Последние статьи
Домой / Помада / Скачать проект на тему этикет. Проект « Речевой этикет: история происхождения традиционных приветствий у разных народов

Скачать проект на тему этикет. Проект « Речевой этикет: история происхождения традиционных приветствий у разных народов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 4

Проект на тему

«Этикет»

Работу выполнила Турлаева Кира,

ученица 4 б класса.

Учитель Мещерякова Н.Н.

Цель проекта: выяснить, насколько этикет важен в повседневной жизни

человека.

ПЛАН

    Что такое этикет?

    Этикет в школе.

    Этикет за столом.

    Этикет дома.

    Этикет на улице.

    Роль этикета в жизни человека.

Что такое этикет?

Этикет – это волшебные правила, которые помогают стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Этикет имеет свою историю. Правила этикета создавались и оттачивались на протяжении веков. Более того, у разных народов в этикете есть свои национальные особенности.

Наиболее разумные, удобные и красивые правила человечество пронесло через века, закрепляя уважение, доброе отношение к людям как норму. Такие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек всегда их соблюдает.

Этикет в школе

Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.

    Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

    В школу приходим всегда вовремя, без опозданий.

    Когда входишь в школу, не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.

    Когда входишь в школу, в класс, нужно поздороваться сначала с учителем, потом с товарищами.

    Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешениеу учителя.

    Если в класс входит взрослый (учитель , директор или родитель ) дружно, но тихо и спокойно должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

    Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.

    Обращаясь с просьбой к учителю или товарищами, нужно употреблять вежливые слова: пожалуйста , спасибо .

    Каждый школьник должен беречь свою парту, не ломать, не писать, не царапать острым предметом.

    Выходить на перемену можно только после разрешения учителя.

    В коридоре нельзя бегать и кричать.

    Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за день нужно здороваться.

    Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему место.

    Если рядом с мальчиком идёт девочка, он должен пропустить её вперёд.

    Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Этикет за столом

Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:

    Никогда не спеши первым занять место за столом.

    Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

    Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.

    Не следует ударяться в другую крайность - поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.

    Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

    Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.

    Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не выти­рай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую - рядом с салфеткой.

    Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

    Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно - можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.

    Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

    За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.

    Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек - отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

    Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

    Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.

    Птицу - утку, гуся, курицу, индейку - бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.

    Рыбные косточки вынимаются вилкой или руками.

    Гарнир - картофель, макароны, овощи - набирай на вилку, помогая при этом ножом.

    Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

    Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

    Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

    После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.

    За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

    Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.

    Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

Этикет дома

Нужно ли быть вежливым дома?

Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с верхней одеждой оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет воспитанным человеком.

Правила поведения при общении с другими людьми следует соблюдать всегда и везде, и прежде всего дома. Любая семья - это маленький коллектив близких людей. А для того чтобы создать в любом коллективе добрую атмосферу, каждый из его членов должен помнить об остальных, считаться с их привычками и слабостями, проявлять друг к другу внимание, стараться, чтобы всем вместе было хорошо. Большое значение в жизни семьи имеют взаимное внимание и забота, которые проявляются даже в мелочах.

Если ты научишься жить в согласии и ладу со своими близкими людьми, то приобретёшь навыки поведения в любом обществе.

Запомни основные правила домашнего этикета:

    Помни, что основа каждой семьи - уважение к старшим.

    Если тебе необходимо задержаться в школе, на прогулке или в гостях у друга, обязательно предупреди об этом родителей, чтобы не волновать их.

    Держи свои вещи в чистоте и порядке. Старайся, чтобы у каждой вещи было своё место.

    Обязательно возьми на себя некоторые обязанности по хозяйству и выполняй их без лишних напоминаний.

    Уважай труд тех, кто о тебе заботится. Чаще выражай искреннюю благодарность своим близким.

Этикет на улице

Готовясь выйти на улицу, внимательно осмотрите себя в зеркало.

Порядок ли с вашим гардеробом, как вешний вид?

Встретив знакомых, здороваетесь первыми. Если это люди старше вас или это женщина, первыми руку не протягивайте. Это не принято. Подавая руку, обязательно снимите с нее перчатку. Подавать руку в перчатке для рукопожатия – признак дурного тона.

Если на ваших глазах поскользнулся прохожий, поддержите его под руку или помогите подняться.

Если хотите что-то показать своему спутнику, то не показывайте пальцем – это можно сделать взглядом или поворотом головы.

Помните, что на улице считается неправильно и некрасиво громко смеяться, размахивать руками, кричать. А потому, разговаривая с друзьями, ведите себя непринужденно, но так, чтобы вы не привлекали внимания прохожих. Понятно, что совершенно недопустимы в вашей речи ругательства, мат – между прочим, рядом гуляют дети.

На улице некрасиво затевать с друзьями шутливые стычки, игры, “догонялки” – накопившуюся физическую энергию гораздо полезнее израсходовать, применяя физические упражнения в спортивном зале.

Конечно же, нельзя на улице плевать, мусорить – это некрасиво и неприлично.

Если вам понадобится задать какой-то вопрос прохожему, подойдите к человеку спокойно, с улыбкой. Вежливо начните разговор фразой: “Извините, пожалуйста” и уж затем нужный вам вопрос. И не забудьте поблагодарить человека за ответ.

Не забывайте о правилах поведения в общественных местах, чтобы не обращать на себя негативные взгляды прохожих.

Роль этикета в жизни человека

Зачем же в обществе существуют правила этикета?

Как ни странно, правила этикета существуют для того, чтобы упростить процесс общения и взаимопонимания. От соблюдения норм поведения напрямую зависит то, каким именно образом мы воспринимаемся окружающими людьми. Этикет представляет собой уже готовый набор форм учтивости, который позволяет не задумываться, и практически по автоматическому принципу, осуществлять коммуникацию внутри человеческого сообщества.

Этикет - это инструмент, с помощью которого можно достичь положительного результата от общения с себе подобными. Это свойство этикета сегодня не заменимо в повседневной жизни, поэтому правила этикета постоянно развиваются, и сегодня можно выделить правила поведения для общественного места, работы, для внутрисемейного общения, деловых конференций, церемоний и много другого. В основе этикета - разумное требование уважения и признания достоинства каждого индивида.



Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

«Здравствуйте!» Слово «здравствуйте» - имеет глубокий смысл. Оно означает: я приветствую вас, я желаю вам здоровья, рад видеть вас здоровым. Это приветствие действительно способно оказывать влияние на самочувствие тех людей, к кому оно обращено. Произнесенное с доброжелательной интонацией слово «здравствуйте» несет в себе заряд позитивной информации и способно вызывать у человека положительные эмоции. "Здравствуйте", сказанное с негативным оттенком, изначально разрушает контакт. Важно произносить это слово дружелюбно, с уважительной интонацией и позитивным настроем, глядя человеку в глаза, улыбаясь.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Телефонные разговоры На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте сразу. Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой. Звонивший обязан назвать себя, если, не застав нужного ему человека, просит передать какое-нибудь сообщение. Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Никогда в начале разговора не спрашивать: "Кто говорит? Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Ведь чаще бывает виноват не человек, а автоматика. В очередной раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона. Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте спросить разрешения. При этом хозяину дома совсем не обязательно покидать вас (если такая потребность не становится очевидной). Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте трубку. Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - "извините", "пожалуйста" и "спасибо", - особенно полезны при телефонных разговорах. Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым. Тем более если вы звоните по телефону-автомату. Помните: другие ждут своей очереди. Постарайтесь вести себя корректно.

Слайд 10

Описание слайда:

Нормы поведения на улице Главное правило поведения на улице - не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. У нас в стране правостороннее движение, поэтому, находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т.е. держите их (вещи) в правой руке и идите в этом случае справа (даже если вы идете с дамой). Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам, тем более если вы гуляете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева (при этом не забудьте произнести: "Позвольте пройти", "Будьте добры"). Если вам необходимо остановиться на улице (встретили приятеля, нужно достать какую-то вещь из сумочки и т.п.), отойдите в сторону. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, не затруднитесь вежливо извиниться. Если вам понадобилась на улице справка или указание, обращайтесь с вопросами к милиционеру, почтальону, водителю. А при отсутствии их поблизости можно вежливо спросить у прохожего, извинившись за затруднение. И получив справку, поблагодарить его. Если вас на улице о чем-то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Не путайтесь в длинных объяснениях. Есть на улице неприлично. Ни в коем случае не входите с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Это верх неприличия! Старайтесь не чихать в общественных местах - в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте где попало обертки от конфет, окурки и прочий мусор. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Этикет и этика»

(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Школьный экспресс»)

Составитель: учитель начальных классов

учитель первой категории

Утвержден на заседании педсовета

Протокол № от

г. Апшеронск

2010 год

    Введение
    Содержание инновационного проекта «Этикет и этика», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта
    Проблема, объект, предмет исследования
    Гипотеза, цель и задачи проекта
    Основные принципы реализации проекта
    Механизм реализации проекта
    Этапы реализации проекта
    Оценка эффективности реализации проекта
    Значение ожидаемых результатов для развития общеобразовательной системы

    Введение

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств. Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Предупредить такие проблемы разумнее, чем устранять их последствия. Школьники непростительно мало знают о правилах поведения в современном обществе. А между тем школа должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан. Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом, которые регламентируют, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно этикет определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, потому самого по себе знания правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Наши манеры – отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека – это высокие этические качества, лежавшие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.

Инновационный проект «Этикет и этика» разработан в 2010 году. Хотя работа ведется по этому направлению с 2008 года. В младшем школьном возрасте дети особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, т.е. этот период является оптимальным для усвоения правил культурного общения. Разнообразные приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников и соблюдения этических норм (добро и сострадание, гостеприимность и милосердие, внешний вид и культура речи; личная гигиена и профилактика вредных привычек; взаимоотношение в семье, с ровесниками, младшими и старшими; правила поведения в классе, в школе, общественных метах, на улице, в транспорте, театре, за столом). Инновационный проект «Этикет и этика» включает в себя программу занятий для классных часов и внеклассной работы на четыре года.

3.Проблема, объект, предмет исследования

Проблема – поиск наилучших средств и способов в повышении внимания к вопросам нравственного воспитания детей в тесном сотрудничестве с семьей.

Объект – учащиеся начальной школы

Субъект – администрация гимназии, учитель начальных классов

Предмет исследования – деятельность МОУ Г № 5 по формированию комплексной, целенаправленной работы по формированию высоких норм общечеловеческой нравственности через систему внеклассных мероприятий и классных часов

4. Гипотеза, цель и задачи

инновационного проекта «Этикет и этика»

Гипотеза – если сформировать комплексный, целенаправленный подход к воспитательной работе по инновационному проекту «Этикет и этика», то это повысит уровень воспитанности учащихся

Цель : создание условий для решения проблемы приобщения детей к формированию положительного нравственного поведения в семейном общении и общении с окружающими людьми, чувства удовлетворения оттого, что он делает хорошие дела, приносит пользу близким, окружающим, радует их добрыми поступками в тесном сотрудничестве с семьей.

Задачи:

Разработать инновационный проект по повышению уровня воспитанности учащихся;

Воспитать стремление быть порядочными людьми;

Следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам;

Освоить нормы правильного поведения в обществе;

Воспитать негативное отношение к вредным привычкам;

Сформировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;

Предоставить возможность для дополнительного общения детей и родителей в неформальной обстановке.

Приоритетные направления:

    Формирование духовной личности, здорового образа жизни

    Воспитание человека-гражданина

    Создание системы воспитания личности, заинтересованной в развитии у ребенка нравственных качеств

    Обеспечение единства семейного и школьного воспитания личности, создание сбалансированной деятельности родителей, детей, учителей, образующих коллектив гимназии, призванный заботиться о формировании нравственного воспитания школьника.

Формы работы: классные часы, театрализованные беседы и представления, конкурсные и развлекательные программы, инсценировки, викторины и праздники, родительский лекторий по нравственному воспитанию младших школьников.

Исходя из цели и задач инновационного проекта «Этикет и этика» определены направления деятельности МОУ Г № 5

    Просвещение детей и родителей по инновационному проекту «Этикет и этика».

    Привлечение к этой деятельности зав. библиотекой гимназии, педагогов дополнительного образования, родителей.

    Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников.

    Информирование родителей о важности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на родительских собраниях.

ЭТИКЕТ

1-2 классы

Пояснительная записка

Целью предмета задач:
Программа курса этикета для 1-2 классов разработана на основе поурочной учебной программы «Веселый этикет» О.И. Фроловой На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа.

Список литературы :

«Веселый этикет» авторы Н.Е.Богуславская, Н.А.Куприна, рецензенты Т.А.Ладыженская, В.Н.Маров Екатеренбург «Арго» 1997 год.

Тематическое планирование

1 класс

Тематическое планирование

2 класс

ЭТИКЕТ

3 класс- 34 часа

Пояснительная записка

Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека Этикет предполагает решение следующих задач: - понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях - введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов - правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 3-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика» В.М.Мирошниченко
  1. Введение. Нравственная культура человека - 2 часа
- Понятия «культура», «нравственная культура», «культура поведения». Связь нравственной культуры и поведения – 1 час - Правила приличия. Зачем необходимо знать и выполнять правила поведения и нормы нравственности – 1 час
    Мое Отечество – 6 часов
а - Понятия «Родина». «Родина-мать», почему мы так говорим- 1 час - Подвиг во имя Родины – 1 час. б) - Понятия «труд», «воля», «ответственность», «уважение». Воля и труд все перетрут – 1 час - Отношение к учению. Уважение труда других людей -1час в) - Понятия «гражданин», «страна», «закон», «паспорт». Свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство об окончании школы – документы, рассказывающие о личности человека – 1 час - Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки в школе. Поощрения и наказания – 1 час
    Нравсвенное сознание – 10 часов
а) Простые нормы нравственности – 4 часа - Понятия «забота», «уважение к чужому времени», «уважение к себе», «зло», «равнодушие», «терпимость» и «нетерпимость». Нормы нравственности- 1 час - Забота о детях как о будущем страны – 1 час - Забота о людях старшего поколения – 1 час - Умение бережно относиться к своему и чужому времени, культурным ценностям страны. Что значит уважать себя – 1 час? б) Нравственные нормы жизни в семье – 3 часа - Понятия «семья» «традиция», «взаимовыручка», «жестокость», «бестактность», «грубость», «доброта», «одиночество». Традиции в семье. Праздники в семье. – 1 час - Русские национальные традиции родственных отношений – 1 час - Обязанности членов семьи и ответственность человека. Поощрение и наказание в семье – 1 час в) Семейные праздники - 1 час - Праздники семьи как традиции. День рождения - я особый праздник. Развлечения на семейных праздниках – 1 час г) Нравственные нормы жизни в школе – 2 часа - Уважение к одноклассникам, учителям, работникам школы. Забота о своих друзьях и одноклассниках -1 час - Умение дорожить своим временем и временем учителя на уроках. Помощь в учебе и других делах – 1 час
    Нравственные отношения - 6 часов
а) Человек и его имя – 2 часа - Понятия «отчество», «фамилия». Указы Ивана Грозного и Петра 1 относительно фамилий и отчеств. Имена по святцам и месяцеслова – 1 час - Не имя красит человека, а человек имя – 1 час б) Отношение человека к своему телу и душе, природе и здоровью – 3 часа - Этика о душе и теле человека. Стремление человека сохранить здоровым свое тело – 1 час - Что такое духовность человека? Зависимость здоровья человека от его нравственной культуры – 1 час - Отношение человека к природе и здоровью – достояние страны – 1 час в) Отношения с одноклассниками и одноклассницами – 1 час - Мальчики и девочки. Почему мальчики должны уделять внимание девочкам – 1 час
    Нравственная деятельность и этикет – 10 часов
а) Правила приличия – 1 час - Понятия «приличие», «вежливость», «правила приличия» и «правила этикета». Какие правила приличия нужны нам и почему – 1 час б) Знакомство и представления, приветствия – 2 часа - Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Рукопожатие и его история. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие сверстников, старших и младших. Приветствие незнакомых людей – 1 час - Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий – 1 час в) Этикет на улице и в общественных местах – 2 часа - Необходимость создания и соблюдения правил поведения в общественном транспорте. Вход в общественный транспорт и выход их него. Расположение и предназначение мест в общественном транспорте – 1 час - Отношение к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом. Особенности отношений между людьми в поезде, самолете, на пароходе, автобусе – 1 час. г) Этикет покупателя и продавца – 1 час - Основные правила поведения и общения в магазинах разного типа и на рынке – 1 час д) Если ты заболел – 2 часа

- Понятия «поликлиника», «врач», «пациент», «посетитель». Правила поведения в поликлинике и в больнице – 1 час

- Посещение больных: уважение и ответственность – 1 час ж) Этикет за столом – 2 часа - Уважение себя и других за столом. Что, где и когда едят? Правила использования сервировочных предметов – 1 час - Обращение за столом. Беседа за столом. Поведение в школьной столовой – 1 час

Требования к подготовке учащихся по предмету этикет

Учащиеся должны усвоить: - сущность понятий: «норма», «нравственная норма», «культура поведения» - «товарищи», «бескорыстие», «забота», «уважение - «чуткость», «взаимовыручка», «грубость», «бестактность» -«одиночество», «хамство», «страх», «гость», «хозяин», «визит», «приветствие», «представление», «герой», «гражданин»
Учащиеся должны знать: - как помочь товарищу в учебе, труде - как увидеть прекрасное в книге, жизни, человеческих отношениях - как вести себя за столом, что и как едят - как представиться при знакомстве - как приветствовать друг друга и старших - простые нормы нравственности
Учащиеся должны уметь: - оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю - пользоваться столовыми приборами - давать элементарные оценки поступкам и делам - правильно представляться при знакомстве - выполнять правила этикета в общественном транспорте

Тематическое планирование

3 класс


ЭТИКЕТ

4 класс- 34 часа

Пояснительная записка

Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека
Этикет предполагает решение следующих задач: - понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях - введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов - правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 4-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика». В.М.Мирошниченко. На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа. План составлен на 34 учебные недели, поэтому количество часов распределено следующим образом.
  1. Введение. Этика общения и правила этикета в жизни человека -2 часа
- Уточнение понятий «этика» и «этикет». Этика, этикет и жизнь человека – 1 час. - Религиозная этика. Заповеди Божьи – нравственные корни человека – 1 час
    Мое Отечество – 7 часов
а) Человек и Родина 2 часа - Понятия «Отечество», «патриотизм», «гражданин» - 1 час - Хорошее отношение к Родине начинается с добросовестного отношения к учебе и труду - 1 час б)Нравственные традиции России – 1час - Понятия «традиция». «Домострой» и первые правила, записанные на Руси. «Юности честное зерцало», или Показание к житейскому обхождению». Правила приличия 1880 года. Правила хорошего тона 1889 года -1 час в) Традиции семьи и быта на Кубани – 4 часа - Понятие «быт», «культура быта», «бытовые традиции», «традиции в семье» - 1 час - Казачество – коренное население Кубани – 1час - Быт и традиции Казачества. Одежда, особенности речи, занятия – 1 час - Отношение казачества к Отечеству – 1 час
    Нравственное сознание человека – 6 часов
а) Добро, зло – 1 час - Сущность понятий добра, зла, справедливости, несправедливости, хорошего и плохого. Особенности понимания добра и зла в России – 1 час б) Долг – важнейшее качество человека – 1 час - Понятие долга. Долг как потребность. Долг и обязанность. Долг в повседневной жизни. Долг и отношение человека к себе – 1 час в) Совесть – чувство ответственности перед самим собой -2 часа - Понятия «совесть», «вина», «стыд», «страх». Чувство совести и чувство вины. Совесть как средство самоконтроля – 1 час - Чувство долга и совесть: их формирование и развитие – 1 час г) Честь и достоинство – 2 часа - Понятие «честь» и «достоинство», их общие и отличительные признаки – 1 час - Честь, достоинство человека и его поступки – 1 час 4. Нравственные отношения -8 часов
а) Межличностные отношения -2 часа - Понятия «общение», «межличностные общения», «личность», «индивидуальность». Виды и формы межличностных отношений – 1 час - Вежливость, любезность, корректность в межличностном общении - 1 час б) Дружба как форма нравственных отношений- 2 часа - Дружба как особый вид межличностных отношений. Избирательность, индивидуальность и сокровенность дружеских отношении – 1 час. - Возраст и дружба. Бескорыстие, преданность, честность, верность. Что значит «старый друг лучше новых двух»? – 1 час в) Нравственные отношения в коллективе – 2 часа - Понятия «коллектив», «класс», «школа». Личность и коллектив - 1 час - Эгоизм, одиночество, одиночество и коллектив – 1 час г) Отношение к старшему поколению как хранителю традиций народа – 2 часа - Старшее поколение как хранители духовной и материальной культуры, традиций народа – 1 час - Забота о людях старшего поколения – необходимость жизни общества – 1 час 5. Этикет в жизни человека – 11 часов аА) Основные правила этикета – 2 часа - Из истории этикета – 1 час - Правила этикета. Вежливость – закон для всех – 1 час б) Праздники в жизни человека – 1 час - Роль праздников в жизни человека. Основные праздники в нашей стране 1 час в) Визит в гости- 2 часа - Понятия «хозяин», «гость», «внешний вид», «тактичность», «настроение», «бестактность», «шутка», «комплимент». Тебя пригласили в гости. Прием и отказ от предложения. Отношения между гостями – 1 час - Настроение, развлечения в гостях, угощение. Прощание, уход из гостей – 1 час г) Прием гостей- 2 часа - Приглашение гостей. Одежда к приему гостей – 1 час - Угощение гостей, развлечение гостей. Завершение приема гостей. Прощание – 1 час д) Подарки в жизни человека – 2 часа - Виды подарков (литературные, музыкальные, живые, съедобные и др.) – 1 час - Правила дарения и приема подарков у разных народов – 1 час ж) Цветы в жизни человека - 2 часа - Легенды о цветах. Цветы как символы в жизни человека – 1 час - Цветы и традиции. Цветы как подарок, украшение интерьера – 1 час

Требования к подготовке учащихся по этикету

Учащиеся должны знать : - сущность понятий «добро», «зло», «долг», «честь», «совесть», «обязанность - «межличностные отношения», «страх», «личность», «дружба» - «бестактность», «эгоизм», «одиночество» - «Отечество», «хозяин», «гость» - содержание и уметь правильно объяснять нравственные понятия, правила поведения на празднике, в гостях и дома, нравственные нормы в отношениях между людьми Учащийся должен уметь: - следовать основным нравственным требованиям к себе - выбрать подарок и подарить его - правильно вести себя в гостях и принимать гостей - организовать игру со сверстниками - пригласить на танец и ответить на приглашение

Список используемой литературы

Научно-методический журнал «Классный руководитель»» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы № 3 Москва 2007 год.

Тематическое планирование

4 класс


5.Основные принципы реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

Принцип гуманно-личностного подхода к детям

Принцип ориентации ребенка на самосовершенствование

Получение удовольствия и удовлетворения ответственности за свои поступки, дела перед близкими, окружающими и обществом.

6.Механизм реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет администрация гимназии

Главными исполнителями проекта являются:

Заместитель директора по УВР

Учитель начальных классов

Преподаватели дополнительного образования

Заведующая библиотекой гимназии

Родительский комитет класса

    Этапы реализации инновационного проекта

«Этикет и этика»

1 этап – проектно-мобилизационный август 2010 год

Целью этого этапа является разработка проектного замысла инновационного проекта «Этикет и этика» в воспитательной системе.

2 этап – поисково-преобразовательный с 1.09.2010 г. по 1.09.2014 г.

Целью этого этапа является - реализация инновационного проекта «Этика и этикет»

3 этап – обобщающий 2014г.

На завершающем этапе будет рассматриваться осуществление намеченного, обобщение выполненного, презентация опыта работы

    Оценка эффективности реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

В результате осуществления инновационного проекта «Этикет и этикет» ожидаются результаты:

Учащиеся будут верить в свои силы и возможности

Повышение уровня воспитанности образования у детей

Успешная адаптация ребенка в обществе

Усвоение правил и норм поведения в обществе

    Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы

Создание системы воспитательной работы начальной школы по реализации закона Краснодарского края № 1539

Разработка новых форм и методов работы с детьми и родителями по воспитанию у ребенка высоких нравственных качеств

Осуществление правильного нравственного воспитания детей

Обобщение и распространение передового опыта работы гимназии по организации работы с детьми и родителями по повышению уровня воспитанности учащихся младших классов

Предложения по возможному распространению результатов в системе образования эксперимента

Вышеизложенные результаты предлагаем распространить через цикл семинаров для педагогических работников.

Данные об авторе

Седова Оксана Юрьевна

Место работы, должность:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Красноармейска Саратовской области"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Исследовательский проект "Школьнывй этикет"

Проект "Школьный этикет"

  1. Введение …………………………………………………………..………..3-4
  2. История возникновения этикета.....…………………………………………5
  3. Виды этикета ……………………………………………………………. …..6
  4. Школьный этикет …………...……………………………………………..7-8
  5. Что думают дети о школьном этикете.………………………………..........9
  6. Как нужно вести себя в школе………………………….……………..........10
  7. Правила этикета нашего класса ………………………………………...11-12
  8. Заключение ………………………………………………………………….13
  9. Список использованных источников ……………………………………...14
  10. Приложение ………………………………………………………………...15

Введение

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»

«Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют своих знакомых и незнакомых людей.

Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями. Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно».

Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.

Тема моей работы «Школьный этикет».

Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без такого качества как вежливость.

Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в моем классе и школе.

Задачи:

  • изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
  • выяснить, существует ли школьный этикет;
  • понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах;
  • провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины;
  • выявить отношение учащихся школы к данному вопросу;
  • составить правила этикета для ребят своего класса.

Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • сравнение полученных результатов;
  • составление правил классного этикета.

История возникновения этикета

Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена и диктовался необходимостью мирного сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые трактаты.

Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси.

Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Виды этикета

В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:

  • речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения);
  • столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
  • религиозный;
  • повседневный (общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.);
  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
  • праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях);
  • профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности);
  • свадебный и т.п.

Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует школьный этикет.

Школьный этикет

С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания того, что же такое ШКОЛА.

Школа - то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями ум, интеллект, душу.

Школа - это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно соответственно.

Театр начинается с вешалки, а школа - с порога. Приходить сюда, как и в любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность - вежливость королей!» Опаздывать на урок - плохо и неприлично, ведь тем самым можно пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения учителя.

Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, чем с грубияном и нахалом.

«Встречают по одёжке, провожают по уму» - эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде. Причёска, одежда, вещи - показатель настроения, отношения к себе и другим людям.

Говорят, «молчание - золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так, чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова. Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с подружкой слышал весь класс.

Школа - это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор.

Что знают дети о школьном этикете?

Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в ответ.

По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 1)

Всего было опрошено 90 человек. Среди них 70 человек соблюдают правила поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 52 человек, на уроке - 71 человек.

Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный запас знаний речевого этикета у учащихся нашей школы. (Приложение № 2)

Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.

Из 90 человек 84 % опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы. 57 % школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 21 % пользуется словом «Здравствуй!» и 22 % - «Здорово!» Кроме этого учащиеся знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу! Хай! Приветик! Здоровик!»

Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!» Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и простите!»

А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.

Как нужно вести себя в школе

Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.

Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку.

Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не только учителя, но и весь класс.

Пропуски уроков могут быть только по одной причине - из-за болезни. Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.

На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по коридору. Если хочешь бегать, выйди на улицу.

Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и городских мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.

По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых рассказывает учитель.

Правила этикета нашего класса

Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул после уроков, уступить место в зале, столовой.

Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям, пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения. Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и тетрадями.

И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что-то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто-то забыл учебное пособие - даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому-то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем извинений и обещания больше не обижать товарища.

Получается, что дисциплина и порядок - это ежедневный и тяжёлый труд. Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».

1. Доброжелательность

Мы доброжелательно относимся друг к другу.

Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.

Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.

2. Поведение и дисциплина

В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.

Не опаздываем и не прогуливаем уроки.

После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.

Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.

3. Наша речь

Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

Не говорим плохие слова.

4. Общественные места

Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды.

Не трогаем и не портим чужие вещи.

5. Наши школьные традиции

Обязательно посещаем общешкольные линейки.

Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.

Заключение

Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе. Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом.

Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей школы в целом.

В заключение работы мной были сделаны следующие выводы :

  • В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
  • В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже - на перемене).
  • Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались школьного этикета.
  • С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
  • Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к другу.

Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.

Список использованных источников

1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 - 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.

2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.

3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов - М.: Школьная Пресса. 2002.

4. Персидская и др.Классные часы в 1 - 4 классах/. - Волгоград: Учитель, 2007.

5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.

6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области
«ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»
Работу выполнила
учащаяся 3 класса
Карандина Карина
Руководитель
Кульпина И. М.

2018 год
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение …………………………………………………………..………..2­3
История возникновения этикета.....…………………………………………4
Виды этикета ……………………………………………………………. …..5
Школьный этикет …………...…………………………………………….. 6
Что знают дети о школьном этикете.………………………………..........7­8
Как нужно вести себя в школе………………………….……………......... 9
Правила этикета нашего класса ………………………………………..10­11
Заключение ……………………………………………………………… 12
Список использованных источников ……………………………………..12
Приложение ………………………………………………………… 13­14

Введение
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
­ «Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют
своих знакомых и незнакомых людей.
­ Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети
всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями.
Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться
друг с другом совсем не обязательно.
­ Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать
правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они,
что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая
правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.
Слайд № 1
Тема моей работы «Школьный этикет».
Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без
такого качества как вежливость.
Слайд № 2
Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения
и общения в моем классе и школе.
Слайд №
3
Задачи:
 изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
 выяснить, существует ли школьный этикет и выявить знания детей о
правилах поведения учащихся в школе;
 понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице;
 провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины, узнать,
как учащиеся 3­го класса выполняют эти правила;
 выявить отношение учащихся к данному вопросу и напомнить ребятам о
правилах поведения в школе;
3

 составить правила этикета для ребят своего класса и обобщить
полученные результаты.
Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в
классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Методы исследования:
 анализ научной литературы;
 наблюдение;
 анкетирование;
 сравнение полученных результатов;
 составление правил классного этикета.
История возникновения этикета Слайд № 4
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение
«ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик
XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в
доисторические времена и диктовался необходимостью мирного
сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии
до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и
поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось
поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые
трактаты.
Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке
христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное
влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не
вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти
немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в
различных жизненных ситуациях.
Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность,
терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность
несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало
важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и
образованнейшие люди Древней Руси.
Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I,
немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о
хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому
обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в
доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно
приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий
4

назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь,
чтобы поступали с тобой».

Виды этикета Слайд №
5
В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:
 речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого
общения);
 столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
 «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
 религиозный;
 повседневный (общение с людьми, набор определенных действий,
поведение в здании, на улице и т.д.);
 служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
 праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных
вечеринках, дома и в гостях);
 профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой
деятельности);
 свадебный и т.п.
Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует
школьный этикет.
5

Школьный этикет Слайд № 6­7
С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания
того, что же такое ШКОЛА.
Школа – то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями
ум, интеллект, душу. Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно
соответственно.
Театр начинается с вешалки, а школа – с порога. Приходить сюда, как и в
любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность – вежливость
королей!» Опаздывать на урок – плохо и неприлично, ведь тем самым можно
пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения
учителя.
Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого
мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и
всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком,
чем с грубияном и нахалом.
«Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость
актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем
виде. Причёска, одежда, вещи – показатель настроения, отношения к себе и
другим людям.
Говорят, «молчание – золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так,
чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова.
6

Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на
последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с
подружкой слышал весь класс.
Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями,
коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что
в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к
школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать
за собой мусор.
Что знают дети о школьном этикете? Слайд № 8­16
Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при
встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания
учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене
и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на
замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в
ответ.
Среди ребят своего класса я провела анкету «Правила поведения учащихся».
Вопросы анкеты были такие: (Приложение № 1)


поведения на переменах?

Ответы учеников на первый вопрос анкеты были такие:
1. Одеваться культурно.
2. Здороваться с учителями
7

3. Не разговаривать на уроках, не выкрикивать с места, а поднимать руку
при ответе на уроке.
4. Не драться, не обзываться, не грубить.
На переменах не бегать и не кричать. Вывод:
 Мои одноклассники знают правила поведения в школе.
Ответы учеников на второй вопрос анкеты (Чем вы обычно заняты на
перемене?): 5 ответов – ребята бегают, 5 ответов – играют, читают, рисуют и 3
ответа – просто сидят или могут сходить в библиотеку.

 Вывод: Многие ребята, бегая на переменах, могут получить
травму.
Ответы учеников на третий вопрос (Что необходимо сделать для того, чтобы
школьники не нарушали правила поведения на переменах?) анкеты были такие:
 Организовать игровой уголок (принести в класс настольные игры, книги,
разные альбомы для раскрашивания и т.д.) Вот такой выход
предлагают мои одноклассники из этой сложной ситуации.
Ответы учеников на четвертый вопрос анкеты (Нарушаете ли вы правила
поведения учащихся в школе?):
­ Никогда не нарушают правила – 4 человека
­ Нарушают правила иногда – 7 человек
­ Нарушают правила всегда – 2 человека.
 Вывод: Мои одноклассники знают правила поведения учащихся в
школе, но, при этом, довольно часто нарушают их.
По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь
ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 2)
Всего было опрошено 13 человек. Среди них 10 человек соблюдают правила
поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 7 человек, на уроке ­ 8
человек.
8

Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила
выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный
запас знаний речевого этикета у учащихся нашего класса. Всегда здороваются –
11 человек, иногда – 2 человека (Приложение № 3)
Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.
Из 13 человек ­ 8 опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы.
8 школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 3 человека
пользуется словом «Здравствуй!» и 3 – «Здорово!» Кроме этого учащиеся
знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу!
Хай! Приветик! Здоровик!»
Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой
формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!»
Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и
простите!»
А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все
учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.
Как нужно вести себя в школе Слайд № 17­18
Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация
нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения
для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.
Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее
приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться
и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики
опрятны и готовы к уроку.
9

Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в
класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и
извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не
только учителя, но и весь класс.
Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из­за болезни.
Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.
На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет,
надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что­то спросить или
сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по
коридору.
Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя
серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать
одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и районных
мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.
По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для
пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники
безопасности, о которых рассказывает учитель.
Правила этикета нашего класса Слайд № 19
Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но
каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе
заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул
после уроков, уступить место в зале, столовой.
10

Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День
Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям,
пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения.
Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и
тетрадями.
И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы
всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что­
то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто­то забыл учебное
пособие – даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому­то плохо
в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда
выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем
извинений и обещания больше не обижать товарища.
Получается, что дисциплина и порядок – это ежедневный и тяжёлый труд.
Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».
1. Доброжелательность
­ Мы доброжелательно относимся друг к другу.
­ Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.
­ Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.
2. Поведение и дисциплина
­ В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.
­ Не опаздываем и не прогуливаем уроки.
­ После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.
­ Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.
3. Наша речь
­ Не повышаем голос и не кричим.
­ Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.
­ Не говорим плохие слова.
4. Общественные места
­ Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и
столовую без рюкзаков и верхней одежды.
­ Не трогаем и не портим чужие вещи.
5. Наши школьные традиции
­ Обязательно посещаем общешкольные линейки.
­ Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.
­ Исходя из наших классных правил я приготовила фоторепортаж «Мы и
правила». Слайд № 20­29
1. Одевайте подходящую в школу одежду.
2. Уважайте учителя.
3. Сиди за партой ровно, не вертись.
4. Не болтай на уроке.
5. Не подсказывайте.
6. Не бегайте на перемене.
11

7. Хорошо веди себя в школьной столовой.
8. Старайся хорошо учиться.
ПРАВИЛА ЭТИ
ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ
ТОЛЬКО ВСЕ ДРУЖНО
И ТОЛЬКО НА "5".
Пожелания нашим девочкам и мальчикам Слайд № 30­31
Ты мальчик, а это значит:
Ты сильнее, чем девочки, ты должен помогать, когда им трудно. Будь
вежливым во взаимоотношениях с ними. Когда девочка идет рядом с тобой в
класс или выходит в коридор, пропусти ее вперед. Если у нее упала книжка,
карандаш или портфель, не стыдись
поднять и подать ей ­ тебе это не тяжело, а девочке твоя помощь будет
приятна. Плохим мальчиком называется тот, кто бьёт девочек и обижает их.
Наоборот, нужно всегда защищать девочек. Когда девочка плачет, скажи ей
теплое, ласковое слово.
Ты девочка, а это значит:
Будь скромной и вежливой. Никогда не говори своим товарищам грубых и
резких слов. Когда обращаешься с просьбой, не забудь сказать "пожалуйста”.
Если товарищ сделал тебе услугу, не стыдись и поблагодари его. Это
показывает, что ты разумный и культурный человек. Будь для мальчиков
примером аккуратности, старательности, воспитанности.
12

Заключение Слайд № 32
Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе.
Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах
общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях,
о культуре в целом.
Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей
школы в целом.
В заключение работы мной были сделаны следующие выводы:
 В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
 В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в
большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже –
на перемене).
 Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались
школьного этикета.
 С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения
школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
 Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к
другу.
Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием,
так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.
Список использованных источников
1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 –
2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и
родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:
Школьная Пресса. 2002.
4. Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь
учителю М.: Школа­Пресс. 1998.
6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
7. Этикет от А до Я. Автор­составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство
АСТ, 1997.

Приложение № 1
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Анкета «Правила поведения учащихся».
1. Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете?
2. Чем вы обычно заняты на перемене?
3. Что необходимо сделать для того, чтобы школьники не нарушали правила
поведения на переменах?
4. Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе?
Приложение № 2
«Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?
Приложение № 3
14

«Можешь ли ты здороваться и извиняться?»
15