Последние статьи
Домой / Помада / Требования к подготовке ткани к раскрою. Виды и способы раскроя

Требования к подготовке ткани к раскрою. Виды и способы раскроя

МБОУ ДОД Дом детского творчества

План - конспект по теме:

«Раскрой изделия на материале»

Разработала и провела: педагог

дополнительного образования

Сажаева Эвелина Валерьевна

Новый Уренгой

Цель: Закрепление знаний по теме раскрой изделия. Раскрой изделия на материале.

Задачи: обучающая: проверить знания о раскрое, обучить учащихся приемам раскроя на материале.

развивающая: развитие аккуратности, терпеливости, интереса к швейному делу;

воспитательная: воспитывать трудолюбие, последовательность действия.

Тип занятия: Комбинированный.

Методы и формы: индивидуальная и групповая форма, диалог, опрос, практическая работа.

Оборудование и материалы: подготовленная ткань для изготовления изделия, лекала деталей, ножницы, сантиметровая лента, угольник, мелок, булавки.

Ход работы.

I.Организация учащихся.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие над вашим проектом. Для занятия нам понадобятся: внимание, мышление и хорошее настроение.

Согласитесь, что внимание и находчивость – залог быстрого и точного выполнения работы, а улыбка и смех - это показатель здоровья и успеха в жизни. Но это не все, что нам сегодня понадобиться. Что вы должны были подготовить к нашему занятию?

II.Объявление тему занятия.

На предыдущих занятиях мы с вами выбрали изделие, которое вы будите изготавливать. У кого-то это декоративная подушка или декоративный коврик. Вы сами выбрали, нарисовали эскизы и разработали лекала деталей. Сегодня мы приступаем к раскрою изделия.

III.Повторение пройденного материала.

В начале года мы с вами проходили правила раскроя изделия. Сейчас проверим, что вы запомнили.

Давайте для наглядности напишем на доске последовательность раскроя изделия.

Последовательность выполнения:

1. Выявить дефекты ткани.

2. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

3. Определить направление нити основы в ткани.

4. Проутюжить ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы (декотирование).

5. Сложить ткань для раскроя на рабочем столе.

6. Разложить и приколоть булавками лекала деталей изделияк ткани.

7. Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы. Линии, по которым будет проводиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мягким карандашом.

8. Потом контур выкройки обводим еще раз, отпуская от нее на ширину припуска (внешняя линия).

9. Проводим раскрой ткани по внешним линиям. Обязательно необходимо производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции раскроя, а до вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить допущенную ошибку.

Молодцы, вы все правильно помните. Но давайте разберем некоторые пункты подробней.

    Зачем необходимо декотирование ткани?

Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани.

    Как надо раскладывать лекала на однотонной ткани и на ткани с рисунком?

На однотонных тканях и тканях с неопределенным рисунком лекало деталей юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекало располагают верхними срезами в одном направлении.

При раскрое тканей в полоску или в клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго по середине переднего и заднего полотнища юбки.

На тканях с крупным рисунком правая и левая стороны изделия по рисунку должны быть одинаковыми.

    Как определить нить основы?

Нить основы идет вдоль кромки. Если кромка срезана, то ткань по ните основы менее растяжима.

    Мы определились с тканью, теперь необходимо определиться с раскладкой лекал.

Подготовленные выкройки деталей изделия раскладываются на ткань. Вначале крупные детали затем мелкие детали. При этом приеме необходимо видеть, где проходит долевая нить. Направление нити основы на лекалах должно соответствовать направлению нити основы на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной, то есть заняла как можно меньше места на ткани.

    Зачем нужны припуски на швы?

Для возможности сшивания изделия. На одинаковых срезах он должен быть один и тот же, что бы было легче собирать изделие.

Раскраивая подушку и покрывало на всех срезах отмечают припуск 1 см.

IV.Практическая работа.

Мы с вами разобрали раскрой изделия и сейчас вы приступаете к раскрою на материале. Будьте внимательны и аккуратны, сверяйте свою работу с последовательностью действий, написанных на доске.

Вспомним о правилах техники безопасности при работе с ножницами.

Текущее инструктирование.

1 обход. Проверяется правильность определения лицевой и изнаночной стороны, правильно лиопределили направление нити основы.

2 обход. Проверяется, правильно ли прикололи булавками лекала, соответствует ли направление нити основы с указанным на выкройках направлением.

3 обход. Проверяется, как обвели контуры мелом деталей и наметили ли припуски на швы. Просматривается, чтобы раскрой изделия был произведен по линиям припусков, а не по контурам лекал деталей.

V.Подведение итогов.

Мы сегодня закрепили на практики раскрой изделия на материале. Вспомнили,что перед тем как произвести раскрой, нужно знать некоторые правила. Это и то, что длинотные размеры детали всегда откладываем вдоль направления нити основы, что от цвета и рисунка так же зависит как будем производить раскрой, что всегда по изнаночной стороне ткани, что раскраиваем по линиям припусков на швы, а не по контурам лекал деталей, и убедились, что мудрая пословица « Семь раз отмерь – один раз отрежь» более чем подходит к сегодняшней нашей работе.

Указываются ошибки воспитанников – несоблюдение размеров припусков на швы по конструктивным линиям, плохо прикалывают булавками выкройки к ткани из-за чего происходит смещение слоев ткани.

По мере завершения работы принимаю и оцениваю изделия, правильность выполнения рабочих приемов и соблюдение порядка на рабочем месте.

В конце работы задаются вопросы для закрепления:

    Назовите операции при раскрое.

    Зачем припуски на швы?

VI.Уборка помещения и рабочих мест.

videouroki.net

Раскрой на производстве.

БЛОГ. Подпишитесь!

ВИДЕО КАНАЛ! Подпишитесь!

Вышивальная машина

Tajima TWMX 1501 (55 х 60)

Нашли оборудование дешевле?

Звоните 8-910-698-82-62

Предложим выгоднее!

Поможем вместе!

Раскрой на производстве.

Как только лекала для производства швейного изделия изготовлено, подобраны материалы для пошива, приступают к раскрою. Учитывают направление долевой нити, направления ворса, если таковой имеется, рисунок.

На тканях и материалах, не имеющих ворса или оттенка, гладкокрашенных, полосатых и клетчатых с симметричным расположением полосок, лекала деталей можно раскладывать в любом направлении. На тканях с рисунком в полоску или клетку лекала раскладывают так, чтобы рисунок совпадал на симметричных деталях.

В себестоимость готового изделия входит стоимость тканей и других материалов, поэтому раскладку лекал надо проводить так, чтобы площадь межлекальных выпадов была минимальной.

На помощь приходят современные компьютерные технологии. Система Автоматизированного Проектирования Одежды (САПР) облегчает работу конструктора и закройщика, убирая элементы ручного труда по разработке изделия, по раскладке лекал на материале, тем самым повышая в значительной степени эффективность работы подразделения.

После формирования настила из нескольких слоев ткани, вырезают детали по намеченным контурам. При этом настил сначала можно рассечь на части и вырезать крупные детали, а затем более мелкие. Для раскроя в небольших цехах в основном используют раскройные сабельные (или вертикальные) ножи, или их называют раскройные передвижные машины. Сабельные ножи по своим техническим параметрам могут иметь мощность 550 или 750 ватт, размер лезвия ножа зависит от высоты настила и может варьировать от 6,8,10,12 дюймов. Раскройная машина передвигается закройщиком по настилу, отлично работает по малым и большим радиусам, скорость ножа при этом составляет 3000 об/мин. Есть механизм самозаточки при работе.

Для более точного раскроя на швейной отрасли применяют стационарные раскройные ленточные машины. Модельный ряд ленточных раскройных машин очень разнообразен, без них точный крой просто невозможен. Особенность машины в том, что при высокой скорости работы, высокая точность раскроя остается неизменной. Для удобства работы с разными материалами машину оснащают функцией регулирования скорости. При работе режущая лента затачивается. Это позволяет ей работать с синтетическими тканями, не допуская спекания слоев ткани, относительно друг друга. Для облегчения перемещения настила стол может быть оборудован наддувом. По всей поверхности стола имеются отверстия, откуда поступает воздух и делает настил более легким и подвижным. В крышку стола встроен пульт для управления стационарной ленточной машины.

Широкий ассортимент оборудования для раскроя предлагает фирма Hoffman (Польша). Оснащение швейного производства современным раскройным оборудованием позволит получить высокое качество кроя, снижение трудоемкости и повышение производительности, за счет сокращения или полного исключения затрат времени на исправление неточностей кроя.

sewq.ru

Основные правила раскроя. | Творчество людей на Folomade

Вот мы уже подготовили выкройки и собираемся начать раскрой, т.е. начинаем работать не с бумагой, а с тканью. Превращаемся из конструкторов в закройщики.


Перед раскроем ткань следует продекатировать: Хлопчатобумажную и шелковую намочить, просушить, но не до полного высыхания, проутюжить в долевом направлении; шерстяную – проутюжить с изнанки через влажный проутюжильник.

Ткань из химических волокон следует замочить в воде, слегка отжать, завернуть в сухую простыню, а через 3-4 часа развернуть и проутюжить по изнанке. Затем ткань нужно просмотреть с лицевой стороны с целью выявления возможных пороков (дыр, пробоин, утолщенных нитей, неравномерности окраски и т.д.). Обнаруженные пороки отмечают мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое поместить их между выкройками или использовать для деталей, не видимых с лицевой стороны изделия (нижнего воротника, подбортов, обтачек и др.). Чтобы при раскрое не возникло перекоса деталей, выравнивают поперечные срезы ткани.

Подготовленную для раскроя ткань раскладывают на столе. При индивидуальном пошиве одежды чаще всего ткань складывают по длине вдвое лицевой стороной внутрь. Выкройки в этом случае выполняются на половину изделия (половина спинки, половина переда, один рукав, половина верхнего и половина нижнего воротника и т.д.). Если ткань имеет ширину не 150-120 см., а 60-70 см. или сложный рисунок, требующий подгонки, ее расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз в один слой. В этом случае количество выкроек должно соответствовать числу деталей в изделии (спинка и перед в развернутом виде, два рукава, два воротника и т.д.).

При раскладе выкроек на ткани необходимо учитывать направления нитей основы, расположение рисунка и ворса.Направление нитей основы на выкройках основных деталей изделия, как правило, намечают вдоль деталей, так как все ткани в направлении нитей основы оказывают наибольшее сопротивление растяжению (изделие меньше вытягивается при носке и не теряет со временем своей формы). На всех деталях выкроек направление нитей основы обозначается словом «долевая». Нити основы всегда направлены вдоль кромки ткани, если же кромка оказалась срезанной, то долевое направление определяют, растягивая ткань.

Раскраивать ткань с рисунком сложнее, чем гладкокрашеную. Раскрой в этом случае требует особого внимания. Если ткань имеет крупный геометрический или цветочный рисунок, нужно следить за тем, чтобы центры рисунка и середины деталей совмещались, а на правой и левой сторонах изделия рисунок располагался симметрично.

Рисунок может быть односторонним и разносторонним. В первом случае выкройки всех деталей кроя необходимо располагать в одном направлении. На тканях с разносторонним рисунком, а также гладкокрашеных или с мелким рисунком выкройки можно раскладывать в любом направлении.

На тканях с рисунком в полоску или клетку детали выкройки можно располагать в разных направлениях в соответствии с моделью. При этом необходимо следить за совпадением рисунка по швам соединения деталей: по краю бортов, на подбортах – по внешнему краю лацканов, на спинке со средним швом – по среднему шву, на мелких деталях (клапанах, накладных карманах, листочках, воротниках, хлястиках). По верхнему и нижнему срезам. Кроме того, при широких полосках и крупной клетке середина полоски или клетки должна совпадать с серединой спинки, переда и рукава.Подгонка рисунка влечет за собой дополнительный расход ткани. При этом должны быть соблюдены следующие условия: симметричность расположения рисунка на парных деталях; совпадение рисунка на карманах, клапанах и т.д. с рисунком на основной детали (исключении – несовпадение предусмотрено моделью).

В изделиях из длинноворсовых тканей (плюш, бархат и т.д.) ворс должен быть направлен снизу вверх, а из коротковорсовых тканей (байка, фланель и т.д.) – сверху вниз.

Поэтому при раскрое ворсовых тканей выкройки деталей необходимо располагать в одном направлении.

Раскладку деталей на ткани нужно начинать с выкроек крупных деталей. Все мелкие детали размещают в промежутках между крупными деталями.

При раскладке необходимо следить за тем, чтобы направление долевой нити на выкройках совпадало с направлением нити основы ткани.

Вот, пожалуй, и все основные правила раскроя. Желаю успеха.

"Внимание!!! Всем счастливым обладателям швейных машинок, утюгов и оверлоков..."Невероятно, но факт: избавиться от страха резать ткань теперь стало возможным…

www.folomade.ru

Жестяницкие работы. Раскрой, правка, плоскостная разметка (Илья Мельников, 2013)

Раскрой материала

Листовая сталь поставляется в листах определенных стандартных размеров. В зависимости от формы заготовок, которые необходимо выкроить, различают прямолинейный, криволинейный и смешанные виды раскроя листового металла.

Заготовки на листе можно расположить так, чтобы удобно было его разрезать, однако лист в этом случае расходуется неэкономно.

Эти же заготовки можно расположить на листе таким образом, чтобы расход металла был минимальным, но разрезание в этом случае будет затруднено.

Основное правило, которое следует соблюдать при раскрое, заключается в следующем: заготовки на листе должны быть расположены так, чтобы расход металла был минимальным и лист удобно было разрезать.

При раскрое листов, помимо основного фактора (экономии металла), учитывается также технологические и организационные факторы. Например, при раскрое целесообразно разложить шаблоны на листе, но не при всякой раскладке можно воспользоваться имеющимся в цехе оборудованием.

Наиболее рационально расходуется металл при размещении на одном листе заготовок различных габаритов, причем вначале размещают наиболее крупные заготовки, затем заготовки средних размеров, а на свободные места – заготовки малых размеров.

На оборудовании для криволинейной разрезки (вибрационные ножницы) заготовки вырезают сразу по их действительному контуру.

На оборудовании для прямолинейной разрезки (рычажные ножницы, листовые с наклонными ножами и др.) листовой металл сначала разрезают на полосы, а затем на заготовки требуемых размеров.

Для сокращения отходов при раскрое листового металла используют карты раскроя. Эти карты применяют при групповом (получение из листа группы заготовок для деталей разных наименований) или индивидуальном раскрое (получение из листа заготовок для деталей одного наименования).

Перед началом процесса разрезания рассматривают множество вариантов расположения заготовок относительно друг друга, добиваясь их полного расположения на листе.

При рациональной раскладке расход металла уменьшается примерно на 20% по сравнению с нерациональным, а также облегчается операция разрезания.

При раскрое для детали определенной формы подбирают лист нужных габаритных размеров и рациональную схему расположения заготовок на листе. При этом отходы сокращаются в 1.5 раза по второму варианту по сравнению с первым.

Анализ процесса раскроя материала показывает, что в целях экономии можно внести рациональные изменения в конструкцию изделия.

Рассмотрим в качестве примера получение заготовок для конической формы поверхности диаметром 2600 мм. Заготовка проектируется, как обычно, в виде сектора круга. Для вырезки такого сектора из кровельной стали (размеры листов 710х1420 мм) необходимо израсходовать восемь листов, соединенных предварительно фальцами в картину. Ту же коническую поверхность можно образовать из нескольких секторов соединенных фальцами по направлению радиусов.

При этом из одного листа выкраиваются два сектора, и, следовательно, понадобится только шесть листов. При таком раскрое расход металла сокращается примерно на 25%.

Рассмотренные выше примеры относятся к ручному способу раскроя.

На полуавтомате СТД-11012 можно выполнять разрезку листа на заготовки по различным кривым разверток частей изделия, например, усеченных тел вращения – цилиндров и конусов, пересекающихся тел вращения – цилиндра и цилиндра, конуса и цилиндра. Длина заготовки не должна превышать 2600 мм, высота – 350 мм. Развертки деталей большой длины необходимо изготовлять частями.

При раскрое заготовок на рулонной стали получают минимальные отходы. Полуавтомат узкоспециализирован и применяется для конкретного вида работ – для криволинейной разрезки заготовок вентиляционных изделий.

Подготовка рационального раскроя материала – операция очень трудоемкая и требует больших затрат времени. При этом рабочий не в состоянии перебрать все возможные комбинации раскладки заготовок. В настоящее время для этих целей используют ЭВМ, с помощью которых рассчитывают возможные варианты и выделяют рациональный вариант раскроя материала.

Класс 6

Тема: « Раскрой швейного изделия »

Практическая работа « Раскрой швейного изделия »

    Цели урока: Образовательные: ознакомить обучающихся с вариантами раскладки выкройки на ткани; научить готовить ткань к раскрою, выполнять экономно раскладку выкройки на ткань, раскраивать изделие.

    Воспитательные: формирование чувство бережливости, аккуратности, внимательности, культуры обучающихся, самостоятельности и активности в учебном процессе, сознательность учения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, приучать к дисциплине;

    Развивающие: развивать у обучающихся пространственное воображение, наблюдательность, сообразительность, наглядно – образное мышление, творческое мышление, эстетический вкус

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

знания: - о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.

умения: - выполнять подготовку ткани к раскрою;

Раскладку выкроек на ткани;

Выкраивать детали швейного изделия;

Оценить качество кроя по предложенным критериям

Обучение новым способам деятельности;

Находить правильное решение при раскрое изделия

Познавательные УУД :

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, работа по алгоритму (плану).

Регулятивные УУД:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, и самооценка, целеудержание.

Личностные УДД :

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Коммуникативные УУД:

Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы.

Метапредметные УУД :

Формирование умений анализировать, развивать умение сравнивать и находить различия и сходство; - планировать свою деятельность; - развивать ассоциативное мышление и творческое воображение;

Оборудование:

Для учителя: ткань, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента, подготовленная выкройка

Для учащихся: ткань, подготовленная выкройка, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента

Методическое оснащение урока

    Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, готовые выкройки в масштабе и по своим меркам, эскизы тканей, линейка, ткань, портновский мел, булавки

    Оформление классной доски: выписаны термины

Дидактическое обеспечение – технологические карты, плакаты.

Методы обучения: познавательные, проблемно-поисковые, демонстрационный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Вспомним фрагмента мультфильма «Жадный богач» по мотивам стихотворения Сергея Михалкова

С овечьей шкурой к скорняку - Могу! - сказал в ответ скорняк,

Зашел богач-сосед: На шкуру посмотрев

- Из этой шкуры шапку сшить - А выйдет две? – спросил богач,

Ты можешь или нет? На корточки присев

Как вы думаете, что ответил скорняк? Почему? (Ответы детей)

Скорняк ответил богачу утвердительно, так как заказчик не назвал размера шапки.

От чего зависит расход ткани на изделие?

Может зависеть не только от размера, но и от модели, ширины и качества ткани.

Сколько шапок сшил скорняк купцу и почему? Ответы детей: (7 шапок)

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, давайте вспомним, что необходимо сделать перед раскроем

Особенности профессии закройщик, чем различается труд закройщицы на большой швейной фабрике и на маленьком частном швейном предприятии (задание для двух групп)

Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о профессии закройщик

1 группа Подготовка выкройки к раскрою на выкройке подписать все необходимое

2 группа Подготовка ткани к раскрою . определить последовательность действий

Перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия)

Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;

Проверить, нет ли ткацких дефектов;

Срезать кромки, если они стягивают ткань;

Проутюжить ткань, чтобы удалить замины;

Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. (стр. 104 параграф 17)

    Подготовка к практической работе. (рассказ учителя)

Раскрой - один из важнейших процессов пошива одежды. Он делится на два этапа: подготовка ткани к раскрою и сам раскрой.

Раскладку выкроек на ткани проводят несколькими способами:
- в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; таким образом кроят парные детали и детали со сгибом.

- в разворот - ткань развернута в ширину; такой способ используют для раскроя одиночных деталей.

- в два слоя - ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали; подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.)

Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом), учитывая припуски на швы.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

карточка - памятка Раскладки выкроек на ткани . (учебник с 104-105)

1. Разложить сначала крупные детали выкроек

2.Совмещать долевую нить на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.

3.На тканях с односторонним рисунком и на ворсовых тканях детали выкроек должны располагаться в одном направлении.

4.Детали лекал необходимо расположить так, чтобы раскладка была экономичной.

5.Детали выкройки необходимо прикалывать к ткани булавками и после этого произвести обмеловку выкройки по контуру. Вторую линию следует отметить пунктиром с учетом припусков на швы.

6.Вырезать детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.

Далее учащиеся выполняют тренировочные упражнения раскладки выкроек на ткани в М 1:4 выбрав один из вариантов, благодаря которым одно из самых сложных и трудоемких для данного возраста детей учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным.

Выполнение практической работы ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"" (работа в парах)

Вводный инструктаж по ТБ

    Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

    Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Осуществление контроля по ходу выполнения практической работы учащимися)

На доске поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Контроль 1.

Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

Правильно ли даны припуски?

Произвести раскрой.

Контроль 2.

Все ли детали кроя в наличии?

Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

Равномерны ли припуски на швы?

Указано ли направление долевой нити ткани.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Афиширование работ учащихся.

Рефлексии. Что нового и важного узнали вы сегодня на уроке? Выполнение каких заданий вызвали затруднения? Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: ознакомьтесь в Интернете с видами клеевых прокладок.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Наведение на проблему с использованием

чтения отрывка стихотворения

фронтальная

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает ученикам обсудить и решить проблему.

Слушают отрывок стихотворения,

обсуждают и решают проблему исходя из жизненного опыта

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

Определять цели учебной деятельности.

Ориентировоч-ный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор поиска информации

Составление алгоритма подготовки ткани к раскрою

групповая

Предлагает составить алгоритм и сравнить его с правильным вариантом

Дети составляют алгоритм и сравнивают его с правильным вариантом

Регулятивные УУД;

Планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

Осуществить самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построения нового знания.

Сообщения

индивидуальная фронтальная

Показ иллюстраций, видеофрагментов о профессии

слушают, анализируют особенности профессии

Познавательные УУД;

Извлекать необходимую информацию из сообщения, видеофильма

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для достижения конечного результата.

Рассказ практическая работа.

парная, фронтальная

Проводит инструктаж по ТБ.

Учитель раздает памятки- карточки с указанием последовательности раскроя изделия

Контролирует деятельность учащихся.

Слушают и отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Предметные УД:

Выполнять конкретные действия.

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельност.

фронтальная

Задает рефлексивные вопросы.

Оценивают степень достижения своей цели;

Регулятивные УУД:

Оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД:

Выражать свои мысли.


Тесты по теме

«Раскрой швейного изделия»

5, 6,7 класс
Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 5 класс

(один или несколько).

1. Стрелка на листе выкроек означает:

а) направление долевой нити;

б) направление поперечной нити.
2. Раскрой – это:

а) вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с чертежом ;

б) процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани;

в) процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки с учетом припусков на швы.


а) расположение рисунка на ткани ;

в) ширину ткани;

г) направление нитей утка;

д) величину припусков на швы.


  1. Напишите правильные ответы: лицевую сторону ткани от изнаночной можно определить:
а)

  1. Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:
а) разложить мелкие детали ;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

д) приколоть крупные детали;

з) разметить припуски на обработку;

и) обвести детали по контуру;

к) определить долевую нить.


Ответы:

  1. а, б, в, д

  2. а) по яркости и четкости рисунка ; б)по наличию блеска;
в) по небольшому наличию технических узелков; г) по аккуратной кромке.

5. к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж

Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 6 класс

Напишите все правильные ответы (один или несколько).
1. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:

а) сметочных стежков;

в) копировальных стежков;

г) портновского мела;

д) косых стежков.


2. Ширина ткани – это:

ж) определить долевую нить;

з) приколоть мелкие и крупные детали;

и) разложить крупные и мелкие детали.
Ответы:


  1. б, в, г

  2. ж, в, а, и, з, д, б, г, е

Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 7 класс

Напишите все правильные ответы (один или несколько)
1. Контрольные линии на деталях кроя прокладывают стежками:

а) сметочными;

б) копировальными;

в) косыми.


2. При выкраивании подкройной обтачки ее долевую нить располагают:

б) поперек обтачки;

в) под углом 45градусов;

г) по направлению долевой нити основной детали;

д) перпендикулярно долевой нити основной детали.


3.При раскрое ткани пользуются ножницами:

а) маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

г) портновскими.


  1. при выкраивании косой бейки ее долевую нить располагают:
а) под углом 30 градусов к долевой нити ;

б) поперек бейки;

в) под углом 45 градусов к долевой нити ткани;

г) вдоль бейки.


  1. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

д) направление ворса.
Ответы:


  1. а, б, в, г, д

Цель раскроя материалов - получение деталей по лекалам для будущего соединения их в изделия. Этот процесс следует разделить на операции: подготовительные и основные.

Подготовительные операции включают:

  • подготовку материалов к раскрою (приемку материалов по качеству, подбор кусков для будущего настила);
  • конфекционирование, т.е. разработку конфекционной кар­ты, так называемого «лица модели», в которой представлены все данные о модели и все предусмотренные для ее создания ма­териалы;
  • расчет длины и количества настилов - это операция, вы­полняемая с широким использованием ЭВМ, по оптимальному подбору в будущий настил материалов с учетом их размерных признаков, дефектов, способа расположения полотен в настиле;
  • изготовление обмеловок и трафаретов.

Обмеловка - верхнее полотно настила, на котором фикси­руются контуры лекал (карандашом, цветным мелом, на бума­ге с обозначением лекал). В современном швейном производ­стве раскладка лекал (изготовление обмеловок) осуществляется с широким применением программ ЭВМ. Это не только сущест­венно снижает затраты труда на эту операцию, но и позволяет эффективно использовать площадь материалов, учесть различ­ные пороки на них. Кроме того, улучшается качество кроя и возможности оперативного обновления ассортимента. Трафаре­ты выполняются из клеенки, плотной бумаги и используются, как и обмеловка, однако контуры лекал на них обозначены в виде перфорации, они эффективно используются для получе­ния деталей изделий стабильных конструкций;

  • нормирование расхода материалов при раскрое направле­но на их экономию, на определение потребности исходя из объе­мов пошиваемых изделий. Отдельно рассчитываются нормы на настил, обмеловку, а также технические и фондовые.

Следует особо отметить первую операцию, связанную с при­емкой по качеству материалов, с составлением паспорта при­емки. Ее необходимость обусловлена во многом несогласован­ностью требований стандартов к материалам и к изделиям из них. Так, например, в тканях допускается разнооттеночность, а в швейных изделиях она недопустима. Это относится и к трико­тажным товарам.

Основные операции раскроя - это настилание полотен ма­териала, раскрой, комплектование деталей кроя.

Настилание осуществляется на столах шириной не менее 1,7 м и длиной б-20 м и более (до 50 м).

К этой операции предъявляется ряд требований, направлен­ных на экономное использование материалов, обеспечение ста­бильности размеров деталей и узлов будущих изделий, устране­ние дефектов в них:

Свободное (без натяжения, но и без слабины) расположе­ние материалов;

Соблюдение равнения материалов в настиле по одной из кромок;


Совмещение во всех полотнах настила крупных полосок, клеток, рисунков;

Подбор полотен одного волокнистого состава, цвета, направ­ления ворса и т.д.

Полотна материалов в настиле могут иметь разное количест­во (от 16-24 - толстые драпы, до 100-200 - тонкие бельевые полотна). Высота настила связана с коэффициентом трения по­лотен, высотой уступа электрического дискового ножа для раз­резания материалов. Настилание материалов осуществляют разными способами: взгиб (при наличии дефектов в материа­лах); лицом вниз (обеспечивается раскладка полного комплек­та лекал) и лицом к лицу. Последний способ наиболее приемлем, так как он позволяет исключить разнооттеночность пар­ных деталей изделия.

Процесс настилания может проводиться вручную, с исполь­зованием настилочных машин. Наиболее эффективно использо­вание автоматизированных настилочно-раскройных комплексов (АНРК), в состав которых входят настилочная машина, автома­тизированная раскройная установка, система автоматизиро­ванного проектирования лекал.

Функциональные возможности АНРК разнообразны: накоп­ление базы данных, разработка, копирование, раскладка, вы­черчивание и вырезание лекал, настилание любых материалов, раскрой настила по заданной программе.

Раскрой материала осуществляется вручную, электрически­ми дисковыми и ленточными машинами, лучом лазера, плаз­менной дугой, использованием комплексов АНРК и др.

Раскрой вручную отличается низкой производительностью. Использование электрических дисковых машин связано с пред­варительным рассеканием настила, т.е. его разделением на час­ти, предназначенные для окончательного раскроя на ленточ­ных машинах.

С учетом создания и использования программно-управляе­мых машин конкретизированы требования к раскройному ин­струменту:

Минимальное механическое воздействие режущего ин­струмента на материал;

Независимость ширины реза от скорости резания;

Простота управления режущим инструментом и возмож­ность дистанционного управления им;

Небольшая стоимость режущего инструмента и расходов по его эксплуатации: использование для разрезания микроплазменной дуги, отличающейся от плазменной малыми токами (от единиц до десятков ампер). Это позволяет снизить мощность разряда и одновременно обеспечить остросфокусированный фа­кел диаметром менее 1 мм, вертикальность срезов независимо от толщины разрезаемого материала.

К преимуществам микроплазменного способа, равно как и резания, лучом лазера, относятся:

Оплавление кромки тканей из термопластичных волокон или с их использованием в смеске. Это устраняет осыпаемость краев срезов и исключает необходимость их обметывания;

Обеспечение очень узких и постоянных по ширине резов (менее 0,5 мм);

Достижение скорости резания, близкой к нулю.

Комплектование деталей кроя заключается в подборе всех деталей будущего изделия для определенного размера, роста, полноты и их нумерация. Базовой основой является конфекци­онная карта, в строгом соответствии с которой будет изготов­ляться изделие. Затем осуществляется контроль всех деталей комплекта по качеству, количеству, цветам и рисункам деталей. Комплект деталей, соответствующий конфекционной карте, упаковывают в тару и направляют в пошивочные цехи. Сопроводительным документом является маршрутный лист с данны­ми о пачке, адресе кроя, выходными данными готового изделия.