Домой / Виды макияжа / Упражнения на формирование навыков невербального общения. Игры и упражнения на развитие невербальных способов общения, осознание закономерностей процесса общения

Упражнения на формирование навыков невербального общения. Игры и упражнения на развитие невербальных способов общения, осознание закономерностей процесса общения

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

«Формирование первичных навыков невербального общения на занятиях»

Подготовила:

Круглова Алла Петровна,

педагог дополнительного образования, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска Амурского муниципального района

Хабаровского края

Амурск,

2016 г.

Невербальное общение.

В последние годы кинесика (наука, изучающая движения тела, жесты и мимику), приобретает все большую популярность в кругах политиков и бизнесменов. И действительно, ученые установили, что с помощью языка мы передаём не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения были объединены понятием "невербальная коммуникация". Жесты, мимика, позы, одежда, причёски, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определённый вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.

Цель: способствовать улучшению коммуникативных способностей педагогов, расширяя их возможности, путем развития навыков невербального общения.

Задачи:

Привлечь внимание к проблемам невербального общения;

Ознакомить с основами кинесики;

Способствовать усвоению первичных навыков улучшающих взаимодействие с аудиторией.

Актуальность: так как любой педагог непрерывно находится в процессе общения с детьми и его действия носят не только обучающий, но и воспитательный характер, то умение грамотно использовать невербальные способы коммуникаций значительно расширяют возможности успешного взаимодействия с учащимися.

Работая аудиторией, педагог не имеет возможности контролировать каждого участника процесса, но всегда чувствует, готовы ли учащиеся к общению. Коммуникативные способности – это не только умение подать информацию, но так же и способности к восприятию встречного информационного потока. Известно, что каждый человек индивидуален, но так же мы имеем и много общего. Подавая одну и ту же информацию для разной аудитории, мы делаем это по-разному, в зависимости от возраста, пола и других особенностей слушателей. Но и аудитория так же по-разному воспринимает разных людей, даже если они являются носителями одинаковой информации. Именно поэтому важно понимание того, каким образом, вас воспринимают ваши слушатели. И тут нам могут помочь некоторые разделы кинесики.

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику . Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на , и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Жесты. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты , среди которых можно выделить:

    коммуникативные : жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;

    модальные , т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;

    описательные жесты , имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности , т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

    Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание »).

    Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).

    Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).

    Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).

    Жесты сомнения и неуверенности - почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

    Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).

    Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).

    Жесты несогласия («собирание ворсинок с », опускание век).

    Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).

Позы и жесты, которых нужно избегать.

Дети, в отличие от взрослых, как правило, открыты и готовы к общению, а готовы ли к общению мы – педагоги?

Позы:

Руки на бёдрах – агрессивная поза;

Скрещенные руки на груди – поза зашиты;

Ладони соединены ниже талии (поза футболиста) – поза зашиты, слабость;

Рука обхватывает вторую руку за спиной – страх, волнение;

Руки в карманах – скрытность, нервозность;

Откидываетесь на спинку кресла – явное несогласие с мнением собеседника.

Жесты:

Жесты указательным пальцем - это обвинительный жест;

Выставленный большой палец - выражение превосходства, пренебрежительное отношение;

Кулак – враждебный жест, агрессивное настроение;

Касание рта или других частей лица во время разговора – выдает волнение, люди могут посчитать Вас неискренним;

Прикосновения к уху, ко рту или к шее, когда Вы слушаете - это жесты сомнения и несогласия с собеседником.

Мимика (что не следует демонстрировать лицом) :

Сведенные брови - это не деловое, как многие думают, выражение лица, а хмурое, неприветливое;

Сильно поднятые брови - так вы выражаете удивление и сомнение, неготовность к общению, ситуации;

Зевание – итак все понятно – Вам скучно.

Вышеперечисленные жесты и позы имеют разную интерпретацию, но у них есть одно общие, демонстрируя их, вы производите негативное впечатление. Педагог не должен закрываться от детей, чем более вы открыты, тем лучше контакт с аудиторией. В младшем и среднем школьном возрасте учащиеся еще не сформировали свое мировоззрение и остаются, открыты для общения. Общеизвестно, что дети очень хорошо чувствуют любую фальшь, поэтому так важно быть искренним и открытым при работе с детьми.

Практикум:

    Повернитесь к Вашему ближайшему соседу, приняв максимально закрытую позу, и расскажите все хорошее, что вы о нем думаете.

Спросите у него, вызывают ли ваши слова доверие?

    Теперь Ваш собеседник должен принять как можно более открытую позу и улыбаясь сообщить любую плохую новость (например, о погоде).

Вопрос: вызовет ли эта новость доверие?

    Поменяйтесь ролями, но теперь текст должен соответствовать положению тела и мимике. Обращайте внимание на реакцию собеседника.

    Попробуйте рассказать о себе вашему собеседнику, меняя положение тела и жестикуляцию в процессе.

    Совместно проанализируйте свои впечатления.

Не стоит забывать об обратной реакции. Известно, что если с утра нет настроения, то надо подойти к зеркалу и улыбаться, пусть даже натянутой улыбкой, но от мышц поступит импульс в мозг и ваше настроение улучшится. Точно так же работают и наши жесты. Даже если вы не готовы к открытому общению, заставьте свое тело демонстрировать открытость и искренность, тогда импульсы от мышц поступят в мозг и ваше сознание само придет в равновесие с телом. Будьте искренни и открыты с людьми и тогда у вас все получится.

Список литературы

1. Аргайл М. Контакт взглядов, дистанция и взаимное принятие. - "Социометрия" № 28. - 1975

2. Аргайл М. Психология счастья. М. Прогресс, 1990

3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. С.-П. Питер Пресс, 1997

4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М. Прогресс, 2002

5. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М. Айрис-Пресс, 2001

6. Каракаев Ю.И. Современный ногайский язык. Карачаевск, 2001

7. Керейтов Р.Х Этническая история ногайцев. Ставрополь, 1999

8. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М. Новое литературное обозрение, 2002

9. Огнев И., Русев В. Психологическая безопасность. С.-П. Каро, 1998

10. ПизАллан Язык телодвижений. Н.Новгород. Ай Кью, 1994

11. Язык жестов. /Сост. А.А. Мельник. Москва, РИПОЛ КЛАССИК, 2003

12. Язык жестов. Nonfiction: пер. с англ./ Сост. Шарпило В.В. Минск, Парадокс,1998

1. Формирование навыков невербального общения

Мимические и пантомимические игры и упражнения

“Как говорят части тела”

Цель : учить невербальным способам общения.

Ход . Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход . Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д .)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

“Прочитай письмо”

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход . «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, все оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Облака”

Цель : развитие воображения, выразительности движений.

Ход . Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

“Люблю – не люблю”

Цель

Ход . Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой – маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход . Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

“Магазин зеркал”

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

“Маски”

Цель : развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

“Пойми меня”

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Д ети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

“Бездомный заяц”

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками – 1 – 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

“Жизнь в лесу”

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

“Добрые эльфы”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон - дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую - эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы - подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

“Птенцы“

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? - спрашивает воспитатель. - Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

“Волны”

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

“Муравьи”

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики.

Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так - всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

“Театр теней”

Цель : развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, - объясняет взрослый. - Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она - наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

“Ожившие игрушки”

Цель : развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.


Упражнение «Поддержание разговора»

Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнике.

Упражнение «Письмо психолога»

Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка, обсудите тексты писем в группе:

1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет).

2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.

3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (13 лет), которая очень некрасива.

6. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасива.

7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.

8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.

9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.

10.Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее

уже на пределе.

Возможный алгоритм написания письма:

    Обозначить распределение ответственности.

    Уточнить возможности психолога и адресата.

    Сообщить безоценочно психологическую информацию.

    Обозначить свою позицию через обратную связь.

    Наметить перспективы адресата.

Упражнение «Гимнастика с запаздыванием»

Вся группа повторяет обычное движение или физическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнение постепенно нарастает.

Упражнение «Передача ритма по кругу»

Вслед за одним из участников группе все ее члены поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Упражнение «Передача движения по кругу»

Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы действие можно было продолжить, сосед продолжает действие, и воображаемый предмет обходит весь круг.

Упражнение «Зеркало»

Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движение своего партнера.

Упражнение на понимание чувств другого человека

1. Разговор через стекло - договориться о чем-либо с помощью жестов.

2. Изобразить то или иное состояние человека, например, радость, гнев, обиду, сочувствие, ненависть и т.п. Изобразить психологические особенности другого человека и себя: каков я есть, каким я был, каким я кажусь другим, каким хочу быть и т. п.

3. Понять, какое чувство хотел выразить другой человек.

4. Обратить на себя внимание группы.

Упражнение «Невербальное поведение»

Ведущий задает тему, остальные выражают ее пантомимой.

Примеры тем: 1) «Преодоление трудностей» - все участники в пантомиме по очереди изображают, как они это делают; 2) «Запретный плод» - все по очереди показывают, как они себя ведут в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами - роль запретного плода играет любой предмет; 3) «Моя семья» - методика «социальный атом»: каждый по очереди выбирает членов группы и рассаживает их в пространстве так, как это, по его мнению, отражает в пространстве отношения эмоциональной близости между членами семьи, полученный рисунок обсуждается в группе; 4) «Скульптор» - один участник выступает в роли скульптора, то есть придает членам группы позы, которые выражают его представление об особенностях членов группы и их конфликтах; 5) «Чувства» - выразить или понять отношение к каждому члену группы; 6) «Моя группа» - выразить или понять свое отношение к членам группы, расставить их в пространстве. Физически расстояние характеризует степень эмоциональной близости.

Все переживания участников группы и результаты их действий являются предметом обсуждения в группе - предметом группового взаимодействия.

Упражнения на установление невербального контакта

1. Проводится в группе. Группа делится на подгруппы, в каждой из которых три человека. Эти люди будут выполнять роли испытуемого, экспериментатора, протоколиста. В ходе работы они могут поменяться ролями после двух серий эксперимента.

В первой серии протоколист выполняет пассивную роль наблюдателя за воздействием экспериментатора.

Экспериментатор просит испытуемого, сидящего в удобной позе против него, вспомнить человека, с которым ему (испытуемому) было приятно работать вместе. Экспериментатор смотрит на невербальное поведение испытуемого и просит его выполнить следующее задание, когда сам будет уверен, что запомнил невербальное поведение в ситуации припоминания приятного человека. Затем испытуемого просят вспомнить человека, с которым ему было неприятно работать. Экспериментатор наблюдает невербальное поведение испытуемого до тех пор, пока не убедится, что запомнил выражение его отношения к этому человеку. Затем он просит прервать припоминание и дает следующее задание: вспомнить свою совместную работу с человеком, к которому у него нейтральные чувства, как бы «нет никаких чувств». Испытуемый припоминает такого человека до тех пор, пока экспериментатор не запомнит его способа выражать свое отношение к такому человеку.

Затем наступает вторая серия эксперимента: испытуемый, не разглашая вслух, записывает на листе бумаги для протоколиста порядок, в котором он будет демонстрировать свое отношение к людям, естественно, что последовательность должна быть не такой, как в первой серии эксперимента. После каждой демонстрации состояния экспериментатор фиксирует на бумаге, не разглашая вслух, свое решение о том, какое состояние демонстрировал испытуемый. Затем записи сравниваются и обсуждаются. По аналогии со структурой этого задания можно сделать предметом демонстрации и последующего угадывания следующие объекты: один неодушевленный предмет из числа широко известных предметов; один предмет из серии одушевленных и неодушевленных предметов, например, после демонстрации думания о кошке и колбасе отгадать, о каком предмете думает человек; о дин из одушевленных предметов, например, после демонстрации думания о змее, крокодиле и корове отгадать, о каком существе думает человек; одного из литературных героев и т. п.

2. На установление невербального контакта при работе с группой. Выучите всей группой несколько коротких стихотворений, например, Агнии Барто. Затем, выбрав, любой из текстов, прочитайте его перед группой без слов. Задача группы - узнать соответствующий текст, объяснить, как он был узнан.

3. Один из участников составляет рассказ, используя следующие персонажи: Я, МЫ, ОНИ. Рассказ сообщается невербально. Задача группы - восстановить логику сюжета, последовательность событий, объяснить, как она восстановлена.

4. Три – пять человек выходят из аудитории и готовят задание для группы. Содержание задания представляет невербальную демонстрацию одного из сюжетов, которые сообщаются группе. Задача группы - отгадать сюжет и объяснить, как они принимали решение. Сюжеты: 1) Ящик Пандоры. 2) Нить Ариадны.3) Сизифов труд. 4) Полет Икара. 4) Авгиевы конюшни.

5. Три игрока садятся спиной к группе. Ведущий предлагает им думать об одной из объявленных группе тем. (Предварительно ведущий договаривается с одним из игроков о том, что он по его команде сменит тему). Через 3 минуты ведущий объявляет о смене тем для размышления. При этом вся группа знает, что только один из игроков должен поменять тему, а двое других тем не меняют. Задача группы - угадать в течение 5 минут после смены темы, кто из игроков стал думать по-другому. Примеры тем: соревнование, разлука, боль, борьба и др.

6. Ведущий предлагает одному из игроков выйти за дверь. Вся группа делится на 2 команды. Одна должна будет думать на одну тему, а другая - на синонимичную. Игрок входит в комнату, ведущий объявляет темы, игрок должен отгадать, на какие темы размышляют команды. Примеры тем: Север - Юг. Взрослый - Ребенок. Жизнь - Смерть. Любовь - Ненависть.

7. Передай предмет.

Ведущий договаривается с игроком-экспертом о том, какой предмет они будут передавать. Игрок невербальными средствами обрисовывает предмет и передает его в группу. Группа сидит так, что только один человек видит предмет. Этому человеку эксперт и передает предмет, тот передает следующему. Последний возвращает его эксперту, называя его. Затем в группе обсуждают свои впечатления от передаваемого предмета.

8.Отношение группы.

Один игрок выходит из класса. Ведущий предлагает всем выразить к нему отношение, при этом называются возможные виды отношений, и группа выбирает возможное (удивление, радость, разочарование). Когда игрок

входит в аудиторию, он должен угадать отношение, которое невербально

выразила группа.

9.Доклад.

Один игрок делает доклад на свободную тему перед группой. Задача группы – проявить один из видов отношений (отношение задается ведущим). Задача игрока – идентифицировать отношение, назвать его.

НЛП: навыки эффективной презентации Дилтс Роберт

Глава 7. Развитие навыков невербальной коммуникации

Определяет основные области невербальной коммуникации, имеющей отношение к презентации, и изучает необходимые навыки невербальной поддержки презентации.

Сообщения и метасообщения

Основные навыки невербальной коммуникации

Использование поведенческих микросигналов

Сообщения и метасообщения

Способность людей эффективно обучаться в группе зависит от их способности взаимодействовать друг с другом. Коммуникация между участниками группы осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне, и оба эти уровня влияют на поведение группы как целостного образования.

Используя невербальные методы, ведущий может распознавать и поощрять позитивное состояние, спонтанно возникающее в группе. Один из методов называется формирование. Формирование заключается в поощрении чего-то на уровне физиологии. В качестве примера можно рассказать историю про одного профессора психологии, который провел эксперимент с группой студентов университета. Он дал студентам инструкцию говорить комплименты или невербально выражать одобрение женщинам, одетым в красные свитеры. Они не должны были упоминать свитер как таковой, а говорить что-то вроде: «О, как вы сегодня хорошо выглядите» или просто им улыбаться. Примерно через неделю, когда профессор вошел в столовую, она была полна женщин, одетых в красные свитеры.

Понятно, что студенты, в свою очередь, решили проверить этот метод на профессоре. Они договорились, что, когда профессор будет находиться в одной половине аудитории, все будут зевать и изображать скуку, а когда он будет переходить в другую половину – все будут сидеть прямо, кивать головой и всячески изображать интерес. Через какое-то время профессор обнаружил, что перенес всю свою деятельность в одну половину аудитории!

Менеджеры часто используют подобные методы, но, как правило, они делают это неосознанно. Например, один из представителей высшего руководства компании IBM неосознанно использовал метод формирования, подводя людей к «открытию», что они согласны с его подходом. Когда он говорил с человеком, который рассуждал в сходном с ним направлении, он был прекрасным, очень активным слушателем, постоянно поддерживал контакт глазами, кивал головой и говорил: «О, правда?», «Это очень интересно», «Расскажите мне об этом поподробнее». Если человек начинал отклоняться от желательного для него направления, он смотрел невидящим взглядом и мычал: «Угу… угу». Это было все равно, что говорить с кирпичной стеной. Но как только человек возвращался в нужное русло, этот менеджер снова оживлялся и проявлял сильный интерес к ходу его рассуждений. И в конечном счете люди обнаруживали, что придерживаются сходного с ним образа мыслей, сами не зная почему.

Сигналы такого типа рассматриваются как метасообщения . В базовом процессе коммуникации осуществляется передача сообщений двух типов: содержания коммуникации и метасообщения, которое относится к более высокому уровню и является сообщением о содержании. Метасообщение – это сообщение о других сообщениях . Как правило, оно содержит информацию: а) о типе или уровне посланного сообщения; б) о состоянии человека; в) о взаимном статусе или отношениях участников группы. Люди также могут посылать метасообщения о тех сообщениях, которые они хотели бы получить (подобно описанному выше менеджеру из IBM ).

Метасообщения необходимы для интерпретации сообщений. Есть разница между тем, что человек сказал , и тем, что он намеревался сообщить. То есть полученное сообщение – это не всегда то же самое сообщение, которое намеревался послать отправитель. На практике коммуникация будет иметь для получателя тот смысл, который он «воспримет», независимо от намерений отправителя.

В управлении взаимодействием между сообщениями и метасообщениями участвуют три базовых процесса микрокоммуникации.

1. Использование навыков наблюдения и обратной связи для уменьшения расхождений между передаваемым и получаемым сообщениями.

2. Выбор и комбинирование сообщений и метасообщений.

3. Обеспечение того, чтобы микросообщения поддерживали макросообщение и вели коммуникацию в направлении нужного результата.

Сообщения и метасообщения

Влияние вербальной и невербальной коммуникации

В коммуникации можно выделить два типа сообщений:

1) вербальное содержание;

2) невербальные метасообщения, т. е. сообщения о характере посланного вербального сообщения.

– Метасообщения необходимы для интерпретации сообщений.

– Метасообщения часто бывают аналоговыми, например:

интонационное выделение определенной части предложения;

– В группе метасообщения часто содержат информацию об отношениях участников.

Основные положения

Эффективная коммуникация включает как сообщения, так и метасообщения. Метасообщение – это сообщение о других сообщениях, оно помогает получателю интерпретировать смысл сообщения. Метасообщения обычно указывают на контекст, состояние, отношения или уровень, в которых сообщение посылается или должно быть получено.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Я вижу, о чём вы думаете автора Наварро Джо

Глава первая Овладевайте секретами невербальной коммуникации Каждый раз, когда я обучаю людей языку тела, мне обязательно задают вопрос: «Джо, что побудило вас заняться изучением невербального поведения?» Скажу честно, я не мечтал об этом с детства и никакого особенного

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

За порогом рациональности: лингвоцентризм и парадоксы невербальной коммуникации Возрастание интереса представителей самых разных направлений психологии, поведенческих и социальных наук к изучению проблемы коммуникации в целом, невербальной коммуникации в

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Глава 28 Развитие социальных навыков Уилл, жизнерадостный десятилетний мальчик с синдромом Аспергера, учился в обычном классе. У него была хорошая успеваемость, но он ни с кем не заводил дружеских отношений. Родители занимались с ним по методике Floortime, но Уилл предпочитал

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Влияние невербальной коммуникации Переключение внутренних состояний и использование пространственных якорей для изменения убеждений позволяет также вспомнить о значимости невербальной коммуникации. Вербальные сообщения, или слова, являются лишь одной из

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Музыкальная терапия как средство невербальной коммуникации Знакомство Мы познакомились с Илюшей, когда он начал посещать занятия в группе детей раннего возраста. Ему было тогда 4 года. Я вела групповые музыкальные занятия и постоянно присутствовала как психолог.Илюша

автора Дилтс Роберт

Применение навыков наблюдения в коммуникации Навык, имеющий большое значение при проведении презентации, – умение наблюдать поведенческие сигналы, связанные с определенным отношением или реакцией. Отношение часто выражается в поведенческих микросигналах, и, когда вы

Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

Основные навыки невербальной коммуникации Действия, связанные с управлением отношениями между сообщениями и метасообщениями в контексте презентации, можно разделить на следующие группы.1. Выбор и группирование элементов содержания и метасообщений в целостном

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Глава 9. Развитие навыков решения задач Предположим, вы один едете в машине ночью по длинному неосвещенному участку шоссе, по которому лишь изредка проносятся машины, и вдруг слышите знакомое «чап-чап» - звук, издаваемый совершенно спущенной шиной. Вы сворачиваете на

Из книги Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания автора Кволс-Ридлер Кэт

Глава 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧУВСТВАМИВ детском возрасте многим из нас не разрешали открыто выражать свои чувства. Нам говорили примерно так: «Тебе хочется поплакать? Ну, теперь ты у меня действительно поплачешь!» Слезы, выражающие уязвимость

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Глава 4 Как научиться врать: развитие навыков обмана Как и у правды, у лжи существуют и свои нормы, и своя патология. Арнольд Голдберг Большинство людей, несмотря на известное выражение, не рождаются лжецами. Человек учится лгать опытным путем. Понятия правды и лжи

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Глава 1 О невербальной коммуникации Общение вербальное и невербальное является неотъемлемой частью взаимодействия людей. Коммуникация призвана способствовать взаимопониманию. Ни один человек не может представить свою жизнь вне общения. При общении друг с другом все

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

День 15. Развитие навыков В тренинге помимо самодисциплины развиваются и другие вещи, которые вроде бы к самодисциплине отношения не имеют, но здорово повышают вашу эффективность.Сегодняшняя задача – определить ключевые навыки, которые вы хотите в себе развить. Эти

Из книги Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика автора Ганнушкин Петр Борисович

Из книги Развитие навыков рисования и графического дизайна у людей с аутизмом, думающих картинками автора Грэндин Темпл

Развитие навыков рисования и графического дизайна у людей с аутизмом, думающих картинками Темпл ГрандинУниверситет штата КолорадоМой разум работает наподобие Картинок Google, и я мыслю фотореалистичными изображениями. Дети и взрослые, мыслящие визуально, в начальной

автора Страубе Е. А.

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Северный педагогический колледж»

Курсовая по психологии

Развитие невербального общения в детском возрасте в процессе игры

невербальный игровой дошкольный общение

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Система невербального общения занимает важное место в общей структуре общения.

Проблема восприятия и психологической интерпретации невербального поведения разрабатывалась в течение многих веков. Однако до настоящего времени данный вопрос остается освещенным лишь в незначительной степени. Литература предоставляет отрывочные сведения по его истории, поскольку детально разработку вопроса стали осуществлять сравнительно недавно (последние 40 лет).

Несмотря на это, в литературе можно встретить различные классификации невербальных средств общения, их характеристику, функции.

Невербальные средства являются существенным дополнением речевой коммуникации, делая этот процесс более открытым, так как известно, что, по некоторым данным, до 90% различной информации, в основном эмоционального характера, передается именно с помощью неречевых средств. По этой причине трудно переоценить роль невербалики в человеческом взаимодействии.

Невербальная коммуникация в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, преимущественно «работая» на подсознательном уровне психики. Оно является одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.

Теоретическая характеристика невербального компонента общения

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты .

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Хотя в подавляющем большинстве обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, как правило, не осознают, или мало осознают свое невербальное поведение. С другой стороны, по оценкам специалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку. При помощи языка тела люди передают до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия.

Это означает, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью донести эту информацию до сведения другого субъекта (получателя). Примерами могут быть жест, указывающий кому-то направление; взгляд, выражающий внимание к собеседнику; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т. д. А в другом случае отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть, например, признаки своего плохого настроения пли болезненного состояния, свою принадлежность к определенной нации или социальной группе и т. п.; а другие (получатели) тем не менее, такую информацию воспринимали. В этой связи оказываются полезными понятия «знак» и «сигнал».

Знак -- это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий в себе информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого.

Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю.

Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д. Здесь возможны несколько вариантов, так как сочетания осознанности-неосознанности и намеренности-ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый из них может занимать ту или иную позицию. Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осознанно, интерпретация полученной информации совсем не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи.

Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных функций.

Невербальное общение позволяет передать информацию:

о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;

о его физическом и психологическом состоянии;

об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

о возможных вариантах поведения и способах действии человека в тех или иных ситуациях;

о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.

о психологическом климате в группе и даже об обшей атмосфере в обществе;

особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т. д. [ 3]

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

Анестика или оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

внешний вид собеседника,

мимика (выражение лица),

пантомимика (позы и жесты).

Паралингвистика или околоречевая подсистема, включающая:

его диапазон,

тональность,

Экстралингвистика или внеречевая подсистема, к которой относятся:

темп речи,

смех и т.д.

Проксемика - пространственная подсистема (межличностное пространство).

Визуальное общение («контакт глаз»)

Особенности невербального общения дошкольников

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.

Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Процесс обучения невербальным средствам общения дошкольников включает основные этапы работы:

развитие мышц лица, тела;

ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Игровые приемы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:

«Как говорят части тела»

Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

«Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

«Сделай подарок»

Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает, все оживает…»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

«Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

«Люблю - не люблю»

Ход. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой - маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход. Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

«Магазин зеркал»

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети - это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

«Пойми меня»

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками - 1 - 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Жизнь в лесу»

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь -- тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда -- начали. Сейчас -- утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

«Добрые эльфы»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон -- дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую -- эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы -- подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

«Птенцы»

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? -- спрашивает воспитатель. -- Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Муравьи»

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики. Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так -- всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

«Театр теней»

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, -- объясняет взрослый. -- Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она -- наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы -- наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

«Ожившие игрушки»

Цель: развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

В этих играх дети общаются с помощью мимики, жестов и движениями тела, они развивают коммуникацию между дошкольниками, внимание и творчество. Дети должны видеть своих коллег, ставить себя в их положение, понять невербальную коммуникацию и реагировать соответствующим образом на запросы, должны быть в состоянии понимать и ответить на них без словесного общения.

Заключение

Общение играет очень важную роль в нашей жизни. Общение - это, прежде всего процесс, которым мы пользуемся и ощущаем ежедневно. Параллельно со словами идет обмен информацией и невербально.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Список литературы

1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками. - М.: Аркти., 2002 - 96с.

2. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. - СПб., 2001.

3. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации.- М, 1978.

4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.

5. Невербальная коммуникация. http://www.it-med.ru/library/v/verbalne.htm

6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Природа, сущность и история изучения невербального общения, его межнациональные особенности. Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения: кинесика, голосовые характеристики, такесика, проксемика.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Сущность невербального общения как наиболее древней и базисной формы коммуникации. Виды невербального общения. Роль невербального общения. Расстояние между собеседниками, как показатель отношения людей друг к другу. Национальный колорит в жестах.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Особенности невербального языка и общения. Пространство и время в качестве особой знаковой системы, их смысловая нагрузка. Размеры личной пространственной территории человека, ее основные зоны. Визуальный контакт как компонент невербального общения.

    реферат , добавлен 15.12.2016

    Структура невербального общения. Анализ невербального общения представителей разных национальностей. Экспериментальное выявление отличительных особенностей невербальной коммуникации людей разных национальностей, проживающих в Астраханской области.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2011

    Изучение системы психологических средств невербального общения актера на сценической площадке. Развитие актерского умения сценического жеста (на примере японского театра Ноо). Создание мимических этюдов на основе активизации кинестетического воображения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Сущность и функции невербального общения, непроизвольный (спонтанный) характер его возникновения. Особенности визуальной, акустической, тактильной и ольфакторной систем. Факторы, влияющие на невербальный язык и его элементы. Виды невербальных знаков.

    презентация , добавлен 22.10.2013

    Роль невербального компонента общения в акте коммуникации, структурное своеобразие его составляющих. Особенности межличностной дистанции и пространственного расположения. Психология невербального общения в деятельности юриста. Контакт глаз, поза и жесты.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2014

    Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.