Оксана Рамусь
Перспективный план трудовой деятельности в первой младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад для детей раннего возраста № 1
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
трудовой деятельности
1 младшая группа
Подготовила : Рамусь О. А.
Армавир 2016
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» .
Содержание данной программы направлено на реализацию цели развития любознательности к , поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании. Данный раздел программы наиболее тесно интегрируется с образовательными областями : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитием» , «Речевое развитием» . Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых , и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Развитие мелкой моторики, самостоятельность в самообслуживании благоприятны для укрепления физического и психического здоровья детей, а формирование умения правильно обращаться с предметами и материалами - для реализации цели безопасного поведения. Содержание планирования представлено 3 взаимосвязанными разделами : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд , труд детей в природе . Для успешного освоения детьми трудовой деятельности педагоги организуют совместную образовательную деятельность взрослых и детей , ежедневную самостоятельную деятельность детей , а также данная область реализуется через режимные моменты
Цель : формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи трудового воспитания
1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
2. Подчёркивать значимость результатов их труда .
3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.
4. Приобщать детей к самообслуживанию.
Перспективный план трудовой деятельности
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Игра «Мы пришли умыться»
Знаем, знаем, да, да, да
Где тут прячется вода
Выходи, водица,
Мы пришли умыться
Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки; проявлять аккуратность .
Цель : Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность
Хозяйственно-бытовой труд
Беседа «Всему свое место»
Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться
Труд в природе
Привлечь детей к поливу клумбы
(под руководством воспитателя поливать растения) .
Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять трудовые действия ; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность. Лейки
Хозяйственно-бытовой труд
«Помоги кукле Тане накрыть на стол» . Развивать элементарные трудовые умения и навыки ; помогать няне накрывать на столы . Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой . Развивать стремление труда
Самообслуживание в процессе умывания
Упражнение «Закатаем рукава»
Руки надо чисто мыть
Рукава нельзя мочить
Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность, спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку» . Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность
Хозяйственно-бытовой труд
Игра «Убери мусор в корзину Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок
Корзина для мусора
Труд в природе
Полив комнатных растений
Учить детей правильно поливать растения (под листья) ; воспитывать желание ухаживать за растениями лейки
Хозяйственно-бытовой труд
Привлечение детей к помощи воспитателю
(подготовка к НОД) Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность Дощечки для лепки
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Упражнение «Выверни колготки»
Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Разыгрывание игровой ситуации
«Расскажи мишке зачем надо завертывать рукава» . Учить детей завертывать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .
Хозяйственно-бытовой труд
Упражнение «Расставим стулья»
Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду
Труд в природе
Опрыскивание растений водой
Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе
Опрыскиватели
Ознакомление с трудом взрослых .
Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке) . Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых .
Воспитывать уважение к труду взрослых , результа-там их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым
Самообслуживание в процессе умывания.
Дидактическая игра «Умой куклу Таню» Учить детей порядку умывания; спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого
Труд в природе
Посадка лука
Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду
Луковицы,
ящики с землей
Ознакомление с трудом взрослых
Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол) . Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Воспитывать уважение к труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.
(Раскладывать книжки) Закреплять знания детей о том, где лежат книги.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться . Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке
Самообслуживание в процессе умывания
Учить пользоваться мылом . Учить спокойно вести се-бя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .
2 неделя Хозяйственно-бытовой труд
Помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки) Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается) . Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми , испытывая удовлетворение от сов-местного труда .
3 неделя Труд в природе
Помыть листья фикуса
Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям
Салфетки
4 неделя Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом .
Расставлять игрушки. Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться
1 неделя Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Игра «Одежкин домик»
Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку
Самообслуживание в процессе
умывания
Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате» Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать) . Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .
Кукла Катя
Труд в природе
Подкармливание птиц Учить готовить корм для птиц : измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.
трудиться на общую пользу , наблюдательность. Хлеб
Кормушки для птиц
Хозяйственно-бытовой труд
Расчищать дорожку от снега (небольшой отрезок) . Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки ра-боты с лопатами.
Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку.
Ознакомление с трудом взрослых
Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост, закапывает капли в нос). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Дать конкретные представления труде взрослых , общественной значимости труда .
Закреплять представления о трудовых действиях труда труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.
Самообслуживание в процессе умывания
«Вытрим личико» Учить (полотенце) .
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Дидактическая игра «Шнуровка» .
Учить, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого
Хозяйственно-бытовой труд
Расставлять стулья (в групповой комнате , в зале. Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно , трудиться рядом , общаться в процессе деятельности , действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.
Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь
Труд в природе
Под руководством вос-питателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю) .
Закреплять представления об уходе за растениями.
Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу , проявлять в работе старание и аккуратность.
Ознакомление с трудом взрослых
Экскурсия в прачечную
наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Дать конкретные представления о труде взрослых , общественной значимости труда .
Закреплять представления о трудовых действиях , совершаемых взрослыми, о результатах их труда , об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отра-жать полученные впечат-ления
Самообслуживание в процессе умывания.
Чтение потешки «Водичка, водичка…» Учить : мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце) .
Самообслуживание в процессе одевания
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом
Собирать игрушки перед уходом с прогулки Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневном труду , желание принимать в нем участие; желание трудиться
Труд в природе
Полив комнатных растений
Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям
Хозяйственно-бытовой труд
Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию Продолжать правильно расставлять на столах подставки для карандашей Подставки для карандашей
Самообслуживание в процессе умывания
Учить своевременно пользоваться носовым платком. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок) ;
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Закреплять умение детей снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и ус-транять его с небольшой помощью взрослого; бе-режное отношение к ве-щам, самостоятельность
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом .
Собирать мусор. Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу ; стремление добиваться результата в труде , имеющем значение для окружающих.
Труд в природе
Помогать воспитателю поливать цветник, огород. Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно) . Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу . Лейки
Хозяйственно-бытовой труд
Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы)
Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым
Ребята, послушайте, я вам сейчас прочитаю стихотворение.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберём.
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
О чем это стихотворение, а у вас есть любимые игрушки? Расскажите о них.
Хотите поиграть с нашими игрушками? А где же игрушки, куда все они делись?
(Появляется Мишка с мешком через него видно, что в мешке игрушки).
Мишка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Ты случайно не видел наших игрушек?
Мишка: Нет, не видел.
Воспитатель: Что это у тебя в мешке?
Мишка: Это подарки для моих медвежат от Дедушки Мороза!
Воспитатель: Подарки от дедушки Мороза! Ты что-то перепутал, Мишка! Новый год давным-давно прошел, на улице весна! Ой, а это, по-моему, наши игрушки!
Мишка: Да нет же! Отдайте мне мешок! (Обронил мешок с игрушками на пол).
Воспитатель: Да вот же они! Ребята, это наши игрушки? Ай-ай, Мишка, как же врать – не хорошо!
Мишка: Это ваши что ли игрушки? Ах, эта лиса, обманула меня, она мне сказала, что этот мешок с подарками для моих медвежат! Сейчас я их соберу… (Начинает собирать игрушки).
Воспитатель: Мишка, постой! Ты лучше присядь, отдохни, сейчас мы сами с ребятками поставим игрушки на свои места! Ну что, ребятки, приступаем! Послушайте меня внимательно! Чье имя назову, тот и будет выполнять задание.
Поручения:
Маша, пожалуйста, расставь книжки на полке красиво. Умница, Машенька, сколько книг ты положила на полку? А ты, Анюта, посади куклы на диван. Сколько посадила?
Строительный материал мы тоже поставим на свои места по цвету (желтый, зеленый, красный, синий). (Макар, Артем.)
А мячей сколько у нас? Давайте мы его тоже поставим на место).
Воспитатель: Ну вот, Мишка, по-моему, мы справились с нашими заданиями. Теперь в группе стало чисто и уютно.
Мишка: Да, молодцы! Какие же ребятки трудолюбивые, об этом я расскажу своим медвежатам! Ну а сейчас мне пора домой, наверное, медвежата меня потеряли.
Воспитатель: Стой, Мишка, а для твоих медвежат у нас есть подарки-открытки, которые сделали мы своими руками!
Мишка: Спасибо! Я им обязательно передам! До свидания, ребята!
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как нужно обращаться с игрушками?
Как много игрушек на свете,
И все их, конечно, любят
Все дети на свете.
Вам надо играть,
Веселиться, дружить
И каждой игрушкой своей дорожить!
Любите их, дети,
Цените, храните,
Они любят с вами играть,
Но не любят,
Когда их марают, кусают,
Кидают, рвут и ломают.
Берегите их дети!
3 9 ..Воспитание трудовой деятельности в первой
младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных
возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе
решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования
гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание
помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит:
"Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы
в группе было чисто!" Или: "Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно
будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с
Олей, Ирой и Сережей... Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну,
помогают ей трудиться".
Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение
их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде
труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная,
понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует
его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на
рукавах - стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не
мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить,
шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки - ощутил приятное чувство
удовлетворения и т.п.
Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой
форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного,
эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению
трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и
обращается к поросенку: "Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки!
А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком". И т.п.
Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с
прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения
действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки,
педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их,
смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той
же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное
настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке - ладоши,
А пальчики - Антоше.
Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и
предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает.
Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая
гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: "Вот кукла
Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша,
сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние
полки". И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в
эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка.
Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость,
удовлетворение.
С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь
(расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в
определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.
В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению
простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку,
положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить
поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием.
Например, воспитатель может сказать: "Какая у Вовы большая автомашина!
На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат
на полу, и сложит их аккуратно на полку". Или: "Хорошая хозяйка наша
Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и
будут у нее в доме чистота и порядок".
В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой
операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со
взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например,
помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно
делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с
ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными
тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку
сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала
Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было
трудно, долго бы пришлось работать!" Такая совместная деятельность
особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.
Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять
воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений,
побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем Оле
собрать кубики... Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог
должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например,
подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто
твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи
в коляску".
Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует
игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с
детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут
прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои,
которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают
замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки";
"Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут
сломаться").
Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему
живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно
действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой,
воспитатель приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая
маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы
ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.
Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности,
побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить
трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику
("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть
их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята!
А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим... Он
мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся
Андрюша и Ирочка").
Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа
"Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим кукол" и т.д.
· Воспитание культурно-гигиенических навыков .
Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно)
мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным
полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными
предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
· Самообслуживание.
Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи
взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в
определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
· Общественно-полезный труд.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с
взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать
ложки и пр.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять
игровой материал по местам.
· Уважение к труду взрослых.
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как
делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как
дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет
те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник
воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки
поведения во время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться
мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать
полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно
пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать
пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание.
Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной
последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы,
складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение
замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
· Общественно-полезный труд.
Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие
трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений:
готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место
игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при
дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять
хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
· Труд в природе.
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке
природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные
растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от
снега, счищать снег со скамеек.
· Уважение к труду взрослых.
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о
понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель,
врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых
действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь
взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Средняя группа (от 4 до 5 лет )
· Культурно-гигиенические навыки.
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по
мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании
отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу,
хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами
(ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
· Самообслуживание.
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно
складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить,
просушивать).
Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.
Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания
занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)
· Общественно-полезный труд .
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить
дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать
значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с
помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном
завершении совместного задания.
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на
участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать
воспитателю подклеивать книги, коробки.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно
расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы,
раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
· Труд в природе.
Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения,
кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при
участии воспитателя). В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной
работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период - к
расчистке снега.
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к
подкормке зимующих птиц.
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в
трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).