Домой / Помада / Суфийские практики. Женские суфийские практики Суфийские практики упражнения

Суфийские практики. Женские суфийские практики Суфийские практики упражнения

Ученые уже давно пришли к выводу, что медикаментозное лечение не убирает болезнь, а просто перемещает ее с одного органа на другой. Только глубинные внутренние изменения характера способствуют истинному исцелению. Изменение себя - это вопрос философский. А значит требует определенных знаний и техник. Например, суфийские целебные упражнения.

Несмотря на то что суфизм является одним из философских направлений традиционного ислама, он оказался настолько гибок и многогранен, что нашлось в нем место и для женщин. Ведь именно от ее здоровья зависит не только семейное благополучие и возможность продолжать род.

Согласно суфийской целебной традиции, заниматься различными практиками нужно под руководством опытного наставника. Медитация, движения тела, дыхательные упражнения имеют на столько древнюю традицию, что не достаточно простого механического их повторения. Нужно знать и понимать их суть.

Более того, по мнению суфиев определенные действия можно совершать только в определенное время суток, каждому моменту бытия соответствует свое время. Прием пищи, медитация, прогулка на свежем воздухе, любое действие должно совершаться в свое время. Тем более все, что связано с духовными и оздоровительными практиками.

Так как суфийские оздоровительные практики представляют из себя целые системы, то выполнять одно-два упражнения, выхватывая их из целостного цикла, нельзя. Благодаря своей гибкости, суфизм прекрасно сочетается с современными тенденциями. Например, очень популярными являются суфийские практики для женщин, проводящиеся для определенного возраста.

Женщинам за 50 не стоит отправляться на мероприятия, посвященные молодым девушкам. Не потому что там будет не интересно. А по причине того, что для каждой возрастной категории освящаются свои определенные вопросы, и то что жизненно необходимо в молодости, совершенно не актуально в старости.

Суфийские практики для женщин призваны не только разбудить божественную энергию, но и научить самостоятельно ею пользоваться. Одним из самых интересных и загадочных способов пробудит в себе энергию являются суфийские кружения. Их можно использовать в любом возрасте. Практически у всех народов мира в традиционных плясках и игрищах есть такие же или схожие элементы. Хороводы, парные кружения или одиночные. Начинать свою работу в постижении суфийских практик для женщин можно с них.

Нужно знать, что суфийские практики для женщин направлены на затрагивание души. Нужно найти опытного наставника, чтобы он рассказал, как именно нужно выполнять определенные задания, которые помогут приблизиться к цели. Женщина должна четко понимать, что она открывает пространство, которое поможет ей преобразиться до неузнаваемости.

Женские практики направлены на изменение внутреннего Я, нужны для того, чтобы наладить контакт с реальным миром. Ученица начинает понимать, что она может оказывать влияние на события, происходящие с ней, существовать в гармонии с самой собой.

Суфийские танцы и упражнения создают ощущение единения со Вселенной, центра мироздания. Человек начинает воспринимать Вселенную правильно, жить с ней в гармонии и ощущать счастье. Женщина спокойно относится к неприятностям и происходящим событиям, перестает испытывать ненависть и злость, раздражение и отторжение, жизнь становится более качественной.

В жизни без борьбы никак

Суфийский мудрец аль-Газалн утверждал, что каждый человек имеет двух врагов - похоть и гнев. Когда человеку удается их укротить, он переносится в рай, ну а если у него это не получается, то он постепенно приближается к аду. Эти враги проникают через человеческое тело, которое порождает желания, не нужные личности.

Следует подумать, какое действие на людей оказывает реклама. Зрители должны захотеть попробовать что-то, попытаться заполучить товар и мечтать о нем. Причем человек не сильно размышляет над тем, зачем ему это нужно. Реклама воздействует на низменные инстинкты, заставляет ощутить ненужные потребности. Личность не ощущает связь с собственным разумом, забывает то, к чему стремилась изначально. Именно поэтому люди начинают болеть, у них возникают неприятности, дух ломается, тело занимает руководящую позицию.

Человеку нужно постоянно держать свои реакции под строгим контролем, чтобы не выполнять низменные потребности.

Упражнения для очищения

Чтобы тренировки были максимально эффективными, нужно понять, что тело является проводником духа. Именно поэтому нужно обязательно его очистить. Следует избавиться от ненависти и гнева, которые провоцируют поражение печени.

Нужно применять суфийские упражнения для женщин. Для выполнения зикры нужно сесть и держать спину прямо, также следует производить их в хорошем расположении духа. Следует закрыть глаза и обратить внимание на тело, подумать, что находится внутри него. Тогда человек ощутит свет в области солнечного сплетения. Нужно эту область постоянно держать в открытом состоянии. Потом свет следует перенести в область между бровями, а потом переместить в печень. Так нужно повторить 99 раз.

Данное упражнение позволяет увеличить шар с положительной энергетикой, улучшить его свечение. Также при помощи данной методики можно ликвидировать гордыню, воспринимать мир с добротой и ощущать любовь к окружающим.



Как воспитать характер?

Суфийские практики не предназначены для того, чтобы выполнять их время от времени, только когда возникает желание. Для хорошего результата нужно заниматься ими постоянно и контролировать свои эмоции. Следует обязательно избавляться от негатива, который периодически возникает. Это не просто, но зато потом можно будет наслаждаться результатом.

Следует в течение всего дня анализировать поведение свое и окружающих, не расстраиваться из-за неприятностей и относиться к ним спокойно. Следует обязательно сохранить ощущение гармонии. Нельзя, чтобы обстоятельства оказывали влияние на душу. Нужно всегда чувствовать равновесие, не обращать внимания на невзгоды и оставаться в спокойном состоянии. Когда равновесие будет потеряно, нужно восстанавливать его и возвращать хорошее настроение. В этом помогут определенные упражнения.

Суфийские танцы

Кружение и песнопения являются очень мощными упражнениями, которые преображают сознание человека до неузнаваемости. Нужно снять обувь, и начать кружиться по часовой стрелке вокруг себя. Правая рука должна быть направлена в небо, для получения божественной энергии, а левую следует опустить вниз для заземления.

Следует производить вращения в течение длительного времени, не меньше часа. Следует ощутить неподвижность тела, крутящегося в вихре. Движения нужно продолжать до естественного падения. Причем не стоит стараться смягчить его.

Также можно попробовать заняться медитативными практиками. Следует лечь на живот и ликвидировать все посторонние мысли из головы. Так можно лежать не меньше четверти часа, причем в полном молчании.



Женский магнетизм

Девушки обладают привлекательностью и притяжением благодаря второй чакре, которая отвечает за ощущение удовольствия. Суфийская практика очищает ее и активизирует. Нужно выполнять упражнение сидя. Спину следует выпрямить и закрыть глаза. Руку нужно положить на грудь и глубоко дышать.

Нужно зародить в голове ощущение любви ко Вселенной. Следует создать поток энергии в тело, а во время выдоха следует направлять ее во вторую чакру, находящуюся рядом с маткой. Потом следует направить энергию к стопам. Дальше нужно опять вдохнуть любовь и пронести через все тело.

Следует сделать так, чтобы женщина ощущала удовольствие во всем теле. Женщина после этого начинает притягивать к себе словно магнитом.

От редакции.
Это начало книги К.Эрнста о суфизме. Мы не планируем дальнейшую публикацию этого исследования.

Суфизм
Путеводитель
Карл У. Эрнст, д-р наук

The Shambhala Guide to Sufism
Carl W. Ernst, Ph. D.
Shambhala
Boston & London
1997

Анне-Марии Шиммель
С благодарностью и любовью

Список иллюстраций и таблиц
Предисловие
1. Что такое суфизм

«Дервиш» и «факир»: взгляд на суфизм со стороны
Открытие суфизма востоковедами
Термин «суфий» как нормативное этическое понятие
Терминология, ныне используемая суфиями

2. Священные источники суфизма

Кораническое событие как форма мистического опыта
Мистические темы Корана
Пророк Мухаммад как мистический образец для подражания и объект поклонения

3. Святые и святость

4. Имена Бога, медитация и мистический опыт

Сокровение Слова Божьего
Продвинутые духовные стадии, практики и переживания

5. Суфийские братства: наставничество, ученичество и посвящение

6. Суфийская поэзия

Основы исламской поэзии
Арабская суфийская поэзия
Персидская суфийская поэзия
Переводы, разночтения и запись стихов
Суфийская поэзия на других языках исламского мира

7. Суфийская музыка и танец

Местные музыкальные и танцевальные традиции

8. Суфизм в современном мире

Суфизм и веяния современности
Суфизм и государство
Суфизм и фундаменталистский ислам
Обнародование тайного
Новые веяния в деятельности суфийских наставников

Примечания
Избранная литература
Избранная дискография
Глоссарий

Список иллюстраций и таблиц

1. Ибн Араби, суфий на все времена. Бронзовая статуя. Автор – Мустафа Али (Дамаск, 1995); коллекция Мириам Кооке и Брюса Лоуренса.
2. Изображения суфиев из кн. «Дервиши, или Восточная духовность» (Лондон, 1868), написанной американским дипломатом и переводчиком Джоном П. Броуном, с оригинальными подписями:
А: Дервиш братства мевлеви из Дамаска
Б: Абдаль-марабут, или святой человек, в состоянии «вне ума»
В: Дервиш братства руфаи в экстатическом состоянии
Г: Дервиш руфаи в состоянии экстаза
Д: Шейх накшбанди, усмиряющий льва своей духовной силой
Е: Епитимья (наказание) дервишей мевлеви
Ж: Дервиш бекташи, курящий гашиш
3. Мавзолей Бовы Мухьяддина (ум. в 1986 г.), недалеко от Филадельфии
4. Плакат с изображением гробницы хаджи Маланг Шаха Баба в Бомбее
5. Девяносто девять имен Бога
6. Каллиграфическое описание вознесения Пророка (Коран 17:1), читающееся снизу вверх (Мухаммад Шьям, 1987 г.)
7. Духовные стадии согласно Ансари и Кушайри
8. Тонкие субстанции (лата’иф) в суфийской психологии
а: семь тонких субстанций в системе Симнани (ум. в 1336 г.), братство кубравийя
б: шесть тонких субстанций в упрощенной системе накшбанди
9. Список сорока суфийских братств согласно аль-Сануси (ум. в 1859 г.)
10. Цепь духовной преемственности или генеалогическое «древо» (шаджара) братства накшбанди в Индии

Предисловие

Десять лет назад, получив исследовательский грант Фулбрейта, я отправился в Пакистан с целью написать книгу о южно-азиатском суфизме. Это был необыкновенный год, в течение которого моя семья и я непосредственно встретились с исключительным радушием и высокой культурой людей Лахора.
Когда мои знакомые в Пакистане расспрашивали меня о моей работе, это выглядело забавно. Иногда, узнав, что я изучаю суфизм, мой огорошенный собеседник отшатывался, произнося: «Вам следует знать, что суфизм не имеет ничего общего с исламом». В других случаях мой собеседник придвигался ко мне и взволнованно говорил что-нибудь такое: «Ты имеешь дело с суфизмом! Великолепно! Вот что я скажу тебе: мой дед был пиром [мастером], и если хочешь, мы можем сходить на его могилу”.
Эти две позиции отражают двойственность, связанную с суфизмом и его отношениями с исламом, которые глубоко укоренились в современных исламских странах во всем мире.
Ныне в большей части исламских стран можно обнаружить набожных людей, склонных к догматизму и настроенных весьма критически по отношению к многим практикам и верованиям, связанным с суфизмом.
Эта тенденция, резко усилившаяся после 1800 г., часто описывается ее последователями как “возрождение” или “реформация” исламской веры. В своих крайних идеологических и политических проявлениях эта позиция хорошо известна благодаря средствам массовой информации под названием “фундаментализм” или “исламизм”. Для тех, кто реально не сталкивался с мусульманами, мужчинами и женщинами, всё дело и ограничивается этой политизированной концепцией ислама, которая муссируется средствами массовой информации.
Специалисты предпочитают использовать термин “фундаментализм” для описания борющейся с современными веяниями идеологии, которую разделяют примерно двадцать процентов последователей всех крупнейших религиозных конфессий.
В этом отношении роль и численность исламского фундаментализма сравнима с фундаментализмом в среде христиан, иудеев, индусов и буддистов.
На большинство наблюдателей произвело большое впечатление то, что фундаменталисты сосредоточили весь свой гнев на осуждении секуляризма* и моральном разложении, связанном с “Западом”, что ныне стало ключевым подходом к регулированию политического, экономического и научного авторитета европейских и американских стран и, в меньшей степени, их бывших колоний.

* Секуляризм – борьба за отделение школы от церкви (прим. пер.).

В какой-то степени фразеология фундаментализма в исламских странах является полемическим откликом на грандиозную колониальную эксплуатацию территорий, захваченных западными странами. В период со времени вторжения Наполеона в Египет в 1793 г. и до распада Оттоманской империи в 1920 г. едва ли не все мусульманские страны были захвачены и колонизированы иностранными державами. И потому не следует удивляться, что сопротивление преобладанию Запада продолжает оставаться актуальным для идеологов, подобных Аятолле Хомейни в Иране.
Политическая фокусировка западных средств массовой информации уводит в тень одну важную составляющую, которой просто одержима фундаменталистская фразеология: выискивание всего того, что может являться внутренней угрозой исламу.
Главной внутренней угрозой исламу, с точки зрения фундаменталистов, является суфизм. Его стремятся представить пережитком средневековых суеверий, идолопоклонством и разложением. Истоки суфизма при этом усматривают в идольских обрядах христиан, поклоняющихся своим святым, и в еретических учениях греческих философов-пантеистов. В суфизме усматривают такие мерзости, как поклонение могилам, языческая музыка, заимствованная у индусов, и надувательство доверчивых верующих корыстными суфийскими учителями-мошенниками.
Основательность, с которой фундаменталисты взялись за суфизм, проявилась уже в движении вахаббитов в Аравии в начале 1800 гг., которое можно рассматривать как предтечу фундаменталистских движений сегодняшнего дня; когда их племенной союз пришел к власти, одним из первых свершений было разрушение всех величественных мавзолеев суфийских святых и шиитских имамов в Аравии и Ираке – их рассматривали как идольские постройки, которые одни люди возвели в честь других, почитаемых полубогами. Поэтому их и следовало разрушить. Многие фундаменталисты решительно отрицали даже широко распространенное почитание пророка Мухаммада. Преуспев в манипулировании массовым сознанием, фундаменталисты попытались взять в свои руки толкование религиозной законности – как в своей стране, так и на Западе. Их авторитарные установки, изложенные языком покорности Богу, не допускали никаких иных трактовок религиозной истины.
По иронии судьбы в результате стратегических успехов фундаменталистских движений в таких важнейших регионах, как Аравия, и вследствие колоссальных нефтяных запасов, которые оказались в руках режима Сауди, многие современные мусульмане изучили историю исламской религиозной традиции, из которой суфизм категорически исключен. Ирония же заключается в том, что до 18 века в течение предыдущих десяти веков большинство выдающихся религиозных ученых в Мекке. Медине и других крупных городах исламского мира непосредственно занимались тем, что мы сейчас называем суфизмом. Это вдвойне забавно, поскольку фундаменталистская история замалчивает те религиозные занятия, в которые ныне вовлечено более половины современных мусульман. Почитание пророка Мухаммада и суфийских святых – неотъемлемая черта мусульман любой исламской страны на протяжении от Китая до Марокко. Если говорить об этом более подробно, то следует сказать, что миллионы людей имеют посвящение в многочисленные суфийские братства, которые сохраняют цепь духовной преемственности, восходящей к пророку Мухаммаду, поколение за поколением обучая посвященных. Техники медитации и произнесение имён Бога, иногда под музыку и во время танца, по-прежнему практикуются как дисциплины под наблюдением суфийских мастеров. В стихах, песнях и рассказах на местных наречиях, обращенных к огромной аудитории, сохраняются жизнеописание и наставления суфийских святых. Вопреки попыткам многих постколониальных правительств ввести суфийские святыни и братства в определенные рамки – из-за большого числа их приверженцев и возможного политического влияния – деятельность, связанная с суфизмом, по-прежнему осуществляется, невзирая на эти попытки.
Главная цель полемических атак со стороны фундаменталистов на суфизм – отделить суфизм от ислама и объявить его враждебным исламу. Эта стратегия позволяет фундаменталистам определять ислам так, как им желательно – за счет избирательного использования рукописных текстов. Нововведения этого начинания совершенно ускользнули от внимания большинства журналистов и дипломатов, поскольку изучение исламской культуры по большей части не играет особой роли в евро-американской системе образования. Арабский термин «ислам» сам по себе имел относительно небольшое значение в классических религиозных системах, основанных на Коране; буквально он означает «покорность Богу» и указывает на минимум внешних форм, согласных с религиозным долгом.
Если обратиться к работам таких богословов, как знаменитый Абу Хамид аль-Газали (ум. в 1111 г.), то оказывается, что ключевым понятием религиозной принадлежности является не ислам, а иман, или вера. Тот, кто имеет веру, является му’мин, или верующим. Вера – одна из важнейших тем в Коране, упоминаемая в священном тексте сотни раз. В сравнении с иман ислам представляется относительно редким термином второстепенного значения; в Коране он встречается восемь раз. Однако поскольку термин ислам относится к описанию тех обществ, где люди покорны Богу, на практике он используется для политического размежевания людей по ту и эту сторону границы – если стоит задача обособления *.

Исторически термин ислам был введен в европейские языки в начале 19 в. востоковедами, такими как Эдвард Лане, в качестве прямого аналога современной христианской религиозной концепции; в этом отношении ислам был по большей части неологизмом – подобно таким терминам, как индуизм и буддизм. До этого времени европейцы, чтобы обозначить последователей пророка Мухаммада, использовали термин мухаммадане или магометане.
Начало использования термина ислам учеными-немусульманами совпадает по времени с увеличением частоты его встречаемости в религиозных рассуждениях тех, кто ныне называет себя мусульманами. То есть термин ислам стал популярен в реформистских и предфундаменталистских кругах примерно в то же самое время; он был популяризован европейскими востоковедами.
И сторонние «научные» обозреватели, и свои, внутренние идеологи обрели в термине ислам идеальный инструмент.
Ислам, одновременно воспринимаясь и как совокупность неизменных религиозных доктрин, и как социологическая единица (ныне ее обычно связывают с арабскими меньшинствами), образовал оппозицию европейской цивилизации. При этом многое осталось за рамками исламской истории и культуры; такова была не слишком дорогая плата за каждую из двух этих составляющих.
В этой книге я стараюсь избегать отсылок к исламу как к неизменной и нераздельной религии, которая каким-то образом делает однородными сотни миллионов людей, в разные эпохи и в разных странах. Я использую определение «исламский» для того, чтобы обозначить ориентацию, в которой главным письменным источником является Коран, а образцом человека – пророк Мухаммад, при этом я не настаиваю на какой-то особой властной структуре помимо этой простой формулы. Следуя за Маршаллом Ходгсоном, я использую определение «исламистский» для описания практик в цивилизации и культуре, которые были равно восприняты и мусульманами, и немусульманами, и связаны с исламской религиозной традицией, при этом не имея в качестве своего источника основные мусульманские тексты.
Предыстория термина суфизм весьма непроста, она будет изложена в начальной главе этой книги. Как и ислам, термин суфизм был введен в европейские языки востоковедами, однако восприятие этих двух терминов было принципиально различным. В исламском обществе вплоть до нового времени не знали этого разделения. Здесь разнообразная деятельность, которую мы обозначаем понятиями суфизм и ислам, не были выделены в особую сферу, в частности, они не были отделены от религиозной жизни. До 19 в. высказывание «суфизм не имеет ничего общего с исламом» было невозможным.
Хотя кое-кто из читателей захочет сразу начать чтение с последующих глав, посвященных различным аспектам суфийской традиции, рекомендую начать с 1-й главы – чтобы ознакомиться с кругом спорным вопросов в интерпретации суфизма сегодня.
Однако современные методики выискивания различий ведут к новым разногласиям и новым казусам, немыслимым в предыдущие эпохи. Недавно я прочел публичную лекцию по суфизму в Вашингтонском музее. Она собрала около ста человек. Я ожидал после лекции вопросов по изложенному материалу. Вместо этого меня на повышенных тонах атаковали люди, которые с горячностью выступали против того, что суфизм может иметь что-то общее с исламом. Стало ясно, что это – иранцы или афганцы, изгнанники из своих стран. Они проклинали фундаменталистских интерпретаторов ислама за все те ужасы, которые им пришлось пережить. В то же время они были очень расположены к великим суфиям и продолжали глубоко чтить их, особенно персидского поэта Руми. Они не могли представить себе, что обожаемый ими Руми мог иметь какое-то касательство к ненавистным им лидерам исламской революции в Иране, или к фанатичной фракции лидеров исламистской милиции в Афганистане. Так что для тех, кому стал чужд фундаментализм, ислам является символом авторитарного угнетения, а суфизм – символом пути к свободе и всеобщности. Фундаменталистская нетерпимость прочно утвердилась в их суждениях.
В этой книге я не пытаюсь дать некое окончательное определение суфизма и ислама. Суть дела заключается в том, что это – крайне спорные термины. Попытки дать любому из них авторитетное определение, в основном, важны в контексте политической конфронтации идеологического характера либо для самоопределения группировок, которые так или иначе опираются на суфийскую традицию. Иными словами, суфизм это не то, что ясно каждому; это появившийся в нашем обществе термин, который используют различные группировки для разнообразных целей.
Для востоковедов суфизм – описательный термин для корпуса религиозных верований и практик; исламские мистики традиционно используют термин суфизм как нормативный, для передачи определенных этических и духовных идеалов. Многочисленные формы деятельности, реально практикуемые исламскими мистиками, известны под разными наименованиями и терминами. Современные суфийские лидеры, желающие утвердить свои собственные взгляды, иногда дискредитируют иные разновидности суфизма, называя их псевдосуфизмом – особенно в тех случаях, когда не акцентируются исламские практики и принадлежность к исламу.
Фундаменталисты хулят суфизм как извращение ислама, а новаторы-секуляристы относятся к суфизму как к пережитку средневековья.
В научных трудах исторического плана суфизм обычно описывается как мистический аспект ислама. Такой тип описания предполагает, что суфизм включает в себя личный контакт с Божественным, что и составляет внутренний смысл исламской религиозной практики, при этом происходит некое приобщение. Такое объяснение содержит ряд неявных проблем. Предполагается, что сам язык описания должен быть ясен и точен, а здесь он таковым не является.
В первую очередь мистицизм подразумевает, что ведущим является личный опыт, индивидуальное переживание, и потому он оказывается вне рассмотрения в некоторых видах корпоративной и политической деятельности суфийских групп. Да и сам термин «мистицизм» является предметом споров и замешательства, что побудило некоторых ведущих ученых-суфиологов отказаться от использования понятия «мистицизм» для определения суфизма .
Наконец, как уже говорилось выше, понятие ислам, которому обычно дается глобальное и всеобщее толкование, в современно м религиозном словаре является весьма неопределенным понятием. Используя их, люди по своему усмотрению придают этим понятиям тот или иной смысл.
В отличие от этого, в академических кругах, включая издания суфийских братств, суфизм описывается как универсальная сущность мистицизма, составляющая сердцевину всех религий. С этой точки зрения ислам – в лучшем случае случайность (и, возможно, мешающая) в рассмотрении суфизма.
В этой книге я использую понятие суфизм предельно широко – включая не только тех, кто считает себя суфиями или кого считают суфиями другие, но также и весь спектр исторических традиций, текстов, культурных артефактов и практик, связанных с суфиями. Применив к суфизму принцип «фамильного сходства», я умышленно избегаю попыток выяснить, кто же является «истинным суфием» или каковы надлежащие отношения суфизма и ислама. В понятиях суфийской риторики ответы на такие вопросы значимы лишь в устах авторитетного суфийского мастера. Я, разумеется, не притязаю на это. Критически относясь к политическим позициям, основанным на устаревших ориенталистских подходах, я верю, что можно изучать и по достоинству оценивать такую традицию, как суфизм, без мистификаций, с позиции изучения религии.
Единственное притязание, отстаиваемое в этой книге, – это возможность приводить суждения и аргументы на основании исторических свидетельств.
Эта книга не предназначена для знатоков и специалистов по Среднему Востоку и исламским странам, и потому я воздерживаюсь от использования диакритических знаков, используемых при транслитерации иностранным имён и терминов, которые так любят специалисты.
Книга охватывает обширный круг вопросов описательного характера, посвященных суфизму, а также дискуссионные вопросы, связанные с ним.
Сегодня в каждом музыкальном магазине можно приобрести чудесные записи оригинальной музыки, исполняемой в суфийских кругах. Ныне эта музыка стала частью мировой музыкальной культуры. Пакистанский кавваль (певец) Нусрат Фатех Али Хан и марокканские музыканты из Джаджуки спонсировались крупнейшими компаниями звукозаписи и снискали восторженные отзывы ведущих европейских и американских музыкантов, а их музыка появилась в виде саундтреков к недавно вышедшим кинофильмам («Прогулка мертвеца»). Персидский поэт Руми в многочисленных переводах на английский язык ныне – самый читаемый поэт в Америке (по тиражам проданных книг). Кружащиеся дервиши из Турции регулярно выступают на Западе в крупнейших концертных залах. Существуют десятки сайтов («страниц») в Интернете, принадлежащих суфийским группам, базирующимся в Америке. Выходят литературные иллюстрированные журналы, например, журнал «Суфий» иранского суфийского братства Ниматуллахи, издаваемый в Лондоне. Как охватить все эти проявления суфизма? Эта книга, описывая условия возникновения суфизма, дает читателю необходимую основу для понимания современных форм суфизма.
Принимая во внимание проблематичный характер нашей терминологии, мы поместили в начале книги краткое предварительное обсуждение того, как суфизм стал предметом исследования на Западе и каким образом термин суфизм функционирует в западных языках. После этого введения последовательно рассматриваются практики, учения и персоналии – в исторической перспективе, вплоть до сегодняшнего дня.
Книга не претендует на исчерпывающий охват материала; специалисты, без сомнения, обратят внимание на преобладание примеров, заимствованных на мусульманском Востоке, особенно в Персии и Индии – по сравнению с Турцией, Аравией и Южно-Азиатским регионом. Предмет рассмотрения необъятен, и исчерпывающее изложение истории, литературы, философии, искусства и практик, связанных с суфизмом, потребовало бы многих томов и сотрудничества ученых, говорящих на разных языках /
Вместо этого в данном путеводителе помещена подборка эссе по широкому кругу тем, что дает возможность ориентироваться в различных аспектах суфийской традиции.
Особенностью нашего подхода является радикальный отход от общепринятых исторических и доктринальных исследований суфизма, поскольку здесь не требуется, чтобы каждый рассматриваемый термин имел ясное определение, удовлетворяющее всех. Вместо отвлеченных философских доктрин меня гораздо больше волновало выяснение того, какое место занимает то или иное понятие в практике и учении суфизма.
В отличие от более ранних исследований по суфизму, в данной книге суфизм не трактуется как преимущественно традиционное явление, принадлежащее прошлому. Хотя изучение исторического суфизма важно для понимания темы, оно нуждается в сопоставлении с современными проявлениями суфизма – чтобы выявить их современное значение. Я надеюсь, что знакомство и прояснение доводов и спорных точек зрения в современных интерпретациях суфизма поможет мне сыграть роль проводника в отношении читателя, который хочет оценить те преимущества, которыми сегодня обладает суфизм.
В то же время библиография и примечания отсылают читателя к лучшим и наиболее приемлемым переводам суфийских текстов и исследованиям по суфизму.
После вводной главы, излагающей концепцию суфизма, на целом ряде тем обсуждаются истоки и происхождение суфизма, с постепенным переходом от начального периода к настоящему времени. Первые главы посвящены священным образцам, из которых исходит суфизм. Это прежде всего кораническое откровение и пример пророка Мухаммада. За обсуждением природы святых и святости следует обзор медитативных практик, связанных с повторением слова Божьего. Далее следует описание генеалогии суфийских братств и их обрядности и ритуалов. Затем рассматривается суфийская поэзия и музыка, с комментариями об их месте в современной культуре. Последняя глава посвящена необычным дилеммам, вставшим перед суфизмом в современном мире. Здесь приводятся разные варианты ответов на вопрос об отношениях суфизма и ислама.
Некоторые суфийские наставники сегодня настаивают на том, что суфизм не что иное, как подлинная практика ислама в его наиболее полном измерении. Другие суфии оставили усилия следовать исламскому закону и ритуалам, они представляют суфизм как всеобщую духовность, не ограниченную религиозными рамками. Приводятся обе точки зрения, однако вопрос, какой из них следовать, вынесен за рамки изложения.
Суфийская метафизика исследовалась чаще, чем любой другой аспект суфизма, поэтому я привожу здесь лишь ее краткую сводку, желая сделать акцент на практическом суфизме, которому в предыдущих исследованиях не уделялось достаточного внимания.
Книга основана на двадцатилетнем опыте изучения урду, арабского и персидского суфизма во время учебы в Гарвардском университете, а затем в качестве профессора – сперва в колледже Помоны, а теперь – в университете Северной Каролины в Чапели Хилл. Длительные исследования в Индии и Пакистане, а также поездки в Турцию и Иран обогатили материал книги.
Я глубоко благодарен моему первому учителю, профессору Анне-Марии Шиммель, единственному влиятельному ученому, отдавшему исследованиям суфизма полстолетия. Книга посвящается ей – в благодарность за ту огромную услугу, которую она оказала всем, интересующимся суфизмом.
В течение многих лет я учился у многих ученых из Южной Азии, Среднего Востока, Европы Северной Америки. Мне очень помогли щедрость и дружелюбие двух моих коллег – специалистов по суфизму – из университета Дюка. Винсент Корнелл, тонкий критик и прекрасный собеседник, прочел первоначальный вариант рукописи книги и внес ряд ценных предложений. Брюс Лоуренс, с которым я сотрудничал на протяжении последних 15 лет, исследуя и изучая суфизм и ислам, оказался незаменим своей живительной интуицией и живостью ума; если бы не общение с ним и не его пример, книга вряд ли состоялась бы. Я весьма обязан своим студентам, чей энтузиазм и искренние отклики помогли мне сформулировать данный подход к суфизму. Я также благодарю своего научного ассистента Дженифер Саундерс за квалифицированный и тщательный отбор материалов. Фотограф Джеральд Блоу из Художественного музея Окленда подготовил к печати иллюстрации 1, 4, 6 и 10. Мне бы также хотелось выразить благодарность суфийским наставникам за их благосклонность и радушие; в частности, я хочу поблагодарить покойного Вахида Бакши Сиала Раббани из братства сабири-чишти (Пакистан), и д-ра Джавада Нурбахша, главу братства Ниматуллахи (Иран).
Разумеется, я несу ответственность за все мнения, высказанные здесь. Особую благодарность я выражаю Кендре Кроссен из «Шамбалы», которая предложила осуществить это издание. И как всегда, я приношу благодарность своей жене, Юдит Эрнст, за ее понимание и поддержку.

Примечание: Цитаты из Корана приводятся по обычному египетскому изданию. Даты следуют григорианскому летоисчислению (от н. э.), за исключением примечаний, где даты публикаций даются по исламскому календарю (в годах хиджры), за которыми следует та же дата от н. э.

Путеводитель «Шамбалы» по суфизму

1
Что такое суфизм

Пойди-ка, воспари с Платоном в эмпиреи,
К чистейшему добру, красе и совершенству
Или последуй запутанной стезёй наследников его.

Зовя освобожденье чувств, уподобляясь Богу, –
Как дервиши кружатся на Востоке
И головою подражают солнцу –

Иди, узнай у Вечной Мудрости, как властвовать,
И обратясь к себе, стань не в себе!

Александр Поп, Эссе о человеке (1734 г.)

Время чтения 2:32

Суфийское кружение - одна из самых древних техник, одна из самых мощных. Она настолько глубока, что даже единовременный опыт может сделать вас совсем иным.

Суфийские кружения - это древняя практика молитвы в движении, которая основывается на Зикре - повторении имени Бога и направленная на очищение сознания и осознание вселенской любви.


Суфийское кружение позволяет вывести сознание из головных чакр, способствует преобразованию энергии и вхождению в состояние халь. Существуют различные модификации этой техники. Кружение может осуществляться под музыку или без таковой, с использованием мантр, без определенной концентрации или с концентрацией в тех или иных энергоструктурах организма. В последнем случае кружение может способствовать их развитию и совершенствованию.

Кружащийся дервиш является проводником космической энергии, он принимает в себя силу неба и отдает ее земле, оставаясь при этом совершенно пустым, свободным от мыслей, желаний и нужд.

Место, где кружатся суфии, сохраняет эту энергию в течение некоторого времени. В старину дервиши кружились в людных местах, очищая пространство и приводя его в равновесие.

Дело суфия - донести до сознания мира одну простую вещь - можно погрузиться так глубоко в свое сердце, что увидишь - там, внутри, ты един со всей жизнью, со всеми душами, и извлечь из этого источника гармонию, красоту, мир и силу.

Церемония вращений дервишей ордена Мевлеви восходит к вдохновению, пришедшему к великому персидскому мистику и поэту Джалал ад-дину Руми, открывшему и проявившему через экстатический танец вращения тайны мироздания.

Со временем кружения стали основой суфийского ритуала Сема (слушание), в котором празднуется путешествие души к Богу. Исполняя ритуал, дервиши кружатся вокруг оси своего сердца и одновременно двигаются по кругу. Проходя сквозь усилия по очищению себя душа растет, встречается с Истиной и движется к Совершенству.

Это практика МЕДЛЕННЫХ вращений . Погружение в молитву (воспоминание о Боге), сопряженную с вращением вокруг своей оси и дыханием. В процессе практики, через внутреннее усилие (!) и одновременное отпускание усилий, происходит очищение и погружение во внутреннее пространство.

Кружитесь с открытыми глазами, как это делают маленькие дети, как будто ваша внутренняя сущность стала центром, а все ваше тело стало колесом, движущимся гончарным кругом.

Вы - в центре, но все тело движется.

Медитация делится на две стадии - кружение и отдых. Для нее нет определенной продолжительности - она может длиться часами, но, по крайней мере, один час, чтобы полностью ощутить водоворот энергии.

Кружение осуществляется в направлении против часовой стрелки, правая рука - вверх, локоть поднят, левая рука - вниз, локоть опущен. Люди, которые чувствуют неудобство от вращения против часовой стрелки, могут выполнять его по часовой стрелке. Пусть ваше тело будет ненапряженным, а глаза открыты, но не сфокусированы, чтобы образы стали расплывчатыми пятнами, стали текучими. Оставайтесь молчаливыми.

В первые пятнадцать минут вращайтесь медленно. Потом постепенно увеличивайте скорость за последующие тридцать минут, пока вы не станете водоворотом энергии - периферия является бурей движения, но свидетель в центре них неподвижен.

Когда вы кружитесь настолько быстро, что не можете оставаться в вертикальном положении, ваше тело упадет само по себе. Не делайте это падение результатом своего решения и не пытайтесь организовать его поудобнее: если ваше тело расслаблено, вы упадете мягко, и земля поглотит вашу энергию.

Когда вы упали, начинается вторая стадия медитации .

Тут же перевернитесь на живот, чтобы коснуться земли обнаженной частью пупка. Если кто-то чувствует сильное неудобство, лежа таким образом, он может лежать на спине. Чувствуйте, как ваше тело сливается с землей, будто малое дитя прижалось к материнской груди. Держите глаза закрытыми и оставайтесь пассивными и молчаливыми, по крайней мере, пятнадцать минут. После медитации будьте настолько тихи и неактивны, насколько возможно. Некоторые люди могут почувствовать тошноту во время медитации кружения, но это ощущение исчезнет через два-три дня. Если тошнота останется, прервите медитацию.

После выполнения упражнения необходима релаксация.

Также требуется полное доверие к технике, полная "раскрытость" во время выполнения упражнения. Его длительность определяется индивидуально и может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов.

Один из величайших опытов в жизни, когда есть окружающая вас, переполняющая вас, наводняющая вас музыка, и в вас начинает расти медитация - когда медитация и музыка встречаются. Бог и мир встречаются, материя и сознание встречаются. Это унио мистика - мистическое единство.

Суфийские кружения

Суфийская музыка: вспомнить и почувствовать Божественное в себе

Существуют разные направления духовного совершенствования и к ним относят суфизм. Его используют для того, чтобы справиться с проблемами, раскрыть потенциал и лучше понять себя. Есть разные практики, которые помогают преобразиться не только внутренне, но и внешне.

Что это суфизм?

Мистическое направление в исламе, которое проповедует аскетизм и повышенную духовность, называется суфизмом. Его используют для очищения души от негатива и приобретения правильных душевных качеств. Суфизм – это сложное для понимания направление, поэтому без помощи духовного наставника (муршида) на первых этапах не обойтись. Все, что противоречит шариату, не может считаться суфизмом.

Философия суфизма

Название этого направления в персидском языке означает, что нет отличий между человеком и окружающим миром. Современный суфизм базируется на философии, заложенной с самого начала создания.

  1. Чтобы жить настоящим, не нужно вспоминать о прошлом и заглядывать в будущее, главное, ценить моменты и не беспокоиться о том, что будет через час или день.
  2. Суфии существуют везде и чем человек ближе к Богу, тем больше он растворяется в нем и становится Всем.
  3. Суфизм передается от сердца к сердцу, как что-то магическое.
  4. Бог не является личностью, и он существует повсюду.

Психология суфизма

На первых стадиях формирования этого течения одной из главных идей было очищение души через практику бедности и покаяния, так суфии хотели приблизиться к Всевышнему. Принципы суфизма основаны на создании совершенного человека, который свободен от своего Эго, и слиянии с Божественной истиной. Основные направления этой практики помогают совершенствовать , избавляться от материальной зависимости и служить Богу. Обязательно принципы этого течения полагаются на учение Корана и следуют идеям пророка Мухаммеда.


Эзотерический суфизм

Люди, принявшие решение стать на путь познания Бога, не должны вести отрешенный и аскетический образ жизни, поскольку суфии считают, что мирская жизнь как нельзя лучше дает шанс познавать и изменять себя. В основе представленного течения находится божественная любовь, которая рассматривается, как единственная энергия и сила, способная привести к Богу. Мистика суфизма включает несколько этапов для ее познания.

  1. Сначала проводится развитие эмоциональной и сердечной любви, ко всему светлому на земле.
  2. Следующий этап подразумевает жертвенную службу людям, то есть нужно заниматься благотворительностью, помогая людям не требуя ничего взамен.
  3. Происходит понимание того, что Бог есть во всем, причем не только в хороших, но и в плохих вещах. На этом этапе человек должен перестать делить мир на черное и белое.
  4. В завершении становления эзотерический суфизм подразумевает направление всей существующей любви к Богу.

Суфизм – за и против

Уже не один десяток лет с таким понятием как «суфизм» связано много споров. Многие считают, что подобное направление является сектой и люди, вступающие в нее, находятся в опасности. Мнение против возникло и из-за того, что в это религиозное направление вошли многие безбожники и шарлатаны, которые искажают информацию. Правда о суфизме – тема, которая интересует многих ученых, что привело к возникновению многих теорий и книг. Например, есть известная книга «Правда о суфизме», в которой можно найти ответы на важные вопросы и узнать о существующих мифах.


С чего начать изучение суфизма?

Чтобы разобраться в основах этого течения и получить первые знания, необходимо найти учителя, который будет являться связующим звеном. Его могут назвать лидером, пиром, муршидом или арифом. Суфизм новичков (последователей) называет мюрид. Одна из важных стадий является исчезновение в мастере, которое подразумевает совершенствование преданности. В результате ученик обнаруживает, что во всем окружающем он видит только своего наставника.

На начальных этапах учитель предлагает мюридам разные практики для развития концентрации, остановок мыслей и так далее. Выясняя, с чего начать суфизм, следует заметить, что обучение непосредственно зависит от индивидуальных особенностей каждого новичка. В разных братствах количество этапов для вхождения в религию отличается, но среди них можно выделить четыре основных:

  1. Шариат . Подразумевается буквальное выполнение законов, описанных в Коране и Сунне.
  2. Тарикат . Основан этап на освоении ряда ступеней, которые называются макам. К основным относят: покаяние, осмотрительность, воздержанность, нищету, терпение, упование на Бога и покорность. Тарикат применяет метод размышления о смерти и интенсивную интеллектуальную работу. В завершение мюрид испытывает необъяснимое и сильное желание достичь единения с Богом.
  3. Марефат . Происходит дальнейшее обучение и совершенствование знаний и любви к Богу. Дойдя до этого этапа, суфий уже понимает многомерность пространства, ничтожность материальных ценностей и имеет опыт общения с Всевышним.
  4. Хакикат . Высший этап духовного восхождения, когда человек поклоняется Богу, будто он находится перед ним. Происходит сосредоточение на взоре и наблюдении за Создателем.

Суфийские практики для женщин и женской силы

Техники, используемые в суфизме, самобытные и оригинальные, дают шанс очистить и раскрыть сердце, почувствовать радость от общения с миром, Богом и самой собой. Кроме этого, человек обретает спокойствие, уверенность и гармонию. Суфийские практики женской силы являются древними, и заниматься ими рекомендуется под руководством опытного наставника, поскольку нужно знать и понимать их суть. Кроме этого, определенные действия должны совершаться в определенное время.

Медитации, разные движения тела, все это помогает оздоровиться, избавиться от лишнего веса и негатива. Суфийские практики представляют целые системы, поэтому выполнения пары упражнений будет недостаточно. Не менее важно учитывать возрастные ограничения. Древние суфийские практики не только пробуждают божественную энергию, но и учат самостоятельно ею пользоваться.

Суфийские практики Даши

Победитель 17 сезона известного шоу «Битва экстрасенсов» Свами Даши практикует суфизм. Он проводит разные семинары и семинары, где помогает людям избавиться от негатива и . Свои практики он основывает на звуке, дыхании и движении. Предложенные им суфийские упражнения помогают снять эмоциональные, ментальные и физические блоки. Известные некоторые практики, используемые Даши:

  1. Динамические медитации. Активные и напряженные монотонные движения помогают добиться расслабления и единства души, тела и духа.
  2. Суфийские кружения и зикры используются для того, чтобы войти в транс.
  3. Беззаботная ходьба с медитацией и бег на месте помогает выйти за пределы возможного.

Суфийская практика зикра

Многократное повторение священного текста, глубокая медитация называется зикра. Такая практика имеет свои особенности и для нее используются разные движения: молитвенные позы, кружения, покачивания, вибрация и так далее. Основой зикр является Коран. Суфийская энергетическая практика помогает справиться с негативом и получить положительный заряд. Используется , пение и безмолвие. Варианты и модификации зикра разные в зависимости от братства или ордена, где они проводятся. В группах зикр проводится так:

  1. Участники становятся или садятся в круг.
  2. Руководитель надает медитативную настройку.
  3. По его указаниям все выполняют определенные упражнения, которые сменяются друг за другом. Они представляют собой ритмичные движения, выполняющие в убыстряющемся темпе.
  4. Во время этого участники произносят молитвенные формулы.

Суфийские танцы

Одной из самых известных практик суфизма – танцы с юбкой, которые помогают приблизиться к Богу. Их исполняют дервиши под аккомпанемент барабанов и флейты. Юбки, надетые одна на другую, работают по принципу мандалы и во время раскручивания они усиливают воздействие энергии на танцующих людей и смотрящих. Стоит сказать, что для исполнения танца монах должен три года вести строгий образ жизни и находиться в монастыре. Подобные суфийские практики можно проводить и самостоятельно, но тогда кружиться необходимо с открытыми глазами. Есть особенности таких практик.

  1. Перед началом кружения дервиши делает хлопок и топает ногой, что нужно для отпугивания шайтана.
  2. Большое значение имеет поклон, а также прикладывание руки у груди, что является приветствием.
  3. Среди всех танцующих есть главный дервиши, символизирующий Солнце.
  4. Во время танца одна рука должна быть непременно поднятой, а другая опущенной. Благодаря этому происходит соединение с Космосом и землей.
  5. Кружение происходит в течение длительного времени, благодаря чему дервиши входят в транс, соединяясь тем самым с Богом.
  6. Во время танца дервиши проявляют свое отношение к жизни.

Суфийские практики для похудения

Приверженцы представленного религиозного течения утверждают, что все проблемы людей, будто болезни или лишний вес, связаны с и непониманием своего предназначения в жизни. Суфийские практики для женщин, включающие разные упражнения, учат управлять жизненной энергией. К тому же это течение учит, как правильно принимать пищу, думать и действовать. Справиться с лишним весом в результате очищения своей души и становления на правильный путь. Все медитации, суфийские практики дыхания, танцы и другие варианты будут уместны для похудения.

Суфизм и христианство

Многих интересует вопрос, касающийся того, как относится церковь к подобным религиозным направлениям. Такого понятия, как христианский суфизм не существует, но между этими понятиями много общего, например, идея очищения души через практику покаяния и первичность духовной составляющей. Церковь утверждает, что христианство не приемлет мистику, будто языческие ритуалы или религиозные течения, поэтому по их мнению суфийские практики от дьявола и использовать их нельзя.

Хоть термин этот возник в начале XX века, история техники практически такая же древняя, как и само человечество. Найти ее описание можно у древних славян, индейцев, эскимосов и других северных народов, в азиатских практиках по типу цигун. На Востоке технику с давних времен практиковали суфии, один из которых, Баллак Мухаммад Субух и дал ей название. К слову, суфизм – это эзотерическое течение в исламе, которое ставит целью перед адептами духовное развитие с помощью практик и аскез. Человек имеет двойственную природу – духовную и телесную. От тела и «непоседливого» ума ежеминутно в нас рождается множество желаний и мыслей. В большинстве своем, не умея правильно реагировать, мы подавляем их, загоняя энергию желания вглубь, где она часто находит выход в виде болезней. Суфийская техника помогает вернуть целостность телу, восстановить естественное течение энергии, исцелиться от болезней, депрессии, фобий, последствий стресса. Она представляет собой нечто вроде динамической медитации в основе которой лежат аутентичные движения, то есть движения выражающие истинные желания тела.
Техника выполнения Латихан:
1. Практика выполняется в полном одиночестве. Вы должны быть абсолютно раскрепощены, а не озабочены тем, как смотритесь со стороны.
2. Станьте прямо, не напрягайтесь. Опустите руки вдоль тела и расслабьте их. Пошевелите пальцами левой руки и почувствуйте похожее «шевеление» в правом полушарии, может появиться ощущение «мурашек».
3. Выполните тоже самое для правой руки и левого полушария. После того как наладили контакт подвигайте обеими руками и ощутите оба свои полушария. Вообще сперва непривычно, здесь главное отбросить критичное мышление и отпустить контроль.
4. Поставьте ритмичную музыку, лучше всего барабаны, их ритм затрагивает самое естество. Впустите в себя этот ритм и отдайтесь на его волю, отпустите контроль разума, пусть ваш танец будет спонтанным и произвольным. Тело само знает в каких областях у него стоят энергетические и физические блоки и как от них избавиться. Главное не мешать ему.
Ключевым в выполнении данной техники является полное отсутствие контроля, отключите своего «критика» и перейдите в режим пассивного наблюдателя. Ваше тело двигается как бы само по себе, ваше сознание пребывает в медитативном состоянии, без мыслей. В духовном смысле суфии используя Латихан обращаются к Святому Духу, Высшей Силе. Они концентрируются на ощущении единения с этой силой в области над головой, откуда исходит золотой поток энергии. Он проходит сквозь тело сверху вниз, как сквозь пустую оболочку. При этом важно не удерживать поток, не пытаться «запастись» энергией, а пребывать в абсолютном покое, расслаблении с позиции без эмоционального наблюдателя. Представьте что этот поток и есть единственное настоящее, что существует вокруг вас, перейдите на этот новый уровень сознания.
Желательно выполнять Латихан ежедневно не менее получаса в день. Эта суфийская техника решает одновременно множество задач – исцеление тела и психики, снятие энергетических блоков, единение с Высшей Силой (Создателем).

Подкаст Святослава Саражина «О технике Латихан»

Предлагаю убедиться в эффективности Латихан прямо сейчас на собственном опыте. Вы можете поставить свою любимую музыку или выбрать из этого небольшого списка.
Шаманские барабаны

Спокойная музыка

Очень спокойная музыка — дудук

Загляните ещë сюда:


Женский пресс: как правильно накачать пресс женщине…