Последние статьи
Домой / Помада / Умственное воспитание дошкольников сенсорное развитие. Сенсорное воспитание

Умственное воспитание дошкольников сенсорное развитие. Сенсорное воспитание

Сенсорное развитие (от лат. Sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира . Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» - чувства, «моторика» - движение) развития

.

Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так конструируются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др. .

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) , восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов .

Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания - водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.

Рефлекторная концепция психики, предложенная И. М. Сеченовым (1953) , убедительно объясняет значение психомоторики в процессе восприятия пространства и времени. Доказано, что пространственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кинестетического (двигательного) анализаторов.

Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы. Слуховое восприятие речи осуществляется при участии движений: у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.

Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение.

Обследование - специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы) ; оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.

При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.

Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

  • восприятие целостного облика предмета;
  • выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.) ;
  • определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.) ;
  • выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
  • повторное целостное восприятие предмета .

Сравнение - это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

Таким образом, сравнение - это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений) , способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что перцепция - психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств.

Перцептивные действия ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук .

Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т.е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.

Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

  1. формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
  2. формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов .

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

При этом подчеркнем, что большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Использование всего многообразия приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др.) , побуждает детей к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Словесные обозначения свойств и качеств предметов, явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

На основании вышеизложенного мы можем определить профиль восприятия следующим образом:

  • наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;
  • проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте) ;
  • действия собственно восприятия (перцептивные действия) ;
  • опора на имеющийся опыт;
  • создание обобщенного образа объекта и закрепление его в слове .

Особое внимание в процессе сенсорного воспитания должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 2002- с.45.
  2. Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 2002- с. 46.
  3. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет / Под ред. Н. М. Щелованова. - М.: Просвещение, 2005- с.65.
  4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 2004- с.133.
  5. Журнал Игра и дети №2 2005, №3 2007.
  6. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М., 2001- с.122.
  7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - с.87.
  8. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малаховой Н.Е. “Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” № 5-2008. - с.77.
  9. Сеченов И.М.., Павлов И.П., Введенский Н.Е. «Физиология высшей нервной системы» - Избр. Труды - М.: Медгиз, 2003, т.1- с.66.
  10. Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007- с.64.

ПЕДАГОГИКА

Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В истории дошкольной педагогики , на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Принципы сенсорного воспитания

1. В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.

2. Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.

3. Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

4. Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.



При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы теории сенсорного воспитания.

Задачи

1. Основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о сенсорных эталонах: цвете, форме, и величине предметов (основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький)

2. Формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков-втулочек в отверстия доски.

3. Обучение детей внешним приемам сопоставления объектов , например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Один из приёмов - выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Современные тенденции нравственно-трудового воспитания дошкольников.

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошколь­ников на современном этапе обусловлена тем, что оно явля­ется стержнем приобщения ребенка к культуре. С его помощью обеспечива­ется овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружа­ющими людьми, а именно это и составляет суть культуры. Поэтому, если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значитель­но легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

«Нравственное воспитание » - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.

Экономическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанник, направленное на формирование у воспитанников знаний, потребностей, интересов и стиля мышления соответствующих природе, принципам рационального хозяйства и организации производства, распределения и потребления.

Традиционные блоки в содержании нравственного воспитания:

а) коллективизм включает в себя воспитание в деятельности, формирование дружеских взаимоотношений (Т.А.Маркова), ответственности (К.А.Климова) взаимопомощи (Л.А.Пеньевская, С.А.Козлова), с помощью художественных произведений (Л.А.Таллер)

б) гуманизм, воспитание гуманности представляет

Формирование такого нравственного качества, которое подразумевает гуманные взаимоотношения: сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию (Л.А.Пеньевская, А.М.Виноградова)

в) патриотизм - патриотическое и интернациональное воспитание (Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова, М.И.Богомолова, Э.К.Суслова)

г) трудолюбие и отношение детей к труду изучалось по таким направлениям: содержаниетруда, овладение трудом как деятельностью (В.Г.Нечаева, Я.З. Неверович), виды и формы организации труда (З.Н.Борисова, Г.Н.Година, Р.С.Буре, А.Д.Шатова), воспитание в труде нравственных качеств личности (Д.В.Сергеева, Г.Н.Година).

Исследования:

· Виды и формы труда

Поручение (А.Д.Шатова): по форме организации - индивидуальные, подгрупповые, общие; по продолжительности – кратковременные, длительные, одноразовые; по содержанию – соответствовать видам труда

Дежурства - иссл. З.Н.Борисовой, Г.Н. Годиной, Л.Г.Нисканен

Общий, совместный, коллективный труд – Р.С.Буре, Д.В.Сергеева, С.А.Козлова, Л.В.Крайнова

· Становление компонентов трудовой деятельности (В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, М.В. Крулехт) Постановка цели; мотивы трудовой деятельности, трудовые действия, планирование, оценка

· Задачи нравственно-трудового воспитания

1. Ю.К.Бабанский

воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человеку-труженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

воспитание желания и умения трудиться, устойчивой привычки к труду;

подготовка к выбору прфесии

2. В.И.Логинова

Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности- ее цели, планировании, - общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;

3. В.Г. Нечаева

формирование нравственно-волевых качеств: старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца; воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места); воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи, сделанные членами семьи, самим ребенком, и т. п.)

Проблемы экономического образования детей (Шатова):

1. ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира).

2. трудовое воспитание (работа, ее результат, индивидуальный и коллективный труд, цена, стоимость и главное – уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги и др.);

3. игровая деятельность (закрепление знаний о жизни людей, их труде);

4. воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру: игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка);

5. формирование навыков разумного поведения и потребностей адекватных жизненных ситуаций

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в целостном педагогическом
процессе дошкольного образовательного учреждения.

Приобщение ребенка к прекрасному в искусстве и окружающей жизни имеет важное значение не только для эстетического, но и для нравственного и умственного развития.

В эстетическом и умственном воспитании общий объект познания и освоения – окружающий мир ребенка. Эстетические ценности имеют и искусство, и природа, и быт, и взаимоотношения людей.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачев)

При этом следует правильно понимать соотношение и взаимосвязь эстетического и художественного воспитания. Эстетическое воспитание воздействует на всю личность, его психику, помогает выработке морально-этических чувств, а не только хорошего художественного вкуса, имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни. Художественное воспитание – это область эстетического воспитания, осуществляемая средствами искусства (изобразительное искусство; музыка; Театр и литература; гармония поведения). Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие – это длительный процесс (Логинова) становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности.

Психологические вопросы занимают особое место в теории эстетического воспитания.

Особое значение имеет проблема эстетического переживания – категории, обобщенно выражающей такие конкретные формы отношения человека к действительности, как эмоции, вкусы, идеалы. (А.В. Запорожец – эмоциональное развитие; Я.З. Неверович – участие эмоций и мотивов в формировании личности; А.Д.Кошелева – воспитание эмоциональной отзывчивости; Эстетические чувства -А.Г.Ковалев; Н.А.Менчинская). Развитие эстетического чувства тесно связано с развитием воображения (Л.С.Выготский)

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия жизненного опыта.

Задачи эстетического воспитания: Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова,

Козлова С.А выделяет следующие группы задач:

Первая группа задач – приобщение к эстетическим ценностям, формирование эстетического отношения к окружающему (видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного): восприятие художественных произведений (А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Р.И. Жуковская, А.М.Виноградова, Л.П. Стрелкова), иллюстраций к книгам (В.А.Езикеева), восприятие музыкальных произведений (К.В.Тарасова, И.Л.Дзержинская, Е.А. Дубровская, Л.Н.Комиссарова)

Вторая группа задач – формирование художественных умений в области разных искусств: обучение рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям, развитие словесного творчества (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В.Компанцева, Г.Н.Пантелеев, и многие другие………).

Для ребёнка дошкольного возраста характерно чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат процессы ощущения и восприятия. Именно дошкольный период детства является сензитивным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольного образования (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец Л.А. Венгер, А.Д. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считают, что сенсорное воспитание ребёнка является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и других.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей действительности, делает его жизнь богаче и ярче. Бедность же впечатлений обусловливает появление отрицательного эмоционального состояния.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Первое положение. Ощущения и восприятия рассматриваются не как пассивные процессы зеркального отражения предметов и явлений окружающей действительности, а как особые действия анализаторов, направленные на обследование этих предметов и явлений, их особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребёнком сенсорными действиями.

Второе положение. В свете культурно-исторической концепции Л.С.Выготского развитие восприятия у ребёнка есть процесс усвоения социального сенсорного опыта, формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей.

Социальный сенсорный опыт может приобретаться как перцептивными (обследовательскими) действиями, так и интеллектуальным путём.

В работах Л.А. Венгера дан содержательный анализ и перцептивного и интеллектуального путей усвоения систем сенсорных эталонов.

Под сенсорными эталонами понимаются общепринятые, нормативные образцы внешних свойств предметов, выделенные в процессе общественно-исторической практики человечества. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры и т.д.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства и за его пределами. В процессе освоения сенсорных эталонов можно выделить три периода.

Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребёнок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величины предметов, их


пространственное положение и т. д.

Второй период длится примерно до пяти лет. Ребёнок пользуется сенсорными эталонами, соотнося их с конкретными предметами (овал - огурец, круг - солнышко, красный цвет - помидор).

В третьем периоде (в возрасте пяти лет и старше) по мере накопления социального опыта и обобщения его под руководством взрослого происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов. При этом сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребёнок уже соотносит качество предметов с общепринятыми эталонами: арбуз как шар, листик зелёный.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

В дошкольном детстве выделяются следующие задачи сенсорного воспитания:

1) формирование перцептивных (обследовательских) способностей;

2) формирование системы сенсорных эталонов;

3) формирование умений самостоятельно применять перцептивные действия и
сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте эти задачи конкретизируются.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна - необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т.п.).

Сенсорное воспитание в этот период занимает приоритетное положение. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и чёрным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трёхлетнему возрасту завершается

подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

В сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет выделяются следующие основные задачи:

1. На первом году жизни - это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует
создавать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими
игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2. На втором-третьем году жизни ребёнка обучают выделять цвет, форму и
величину как особые признаки предметов, а также накапливать представления об
основных разновидностях цвета и формы и об отношениях между двумя предметами по
величине.

3. Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны -
устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и
отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует познакомить
их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и отношеними по величине,
возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

Согласно современной теории сенсорного воспитания его содержание для детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта в процессе познания многообразных сенсорных характеристик окружающего мира (сенсорных эталонов, перцептивных действий).

Вовлечение ребёнка в различные виды деятельности является одним из условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной результативной деятельности возможно организовать восприятие свойств предметов, их особенностей, формировать представления о них.

Следующим условием сенсорного воспитания является обучение, которое представлено рядом этапов.

На первом этапе взрослый привлекает ребёнка к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого он предлагает ребёнку создать какой-либо продукт, который должен быть похож или на образец, или удовлетворять определённым требованиям (например, ворота определённой высоты для машины). Не имея навыков обследования образца, дети на этом этапе допускают ошибки. Эту ситуацию неудачи использует взрослый. Он помогает ребёнку увидеть, осознать то свойство, которое необходимо учесть для достижения цели.

На втором этапе взрослый обучает ребёнка перцептивным действиям. Параллельно с обследовательскими действиями идёт накопление представлений о сенсорных признаках предметов и явлений.

Воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое ребёнок получил в результате обследования (например, для знакомства ребёнка с таким свойством, как мягкость, предлагается смять предмет. Затем называется слово-качество - мягкий). При этом целесообразно использовать приём сравнения (предложить смять твёрдый предмет и ответить, мягкий ли он).

Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Для этого у ребёнка должно быть сформировано умение группировать предметы по тому или иному признаку (собрать все круглые предметы, разместить красные цветы в красную вазу, синие - в синюю и т.п.). Постепенно детей учат применять усвоенные ими эталоны


качеств для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, замечая сходство и отличие. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети начинают осваивать систему эталонов (цвета, формы, величины, времени, звуков и т.п.).

На четвёртом этапе важно создавать условия для самостоятельного применения знаний, освоенных детьми в процессе какого-либо вида деятельности (подбери бумагу для лодочки, сделай коробочку под рассаду, сшей мишке тёплое одеяло и т.п.).

Литература:

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. - М., - 1988.

2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - Минск, 1994.

3. Морозова О., Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание,
// Дошкольное воспитание. - 1993, №5.

4. Плеханов А. Овид Декроли и его метод. // Дошкольное воспитание. 1991, №11.

5. Плеханов А. , Морозова О.М. Манасеина М. Сенсорное развитие и воспитание
детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1994, № 2 .

6. Поддьяков Н.Н., Аванесова В.М. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981.

Контрольные задания по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

1. Что предполагает сенсорное воспитание ребенка:

а)......................... б)......................... в)..........................

2. На что направлено сенсорное воспитание, являясь одной из основных сторон
дошкольного воспитания? Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком:

а) сенсорное развитие,

б) умственное развитие,

в) формирование сенсорных эталонов.


ю схему, дайте краткую р асшифровку, отметив основное

Познание

ТШРАЗЪГВиСПРИЯТИЗГ

Результа ты переработки образов


Нормальное умственное развитие


Полноценное восприятие


4. Каково главное направление сенсорного воспитания?

5. Дайте определение понятию «сенсорная культура».

6. Верно ли, что сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних
свойств предметов?

7. Сопоставьте основные задачи сенсорного воспитания детей с возрастными
периодами, характеризующими их:


б) 2-3 года


1) формирование сенсорных эталонов, устойчивых, закрепленных
в речи представлений о цвете, геометрических формах и
отношениях по величине между несколькими предметами;

2) обогащение ребенка впечатлениями о свойствах окружающих
предметов;

3) выделение цвета, формы и величины как особых признаков
предметов;

4) развитие аналитического восприятия;

5) обогащение представлений об основных разновидностях цвета и
формы, об отношениях между двумя предметами по величине;

6) знакомство с оттенками цветов, с вариантами геометрических
фигур и с отношениями предметов по величине.

8. Укажите функции взрослого в сенсорном развитии ребенка, которые
выделяла М. Монтессори? Выберите верные ответы, отметив их каким-либо знаком:

а) организация разнообразной детской деятельности;

б) оказание помощи;

в) выступание в роли коллеги, партнера;

г) организация занятий с дарами;

д) ненавязчивое руководство;

е) посредничество между ребенком и предметной средой;

ж) оказание систематической помощи.

9. Сопоставьте возрастные периоды с основными действиями, характерными для
них, по мнению А.В. Запорожца:

1) 3 года а) планомерное и последовательное обследование объекта;

2) 4 года б) манипулирование предметом без попытки обследования;

3) 5-6 лет в) рассматривание предмета, выделение отдельных частей и

4) 7 лет признаков;

г) систематическое, планомерное рассматривание объекта.

10. Отметьте, какие сенсорные эталоны выделяет А.В. Запорожец:

а)....................... б)........................ в)

11. Дополните схему дидактического материала, способствующего развитию
органов чувств по М. Монтессори.

Садия Карабудакова
Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Как определяется понятие «сенсорное воспитание » ?

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений . Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов , которые обеспечивают отражение действительности. Развитие восприятия - сложный процесс , который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов , выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение всего вышеуказанного.

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие , накапливается сенсорный опыт ребенка , формируются представления об окружающем мире.

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка . Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу . Например, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие , различение

И представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине необходимы, без этого успешного результата деятельности не достичь. В деятельности музыканта, врача, механика особую роль играет точное восприятие и различение звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т. д. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта, в основе диагностики ряда заболеваний (у врача, в определении характера неисправности работающего механизма (у автослесаря) .

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на этапе дошкольного детства - главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.

В чем специфика задач и содержания сенсорного воспитания в детском саду ?

Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей . Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания :

Формировать у детей разнообразные обследовательские действия;

Формировать у детей знание систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

Побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

Развивать у детей умение применять обследовательские действия

И эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой определенный объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста . Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой - разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы .

Для каждой деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действий, отношений, а также анализирующего восприятия и представления . Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. Слуховые ориентировки строятся на умении выделять, различать и представлять характер звуков вообще ив речи в частности : их силу, высоту, тембр, темп, ритм, временную последовательность и т. д.

Для другой деятельности важно уметь выделять и представлять такие качества, как плотность материалов или предметов, влажность, твердость или мягкость, гладкость, прозрачность, температурные показатели, тяжесть, эластичность, хрупкость и др.

Очень важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделяя в них отдельные движения, их последовательность, длительность, направление, величину размаха движения, усилие и т. д. - и регулировать на этой основе свои действия . Это необходимо в ситуации любой детской деятельности для освоения действий и операций. Современная теория сенсорного воспитания утверждает , что содержание сенсорного воспитания должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира.

Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала : прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности

ит. д. Например, признаками металла, в отличие от других материалов, будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении , прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой обследовательских действий. Эта система необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т . д.).

Именно поэтому в программу сенсорного воспитания включаются разнообразные способы обследования предметов, то есть перцептивные действия для выделения тех или иных качеств, свойств, отношений, которыми должен овладеть ребенок. При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.

Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, величин, материалов, звуков, количественных и пространственных отношений. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет соотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Развитие математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв .

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, то есть усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это эталоны цвета (цвета спектра, форм (геометрические плоскостные

И объемные формы, материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др., эталоны величин (метр, килограмм, литр и др., длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др., эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п.

Понятие «сенсорные эталоны » предложено А. В. Запорожцем. Еще раньше (в конце XIX века) И. А. Сикорский наметил подход к рассмотрению процесса интериоризации, употребляя специальный термин для обозначения понятия сенсорного эталона («шаблон» ). Оно включает в себя определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей , определенным образом обозначенные вербально. Овладевая такого рода системами, человек получает как бы набор мерок, или эталонов, с которыми может сопоставить любое вновь воспринятое качество

И дать ему надлежащее определение, найти ему место в ряду других.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” - “чувство”, “ощущение”, “восприятие”. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Далее изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанным обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого - либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета

2. Вычленение основных частей этого предмета, определение свойств.

3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей - Обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений - отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого- либо культурного растения, важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев. Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во - первых, от обследуемых свойств, во - вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны и непрочны.
Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, - должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития.

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему, знакомится с явлениями не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью литературы и кино. При этом действительность предстаёт перед нами в препарированном, расчлененном или, наоборот, в обобщённом виде.

Значит ли это, что отпадает нужда в развитии способности восприятия, направленного непосредственно на явления природы, на предметы и их комплексы, созданные руками человека? Конечно, нет: жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию.

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 с.

2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2009.

4. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10 - с.4-9.

5. Запорожец А.В., Неверович Я.З “ О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. “Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников”, под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М., “Просвещение”, 1965.

6. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2009.

9. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35

10. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.