Домой / Материалы / Чем отличается дефектолог от логопеда? В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами.

Чем отличается дефектолог от логопеда? В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами.

Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.

Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.

Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?

Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) - это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);
  • олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушений - умственной отсталости, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)
  • тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и вторичных нарушений развития);
  • сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).

Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед - это тоже дефектолог.

На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии. То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и в своей подготовке имеют много общего. Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития. Поэтому на практике часто оказывается, что в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).

Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано « », это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).

Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» — мало, «френос» — ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле. То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус - это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).

Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития. Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста - это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному). Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.

В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология». Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.

Какие выводы можно сделать?

  1. Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит - это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как , то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
  2. Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, и ). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри. Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
  3. Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
  4. При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки. Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).

ЦЛВ , дословно:ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

http: // www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html

Нашла в интернете:

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) *2

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

* 2 * Наименование должности "Логопед" в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Я и не претендую на должность логопеда в мед.учреждение. Я пытаюсь устроиться в общеразвивающий д/с.

Ввиду особенностей здоровья (нарушение или отсутствие слуха, зрения, недоразвитие нервной систему, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, проблемы с речью) некоторым детям с трудом удается подготовиться к школе, да и программу массовой школы такие дети освоить не могут. Им необходимо специально организованное обучение, которое проводят коррекционные педагоги.

Наверняка каждый слышал о логопеде и дефектологе. На первый взгляд, сложно понять, чем же отличаются эти два специалиста, и в каком случае следует к ним обращаться. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются.

Для начала, разберем, кто такой логопед , и чем он занимается.

На этот вопрос ответят многие, логопед ставит звуки. Но, помимо дефектов звукопроизношения, могут быть и другие речевые проблемы: быстрый или замедленный темп, запинки в речи, нарушение интонации, недостаточное развитие словарного запаса, ошибки при употреблении слов, при склонении по падежам и т. д. Как видим, постановка звуков отнюдь не единственная задача логопеда.

При постановке звуков особое внимание будет уделяться развитию правильного речевого дыхания, развитию подвижности артикуляционного аппарат, выработке правильного артикуляционного уклада и закреплению поставленного звука в различных позициях (слог, слово, предложение, связное высказывание). Бывает и так, что ребёнок не различает звуки на слух и путает их, если они сходны по артикуляции или звучанию. В этом случае уже будет нарушено и фонематическое (звуковое) восприятие речи. В этом случае логопед подберет задания, нацеленные на умение слышать определенный звук, выделять его из ряда других звуков и не путать с похожими звуками.

Если же у ребёнка присутствуют проблемы с оформлением речи, то работа будет направлена на расширение словарного запаса и на активное введение в речь новых слов. Кроме этого логопед научит ребёнок изменять слова по числам, родам, падежам, согласовывать слова между собой. Способствовать развитию понимание и использованию предлогов. Ну и, конечно же, логопед научит правильно строить фразы, составлять высказывания.

В школе перед логопедом, помимо исправления нарушений устной речи, стоит задача выявить и преодолеть трудности в овладении письменной речью (письмо и чтение). У многих деток, имеющих или имевших ранее речевые трудности, часто появляются специфические трудности в письменной речи (дисграфии и дислексии).

Если у ребенка есть проблемы с чтением, то логопед развивает не только технику чтения, но и понимание прочитанного, умение пересказать текст.

Работа над устранением ошибок при письме отличается от тех заданий, которые обычно дает учитель, логопеду важно правильно выявить причину, по которой ребёнок допускает ошибки (нарушение зрительного восприятия, слухового восприятия, фонематического анализа и т.д.) и помочь преодолеть эти трудности.

Как видим, логопедическая работа намного шире, чем кажется на первый взгляд, и ограничивается не только постановкой звуков.

Однако, даже самый опытный логопед не достигнет больших результатов работы, если ребёнок не может даже несколько минут посидеть на месте и послушать предлагаемые ему задания. Это происходит в случае если у ребёнка низкий познавательный интерес или недостаточный объем и концентрация внимания, и его отвлекает, то шум за стенкой, то пролетевшая за окном птица. А может ребёнок и вовсе плохо понимает обращенную к нему речь и тогда действительно ему совсем не интересно слушать, о чем там говорит ему логопед.

Во всех этих случаях можем говорить о неготовности ребёнка к обучению, вот тут то и необходима помощь дефектолога.

Дефектолог - это педагог, который работает с «особенными» детьми (дети с нарушениями: слуха, зрения, ОДА, интеллекта, психического развития), он помогает адаптироваться ребёнку в учебе, быту, социальной сфере, осуществляет всестороннее развитие ребёнка.

В зависимости от профиля дефектолог работает со слабослышащими и глухими детьми (сурдопедагог), со слабовидящими и слепыми детьми (тифлопедагог), с детьми имеющими нарушение интеллекта (олигофренопедагог).

Если ребёнок не слышит, или не видит, или имеет отклонения в интеллектуальном развитии, то традиционные занятия не принесут желаемых результатов. Учитывая особенности ребенка, дефектолог подберет необходимые методы, и приемы, с помощью которых будет происходить обучение. Например, глухому ребёнку поставили кохлеарный (слуховой) аппарат и теперь необходимо научить его говорить. Что делать, обратиться к логопеду? Возможно, но представьте, ребёнок долгое время не слышал, а тут он стал слышать, все звуки сливаются для него в неразборчивый шум, в котором разобраться невозможно. Становится понятно, что традиционная логопедическая работа будет тут малоэффективна. Ребёнка нужно научить жить в новых условиях. Этим- то и займется дефектолог-сурдопедагог. Постепенно, можно подключить и логопедические занятия, но основу в данном случае составит дефектологическая работа. Таким же образом будет и с незрячими детьми, и с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Не смотря на индивидуальные особенности детей, можно выделить основные направления работы дефектолога, это развитие и коррекция:

  • внимания (концентрация, устойчивость, объём, переключаемость зрительного и слухового внимания);
  • восприятия (цвета и формы, пространства (право, лево, выше ниже и т.д.), времени (часы минуты, времена года, сутки), картин, речи, человека);
  • памяти (расширяют объем памяти, развитие произвольной памяти);
  • мышления;
  • речи (устной, письменной);
  • моторики (различные массажи, упражнения на развития подвижности и направленные на снижение или повышение тонуса мышц, упражнения на развитие мелкой моторики);
  • слуха (при работе со слабослышащими детьми или с теми, у кого слуховой аппарат);
  • эмоционально-волевой сферы (помощь в осознании ребёнком своих чувств, развивают умение справляться с ними);
  • элементарных математических представлений (знакомство с числами, понятие о количестве (один, много), знакомство с величиной предметов, сравнение величин, знакомство с геометрическими формами и т.д.);
  • конструктивной деятельности (игры с конструкторами и кубиками).

Т.е мы видим, что дефектолог осуществляет общее развитие интеллекта ребёнка, готовит его к обучению и восприятию информации, учит взаимодействию с людьми.

Одним из направлений работы дефектолога является развитие и коррекция речи, так значит, логопед не нужен, если с ребёнком занимается дефектолог?

На самом деле нужен, потому что работа над речью строится по-разному. Дефектологу важно сформировать интерес ребёнка к речевому общению, научить использовать речь для общения, т.е. сформировать мотивацию к речи, после уже можно подключать логопеда, что бы он более детально проработал речь.

Есть еще специалист - логопед-дефектолог, т.е. человек, прошел обучение и как логопед, и как дефектолог, т.е. может работать с детьми с нарушениями.

Но, к сожалению, не всегда есть возможность работать с двумя специалистами одновременно и тогда логопеду приходится работать и над развитием мотивации и интереса к обучению, памяти, внимания и т. д, а уже потом осуществлять непосредственно логопедическую работу. Так и дефектологу при отсутствии логопеда придется работать над постановкой звуков и речи.

Так чем же отличается логопед от дефектолога?

Целью работы логопеда является четкая, хорошо интонированная грамотная речь.

Цель дефектолога всеобщее развитие ребёнка, обеспечить готовность ребёнка к обучению и его социализация.

Как видим, цель дефектолога шире, в то время как работа логопеда сфокусирована на речи.

В заключении, хотелось бы привести несколько наглядных примеров из практики:

Оля. К., 8 лет, бабушка привела девочку на консультацию к логопеду. В ходе обследования выяснилось, говорить только первыми слогами слов («Де и гу» девочка идет гулять), затрудняется выполнить простые просьбы, плохо ориентируется в пространстве, путает цвета и фигуры. Слабо развита моторика рук и общая моторика. Девочка не внимательна, легко отвлекается от задания, демонстрирует низкую работоспособность.

Конечно, в этом случае логопед порекомендовал обратиться за консультацией к дефектологу, неврологу, лору, окулисту. Так как для своего возраста девочка демонстрировала не очень хорошие результаты, и только логопедической работы будет не достаточно.

Костя.Ч. 5 лет. Мама привела мальчика на консультацию к логопеду с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики выяснилось, что у мальчика нарушено произношение звуков [ш][ж][р][л] [ч], кроме этого путает звуки заменяет звук [з] на звук [с]. При этом мальчик хорошо понимает обращенную к нему речь, в ответах на вопросы демонстрирует широкий кругозор, хорошо выполняет задания направленные на диагностику мышления, памяти, внимания.

Во втором примере мы видим, что дополнительной работы для развития ребёнка не требуется, достаточно просто будет поставить звуки и научить ребёнка различать звуки [с] и [з].

Еще один пример.

На консультацию к логопеду пришла девочка Алиса, 5 лет. В детском саду, где она обучается, педагоги проводили обследование, выявили отставание и посоветовали обратиться к логопеду или дефектологу. Ребенка привели в наш центр и логопед начала работу с малышкой. Обследование показало следующее: общее недоразвитие речи 3 уровня (т.е. нарушены все стороны речи), ЗПР. Речь у Алисы была невнятной, смазанной, многие звуки произносились межзубно, всего было нарушено и не сформировано 9 звуков. Словарный запас очень бедный, грубое нарушение грамматического строя речи (не различала мужской и женский род, все падежи, кроме именительного, смазаны, не понимала конструкции с предлогами). Ребенок не умел считать даже до 5, не знала цифр и букв. Задание «4 лишний» было недоступно для понимания. Лишним был тот предмет, который ребенку не нравился. Фонематическое восприятие было грубо нарушено. Составить даже простой рассказ по картинке девочка не могла, серию картин не понимала. Пример речи: «Алиса пошел парк». (Алиса пошла в парк). Родители сказали, что в саду девочка делает только то, что ей нравится, а то, что у нее плохо получается, даже не пытается сделать.

Логопед разработал план занятий, и начала не с постановки звуков, а с формирования познавательного интереса, с общего развития представлений о мире, с развития внимания, памяти и мышления. Поскольку в центре не было дефектолога, логопед взял эти задачи на себя. В идеале такому ребенку надо было бы посещать занятия двух специалистов: дефектолога и логопеда.

Дети – это наше будущее! Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок состоялся в жизни. И первым делом родителям нужно не только накормить, но и обеспечить правильное воспитание и развитие. Поэтому, если появляются малейшие отклонения в развитии дошкольника необходимо немедленно обратиться за помощью профессионалов. Такими специалистами являются дефектолог и логопед. Чтобы определить, какой специалист необходим малышу для коррекции навыков, нужно знать, чем может помочь дефектолог и логопед.

Дефектолог

Это учитель, который обучает детей, которые имеют физические или умственные отклонения в развитии. Профессия тесно сочетает в себе педагогику и медицину. Специалист становится лучшим другом для малыша и хорошим советником для его родителей. Цели и задачи специалиста:

  1. Мотивировать желание у детей учиться.
  2. Восполнить недостаток общих знаний, научить читать, грамотно писать, считать, общаться со сверстниками и взрослыми.

Ориентируясь на поставленную цель, дефектолог в работе с детьми выполняет следующие задачи:

  • Проводит диагностику с целью выявления степени их врожденных дефектов.
  • Проводит корректирующую работу, существующих отклонений, в развитии учащихся.
  • Проводит реабилитацию детей.
  • Проводит занятия в группах и индивидуальные.

Функции учителя-дефектолога: занятия с детьми основаны на использовании определенных методов и приемов. Проводятся консультации и собеседования с родителями детей находящихся на реабилитации. Выбор методики зависит от существующих проблем. Учитель дефектолог систематически повышает профессиональную квалификацию. Так, чтобы компенсировать развитие дошкольника в детском саду, основное внимание уделяется игровой деятельности, для школьников – чтению, письму, математике.

Ситуация в ходе диагностики должна быть благоприятной, дружелюбной, без посторонних и различных шумов, общение проходит в спокойной обстановке. У детей может быть поражена центральная нервная система. Врожденные или приобретенные нарушения психики отражаются на дальнейшем развитии. Чем раньше отклонения выявлены, тем больше вероятность их устранения. Поэтому исследования дифференцированы.

Для каждого составлен свой план работы . Если нужна помощь одновременно двух или более специалистов, существует междисциплинарное сотрудничество педагогов и врачей. Дефектолог каждому обеспечивает динамический мониторинг, по результатам которого можно сделать выводы об эффективности обучения. Также систематически проводится срез знаний.

Логопед

Логопеды – это специалист, получивший соответствующую подготовку. Учитель умеет диагностировать произношение, знает способы коррекции, а также проводит определенный курс обучения, предназначенный для осуществления индивидуального плана реабилитации каждого. Главная цель – развитие речевого аппарата . У некоторых детей возникают проблемы с произношением определенных звуков или слов. Дети, которые испытывают затруднения при произношении определенных звуков, могут исправить свое произношение с помощью логопеда. Задача логопеда помогать людям всех возрастов с различными нарушениями речи и языка.

Сходства профессий

Профессия дефектолога похожа по своей сути на профессию логопеда. Оба специалиста занимаются диагностикой, коррекцией, индивидуальной работой, обучением определенных навыков детей. Смежные профессии: психолог, учитель, врач, воспитатель детского сада. Специалисты должен расположить к себе и войти в доверие к детям на этапе реабилитации. Среди индивидуальных качеств, которыми должен обладать специалист выделяют:

  • Интуитивные способности для определения методологии, которая подходит для конкретного случая.
  • Преподаватель имеет высокий уровень интеллекта, правильно и четко формулирует свои мысли, имеет отличную память, умеет планировать и проводить занятие.
  • Общительность позволяет находить общий язык с детьми. Специалист умеет разговорить дошкольника и обладает талантом вести двусторонний диалог.
  • Наблюдение и забота помогают установить контакт с ребенком, определить план реабилитации.
  • Терпение, сильная нервная система, являются залогом эффективности и результативности обучения детей с физическими или умственными недостатками. Необходимо понимать, что работа дефектолога и логопеда – это не легкий труд. Квалифицированный специалист работает на результат.
  • Специалист должен иметь чувство такта, проявлять максимальную вежливость и осторожность при обращении с необычными детьми и их родителями.
  • Дефектолог и логопед – отзывчивые люди, которые приходят первыми на помощь детям. Они не остаются равнодушными к проблемам других людей.

Отличия

Дефектолог – широкое понятие. Логопед – узкая. Основное отличие этих двух специальностей в поставленной цели и мотиве реабилитации.

Цель дефектолога дошкольного или школьного заведения направлена на то, чтобы корректировать психическое развитие, помочь детям научиться выражать свои мысли, восстановить пробелы в знаниях. Специалист работает с особыми детьми, имеющими определенные отклонения в физическом и умственном развитии. К ним можно обращаться с маленькими детьми от 1 года .

Логопед работает с хорошо развивающимися детьми, у которых только проблемы с речью и произношением. Он помогает правильно развить речевой аппарат, корректировать речь. Занятие с логопедом не должно превратиться в наказание трехлетнего дошкольника. Логопед помогает детям и взрослым справиться с дефектами речи.

Вывод

Наука дефектология включает в себя несколько ключевых областей. К дефектологу обращаются если:

  1. У ребенка явное и незначительное отклонение слуха – занимается сурдопедагог.
  2. Необходима коррекция психического развития – занимается олигофренопедагог.
  3. Необходимо обучение детей с плохим зрением или слепых – занимается тифлопедагог.
  4. У ребенка основные показатели в пределах нормы, но есть нарушения речи, выявленные при произношении – занимается логопед.

Речь в контексте профессии логопеда – это физический процесс, с помощью которого мы словесно формулируем речь. Это метод общения, который использует голос и согласованные движения речевых артикуляторов (язык, губы, челюсть, зубы и так далее). Когда логопед обращается к терапии речи, он обучает человека координации речевой мускулатуры с помощью специальных упражнений.

Он работает над тем, чтобы научить их правильной артикуляции или размещению артикуляторов для производства определенных согласных и гласных звуков. Например, когда малыш неправильно произносит звук «ф», логопед объясняет, что нужно поместить язык, между верхними и нижними зубами, и дуть осторожно, а не осторожно прикусывать нижнюю губу. Как только малыш выучит правильное размещение, логопед практикует произношение одного только звука, затем на уровне слогов, во всех позициях коротких слов, переходит к много слоговым словам, затем к фразам, предложениям и, наконец, к разговору.

Исправление звука ошибки – длительный процесс , потому что человеку необходимы сознательные усилия. В конце концов, с практикой возникает мышечная память и переход от произвольной концентрации на звуке к непроизвольному переносу правильного произношения. Это можно сравнить с исправлением любой плохой привычки.

Р одители привели ребенка к логопеду с жалобой, что ребенок еще ничего не говорит (а возраст уже такой, что надо не просто говорить отдельные слова, но исторгать потоки слов). Логопед посмотрел малыша и говорит: «Я пока еще не нужен, сначала пусть поработает психолог, а потом, если что-то по моей линии появится, тогда уж и ко мне».
Согласитесь, ситуация почти абсурдная. Какой это логопед вот так своими руками отдаст неговорящего ребенка психологу? Хотя уже развивается так называемая оротерапия - растормаживание речи средствами психологической работы. А если это нарушения чтения и письма, объединяемые логопедами в «нарушения письменной речи»? Здесь такая ситуация может произойти? К сожалению, тоже пока еще нет.
А бывает ли так, что после логопедической работы, дабы, если можно так выразиться, придать блеск работе логопеда, призывают на помощь психолога? Тоже ситуация маловероятная, за исключением одного случая, когда необходима дополнительная психотерапевтическая поддержка родителям либо самому ребенку.
Когда речь идет о личностных или, по крайней мере, эмоциональных особенностях, логопед почти безоговорочно отдаст приоритет психологу. Во всех остальных случаях, которые не касаются «души», вряд ли «поделится». Почему это происходит? Где проходит в умах специалистов водораздел между логопедией (более строго, коррекционной педагогикой, которая раньше называлась дефектологией) и психологией?

НА ДВУХ СТУЛЬЯХ

Для начала определимся с дефинициями. Как известно, логопедия входит в общий блок педагогических дисциплин вместе с олигофренопедагогикой, тифло- и сурдопедагогикой. Все они объединены в общее понятие «коррекционная педагогика». Раньше, как уже отмечалось, эта область педагогической науки называлась «дефектология», что и закрепилось в названии подобного специалиста - «дефектолог». Таким образом, если разграничивать логопедию и психологию, то надо говорить в целом о дефектологии (это определение мне ближе, да и исторические корни надо уважать) и психологии.
Но здесь есть одна немаловажная поправка. В этот же блок входит и специальная психология, которая еще относится к разделу специальных педагогических дисциплин. Правда, в последнее время даже ведущие специалисты Института коррекционной педагогики (раньше - дефектологии) справедливо поставили вопрос о выделении специальной психологии в отдельную дисциплину - скорее психологическую, чем дефектологическую (педагогическую). И это правильно.
Таким образом, как бы в промежуток между той психологией, которой занимаются школьные психологи, и дефектологией вклинилась еще и специальная психология. Получается, что существует отдельная отрасль психологии (со своими объектом и предметом, методологией и методами с методиками), которая пока еще «сидит на двух стульях»: на педагогическом (немножко) и психологическом (все увереннее, даже в чисто юридическом плане).
Хотя суть дела это не меняет. И дефектологи, и «чистые» педагоги относят специальных психологов к «чистым» психологам. Для нас это разграничение очень важно. На мой взгляд, отличие психологии от специальной психологии достаточно условно и проходит по линии: общетеоретические вопросы психологии развития, сопровождение образования (экспертиза образовательных программ, образовательной среды, учебников и т.п.), нормативы развития ребенка, с одной стороны, и практическая работа с детьми, родителями и педагогами - с другой.
Как только речь заходит о конкретной, непосредственной работе с детьми и другими субъектами образовательного пространства, я считаю более правильным говорить именно о специальной, а не о практической психологии, поскольку на практике психологу приходится иметь дело исключительно с проблемами - детей, их родителей, а следовательно и педагогов, обучающих этих детей и «вправляющих мозги» их родителям.
И проблемы в обучении (то есть «включение» ребенка в образование и стандартная динамика усвоения знаний и развития) - тоже область специальной психологии как науки об оказании специализированной помощи всем, кто в ней нуждается. Как только возникают проблемы с присутствием ребенка в образовательной среде - милости просим к специальному психологу.
Вот мы и разобрались, по крайней мере, со специальной психологией.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ?

А что же логопедия (то есть дефектология)? Что отделяет ее от специальной психологии? Сказать просто, что логопедия занимается речью и всем «речевым», а специальная психология - психическими феноменами и психологией детей в образовательном пространстве, значит ничего не сказать. Действительно, разве не является наша речемыслительная деятельность (и логопеды с этим согласны) единой и неделимой? Значит, нужна совместная работа? Пока нет разграничения, это не вполне понятно.
Юридически и в плане профессиональной подготовки - это дисциплины «одного поля». Логопедия идет под кодом 031800 - педагогические науки (03), собственный код (18). Специальная психология - соответственно 031900. Совсем рядом.
Чтобы сделать еще один шаг в понимании общего и различного, необходимо вернуться в прошлое и рассмотреть, откуда вышла специальная психология и что мы имеем на настоящий момент.
Очевидно, что специальная психология одной ногой стоит в патопсихологии, основателями которой были отечественные психиатры и такие великие психологи, как Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия и их последователи. Именно в их работах (если не считать Л.С. Выготского, с которого все началось) речь идет о «проблемных» детях с точки зрения «клиники». Следует отметить, что о выраженных проблемах, как тогда говорилось, аномальных детей в рамках образования, в различных образовательных системах заговорили еще в 80-е годы XIX века, когда появились специализированные учреждения.
Список отечественных дефектологов и психиатров огромен, начиная с Г.Я. Трошина, Н.И. Озерецкого и других ученых. Конечно, необходимо сказать о М.П. Кононовой и С.Я. Рубинштейн, которые, с одной стороны, были клиницистами, а с другой - в своих работах тяготели к специальному образованию. Это как бы третий источник специальной психологии.
Как видно, и дефектология, и специальная психология имели огромный уклон в психиатрию и остаются «уклонистами» до настоящего времени. Но дефектология (в том числе и логопедия) имеет значительно более длительную историю развития по сравнению со специальной психологией. Мы помним еще мнение С.Я. Рубинштейн, фактически отрицающее какую-либо коррекционную работу психолога с детьми, признающее только лишь диагностическую - в помощь врачу. И такая ситуация длилась почти до середины 80-х годов XX века!
Здесь следует оценить тот поистине революционный шаг, который сделала К.С. Лебединская: она включила психологов в коррекционную работу с детьми с ранним детским аутизмом - одной из наиболее сложных категорий проблемных детей. Именно с Лебединской, пожалуй, надо начинать отсчет начала коррекционной деятельности психолога. Таким образом, работа психолога на поле специализированной помощи детям (не только коррекционной, но и, наверное, диагностической тоже) в условиях образования насчитывает немногим более тридцати лет.

НА ОДНОМ ПОЛЕ

Психологи ворвались в образовательную среду - туда, где все давно было «расфасовано», распределено между другими специальностями - в первую очередь, педагогическими. Ну о медицине и речи нет. Не секрет, что здравоохранение до сих пор «держит» психологов за «золушку», не давая ни охнуть, ни вздохнуть.
Но, как и любой другой области науки, психологии в образовательной среде, да еще в среде проблемных детей необходимы все атрибуты научной дисциплины: объект, предмет, методология и т.п. Иначе это не наука, а прислужница других областей знания, все это имеющих и правомерно считающих себя науками.
Чем же объединяются все эти атрибуты, что является «связующей субстанцией», своего рода «цементом»? На наш взгляд - это собственная терминология. Именно она и отграничивает смежные и даже отчасти взаимопроникающие дисциплины.
А что мы видим здесь? Психологи, по сути дела, пользуются терминами логопедов и педагогов: «задержка психоречевого развития», «дисграфия-дислексия» (последнее вообще медицинский термин). Не говоря уже о «нарушении речевого развития», «общем недоразвитии речи» - на все это логопеды справедливо обижаются. Да и работают психологи «с заиканием», «с мышлением» - фактически с той же речью, поскольку и речь и мышление теснейшим образом связаны, и в тех несложных в речевом плане случаях, к которым психологов «допускают» логопеды, - это одно и то же поле деятельности.
Таким образом, по крайней мере в этой ситуации психологи напрямую заимствуют и терминологию, и содержание деятельности логопедии. С другими смежными дисциплинами (медицина, педагогика) отношения те же самые - почти полное заимствование.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

Все это можно понять - слишком мало времени было у психологии, чтобы развернуть собственные знамена. Отсюда возникает настоятельная необходимость определить «богу - богово, кесарю - кесарево». И первое, что необходимо сделать на этом пути, - развести терминологию смежных дисциплин. Создать отдельную психологическую терминологию, может быть за исключением общих для всех слов, таких как «диагноз», «анамнез», «синдром» и некоторых других, прочно вошедших в специальную психологию.
Именно тогда появятся четкие «межевые» столбы. И не только в терминологии. Сразу же выделятся: и собственное содержание, и методология, и методики работы. Это касается и диагностики (еще один болевой момент). Ведь большинство методик специальной психологии впрямую заимствованы из дефектологии (большой поклон ей за это), используются логопедами и другими дефектологами. Что, в свою очередь, обижает психологов и точно так же требует определенных разграничений, по крайней мере стимульных материалов.
И только тогда можно будет говорить о реальном разграничении содержания дефектологии и специальной психологии.
Но в любом случае (как бы это ни принижало значения и не ущемляло психологической гордости) необходимо рассматривать психолога как вспомогательный субъект образования. Он, на мой взгляд, лишь помощник педагога, в том числе и логопеда. Подобную ситуацию следует распространить не только на специальное образование, где вообще дефектолог и логопед главные из главных, но и на общее образование.
В психологических центрах ситуация несколько иная, здесь уже психолог и логопед в равных позициях, хотя и не совсем (исключительно из-за недостаточной профессиональной подготовки психолога). Можно сказать, что психолог подготавливает базу, создает необходимые психологические предпосылки для эффективной и более успешной деятельности логопеда, дефектолога, педагога.
Опираясь на этот, не побоюсь сказать, методологический подход, можно понять и роль психолога в совместной работе с логопедом. Она должна быть не столько вспомогательной, сколько создающей основу (естественно, психологическую) для логопедической работы. Именно здесь, на мой взгляд, и проходит основное разграничение логопедической и психологической деятельности.
И не зря в названии статьи возникает метафора айсберга. Действительно, логопед работает, в первую очередь, с видимой частью айсберга под названием «ребенок» - оттачивает, шлифует до блеска вершину, то бишь феноменологию. В то же время психолог должен создать ту гигантскую «подводную» базовую часть, за счет которой айсберг не перевернется и будет дальше гордо плыть в безбрежном образовательном пространстве.