но как утешение, "приз", услада. Ценность женщины здесь понимается почти буквально, то есть в материальном, денежном эквиваленте. Женщина должна быть привязана к семье, всегда хорошо одеваться и щедро одариваться. Подарки возведены в разряд ритуала. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда. Мусульманские женщины, которые приезжают сюда, как правило, не демонстрируют своего подчиненного положения. Многие из них образованы, поэтому традиционной модели уже не получается. Тем не менее, когда они создают семьи внутри диаспоры, доминирование мужчины очевидно. Стабилизирующим фактором в мусульманской семье является авторитет родителей. Женщина, чувствующая психологический дискомфорт, идет за советом к старшим членам семьи и находит у них поддержку и утешение. Еще один уникальный принцип мусульманской модели семьи - заменяемость женщины (система гаремов).

Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных еврейских семьях невероятно высок авторитет мамы. Многое зависит от того, какой ребенок рождается - мальчик или девочка. В любой архаической модели рождение мальчика приветствуется больше, чем девочки. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, по отношению к мальчикам - поддерживающее, поощряющее. Еврейские мамы никогда не оставляют детей в покое и постоянно воспитывают: следят за осанкой, манерой поведения, речью ребенка. Дети, вырастающие в этих семьях, всегда вежливы и очень приятны в общении, однако, с точки зрения психолога, таким отношением легко подавить в ребенке творческое начало, которое предполагает определенный детский произвол.

В православной модели семьи дети, напротив, полностью предоставлены сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские. В типичной французской системе воспитания дети - самые опекаемые члены семьи, до 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей, которые обязаны их чем-то занимать, устраивать досуг. В российской культуре существует иная дисциплинарная система - система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример "передовики", на которых необходимо равняться, чтобы достичь успеха. Вопрос, каким образом можно достичь желаемых результатов, как правило, даже не поднимается. Православная модель рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Основная роль мужчины в православной модели - инициировать семью, семейная поденщина его не интересует. Мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю свою ответственность он делегирует жене. В российской семье потерялась фигура отца, женщина же перегружена ответственностью. При этом отношения в типичной российской семье нередко напоминают схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют, все решается через битье горшков. Православная модель дисгармонична, такие реализации подходят лишь для исключительно выносливых и психологически сильных людей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Есть еще одна категория, по которой различаются западные модели семьи. Это время. Пожалуй, православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было, имеет невероятную ценность. Смерть оказывается идеалом как вечное прошлое. Католическая модель - это интерес к настоящему. Вот почему она легко подвержена модернизациям, и адаптируется под текущую жизнь. Протестантизм - это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем. Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы нас раздражают именно нежеланием замечать трагическое прошлое или невыразительное настоящее. Одни уходят в бездеятельную рефлексию, другие стараются принять и упорядочить жизнь вокруг, а третьи пытаются строить совместное будущее, быстро договариваясь о предпринимаемых группой действиях. Иногда люди могут осознавать разницу в культурных моделях как абсолютное благо. Например, теоретически российско-американские браки очень удачны. Американский мужчина, переходя из модели равноправного партнерства в модель православной семьи, повышает свою относительную значимость. Ему делегируется больше власти и уважения, он, безусловно, выигрывает, повышается в социальном и психологическом статусе. Русская женщина, выходя из модели православной, снимает с себя непосильный груз ответственности и получает шанс на нормальную жизнь в семье с понятным для нее кругом забот - дети, кухня, дом, но с большим снисхождением, вниманием и поддержкой со стороны мужа. Отношения в семье для обоих оказываются более гармонизированными и «заточенными» под их собственную психофизическую конституцию. Эти браки оказываются очень долгосрочными, так как все роли распределены, и механизм работает, хотя семья смешанная. В такой семье каждый из супругов идет на уступки и безупречно играет свою роль. На Украине модель семьи исторически находилась под влиянием протестантской и католической этики. Удивительно, но при крайне низком уровне жизни в этой стране уровень разводов там меньше, чем в России. К самым комплиментарным бракам относятся украинско-еврейские. Может быть, это связано даже не с хорошей сочетаемостью самих моделей, а со специфическим способом улаживания конфликтов, при котором огромную роль играет юмор. Когда конфликты обыгрываются, их напряженность и значение не так высоки. Одно из абсолютно новых явлений сегодня - это русско-китайские браки. В Приморье их уже десятки тысяч. Китайские мужчины очень много работают, не пьют, приносят домой деньги и по контрасту обладают преимуществами перед русскими женихам. Русские женщины довольны. Несомненно, число таких браков будет расти.

Разница в моделях и установках в межкультурных браках обнаруживается всегда, и рано или поздно на этой почве возникают конфликты. Одни видят в супруге, прежде всего индивидуальность, и это вызывает у них искреннее уважение и интерес, порой - желание заимствовать. Другие находят в культурных различиях повод для постоянного раздражения, депрессии и отчуждения. Это связано с жесткой "конституцией" людей, неготовностью идти на уступки, недостаточной уверенностью в себе. В любом семейном конфликте, доходящем до суда, возникают права одной и другой стороны. В правовом поле все равны.

Заключение

Подводя итоги нашей работы необходимо подчеркнуть основные сложности такого явления как межнациональный брак. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины.

Межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества.

О положительных и негативных сторонах межнациональных браков спорили, спорят и, наверное, будут спорить еще не одно десятилетие. Одни считают, что для чистой и верной любви нет никаких преград, другие – относятся к ним как истреблению генофонда определенной страны. Что ж, спорить об этом можно вечно.

Создавая межэтнический брак, следует сразу подготовиться к тому, что придется долго привыкать и изучать нравы своего «нового» народа. Многие даже не задумываются о последствиях. Чего только стоят примеры наших популярных звезд, связавших свои судьбы с партнером другой национальности. Как правило, в таких случаях страдают дети.

Вступая в такой брак необходимо взвесить все за и против. С другой стороны, семья создается по любви, и именно этот критерий должен оставаться главным на всем протяжении ее существования.

Список использованной литературы

1) Ахтямов М.И.«Культурные традиции», www . gorko –gorko.ru

2) Блохин А.Б., Городецкая И.М. «Проблемы социальной психологии личности». - М.: «Авангард», 1997.- 378 с.

3) Давыдова Е.О. «Мигрант для москвички – лучший жених?» // Комсомольская правда, 31 августа, 2000.

4) Саляхов А.Р. «Межэтнические браки: дружба или борьба», www . aif . ru

5) Сусоколов А.А. «Межнациональные браки». – М.: «Ариос», 1987.-256 с.