Домой / Помада / Занятие в нетрадиционной технике рисование нитью «Причудливые узоры. «Рисуем ниткой» мастер-класс Рисуем нитками с детьми схемы

Занятие в нетрадиционной технике рисование нитью «Причудливые узоры. «Рисуем ниткой» мастер-класс Рисуем нитками с детьми схемы

Ниткография для детей


Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
Задачи:
- учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
- привить художественные навыки и эстетический вкус.

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Занятие ориентированно на аудиторию от 5 лет и выше, без ограничения возраста.

Для занятия ниткографией нам потребуется в большом количестве её величество Ваша Фантазия. А что такое фантазия? Нам поможет в этом разобраться щедрый и блестящий рассказчик Виктор Юзефович Драгунский.

Фантазия

Я - небесный верхолаз,
Я по небу лазаю,
А потом оттуда - раз! –
Опускаюсь на землю.
Ты не веришь? Ну и что ж...
Все равно это не ложь,
А моя фантазия.

В моей голове тоже проснулась её Величество Фантазия, и родился маленький стишок, посвящённые этому способу рисования.

Ниткография

Хочу предложить вам шедевры создавать -
Обыкновенной ниткой рисовать.
Вот образ волка, кошки или льва,
А может здесь носатая сова?
Мышата зашуршали из-под нитки:
- А где наши нарядные накидки!
Чудная птица встала на крыло -
Всё завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились,
Волшебную нам сказку написали,
Иголочку и нитку прославляли.
А те и рады на бумаге танцевать,
Фантазию лихую нам бы обуять!

Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие материалы и инструменты : бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.


Итак, за дело! Технология выполнения "ниткографии" необычайно проста.


1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.


3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.


Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.


4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.


5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие.


6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать.
Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны...



Это перевёрнутый предыдущий рисунок...


Один и тот же отпечаток даёт новые образы.


Если вы будете наблюдательны, то вскоре сможете ловко управлять ниткой с иголкой.

А теперь я хочу вам поведать сказку, которую с удовольствием сочинила и рассказываю своим воспитанникам на занятиях.

Необыкновенное путешествие Ниточки и Иголочки

Маленькая принцесса Ниточка сидела и скучала в своём потайном уголке. Она изучила все просторы своего королевства, научилась выполнять простые и сложные швы: от смётки деталей до изумительной тонкой вышивки гладью. Ей хотелось чего-то нового, необычного. Мамки-няньки Пальчики никогда не разрешали и шагу ступить без них, а ведь ей так хотелось самостоятельности…
- Ты что делаешь? – нарушила её уединение служанка Иголочка.
- Да вот, вот скучаю, - с грустью сказала принцесса Ниточка.
- Слушай, а давай отправимся в путешествие! – весело и радостно предложила Иголочка.
- Я бы с удовольствием, - вздохнула Ниточка, только вот мамки-няньки нас вряд ли отпустят. Да и куда же мы пойдём, если кроме своего королевства мы никогда ничего не знаем, - ещё печальнее и почти с отчаянием сказала Ниточка.
- Подумаешь, - бойко возразила Иголочка, - путешествия для того и нужны, чтобы изучать различные страны… Помнишь, как старый граф Клубок рассказывал нам сказку о необыкновенной стране Изобразилии.
- Да, помню, но как мы туда попадём, в эту страну Изобразилию?
- Хватит ныть! – оборвала Иголочка. – Идём!
Она схватила Ниточку за руку, и потащила за собой.
- Куда ты меня тащишь? Да отпусти ты мою руку, и скажи, куда мы идём.
- Куда, куда? Конечно же, к дедушке Клубку, - с улыбкой и озорством ответила Иголочка.- Что, ещё не дошло?
- А вдруг он на нас мамкам-нянькам нажалуется? – всё ещё жалобным голосом на ходу говорила Ниточка, едва поспевая за Иголкой.
- Как ты себе это представляешь? – остановилась, как вкопанная, Иголочка. - Чтобы такой заядлый путешественник, как граф Клубок побежал жаловаться? Ну, я тебя умоляю! Ему что, заняться больше нечем?
- Наверно ты права, - уже более весёлым голосом ответила Ниточка. – Да отпусти ты мою руку. К дедушке Клубку я и сама пойду с удовольствием.
Подруги быстро пробежали по улице Пуговичкиной, свернули на улицу Спицыных и оказались на улице Клубочкиных перед самым домом графа.
- Ой, а что же мы скажем дедушке Клубку? – нерешительность опять овладела Ниточкой.
- Подруга, ты такая странная. Конечно, мы ему расскажем всё, как есть. Смелее, за мной!
Иголка громко постучала в дверь графа.
-Кто там, - послышался весёлый, чуть охрипший голос.
- Дедушка граф, это мы, Иголочка и моя подруга Ниточка.
- Иду, иду – ответил дедушка. – Ну, здравствуйте, юные принцессы. Чем могу быть полезен?
Здравствуйте, дедушка Клубочек, - как завороженные, ответили хором девочки. Они впервые были во владениях графа, и им очень понравился сад и его белоснежный замок. Вязаные колонны возвышались над деревьями и цветами. Белая беседка, с кружевной отделкой, утопала в цветущей яблоне, во всех уголках, как разноцветный ковёр, были всевозможные цветы: шикарные пионы, надменные нарциссы, красавицы розы. Всё было выполнено в одном стиле, сразу было видно, что здесь на славу поработали настоящие мастера.
- Ну, так о чём речь – с улыбкой спросил дедушка Клубочек.
- Мы хотели…
- Знаете, что, давайте-ка пройдём в беседку, и там спокойно всё обсудим.
Дедушка Клубок повёл девочек в глубину сада, к сказочно-красивой беседке. Он позвонил в вязаный колокольчик, и тут же появилась тонкая, очень изящная, его помощница Спица.
- Уважаемая Спица, подайте нам, пожалуйста, чаю с мёдом и клубничным вареньем, - отдал распоряжение дедушка Клубок.
- Сию минуту, - ответила Спица, и тот час же появилась с вязаным подносом, уставленным различными яствами. Она накрыла маленький изящный стол, который находился посреди беседки, и незаметно удалилась.
- Угощайтесь, красавицы, - предложил дедушка Клубок.
- Спасибо, - как во сне ответили девочки хором. Они стали пить чай, настоянный на розовых лепестках и перечной мяте вприкуску с клубничным вареньем.
- Как вкусно! – восхищалась Ниточка.
- Вот это угощение! – не скрывала своего восторга Иголочка. – Дедушка Клубочек, а не могли бы Вы проводить нас в страну Изобразилию, о которой вы нам рассказывали на празднике фантазёров.
- В страну Изобразилию? – с хитринкой спросил дедушка Клубочек. - А зачем вам туда нужно?
- Нам надоело сидеть в нашем королевстве, мы уже хорошо изучили все науки и решили отправиться в увлекательное путешествие, чтобы научиться чему-нибудь новенькому, - на одном дыхании выпалила Иголочка.
- Путешествовать? Это здорово! А что скажут по этому поводу матушка Розовая бобина и уважаемая Игольница?
- Нам уже пять лет, и мы сами можем отвечать за свои поступки, - с твёрдостью в голосе сказала до сих пор молчавшая Ниточка.
- Хорошо, раз вы такие взрослые и самостоятельные, то конечно, я провожу вас в страну красок и кисточек. Это же не в тридевятом царстве находиться, и не за семью горами, а здесь, рядом, в соседнем королевстве.
- Ура! – закричали девочки хором. – А когда мы туда отправимся? – с нетерпением спросили они.
- Вы чай допили? – спросил дедушка Клубок.
- Да, большое спасибо! Мы ещё ни разу не пили такой изумительный чай.
- А добавки хотите?
- Нет, - хором ответили Ниточка и Иголочка.
- Ну, что же, тогда можно отправляться прямо сейчас в путь дорожку!
- А что с собой нам надо взять,- не унималась Иголочка.
- Хорошее настроение и немного фантазии, - ответил дедушка Клубок.
- Тогда в путь! – весело и радостно защебетала Ниточка.
Они без каких либо препятствий покинули Швейное королевство и через пять минут стояли на Главной выставочной площади страны Изобразилии. От изящества и красоты выставленных картин у Ниточки с Иголочкой с непривычки закружилась голова, и перехватило дух. Они никогда не видели столько картин, выполненных в различных техниках и жанрах. А как красивы и правдоподобны были запечатлённые мгновения! Девочки, вместе с дедушкой Клубочком, переходили от одной картины к другой, с восхищением рассматривали различные исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, живописные пейзажи и анималистические жанры.
- А хотите увидеть одну из мастерских, где создаются такие чудеса, – спросил дедушка Клубок.
- Конечно, - захлопали в ладоши девочки. – Мы с удовольствием посмотрим на рождение картин.
- Тогда нам сюда, - сказал дедушка, и вся компания свернула на улицу Вдохновения. Они зашли в ближайшую мастерскую и стали свидетелями спора двух барышень Кисточек. Одна из них была тонкой, как тростинка, другая полная противоположность: очень упитанная и своенравная дама.
- Интересно, - сказала упитанная Кисточка. - Зачем нам такие худышки, как Вы?
- Мы очень нужны в стране Изобразилии. Ведь нельзя завершить ни один стоящий рисунок без нас, тонких кистей, - парировала Кисточка-тростинка.
- Что-то я сомневаюсь, – не останавливалась упитанная дама. - Смотри, какой насыщенный мазок, получается, из-под моего ворса.
Она быстро опустилась в банку с гуашью и пробежалась по белоснежному листу бумаги.
- Зато я оставляю тонкий, чуть видимый след.
И Кисточка-тростинка оставила тонкий, чуть видимый след на листе.
- А можно и мне попробовать,- не выдержала и перебила их спор Ниточка.
- Может и у меня что-то получится, - неуверенно сказала Иголочка.
Обе Кисточки мгновенно устремили свой взор на странную компанию.
- Это кто тут пищит? Вас не учили не влазить в чужие разговоры? – сказали они хором, как будто и не заметили девочек.
- Глубокоуважаемые дамы! Мы прибыли из Швейного королевства, - заступился за своих подопечных дедушка Клубок. Эти юные дарования решили попробовать свои силы на новом поприще.
- Пусть попробуют, - вступилась за Ниточку и Иголочку тётушка Гуашь. – Я люблю, когда у кого-нибудь что-нибудь получается новенькое, – и она открыла свои владения для Ниточки.
- Ух ты, - обрадовалась Ниточка, и опустила свой хвостик в Жёлтую краску. Но она была такая маленькая и лёгкая, что никак не смогла опуститься даже на три миллиметра в гуашь.
- Давай, давай, - стали злорадствовать Кисточки. – Посмотрим, на что ты способна.
- Я и сама не знаю, на что я способна, - чуть не заплакала Ниточка.
- Дамы, вообще-то не прилично так встречать гостей из соседнего королевства, - вступился за Ниточку белоснежный галантный Лист бумаги и ловко расстелился перед ней.- Давай, девочка, не робей.
- Прости нас девочка, просто, когда мы с сестрой начинаем ссориться, весь мир для нас перестаёт существовать. Я тебе помогу набрать краски, - виновато сказала Кисточка тростинка.
Она заботливо помогла Ниточке окунуться по самые плечи в краску. Мягкая краска ласкала Ниточкино тело, уставшее от путешествия. Ниточка была счастлива. Она вылезла из краски и с удовольствием закрутилась на листе бумаги в необычную форму, но дальше что делать - не знала.
Белоснежному листу стало жалко девочку, и он галантно накрыл её второй свободной своей половинкой.
- Вот ты где! – закричали Мамки-няньки и с силой дёрнули ниточку из-под листа. - Мы с ног сбились, ища тебя, а ты здесь лежишь себе спокойно, прохлаждаешься - не унимались они.

При вязании больших и полезных вещей очень часто остаются ниточки, которые потом трудно куда-нибудь приспособить. Казалось бы, ничего сделать из них нельзя. Но не спешите огорчаться и выбрасывать их. Ниткография – эта техника поможет сделать вам из оставленных небольших моточков ниток настоящие шедевры рукоделия. Ниткопись – рисование нитью. Вы что-нибудь слышали об этом виде самовыражения?

Создание картин при помощи ниток, как вид искусства, стало известно не так давно.

Ниткография как вид изобразительного искусства берет свои истоки в Мексике. Картины, которые делают мексиканские народные мастера, создаются из толстых шерстяных ниток и показывают элементы этноса. Основа для картин смазывается специальным составом (смола сосны + пчелиный воск), и нити разных цветов из шерсти выкладываются в форме различных узоров.

Ниткография для начинающих

Ниткография в наше время стала интересна, во многом, благодаря своей малозатратности. Ведь сделать «ниточные» произведения совсем несложно. Нити, клей, основа (картон, ДВП, бархатная бумага), краски – вот и все, что нужно вам приготовить для того, чтобы освоить ниткопись. Да, и конечно, фантазия, упорство, усидчивость и огромное желание создавать картины в этой технике.

Что пригодится:

  • основа (бархатная бумага, толстый картон, ДВП, ковролин без рисунка);
  • нитки, подходящие по замыслу, для создания картины (шерстяные, акриловые, хлопчатобумажные);
  • ножницы, клей, можно использовать ПВА, кисточка.

Мастер-класс ниткописи для начинающих

Возьмите основу для будущей картины.

Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу. Можно рисунок сделать простым карандашом, а можно воспользоваться прочными красками. Готовые схемы, найденные в интернете, тоже можно использовать в качестве шаблона для будущей картины. Если вы хотите, чтобы дети сотворили что-то сложное, возьмите фото рисунка и приклейте его к основе. Прямо поверх этого фото дети будут приклеивать нити;

Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения (с этим легко справятся сами дети);

Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе;

После выполнения контура рисунка, заполните его внутреннюю часть. Нитки можно приклеивать ка по спирали, так и в хаотичном порядке. Главное условие – заполнение пространства внутри фигуры без пропусков, без «белых пятен»;

Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины начинайте именно с них;

После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Это позволит скрыть возможные неровности, образованные при выкладывании рисунка;

Поместите ваше рукодельное творение в рамку. Рамку можно купить в магазине или сделать самим. Очень красиво смотрится оформленная картина с использованием паспарту.

Ниткография в нашей стране пользуется популярностью, в первую очередь, из-за своей мало затратности. Свое зарождение получила в Мексике. Опытные мастера создают из шерстяной нити целые картины, что поражают своими сюжетами. Ими можно не только вышивать и вязать, но и рисовать. Вы можете с помощью небольшого клочка ниток, что остались, к примеру, после вязания шарфа создать настоящий шедевр.

Каждый вид рукоделия имеет свои секреты, также и рисования в ниткографии имеет свои хитрости, которые помогут малоопытным мастерам создать свой первый шедевр. Лучше всего начинать с небольших простых рисунков, которые не имеют замысловатых спиралей и узоров. Когда вы научитесь формировать витки и сгибать должным образом рабочие ниточки, можно переходить к сюжетным изображениям.

В работе нужно использовать густой клей, более жидкие варианты будут впитываться в основу, в конечном итоге, будут плохо держаться. Если вы используете старые, что были основой свитера, к примеру, их нужно выпрямить, иначе они не станут ровно ложиться на картон. Помните, что чем толще вы выбираете основной рабочи материал, тем более объёмной получится у вас картинка. Подсовывать их ближе друг к другу можно с помощью спицы или обычной зубочистки.

После каждого нанесения прижимайте их рукой или платком, чтоб те лучше схватились. Если вы неправильно приклеили нить, ее можно оторвать пока она не схватилась или подклеить той же зубочисткой с нанесенным клеем. Круглые узоры выполняют по спирали, а длинные – с права налево. Придерживаясь простых рекомендаций, вы сможете получить эффектные принты без существенных усилий и затрат времени.

Материалы вышивания

Для выполнения картины вам потребуются только:

  • нити шерстяные
  • основа (картон, ДВП, бархатная бумага)
  • краски

Выполняют ниткографические рисунки очень быстро, справиться с этой задачей смогут даже школьники. Вам нужно заранее определиться с рисунком и нанести его на картон или бархатную бумагу. Далее, с помощью кисточки нанести клей на композицию и сделать контуры при помощи нитей. Лучше всего брать шерстяные, они более плотные. После этого начинают заполнять середину фигуры, их можно размещать, как поэтапно, так и хаотично, главное, чтобы не было белых пробелов между ними. Они должны плотно прилегать друг ко другу. После того, как изображение заполнено, рисунок проглаживают утюгом через тонкую ткань или марлю. На этом собственно работа и заканчивается, вам остается заключить ее в рамку и подарить близкому человеку либо украсить свой интерьер.


Изонить

Казалось бы, что техника рисования в ниткографии не может чем-то отличаться, но существует еще несколько техник ниткографии – изонить и рисование нитками.

Изонить – подразумевает рисунки нитками без использования клеящей основы.Их предварительно размещают на правильных местах и закрепляют к картону специальными гвоздиками или протягивают через отверстия в основе. Впервые о ней заговорили в Англии, мастера наносили плетения на дощечки с заранее набитыми гвоздями. Со временем она нашла массовое распространение и вместо досок, что использовались до этого, начали применять плотный картон.

С помощью вышеуказанной техники, вы можете вышивать большие панно, пейзажи, портреты людей, обложки для книжек и отдельные орнаменты. Освоить её очень просто, нужно только внимательно следовать рекомендациям и ровно перетягивать ниточки. Если объяснять более понятным языком, то нужно нанести на картон определенные начертания – это может быть, к примеру, острый угол. По обеих сторонах угла наносят цифры от 1 до 6 в разном направлении. Сам угол обозначают точкой 0. Далее прокалывают основу иголкой и соединяют одинаковые точки.

В круглых фигурах точки наносят на подобии циферблата. На изнанке необходимо завязать узелок и протянуть иголку на лицо картины в точке 1, далее вкалывают её в противоположный номер и выкалывают с изнанки на точку 2, так делают по кругу. Важно наносить их маркером, что исчезает или карандашом, который в последствии можно стереть. Заполняя круглую фигуру на лицевой стороне, у вас получится орнамент, напоминающий звезду, а с изнанки нить просто повторяет контуры фигуры. Именно поэтому можно контролировать правильность создания работы.

Схем для рукоделия изонить существует огромное множество, вы можете копировать их в интернете или придумывать сами. Главное помнить, что количество точек в одной фигуре не должно превышать 12, иначе вы попросту запутаетесь с противоположностями.

Рисование нитью

Это будет очень интересно для работы с детьми дошкольного возраста. Все что нужно – это замочить шерстяную нить в краске. Перед началом работы, лучше распушить её, она придаст композиции эффектности. Рисовать можно на обычном листке А4. Смоченную в краске, поставьте на лист и накройте вторым листком. Далее, перекатывайте нить по всему периметру листка или водят рукой, как вам будет удобно. В конечном итоге, получается достаточно веселое изображение, которое можно уже подкорректировать фломастерами и получить готовых мультяшных героев. На одном листке можно выкладывать по несколько нитей. Тогда рисунок будет более развёрнутым. Дайте волю фантазии!


Занятие ниткографией способствует умственному развитию детей. Подобные занятия расширяет кругозор у ребёнка, а также воспитывают у них художественный вкус. У взрослых мастеров изонить и рисование шерстяными ниточками формирует творческое видение окружающей среды. Конечно, подобный вид рукоделия требует большого запаса терпения и ловкости рук, но все это вы приобретете в процессе. Вначале у вас может не все получаться, но со временем ваши старания обязательно будут вознаграждены, а готовая картина сможет создать достойную конкуренцию мировым шедеврам.

Видео мастер класс вышивки в технике ниткография

Система современного дошкольного образования особое внимание уделяет реализации задач, которые сформулированы в образовательной области «Художественное творчество», а именно составной его частью - изобразительное искусство. Но часто традиционных способов и средств для этого вида деятельности оказывается недостаточно, чтобы малыш смог в полной мере проявить свою фантазию. Тогда в дело вступают нетрадиционные техники, например, ниткография. Рассмотрим все нюансы этого вида творчества, а также методические особенности проведения занятия рисунком с помощью ниток в старшей группе.

Что это такое

Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.

Ниткография - это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы

Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести

  • формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
  • развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • воспитывать положительное восприятие процесса творчества.

Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду

Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.

Вариант №1 - собственно ниткография

Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.

Что нужно:

  • шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
  • краска (гуашь или акварель);
  • 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).

Инструкция:

  1. Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
  2. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
  3. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
  4. Прикладываем чистый лист, прижимаем.
  5. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
  6. Снимаем верхний лист, убираем нить.
  7. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.

Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.

Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.

Видео: как работать в технике ниткография

Вариант № 2 - ниткопись

В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.

Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные - пока ниточки не осыпятся.

Инструкция:

  1. На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
  2. Наносим клей по контуру.
  3. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
  4. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.

Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:

  • по спирали;
  • по кругу;
  • ровными линиями;
  • зигзагообразными линиями и т.д.

Видео: учимся рисовать нитками по ткани

Вариант №3 - аппликация нитками

Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.

Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).

Вариант №4 - изонить

Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить - прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.

Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности

Что нужно:

  • нитки;
  • кнопки в виде гвоздиков;
  • дощечка;
  • рисунок на бумаге;
  • ножницы.

Инструкция:

  1. На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
  2. По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
  3. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
  4. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.

Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.

Схема составления конспекта занятия для старшей группы

Удачный план занятия - это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить

  • систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
  • воспитание терпимого отношения к процессу творчества.

Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:

  • развивать память, мышление, креативность;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • работать над развитием фантазии.

После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.

Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью

Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.

  • Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
  • Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
  • Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.

Пример конспекта

Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)

<…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”.
(Показывается прием рисования)
– Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали, как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство!
Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка.
– Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)
В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть…>

Перспективный план по ниткографии и ниткописи

Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается

  • месяц работы;
  • темы занятий и техники выполнения рисунка;
  • цели использования методики;
  • источники, где подробно описан ход работы над данной техникой.

Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.

Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.

В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.

Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)

Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.

Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)

Этапы работы над рисунком в технике ниткографии

«Козлик»

Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме

Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку - козлика.

Инструкция:

  1. «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх - вправо, низ - влево)».
  2. «Отрезаем нить около 40 см».
  3. «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
  4. «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
  5. «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
  6. «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик - влево».
  7. «Снимаем верхний лист».
  8. «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
  9. «Обводим контуры коричневым карандашом».

Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты - создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.

Фотогалерея рисунков в технике ниткографии

Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкам Для выполнения бабочки можно взять 1–2 цвета для окрашивания ниток, а остальные оттенки дорисовать вместе с туловищем С помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов

Этапы работы над рисунком в технике ниткописи

Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.

«Цветы»

Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания

Инструкция:

  1. «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
  2. «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
  3. «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
  4. «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
  5. «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
  6. «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».

Фотогалерея рисунков цельной ниткой

Фотогалерея рисунков кусочками ниток

Бутон получается двухцветным, если сначала его засыпать тонким слоем ниток одного оттенка, а затем другого Чтобы ёлочки получились пушистыми, их делают из кусочков ниток Для этого рисунка цветы создаются по модели помпонов, а кот листья засыпаются кусочками ниток

Ниткография, а также её разновидность ниткопись относятся к нетрадиционным техникам рисования, которые помогают малышам более полно выразить себя, показать свою индивидуальность. Главная ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности. Такая доступность позволяет включать ниткографию в перспективное планирование работы старшей группы детского сада любого типа: от обычных до учреждений, работающих с детьми с особыми потребностями.

Юлия Попова

"Рисуем ниткой " мастер-класс .

Этот вариант нетрадиционной техники изображения очень доступный и абсолютно успешный. Каждый из нас, кто учит детей рисовать, знает, что есть дети, которые буквально «боятся чистого листа» . Опробовав эту технику, вы в считанные минуты убедитесь в том, как раскрепощаются ваши дети. Почувствуете себя просто волшебником в их глазах.

Мы с детьми очень часто рисуем ниткой . Результаты всегда соответствуют ожиданию появления чуда в своих руках; всплеску положительных эмоций и прекрасному настроению; у детей просто «сияют» глазки. А как реагируют родители! Иногда я наблюдаю за реакцией родителей когда они рассматривают рисунки своих драгоценных чад, и, поверьте, взрослые люди загораются этой идеей рисования… а потом приносят свои рисунки . Вот так и помнится мне один важный-важный папа-начальник, который однажды принёс мне папку своих рисунков ниткой ,и сказав при этом : «Рисовал с сыном весь вечер. Никогда даже не думал, что у меня столько фантазии и воображения».

Я, конечно, может и не «открою Америки» , скорее всего эта работа знакома многим, но, к сожалению, мне приходилось видеть, как эта просто золотая жила развития воображения и творчества, полет фантазии и 100% успех ребенка были подпорчены некоторой неподготовленностью педагогов и непродуманностью подачи самой техники. А ведь она очень проста и доступна. Итак, я предлагаю вам мини мастер-класс рисования ниткой .

Для этой увлекательной работы нужно очень мало : моток белых ниток, бумага и пузырёк чернил или туши, маркер или фломастер – и всё !

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ :

1. Нитки лучше взять белого цвета – так дети увидят, как нитка пропиталась и изменила цвет.

Лучшую четкость изображения вам дадут нитки армированные , а толщина нити удобнее 40-60.

Не берите для работы шерстяные нитки . Они слишком ворсисты и всё будет смазано.

2. Длина нитки самый оптимальный вариант 40-45 см. Если короче, не будет возможности «укладывания» ниточки; если длиннее – ребёнку тяжело её вытянуть.

3. Когда ребёнок берёт нитку , чтобы опустить её в тушь (или чернила) , то лучше не просто зажать её между большим и указательным пальчиком, а сделать нетугой виток вокруг указательного пальца. Это для лучшей фиксации нитки в пальцах . Одной нитки хватит на 5-7 рисунков , потом она начнет «расквашиваться» .

4. Почему именно тушь или чернила? Здесь всё понятно – в их составе есть некий процент спирта и они быстро (почти мгновенно) высыхают и не имеют специфического запаха.

5. Налить чернила удобнее в самое обычное блюдце. (Однажды я видела, как педагог пытался научить детей прокрасить нитку в кирпичике акварельной краски залитой водой. Ради интереса, попробуйте это сделать – сразу поймёте как это неудобно).

6. Маркер или фломастер в начале такой практики лучше взять другого цвета чем тушь или чернила (для четкого определения дорисовки, а потом берите в тон – так будет получаться более целостная картинка.

Вот и все практические советы.

Ход работы:

Нитку произвольно и плавно опускаем в блюдце с чернилами. Так же плавно над блюдцем поднимаем прокрашенную нитку (если резко, то могут быть брызги, или ниточка запутается) .

На вытянутой руке держим нить над листом бумаги и произвольно опускаем нитку . Когда между плоскостью листа и рукой останется см. 10-15, то накрываем лежащую на бумаге нитку вторым листом бумаги, слегка прижимаем второй рукой и в любую сторону вытягиваем нитку . Всё готово!

У вас два отпечатка – оттиска протянутой нитки . Сначала попробуйте одну картинку дорисовать на глазах у ребёнка, а вторую предложите дорисовать ему. Очень скоро ваша помощь в дорисовке совсем не понадобится – дети прекрасно справятся сами, еще и удивят вас своими ассоциациями и полётом фантазии.

Каждый в оттиске может увидеть свою картинку. И это великолепно – вот она, яркая творческая индивидуальность!

Желаю вам успеха в работе!

Материалы для работы :

Шаг первый : укладываем нитку на бумагу .

Шаг второй : получили два оттиска.


Шаг третий : дорисовали. Получилась вот такая картинка. "Сон милого зверька".


Шаг четвёртый : оформили выставку.