Домой / Помада / Типы модели семейного воспитания. Воспитание детей родителями

Типы модели семейного воспитания. Воспитание детей родителями

Вифлеемская звезда, если верить Евангелию от Матфея, озарила божественным светом Иудею в тот самый момент, когда на свет появился Иисус. Но речь пойдет сегодня совсем не о Рождестве Христовом, а скорее о том, как сделать звезду из бумаги, если нечем увенчать маковку новогодней ели. Или о том, как делать разного размера звездочки 3D для оригинальной подвески в спальню. Маленькие можно сложить из фольги, а большие покрасить акриловыми красками и обсыпать блестками — получится роскошное интерьерное украшение.

А еще вам полезно будет узнать, как сделать объемную звезду из бумаги для остросюжетной игры в ниндзя. Как использовать бумажную звезду решайте сами: маленькую стоит повесить на елку, а большая объемная звезда пусть, например, достойно украсит вершину рождественского символа. Или пусть свисает с потолка, будучи окруженной оригами-шарами, символизирующими все планеты солнечной системы. Начнем, пожалуй, с простейшей схемы — звезды четырехконечной. Эта схема для начинающих многих порадует своей простотой, итак…

Четырехконечная оригами-звездочка

Наша схема 1 предлагает вам сделать звездочку сюрикен — разящее оружие ниндзя (Кстати, возможно, вас и вашего маленького воина заинтересует ). Впрочем, вы можете наделить эти звездочки из бумаги своими смысловыми вариациями. Потребуется 4 листка квадратной формы для сборки отдельных модулей, из которых и получится модульное оригами звезда-сюрикен. Рассмотрите рис. 1 повнимательнее и далее действуйте поэтапно:

  • Квадратную заготовку сложите пополам по диагонали, по ней предстоит заострить один из углов методом отгиба плоскостей к срединному прогибу;
  • Нижний угол отогните кверху, формируя треугольную форму поделки из бумаги. Получившийся треугольник нужно сложить от себя пополам по вертикальной оси, чтобы сделать звездочку;
  • По линии малого треугольника сделайте отгиб нижнего края к себе, прожмите место залома. Разверните нижнюю часть заготовки и вверните выпуклый треугольник внутрь (см. рис. 1). Сделайте еще 3 такие поделки из бумаги (такого же размера, цвета произвольно);
  • Собирайте выпуклую звезду из цветной бумаги, вставляя нижние уголки в пазухи-кармашки соседней детали, затем уплотните соединения и расправьте стрелки, придавая им желаемый объем.

Как сделать пятиконечную звезду из бумаги

Сюрикен, как видите, сложился на раз-два. А вот классическое оригами предлагает вам небесное светило сделать из единого квадратного листа без соединения блоков. Как сделать пятиконечную звезду из бумаги, расскажет наш подробный обзор ниже и рис. 2:

  • Квадратный лист (можно сделать из стандартной офисной бумаги А4) сложите по обеим диагоналям, потом пополам и вновь пополам до маленького квадрата — разметка готова, разверните заготовку в начальное положение;
  • Сложите заготовку в треугольник, подгибая внутрь противоположные боковые плоскости от вершины диагонального пересечения;
  • Одно из равных ребер треугольника загните внутрь, равняя его на центральную ось. Повторите действие с обратной стороны, но уже с противоположным ребром.

Добавляя изгибы, отведите в сторону одну вершину с лицевой стороны и вторую с обратной стороны — пятиконечная звезда оригами в ваших руках. А объемная пятиконечная пентаграмма — результат корректировки «лучей». Отогните их так, чтобы издали поделка смотрелась объемно.

Вифлеемская звезда своими руками

Рождественская звезда из заранее подготовленного бумажного квадрата складывается своеобразно, но особых трудностей вам не предвещает. Сложить восьмиконечную звезду из отдельных модулей будет посложнее, но и эту вершину мы вскоре покорим. А шестиугольная звезда сворачивается так:

  • Ваш опорный конспект — рис. 3. Он наглядно показывает, как сделать Вифлеемскую спутницу волхвов. Для начала сложите лист (квадрат) ровно пополам, потом разверните его в обозначенное горизонтальное положение;
  • Верхние углы заломите вперед, совмещая сам уголок с линией центрального прогиба. При этом нижние углы должны остаться ровными, существенно заостряясь. Повторите действие со вторым верхним углом;
  • Верните лист к исходнику, затем вновь загните к себе первый отгиб угла. Не разгибая конструкции, поверх первого заломите второй верхний угол. Выступивший за края заготовки участок загните к себе, равняя его по ребру треугольника;
  • Все тот же выступающий участок заверните внутрь, в обратную сторону. Звезда приобрела половину вершин. Теперь отогните к себе верхний угол свертка, равняя его на центр основания треугольника;
  • Собрать звездочку из бумаги уже почти получилось. Осталось снова отогнуть нижний свежеотогнутый угол кверху, выводя наружу острие — одну из вершин зарождающейся звезды. Нижний левый острый угол отведите к противоположному тупому и опять отогните к себе, формирую еще одну вершину;
  • Оставшийся «свободным» участок также загните к противоположному углу и отведите к себе последнюю вершину. Готово!

Добавим объема!

Как сделать объемную звезду из бумаги? Восьмиконечную модульную звезду из цветной бумаги складывают по принципу конструктора. Сложное светило нам предстоит сделать из отдельных блоков, каждый из которых складывается подобно деталям для сюрикена (см. рис. 4).

Выполняется такое изделие аналогично сюрикену(используйте рис. 4 и шаблоны складывания четырехвершинного сюрикена — рис. 1), правда времени эффектная октаграмма отнимает чуть больше. Зато сложив такую штуку своими руками, вы по-настоящему удивите родных и знакомых. Удивлены новым уровнем своих возможностей? Тогда скорее расскажите домашним, как вы все это сделали, ведь каждому будет приятно увидеть свой личный вклад в украшение комнат к предстоящему празднику. А еще можете показать им схемы

– от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-либо, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне. Существует несколько моделей семейного воспитания.

1. Ситуации авансирования доверием (А. С. Макаренко), когда доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются в семье условия для выражения доверия со стороны родителей.

2. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

3. Модель семейного воспитания (О. С. Богданова, В. А. Краковский), когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно, под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова).

4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества (В. А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка, его способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации . Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит, прежде всего, от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», – писал В. А. Сухомлинский.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей. Когда в семье создается обстановка творчества, то дети начинают «раскрываться», выплескивать в этом творчестве все свои эмоции и переживания.

От родителей зависит, какую модель воспитания выбрать. Главное, чтобы она больше, чем другие модели подходила к воспитываемому ребенку.

Интересные данные представляют материалы по изучению моделей семейного воспитания, полученные с помощью наблюдения и психодиагностических методик. С этой целью используется несколько методик: методика PARI (Шефер и Белл), методика ОРО («Опросник родительского отношения», А. Я. Варга, В. В. Столин), методика АСВ («Анализ семейного воспитания», Э. Г. Эйдемиллер) и разработанная нами анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева).

Особенности внутрисемейной жизни и особенности родительско-детских отношений оцениваются с помощью методики PARI. Следует отметить, что данный опросник определяет внутренние позиции родителей по обеим исследуемым проблемам и дает субъективную оценку измеряемым параметрам.

В первом блоке оценивается степень интегрированности семьи. Под интегрированностью семьи понимается внутренняя сплоченность данной социальной группы, выражаемая в ценностно-ориентационном единстве ее членов. Выделяют три позиции: низкую, среднюю и высокую интегрированность. Особенности семейной жизни раскрываются путем анализа межсупружеских , хозяйственно-бытовых отношений и педагогических позиций родителей.

Анализ взаимоотношений между родителями свидетельствует о том, что большинство обследованных лиц считают, что они живут в семьях с низким уровнем интегрированности. Члены семей не демонстрируют общности интересов и целей, во взаимоотношениях проявляются существенные расхождения в понимании семейных ролей между мужем и женой, родителями и детьми подросткового или юношеского возраста, отсутствует чувство духовной близости. Родители признают, что могут использовать неадекватные приемы воспитания, вплоть до жестоких. Лишь около трети родителей оценивают свои семейные отношения как имеющие нормальный уровень интегрированности. Среди родителей детей с отклонениями в развитии практически полностью отсутствуют лица, которые могли бы оценить взаимоотношения в своей семье на высоком уровне.

Второй блок характеризует особенности, свойственные родительско-детским отношениям. Отношения родителей к детям характеризуются следующим образом: около трети рассматривают свои взаимоотношения с ребенком как теплые, оптимальные, эмоционально-насыщенные;

более трети родителей считают правомерным оказание дополнительной помощи ребенку при имеющихся у него трудностях и проявляют тенденцию к гиперопеке или откровенно гиперопекают своих детей, стремятся во всем им помочь, не позволяя детям реализовать собственные возможности;

приблизительно одна пятая часть родителей рассматривают свои отношения с ребенком как неуравновешенные, характеризующиеся зависимостью родителя от дефекта ребенка;

небольшая часть (около 15%) относятся отстраненно к проблемам детей, не считают необходимым оказывать им поддержку.

Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя. Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей. Гиперопекаемые отношения в наибольшей мере проявляются у авторитарных и психосоматичных родителей. Гипоопекаемые отношения доминируют у невротичных и у незначительной части авторитарных родителей. Эти факты являются свидетельством того, что родители, относящиеся к психосоматичному и авторитарному психологическим типам, имеют максимально выраженные возможности для осуществления обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время невротичные родители подобную возможность демонстрируют неустойчиво.

Методики ОРО и АСВ позволяют изучить особенности родительского отношения к ребенку и выявить данные об использовании родителями моделей воспитания, как правильных, так и неправильных.

Так, тест-опросник родительского отношения (ОРО) показывает, что у части родителей во взаимодействии с ребенком доминирует отвержение. Эти родители озлоблены, их раздражение и обида направлены на ребенка. Они не уважают интересов ребенка и его личности. В целом ребенок воспринимается родителями как неуспешный и неприспособленный к жизни. Небольшая часть родителей признаются в беседах, что согласились бы поместить ребенка в хороший интернат закрытого типа. Как «маленького неудачника» воспринимают своего ребенка более трети родителей. Авторитарной гиперсоциализации подвергают своих детей около половины родителей. Они стараются во всем навязать детям свою волю, пристально следят за их достижениями. Симбиотические связи с детьми проявляются у небольшой группы родителей. Эти родители стремятся во всем слиться с ребенком, удовлетворять его потребности, ограждать от трудностей. Чаще эта неправильная модель воспитания формируется у матерей. И лишь 2% родителей, по данным методики ОРО, используют правильную модель воспитания, сотрудничая с ребенком (шкала «кооперация»).

Исследование родительских моделей воспитания с помощью методики АСВ подтверждает доминирование выделенных выше родительских позиций по методикам PARI и ОРО. Так, модель воспитания «эмоциональное отвержение» коррелирует с данными шкалы «тенденция к гипоопеке» по методике PARI. Эта модель оказывается достаточно популярной: в соответствии с данными двух методик в каждой пятой семье наблюдается гипоопека. Такие родители рассматривают отчужденность от проблем ребенка и отрицание меры воздействия на него как одну из составляющих средств воспитания. Они чаще уповают на то, что ребенок сам все поймет и сам всему научится. В результате у ребенка не формируются аффилиативные чувства к родителям и искажается восприятие характера межличностных взаимоотношений между людьми.

Данные по шкале АСВ «повышенная моральная ответственность» коррелируют с данными, полученными по шкале ОРО «авторитарная гиперсоциализация». Модель воспитания «повышенная моральная ответственность» (АСВ) характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Результаты, полученные по шкале АСВ «потворствующая гиперпротекция», соотносятся с данными, полученными по шкале PARI «гиперопека», и данными шкалы ОРО «симбиотическая связь».

Качественная оценка всего фактического материала позволяет обобщить параметры воспитательского отношения родителей к детям и выделить две модели воспитания, доминирующие в этих семьях , а именно: модель «сотрудничество», которая означает контакт и помощь родителя ребенку;

модель «отказ от взаимодействия», которая свидетельствует об отвержении ребенка самыми близкими людьми.

Завершая анализ моделей воспитания, используемых родителями детей с отклонениями в развитии, следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, осуществляются чаще всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. В том случае, если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным к жизни ребенком. Собранный нами огромный фактический материал свидетельствует о том, что там, где рождается желание помочь, чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение (гипоопека).

Возможно установление связи между психологическим типом родителей и моделью воспитания, которую они избирают. Эта связь достаточно условна, однако некоторые тенденции все же можно проследить. В связи с тем что в основе воспитательного влияния родителей лежат особенности их взаимодействия с детьми, включающие принятие или непринятие дефекта ребенка, доминирующие (качественные) характеристики конкретного психологического типа могут влиять на определение родителями модели воспитания.

Сопоставительный качественно-количественный анализ психологических особенностей родителей и моделей воспитания ребенка («сотрудничество», «отказ от взаимодействия») позволил установить следующие тенденции. Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относящиеся к авторитарному типу. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что родители с такими психологическими характеристиками демонстрируют самые высокие количественные показатели (в 60,1% случаев) по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит стенический тип реагирования на стресс, качественные характеристики которого предполагают возможность преодоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.

Родители, относящиеся к невротичному типу, демонстрируют самые высокие показатели по установлению неадекватных взаимоотношений с ребенком (в 86% случаев). Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипостенического типа реагирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных возможностей невротичных родителей для преодоления проблем ребенка и его адекватного воспитания.

Психосоматический тип строится на смешанном типе реагирования, что обусловливает наличие у лиц данной группы как стенических, так и гипостенических характеристик.

С появлением ребенка каждая семья выбирает свою линию его воспитания. Выбор может быть продиктован реальной жизненной ситуацией, примером семьи своих родителей и так далее. При всем разнообразии подходов к воспитанию можно выявить несколько основных.

Вариант первый. «Профессионалам виднее»

В ситуации, когда оба родителя не могут уделять достаточно времени ребенку, на роль воспитателя приглашается няня, желательно профессионально подготовленная.

Степень риска
Родители, отстранившись от воспитания своего ребенка, могут постепенно утратить все душевные связи с ним. Его внутренний мир будет формировать посторонний человек.

Где же выход?
Необходим постоянный контакт с няней. А самое главное, несмотря на занятость, ежедневное общение с ребенком. Он должен знать, что его радости и огорчения родителям важны.

Вариант второй. «Подключаем бабушку»

Ребенка поручают бабушке, которая искренне его любит. Именно бабушка берет на себя все заботы о нем: накормить, уложить, проводить и встретить, помочь с уроками, отвезти в бассейн или музыкальную школу и так далее.

Степень риска
Если у родителей и бабушки разные взгляды на воспитание, то попытки доказать свою правоту (особенно при ребенке) – верный путь к его душевным травмам. От требовательных родителей ребенок тянется к балующей его бабушке, их авторитет подрывается.

Где же выход?
Как и в предыдущей ситуации (няня-воспитатель), родителям необходимо находиться с ребенком в постоянном душевном контакте, вникать в мотивы его поступков, не реагировать на них с неоправданной строгостью.

Вариант третий. «Перегрузка»

Родители готовят трамплин для будущего карьерного взлета ребенка. Его отдают в секции, дополнительные школы, нанимают репетиторов, записывают во всевозможные конкурсы.

Степень риска
У него не остается времени на общение с друзьями, на обычные игры. Настроенный на успех, он может переоценить свои реальные возможности. Любая неудача кажется ему крахом всей жизни.

Где же выход?
Понять, что гонка за успехом может привести к противоположному эффекту. Надо уменьшить груз ответственности, который лежит на ребенке.

Вариант четвертый. «Мир должен быть идеальным»

Ребенка изолируют от грубых и жестоких проявлений внешнего мира. Прививают ему высокие духовные ценности, развивают тягу к прекрасному.

Степень риска
Но если перестараться, он вступит в контакт с окружающей средой неподготовленным, беззащитным, не сможет адаптироваться в кругу своих сверстников.

Где же выход?
Родители должны соотнести свои взгляды на воспитание с современными реалиями.

Вариант пятый. «Все позволено»

У ребенка «счастливое детство». Ему предоставлена неограниченная свобода, он не знает ни в чем отказа. Хотя иногда такая позиция продиктована просто желанием отмахнуться от него, чтобы не мешал.

Степень риска
Идя на поводу у ребенка, родители формируют отношение к нему окружающих, ведь капризных, избалованных никто не любит. Привыкнув получать все по первому требованию, он не будет подготовлен к самостоятельной жизни.

Где же выход?
Родители должны изменить свою воспитательную линию, тем более что и сами рискуют превратиться для своего ребенка только в источник потребления.

Вариант шестой. «Папа на вторых ролях»

Родители принимают неравное участие в воспитании ребенка. Например, один из них постоянно занят на работе. Другой вариант: главную роль присваивает себе человек более авторитарный. Плохо также, когда за каждым родителем закреплена одна функция: один карает, другой милует.

Степень риска
Неучастие кого-то из родителей в воспитании приводит к дисгармонии в душе ребенка. У него не формируется представление о правильной модели семьи.

Где же выход?
Родители должны понять необходимость совместной воспитательной работы и договориться о согласованности своих действий.

Итак, какой бы вариант воспитания родители ни выбрали, они должны понимать, что уже в детстве во многом формируется личность будущего взрослого, определяется его дальнейшая жизнь.

Результаты специального изучения своеобразия семейных отношений последних лет позволили выделить типичные модели семейного воспитания. Они были положены в основу соответствующей систематизации, отражающей те или иные системообразующие признаки. Это позволило сформировать достаточно широкий спектр научных подходов. Рассмотрим тот из них, где в качестве основания для систематизации выступает характер внутрисемейных отношений и его влияние на воспитание детей.

- Семьи, уважающие детей . Детей в таких семьях любят . Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей в этой модели характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством и взаимопомощью.

- Отзывчивые семьи . Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители часто сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными. Также дети в таких семьях нередко с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.

- Материально-ориентированные семьи . В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями.

- Враждебные семьи . В них преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними, физические наказания. В результате дети, как правило, растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи.

- Асоциальные семьи . Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей может быть только крайне негативным.

Несомненно, что содержание и направленность каждой из представленных моделей семейного воспитания формируются в результате взаимодействия многих факторов. Нам же важнее всего рассмотреть те из них, которые оказывают отрицательное влияние на формирование семейной воспитательной среды. На этом основании социальными педагогами выделено несколько наиболее часто встречающихся причин этого.

1. Педагогическая несостоятельность родителей . Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому очень ответственному делу, не имея о нем никаких педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

2. Другая причина - жестокие, варварские методы воспитания, в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуждение, вражда. В одной из центральных газет были опубликованы вполне современные - при всей их невероятности - результаты анкетирования семи тысяч школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах страны. Оказалось, что 60% родителей используют физические наказания. В 9% применяется стояние в углу на коленях, горохе, битых кирпичах, в 5% - удары по лицу, голове и другим частям тела.

3. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной - сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плаксивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

Тот или иной вариант влияния некоторых факторов на формирование модели семейного воспитания вовсе не является фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно - сами или с помощью учителя, психолога-консультанта или социального педагога школы - разобраться в сложившейся ситуации, то преодоление отрицательных факторов возможно, что позволит преобразовать ущербную модель в благополучную.

Сознательное отношение к воспитанию в семье требуется и от детей . Это связано с тем, что в него входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. В связи с этим А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тиранической любви с их стороны, когда те не требуют от детей духовного возмещения за свою родительскую самоотверженность. Позитивная позиция родителей столь же необходимо для нормального воспитания, как и позиция детей. Именно это позволяет сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на эффективность семейного воспитания.

В. Л. Ситников выявил некоторые особенности в отношении отцов и матерей к своим детям в зависимости от их пола. По его мнению, отцы более внимательны к тому, как дети воспринимают себя. Отцы чаще принимают детей такими, какими они сами себя представляют, и меньше подвержены влиянию стереотипов в отношении детей. Правда, полученные различия нельзя распространить на всех отцов; это касается только тех из них, которые желают заниматься воспитанием своих детей. Г. Рассел выявил, что более активно и постоянно занимаются своими детьми андрогинные отцы, то есть те, у кого мужские и женские особенности поведения выражены в равной степени.

У матерей по мере взросления детей стабильно увеличивается позитивность восприятия ребенка, у отцов обнаружена противоположная тенденция. Своих детей-подростков отцы оценивают выше, чем матери (у отцов в 2 раза меньше отрицательных характеристик детей). При оценке же детей-старшеклассников количество положительных характеристик, даваемых отцами, резко падает, а количество отрицательных - увеличивается. Отцы отличаются гораздо большей гендерной избирательностью. У них образы сыновей и дочерей отличаются друг от друга. Прежде всего это касается телесно-физического контакта, который у отца к дочери проявляется больше, чем к сыновьям. Для отцов характерна недооценка способностей своего ребенка, внимание к его социальным достижениям.

Поведение матери в зависимости от пола ребенка различно и обращает на себя внимание уже с первых недель его жизни. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, однако с девочками они чаще разговаривают. После шестого месяца в этих отношениях наступают изменения: у матери увеличивается физический контакт с девочками. Предполагается, что это способствует большей самостоятельности мальчиков.

Воспитание детей родителями разного пола

В исследовании Т.А. Гурко показано, что матери занимаются воспитанием ребенка чаще, чем отцы; только 26% отцов занимаются с ребенком наравне с матерью. Поэтому дети хотят быть чаще с отцами, жалуются на их частое отсутствие дома. Вовсе не случайно в литературе можно встретить термин "невидимый родитель", который отражает степень участия отцов в воспитании детей.

Если отцы часто общаются со своими маленькими детьми, они превращаются для них в важную ролевую модель в последующие годы детства. У отцов, которые недосягаемы для детей, могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей впоследствии.

Стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от стиля взаимодействия с ними матерей. В то время как матери общаются с детьми, прежде всего в процессе ухода за ребенком, отцы взаимодействуют с ними в процессе игры, часто проявляя больше физической силы, активности и стихийности в обращении с детьми. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер: за вспышками возбуждения и проявления взаимного влияния следуют периоды минимальной активности. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, часто предсказуемые и традиционные игры, например, "ладушки". Отцы же склонны устраивать необычные, энергичные игры, которые детям особенно нравятся.

По данным А.В. Филь, родители строже относятся к сыну, чем к дочери. Последних они ограждают от возможных трудностей, больше утешают, когда девочки огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков. Так, несмотря на то что двухгодовалые девочки в 3 раза чаще просят помощи родителей, чем мальчики, родители более положительно относятся к их просьбам.

Отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или психологические воздействия как на сыновей, так и на дочерей. Мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек. На авторитарный стиль воспитания мальчики-подростки реагируют агрессивностью и непослушанием, а девочки остаются пассивными и зависимыми. Большую требовательность родителей к сыновьям и вследствие этого дистанцированность от родителей выявили психологи Ю.Е. Алешина и А.С. Волович.

Негативные особенности отношений родителей к детям

Чтобы лучше понять отрицательное отношение родителей к детям, необходимо выделить неблагоприятные черты личности родителей, "прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями, чем отцы":

  • сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
  • аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, чаще в сторону его снижения;
  • тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;
  • доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
  • эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
  • гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

У отцов, по мнению Захарова, аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью (как показывает практика, дети у таких отцов, как правило, страдают заиканием и тиками). Их импульсивность является причиной жестокого обращения с детьми. Несмотря на отдельные различия, у матерей и отцов есть общие черты: "недостаточная уверенность в себе, неадекватный уровень самооценки; проблемы личностного самоопределения, в том числе чувство внутренней неудовлетворенности; неустойчивость, противоречивость личности, эгоцентризм".

Захаров А.И. выделяет следующие психологические образы матерей, дети которых страдают неврозами и психологическими проблемами:

1. "Царевна Несмеяна". Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержана в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но, что называется, без души и учета реальных обстоятельств.

2. "Снежная королева". Повелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки - пороками, а любую критику в свой адрес - злым умыслом.

3. "Спящая красавица". Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего принца, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.

Есть нечто общее между тремя психологическими типами матери-"царевны": 1) она всегда молода и прекрасна; 2) исключительно много времени уделяет себе; 3) исходит только из своей точки зрения; 4) хочет покровительствовать; 5) высокомерна, претенциозна по отношению к другим, кого всегда считает ниже себя; 6) стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать над окружающими; 7) не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна, без восхищения и признания со стороны других.

4. "Унтер-Пришибеев". Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к опыту ребенка, его самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива, нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

5. "Суматошная мать". Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает и трагедию, из ничего создает проблемы и на них же бурно реагирует.

6. "Наседка". Жертвенная, тревожно-беспокойная, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном кажущихся трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности активности.

7. "Вечный ребенок". Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их "на поруки" кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.

Приведенные психологические портреты следует интерпретировать скорее как определенные и взаимно перекрывающие психологические образы или тенденции в отношении матерей к детям, чем как застывшие личностные типы.

Первые три характеристики отражают невротическую линию в формировании личности родителей, а остальные представляют более или менее устойчивые черты характера, проявляющиеся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Вместе они позволяют лучше понять проблемы в области межличностных отношений, свойственные родителям больного неврозом ребенка.

Порой ценой невроза у ребенка родители "преодолевают" свой личностный кризис.

Возраст родителей, обращающихся за психологической помощью, составляет 34 года у матери, у отца - 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолеваются конструктивным образом, а сопровождаются нарастанием внутренней напряженности. Данное состояние сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства.

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель - ребенок", обратившиеся за помощью родители обычно занимают деструктивную родительскую позицию, то есть их отношения с детьми неэффективны.

Делая выводы из своей практической работы, можно сказать, что причинами неэффективного родительского отношения являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • ригидные стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком;
  • эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.

Обратимся подробнее к одной из причин негативного отношения родителя к ребенку - непринятие (эмоциональное отвержение). Выделяют первичное и вторичное непринятие. При первичном непринятии, которое проявляется на ранних этапах развития отношений ребенка с родителями, увеличивается количество выкидышей, роды могут быть затянутыми или с патологией, возникают проблемы с кормлением. Причины разнообразны: например, нежелание женщины испортить свою фигуру, страх за собственное благополучие, будущее. В этом случае детей называют "нежеланными".

Вторичное - непринятие ребенка после его рождения. Причины такого отношения могут быть связаны с несоответствием пола ребенка с ожидаемым, его физические особенности, непохожесть на созданный матерью образ (например, девочка похожа на нелюбимую свекровь). Непринятие часто имеет скрытую форму, которая переходит в безразличие к своему чаду либо к гиперпротекции, когда родители отдают ребенку много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты, чрезмерно контролируя, что обусловлено неосознаваемым чувством вины.

Существует множество классификаций деструктивного воспитания детей, авторами которых являются А. Спиваковская, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др. У клиентов, обратившихся на консультацию с детско-родительскими проблемами, встречаются различные типы семейного воспитания, отрицательно влияющие на развитие ребенка.

Типы семейного воспитания

1. Воспитание по типу "Золушки" - открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку.

2. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - сочетание высоких требований с недостатком внимания к ребенку, меньшей заботой о нем. Родители убеждены, что его развитие идет не так как надо, предъявляя требования, которые ребенок выполнить не в состоянии.

3. Гиперсоциальное воспитание - тип воспитания, встречающийся у педагогов или в семьях с высоким социальным положением в обществе, то есть зависящих от социальной оценки: "Все должно быть правильно и культурно, как у людей". Как правило, родители не видят или не хотят замечать проблемы. В будущем детям из такой семьи будет сложно проявлять свои негативные эмоции, которые подавляются требованием "Ты должен".

4. Тревожно-мнительное воспитание - родительская любовь перерастает в страх потерять любимого (единственного) ребенка. Впоследствии ребенок становится пассивным, робким, обидчивым и тревожным, особенно если таковой является мать.

5. Гиперопека (гиперпротекция)

  • Потворствующая гиперопека - ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Например, поздний ребенок, которого супруги долго ждали. Он начинает рано чувствовать свою ценность и значимость. Дети в таких семьях имеют завышенную самооценку, привыкают только к положительному отношению со стороны взрослых. В результате такого воспитания в младшем школьном возрасте возникают проблемы, связанные с изменением образа "Я - идеальное" на "Я - реальное".
  • Доминирующая гиперопека - жесткий контроль. Родители не проявляют своей любви и вместо покровительства относятся к ребенку строго, осуществляя надзор за его общением со сверстниками. Такой ребенок испытывает дефицит физического и эмоционального контактов, не проявляет инициативы, рассеян, пассивен, робок и безответственен.

6. Воспитание в культе болезни - преувеличение физической слабости ребенка. У него возникает представление о том, что он особенный из-за своей болезни. В будущем такие дети проявляют пессимизм.

7. Гипоопека (гипопротекция) - ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют.

8. Жестокое отношение к детям - главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.), наказание.

Причины жестокого обращения с детьми:

  • педагогическая безграмотность родителей;
  • нежеланный ребенок (например, перенос агрессии по отношению к супругу);
  • алкоголизм, наркомания;
  • нервно - психическое расстройство;
  • ситуативная агрессия;
  • стремление самоутвердиться за счет ребенка;
  • низкий социальный, образовательный, экономический уровни;
  • следование социальным стереотипам.

9. Противоречивое воспитание - неустойчивость и резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующих у ребенка упрямство и безразличие к требованиям. В результате неправильного семейного воспитания родители навязывают детям роли, которые Э.Г. Эйдемиллер назвал патологизирующими детскими ролями. Это система ролей, возникающая в связи с влиянием членов семьи, имеющих психологические проблемы и обусловленная неосознанным стремлением к их компенсации за счет психического здоровья ребенка.

Условно детские патологизирующие роли в семье делятся на две группы: "положительные" и "отрицательные". "Положительные роли" построены на эмоциональном слиянии родителя и ребенка. Члены семьи создают "запутанный клубок", который придает смысл их совместному существованию. "Отрицательные роли" предстают как результат треангуляции, то есть втягивание ребенка в семейный (супружеский) конфликт (теория Боуна). Представленные роли в будущем сказываются на возникновении серьезных трудностей сепарации (отделения), когда родители не готовы расстаться со "взрослым ребенком" и эмоционально, и физически (например, вступление брак выросших детей, поступление в учебное заведение в другом городе).

"Положительные роли"

"Кумир семьи" (Восхищение родителей: "Ты наш ангел" - эта роль обуславливает единство семьи). Последствия: эгоцентризм, изворотливость, капризность детей. Например, симбиоз между сыном и матерью может привести к нарушению полоролевой идентификации.

"Роль паиньки" Воспитание послушного ребенка, который соблюдает все правила. Последствия: комплекс неполноценности, чувство вины, чувствительность к критике, жизненные трудности.

"Болезненный ребенок" Ребенок в данном случае неприкасаем. Происходит двусторонняя "выгода", то есть ребенок манипулирует родителями, пользуясь своим недугом, супруги манипулируют друг другом, оперируя тем, что ребенку нельзя волноваться.

"Отрицательные роли"

"Ужасный ребенок" Ребенок воспринимается взрослыми как источник проблем, забот, поэтому преднамеренно совершает негативные поступки или является их инициатором. Данная роль для родителей является поводом для изоляции самого ребенка. Например, в случае рождения второго ребенка. Выделяются три модификации данной роли. А. Семейный "козел отпущения", то есть разрядка на более слабом (на ребенке). Б. "Забитый ребенок". Как правило, в результате жестокого психического (унижение) или физического (побои) наказания. В. "Путающийся под ногами". Воспитание в гипоопеке, родители не принимают ребенка безусловно, он всем мешает, родители и родственники постоянно на него натыкаются. Последствия от всех трех ролей могут быть следующими: у ребенка формируется жажда мщения, хитрость.

"Роль Золушки" Ребенок обслуживает других членов семьи, ухаживает за младшими или за бабушкой, дедушкой и т.д. Последствия: неуверенность, завистливость, несамостоятельность.

материал предоставлен АУ ТО ДПО "Областной центр "Семья" (

Можно ли рассматривать возможность внедрения ювенальной практики вне привязки к цивилизационным, национальным, религиозным особенностям конкретной страны? Можно ли механически проецировать один инокультурный опыт на национальную почву? Достаточно очевидно, что дискуссия о возможности и целесообразности внедрения элементов ювенальной юстиции затрагивает фундаментальные, базовые основания жизни человеческих сообществ, истории их развития.

Приведем иллюстрацию различия представлений об иерархичности и ценностной обустроенности семейного института в традиционном прочтении (в котором, как правило, мировые религии этот институт себе представляют как культурно-ценностный институт страны) и представлений о семье в западно-модернистском смысле, который несколько условно можно обозначить как ювенальный концепт семьи (рис. 1).


Очевидно, что разница существенна, даже принципиальна, и этот аспект нельзя отбрасывать или игнорировать. Очень важна, как это было видно выше, санкционная тема, потому что не может быть очеловеченности и социализированности поведения без санкционной компоненты как внутри гражданской ячейки, семьи, так и внутри государственных или общественно-опосредованных ячеек. Специфика санкционной компоненты также закладывается религиозными, национальными и цивилизационными традициями страны.

Семья занимает особое место в истории человеческой цивилизации. В ней закладываются основы гражданской и национальной культуры, формируется индивидуальная ответственность, транслируются от поколения к поколению модели социального поведения, осуществляется физическое и духовное воспроизводство человека. Традиционно общество можно рассматривать далеко не только как совокупность индивидов, но и как совокупность семей. В институциональном понимании семья как средоточие и фокус социальных институтов – это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Семью создает отношение «родители - дети», брак становится легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением детей.

Семья в социологической интерпретации – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме.

Концепция семьи обладает своими особенностями в разных религиозных традициях. В христианстве семья считается малой Церковью и важным институтом спасения. Соблюдение семейной иерархии считается столь же обязательным, как и соблюдение церковного порядка. Наказания, в том числе телесные, не запрещаются, напротив, часто поощряются. В православии, как и в католичестве, особым авторитетом обладает отец, однако крайне важна роль матери, которая считается самой почетной для женщины-христианки. В старообрядческих общинах особое внимание уделялось трудовому воспитанию детей. В протестантизме отец обладает исключительным авторитетом и ответственностью, роль матери находится явно на втором плане.

В исламе семья считается тем местом, где растят настоящих мусульман. Дети обязаны почитать родителей наряду с Аллахом, потому что Он через них дал детям жизнь. Особого почитания достойна мать – за перенесенные во время и после родов страдания. Для сына или дочери мнение родителей всегда должно быть приоритетно по сравнению с их собственным, родителям нужно материально помогать, не ставить выше их ни себя, ни кого бы то ни было из родственников и близких, во всем проявлять к ним уважение. Умеренные телесные наказания допустимы к детям старше десяти лет, но предпочтительны все же другие методы воздействия, например запреты.

В иудаизме дети считаются благословением Божьим, к ним принято относиться нежно и с любовью. Обязанность воспитания детей лежит прежде всего на отце. Телесные наказания в целом не поощряются, хотя и признаются, но предпочтение отдается внушению и ограничениям.

В буддизме монашество предпочтительнее семьи, поскольку первое помогает разорвать все земные связи и достичь освобождения. Однако те, кто не чувствует в себе монашеского призвания, должны вступить в брак. В китайском буддизме особо подчеркивается, что смысл семьи – приведение к освобождению своих близких. Особого почитания достойна мать и материнская любовь потому, что она ближе всего к чистой любви или состраданию. Поэтому благородная и самоотверженная любовь матери к детям – это идеал для всех взаимоотношений. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением.

Согласно учению Будды есть пять способов проявления родителями любви к своим детям: уводить их от зла, побуждать их делать добро, обеспечить их образование, устроить им подходящий брак, передать им в свое время наследство. Существует и пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать их, исполнять свои обязанности по отношению к ним, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции, вести себя так, чтобы быть достойными наследства, исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям даже после их смерти. Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. Если же родители не подают детям хороший пример, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.

В индуизме на мужчину накладывается важное религиозное обязательство быть главой семьи, т. е. жениться и родить детей, которые продолжат род и семейные традиции. Обычно более младший смиренно подчиняется старшему, позволяя ему или ей сказать последнее слово. Старший в равной мере обязан пользоваться своей властью справедливо. Старшие дети отвечают за безопасность своих младших братьев и сестер. Споры между детьми улаживаются матерью, но не скрываются от отца. В случае дурного поведения дисциплина восстанавливается отцом. В расширенной семье ответственными за восстановление гармонии являются прежде всего мужчины. Однако любой член семьи, которого это касается, может при необходимости взять на себя руководство.

В конфуцианстве отношения родителей и детей, старших и младших братьев входят в пять важнейших взаимоотношений. У младших есть жесткие обязательства перед старшими, особенно перед родителями, которые называются «сыновней почтительностью» и включают в себя помимо беспрекословного послушания всестороннюю заботу о родителях, а именно: строгое соблюдение этикета, материальную помощь, уход во время старости. Вместе с тем и на родителей возлагаются обязательства перед детьми, в которые входят гуманность, справедливость и снисходительность.

Существуют национально-цивилизационные различия и в философии воспитания детей.

Классическая европейская система предполагает воспитание совести, справедливости, порядочности, доброты, патриотизма, ответственности, трудолюбия, честности, гуманности, бережливости, скромности, дисциплинированности, приверженности принципам демократического гуманного общества. Восточная – акцентирует безыскусность, выдержанность, скромность, застенчивость, стыд, сдержанность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность, молчаливость, вежливость.

То, какое место семья занимает в социализации личности как правило определяется национальными особенностями. Существует три подхода:

1) семья – это большой спаянный клан, в котором человек учится коллективизму и взаимовыручке: у итальянцев, испанцев, греков, цыган, китайцев, японцев, вьетнамцев, индийцев, грузин, армян, латиноамериканских народов;

2) семья – это маленькая общность, в которой человек должен чувствовать себя комфортно и защищено: у американцев, французов, поляков, румын, чехов, лаосцев;

3) семья – это место «жизненного старта», в котором человек должен учиться самостоятельности и независимости: у англичан, австралийцев, скандинавских народов.

Очень существенно представление о роли и авторитете родителей, о семейной иерархии. В подавляющем большинстве случаев самая авторитетная фигура – отец. Как правило, он выполняет функцию добытчика, предоставляя непосредственное воспитание детей матери. Однако у испанцев, голландцев и мексиканцев принято, чтобы отец помимо зарабатывания денег активно участвовал в воспитании ребенка и проводил с ним много времени. Отметим, что при всей авторитетности фигуры отца у итальянцев, испанцев, греков, японцев, турок, иранцев, дравидов, эфиопов крайне высоки авторитет и влияние матери.

Ребенка воспитывают как равноправную с родителями личность американцы, датчане, норвежцы, финны, шведы, испанцы, голландцы, бирманцы. Французы, чехи, греки, эстонцы стремятся воспитать самостоятельную личность, но с уважением к старшим и авторитетам. Большинство азиатских, африканских и латиноа-мериканских народов держат жесткую дистанцию с детьми, стремясь сделать из них послушных и дисциплинированных членов рода и граждан страны. У них чаще всего принято почитание не только родителей, но и старших братьев. Дистанцируются от детей также американцы и англичане с целью приучить детей к полной самостоятельности. У румын, испанцев, итальянцев, евреев, мексиканцев, народов Индонезии существует культ ребенка – он становится центром семьи. У англичан и норвежцев ребенок изначально всего лишь «один из…», у американцев и французов карьера не менее важна, чем ребенок.

К жестким методам воспитания, в том числе и к телесным наказаниям, тяготеют народы мусульманской культуры, к мягким: уговорам и ласке – тайцы и индийцы. Принципиально без телесных наказаний воспитывают детей норвежцы, датчане, финны, шведы, японцы, лаосцы. Американцы, норвежцы, чехи, голландцы считают главным методом воспитания объяснения и подробные разговоры с ребенком. Французы, китайцы, немцы, англичане, японцы – установление четких и жестких правил. Итальянцы, норвежцы, греки, напротив, почти не устанавливают границ с детьми. Лаосцы вообще оставляют детей практически бесконтрольными, предоставляя их самим себе.

У одних народов принято приучать детей к ранней самостоятельности и отделению от родителей (американцы, англичане, немцы, бельгийцы, датчане, шведы, поляки), у других дети долгое время живут с родителями и не отделяются от них (испанцы, голландцы, японцы, корейцы, грузины, мексиканцы). У многих народов приняты пожизненные обязательства перед родителями: кто-то из детей обязательно остается жить с престарелыми родителями (у румын, японцев, бразильцев), у народов конфуцианской культуры уход за родителями – это священная обязанность (у корейцев, китайцев). Отметим, что у ряда восточных народов под влиянием западной культуры начинают изменяться традиционные основы семьи, как это, например, происходит у китайцев.

Таким образом, модель семьи вариативна в различных цивилизациях и странах.

Для арабов, например, неприемлема та свобода, которую дают ребенку скандинавские народы, итальянцам с их клановостью непонятна подчеркнутая независимость от семейных уз у австралийцев и т. д. Поэтому прежде чем осуществлять заимствование каких-либо норм, которые касаются семейных отношений, необходимо принять во внимание насколько схожи семейные модели у страны, которая собирается заимствовать какой-то опыт в сфере семейных отношений, и у страны-«образца», чтобы не получилось концептуального противоречия.

В отношении целесообразности внедрения ювенальной юстиции проблема глубже, чем разница культур. Во всех традиционных моделях семьи присутствует семейная иерархия, предполагающая приоритет прав родителей над правами детей и подчинение детей родителям. Степень этого подчинения, соотношение прав родителей и детей, допустимые методы воспитания и наказания могут быть разными в разных культурах и религиях, однако общий принцип иерархичности остается неизменным.

В ювенальной практике устраняется иерархичность как таковая. Дети не должны подчиняться родителям, родителям крайне сложно применить хоть какие-то методы воздействия на ребенка. Таким образом, речь идет не только об инокультурной модели семьи, но и о качественно другой, отличной от традиционных моделей, точке зрения на отношения родителей и детей. А это радикально и далеко не в лучшую сторону может их изменить, а то и разрушить.